Браво ноябрь
Браво ноябрь | |
---|---|
![]() | |
Браво Ноябрь выпускает сигнальные ракеты во время операции над Афганистаном в 2006 году. | |
Тип | Боинг Чинук HC6A |
Производитель | Boeing Vertol |
Строительный номер | Б-849/МА-030/М-7001 |
Серийный | ЗА718 |
Радиокод | Браво Ноябрь (BN) |
Владельцы и операторы | Музей Королевских ВВС |
В эксплуатации | 1982 г. и HC.1– 2022 г. и HC.4 |
Судьба |
|
Сохранено в | Музей Королевских ВВС Косфорд |



«Браво Ноябрь» — оригинальный идентификационный код, нанесенный на самолет британских ВВС Boeing Chinook HC6A с военным серийным номером ZA718 . Это был один из первых 30 самолетов, заказанных ВВС Великобритании в 1978 году, и с тех пор он находится в эксплуатации. За свою историю он несколько раз модернизировался и теперь обозначается как планер HC6A. За 39-летний срок службы вертолета он участвовал в каждой крупной операции с участием ВВС Великобритании. С 1982 года он служил на Фолклендских островах, в Ливане, Германии, Северной Ирландии, Ираке и Афганистане. Четверо пилотов этого самолета были награждены Крестом за выдающиеся заслуги перед командованием «Браво Ноябрь».
Впервые он привлек внимание широкой общественности из-за того, что он пережил Фолклендскую войну . В апреле 1982 года «Браво Ноябрь» вместе с тремя другими «Чинуками» был погружен на борт контейнеровоза MV Atlantic Conveyor, направлявшегося на Фолклендские острова в рамках операции «Корпоратив». Atlantic Conveyor был поражен ракетой Exocet , уничтожив судно вместе с грузом. Браво Ноябрь в то время выполнял задание в воздухе и сумел приземлиться на HMS Hermes , получив прозвище «Выживший» . Это был единственный исправный тяжелый вертолет, доступный британским войскам, участвовавшим в боевых действиях. Первый из четырех крестов летных заслуг прибыл для действий на Фолклендских островах. Самолет является экспонатом выставки в Музее Королевских ВВС в Косфорде .
Конструкция и позывной
[ редактировать ]Тридцать «Чинуков» были заказаны британским правительством в 1978 году по цене 200 миллионов долларов США. [ 1 ] Эти вертолеты должны были стать британскими вариантами самолета Boeing американского CH-47 Chinook . ZA718 был одним из последних HC1, полученных ВВС Великобритании в феврале 1982 года. В 1980-х годах армия США представила модернизированный Chinook, CH-47D с усовершенствованиями, включая модернизированные двигатели, композитные лопасти несущего винта, перепроектированную кабину для уменьшения рабочей нагрузки пилотов, резервирование и улучшение. электрические системы, усовершенствованная система управления полетом (СУО) и усовершенствованная авионика. [ 2 ] Обозначением RAF для этого нового стандарта самолетов было Chinook HC2, а ZA718 стал первым планером RAF, переоборудованным в 1993–94 годах. [ 3 ] Браво Ноябрь неоднократно переоборудовался и модернизировался за время службы в британских вооруженных силах. От оригинального самолета сохранилось лишь несколько частей, хотя «основной фюзеляж, табличка с техническими данными производителя в кабине и серийный номер ВВС Великобритании ZA718, четко изображенный на задней части самолета, остаются навсегда». [ 4 ]
За всю свою карьеру самолет имел ряд позывных и обозначений. Он имел строительный номер Boeing B-849 и номер планера RAF ZA718, который до сих пор виден в задней части самолета. [ 5 ] Кодовый номер эскадрильи самолета менялся в зависимости от эскадрильи, в которой он служит. Самым известным кодом был «Браво Ноябрь» (BN, произносится как в фонетическом алфавите НАТО ), который он имел во время Фолклендской войны и с тех пор ассоциируется с ним. [ 5 ]
Карьера
[ редактировать ]Браво Ноябрь сделал выдающуюся карьеру в Королевских ВВС, участвуя во всех конфликтах за последние 30 лет, и четыре его пилота были награждены крестом за выдающиеся летные заслуги за действия, находясь за штурвалом самолета. [ 6 ]
Фолклендская война
[ редактировать ]В апреле 1982 года «Браво Ноябрь» был погружен вместе с тремя другими «Чинуками» на борт контейнеровоза MV Atlantic Conveyor, направлявшегося на Фолклендские острова . «Чинуки» вместе с другими вертолетами, а также всем оборудованием и запасами второй линии для ремонта и технического обслуживания были отправлены на Фолклендские острова, чтобы возглавить высадку там британских десантов. Перед отлетом из Великобритании с четырех «Чинуков» сняли лопасти несущего винта и поместили их внутрь, а затем самолет поместили в «банановые мешки», прорезиненные куртки для их защиты. По пути к Фолклендским островам лопасти «Чинуков» переоборудовали находившиеся на борту техники 18-й эскадрильи Королевских ВВС. Это была первая попытка такого подвига в море. 25 мая 1982 года второй из двух «Чинуков» только что прошел процесс переоборудования. [ 7 ] когда Atlantic Conveyor был атакован и охвачен огнем двумя ВМС Аргентины Super Étendards , которые выпустили две Exocet ракеты морского движения . Один из этих «Чинуков», «Браво Ноябрь», в это время находился в воздухе с заданием, забирая груз с HMS Glasgow . Таким образом, судно удалось избежать возгорания и последующего затопления через три дня. Браво Ноябрь позже приземлился на авианосце HMS Hermes , получив прозвище «Выживший». [ 8 ] Из-за быстрого распространения огня и дыма на борту Atlantic Conveyor после удара Exocet не удалось управлять ни одним из вертолетов, оставшихся на палубе корабля. [ 9 ]
