Вестленд Уэссекс
Уэссекс | |
---|---|
![]() | |
Бывший HU.5 Королевского флота Уэссекса из коллекции исторических вертолетов, 2022 г. | |
Роль | Вертолет |
Национальное происхождение | Великобритания |
Производитель | Вестленд Эйркрафт Вестленд Вертолеты |
Первый полет | 20 июня 1958 г. |
Введение | 1961 |
Ушедший на пенсию | 2003 ( Королевские ВВС ) |
Основные пользователи | Королевский флот Королевские ВВС Королевский флот Австралии Уругвайская военно-морская авиация |
Произведено | 1958–1970 |
Количество построенных | 382 |
Разработано на основе | Сикорский H-34 |
Westland Wessex — британская разработка Sikorsky H-34 с турбинным двигателем . Он был разработан и производился по лицензии компанией Westland Aircraft (позже Westland Helicopters ). Одним из основных отличий от H-34 Сикорского была замена поршневой силовой установки на турбовальный двигатель. Ранние модели оснащались одним двигателем Napier Gazelle , а в более поздних моделях использовалась пара двигателей de Havilland Gnome .
Первоначально «Уэссекс» производился для Королевского флота (RN), а затем для Королевских ВВС (RAF); Также было произведено ограниченное количество гражданских самолетов, а также некоторые продажи на экспорт. «Уэссекс» работал как противолодочный и служебный вертолет; Пожалуй, больше всего он известен благодаря использованию в качестве поисково-спасательного вертолета (SAR). Этот тип поступил на вооружение в 1961 году и имел срок службы более 40 лет, прежде чем был выведен из эксплуатации в Великобритании в 2003 году.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]
В начале 1950-х годов компания Sikorsky разработала S-56, улучшенную версию S-55, которая поступила на вооружение США под названием H-19. В 1952 году ВМС США заключили контракт на S-56, поступивший на вооружение как HUS-1, армия разместила контракт в 1955 году как H-34, а Корпус морской пехоты - в 1957 году (как HUS-1). [1] В 1962 году эти имена были стандартизированы для использования H-34 с дополнительными префиксами и буквами в соответствии с системой обозначений США. [2] Важным фактом является то, что Westland уже создала версию предшественника S-56, S-55, под названием Westland Wirlwind . [2]
В 1956 году построенный в Америке самолет S-58 был отправлен в Великобританию для компании Westland для использования в качестве образца самолета. Первоначально собранный с Wright Cyclone , он был продемонстрирован британским вооруженным силам, что привело к предварительному заказу для Королевского флота. [3] Для британского производства он был модернизирован с использованием одного двигателя Napier Gazelle турбовального , который впервые поднялся в воздух в этой конфигурации 17 мая 1957 года. [4] Более легкий (на 600 фунтов) двигатель «Газели» потребовал некоторого перераспределения веса. построенный в Уэссексе Первый серийный XL727 , и получивший обозначение Wessex HAS.1 , совершил первый полет 20 июня 1958 года. [4] Первые серийные Wessex HAS1 были доставлены в авиацию флота Королевского флота (FAA) в начале 1960 года; «Уэссекс» был первым вертолетом ФАУ, который был специально разработан с нуля как противолодочная платформа. [5]
В эксплуатации Wessex оказался значительным улучшением по сравнению со старым Westland Whirlwind . Решение Westland об установке современной газотурбинной силовой установки дало Wessex большую грузоподъемность, стало тише и создавало меньше вибрации, причем последнее качество было очень полезно при оказании помощи раненым во время полета. Двигатель «Газели» обеспечивал быстрый запуск и, следовательно, более быстрое реагирование. [5] «Уэссекс» также мог действовать в широком диапазоне погодных условий, в том числе ночью, отчасти благодаря использованию автопилота. Те же самые качества, которые сделали Wessex хорошо подходящим для противолодочной роли, также пригодились для поисково-спасательных операций (SAR), для которых этот тип стал широко использоваться. [5]
Дальнейшее развитие
[ редактировать ]
Усовершенствованный вариант Wessex HAS.3 пришел на смену HAS.1 в противолодочной роли; у него был более мощный радар и лучшая авионика, большая мощность двигателя, улучшенные навигационные характеристики и более совершенная система вооружения; первоначальный HAS.1 был переназначен на выполнение поисково-спасательных операций. [5] Штурмовой вариант коммандос Wessex HU.5 также разрабатывался как боевой транспортный вертолет; ВМФ он был развернут на десантных кораблях , таких как авианосец коммандос HMS Albion , и использовался для перевозки Королевской морской пехоты . [6] Wessex HU.5 был оснащен спаренными двигателями de Havilland Gnome , которые обеспечивали почти вдвое большую мощность, чем исходная модель HAS.1, и значительно расширяли ее дальность полета. Это позволило ему работать в более широком диапазоне условий; в 1970-х годах HU.5 также начал использоваться для поисково-спасательных операций. [5]
