Вестлендский морской король
WS-61 Морской король коммандос | |
---|---|
![]() | |
Королевских ВВС Sea King HAR3 | |
Роль | Противолодочный средней грузоподъемности , транспортно - служебный вертолет |
Производитель | Вестленд Вертолеты |
Первый полет | Морской король: 7 мая 1969 г. Коммандос: 26 сентября 1979 г. |
Статус | Активный сервис |
Основные пользователи | Королевский флот (в отставке)
|
Произведено | 1969–1995 |
Количество построенных | 344 (Westland Sea King) / 13 (вариант Westland Sea King AEW Mk.2/ASac MK.7) [1] |
Разработано на основе | Сикорский SH-3 Морской король |

Westland WS-61 Sea King версия американского Sikorsky S-61 вертолёта — построенная по британской лицензии одноимённая , построенная компанией Westland Helicopters . Самолет значительно отличается от американской версии двигателями Rolls-Royce Gnome (заимствованными у американского General Electric T58 ), противолодочными системами британского производства и полностью компьютеризированной системой управления полетом. Sea King в первую очередь был разработан для выполнения задач противолодочной борьбы (ПЛО). Вариант Sea King, известный как Commando, был разработан Westland в качестве военного транспорта.
На британской службе Westland Sea King оказывал широкий спектр услуг как в Королевском флоте , так и в Королевских ВВС . Помимо участия в войне за Фолклендские острова , войне в Персидском заливе , войне в Боснии , войне в Ираке и войне в Афганистане , он использовался в качестве поисково-спасательных сил Королевского флота (красно-серая окраска) и поисково-спасательных сил Королевских ВВС (желтые) . ливрея) вертолет. «Морской король» также был адаптирован для удовлетворения требований Королевского флота к корабельной платформе воздушного дальнего обнаружения .
26 сентября 2018 года последний оставшийся на вооружении Королевского флота вариант Sea King был выведен из эксплуатации. Многие эксплуатанты заменили или планируют заменить Sea King более современными вертолетами, такими как NHIndustries NH90 и AgustaWestland AW101 . Германия сняла с производства этот тип в марте 2024 года; однако он по-прежнему широко используется по всему миру, включая Индию и несколько стран Ближнего Востока.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]
Происхождение
[ редактировать ]Компания Westland Helicopters, у которой было давнее лицензионное соглашение с Sikorsky Aircraft , позволяющее ей производить вертолеты Sikorsky, расширила соглашение, включив в него Sikorsky SH-3 Sea King вскоре после первого полета Sea King в 1969 году. [2] [3] Вестленд приступил к самостоятельной разработке Sea King, интегрировав значительную часть компонентов от британских поставщиков; Ключевые изменения включают использование пары турбовальных двигателей Rolls-Royce Gnome и внедрение автоматической системы управления полетом . [4] По этому поводу авторы Джим Торн и Джеральд Фроули заявили, что: «Несмотря на внешний вид, Sea King компании Westland [является] сильно отличающимся от самолета Сикорского». [5] Многие различия между Sea King, построенным в Вестленде, и оригинальным вертолетом были результатом различий в оперативной доктрине. В то время как «Морские короли» ВМС США должны были находиться под тактическим контролем авианосца, с которого они действовали, Королевский флот намеревался сделать свои вертолеты гораздо более автономными, способными действовать самостоятельно или координировать свои действия с другими самолетами или надводными кораблями. Это привело к другой компоновке экипажа: операциями управлял наблюдатель, а не пилот, а также был установлен поисковый радар. [6]
Королевский флот выбрал Sea King для удовлетворения потребности в противолодочном вертолете (ASW) для замены Westland Wessex , разместив у Westland заказ на 60 SH-3D Sea Kings в июне 1966 года. [7] Прототип и три предсерийных самолета были построены компанией Sikorsky в Стратфорде, штат Коннектикут , и отправлены в Соединенное Королевство для испытаний и образцов самолетов. [8] Первый из SH-3D изначально был оснащен двигателями General Electric T58 и после отправки из США в октябре 1966 года был переброшен из дока Эйвонмута на аэродром Йовил . Остальные три были доставлены из доков по дороге в Йовил для комплектации британскими системами и двигателями Rolls-Royce Gnome. [8] Первый вертолет, построенный компанией Westland, получивший обозначение Sea King HAS1 , поднялся в воздух 7 мая 1969 года в Йовиле. [8] Первые два вертолета использовались для испытаний и оценки компанией Westland и Экспериментальным институтом самолетов и вооружения ; Королевского флота Последующие серийные Sea Kings были доставлены в 700-ю военно-морскую авиационную эскадрилью с августа 1969 года. [4]
К 1979 году Королевский флот заказал 56 HAS1 и 21 HAS2 для удовлетворения требований противолодочной обороны, они также были сконфигурированы для второстепенной противокорабельной роли. [9] Westland Sea King был обновлен и адаптирован для множества ролей, последующие варианты включают HAS2 , HAS5 и HAS6 . Отличия от первоначального серийного самолета включали расширение кабины и модернизацию двигателей. [10]
Коммандос и дальнейшее развитие
[ редактировать ]

Одним из наиболее сильно модифицированных вариантов был Westland Commando , эксплуатировавшийся Королевским флотом под обозначением HC4. [11] [12] Коммандос вмещал до 28 полностью экипированных военнослужащих и изначально был разработан для удовлетворения потребностей ВВС Египта . [13] Из-за исключения амфибийных возможностей, которые не требовались в египетской пустыне, наиболее заметным изменением по сравнению с Sea King было удаление бортовых поплавков, при этом основная ходовая часть размещалась на коротких спонсонах. Усовершенствованный вариант египетского коммандос с изменениями, включая установку складных лопастей, общих для вариантов противолодочной обороны, был обозначен Королевским флотом как Sea King HC4, и все самолеты были новой постройки. Совершив первый полет 26 сентября 1979 года, благодаря дальности полета до 600 морских миль без дозаправки, HC4 «Commando» стал важным средством для десантных операций и, в частности, для перевозки войск. [13] [14] Несколько Королевских военно-морских авиационных эскадрилий эксплуатировали вариант «Коммандос», например, 845-я военно-морская авиационная эскадрилья , 846-я военно-морская авиационная эскадрилья и 848-я военно-морская авиационная эскадрилья . На британской службе Sea King HC4 использовался в операциях на Фолклендских островах, Балканах, в ходе обеих войн в Персидском заливе, в Сьерра-Леоне , Ливане и Афганистане. К концу срока службы Sea King несколько HAS6 были перепрофилированы за счет снятия противолодочного оборудования в транспортные средства для войск. В 2010 году последний из британских противолодочных кораблей Sea Kings, переоборудованных в военные транспорты, был списан. [15]

В 1970-х годах опыт Вестленда с Sea King побудил компанию провести Британскую программу экспериментальных роторов (BERP) в координации с Королевским авиастроительным учреждением , которая применила инновации в композитных материалах и новые принципы проектирования вертолетного несущего винта . Первоначальные испытания, проведенные с активными двигателями Sea Kings, выявили несколько преимуществ ротора BERP, включая более длительный усталостный срок службы и улучшенные аэродинамические характеристики. Последующие вертолеты Westland, такие как рекордный Lynx и AgustaWestland AW101 Merlin, использовали роторы BERP для повышения производительности. [16] Westland также оснастила построенные позже Sea Kings новыми композитными несущими винтами. [17]
Всего Westland произвела 330 Sea Kings; [18] В число экспортных клиентов входят ВМС Индии , ВМС Германии , Королевские ВМС Австралии и Королевские ВВС Норвегии . [11] Последний из морских королей Королевского флота, выполнявший роль противолодочной обороны, был отправлен в отставку в 2003 году, и его заменил AgustaWestland Merlin HM1 . Ожидается, что вариант системы воздушного наблюдения и управления Sea King (ASaC) будет заменен после появления двух Queen Elizabeth . класса авианосцев [19] Великобритания также планирует вывести из эксплуатации HC4 и поисково-спасательные варианты в марте 2016 года. [20]
Поиск и спасение
[ редактировать ]Специальная поисково-спасательная версия (SAR) HAR3 была разработана для поисково-спасательных сил Королевских ВВС . Этот тип поступил на вооружение в 1978 году для замены Westland Whirlwind HAR.10 . [21] Вскоре после этого был заказан 16-й вертолет, а после Фолклендской войны 1982 года были закуплены еще три экземпляра для обеспечения возможности проведения поисково-спасательных операций на островах, сначала из Нэви-Пойнт на северной стороне гавани Стэнли , а затем из Королевских ВВС Маунт-Плезант. . В 1992 году было заказано еще шесть вертолетов для замены последних оставшихся вертолетов Westland Wessex в роли SAR, которые поступили на вооружение в 1996 году. [21] Однако возникшие проблемы привели к тому, что фактическое эксплуатационное использование HAR3A было отложено до середины 1997 года. Шесть самолетов Sea King HAR3A имели обновленные системы, включая цифровую навигационную систему и более современную авионику. [21] [22]

Компания Westland также производила SAR-версии Sea King для Королевских ВВС Норвегии, ВМС Германии и ВВС Бельгии . [23] В вариантах SAR кабина была увеличена за счет участка фюзеляжа за дверью; самолета Еще одна ключевая особенность, используемая для дополнительной плавучести в необычном случае приземления на воду, - надувные мешки плавучести, размещаемые внутри спонсонов . [24] Модернизации и изменения, внесенные в SAR Sea Kings, включают добавление приемников радиолокационных предупреждений , грузового крюка для подвесной перевозки грузов, а также перепроектирование кабины для совместимости с очками ночного видения . [25]
По состоянию на 2006 год [update]До 12 HAR3/3A были рассредоточены по Великобритании, еще два HAR3 были прикреплены к Фолклендским островам, обеспечивая круглосуточное спасательное прикрытие. [21] Некоторые варианты противолодочной обороны HAS5 Королевского флота были адаптированы для роли SAR и служили в составе 771-й военно-морской авиационной эскадрильи Culdrose и HMS Gannet SAR Flight в аэропорту Прествик в Шотландии. По состоянию на 2009 год [update]Ожидается, что они останутся в эксплуатации до 2016 года и будут заменены винтокрылыми машинами SAR гражданского назначения. [20] И принц Эндрю, герцог Йоркский , и принц Уильям, герцог Кембриджский, летали на самолетах SAR Sea Kings на передовой. [26]
Воздушное раннее предупреждение
[ редактировать ]
(ДРЛО) Королевского флота Возможности дальнего радиолокационного обнаружения были утеряны, когда в 1978 году самолет Fairey Gannet был выведен из эксплуатации после того, как последний авианосец флота RN был выведен из эксплуатации. Во время Фолклендской войны несколько военных кораблей были потеряны и пострадали из-за отсутствие платформы ДРЛО. [27] Предлагаемое прикрытие флота британскими ВВС Shackleton AEW.2 было слишком безответным и на слишком большом расстоянии, чтобы быть практичным. Следовательно, два Sea King HAS2 были модифицированы в 1982 году с добавлением радара Thorn-EMI ARI 5980/3 Searchwater LAST, прикрепленного к фюзеляжу на поворотном рычаге и защищенного надувным куполом. [27] Это позволяло опускать радар под фюзеляж во время полета и поднимать его при посадке. Эти прототипы, получившие обозначение HAS2(AEW) , оба летали в течение 11 недель и были развернуты в составе 824-го рейса «D» на HMS Illustrious , служившего на Фолклендских островах после прекращения боевых действий. [28] Еще восемь HAS2 были модифицированы до производственного стандарта, известного как AEW2 . Двое остались «подходящими, но не пригодными». Они поступили на вооружение в 1985 году и были развернуты 849-й морской авиационной эскадрильей . Три самолета Sea King HAS5/6 были позже переоборудованы в рамках программы ASaC Mk7, в результате чего парк Mk7 увеличился до 13; все еще на 3 ниже требуемого.