В результате удара по Атлантическому конвейеру британские войска остались только с одним работоспособным тяжелым вертолетом, к которому не было запасных частей, руководств по эксплуатации, смазочных материалов и инструментов. Несмотря на это, он смог перевезти около 1500 военнослужащих, 95 раненых, 650 военнопленных и 550 тонн груза. Первый Крест летных заслуг был вручен за действия в Фолклендской войне. ZA718 выполнял ночное задание, когда командир эскадрильи Дик Лэнгуорси и его второй пилот лейтенант Энди Лоулесс спустились после потери видимости из-за сильного снегопада и врезались в море на скорости около 100 узлов (175 км/ч) из-за неисправного высотомера. . В результате удара выбросили брызги, которые затопили воздухозаборники двигателя, но Лэнгуорси и его второй пилот сумели вернуть вертолет в воздух. Фюзеляж был поврежден, антенна потеряна, дверь второго пилота оторвана. Хотя дверь второго пилота отсутствовала, экипаж «Браво Ноябрь» не мог ориентироваться или общаться с другими силами. Браво ноябрь вернулся в Сан-Карлос для проверки повреждений. В результате удара «немногим больше, чем вмятины на фюзеляже и повреждения радиосистем». [ 10 ] Эскадрилья-лейтенант Лэнгуорси был награжден DFC за храбрость, проявленную при управлении ZA718 во время кампании. [ 11 ]
Иракская война
[ редактировать ]Спустя двадцать лет после Фолклендского конфликта «Браво Ноябрь» отправился на службу в Ирак, став первым британским вертолетом, высадившим на берег королевскую морскую пехоту . Покинув HMS Ark Royal , «Браво Ноябрь» высадил первых морских пехотинцев на полуострове Аль-Фао, чтобы захватить нефтеперекачивающие объекты до того, как иракские войска смогут их уничтожить. [ 6 ] Второй DFC за действия под командованием «Браво Ноябрь» был вручен командиру эскадрильи Стиву Карру за его роль в операции в Ираке. Браво Ноябрь получил задание доставить морских пехотинцев к местам высадки, отмеченным спецназом США, а затем вернуться за дополнительными войсками, оружием и грузами. Самолет летел на высоте менее 100 футов с ограниченной видимостью из-за облаков пыли, поднятых американскими бронетанковыми силами . [ 12 ]
Афганистанский конфликт
[ редактировать ]В июне 2006 года, во время службы в конфликте в Афганистане , лейтенант Крейг Уилсон, капитан ZA718/BN из 1310-го авиаполка в провинции Гильменд, получил третий Крест летных заслуг за «исключительное мужество и выдающееся летное мастерство» во время работы в провинции Гильменд. [ 13 ] Ночью 11 июня 2006 года флайт-лейтенанту Крейгу Уилсону было поручено подобрать раненого. Миссия прошла успешно, несмотря на сложные и опасные условия, из-за которых Уилсон управлял самолетом на малой высоте 150 футов. Через несколько часов после этого инцидента вертолет снова был вызван на работу, и Уилсон посадил вертолет, несмотря на то, что он находился на низкой высоте. топливо. Пробыв на дежурстве более 22 часов, Уилсон вызвался доставить подкрепление на линию фронта и вернулся с двумя ранеными солдатами. За свои действия в течение 24 часов флайт-лейтенант Уилсон был награжден орденом DFC. [ 6 ]
В 2010 году Браво Ноябрь был вовлечен в еще один инцидент во время службы в Афганистане, когда пилот лейтенант Ян Форчун был ранен рикошетом от пули, выпущенной боевиками Талибана во время эвакуации раненых солдат. [ 14 ] Лейтенант Форчун посадил вертолет в «горячей зоне», которая находилась под сильным огнем талибов. После приземления самолет получил несколько ударов. Один снаряд срикошетил и попал в шлем Фортуны в месте крепления очков ночного видения (ПНВ) и разбил козырек. Он сохранил контроль над самолетом и продолжил спасать своих раненых коллег и посадить поврежденный вертолет. За свои действия он был награжден четвертым в истории авиации Крестом летных заслуг. [ 15 ] [ 16 ]
Браво Ноябрь вернулся из Афганистана в 2010 году. [ 17 ]
Вертолет был выведен из эксплуатации в марте 2022 года в рамках проекта по замене девяти самых старых самолетов Chinook в ВВС Великобритании на более современные варианты CH-47F. [ 18 ] После окончания службы вертолет был подготовлен к экспонированию в музее Королевских ВВС в Косфорде . [ 19 ]
Наследие
[ редактировать ]
В Музее Королевских ВВС в Лондоне есть передняя часть фюзеляжа бывшего «Чинука» армии США, раскрашенная в знак « Браво Ноябрь – самый известный «Чинук» Королевских ВВС». [ 20 ] В коллекции изобразительного искусства музея также находится картина Джо Науйокаса, на которой изображены два DFC, полученные членами экипажа «Браво Ноябрь » . [ 20 ] Картина была подарена Музею Королевских ВВС сэром Майклом Дженкинсом, президентом Boeing UK, 9 декабря 2004 года.
