V/STOL
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2017 г. ) |


Самолет с вертикальным и/или коротким взлетом и посадкой ( V/STOL ) — это самолет, способный взлетать или приземляться вертикально или на коротких взлетно-посадочных полосах. Самолеты с вертикальным взлетом и посадкой (VTOL) представляют собой разновидность самолетов V/STOL, которым вообще не требуются взлетно-посадочные полосы. Как правило, самолет V/STOL должен иметь возможность зависать. Вертолеты не рассматриваются в классификации V/STOL, поскольку эта классификация используется только для самолетов, самолетов, которые достигают подъемной силы (силы) в прямом полете за счет планирования воздуха, тем самым достигая скорости и топливной эффективности , которые обычно превышают возможности вертолетов.
Большинство типов самолетов V/STOL были экспериментами или полностью провалились в период с 1950-х по 1970-е годы. Типы самолетов V/STOL, которые были произведены в больших количествах, включают F-35B Lightning II , Harrier и V-22 Osprey .
Взлет с качения, иногда с трамплином ( трамплин ), уменьшает величину тяги, необходимой для подъема самолета с земли (по сравнению с вертикальным взлетом), а значит, увеличивает полезную нагрузку и дальность полета, которые могут быть достигнуты при заданной тяге. Например, «Харриер» не способен взлетать вертикально с полным вооружением и запасом топлива. Следовательно, самолеты V/STOL обычно используют взлетно-посадочную полосу, если она доступна. То есть режим короткого взлета и вертикальной посадки ( STOVL ) или обычный взлет и посадка ( CTOL ) предпочтительнее операции вертикального взлета и посадки .
V/STOL был разработан для того, чтобы позволить быстроходным самолетам летать с лесных полян, с очень коротких взлетно-посадочных полос и с небольших авианосцев , которые раньше могли нести только вертолеты .
Основным преимуществом самолетов вертикального взлета и посадки является более близкое базирование к противнику, что сокращает время реагирования и требования к поддержке заправщиков. В случае Фолклендской войны это также позволило обеспечить высокоэффективное истребительное воздушное прикрытие и наземную атаку без большого авианосца, оснащенного авиационными катапультами .
Списки самолетов V/STOL [ править ]
Это неполный список; было много проектов самолетов V/STOL.
Векторная тяга [ править ]
- Hawker P.1127/Кестрел / Харриер ; четыре вращающихся сопла для направленной тяги вентилятора и струи выхлопа.
Наклонно-реактивный [ править ]
Поворотный ротор [ править ]
- AgustaWestland AW609 (первоначально Bell 609)
- AgustaWestland Project Zero Демонстратор технологий
- Белл XV-3
- Белл XV-15
- Bell-Boeing V-22 Osprey (увеличение XV-15)
- Bell V-280 Valor
Наклоняемое крыло [ править ]
- Curtiss-Wright X-19 – четыре вращающихся винта, наклонное крыло.
- Canadair CL-84 Dynavert , два турбовинтовых самолета с наклоняемым крылом.
- двигатель LTV XC-142 с наклонным крылом и поперечными валами Четырехмоторный турбовинтовой
- Bell X-22 Вращающиеся гребные винты . Небольшой транспортный прототип. Немного меньше, чем V-22 Osprey.
- Хиллер Х-18
Раздельная тяга и подъемная сила [ править ]
- Dornier Do 31 Реактивный транспорт с гондольными векторными соплами и подъемными двигателями
- Kamov Ka-22
- Локхид XV-4 Колибри
- Dassault Balzac V (V означает «вертикальный» и представляет собой модифицированный Mirage III)
- Dassault Mirage IIIV - первый СВВП, способный совершать сверхзвуковой полет (2,03 Маха во время испытаний).
- Альянс Фоккер/Республика Д-24
- Райан XV-5 . Вентиляторы в крыльях приводятся в движение выхлопными газами двигателя.
- VFW VAK 191B Штурмовой истребитель, похожий на Harrier, но со сверхзвуковой скоростью, меньшими крыльями и подъемными двигателями. Летал, но не в рабочем состоянии.
- Yakovlev Yak-38
- Yakovlev Yak-141
- Короткий SC.1
Сверхзвуковой [ править ]
Хотя было предложено и построено множество самолетов, а некоторые проходят испытания, F-35B является первым и единственным сверхзвуковым самолетом с системой вертикального взлета и посадки, поступившим на вооружение в 2016 году. [1]
- Поворотные двигатели Bell D-188A со скоростью 2 Маха, этап макета
- Истребитель EWR VJ 101 со скоростью 2 Маха, летал со скоростью 1,04 Маха, но не в рабочем состоянии.
- Истребитель Dassault Mirage IIIV с дельта-крылом, 2 Маха и подъемными двигателями, первый вертикальный взлет и посадка, способный летать на сверхзвуке и скорости 2 Маха (2,03 Маха во время испытаний), не в рабочем состоянии.
- Hawker Siddeley HS 138 Strike истребитель с подъемными вентиляторами, не достроен
- Hawker Siddeley P.1017 Подъемные двигатели с вектором тяги. Оно не было завершено
- Hawker Siddeley P.1154 M1.7 Supersonic Harrier. Оно не было завершено
- Хоукер Сиддели P.1184-16 Дэш 18
- Хоукер Сиддели P.1217
- Концепт республиканского ударного истребителя АП-100
- Подъемные двигатели Convair Model 200 с поворотной выхлопной трубой, не производятся
- Rockwell XFV-12 Построен со сложными крыльями-жалюзи, но не может поднять собственный вес.
- Yakovlev Yak-141 Lift engines plus swivel tailpipe
- Lockheed Martin X-35B / F-35B использует выхлопную трубу с векторной тягой ( Pratt & Whitney F135 с приводом от вала ) плюс подъемный вентилятор . Это первый самолет, способный за один вылет продемонстрировать переход от короткого взлета к сверхзвуковому полету и вертикальной посадке. [2]
Ссылки [ править ]
- ^ «Отчет: работы по F-35 отстают еще на два года». Архивировано 27 июля 2009 г. в Wayback Machine CQ Politics , 23 июля 2009 г.
- ^ Кьелгаард, Крис (старший редактор). «От сверхзвука к парению: как летает F-35». space.com, 21 декабря 2007 г.
Внешние ссылки [ править ]