В качестве противолодочного вертолета «Уэссекс» мог быть либо оснащен гидролокатором погружения для обнаружения и отслеживания подводных лодок, либо вооружен глубинными бомбами или торпедами ; одиночный «Уэссекс» не мог искать и атаковать подводные лодки, поскольку это было за пределами его грузоподъемности. Именно это ограничение вскоре заставило Королевский флот искать более мощный вертолет, который мог бы обеспечить такую возможность. В конечном итоге это привело к тому, что компания Westland приступила к адаптации и производству еще одного вертолета, разработанного Сикорским, — Westland Sea King . [7] [8]
Wessex также использовался в качестве вертолета общего назначения для Королевских ВВС, для перевозки войск, санитарной авиации и наземной поддержки. «Уэссекс» был первым вертолетом Королевских ВВС, на котором был возможен полет по приборам и, следовательно, ночные операции. [9] В отличие от флота ВМС Уэссекса, который в основном состоял из ранних одномоторных моделей, ВВС Великобритании потребовали, чтобы все вертолеты Уэссекса были двухмоторными; это было основным фактором, повлиявшим на решение Королевских ВВС отказаться от принятия на вооружение бывших вертолетов FAA Wessex, поскольку ВМС перешли на более новый Sea King. [10]
Операционная история
[ редактировать ]Великобритания
[ редактировать ]
Обзор
[ редактировать ]«Уэссекс» впервые использовался Королевским военно-морским флотом, который ввел в эксплуатацию Wessex HAS.1 в 1961 году. Удовлетворившись благоприятными первоначальными характеристиками «Уэссекса», но стремясь улучшить его авионику и оборудование, ВМС вскоре начали настаивать на разработке улучшенного HAS.3 , поступившего на вооружение в 1967 году. В оперативном отношении более молодые модели будут использоваться для выполнения ключевых задач противолодочной борьбы и транспортировки коммандос, в то время как более старые и менее функциональные модели обычно будут использоваться на наземных базах для поиска. и спасение (SAR). [5]
ВВС Великобритании стали оператором Уэссекса в 1962 году; Эти вертолеты, используемые для спасательных операций в воздухе-море или в горах, помогли сделать Wessex особенно известным самолетом службы и способствовали спасению многих жизней за время его эксплуатации. В качестве одной из постоянных обязанностей британских ВВС несколько вертолетов Уэссекса постоянно находились в режиме ожидания для реагирования на чрезвычайную ситуацию, возникшую в пределах 40 миль от британского побережья, в течение 15 минут в дневное время, в ночные часы это время реагирования сокращалось до 60 минут. [11] Вертолеты Уэссекса, предназначенные для поисково-спасательных операций, также дислоцировались за границей, например, на Кипре . [12] Качества Wessex были описаны как «идеальные для полетов в горах». [13]

«Уэссекс» часто использовался на поле боя в качестве грузового транспорта; Помимо доставки припасов и оборудования, «Уэссекс» мог также перевозить небольшие группы войск. [14] В оперативном отношении «Уэссекс» мог поднимать меньше вертолетов «Бристоль Бельведер» ВВС Великобритании , но был более надежным и требовал меньшего обслуживания; таким образом, когда в конце 1960-х годов «Бельведер» был выведен из эксплуатации, эскадрильям Уэссекса часто поручали выполнять свои прежние обязанности по поддержке британской армии на разовой основе. [15] В крупномасштабных вертолетных штурмовых операциях этот тип может сопровождаться самолетами Hawker Siddeley Harrier ВВС Великобритании . [16] Вариант Westland Sea King HC.4 начал заменять Wessex в этом качестве с конца 1970-х годов, хотя перевозки войск продолжались и в конце 1990-х годов. [17]
Служба «Уэссекса» включала долгосрочное командирование в Гонконг и Северную Ирландию для поддержки операций внутренней безопасности, выполнения транспортных задач и миссий по наблюдению. [18] В Северной Ирландии использование вертолетов для снабжения оказалось жизнеспособной альтернативой уязвимым автоколоннам; Операции на этом театре военных действий привели к использованию различной оборонительной техники и мерам противодействия угрозе, исходящей от стрелкового оружия и переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК). [19]
Вертолеты Уэссекса также использовались Королевским отрядом Королевских ВВС для перевозки VIP-персон , включая членов британской королевской семьи ; [12] в этой роли вертолеты получили обозначение HCC.4 и по сути были похожи на HC.2 , отличия включали модернизированный интерьер, дополнительное навигационное оборудование и расширенные программы технического обслуживания. [20] И принц Филипп , и принц Чарльз были обученными пилотами из Уэссекса; иногда они выступали в качестве членов летного экипажа, а также были пассажирами на борту VIP-услуг. [21] В 1998 году «Уэссекс» был заменен в этой роли арендованным в частном порядке Sikorsky S-76 . [22]
Операции военного времени
[ редактировать ]
