СТОБАР

СТОБАР («короткий взлет, барьерное восстановление») — система, используемая для запуска и восстановления самолетов с палубы авианосца , сочетающая в себе элементы «короткого взлета и вертикальной посадки» ( СТОВЛ ) с « взлет с помощью катапульты, подъем с помощью барьера» ( CATOBAR ).
Самолет запускается своим ходом с использованием трамплина для облегчения взлета (вместо использования катапульты ). Однако это обычные самолеты, а не самолеты STOVL, и поэтому требуются тормозные тросы для приземления на корабль . Систему STOBAR проще построить, чем CATOBAR. По состоянию на 2018 год [update], он широко использовался на российских, индийских и китайских операторах связи.
Преимущества
[ редактировать ]По сравнению с CATOBAR разработка STOBAR обходится дешевле. Ее проще эксплуатировать, чем конфигурацию CATOBAR, которая требует большого количества операторов для запуска самолета. Отсутствие каких-либо движущихся частей в трамплине делает его обслуживание дешевле, чем катапульту. [ 1 ] [ 2 ] Он не требует какой-либо дополнительной системы для создания силы, необходимой для запуска самолета, в отличие от CATOBAR, где необходимо создать внешнюю силу либо с помощью паровой катапульты, либо с помощью паровой катапульты. [ 3 ] или электромагнитная система запуска самолетов (EMALS) [ 4 ] для запуска самолета.
Ограничения
[ редактировать ]
Одним из основных ограничений конфигурации STOBAR является то, что она работает только с истребителями , имеющими высокую тяговооруженность, такими как Су-33 или МиГ-29К, и, таким образом, ограничивает тип самолета, которым можно управлять с авианосца. Это не известно [ ВОЗ? ] какие ограничения накладывает взлет с трамплина на максимальный вес самолета. По некоторым данным, для того, чтобы подняться в воздух, самолету может потребоваться ограничить вооружение и топливный пакет с целью снижения стартовой массы самолета. [ 1 ] [ 5 ] Однако, по другим данным, [ 6 ] Super Hornet может взлетать с трамплина со значительной нагрузкой вооружения. Использование трамплина может ограничить возможность более быстрого совершения боевых вылетов на авианосце STOBAR. [ 7 ] Авианосцы STOBAR должны поддерживать скорость 20–30 узлов (37–56 км/ч), чтобы обеспечить необходимую скорость ветра на палубе, которая необходима для проведения операций по запуску самолетов. [ 8 ]
Список самолетов STOBAR
[ редактировать ]- HAL Tejas разрабатываются два военно-морских варианта — для ВМС Индии ; прототип (НП-1) в настоящее время проходит летные испытания. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
- Микоян МиГ-29К - в настоящее время находится на вооружении ВМС Индии и ВМС России .
- Shenyang J-15 — частично на базе Су-33, эксплуатируемого ВМС Народно-освободительной армии на Ляонине . [ 12 ]
- Су-33 - разработан на базе Су-27 и эксплуатируется только в ВМФ России.
Пользователи
[ редактировать ]По состоянию на август 2024 года в трех странах в настоящее время эксплуатируются авианосцы типа STOBAR; Россия и Китай — единственные страны, которые построили корабль STOBAR для эксплуатации, в то время как Индия и Китай закупили корабли STOBAR, построенные Россией, и переоборудовали их для собственного использования. Индия находится в процессе ввода в строй своего первого отечественного авианосца, который проходит обширные ходовые испытания.
Действующие авианосцы STOBAR
[ редактировать ]Сорт | Изображение | Источник | Количество кораблей | Движение | Смещение | Оператор | Самолет перевезен | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Кузнецов | ![]() |
Советский Союз | 1 | Паровая турбина | 58 000 тонн | ВМФ России | ||
1 | Военно-морской флот Народно-освободительной армии | |||||||
Киев ( INS Викрамадитья ) | ![]() |
Советский Союз | 1 | Паровая турбина | 45 500 тонн | Индийский флот |
|
Построен как носитель STOVL и преобразован в STOBAR. |
Шаньдун | ![]() |
Китай | 1 | Паровая турбина | 70 000 тонн | Военно-морской флот Народно-освободительной армии |
|
Модернизированный тип «Кузнецова» , первый авианосец, построенный в Китае. |
Викрант | ![]() |
Индия | 1 | Газовая турбина | 45 000 тонн | Индийский флот | Первый авианосец построен в Индии [ 13 ] |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Хед, Джефф (7 апреля 2014 г.). «Какие перевозчики?» . Авианосцы мира . Проверено 26 июля 2019 г. - через Freewebs.
- ^ Ли, Нэн; Веве, Кристофер (2010). «Амбиции Китая по авианосцам» . Обзор военно-морского колледжа . 63 (1): 20. Архивировано из оригинала 27 июля 2010 года.
- ^ «Глава 4. Паровые катапульты» (PDF) . Авиационный Боцманский. Mate E. NAVEDTRA 14310 (Курс обучения для нерезидентов) . Центр профессионального развития и технологий военно-морского образования и обучения. Июль 2001 г. – через GlobalSecurity.org.
- ^ «EMALS: Катапульта следующего поколения» . Оборонная техника . 5 апреля 2007 г. Архивировано из оригинала 20 июня 2010 г.
- ^ «Насколько эффективны будут китайские палубные истребители?» . Оборонная техника . 25 апреля 2012 г. Архивировано из оригинала 27 апреля 2012 г.
- ^ Сингх, Рахул (14 мая 2008 г.). «Теперь ВМФ тоже хочет Супер Хорнеты» . Индостан Таймс . Проверено 3 декабря 2018 г.
В ходе нашего моделирования мы обнаружили, что Super Hornet не только может взлететь с трамплина, но и сделать это со значительным вооружением.
- ^ Анкит, Панда (24 апреля 2015 г.). «Сотрудничество США и Индии по авианосцам: хорошая идея?» . Дипломат . Проверено 26 июля 2019 г.
- ^ «ВМС Индии ищут систему EMALS для второго авианосца класса «Викрант» . Военно-морская техника . 29 мая 2013 года . Проверено 26 июля 2019 г.
- ^ Кумар, Четан (25 апреля 2012 г.). «Первый полет морского варианта LCA в пятницу» . Декан Вестник . Архивировано из оригинала 2 февраля 2014 года . Проверено 26 июля 2019 г.
- ^ «Первый полет второго прототипа военно-морского варианта LCA Tejas» . Экономические времена . Пресс Траст Индии. 7 февраля 2015 года. Архивировано из оригинала 11 февраля 2015 года . Проверено 26 июля 2019 г.
- ^ «Морская версия легкого боевого самолета представляет собой определяющее и памятное событие для нации - Антоний» . Бюро пресс-информации. 6 июля 2010 года. Архивировано из оригинала 5 августа 2011 года . Проверено 26 июля 2019 г.
- ^ «J-15 успешно приземлился на китайский авианосец Ляонин: ВМС» . Сина английский . Информационное агентство Синьхуа. 25 ноября 2012 года. Архивировано из оригинала 28 ноября 2012 года . Проверено 26 июля 2019 г.
- ^ «Первый индийский авианосец INS VIKRANT (IAC1) вышел на испытания» . Пост военной авиации . 17 октября 2020 года. Архивировано из оригинала 18 октября 2020 года . Проверено 18 октября 2020 г.