Программа модернизации привела к тому, что флот Sea King AEW был модернизирован новой системой управления полетами, средствами связи, навигационными средствами, JTIDS , активным шумоподавлением и видеографической записью. Компонент обновления системы миссии (MSU) (радар и частичная интеграция JTIDS) был основан на улучшенном радаре Searchwater 2000AEW с совершенно новым человеко-машинным интерфейсом. Этот компонент MSU позже был назван Thales «Проектом Цербер» после успешной интеграции, проведенной Westland и GEC-Marconi. Этот вариант первоначально назывался Sea King AEW7 , но был переименован в ASaC7 незадолго до даты ввода в эксплуатацию (Airborne Surveillance and Control Mk.7). Основная роль Sea King ASaC7 — обнаружение низколетящих штурмовиков; он также обеспечивает управление перехватом/атакой и загоризонтное наведение систем вооружения наземного базирования. По сравнению со старыми версиями, новый радар позволяет ASaC7 одновременно отслеживать до 400 целей вместо прежнего ограничения в 250 целей. [29] Эффективность AEW7 была значительно повышена за счет добавления канала передачи данных Link 16 , позволяющего анализировать собранную радиолокационную информацию и быстро использовать ее несколькими союзными платформами, находящимися в радиусе действия. [30]
ASaC7 оставались в эксплуатации до тех пор, пока не были заменены по программе «Crowsnest»; задуман как модульный модуль на борту Merlins. [ непонятно ] Предыдущие предложенные программы замены — Future Organic Airborne Early alert (FOAEW) и MASC (Maritime Airborne Surveillance and Control) — были инициированы, а затем отменены, в основном из-за ошибочного предположения, что всю систему ASaC Mk7 можно просто поднять и подключить к другому самолету. тип. Однако из-за временного разрыва между запланированной датой вывода из эксплуатации Sea King в 2016 году и введением в эксплуатацию «Crowsnest» семь вертолетов Sea King ASaC.7 оставались на вооружении RN до второй половины 2016 года. 2018. [31]
Последние «Морские короли» были отправлены на пенсию в сентябре 2018 года, ознаменовав почти полвека службы, причем последние три перед выходом на пенсию совершили церемониальный полет. [32]
Операционная история
[ редактировать ]Великобритания
[ редактировать ]
Фолклендский конфликт
[ редактировать ]Несколько «Морских королей» были задействованы во время Фолклендского конфликта. Их доставляли в зону боевых действий и действовали с палуб различных кораблей Королевского флота, таких как десантная платформа-док HMS Fearless . [33] На театре военных действий они выполняли широкий спектр задач: от противолодочного патрулирования и разведывательных полетов до операций по пополнению запасов и переброске сил специального назначения . [34] Поддержка, оказанная «Морскими королями» в виде транспорта для людей и припасов, рассматривалась как жизненно важная для успеха британской операции. [35] «Морские короли» также защищали флот, действуя в качестве приманки против приближающихся ракет «Экзосет» , при этом некоторые миссии выполнял принц Эндрю, герцог Йоркский . [36]
Противолодочные корабли Sea Kings из 820-й морской авиационной эскадрильи были погружены на борт HMS Invincible . Имея 11 HAS.5, эскадрилья выполняла противолодочные и поисково-спасательные вылеты, при этом один вертолет всегда находился в воздухе для выполнения надводных поисков. [37] 14 июня самолет 820 NAS Sea King HAS.5 был использован для перевозки генерал-майора Джереми Мура в Порт-Стэнли, чтобы принять капитуляцию аргентинских войск на острове. [37] За время войны эскадрилья совершила 1650 боевых вылетов. [37] Полет 824-й морской авиационной эскадрильи погрузил два Sea King HAS.2A на борт RFA Olmeda и использовался для доставки припасов на другие корабли на пути на юг, а затем для противолодочного патрулирования. [38] было три самолета Sea King HAS.2A На борту RFA Fort Grange , которые использовались для пополнения запасов, доставив более 2000 тонн запасов. [38]
825-я военно-морская авиационная эскадрилья была сформирована для войны из 10 самолетов Sea King HAS.2, модифицированных как универсальные варианты для поддержки наземных войск. [39] Противолодочное оборудование было снято, а на вертолетах установлены десантные кресла. [38] Два самолета погрузились на борт «Королевы Елизаветы 2» и позже использовались для переброски войск с QE2 на другие корабли, остальные были погружены на борт «Атлантик-Козуэй» и использовались для переброски войск вокруг островов. [40] На HMS Hermes прибыла 826-я военно-морская авиационная эскадрилья с девятью HAS.5, которая выполняла непрерывные противолодочные вылеты. [40] С момента отбытия «Гермеса» с острова Вознесения в апреле и до капитуляции Аргентины эскадрилья постоянно эксплуатировала в воздухе как минимум три вертолета для защиты флота. [40]
23 апреля 1982 года корабль Sea King HC4 был брошен во время рискованной переброски припасов на корабль в ночное время, действуя с флагманского корабля HMS Hermes . [41] 12 мая корабль «Морской король», летавший с борта «Гермеса», упал в море из-за неисправности высотомера ; весь экипаж был спасен. [42] 19 мая 1982 года «Си Кинг», перевозивший войска SAS на HMS Intrepid с корабля «Гермес» , потерпел крушение в море при попытке приземлиться на «Интрепид» . Двадцать два человека погибли, девять выжили. птичьи перья Среди обломков были обнаружены , что указывает на столкновение с птицей , хотя расследование причин аварии оказалось безрезультатным. [43] В результате крушения САС потеряли 18 человек, что является самым высоким показателем потерь за один день со времен Второй мировой войны . Royal Signals потеряли одного человека, а RAF - одного человека. [44]
Война в Персидском заливе
[ редактировать ]1991 года Во время войны в Персидском заливе «Морские короли» из нескольких стран, включая Канаду, Великобританию и США, присутствовали в коалиционных силах против Саддама Хусейна . иракского режима [45] Из-за угрозы потенциального применения любого иракского оружия массового поражения для экипажей Sea King было стандартной практикой носить полностью закрытые защитные костюмы от NBC (ядерного, биологического, химического) . [46] Британские «Морские короли» в основном занимались межкорабельными перевозками, включая переправку войск между флотом и сушей. [47] Шесть вертолетов Sea King Mk4 из 845-й морской авиационной эскадрильи и шесть из 848-й эскадрильи , которая была реформирована для удовлетворения этих оперативных потребностей, работали в поддержку наземного наступления. [48] осуществляли тщательный радиолокационный охват Американские самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО) ; Британские комплексы ДРЛО Sea Kings не использовались. [49]
После окончания боевых действий имеющиеся «Морские короли» остались в регионе для выполнения транспортных миссий по переселению людей, перемещенных в результате конфликта, в лагеря беженцев и репатриации граждан в их родные страны. [50]
Балканы
[ редактировать ]Морской король участвовал в интервенции ООН и НАТО в Боснию и Герцеговину . 845-я военно-морская авиационная эскадрилья и ее «Морские короли» были отправлены в этот регион в конце 1992 года в ответ на эскалацию напряженности в регионе. [51] Они выполняли различные логистические и транспортные задачи, такие как передислокация Королевской артиллерии легких орудий L118 в регионе и эвакуация раненых. В одном инциденте, произошедшем 24 марта 1993 года, во время попытки установить маршрут эвакуации по воздуху в объявленную ООН безопасную зону, группа французских вертолетов Aérospatiale Pumas и Sea King HC4 была обстреляна при взлете из импровизированной зоны приземления. Еще два «Морских короля» прибыли, чтобы эвакуировать нескольких раненых ООН, сумев доставить раненых в боснийский город Тузла , где они попали под дальнейший огонь противника во время разгрузки. [52]
Во время интервенции НАТО в Косово «Си Кингс» из 814-й морской авиационной эскадрильи , действовавшей с многочисленных кораблей Королевского флота в Адриатике, включая авианосец HMS Invincible , осуществляли патрулирование побережья Балкан. [53] «Морские короли» также активно использовались в качестве транспорта во время подготовки к наземному вторжению в Косово. [54]
2000-е
[ редактировать ]
В 2000 году самолеты Sea King HC.4 из 846 NAS участвовали в операции «Паллисер» в Сьерра-Леоне. [55]
Во время вторжения в Ирак в 2003 году несколько самолетов Sea King ASaC7 из 849 NAS эксплуатировались с HMS Ark Royal . 22 марта 2003 года два самолета AEW Sea Kings из 849 NAS, действовавших с базы Арк Ройал , столкнулись над Персидским заливом , в результате чего погибли семь человек. В отчете о столкновении содержится призыв оснастить Sea Kings очками ночного видения, а также более совершенным бортовым оборудованием для обеспечения безопасности, а также рекомендованы изменения в процедуре использования радара в ночное время. [56] [57] Однако позже выяснилось, что Комиссии по расследованию не сообщили, что три основных фактора, о которых она сообщила, совпадают с тремя основными областями ухудшения состояния между Mk2 и Mk7. (ПНВ, освещение для предотвращения столкновений и совместимость с кораблями). Они были выявлены, и два контракта, заключенные для снижения рисков, были расторгнуты административным чиновником. Более того, в 1994 году РН отклонила рекомендацию руководителя программы сохранить ПНВ. [58]
В июле 2006 года вертолеты Sea King HC.4, базирующиеся в RNAS Yeovilton, были временно переброшены на Кипр для оказания помощи в операции Highbrow — эвакуации британских граждан из Ливана . [59]