В 1962 году возник международный кризис , поскольку Индонезия угрожала конфронтацией по вопросу Брунея , которого не было в недавно сформированной Малайской Федерации . К февралю 1964 года большое количество вертолетов RAF и RN, в том числе Westland Wessex, действовало с баз в Сараваке и Сабахе, чтобы помочь отрядам армии и морской пехоты, сражающимся с партизанскими силами, проникшими из Индонезии через ее тысячемильную границу с Малайзией . После снятия большей части противолодочного оборудования для облегчения самолета, во время кампании на Борнео «Уэссекс» обычно эксплуатировался как транспортный вертолет, способный переправлять до 16 солдат или 4000-фунтовый полезный груз непосредственно на линию фронта. [23] Наряду с Westland Scout , Wessex стал одной из основных рабочих лошадок кампании, примерно половина из которых эксплуатировалась непосредственно с наземных баз и регулярно чередовалась с кораблями, размещенными на судах RN, стоящих у берега. [24] [25] Благодаря этим операциям Вертолетные силы коммандос получили прозвище « Джунгли » . [26]
Около 55 самолетов Westland Wessex HU.5 участвовали в Фолклендской войне , сражаясь в Южной Атлантике в 1982 году. 21 мая 1982 года самолеты Wessex HU.5 845-й эскадрильи поддерживали высадку британцев на Восточных Фолклендах. Этот тип активно использовался на протяжении всего конфликта для перевозки и переброски британского спецназа, в том числе членов Специальной воздушной службы (SAS) и Специальной лодочной службы (SBS). [12] Всего во время Фолклендской кампании было потеряно девять Уэссекса (восемь HU.5 и один HAS.3). [27] Два HU.5 из 845-й эскадрильи разбились на леднике Фортуна в Южной Георгии контейнеровоза Atlantic Conveyor . во время попытки эвакуации членов SAS во время снежной бури, шесть из HU.5 Wessex 848-й эскадрильи были потеряны при потоплении [28] а HAS.3 на борту HMS Glamorgan был уничтожен, когда корабль был поражен ракетой Exocet . [29]
Выход на пенсию
[ редактировать ]Последние находящиеся на вооружении Великобритании были сняты с вооружения в 2003 году, это были модели HC2, используемые ВВС Великобритании. [30]
Гражданские операции
[ редактировать ]
Гражданская версия вертолета Wessex 60 также была изготовлена и поставлена ряду гражданских эксплуатантов, в том числе Bristow Helicopters , одному из крупнейших операторов вертолетов в мире. [31] Бристоу управлял ими с различных аэродромов и вертолетных площадок Великобритании для поддержки растущей нефтяной промышленности Северного моря , пока они не были выведены из эксплуатации в 1982 году.
Австралия
[ редактировать ]
В апреле 1961 года Королевский военно-морской флот Австралии (RAN) объявил, что они выбрали Westland Wessex в качестве стандартного служебного вертолета на своих кораблях, и о своем намерении приобрести около 30 вертолетов для противолодочного патрулирования, эвакуации раненых и обеспечения связи флота. [32] RAN официально приняло первые два из 27 вертолетов Wessex в сентябре 1963 года; [33] 817-я эскадрилья была первой, кто использовал этот тип; «Уэссекс» и его система гидролокаторов для погружения быстро оказались самой эффективной противолодочной платформой, когда-либо существовавшей в РАН. [34] [35]
«Уэссекс» стал крупным оперативным сдвигом для авиации флота , позволив RAN приступить к переоборудованию авианосца HMAS Melbourne в противолодочную платформу. [36] В типичных авианосных операциях Уэссекс будет использоваться во время запуска и восстановления самолетов в качестве охранного вертолета; во время противолодочного патрулирования обычная процедура заключалась в том, чтобы один «Уэссекс» находился в воздухе для активного прикрытия корабля, а второй был полностью вооружен и готов к операциям. Такая схема использовалась во время переброски войск HMAS Sydney во Вьетнам в 1960-х годах. [35] Еще одной ценной ролью этого типа стало выполнение поисково-спасательных вылетов; В 1974 году несколько вертолетов Уэссекса участвовали в оказании помощи в Дарвине после циклона Трейси . [35]
Хотя «Уэссекс» оказался слишком большим, чтобы его можно было эффективно использовать с большинства эсминцев РАН, он оказался хорошо подходящим в качестве десантно-транспортного вертолета с тяжелых десантных кораблей и более крупных судов. [37] К 1980 году «Уэссекс» больше не использовался для противолодочных операций, его заменил в этом качестве более совершенный и способный «Вестленд Си Кинг» . Вместо этого оставшиеся вертолеты Уэссекса были оставлены для выполнения второстепенных функций в качестве охраны самолетов, поисково-спасательной платформы и вертолета общего назначения. [35] [38] Тип снят с вооружения в 1989 году. [39]
Полет боевой птицы
[ редактировать ]В 2019 году один списанный Wessex HU.5 был восстановлен до летного состояния после того, как последний раз летал 30 лет назад. После 10 000-часовой экспертной реставрации HU5 XT761/G-WSEX снова поднялся в воздух в Сомерсете, Англия. [30]
Варианты
[ редактировать ]

- Уэссекс HAS.1
- Утилита RN, противолодочная борьба, позже только спасательная операция в воздухе и на море, построено 140 штук, некоторые позже преобразованы в HAS.3.
- Уэссекс HC.2
- Авианосец ВВС Великобритании вместимостью до 16 военнослужащих, один прототип переоборудован из HAS1 и построено 73 экземпляра.
- Уэссекс HAS.2
- Поисково-спасательные преобразования RAF.
