HMS Гермес (R12)
![]() Гермес со своим последним авиакрылом перед преобразованием в авианосец коммандос/противолодочной обороны. | |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Гермес |
Тезка | Гермес |
Строитель | Викерс-Армстронг |
Заложен | 21 июня 1944 г. |
Запущен | 16 февраля 1953 г. |
Введен в эксплуатацию | 25 ноября 1959 г. |
Выведен из эксплуатации | 1984 |
пораженный | 1985 |
Порт приписки | HMNB Портсмут |
Идентификация | Номер вымпела : 61 (1945) R12 (1951) R22 (как Вираат ) |
Судьба | Продан Индии в 1986 году и переименован в Вираат , списан в 2021 году. |
![]() | |
Имя | Вират |
Приобретенный | май 1987 г. |
Выведен из эксплуатации | 6 марта 2017 г. [1] |
Идентификация | Номер вымпела: R22 |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Кентавр» класса Авианосец |
Смещение |
|
Длина |
|
Луч |
|
Черновик | 8,50 м (27 футов 11 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение | 2 вала; 2 паровые турбины с редуктором |
Скорость | 28 узлов (52 км/ч; 32 мили в час) |
Диапазон | 7000 миль (13000 км; 8100 миль) при скорости 18 узлов (33 км/ч; 21 миль в час) |
Дополнение | 2,100 |
Датчики и системы обработки | МРС-3 Система управления огнем |
Вооружение |
|
Самолет перевезен |
|

HMS Hermes — обычный британский авианосец , последний из «Кентавр» класса .
Гермес находился на вооружении Королевского флота с 1959 по 1984 год и служил флагманом британских войск во время Фолклендской войны 1982 года .
После продажи Индии в 1986 году судно было повторно введено в эксплуатацию и оставалось на вооружении ВМС Индии под названием INS Viraat до 2017 года.
Строительство и модификации
[ редактировать ]Корабль был заложен компанией Vickers-Armstrong в Барроу-ин-Фернесс во время Второй мировой войны как HMS Elephant . Строительство было приостановлено в 1945 году, но работы возобновились в 1952 году по расчистке стапеля , и 16 февраля 1953 года корпус был спущен на воду. Судно оставалось незавершенным до 1957 года; затем он поступил на вооружение 18 ноября 1959 года как HMS Hermes после обширных модификаций, которые включали установку массивного Type 984 с «прожектором» трехмерного радара , полностью наклоненной палубы с подъемником на краю палубы и паровых катапульт. С этими изменениями он больше напоминал реконструированный авианосец « Викториус», чем три других корабля этого класса.
Hermes Первоначально эксплуатировал самолеты Supermarine Scimitar , de Havilland Sea Vixen и Fairey Gannet , а также Westland Whirlwind вертолеты .
Расходы
[ редактировать ]Стоимость строительства «Гермеса» составила 18 миллионов фунтов стерлингов. [2] и еще 1 миллион фунтов стерлингов на электронное оборудование. [2] и еще 10 миллионов фунтов стерлингов на самолеты в 1959 году. [2]
Операции
[ редактировать ]16 ноября 1962 года «Гермес» совершал рейс у побережья Пембрукшира в Уэльсе, когда один из ее вертолетов перевозил двух членов парламента , лорда Уиндлшема и члена парламента от Джона Лафборо Кронина , возвращавшихся с авианосца, который они посетили, в RNAS. Броуди разбился у мыса Сент-Дэвидс . В то время как Кронин и экипаж вертолета из двух человек были спасены другим вертолетом Гермеса , лорд Виндлшем и офицер Королевских ВВС, перевозившийся в качестве пассажира, погибли. [3] [4]
Ядерная роль в кубинском ракетном кризисе 1962 года
[ редактировать ]Во время кубинского ракетного кризиса в 1962 году самолетам Sea Vixen FAW1 компании Hermes было поручено бомбить цели на территории Советского Союза ядерными бомбами Red Beard . Наблюдатель эскадрильи Sea Vixen описал свой опыт следующим образом: «Раньше мы наносили наземные удары, и у нас был ядерный потенциал. Во время Карибского кризиса 1962 года я был в ядерной команде нашей эскадрильи. Три дня мы находились в состоянии повышенной готовности, не на тренировке, а по-настоящему. Я вспотел, потому что моей целью был Севастополь в Крыму ». [5]
Предлагаемая эксплуатация F-4 Phantom
[ редактировать ]