В октябре 2011 года, после нескольких лет службы в Афганистане в качестве транспортных средств для дислоцированных там сил Международных сил содействия безопасности (ISAF), самолеты Sea King HC.4 вернулись в Великобританию; их замена - AgustaWestland AW101 Merlin. [60] В период с апреля 2009 года по июль 2011 года «Морские короли» Королевского флота, дислоцированные в Кэмп-Бастионе, выполнили более 1000 оперативных миссий. [61]
Последний рейс Sea King находился в эксплуатации в сентябре 2018 года, ознаменовав конец полувековой службы в Королевском флоте. [32]
Австралия
[ редактировать ]
В 1974 году Австралия приобрела 12 самолетов Westland Sea King Mk 50 в качестве Королевского военно-морского флота Австралии новых противолодочных вертолетов ; В следующем году Sea Kings заменили авианосец HMAS Melbourne на Westland Wessex HAS31. [62] Первые операции были затруднены серией несчастных случаев. С октября 1975 г. по май 1979 г. в результате аварий погибло четыре самолета, основной причиной которых была потеря масла из главного редуктора. [63] [64]
Австралийские Sea Kings имели авионику, аналогичную авионике Sea King HAS.1, с тем же поисковым радаром ARI 5995 в спинном обтекателе, но имели американский погружаемый гидролокатор Bendix AN/AQS-13A вместо гидролокатора Plessey Королевского военно-морского флота. Короли. У них также были более мощные двигатели, обеспечивающие улучшенные характеристики висения при высоких температурах. [65] Австралийские Sea Kings эксплуатировались 817-й эскадрильей RAN из HMAS в Мельбурне до тех пор, пока авианосец не был выведен из эксплуатации без замены. Поскольку «Морской король» был слишком большим, чтобы действовать с «Аделаида» фрегатов класса , 817-я эскадрилья была вынуждена действовать с наземных баз как в противолодочной, так и в служебной роли, а в 1990 году «Морской король» отказался от противолодочной миссии. [66]

Во время войны в Ираке 2003 года «Морские короли» активно использовались в логистических целях, например, для первой доставки гуманитарной помощи в иракскую столицу Багдад . [67] После землетрясения и цунами в Индийском океане в 2004 году компания Australian Sea Kings сыграла важную роль в оказании помощи при стихийных бедствиях в индонезийской провинции Ачех, доставив медицинские бригады и припасы с кораблей Королевского военно-морского флота Австралии. Перед выходом на пенсию последние крупные миссии были совершены во время наводнений в Квинсленде в 2010–2011 годах , в ходе которых Sea Kings обеспечивали поисково-спасательную деятельность в регионе и доставляли гуманитарную помощь гражданам в затопленных районах. [68]
Замена флота Sea King морской авиации началась быстрее, чем первоначально планировалось, после потери Sea King во время миссии гуманитарной помощи в Индонезии в апреле 2005 года, в результате которой погибло девять человек. Следователи обнаружили серьезные неисправности в состоянии механической системы управления полетом Sea King, возникшие в результате ненадлежащего технического обслуживания. [69] В мае 2007 года шесть оставшихся «Морских королей» были остановлены на два месяца после обнаружения ряда недостающих частей. [70]
1 сентября 2011 года министр обороны Австралии Джейсон Клэр объявил, что Sea Kings будут выведены из эксплуатации в декабре 2011 года; за это время налетал более 60 000 часов в Австралии и за рубежом. [71] Прощальный полет состоялся 15 декабря 2011 года: три «Морских короля» пролетели над гаванью Сиднея и направились в Канберру , миновав озеро Берли-Гриффин и Австралийский военный мемориал , а затем приземлились в Навре . 16 декабря 2011 года главнокомандующий ВМФ председательствовал на торжественном выводе из эксплуатации 817-й эскадрильи РАН на авиабазе NAS Nowra. Пять из снятых с вооружения вертолетов выставлены на продажу. [68] [72] Заменой Sea King должен был стать MRH 90 . [70] Однако в 2010-х годах из-за проблем с этой конструкцией было приобретено только шесть самолетов, и основным преемником стал SH-60 Seahawk. [73]
Индия
[ редактировать ]
После индо-пакистанской войны 1965 года Пакистан вложил значительные средства в современные подводные лодки и торпеды дальнего действия. В ответ Индия решила закупить в 1969 году у Великобритании шесть самолетов Westland Sea Kings для противолодочной обороны, получивших обозначение Mk42 . Закупка также включала поставку авиадесантируемых самонаводящихся торпед для использования против подводных лодок. Поставка самолетов началась за несколько месяцев до Индо-Пакистанской войны 1971 года . [74] Из-за нехватки обучения работе с новыми вертолетами операции Sea King были значительно ограничены во время войны 1971 года; к ноябрю 1971 года возросший опыт экипажей позволил проводить наступательные противолодочные операции. [75] Авианосец Majestic класса INS Vikrant также был переоборудован в 1972–1974 годах для обеспечения возможности проведения обширных операций Sea King, став основным противолодочным самолетом авианосца. [76]
В начале 1960-х годов Индия и Великобритания договорились о внутреннем производстве Leander фрегатов класса . Первым вертолетом, развернутым на борту индийских Leander s, известным как Nilgiri класс , был Aérospatiale Alouette III , однако он предлагал гораздо меньшие возможности в противолодочной роли по сравнению с Sea King, и была осознана необходимость внесения изменений в конструкцию, чтобы позволить Sea King будет размещен на летной палубе класса «Нилгири» - практика, впервые внедренная Королевским военно-морским флотом Канады с использованием Sikorsky CH-124 Sea Kings на фрегатах аналогичного размера. [77] [78] Эксплуатировать «Морского короля» из немодифицированного класса «Нилгири» оказалось невозможным : два последних корабля этого класса были оснащены увеличенной полетной палубой и ангаром. Для этого потребовалось снять корабельный «Лимбо» противолодочный миномет . [78] [79] [80] Помимо первоначальных закупок 1971 года, Индия решила приобрести еще шесть Mk42 в 1974 году и еще три в 1980 году; эти три самолета были специально модифицированы для работы с кабины последних двух Нилгири и получили обозначение Mk42A . [81] В качестве продолжения « Нилгири » Индия приступила к разработке нового фрегата, основанного на « Леандере / Нилгири» , но большего размера. Получившийся в результате «Годавари» класс , также известный как «Проект 16», мог одновременно управлять двумя «Морскими королями». [78] [82]
В 1982 году Индия подписала контракт на закупку нескольких Mk42B Sea Kings, модернизированного варианта для выполнения задач двойного назначения: противокорабельных и противолодочных, после конкурса на заказ против Aérospatiale Super Puma . [83] Эти вертолеты будут работать на базе фрегатов класса «Годавари», а также заменят существующие «Морские короли». [78] В Великобританию была отправлена группа индийских инженеров для помощи в разработке авионики Mk42B, особенно бортового программного обеспечения. Отличия от старых Sea Kings включали совершенно новый комплект авионики, использование композитных материалов во всем фюзеляже и лопастях несущего винта, а также интеграцию ракеты Sea Eagle , которая была закуплена в Великобритании в 1983 году. [83] [84] В период с 1988 по 1992 год ВМС Индии было поставлено в общей сложности 20 Mk42B Sea Kings. [85]
Шесть Sea Kings десантной грузоподъемности, получившие обозначение Mk42C , также были закуплены в 1987 году. [86] Хотя ВМС Индии рассматривали AEW Sea King, который, как ожидается, будет иметь обозначение Mk42D, он был сочтен слишком дорогим, поэтому в 2003 году российский Ка-31 . вместо него был закуплен [87] Местный HAL Dhruv был запланированной заменой Sea King в роли противолодочной обороны, однако в 2000 году он был признан непригодным, поскольку ВМС Индии были недовольны механизмом складывания лопастей конструкции и показателями технического обслуживания Dhruv. [88] [89]
В мае 1998 года Соединенные Штаты ввели санкции против Индии в рамках международного ответа на серию испытаний ядерного оружия, проведенных Индией . По состоянию на 1999 год [update]Эти санкции фактически заморозили индийскую компанию Sea Kings, поскольку Индия не могла закупать поставляемые США запасные части для флота. Westland также выполнила санкции, отказавшись использовать какие-либо компоненты, произведенные в США. [90] Ограниченное количество Sea Kings оставалось в рабочем состоянии за счет разборки других самолетов и производства некоторых компонентов компанией Hindustan Aeronautics Limited (HAL). В декабре 2000 года президент Билл Клинтон разрешил ослабить санкции. [91] В конце 2000-х годов HAL и AgustaWestland подписали соглашение о совместном обслуживании и модернизации индийского флота Sea Kings. [92]
Норвегия
[ редактировать ]
Норвегии Министерству юстиции принадлежат 12 Mk43B Sea Kings. [93] Королевских ВВС Норвегии которые находятся в ведении 330-й эскадрильи . Самолеты используются для поисково-спасательных операций и санитарной авиации и находятся под командованием Объединенного спасательно-координационного центра Южной и Северной Норвегии . Представленные в мае 1973 года, они первоначально дислоцировались на главной авиабазе Будё , главной авиабазе Орланд , авиабазе Сола и группе станций Банак . В 1997 году эскадрилья выполнила 237 поисково-спасательных операций и 747 санитарных вылетов. С 1995 по 1998 год один вертолёт базировался в аэропорту Олесунна, Вигра , а с 1999 года один — на аэродроме Рюгге . [94] С 2009 года аэропорт Флоро стал станцией для одного вертолета. [95]
Вертолеты будут заменены на AgustaWestland AW101 в рамках норвежской программы всепогодных поисково-спасательных вертолетов (NAWSARH) постепенно, начиная с сентября 2020 года. [96] Кандидатами на контракт NAWSARH на 10–12 вертолетов были AgustaWestland AW101, NHIndustries NH90, Eurocopter EC225 и Sikorsky S-92 . [97] В июле 2013 года AgustaWestland AW101 и Eurocopter (EC225) вошли в шорт-лист для проведения дальнейших обсуждений по программе NAWSARH для 16 вертолетов.