- Уэссекс HAS.3
- Противолодочный вариант РН с улучшенной авионикой с обтекателем в хвостовой части фюзеляжа, 3 самолета новой постройки и 43 переоборудованных из HAS.1
- Уэссекс HCC.4
- VVIP транспорт для Полета Королевы , построено два
- Уэссекс HU.5
- Военный транспортер RN, на борту находились 16 морских пехотинцев , построено 101 человек.
- Уэссекс 31А
- Королевского флота Австралии Модель противолодочной борьбы , построено 27 экземпляров. После поставки обновлен до 31B.
- Уэссекс [40] 31Б
- Обновленная модель противолодочной борьбы для ВМС Австралии.
- Уэссекс 52
- Военно-транспортная версия HC.2 для ВВС Ирака , построено 12 штук.
- Уэссекс 53
- Военно-транспортная версия HC.2 для ВВС Ганы , построено два экземпляра.
- Уэссекс 54
- Военно-транспортная версия HC.2 для авиакрыла Брунея, построено два.
- Уэссекс 60
- Гражданская версия Wessex HC.2, построено 20 штук.
Известные несчастные случаи
[ редактировать ]- G-ASWI – Вертолеты Бристоу. Разбился (Северное море) в августе 1981 г.; нет выживших
- Два вертолета Westland Wessex HU 5 из 845-й морской авиационной эскадрильи разбились на леднике Фортуна 22 апреля 1982 года во время Фолклендской войны . [41]
- XR524 (RAF) - разбился в августе 1993 года в Северном Уэльсе из-за отказа рулевого винта , в результате чего погибли трое из семи находившихся на борту.
Операторы
[ редактировать ]Военные операторы
[ редактировать ]
Внешние видео | |
---|---|
![]() | |
![]() |
- Королевский флот Австралии [42]
- 723-я эскадрилья РАН (HC-723) [43]
- 725-я эскадрилья РАН [44]
- 816-я эскадрилья РАН (HU-816) [43]
- 817-я эскадрилья РАН (HS-817) [44]
- Имперская школа летчиков-испытателей [47]
- Королевские ВВС [49]
- № 18-я эскадрилья RAF [50]
- № 22-й эскадрильи RAF [50]
- № 28-я эскадрилья RAF [50]
- № 32-я эскадрилья RAF [51]
- № 60-я эскадрилья RAF [52]
- № 72-й эскадрильи RAF [50]
- № 78-й эскадрильи RAF [50]
- № 84-й эскадрильи RAF [53]
- № 103-й эскадрильи RAF [54]
- Полет королевы [51]
- Летная школа № 2 РАФ [47]
- № 202-й эскадрильи RAF
- № 240 Отряд оперативного переоборудования РАФ [55]
- Подразделение поисково-спасательной подготовки [55]
- Королевский флот [56]
- Передовые эскадрильи
- 814-я военно-морская авиационная эскадрилья [57]
- 815-я военно-морская авиационная эскадрилья [57]
- 819-я военно-морская авиационная эскадрилья [57]
- 820-я военно-морская авиационная эскадрилья [57]
- 826-я военно-морская авиационная эскадрилья [44]
- 829-я военно-морская авиационная эскадрилья [57]
- 845-я военно-морская авиационная эскадрилья [58]
- 846-я военно-морская авиационная эскадрилья [59]
- 847-я военно-морская авиационная эскадрилья [60]
- 848-я военно-морская авиационная эскадрилья [61]
- Эскадрильи второй линии
- 700H военно-морская авиационная эскадрилья [44]
- 700В Морская авиационная эскадрилья [44]
- 706-я военно-морская авиационная эскадрилья [57]
- 706B военно-морская авиационная эскадрилья [44]
- 707-я военно-морская авиационная эскадрилья [61]
- 737-я морская авиационная эскадрилья [62]
- 771-я военно-морская авиационная эскадрилья [63]
- 772-я морская авиационная эскадрилья [63]
- 781-я военно-морская авиационная эскадрилья [44]
- Передовые эскадрильи
Гражданские операторы
[ редактировать ]Самолет на выставке
[ редактировать ]
- Австралия
- N7-202 — HAS.31 на выставке в Дарвиновском музее авиации в Дарвине, Северная территория . [66]
- N7-203 - HAS.31B на выставке в Обществе реставрации исторических самолетов в Парксе, Новый Южный Уэльс . [67]
- N7-204 — HAS.31B на выставке в Австралийском национальном музее авиации в Мельбурне . [68]
- N7-214 — HAS.31B на выставке в Австралийском центре авиационного наследия (Qld) в Кабулчере , Квинсленд . [69] [70]
- N7-216 - Выставлен в Австралийском национальном морском музее в Сиднее. [71]
- N7-217 — HAS.31A на выставке в Квинслендском музее авиации в аэропорту Калаундра , Квинсленд . [72]
