СС Атлантический конвейер
![]() Атлантический конвейер приближается к Фолклендским островам. Примерно 19 мая 1982 года.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Атлантический конвейер |
Оператор | Кунард Лайн |
Строитель | Swan Hunter , Тайн и Уир, Великобритания |
Запущен | 25 августа 1969 г. |
Завершенный | Март 1970 г. |
Идентификация | Номер ИМО : 6926036 |
Судьба |
|
Общие характеристики | |
Тип | Контейнеровоз |
Тоннаж | 14 946 брт |
Длина | 695 футов (212 м) |
Луч | 92 фута (28 м) |
Черновик | 9,1 м [ 2 ] |
Движение | 4 паровые турбины, 2 гребных винта [ 2 ] |
Скорость | 23 узла (43 км/ч; 26 миль в час) |
Atlantic Conveyor — британский торговый корабль, зарегистрированный в Ливерпуле, реквизированный во время Фолклендской войны .
воздушного базирования 25 мая 1982 года он был сбит двумя аргентинскими ракетами AM39 Exocet , в результате чего погибло 12 моряков. Atlantic Conveyor затонул во время буксировки 28 мая 1982 года.
Место крушения внесено в список в соответствии с Законом о защите военных остатков 1986 года . [ 3 ]
История
[ редактировать ]Atlantic Conveyor 14 950 тонн водоизмещением представлял собой контейнеровоз , принадлежавший компании Cunard . Он был построен вместе с шестью другими контейнеровозами, каждый из которых имел префикс Atlantic и плавал под разными национальными флагами разными компаниями для консорциума Atlantic Container Line .
Вместе со своим однотипным кораблем Atlantic Causeway , Atlantic Conveyor был реквизирован Министерством обороны в начале Фолклендской войны через систему STUFT – Ships Taken Up From Trade. Из-за нехватки времени, решения о том, что корабль не является «ценным объектом», а также разногласий по поводу законности вооружения вспомогательных сил, Atlantic Conveyor не был оснащен ни активной, ни пассивной системой защиты. [ 4 ]
Корабли использовались для перевозки грузов для оперативной группы Королевского военно-морского флота, посланной британским правительством для освобождения Фолклендских островов от аргентинской оккупации. Отправляясь к острову Вознесения 25 апреля 1982 года, Atlantic Conveyor перевез груз из шести Wessex вертолетов из 848-й военно-морской авиационной эскадрильи и пяти самолетов Chinook HC.1 британских ВВС из 18-й эскадрильи RAF . На Вознесении она взяла восемь самолетов ВВС флота Sea Harrier ( 809-я эскадрилья ) и шесть RAF Harrier GR.3 прыжковых самолетов .
Один «Чинук» из рейса B № 18-й эскадрильи Королевских ВВС покинул Atlantic Conveyer для поддержки операций на Вознесении. Оставив самолет на хранении, она отправилась в Южную Атлантику. По прибытии с Фолклендских островов в середине мая все «Харриеры» были выгружены на авианосцы; GR.3 перешли на HMS Hermes , а Sea Harrier были разделены между существующими эскадрильями на Hermes и HMS Invincible . Вместе с дополнительным самолетом на Гермесе Lynx HAS.2 поднялся и припарковался вертолет на авиабазе Atlantic Conveyor 20 мая 1982 года .
25 мая 1982 года (в тот же день, когда погиб HMS Coventry ) «Атлантик Конвейер» был сбит двумя [ 4 ] Ракеты AM39 Air Launched Exocet, выпущенные двумя реактивными истребителями Super Étendard ВМС Аргентины . Миссию возглавляли капитан корвета Роберто Курилович (позывной «Тито»), летавший на Super Etendard 0753/3-A-203, и его ведомый, лейтенант военного корабля Хулио Барраза (позывной «Лео»), летавшие в 0754/3- А-204 [ 5 ] — оба из 2-й воздушной охотничьей и штурмовой эскадрильи .
Оба «Экзосета» врезались в «Атлантик Конвейер» в левую четверть корабля. Существуют противоречивые сведения о том, взорвались ли боеголовки после проникновения в корпус корабля. [ 6 ] или при ударе. [ 1 ] Свидетель принц Эндрю сообщил, что обломки вызвали «брызги в воде примерно на расстоянии четверти мили». Он сказал, что этот инцидент «был опытом, который я никогда не забуду… ужасным». [ 7 ] Все выжившие были доставлены на HMS Hermes .