Джон Хэй , гражданский лорд Адмиралтейства , заявил в парламенте 2 марта 1964 года, что «Фантомы будут эксплуатироваться с «Гермеса», «Орла» и нового авианосца, когда он будет построен... Наша текущая информация и совет заключаются в том, что самолет должен иметь возможность эксплуатироваться с «Гермеса» после того, как он пройдет модернизацию». [6] Это выглядело оптимистично, поскольку большинство источников считали, что Victorious был самым маленьким авианосцем, находившимся в то время в эксплуатации, с которого реально могли работать модифицированные версии RN F-4K Phantom. Британские двигатели Rolls-Royce Spey , заменяющие американские General Electric J79, были политической необходимостью, учитывая отмену проекта сверхзвукового британского самолета Hawker Siddeley P.1154 V/STOL. Прогнозируемая превосходная топливная экономичность двигателей Spey была омрачена более крупным размером двигателя и его негибкостью. У меньшего «Гермеса» максимальная масса при взлете составит 25 тонн, а не 28 тонн при полете с орла . [7] Поскольку этот меньший вес при запуске с «Гермеса» будет достигнут за счет меньшего количества топлива, продолжительность боевого воздушного патрулирования будет на 25–50 процентов меньше, чем с «Орла» ; от 2–2,5 часов до 1–1,5 часов, [8] и лишь частично компенсируется дозаправкой в воздухе. Считалось оптимистично, что Hermes сможет заменить свои Vixens на Phantom с двигателями Spey в соотношении один к одному. [9] то есть 11–12 с 7–8 Blackburn Buccaneer ударными самолетами . Хотя «Фантомы», построенные для RN, были модифицированы аналогично Vought F-8 Crusaders для ВМС Франции – с улучшением замедления при приземлении – эти модификации оказались не совсем успешными. Кабина экипажа « Гермеса » была слишком короткой, ее тормозное устройство, а также катапульты не были достаточно мощными, чтобы поднять или запустить F-4K, хотя они были немного легче, экономичнее и эффективнее, чем их ВМС США. аналоги [ нужна ссылка ] . Испытания «Фантома», проведенные на «Гермесе» в 1969–1970 годах, доказали это, хотя, по мнению тогдашнего министра обороны Дениса Хили , авианосец мог эксплуатировать самые современные самолеты, но в слишком небольшом количестве, чтобы быть эффективным. Хотя очевидно, что утверждения Макнамары о том, что F-4 небезопасен для использования на авианосцах USN Essex класса или 31000-тонных авианосцах, были справедливо отвергнуты Джоном Хэем в 1964 году. [10]
Предлагаемый перевод в Австралию
[ редактировать ]Обзор 1966 года показал, что «Гермес» не соответствует оперативным потребностям, и он был предложен Королевскому военно-морскому флоту Австралии (RAN) в качестве замены HMAS Melbourne . В 1968 году «Гермес» принял участие в совместных учениях с РАН, в ходе которых авианосец посетили старшие офицеры РАН и официальные лица правительства Австралии, в то время как РАН « Дуглас A-4G Skyhawks» и Grumman S-2 Trackers отрабатывали посадку на более крупный авианосец. [11] Предложение было отклонено из-за эксплуатационных расходов и затрат на рабочую силу.
Предлагаемый международный флот
[ редактировать ]«Гермес» служил одним из четырех ударных авианосцев Королевского флота, главным образом в Индийском океане и, наконец, в Средиземном море, пока не был выведен из эксплуатации в 1970 году. Он мог видеть действия против египтян, когда Египет закрыл Тиранский пролив для израильских судов в мае 1967 года, когда Великобритания и США рассматривают возможность создания международного флота, чтобы в случае необходимости открыть проливы силой. [12] но Великобритания отступила. Согласно меморандуму о беседе от 25 мая 1967 года между госсекретарем США Дином Раском и государственным министром иностранных дел Великобритании Джорджем Томсоном, «Британцы считали, что авианосец [Гермес] в Красном море будет легкой добычей». если Насер разозлится». [13]
Эскадрилья | Тип самолета | Количество самолет | Роль |
---|---|---|---|
801 НАН | Блэкберн Бакканир S.2 | 7 | Ударять |
893 НАН | де Хэвилленд Си Виксен FAW.2 | 12 | ПВО флота |
849А СХД | Фейри Ганнет AEW.3 | 4 | Воздушное раннее предупреждение |
Обсерватория Ганнет COD.4 | 1 | Доставка на борт перевозчиком | |
814 НАН | Вестленд Уэссекс HAS.3 | 5 | Противолодочная война |
Полет кораблей | Вестленд Уэссекс HAS.1 | 1 | Воздушно-морские спасательные службы и коммунальные услуги |
Авианосец коммандос/противолодочной обороны/STOVL