- N7-221 — экспонируется в Национальном музее ветеранов Вьетнама в Ньюхейвене, штат Виктория . [73]
- N7-222 — HAS.31B на выставке в Обществе реставрации исторических самолетов в Альбион-Парк-Рейл , Новый Южный Уэльс . [67]
- N7-224 — HAS.31B на выставке в Южно-Австралийском музее авиации в Порт-Аделаиде , Южная Австралия . [74]
- N7-226 — HAS.31 на выставке в Музее авиации флота в Навре , Новый Южный Уэльс . [75]
- Германия
- XR527 - HC.2 на выставке Hermeskeil Aviation в Хермескейле , Рейнланд-Пфальц. [76]
- XT670 - HC.2 на выставке Hermeskeil Air Show в Хермескейле, Рейнланд-Пфальц. [76]
- Великобритания


- XM328 - HAS.3 выставлен в Музее вертолетов в Уэстон-сьюпер-Мэр , Сомерсет. [77]
- XM330 - HAS.1 выставлен в Музее вертолетов в Уэстон-сьюпер-Мэр, Сомерсет. [78]
- XP142 — HAS.3 на хранении в Музее авиации флота в Йовиле, Сомерсет . [79]
- XR525 - HC.2 на выставке в Музее Королевских ВВС Косфорд в Косфорде, Шропшир . [80] [81]
- XR528 - HC.2 на статической выставке в Морайвиа в Кинлоссе, Морей . [82]
- XR529 - HC.2 ранее отображался как RAF Aldergrove Gate Guardian , [83] в настоящее время выставлен в тюрьме Крамлин-Роуд в Белфасте , Северная Ирландия . [83] \
- XS481-HU.5 на выставке в Музее авиации Южного Йоркшира , Донкастер . [84]
- XS482 - HU.5 на выставке в Историческом музее ВВС Мэнстона в Рамсгейте , Кент. [85]
- XS508 - HU.5 на хранении в Музее авиации флота в Йовиле, Сомерсет. [86]
- XS511 — HU.5 на выставке в Музее военной авиации Тангмера в Тангмере , Западный Суссекс. [87]
- XS863 - HAS.1 на выставке в Имперском военном музее Даксфорда в Даксфорде, Кембриджшир . [88] [89]
- XT466 - HU.5 на статической выставке в Морайвиа в Кинлоссе, Морей. [82]
- XT482 - HU.5 на выставке в Музее авиации флота в Йовиле, Сомерсет. [90]
- XT486 - HU.5 на выставке в Музее авиации Дамфриса и Галлоуэя в Дамфрисе , Дамфрисе и Галлоуэе. [91]
- XT604 — HC.2 на выставке в аэропарке Ист-Мидлендс в Касл-Донингтоне , Лестершир . [92]
- XT761 - HU.5 готов к полетам с компанией Historic Helicopters в Чарде, Сомерсет . [93]
- XT765 - HU.5 на хранении в Музее авиации флота в Йовиле, Сомерсет. [94]
- XT771 - HU.5 на хранении у компании Historic Helicopters в Чарде, Сомерсет. [93]
- XV720 — HC.2, используемый в рамках курса Culham Laser Gaming недалеко от Дидкота, Оксфордшир . [95]
- XV728 — HC.2 на выставке в Ньюаркском музее авиации в Уинторпе, Ноттингемшир . [96]
- XV732 - HCC.4 выставлен в Музее Королевских ВВС в Лондоне. [97] [98]
- XV733 - HCC.4 выставлен в Музее вертолетов в Уэстон-сьюпер-Мэр, Сомерсет. [99] [100]
- WA0561 - Wessex 60 на выставке в Музее вертолетов в Уэстон-сьюпер-Мэр, Сомерсет. [99] [101]
- Уругвай
- XR522 – HC.2 в Музее аэронавтики Коронеля (Авиатора) Хайме Мерегалли в Сьюдад-де-ла-Коста, Канелонес . [ нужна ссылка ]
Технические характеристики (Уэссекс HC.2)
[ редактировать ]Данные Westland Aircraft с 1915 года. [102]
Общие характеристики
- Экипаж: два пилота (гражданский самолет типа 60 Wessex допущен к работе в одиночном режиме). [103] )
- Вместимость: 16 военнослужащих или 8 носилок.
- Длина: 65 футов 10 дюймов (20,07 м)
- Высота: 15 футов 10 дюймов (4,83 м)
- Пустой вес: 8340 фунтов (3783 кг)
- Полная масса: 13 500 фунтов (6 123 кг)
- Силовая установка: 2 de Havilland Gnome H.1200 Mk.110/111 турбовальных двигателя , мощностью 1350 л.с. (1010 кВт) каждый (общая мощность ограничена 1550 л.с. (1160 кВт) [4] )
- Диаметр несущего винта: 56 футов 0 дюймов (17,07 м)
- Площадь несущего винта: 2463 кв. футов (228,8 м ). 2 )
Производительность
- Максимальная скорость: 132 миль в час (212 км/ч, 115 узлов)
- Крейсерская скорость: 122 миль в час (196 км/ч, 106 узлов)
- Дальность: 310 миль (500 км, 270 миль) на стандартном топливе.
- Практический потолок: 12 000 футов (3700 м)
- Скорость набора высоты: 1650 футов/мин (8,4 м/с).