Поскольку и топливо, и боеприпасы хранились под палубой, зажигательный эффект несгоревшего топлива ракет вызвал неконтролируемый пожар. Когда огонь потух, корабль был взят на абордаж, но ничего не обнаружено. Находясь на буксире реквизированного буксира Irishman , Atlantic Conveyor затонул ранним утром 28 мая 1982 года. Шесть Westland Wessex , три Boeing Chinook и Westland Lynx были уничтожены огнем; [ 8 ] были спасены только один «Чинук» (ZA718 « Браво Ноябрь ») и один «Вестленд Уэссекс». [ 9 ] Потеря этих вертолетов означала, что британским войскам пришлось идти пешком через Фолклендские острова, чтобы вернуть Стэнли . [ 10 ]
Двенадцать человек погибли на транспортном средстве Atlantic Conveyer . [ 1 ] включая капитана корабля капитана Яна Гарри Норта , посмертно награжденного Крестом за выдающиеся заслуги (DSC). [ 11 ] Корабль был первым британским торговым судном, потерянным в море в результате вражеского огня со времен Второй мировой войны .
Корабль-заменитель был построен на Тайнсайде .
Экипаж
[ редактировать ]На судне находился экипаж торгового флота из 33 человек. В их число входили 12 офицеров (капитан, старший помощник, второй помощник, третий помощник, радист, главный механик, второй механик, два третьих инженера, четвертый инженер, электрик и казначей), 10 старшин. (боцман, четыре механика, два старших повара, второй повар и пекарь, второй повар и второй стюард) и 11 рядовых (пять моряков, три смазчика и три помощника стюарда). Из 12 человек, погибших при затоплении Atlantic Conveyer , шесть были из торгового флота , трое из вспомогательного Королевского флота и трое моряков из Королевского флота .
В качестве последнего места упокоения останков погибших, затонувший корабль объявлен охраняемым местом в соответствии с Законом о защите военных останков 1986 года.
Офицерский бар на теплоходе Atlantic Conveyor , построенном в 1984 году в Суон-Хантере, Уоллсенд, назван «Северным баром» в честь капитана Яна Норта.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Чарльз Засуха – NP 1840 Потеря Атлантического конвейера (2003) ISBN 1-901231-41-0
- Комиссия по расследованию гибели конвейера SS Atlantic
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Комиссия по расследованию (ОТЧЕТ): Потеря конвейера SS Atlantic (PDF) . 21 июля 1982 года. Архивировано из оригинала (PDF) 12 октября 2012 года . Проверено 28 сентября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «СС Атлантический Конвейер [+1982]» . www.wrecksite.eu . 28 августа 2008 года . Проверено 13 марта 2023 г.
- ^ Обозначение в соответствии с Законом о защите военных останков 1986 года 2008/950 SI , Управление информации государственного сектора , Национальный архив . Проверено 17 июля 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б Эванс, Майкл (11 декабря 2007 г.). «Правовые опасения оставили Atlantic Conveyer беззащитной» . Таймс . Лондон.
- ^ «Аргентинская авиация на Фолклендских островах» . Британияs-smallwars.com. Архивировано из оригинала 23 февраля 2009 года . Проверено 16 декабря 2011 г.
- ^ Чант, Кристофер (2001). Воздушная война на Фолклендских островах 1982 года . Оксфорд: Издательство Osprey. п. 55. ИСБН 978-1-84176-293-7 .
- ^ «Принц Эндрю говорит об ужасах Фолклендских островов» . Глазго Геральд . 14 ноября 1983 г. с. 2.
- ^ «Британская авиация потеряна - Фолклендская война 1982 года» . www.naval-history.net .
- ^ Королевские ВВС (2010). «Королевские ВВС CH47 Чинук 'Браво Ноябрь' » . Королевские ВВС . Архивировано из оригинала 5 апреля 2011 года . Проверено 6 марта 2011 г.
- ^ «Атлантический конвейер – подумайте об обороне» . www.thinkdefence.co.uk . 20 марта 2016 г. Проверено 25 мая 2022 г.
- ^ Браун, Пол (2021). Покинуть корабль: реальная история затонувших во время Фолклендской войны . Издательство Оспри . п. н/д. ISBN 9781472846426 . Проверено 28 сентября 2021 г.
50 ° 40' ю.ш., 54 ° 28' з.д. / 50,667 ° ю.ш., 54,467 ° з.д.
- Контейнеровозы
- Торговые суда Соединенного Королевства
- Кораблекрушения Фолклендской войны
- Морские инциденты в 1982 году
- Корабли Фолклендской войны Соединенного Королевства
- Защищенные затонувшие корабли Соединенного Королевства
- корабли 1969 года
- Корабли, построенные Swan Hunter
- Корабли, построенные на реке Тайн
- Корабли, потопленные аргентинской авиацией
- Торговые суда, потопленные самолетами