Германия
[ редактировать ]
20 июня 1969 года ВМС Германии разместили заказ на 22 самолета Sea King Mk.41 в качестве замены Grumman Albatross, летающей лодки выполняющей поисково-спасательные функции. Это была первая экспортная продажа Westland Sea King и первый специализированный вариант Search and Rescue Sea King с увеличенной кабиной и большим количеством топлива. Немецкие Sea Kings имели такое же радиолокационное и навигационное оборудование, как и HAS.1, но не были оснащены гидролокатором. [98] 22 самолета Sea Kings были поставлены в период с апреля 1973 года по сентябрь 1974 года для оснащения Marinefliegergeschwader 5 (MFG 5) (Naval Air Wing 5). Дополнительный Sea King был доставлен в апреле 1975 года взамен одного, разрушенного во время шторма. [99] [100] Уцелевшие Sea Kings были модернизированы в период с 1986 по 1988 год, добавив возможность нести Sea Skua , что потребовало установки радара Ferranti Seaspray в носовом обтекателе. противокорабельные ракеты [99]

21 оставшемуся «Морскому королю» поручено выполнять различные функции, включая поисково-спасательные операции, транспорт, оказание помощи при стихийных бедствиях, тактический транспорт с суши на море, эвакуацию, наблюдение, разведку и военно-морскую поддержку. Основная база — Нордхольц , хотя подразделения всегда дислоцируются на аэродромах Гельголанд и Варнемюнде , а иногда и на аэродроме Боркум . Планируется, что вертолеты будут заменены на NH-90. [100]
HeliOperations продолжает эксплуатировать три Mk 5 Sea Kings, базирующиеся в RNAS Portland , и с 2017 года обучают пилотов ВМС Германии. [101] Последние корабли Sea Kings ВМС Германии были отправлены в отставку в марте 2024 года, совершив в этом месяце свой последний боевой полет. [102]
Украина
[ редактировать ]В ноябре 2022 года в ответ на российское вторжение в Украину в 2022 году Великобритания объявила , что передает в дар Королевского флота трех бывших морских королей Украине . [103] В январе 2023 года было снято на видео использование первого «Си Кинга» Военно-морской авиацией Украины . [104] [105]
В апреле 2023 года BBC дала интервью одному из вторых пилотов корабля Sea King, подаренного Великобритании Украине. Эти вертолеты участвовали в Фолклендской войне, поэтому им не менее 40 лет. Второй пилот рассказал, что "Морской король" используется, среди прочего, для спасения катапультирующихся пилотов, доставки солдат и ведения разведки. Один инженер также рассказал Би-би-си: «Они старые... но прошли модернизацию, и они нам очень нужны. Я считаю, что это только начало нашей совместной работы». BBC также сообщает, что третьего «Морского короля» готовят к отправке в Украину в «ближайшие недели». [106] Третий Sea King HU.5 был доставлен в Украину в мае 2023 года. [107]
В январе 2024 года Германия согласилась отправить в Украину еще шесть морских королей. [108]
Египет
[ редактировать ]
Египет является активным оператором «Морского короля», использующим множество различных вариантов для самых разных целей. Помимо использования противолодочных кораблей Sea Kings для прибрежного патрулирования, [109] Египет закупил наземный транспорт, адаптированный из базового Sea King, продаваемого Westland как Commando, включая подвариант VIP. [110] [111] Версия для радиоэлектронной борьбы также была развернута ВВС Египта и оснащена сложными бортовыми системами постановки помех. [112] По состоянию на 2011 год на вооружении Египта остаются 23 Sea Kings/Commandos. [113]
Катар
[ редактировать ]ВВС Эмири Катара также используют вариант Commando компании Westland в качестве стандартного транспортного средства для сухопутных войск, один из них также был оборудован специально для выполнения VIP-транспортных функций. [114] Несколько катарских «Морских королей» служат в качестве противокорабельных средств и оснащены оборудованием для перевозки и, при необходимости, развертывания двух противокорабельных ракет «Экзосет». [112]
Пакистан
[ редактировать ]ВМС Пакистана получили шесть Mk.45 Sea Kings, вариант, основанный на Sea King HAS.1 Королевского флота 1975 года. Он выполнял комбинированную противолодочную и противокорабельную роль, неся ракету Exocet в качестве альтернативы ракете Exocet. обычный противолодочный боекомплект из четырех Mark 44 или торпед Mark 46 . Один из пакистанских «Морских королей» погиб в результате аварии в феврале 1986 года, а в январе 1989 года его заменил бывший Королевский флот HAS.5, переименованный в Mk.45C.
Бельгия
[ редактировать ]
В 1974 году ВВС Бельгии заказали пять самолетов Sea King Mk.48 для выполнения поисково-спасательных операций, которые поступили на вооружение в 1976 году. [65] В 1987–1988 годах они были модернизированы новыми лопастями. [115] и с переработанной авионикой, включая новый радар и турель FLIR под носом с 1995 года. [65] В 2007 году Бельгия заказала восемь вертолетов NH90 , из которых четыре были военно-морскими вертолетами NFH, предназначенными для замены Sea Kings в роли SAR. Задержки с поставкой NH90 в Бельгию, а также возросший спрос на NH90 для эксплуатации на фрегатах ВМС Бельгии привели к тому, что дата вывода из эксплуатации Sea Kings была перенесена на 2018 год. Три Sea King оставались в эксплуатации в 2017 году. [116]

К концу 2016 года компания Belgian Sea Kings совершила более 3300 поисково-спасательных вылетов, в ходе которых было спасено более 1750 жизней. [117] Бельгия удалила своего последнего «Морского короля» 21 марта 2019 года, совершив прощальный пролет над бельгийским побережьем. Их роль в поисково-спасательных операциях взяли на себя четыре вертолета-фрегата НАТО NHIndustries NH90 (NFH), вылетевшие с авиабазы Коксейде недалеко от побережья Фландрии . [118] RS05 был передан в дар Het Vlaams Luchtvaartopleidingscentrum (VLOC) и выполнил паромный рейс 26.03.2019. [119] Два из трех бельгийских Sea Kings были куплены компанией Historic Helicopters из Chard Equestrian, Сомерсет, которая уже владела пятью вертолетами Westland, служившими в Королевском флоте или ВВС Великобритании . [120] Оба Sea Kings покинули авиабазу Коксийде 20.10.2021 под позывными OO-SEE (RS02) и OO-KNG (RS04) в Великобританию. [121]
Варианты
[ редактировать ]- Морской король HAS.1
- Первая противолодочная версия для Королевского флота с двигателями Gnome H.1400, пятилопастным рулевым винтом, погружаемым гидролокатором Plessey Type 195 и поисковым радаром MEL ARI 5995 в спинном обтекателе. [122] Westland Sea King HAS.1 совершил первый полет 7 мая 1969 года. [123] Всего построено 56 самолетов, многие из которых были переоборудованы в HAS.2. [122]
- Морской король HAS.2
- Модернизированная противолодочная версия для Королевского флота на базе австралийского Mk 50. Более мощные двигатели Gnome H.1400-1, шестилопастной рулевой винт и модернизированная авионика (включая новый погружаемый гидролокатор Тип 2069), а также улучшенное навигационное и коммуникационное оборудование; 21 самолет новой постройки плюс модификации HAS.1. [124] Некоторые из них позже были переоборудованы для выполнения задач ДРЛО (бортового предупреждения).