Заметные появления в кино
[ редактировать ]Уэссексы изобразили визуально похожих чокто CH-34 в фильме Стэнли Кубрика 1987 года «Цельнометаллическая оболочка» . [104] В качестве вертолетов использовались Wessex 60, гражданская версия Wessex HC.2. Они оснащены спаренным двигателем-близнецом de Havilland Gnome. [105] с характерным длинным носом и одним большим выхлопом турбины с каждой стороны, что отличает их от CH-34. XT761 был показан в четвертом сезоне сериала «Корона», изображая Тома Бирна в роли принца Эндрю, посещающего королеву. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Sikorsky S-58 - Исторический архив Игоря Сикорского» . Проверено 7 августа 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Сикорский С-55, С-56 и С-58» . www.airvectors.net . Проверено 7 августа 2024 г.
- ^ "Уэссекс" Рейс 1957 г. стр.837
- ^ Jump up to: а б с Тейлор 1965, стр.169.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Вертолет Уэссекса». Архивировано 14 января 2014 года на Wayback Machine royalnavy.mod.uk , дата обращения: 14 января 2014 года.
- ^ Макгоуэн 2005, с. 84.
- ^ Пламондон 2010, с. 74.
- ^ Макгоуэн 2005, стр. 84–85.
- ^ Историческое общество Королевских ВВС, 2000, стр. 83.
- ^ Историческое общество Королевских ВВС, 2000, стр. 95–96.
- ^ Движение 1991, с. 201.
- ^ Jump up to: а б с Кроуфорд 2003, с. 38
- ^ Историческое общество Королевских ВВС, 2000, стр. 72–73.
- ^ Историческое общество Королевских ВВС, 2000, стр. 37–38.
- ^ Рипли 2008, стр. 42–43.
- ^ Историческое общество Королевских ВВС, 2000, стр. 42.
- ^ Рипли 2008, стр. 43, 51.
- ^ Историческое общество Королевских ВВС, 2000, стр. 44–48.
- ^ Рипли 2008, с. 44.
- ^ Пигготт 2005, стр. 174–175.
- ^ Пигготт 2005, с. 179.
- ^ Пигготт 2005, стр. 180, 188.
- ^ Данстан 2003, стр. 14–15.
- ^ Фаулер 2006, стр. 18, 39.
- ^ Рипли 2008, с. 42.
- ^ «Вертолетные силы коммандос | Королевский флот» .
- ^ Берден и др. п. 188.
- ^ Берден и др. 1986, с. 287.
- ^ Бенсон, стр.305
- ^ Jump up to: а б «Бывший RN Wessex снова поднялся в воздух» . www.key.aero . 14 марта 2019 года . Проверено 22 мая 2024 г.
- ^ Харрисон, Нил. «Крупнейший в мире авианосец вертикального взлета и посадки». Flight International , 1 мая 1969 г., с. 725.
- ^ «Военно-морской флот выбирает вертолеты Великобритании». Эпоха , 21 апреля 1961 г. с. 5.
- ^ «Вертолеты для ВМФ». The Age , 13 сентября 1963 г., с. 4.
- ^ «Военно-морской флот формирует эскадрилью вертолетов». The Age , 13 июня 1963. с. 6.
- ^ Jump up to: а б с д «История 817-й эскадрильи». navy.gov.au, дата обращения: 15 февраля 2014 г.
- ^ Грей 2008, с. 229.
- ^ "История 723-й эскадрильи". navy.gov.au, дата обращения: 15 февраля 2014 г.
- ^ «Вертолеты: требуется общая роль». Sydney Morning Herald , 14 октября 1980 г., с. 6.
- ^ «Наследие – Уэссекс» . Ассоциация авиации флота Австралии. Архивировано из оригинала 28 мая 2018 года . Проверено 28 мая 2018 г.
- ^ navy.gov.au/aircraft/westland-wessex-31b
- ^ 22 апреля: Два вертолета потеряны на Южной Георгии - Королевская военно-морская ассоциация (получено 12 июня 2022 г.)
- ^ «Мировой рынок вертолетов, 1968 г., стр. 48» . Flightglobal.com . Проверено 10 марта 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Маршалл 1990 , с. 51.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Стертивант и Балланс 1994 , с. 363.
- ^ «Мировой рынок вертолетов, 1968 г., стр. 49» . Flightglobal.com . Проверено 10 марта 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Мировой рынок вертолетов, 1968 г., стр. 52» . Проверено 10 марта 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Галлей 2001, с. 82
- ^ Вестленд Уэссекс XR525
- ^ «Вестленд Уэссекс РАФ» . Проверено 10 марта 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Галлей 1980, с. 355.
- ^ Jump up to: а б Дональд, Дэвид. «Westland Wessex HCC.4: Вертолеты Queen's Flight выходят на пенсию» . World Air Power Journal, том 34, осень 1998 г. Лондон: Aerospace Publishing. п. 29. ISBN 1-86184-019-5 . ISSN 0959-7050 .
- ↑ 60-я эскадрилья. Архивировано 1 мая 2013 года в Wayback Machine . Королевские ВВС . Проверено 2 апреля 2013 г.
- ^ Эшворт 1989, с. 162.
- ^ Галлей 1980, с. 140.
- ^ Jump up to: а б Галлей 2001, с. 84
- ^ «Воздушное подразделение флота Вестленд-Уэссекс» . Проверено 10 марта 2013 г.