[ редактировать ]
Когда в середине 1960-х годов было принято решение о поэтапном отказе от операций с авианосцами с неподвижным крылом, «Гермес» должен был стать «авианосцем-коммандос» для операций Королевской морской пехоты (аналогично по концепции LHA ВМС США). Таким образом, «Гермес» был пришвартован в доке номер 10 на верфи Девонпорта в период с 1971 по 1973 год, подвергаясь переоборудованию, в ходе которого были удалены ее тормозные тросы, паровые катапульты и трехмерный радар. десантные суда Были добавлены и причалы для 800 военнослужащих, а ее авиакрыло стало примерно 20 вертолетами Westland Sea King . К 1976 году, когда угроза со стороны советских подводных лодок стала очевидной и под давлением НАТО был подвергнут дальнейшему мягкому преобразованию , «Гермес» в противолодочный авианосец для патрулирования Северной Атлантики. Гермес претерпел еще одну модернизацию, и новые возможности были добавлены, когда он был переоборудован в Портсмуте с 1980 по июнь 1981 года, во время которого трамплин 12 ° и средства для эксплуатации BAe Sea Harrier . были включены [15]
После ремонта в состав авиакрыла вошли:
Фолклендская война
[ редактировать ]«Гермес» должен был быть выведен из эксплуатации в 1982 году после обзора обороны 1981 года (который значительно уменьшил бы Королевский флот) британским правительством, но когда Фолклендская война разразилась , он стал флагманом британских войск и отправился в плавание. Южная Атлантика всего через три дня после вторжения Аргентины на Фолклендские острова . Она отплыла на Фолклендские острова с авиагруппой из 12 штурмовиков Sea Harrier FRS1 ВВС Королевского флота и 18 вертолетов Sea King. Через несколько недель после отплытия было отправлено больше самолетов или перевезено на других кораблях, чтобы восполнить некоторые потери и пополнить оперативную группу. Авиагруппа Гермеса и 10 Sea Kings (после того , выросла до 16 Sea Harrier, 10 Hawker Siddeley Harrier GR3 Королевских ВВС как часть вертолетов была рассредоточена по другим кораблям), а также отряда Специальной воздушной службы (SAS) и Королевские морские пехотинцы . Поскольку он был крупнейшим авианосцем RN, его считали слишком ценным, чтобы рисковать вблизи Фолклендских островов из-за возможности атак аргентинских ВВС. Таким образом, ее «Харриеры» действовали на пределе своего радиуса действия, но очень успешно сдерживали вражеские самолеты.
Авиационная группа в разгар Фолклендского конфликта:
- 800 NAS - 15 Sea Harrier FRS.1
- 826 NAS – 5 Sea King HAS.5
- 846 NAS – 5 Sea King HC.4
- 1-я эскадрилья RAF - 6 Harrier GR.3
Авианосец нес 16 ядерных глубинных бомб в составе своего стандартного вооружения, когда он был отправлен на Фолклендские острова, и был одним из нескольких военных кораблей Королевского флота, оснащенных таким образом во время войны. Оружие было снято, когда она находилась в Южной Атлантике в июне 1982 года. [16]
После Фолклендской войны
[ редактировать ]После возвращения домой после Фолклендского конфликта «Гермес» провел столь необходимый четырехмесячный ремонт силовой установки и электрических систем, а также тщательную очистку и перекраску. Когда это было завершено в ноябре 1982 года, она зашла в магазины и выполнила тренировочные упражнения. Затем она приняла участие в учениях НАТО в Северной Атлантике и Средиземном море в качестве авианосца-десантника. Осенью 1983 года она приняла участие в своих последних учениях Ocean Safari , где вернулась к роли ударного авианосца, взяв на борт 12 Sea Harrier, 10 RAF Harrier GR.3 и 10 Sea Kings. После этих учений она заехала в Девонпорт для незначительного ремонта, а затем в резерв в Портсмуте.
В 1983 году, когда предложенная продажа авианосца «Инвинсибл» Королевскому военно-морскому флоту Австралии была отменена после Фолклендской войны, было сделано предложение о продаже «Гермеса» и эскадрильи «Си Харриеров» Австралии. Однако новое правительство Хоука решило не покупать замену HMAS Melbourne . [17]
«Гермес» служил в Королевском флоте до 12 апреля 1984 года. В этот день он вошел в Портсмут с сокращенным экипажем, своим ходом, в последний раз управляя «Белым прапорщиком» в качестве морского корабля.