В апреле 2022 года самолет был перевезен в музей RAF в Косфорде . [ 21 ] и теперь выставлен публике на новой экспозиции музея о Фолклендской войне. [ 22 ]
Ссылки
[ редактировать ]
- Примечания
- ^ «Подразделение Boeing будет производить вертолеты для Великобритании за 200 миллионов долларов» . Уолл Стрит Джорнал . 9 февраля 1978 года. Архивировано из оригинала 5 июня 2011 года.
- ^ Белден, Том (21 мая 1982 г.). «Этот Whirlybird — ранняя пташка: армейский вертолет Boeing Vertol доставлен в рамках бюджета» . Филадельфийский исследователь .
- ^ «Самолет Королевских ВВС: Чинук HC2» . www.armforces.co.uk . Проверено 29 марта 2010 г.
- ^ «Браво Ноябрь отмечает 30-летие поддержки войск» . Британская армия (Министерство обороны). 9 июня 2010 года . Проверено 26 сентября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Парсонс, Гай. «Легенда о «Браво Ноябрь» » . AirsceneUK. Архивировано из оригинала 11 апреля 2010 года . Проверено 26 сентября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с Джепсон, Крис (18 августа 2012 г.). «Модернизация самого известного вертолета Королевских ВВС» . Канал 4 . Проверено 1 октября 2020 г.
- ^ Этель и Прайс 1983, стр. 147–148.
- ^ Парсонс, Гэри (18 марта 2008 г.). «Легенда о «Браво Ноябрь» » . Эйр-Сцена Великобритании. Архивировано из оригинала 11 апреля 2010 года . Проверено 11 сентября 2009 г.
- ^ Этелл и Прайс 1983, стр. 151–152.
- ^ « Экипаж «Чинук» «Браво ноябрь» воссоединяется в Одихаме» . РАФ . Национальный архив. 2 августа 2006 г. Архивировано из оригинала 10 июня 2008 г. Проверено 26 сентября 2010 г.
- ^ «№49134» . Лондонская газета (Приложение). 8 октября 1982 г. с. 12854.
- ^ «№57100» . Лондонская газета (Приложение). 31 октября 2003 г. с. 5.
- ^ «№58183» . Лондонская газета (Приложение). 15 декабря 2006 г. с. 17537.
- ^ Мэнсфилд, Родди (5 марта 2010 г.). «Пилотный выстрел между глаз спасает товарищей» . Небесные новости . Новости Корп . Проверено 26 сентября 2010 г.
- ^ «Пилот, получивший пулю в голову, заслужил честь» . Новости Би-би-си . Би-би-си. 24 сентября 2010 г. Проверено 26 сентября 2010 г.
- ^ «Персонал Королевских ВВС, удостоенный награды за храбрость». Архивировано 9 декабря 2010 года в Wayback Machine . Королевские ВВС, 24 сентября 2010 г., по состоянию на 17 ноября 2010 г.
- ^ «Браво Ноябрь Королевских ВВС возвращается из Афганистана» . Министерство обороны Ее Величества. 8 июня 2010 г. Проверено 7 января 2011 г.
- ^ Дженнингс, Гарет (22 марта 2022 г.). «Снятие с производства «Браво Ноябрь» знаменует переход старых британских «Чинуков»» . Джейнс . Проверено 26 сентября 2022 г.
- ^ «Легенда о вертолете «Браво Ноябрь» направляется в Косфорд» . Музей Королевских ВВС . 3 марта 2022 г. Проверено 8 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Браво Ноябрь – самый известный «Чинук» Королевских ВВС» . Музей РАФ. Архивировано из оригинала 6 декабря 2010 года . Проверено 29 марта 2010 г.
- ^ «Легенда о вертолете «Браво Ноябрь» направляется в Косфорд» . Проверено 4 апреля 2022 г.
- ^ «Знаменитый фолклендский чинук хранится в музее Королевских ВВС в Косфорде» . Проверено 4 апреля 2022 г.
- Библиография
- Этелл, Джеффри; Альфред Прайс (1983). Воздушная война в Южной Атлантике . Лондон: Сиджвик и Джексон. ISBN 0-283-99035-Х .