- Морской король AEW.2
- было выявлено отсутствие прикрытия ДРЛО Переоборудование Sea King HAS.1 или HAS.2 в самолеты ДРЛО после того, как во время Фолклендской войны . Оснащен радаром Thorn EMI Searchwater в надувном обтекателе, со снятым гидролокатором. Обычно летает с экипажем из трех человек (пилот и два наблюдателя) по сравнению с экипажем из четырех человек на противолодочных кораблях Sea Kings. Девять конвертированных. [125]
- Морской король HAS.3
- Поисково-спасательная версия для Королевских ВВС. Оснащен перенесенной задней перегородкой кабины, обеспечивающей большую длину кабины, дополнительный запас топлива и дополнительные смотровые окна; 19 построено. [126]
- Морской король HAR.3A
- Улучшенная поисково-спасательная версия Sea King HAR.3 для Королевских ВВС. Оснащен модернизированной авионикой; шесть построено. [126]
- Морской король HC.4 / Коммандос Вестленда
- Версия штурмового и грузового транспорта Commando для Королевского флота с упрощенной ходовой частью и удлиненной кабиной. Способен перевезти 28 полностью экипированных военнослужащих; построено 42. [127]
- Морской король HC.4X
- Один самолет впервые поднялся в воздух 10 апреля 1989 года для Имперской школы летчиков-испытателей . [128]
- Морской король Mk.4X
- Два вертолета на базе HC.4 для испытаний/испытаний на Королевском авиастроительном заводе в Фарнборо. Оснащен различными носовыми и/или спинными датчиками. [127]
- Морской король HAS.5

- Модернизированная противолодочная версия для Королевского флота с радаром MEL Super Searcher большей дальности в увеличенном спинном обтекателе, новой системой акустической обработки AQS902 с возможностью использования гидроакустических буев. Вступил в строй в июне 1981 г.; 30 самолетов новой постройки плюс около 55 переоборудованных из более ранних версий. [129] Некоторые позже были преобразованы в HAR.5 для поиска и спасения.
- Морской король HAS.5
- Преобразование HAS.5 в поисково-спасательную функцию для Королевского флота с удаленным противолодочным оборудованием, но с сохранением радара Sea Searcher. [130]
- Морской король AEW.5
- Четыре Sea King HAS.5 были переоборудованы в вертолеты ДРЛО для Королевского флота. [131]
- Морской король HU.5
- Излишки противолодочных вертолетов HAS.5 переоборудованы в вспомогательные для Королевского флота.
- Морской король HAS.6
- Модернизированная противолодочная версия для Королевского флота. оснащен улучшенной авионикой, новым гидроакустическим процессором, улучшенными тактическими дисплеями и улучшенным оборудованием связи; пять самолетов новой постройки плюс переоборудованные. [132]
- Морской король HAS.6(CR)
- Пять лишних противолодочных вертолетов HAS.6 переоборудованы в служебные вертолеты Королевского флота. Последний из вертолетов HAS.6(CR) Королевского флота был выведен из эксплуатации в составе 846 NAS 31 марта 2010 года. [15]
- Морской король ASaC7
- Модернизированный AEW2/5 для Королевского флота с помощью Searchwater 2000AEW, заменяющего оригинальный радар Searchwater. [30]
- Морской король Mk.41

- Поисково-спасательная версия Sea King HAS.1 для ВМС Германии с удлиненной кабиной; 23 построены, поставлены в период с 1973 по 1975 год. Всего с 1986 года было модернизировано 20 самолетов с дополнительным радаром Ferranti Seaspray в носовой части и возможностью нести четыре Sea Skua противокорабельные ракеты . [99] К 2025 году их заменят на NH90 . [133]
- Морской король Mk.42
- Противолодочная версия Sea King HAS.1 для ВМС Индии; 12 построено. [134]
- Морской король Mk.42A
- Противолодочная версия Sea King HAS.2 для ВМС Индии, оснащенная подъемно-спусковой системой для работы с малых кораблей; построено три. [135]
- Морской король Mk.42B
- Многоцелевой вариант для ВМС Индии, оборудованный для противолодочной борьбы, с гидролокатором погружения и современной авионикой, а также для противокорабельных операций, с двумя ракетами Sea Eagle; Построен 21 самолет (один разбился перед доставкой). [135]
- Морской король Mk.42C




- Поисково-спасательная/транспортная версия для ВМС Индии с носовым поисковым радаром Bendix; шесть построено. [135]
- Морской король Mk.43
- Поисково-спасательная версия Sea King HAS.1 для Королевских ВВС Норвегии с удлиненной кабиной; 10 построено. [93]
- Морской король Mk.43A
- Модернизированная версия Sea King Mk.43 для Королевских ВВС Норвегии с планером Mk.2, но двигателями Mk.1; построен единственный пример. [93]
- Морской король Mk.43B
- Модернизированная версия Sea King Mk.43 для Королевских ВВС Норвегии. Модернизированная авионика, включая радар MEL Sea Searcher в большом спинном обтекателе, метеорологический радар в носовой части и турель FLIR под носом. Три новых вертолета плюс модернизация оставшихся вертолетов Mk.43 и Mk.43A. [93]
- Морской король Mk.45
- Противолодочная и противокорабельная версия Sea King HAS.1 для ВМС Пакистана. Предусмотрено размещение Exocet противокорабельной ракеты ; шесть построено. [93]
- Морской король Mk.45A
- Один бывший вертолет Sea King HAS.5 Королевского флота был продан Пакистану в качестве замены изношенного. [109]
- Морской король Mk.47
- Противолодочная версия Sea King HAS.2 для ВМС Египта; шесть построено. [109]
- Морской король Mk.48
- Поисково-спасательная версия для ВВС Бельгии. Планер аналогичен HAS.2, но с удлиненной кабиной; пять построено, поставлено в 1976 году. [65] Вышел на пенсию в 2018 году.
- Морской король Mk.50
- Многоцелевая версия для ВМС Австралии, эквивалентная HAS.2 (но предшествующая ей); 10 построено. [65]
- Си Кинг Мк.50А
- Два улучшенных Sea Kings были проданы Королевскому военно-морскому флоту Австралии в рамках последующего заказа в 1981 году. [136]
- Морской король Mk.50B
- Модернизированная многоцелевая версия для ВМС Австралии.
- Коммандос Мк.1
- Версия штурмового и транспортного транспорта с минимальными изменениями для ВВС Египта с удлиненной кабиной, но с сохранением спонсонов с плавучим оборудованием; [136] построено пять. [111]
- Коммандос Мк.2
- Усовершенствованная штурмовая и транспортная версия для ВВС Египта, оснащенная более мощными двигателями, нескладывающимися несущими винтами и без спонсонов ходовой части и плавучего шасси; 17 построено. [110]
- Коммандос Мк.2А
- Штурмовая и транспортная версия для ВВС Катара, почти идентичная египетской Mk.2; построено три. [114]
- Коммандос Мк.2Б
- VIP-транспортная версия Commando Mk.2 для ВВС Египта; два построено. [114]
- Коммандос Mk.2C
- VIP-транспортная версия Commando Mk.2A для ВВС Катара; один построен. [114]
- Коммандос Mk.2E
- Версия радиоэлектронной борьбы для ВВС Египта, оснащенная интегрированной системой радиоэлектронной борьбы и постановки помех, с обтекателями по бокам фюзеляжа; построено четыре. [112]
- Коммандос Мк.3
- Противокорабельная версия для ВВС Катара , оснащенная спинным обтекателем и способная нести две ракеты Exocet. Восемь построено. [112]
Операторы
[ редактировать ]Текущие операторы
[ редактировать ]- 545 авиакрыло: 11-я эскадрилья (Мерса-Матрух, ВФУ) --> AW149
- 546 авиакрыло: 12-я эскадрилья (Алмаза)
- Египетские ВВС [137] [138]
- HeliOperations - Частный оператор, проводящий обучение для командования морской авиации Германии. [101] [141]
Бывшие операторы
[ редактировать ]
- Авиация флота - на вооружении с 1976 по 2011 год. [142] [138]
- Belgian Air Component - на вооружении с 1976 по 2019 год. [143]
- ВВС Эмири Катара - на вооружении с 1975 по 2022 год. [144]
- Вооруженные силы Республики Сьерра-Леоне - на вооружении с 2006 по 2015 год. [145] [146]
- Королевские ВВС - на вооружении с 1978 по 2015 год. [147]
- Авиация флота - на вооружении с 1969 по 2018 год. [148]
- Qinetiq Group - использовалась с 2010 по 2016 год. [149]
Самолет на выставке
[ редактировать ]- Австралия
- N16-118 - Sea King Mk 50 на статической экспозиции в Музее авиации флота недалеко от Науры . [150] [151]

- Бельгия
- RS01 — Sea King Mk 48 на статической выставке в Королевском музее вооруженных сил и военной истории в Брюсселе . [152]
- RS03 - хранится в Коксийде.
- RS05 - хранится в авиационном колледже Остенде и используется в качестве учебного планера.
- RS02 и RS04 - сохранены в летном состоянии Historic Helicopter Group, Сомерсет.
- Бразилия
- 18 — Sea King SH3 выставлен в Культурном центре ВМС Бразилии в Рио-де-Жанейро .