- ^ Берден и др. 1986, с. 271.
- ^ Берден и др. 1986, с. 279.
- ^ Jump up to: а б Берден и др. 1986, с. 283.
- ^ Берден и др. 1986, с. 267.
- ^ Jump up to: а б Берден и др. 1986, с. 280.
- ^ Jump up to: а б «ВВС мира 2004» . Flightglobal Insight. 2014 . Проверено 27 октября 2014 г.
- ^ «Рынок вертолетов 1967 года, стр. 65» . полет . Проверено 27 октября 2014 г.
- ^ «Досье по планеру – Sikorsky-Westland Wessex HAS.31, серийный номер N7-202 RAN, серийный номер WA0202» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 14 июня 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Информационный бюллетень за март 2019 г.» (PDF) . ХАРС . Март 2019 года . Проверено 15 июня 2019 г.
- ^ «Досье по планеру – Sikorsky-Westland Wessex HAS.31B, серийный номер N7-204 RAN, серийный номер WA0204» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 15 июня 2019 г.
- ^ «Вестленд Уэссекс Mk31B N7-214» . Австралийский центр авиационного наследия Qld Inc. Проверено 15 июня 2019 г.
- ^ «Westland Wessex Mk31B ex RAN N7-214 до AAHC Qld» . Боевые птицы онлайн . 24 июля 2017 года . Проверено 15 июня 2019 г.
- ^ Кама, Николь; Эдвелл, Пенни (15 декабря 2011 г.). «Объект недели» . Австралийский национальный морской музей . Проверено 14 июня 2019 г.
- ^ Каскелли, Рон (2 ноября 2016 г.). «WESTLAND WESSEX HAS MK 31A N7-217 MSN WA217» . Квинслендский музей авиации . Проверено 14 июня 2019 г.
- ^ «Уэссексский вертолет» . Национальный музей ветеранов Вьетнама . Проверено 14 июня 2019 г.
- ^ «Вестленд Уэссекс» . Южно-Австралийский музей авиации . Проверено 14 июня 2019 г.
- ^ «Досье на планер – Sikorsky-Westland Wessex HAS.31, серийный номер N7-226 RAN, серийный номер WA0226» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 14 июня 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Домашняя страница» . Flugausstellung . Проверено 17 июня 2019 г.
- ^ «Досье по планеру – Sikorsky-Westland Wessex HAS.3, серийный номер XM328 RN, серийный номер WA0009» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 14 июня 2019 г.
- ^ «Досье по планеру – Sikorsky-Westland Wessex HAS.1, серийный номер XM330 RN, серийный номер WA0011» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 14 июня 2019 г.
- ^ «Уэссекс HAS.3 (XP142)» . Музей авиации флота . Проверено 14 июня 2019 г.
- ^ «Вестленд Уэссекс HC2» . Музей Королевских ВВС . Проверено 14 июня 2019 г.
- ^ Симпсон, Эндрю (2010). "WESTLAND WESSEX HC Mk.2 XR525" (PDF) . Музей Королевских ВВС . Проверено 14 июня 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «НАШИ ЭКСПОНАТЫ» . Морайвия . Проверено 15 июня 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Приземление вертолета Уэссекса в тюрьме Крамлин-роуд» . Опыт тюрьмы Крамлин-Роуд, мероприятия, свадьбы и аренда площадок . 15 января 2019 года . Проверено 24 июня 2022 г.
- ^ «Музей самолетов Южного Йоркшира | Список самолетов» . АэровенчерСЯМ . Проверено 18 декабря 2022 г.
- ^ «Экспонаты самолетов и кабин пилотов» . Музей истории Королевских ВВС Мэнстона . Проверено 14 июня 2019 г.
- ^ «Вестленд Уэссекс HU5 (XS508)» . Музей авиации флота . Проверено 14 июня 2019 г.
- ^ «Вестленд Уэссекс Вертолет» . Музей военной авиации Тангмера . Проверено 14 июня 2019 г.
- ^ "ВЕСТЛЕНД ВЕССЕКС ХАС1" . Имперский военный музей . Проверено 14 июня 2019 г.
- ^ «Досье по планеру – Sikorsky-Westland Wessex HAS.1, серийный номер XS863 RAF» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 14 июня 2019 г.
- ^ «Вестленд Уэссекс HU5» . Музей авиации флота . Проверено 14 июня 2019 г.
- ^ «ВЕССЕКС HU.5 XT486» . Музей авиации Дамфрис и Галлоуэй . Проверено 14 июня 2019 г.
- ^ «ЭКСПОНЕНТЫ АЭРОПАРКОВ» . Аэропарк Ист-Мидлендс . Проверено 14 июня 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «НЭВИ УЕССЕКС» . Исторические вертолеты . Проверено 6 июля 2020 г.
- ^ «Уэссекс HU.5 (XT765)» . Музей авиации флота . Проверено 14 июня 2019 г.
- ^ «Уэссекс HC.2 (XV720)» . Транспортная фотография МКТ . Проверено 3 апреля 2022 г.
- ^ «Список самолетов» . Ньюаркский музей авиации . Проверено 14 июня 2019 г.