Вират
[ редактировать ]В апреле 1986 года «Гермес» был отбуксирован с верфи Портсмута на верфь Девонпорта для переоборудования, реактивации и продажи Индии , повторного ввода в эксплуатацию и выхода в море под названием INS Viraat в 1987 году. [18]


Дополнение
[ редактировать ]Типичный состав самолетов в конце 1960-х годов состоял из 12 самолетов Sea Vixen FAW2, 7 Buccaneer S2, 4 Gannet AEW3, 1 Gannet COD4, 5 Wessex HAS3 и 1 Wessex HAS1. Гермес был повторно введен в эксплуатацию в качестве авианосца коммандос в 1973 году, в качестве противолодочного авианосца в 1976 году (на борту было около 20 вертолетов Sea King и Wessex), а затем в качестве авианосца V / STOL в 1981 году. Первоначальный комплект самолетов Hermes - V / STOL. Авианосец состоял из пяти «Харриеров» и 12 вертолетов «Си Кинг», хотя в общей сложности он мог перевозить до 37 самолетов.
Попытки сохранения
[ редактировать ]После вывода корабля из состава ВМС Индии в 2017 году была запущена краудфандинговая кампания по сохранению «Гермеса» как музейного экспоната. [19] Кампания была направлена на сбор 100 000 фунтов стерлингов, но смогла собрать только 9 303 фунта стерлингов, прежде чем была признана неудачной. [20]
1 ноября 2018 года кабинет Махараштры одобрил преобразование Вирата в первый в Индии пришвартованный морской музей и центр морских приключений. Он будет расположен недалеко от Нивати , район Синдхудург . [21] [22] 1 июля 2019 года государственный министр обороны Индии сообщил индийскому парламенту, что решение об отказе от Вираата было принято из-за неполучения какого-либо финансово самостоятельного предложения. [23]
В настоящее время корабль сдается на слом на верфи в Аланге, Индия. По состоянию на декабрь 2020 года около пяти процентов корабля уже исчезло. Характерная взлетная рампа, используемая на прыжковых самолетах Harrier, была удалена. [24] 10 февраля 2021 года Верховный суд Индии постановил приостановить демонтаж после ходатайства частной фирмы о превращении корабля в музей. [25] но 12 апреля 2021 года оно отклонило петицию, заявив, что уже слишком поздно, поскольку 40% корабля было разобрано. [26]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ После почти 30 лет службы в ВМС Индии авианосец INS Viraat выведен из эксплуатации , Z News, 6 марта 2017 г., заархивировано из оригинала 8 марта 2017 г. , получено 2 июня 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Hansard, HC Deb, 7 марта 1960 г., том 619, ccc153–4, дебаты по оценкам военно-морского флота на 1960–61 гг. Архивировано 7 июня 2023 г. в Wayback Machine , выступление Джона Рэнкина .
- ^ «Плохой месяц для воздушного мира: пятеро погибли в «Кентавре»: шестеро погибли в авиакатастрофах» . Новости ВМФ . Декабрь 1962 г. с. 1. Архивировано из оригинала 20 октября 2021 года . Проверено 20 октября 2018 г.
- ^ К. Ян Орр-Юинг , гражданский лорд Адмиралтейства (20 ноября 1962 г.). «Королевский флот (несчастные случаи)» . Парламентские дебаты (Хансард) . Том. 667. Палата общин. полковник 1016–1017 . Проверено 20 октября 2018 г. Архивировано 20 октября 2018 года в Wayback Machine.
- ^ Бонд, Стив (2021). Мальчики из авиации флота . Том. 2. Лондон: Издательство Grub Street. ISBN 978-1-911667-17-9 .
- ^ Джон Хэй (2 марта 1964 г.), «Голосуй за числа» , Парламентские дебаты (Hansard) , том. 690, cc916–1087, заархивировано из оригинала 24 ноября 2023 г. , получено 21 сентября 2023 г.
- ^ Н. Фрейдман. Истребители над флотом. Военно-морская противовоздушная оборона формирует бипланы в годы холодной войны . Сифорт. Ручка и меч (2016) Барнсли, с. 340.
- ^ Н. Фрейдман Истребители над флотом . Сифорт (2016), стр. 339–341.
- ^ Фридман. Истребители над флотом . Сифорт (2016), стр. 240–241.
- ^ Дебаты по оценкам защиты HC, 64-5
- ^ Хоббс, командир Дэвид (октябрь 2007 г.). «HMAS Мельбурн (II) – 25 лет спустя». Военно-Морской Флот . 69 (4): 5–9. ISSN 1322-6231 .
- ^ Международные отношения Соединенных Штатов, 1964–1968 гг. Том XIX, Арабо-израильский кризис и война, 1967 г., Документ 72, Меморандум для записи. Архивировано 1 ноября 2016 г. в Wayback Machine , от 26 мая 1967 г.