- Индия
- IN504 - Sea King Mk 42 на статической экспозиции в Аэрокосмическом музее HAL в Бангалоре, Карнатака . [153]
- IN505 - Sea King Mk 42 на статической экспозиции в Музее военно-морской авиации в Даболиме, Гоа . [154] [155]
- Великобритания
- XV677 - Sea King HAS.6 на статической экспозиции в Музее самолетов Южного Йоркшира в Донкастере, Южный Йоркшир . [156]
- XV712 - Sea King HAS.6 на статической экспозиции в Имперском военном музее Даксфорда в Даксфорде, Кембриджшир . [157] [158]
- XZ574 - Sea King HAS.5 на статической экспозиции в Музее авиации флота в Йовилтоне, Сомерсет . Самолет был поставлен Королевскому флоту в 1976 году и эксплуатировался с авианосца HMS Invincible во время операции Corporate . Во время спасения экипажа затонувшего Sea King HC.4 ZA311 23 апреля 1982 года вертолетом управлял Его Королевское Высочество принц Эндрю . [159] [160]
- XZ585 - Sea King HAR.3 на статической экспозиции в музее Королевских ВВС в Лондоне.
- XZ592 — Sea King HAR.3 выставлен на статической выставке в Морайвии в Кинлоссе, Морей . [161] [162] [163]
- XZ593 - Sea King HAR.3 на хранении в Музее и Национальном фонде Фолклендских островов в Стэнли, Фолклендские острова . Самолет был подарен жителям островов в 2016 году после вывода из эксплуатации. В конечном итоге он будет выставлен в новой пристройке музея. [164]
- XZ597 - Sea King HAR.3, восстановленный до летного состояния компанией Historic Helicopter Group, Сомерсет. [165]
- ZA298 - Sea King HC.4 на статической экспозиции в Музее авиации флота в Йовилтоне, Сомерсет. [166] Прозванный «Королем джунглей», он известен тем, что неоднократно пережил тяжелые боевые повреждения без каких-либо смертельных исходов. Сначала во время Фолклендской войны , когда он был сбит аргентинским самолетом А-4 «Скайхок» , затем во время Боснийской войны , где он подвергся огню из стрелкового оружия, и, наконец, во время войны в Афганистане , где он получил прямое попадание противотанкового самолета. танковая РПГ . [166]
- ZD477 - Sea King HC.4 на статической выставке в аэропарке Ист-Мидлендс.
- ZF122 – Sea King HC.4 – Группа исторических вертолетов [165]
- ZG822 - Sea King HC.4 Commando на статической экспозиции в Музее авиации Южного Уэльса (SWAM), бывшие ВВС Великобритании в Сент-Атане , недалеко от Кардиффа
Технические характеристики (Sea King HAS.5)
[ редактировать ]
Данные Всемогущего Морского Короля [167]
Общие характеристики
- Экипаж: 2-4
- Длина: 55 футов 10 дюймов (17,02 м) [168]
- Высота: 16 футов 10 дюймов (5,13 м)
- Пустой вес: 14 051 фунт (6 373 кг)
- Полная масса: 21000 фунтов (9525 кг)
- Максимальный взлетный вес: 21 400 фунтов (9707 кг)
- Силовая установка: 2 двигателя Rolls-Royce H.1400-2 Gnome турбовальных мощностью 1660 л.с. (1240 кВт) каждый.
- Диаметр несущего винта: 62 фута 0 дюймов (18,90 м)
- Площадь несущего винта: 3020 кв. футов (281 м 2 ) 2 )
- Секция лезвия: NACA 0012 [169]
Производительность
- Крейсерская скорость: 112 узлов (129 миль в час, 207 км/ч) (максимальный крейсерский режим на уровне моря)
- Диапазон: 664 миль (764 миль, 1230 км)
- Скорость набора высоты: 2020 футов/мин (10,3 м/с).
Вооружение
- 4 торпеды Mark 44 , Mark 46 или Sting Ray или 4 глубинные бомбы
- Предусмотрено место для установленного на двери пулемета – возможна установка различных калибров.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
- Список действующих военных самолетов Соединенного Королевства
- Список происшествий и происшествий с участием Westland Sea King
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Вариант Sea King ASAC» .
- ^ Джеймс 1991, стр. 377–378.
- ^ Аттли 2001, с. 206.
- ^ Jump up to: а б Макгоуэн 2005, с. 119.
- ^ Торн и Фроули 1998, с. 164.
- ^ Лейк 1996, стр. 114–115.
- ^ Air International , май 1981 г., с. 215.
- ^ Jump up to: а б с Ховард и др. 2011, стр. 229–230.
- ^ Хьюиш 1979, с. 76.
- ^ Макгоуэн 2005, стр. 119–120.
- ^ Jump up to: а б Макгоуэн 2005, с. 120.
- ^ ВВС , май 2012 г., стр.6, Key Publishing, ISSN 0955-7091
- ^ Jump up to: а б Макгоуэн 2005, стр. 120, 126.
- ^ «Вестленд – Морской король/коммандос». Flight International , 3 августа 1985 г., с. 42.
- ^ Jump up to: а б Аллен, Питер. «UK RN снимает с вооружения последний Commando Sea King Mk 6CR». Jane's Defense Weekly, том 47, выпуск 2, 2 июня 2010 г., стр. 33.
- ^ Бад и Гаммет, 2002, стр. 75–79.
- ^ "Вестленд - Морской король". Архивировано 22 мая 2013 г. в Wayback Machine Flight International , 1 августа 1987 г., стр. 34. Проверено 19 апреля 2012 г.
- ^ Макгоуэн 2005, с. 126.
- ^ Jump up to: а б Каррара, 2009 г., стр. 78–82.
- ^ Jump up to: а б с д Министерство обороны 2006, с. 120.
- ^ Шено 1985, стр. 2–3.
- ^ Шено 1985, с. 2.
- ^ Шено 1985, стр. 2–4.
- ^ Шено 1985, с. 5.
- ^ Хардинг, Томас. «Гарри исполнил свое желание увидеть боевые действия в Ираке». Архивировано 25 сентября 2015 года в Wayback Machine The Daily Telegraph , 23 февраля 2007 года. Проверено 19 апреля 2012 года.
- ^ Jump up to: а б Армистед и Армистед 2002, с. 131.
- ^ Мгновенный бортовой радар направляется на юг. «Новый учёный», 12 августа 1982 г., 95(1318), с. 428.
- ^ «Цербер готов к службе на борту Sea King Whiskey, обновление обновления». Архивировано 8 июля 2011 года в Wikiwix Jane's International Defense Review , 24 сентября 2002 года. Проверено 19 апреля 2012 года.
- ^ Jump up to: а б Армистед и Армистед 2002, стр. 132–134.
- ^ «Джейнс | Последние новости обороны и безопасности» . Архивировано из оригинала 29 мая 2014 года . Проверено 17 июня 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Великобритания, Дэвид Дональд • Автор-. «Королевский флот прощается с морским королем | AIN» . Международные авиационные новости . Проверено 30 апреля 2024 г.
{{cite web}}
:|first=
имеет общее имя ( справка ) - ^ Чант 2001, стр. 15–16.
- ^ Фридман 2005, стр. 298, 728.
- ^ Макгоуэн 2005, с. 15.
- ^ «Принц Эндрю рассказывает, что был приманкой для Exocet». Глазго Геральд , 19 июня 1982 г., стр. 1.
- ^ Jump up to: а б с Берден и др. 1986, стр. 237–240.
- ^ Jump up to: а б с Берден и др. 1986, стр. 241–243.
- ^ Берден и др. 1986, стр. 244–247.
- ^ Jump up to: а б с Берден и др. 1986, стр. 247–250.
- ^ Чант 2001, с. 34.
- ^ Берден и др. 1986, стр. 248–249.
- ^ Берден и др. 1986, с. 253.
- ^ Фридман 2005, стр. 461–462.
- ^ Дональд и Чант 2001, стр. 15, 41, 54.
- ^ Дональд и Чант 2001, с. 15.
- ^ Дональд и Чант 2001, с. 33.
- ^ Гетин, Ховард. «RN собирается реорганизовать Sea Kings». Рейс Интернэшнл , 9 августа 1994 года.
- ^ Армистед и Армистед 2002, стр. 179–180.
- ^ «Курдские беженцы возвращаются в Ирак». Ассошиэйтед Пресс, 2 мая 1991 г.
- ^ Рипли 2001, с. 92.
- ^ Рипли 2001, стр. 16–17.
- ^ Холл, Мейсер. «Боевой Инвинсибл» законсервировать. «Дейли телеграф» , 17 декабря 2000 г.
- ^ «Войска ждут своего часа». Сандей Геральд , 30 мая 1999 г.
- ^ Ховард и др. 2011, с. 274.
- ^ «Военная катастрофа в Ираке: выявлены «критические» недостатки в Sea Kings. В официальном отчете Министерству обороны предписывается модернизировать вертолеты ВМФ и пересмотреть правила полетов, чтобы избежать дальнейших столкновений». The Independent , 25 января 2004 г.
- ^ «Депутаты 'ввели в заблуждение' относительно причины столкновения Sea King». The Independent , 1 февраля 2004 г.
- ^ «Нарушение военного договора» (Дэвид Хилл, 2018)
- ^ «Вертолеты отправляются на помощь в эвакуации». BBC News , 18 июля 2006 г. Проверено 19 апреля 2012 г.
- ^ «Морские короли возвращаются домой после успешных афганских миссий». Western Gazette Yeovil , 20 октября 2011 г.
- ^ «Морские короли военно-морского флота завершили тысячную миссию в Афганистане». Служба новостей штата , 21 июля 2011 г.
- ^ Хьюиш 1984, с. 231.
- ^ Джиллетт 1986, с. 70.