- ^ «Вестленд Уэссекс HCC4» . Музей Королевских ВВС . Проверено 14 июня 2019 г.
- ^ Симпсон, Эндрю (2017). «ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ [XV732]» (PDF) . Музей Королевских ВВС . Проверено 14 июня 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «[Без названия]» . Вертолетный музей . Архивировано из оригинала 30 октября 2018 года . Проверено 14 июня 2019 г.
- ^ «Досье по планеру – Sikorsky-Westland Wessex HCC.4, серийный номер XV733 RAF, серийный номер WA0628» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 14 июня 2019 г.
- ^ «Досье по планеру — Sikorsky-Westland Wessex 60-Series 1, c/n WA0561, c/r G-17-3» . Воздушные визуальные эффекты .
- ^ Джеймс 1991, стр. 362, 364.
- ^ Harrison Flight International , 1 мая 1969 г., с. 727.
- ^ Роуз, Ллойд (28 июня 1987 г.). «Стэнли Кубрик на расстоянии» . Вашингтон Пост . Проверено 11 октября 2007 г.
- ^ Стоукс, Питер (1987). От цыгана до драгоценного камня . Фонд наследия Роллс-Ройса . п. 88. ИСБН 095117102X . Историческая серия № 10.
Библиография
[ редактировать ]- Аллен, Патрик. Уэссекс . Эйрлайф, 1988. ISBN 1-85310-050-1 .
- Эшворт, Крис. Энциклопедия современных эскадрилий Королевских ВВС . Веллингборо, Великобритания: Патрик Стивенс Лимитед, 1989. ISBN 1-85260-013-6 .
- Бенсон, Гарри (2012). Катайся . Лондон: Книги Стрелы. ISBN 978-0-09956-882-7 .
- Берден, Родни А. и др. Фолклендские острова: Воздушная война . Британская исследовательская группа авиации, 1986 г. ISBN 0-906339-05-7 .
- Кроуфорд, Стивен. Военные вертолеты двадцать первого века: боевые корабли сегодня . Зенит Выходные данные, 2003. ISBN 0-76031-504-3 .
- Данстан, Саймон. Вьетнамские вертолеты: Вертолеты в бою 1950–1975 гг . Издательство Оспри, 2003. ISBN 1-84176-796-4 .
- Фаулер, Уилл. Секретная война Великобритании: индонезийская конфронтация 1962–66 . Издательство Оспри, 2006. ISBN 1-84603-048-X .
- Грей, Джеффри. Военная история Австралии . Издательство Кембриджского университета, 2008. ISBN 0-52169-791-3 .
- Харрисон, Нил. «Крупнейший в мире авианосец вертикального взлета и посадки» . Flight International , 1 мая 1969 г., стр. 725–727.
- Галлей, Джеймс Дж. Эскадрильи Королевских ВВС . Тонбридж, Кент, Великобритания: Air Britain (Historians) Ltd, 1980. ISBN 0-85130-083-9 .
- Хэлли, Джеймс Самолеты Королевских ВВС от XA100 до XZ999 Тонбридж, Кент, Великобритания: Air Britain (Historians) Ltd , 2001. ISBN 978-0-85130-311-6
- «Вертолеты в Королевских ВВС». [ постоянная мертвая ссылка ] Историческое общество Королевских ВВС , 18 октября 2000 г.
- Джеймс, Дерек Н. Вестленд Самолеты с 1915 года . Лондон: Патнэм, 1991. ISBN 0-85177-847-X .
- Макгоуэн, Стэнли С. Вертолеты: иллюстрированная история их влияния . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO, 2005. ISBN 1-85109-468-7 .
- Мотум, Джон. Аэронавигационное обозрение Патнэма . Издательство Военно-морского института, 1991. ISBN 1-55750-676-0 .
- Овчачик, Михал и Суса, Карел. Westland Wessex: Rotary Wings Line , 1-е издание 1998 г., 4+ публикации, Прага, Чехия, (на английском языке) ISBN 80-902559-0-6 .
- Пиггот, Питер. Королевский транспорт: взгляд изнутри на историю британских королевских путешествий . Дандурн, 2005. ISBN 1-55488-285-0 .
- Пламондон, Аарон. Политика закупок: военные закупки в Канаде и вертолет Sea King . ЮБК Пресс, 2010. ISBN 0-77485-910-5 .
- Рипли, Тим. 16 десантно-штурмовая бригада: история британских сил быстрого реагирования . Издательство Каземат, 2008. ISBN 1-84415-743-1 .
- Робертсон, Брюс. Серии британских военных самолетов 1878–1987 гг . Лестер, Англия: Публикации округов Мидленд, 1987. ISBN 0 904597 61 Х
- Стертивант, Р; Балланс, Т (1994). Эскадрильи авиации флота . Тонбридж Air-Britain (Historians) Ltd. , Кент, Великобритания: ISBN 0-85130-223-8 .
- Тейлор, Джон В.Р. (редактор). Самолеты всего мира Джейн, 1965–66 . Лондон: Сэмпсон Лоу, Марстон, 1965.
- Тетфорд, Оуэн. Британские военно-морские самолеты с 1912 года . Лондон: Патнэм, 1978. ISBN 0-370-30021-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]