- ^ Джадд, Томас М. (25 мая 1967 г.). «Меморандум беседы» . Международные отношения Соединенных Штатов, 1964–1968, Том XIX, Арабо-израильский кризис и война, 1967 . Проверено 31 декабря 2023 г.
- ^ Уолтон, Алекс К. (30 декабря 1999 г.). «Авианосцы Королевского флота. Часть 3» . Страница Алекса в Королевском военно-морском флоте . Архивировано из оригинала 11 октября 2012 года . Проверено 31 декабря 2023 г.
- ^ Хоббс, Дэвид (2015). Британский авианосный ударный флот: после 1945 года . Издательство Сифорт . стр. 469–472. ISBN 978-1612519999 .
- ^ «Операция КОРПОРАТИВ 1982: Перевозка ядерного оружия оперативной группой, собранной для Фолклендской кампании» (PDF) . Лондон: Политика ХБРЯ, Министерство обороны. 2005. Архивировано из оригинала (PDF) 26 октября 2012 года.
- ^ «Морской Харриер внизу» . harrier.org.uk. Архивировано из оригинала 12 декабря 2010 года . Проверено 27 мая 2008 г.
- ^ «Один моряк погиб, трое ранены в результате пожара на индийском авианосце» . 7 марта 2016 года. Архивировано из оригинала 9 марта 2016 года . Проверено 9 марта 2016 г.
- ^ «Новая попытка спасти бывший флагман Фолклендских островов» . 17 августа 2017 года. Архивировано из оригинала 21 августа 2017 года . Проверено 21 августа 2017 г.
- ^ «Репатриация HMS Hermes» . Архивировано из оригинала 18 декабря 2017 года . Проверено 19 декабря 2017 г.
- ^ Джайн, Бхавика (2 ноября 2018 г.). «INS Viraat превратят в морской музей» . Времена Индии . ТНН. Архивировано из оригинала 22 апреля 2019 года . Проверено 2 ноября 2018 г.
- ^ «INS Viraat получит вторую жизнь как морской музей» . Азиатский век . Нью-Дели. 2 ноября 2018 г. Архивировано из оригинала 3 ноября 2018 г. Проверено 2 ноября 2018 г.
- ^ «Наконец-то авианосец «Вираат» будет сдан на слом» . Индус . 1 июля 2019 года. Архивировано из оригинала 11 декабря 2019 года . Проверено 29 сентября 2019 г.
- ^ «Старейший в мире военный корабль HMS Hermes выводится из эксплуатации в Индии» . 15 декабря 2020 года. Архивировано из оригинала 18 декабря 2020 года . Проверено 18 декабря 2020 г.
- ^ «СК продолжает демонтаж списанного авианосца INS Viraat» . Индостан Таймс . 10 февраля 2021 года. Архивировано из оригинала 11 февраля 2021 года . Проверено 11 февраля 2021 г.
- ↑ INS Viraat на 40% разобрана, ее невозможно превратить в музей, сообщает SC. Архивировано 13 апреля 2023 г. в Wayback Machine Times of India, 12 апреля 2021 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Колледж, Джей-Джей ; Варлоу, Бен (2006) [1969]. Корабли Королевского флота: Полный список всех боевых кораблей Королевского флота (Переизданная ред.). Лондон: Издательство Чатем. ISBN 978-1-86176-281-8 .
- Фридман, Норман (1988). Британская авианосная авиация: эволюция кораблей и их самолетов . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-054-8 .
- Фридман, Н. (2016), Истребители над флотом , Сифорт
- Маккарт, Нил (2001). HMS Hermes 1923 и 1959 гг . Челтнем, Великобритания: Публикации фанатов. ISBN 1-901225-05-4 .
- Стертивант, Рэй (1984). Эскадрильи авиации флота . Тонбридж, Великобритания: Air-Britain (Историки). ISBN 0-85130-120-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Maritimequest HMS Hermes Фотогалерея
- «Launch & Recover (1960)» на YouTube — снято на Hermes .
- Статья о возможной утилизации
- Авианосцы класса «Кентавр»
- Корабли, построенные в Барроу-ин-Фернесс
- корабли 1953 года
- Авианосцы Холодной войны Соединенного Королевства
- Десантные корабли Соединенного Королевства времен холодной войны
- Корабли Фолклендской войны Соединенного Королевства
- Авианосцы Великобритании времен Второй мировой войны
- Военные и военные музеи Индии
- Авианосцы класса «Кентавр» ВМС Индии