- ^ Мазерелл, Марк и Синтия Бэнэм. «Поездка ухабистая, но Морской Король выдерживает свой вес». Архивировано 24 сентября 2015 года в Wayback Machine Sydney Morning Herald , 4 апреля 2005 года. Проверено 19 апреля 2012 года.
- ^ Jump up to: а б с д и Озеро 1996, с. 132.
- ^ Лейк 1996, стр. 132–133.
- ^ "Самолет RAAF доставляет припасы в Багдад". Архивировано 25 мая 2013 года в Wayback Machine ABC News , 13 апреля 2003 года. Проверено 19 апреля 2012 года.
- ^ Jump up to: а б Уолдон, Грег. «Австралия предлагает на продажу пять морских королей». Архивировано 29 сентября 2013 года в Wayback Machine Flight International , 1 сентября 2011 года. Проверено 19 апреля 2012 года.
- ^ Керин, Джон. «Виноват сервис «Морской король». Австралазийская бизнес-аналитика , 21 июня 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Додд, Марк. «Морские короли» задержаны из-за опасений по поводу безопасности». Архивировано 11 июня 2013 года в Wayback Machine The Australian , 17 мая 2007 года. Проверено 19 апреля 2012 года.
- ^ Фланаган, Корена. «Министр обороны и техники – на продажу вертолеты Navy Sea King». Архивировано 19 января 2012 года на сайте Wayback Machine Ministry.defence.gov.au, 1 сентября 2011 года. Проверено 19 апреля 2012 года.
- ^ «Морские короли и 817-я эскадрилья совершают свой последний полет». Служба новостей штата , 16 декабря 2011 г.
- ^ «Авиационное командование австралийской армии» . premium.globalsecurity.org . Проверено 3 апреля 2024 г.
- ^ Хиранандани 2005, с. 21.
- ^ Хиранандани 2005, стр. 87–88.
- ^ Хиранандани 2005, стр. 88–89.
- ^ Хиранандани 2005, стр. 57–58.
- ^ Jump up to: а б с д Singh Air International , январь 1991 г., с. 37.
- ^ Хиранандани 2005, стр. 58–59, 62.
- ^ Бейкер 1998, с. 325.
- ^ Хиранандани 2005, с. 96.
- ^ Хиранандани 2005, с. 64.
- ^ Jump up to: а б Хиранандани 2005, стр. 97–98.
- ^ Байерс 1986, с. 232.
- ^ Хиранандани 2012, с. 157.
- ^ Хиранандани 2005, с. 99.
- ^ Хиранандани 2005, с. 107.
- ^ Говиндасами, Сив. «Индийский флот открывает потребность в вертолетах общего назначения». Архивировано 29 июня 2008 года в Wayback Machine Flight International , 13 ноября 2007 года. Проверено 19 апреля 2012 года.
- ^ «Военно-морской флот не отверг Дхрува: министра обороны». Архивировано 27 сентября 2012 года на Wayback Machine Zeenews.com , 22 октября 2008 года. Дата обращения: 21 августа 2011 года.
- ^ Билграми 2004, стр. 186–187.
- ^ Билграми 2004, стр. 187, 199.
- ^ Хиранандани 2012, с. 158.
- ^ Jump up to: а б с д и Озеро 1996, с. 130.
- ^ «Норвежская поисково-спасательная служба» (PDF) . Министерство юстиции и полиции (Норвегия) . 1999. с. 9. Архивировано (PDF) из оригинала 22 мая 2013 года . Проверено 20 апреля 2012 г.
- ^ «Здесь борются спасательные вертолеты» . Бергенс Тиденде (на норвежском языке). 29 сентября 2009 г. Архивировано из оригинала 24 мая 2013 г. . Проверено 20 апреля 2012 г.
- ^ «Вертолеты SAR Queen теперь работают в Норвегии» .
- ^ «Кандидаты, прошедшие предварительную квалификацию на поставку будущих вертолетов SAR для Исландии и Норвегии». Королевское министерство юстиции и полиции Норвегии . Проверено: 26 февраля 2012 г.
- ^ Джеймс 1991, с. 389.
- ^ Jump up to: а б с Озеро 1996, с. 128.
- ^ Jump up to: а б «Си Кинг Мк 41» (на немецком языке). Немецкий флот . 23 ноября 2011 года. Архивировано из оригинала 1 апреля 2012 года . Проверено 20 апреля 2012 г.
- ^ «Германия выводит из эксплуатации вертолеты Sea King» . Военный . Проверено 3 апреля 2024 г.
- ^ Бил, Джонатан. "Британия впервые отправляет вертолеты в Украину - Бен Уоллес" . Новости Би-би-си . 23 ноября 2022 г. Проверено 23 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Перрейра, Джулиан (22 января 2023 г.). «Подаренный Великобританией вертолет Sea King впервые замечен в полете вблизи Черного моря» . Сеть Сил . Проверено 22 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Пейн, Стетсон (21 января 2023 г.). «Отчет о ситуации в Украине: подаренный вертолет Sea King дебютирует возле Черного моря» . Драйв . Проверено 22 января 2023 г.
- ^ Лэндейл, Джеймс (13 апреля 2023 г.). «40-летний британский вертолет летает по Украине» . Би-би-си .
- ^ «Морской король в украинских красках» . Scramble.nl . 14 мая 2023 г. Проверено 15 мая 2023 г.
- ^ https://www.reuters.com/world/europe/germany-send-ukraine-six-sea-king-helicopters-air-defence-2024-01-23/
- ^ Jump up to: а б с Озеро 1996, с. 131.
- ^ Jump up to: а б Озеро 1996, стр. 133–134.
- ^ Jump up to: а б Джеймс 1991, с. 392.
- ^ Jump up to: а б с д Озеро 1996, с. 135.
- ^ Hoyle Flight International , 13–19 декабря 2011 г., с. 38.
- ^ Jump up to: а б с д Озеро 1996, с. 134.
- ^ Джеймс 1991, с. 394.
- ^ Harding Air International , март 2017 г., стр. 85.
- ^ Harding Air International , март 2017 г., стр. 87.
- ^ Дженнингс, Гарет (19 декабря 2018 г.). «Бельгия отказывается от вертолетов Sea King» . IHS Jane’s 360 . Лондон. Архивировано из оригинала 20 декабря 2018 года . Проверено 20 декабря 2018 г.
- ^ «SeaKing RS-05 как учебный материал для VLOC в Остенде - Фламандский авиационный учебный центр» . 28 марта 2019 г.
- ↑ Двое бывших военных «Морских королей» спасены и куплены британской ассоциацией (фр), опубликовано 6 июля 2020 г.
- ^ «Эмоциональное прощание двух восстановленных Seaking RS01 и RS02, покидающих свою базу в Коксейде 4K UHD» . Ютуб . 21 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Озеро 1996, стр. 122–123.
- ^ Озеро 1996, с. 122.
- ^ Озеро 1996, с. 123.
- ^ Лейк 1996, стр. 123–124.
- ^ Jump up to: а б Озеро 1996, с. 124.
- ^ Jump up to: а б Озеро 1996, с. 125.
- ^ Ховард и др. 2011, с. 278.
- ^ Озеро 1996, с. 126.
- ^ Озеро 1996, с. 127.
- ^ Армистед и Армистед 2002, стр. 131–133.
- ^ Лейк 1996, стр. 127–128.
- ^ «ВМС Германии получили 18-й и последний вертолет NH-90 Sea Lion» . 6 февраля 2023 г.
- ^ Лейк 1996, стр. 128–129.
- ^ Jump up to: а б с Озеро 1996, с. 129.
- ^ Jump up to: а б Озеро 1996, с. 133.
- ^ Jump up to: а б с д и Embraer, Совместно с. «Справочник ВВС мира на 2023 год» . Полет Глобал . Проверено 24 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Операторы Вестленд Си Кинг» . Хелис.com . Проверено 24 января 2023 г.
- ^ Репортер редакции газеты (25 января 2022 г.). «ПНС Тугрил, 10 вертолётов Sea King приняты в состав ВМФ» . РАССВЕТ.КОМ . Проверено 24 января 2023 г.
- ^ "Британия впервые отправляет вертолеты в Украину - Бен Уоллес" . Новости Би-би-си . 23 ноября 2022 г.
- ^ Дэниелс, Лиам. «Морской король Великобритании продолжает летать». Эйр Интернешнл . Том. 93, нет. 4. с. 15. ISSN 0306-5634 .
- ^ «Морской король в авиации флота (РАН)» . Хелис.com . Проверено 24 января 2023 г.
- ^ «Sea King Mk.48 в Force Aérienne Belge» . Хелис.com . Проверено 24 января 2023 г.
- ^ Embraer, Совместно с. «Справочник ВВС мира 2022» . Полет Глобал . Проверено 24 января 2023 г.
- ^ «РСЛАФ» . www.mod.gov.sl. Проверено 24 января 2023 г.
- ^ «Фото самолета SL-01 | Westland WS-61 Commando Mk2C | Сьерра-Леоне — ВВС | AirHistory.net № 269228» . AirHistory.net . Проверено 24 января 2023 г.
- ^ «Вестлендский морской король HAR3» . Музей РАФ . Проверено 24 января 2023 г.
- ^ Дональд, Дэвид. «Королевский флот прощается с морским королем» . Международные авиационные новости . Проверено 24 января 2023 г.
- ^ «XV651 Westland Sea King HAS.1 C/N wa 639» . Хелис.com . Проверено 24 января 2023 г.
- ^ «Музей авиации флота» . Военно-морской . Содружество Австралии. Архивировано из оригинала 12 февраля 2013 года . Проверено 30 мая 2017 г.
- ^ «RAN N16 Westland Sea King Mk.50A» . ADF-сериалы . 2 апреля 2014 г. Архивировано из оригинала 14 августа 2017 г. Проверено 31 мая 2017 г.
- ^ Брэкс, Дэниел (31 декабря 2011 г.). «Морской король RS01 удалился в Музей королевской армии в Брюсселе» . Бельгийские крылья . Архивировано из оригинала 4 июля 2014 года . Проверено 31 мая 2017 г.
- ^ Пилларисетти, Джаган (25 ноября 2008 г.). «Вестленд Сикинг Mk 42 [IN504]» . Боевые птицы Индии . Архивировано из оригинала 3 августа 2016 года . Проверено 31 мая 2017 г.
- ^ Пилларисетти, Джаган (17 ноября 2008 г.). «Морской король Вестленда [IN505]» . Боевые птицы Индии . Архивировано из оригинала 21 сентября 2016 года . Проверено 31 мая 2017 г.
- ^ «Досье по планеру – Sikorsky-Westland Sea King 42, серийный номер IN505 BNS, серийный номер WA737» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 31 мая 2017 г.
- ^ «Список самолетов» . АэроВенчер . Музей самолетов Южного Йоркшира. Архивировано из оригинала 30 марта 2018 года . Проверено 31 мая 2017 г.
- ^ «Вестленд Си Кинг ИМЕЕТ Mk.6» . Имперские военные музеи . ИВМ . Проверено 31 мая 2017 г.
- ^ «Досье по планеру – Sikorsky-Westland Sea King HAS.6, серийный номер XV712 RN, серийный номер WA683» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca. Архивировано из оригинала 20 марта 2016 года . Проверено 31 мая 2017 г.
- ^ «Морской король HAS.5 (XZ574)» . Музей авиации Королевского военно-морского флота . Музей авиации флота. Архивировано из оригинала 12 мая 2014 года . Проверено 31 мая 2017 г.
- ^ Ховард и др. 2011, с. 354.
- ^ "SEA KING HAR.3 XZ592 17-10-15 #2" . Морайвия . Архивировано из оригинала 8 мая 2018 года . Проверено 31 мая 2017 г.
- ^ «Комментарий: Битву за XZ592 Морей просто отказался проиграть» . внутри Морей . InsideMoray.news. 5 июня 2015 г. Проверено 31 мая 2017 г.
- ^ «Заявка на дом пенсионера Sea King в Морей прошла успешно» . Би-би-си. 4 июня 2015 года. Архивировано из оригинала 13 января 2017 года . Проверено 31 мая 2017 г.
- ^ «Морской король HAR Mk3 XZ593» . Музей Фолклендских островов и Национальный фонд . Архивировано из оригинала 15 сентября 2017 года . Проверено 31 мая 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Морской король» . Исторические вертолеты . Архивировано из оригинала 16 декабря 2022 года . Проверено 12 августа 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Морской король ZA298: «Король джунглей» » . Музей авиации Королевского военно-морского флота . Музей авиации флота. Архивировано из оригинала 21 октября 2017 года . Проверено 31 мая 2017 г.
- ^ Air International , май 1981 г., с. 218.
- ^ Джеймс 1991, стр. 396–398.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Аллен, Патрик. Морской король . Лондон: Эйрлайф, 1993. ISBN 1-85310-324-1 .
- Армистед, Ли и Эдвин Армистед. Аваки и «Ястребиные глаза»: полная история самолетов дальнего радиолокационного обнаружения . Сент-Пол, Миннесота: Zenith Imprint, 2002. ISBN 0-7603-1140-4 .
- Бейкер, А.Д. Руководство Военно-морского института по боевым флотам мира, 1998–1999 гг . Аннаполис, Мэриленд, США: Издательство Военно-морского института, 1998. ISBN 1-55750-111-4 .
- Билграми, С.Дж.Р. Динамика санкций в мировой политике . Борн, Линкольншир, Великобритания: Atlantic Publishers, 2004. ISBN 81-269-0313-9 .
- Бад, Роберт и Филип Гамметы. Холодная война, горячая наука: прикладные исследования в оборонных лабораториях Великобритании, 1945–1990 гг . Лондон: NMSI Trading, 2002. ISBN 1-900747-47-2 .
- Берден, Родни А., Майкл А. Дрейпер, Дуглас А. Раф, Колин А. Смит и Дэвид Уилтон. Фолклендские острова: Воздушная война . Твикенхем, Великобритания: Британская исследовательская группа авиации, 1986. ISBN 0-906339-05-7 .
- Байерс, Р.Б. Денуклеаризация океанов . Лондон: Тейлор и Фрэнсис, 1986. ISBN 0-7099-3936-1 .
- Каррара, Дино. «Морские короли спешат на помощь». Эйр Интернэшнл , Vol. 77, № 6, декабрь 2009 г., стр. 78–82. ISSN 0306-5634 .
- Чант, Кристофер. Воздушная война на Фолклендских островах 1982 года . Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing, 2001. ISBN 1-84176-293-8 .
- Чант, Кристофер. Сборник вооружений и военной техники. Лондон: Рутледж, 1988. ISBN 0-7102-0720-4 .
- Шартр, Джон. Вестлендский морской король: современные боевые самолеты 18 . Суррей, Великобритания: Ян Аллан, 1984. ISBN 0-7110-1394-2 .
- Шено, Роджер. Аэрогид 10: Westland Sea King HAR Mk 3 . Эссекс, Великобритания: Linewrights, 1985. ISBN 0-946958-09-2 .
- Дональд, Дэвид, Кристофер Чант. Воздушная война в Персидском заливе 1991 года . Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing, 2001. ISBN 1-84176-295-4 .
- Иден, Пол, изд. (июль 2006 г.). Энциклопедия современных военных самолетов . Лондон: Amber Books, 2004. ISBN. 1-904687-84-9 .
- Эллис, Кен. Затонувшие корабли и реликвии , 22-е издание. Манчестер, Великобритания: Crecy Publishing, 2010. ISBN 978-0-85979-150-2 .
- Фридман, Лоуренс. Официальная история Фолклендской кампании: война и дипломатия . Лондон: Рутледж, 2005. ISBN 0-7146-5207-5 .
- Фрикер, Джон. «Военно-морская авиация Пакистана». Эйр Интернэшнл , Vol. 40 № 6. Июнь 1991. С. 297–301. ISSN 0306-5634 .
- Гиббингс, Дэвид. Морской король: 21 год службы в Королевском флоте . Йовилтон, Сомерсет, Великобритания: Музей авиации Общества друзей флота, 1990. ISBN 0-9513139-1-6 .
- Джиллетт, Росс. Вооруженные силы Австралии восьмидесятых годов . Бруквейл, Новый Южный Уэльс, Австралия: Чайлд и Генри, 1986. ISBN 0-86777-081-3 .
- Хардинг, Ян. «Стань сильным в 40 лет». Эйр Интернэшнл , Vol. 92, № 3, март 2017. С. 84–87. ISSN 0306-5634 .
- Хьюиш, Марк. Военно-воздушные силы мира: Иллюстрированный справочник всех военно-воздушных держав мира . Нью-Йорк: Саймон и Шустер, 1979. ISBN 0-671-25086-8 .
- Хиранандани, генеральный директор. Переход к возвышению: ВМС Индии, 1976–1990 гг . Нью-Дели, Индия: Lancer Publishers, 2005. ISBN 81-7062-266-2 .
- Хиранандани, генеральный директор. Переход к опеке: ВМС Индии, 1991–2000 гг . Нью-Дели, Индия: Lancer Publishers, 2012. ISBN 1-935501-26-7 .
- Хойл, Крейг. «Справочник ВВС мира». Flight International , Том 180, вып. 5321, 13–19 декабря 2011 г., стр. 26–52. ISSN 0015-3710 .
- Ховард, Ли, Мик Берроу и Эрик Майалл. Вертолеты ВВС флота с 1943 года . Стейплфилд, Сассекс, Великобритания: Air-Britain , 2011. ISBN 978-0-85130-304-8 .
- Джеймс, Дерек Н. Вестленд Самолеты с 1915 года . Лондон: Патнэм, 1991. ISBN 0-85177-847-X .
- Лейк, Джон. «Морской король Вестленда: брифинг по вариантам». World Airpower Journal , том 25, лето 1996 г., стр. 110–135. Лондон: Аэрокосмическое издательство. ISBN 978-1-87402-380-7 . ISSN 0959-7050 .
- Макгоуэн, Стэнли С. Вертолеты: иллюстрированная история их влияния . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO, 2005. ISBN 1-85109-468-7 .
- Рипли, Тим. Конфликт на Балканах, 1991–2000 гг . Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing, 2001. ISBN 1-84176-290-3 .
- Справочник Королевских ВВС: полное руководство министерства обороны. Лондон: Конвей, 2006. ISBN 1-85753-384-4 .
- Сингх, Пушпиндар. «От Силенда до Медведя-Фокстрота... История военно-морской авиации Индии: Часть вторая». Эйр Интернэшнл , Vol. 40 № 1, январь 1991. С. 34–44. ISSN 0306-5634 .
- Торн, Джим и Джерард Фроули. Международный справочник военных самолетов 1996–1997 гг. Фишвик, столичная территория Австралии, Австралия: Aerospace Publications, 1996. ISBN 1-875671-20-X .
- Аттли, Мэтью. Вестленд и британская вертолетная промышленность, 1945–1960: лицензионное производство против местных инноваций . Лондон: Рутледж, 2001. ISBN 0-7146-5194-X .
- «Семейство многоцелевых вертолетов Вестленда: всемогущий морской король». Эйр Интернэшнл , Vol. 20, № 5, май 1981 г., стр. 215–221, 251–252. ISSN 0306-5634 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]