Jump to content

СПЕЦИАЛЬНЫЙ Ягуар

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Ягуар
Jaguar ВВС Франции завершает дозаправку в воздухе над Адриатическим морем
Роль Штурмовик
Национальное происхождение Франция/Великобритания
Производитель СЕПЕКАТ ( Бреге / BAC )
Построено СЕПЕКАТ
Первый полет 8 сентября 1968 г.
Введение 1973
Ушедший на пенсию 2005 (Франция)/2007 (Великобритания)/2014 (Оман)
Статус На вооружении ВВС Индии.
Основные пользователи Индийские ВВС
Произведено 1968–1981
Количество построенных 573 [1]

SEPECAT Jaguar — англо-французский сверхзвуковой реактивный штурмовик, первоначально использовавшийся Королевскими ВВС Великобритании и ВВС Франции для непосредственной воздушной поддержки и нанесения ядерных ударов. Он до сих пор находится на вооружении ВВС Индии .

Первоначально задуманный в 1960-х годах как учебно-тренировочный самолет с легкими возможностями наземного нападения, требования к самолету вскоре изменились и стали включать в себя сверхзвуковые характеристики, разведывательные функции и функции тактического ядерного удара . Авианосный вариант также планировался для службы в ВМС Франции, но от него отказались в пользу более дешевого, полностью построенного во Франции Dassault-Breguet Super Étendard . Самолеты были произведены SEPECAT ( Société Européenne de Production de l'avion Ecole de Combat et d'Appui Tactique ), совместным предприятием Breguet и Британской авиастроительной корпорации , одной из первых крупных совместных англо-французских программ военных самолетов.

Jaguar экспортировался в Индию, Оман, Эквадор и Нигерию. Самолет использовался в многочисленных конфликтах и ​​военных операциях в Мавритании , Чаде , Ираке , Боснии и Пакистане , а также служил готовой платформой для доставки ядерного оружия для Великобритании, Франции и Индии на протяжении второй половины « холодной войны» и после нее. . Во время войны в Персидском заливе Jaguar хвалили за его надежность и был ценным ресурсом коалиции. Самолет служил в ВВС Франции в качестве основного ударно-штурмового самолета до 1 июля 2005 г., а также в Королевских ВВС до конца апреля 2007 г. Его роль заменили Eurofighter Typhoon в ВВС Великобритании и Dassault Rafale в ВВС Великобритании. Французские ВВС.

Разработка

[ редактировать ]
RAF Jaguar T2 в полете: нижняя часть, баки емкостью 1187 литров и CBLS (носитель, бомба, легкий магазин), установленные на пилонах под крылом.

Программа Jaguar началась в начале 1960-х годов в ответ на требование Великобритании (Air Staff Target 362) о создании усовершенствованного сверхзвукового учебно-тренировочного самолета для замены Folland Gnat T1 и Hawker Hunter T7 , а также требования Франции ( École de Combat et d' Appui Tactique , ECAT «тренажер тактической боевой поддержки») для дешевого дозвукового учебно-тренировочного самолета двойного назначения и легкого штурмовика на замену Fouga Magister , Lockheed T-33 и Dassault Mystère IV . [1] [2] В обеих странах несколько компаний предложили проекты: BAC, Hunting , Hawker Siddeley и Folland в Великобритании; Breguet, Potez , Sud-Aviation , Nord и Dassault из Франции. [3] В мае 1965 года был подписан Меморандум о взаимопонимании между двумя странами по разработке двух самолетов, учебно-тренировочного самолета на базе ECAT и более крупного AFVG (англо-французского самолета с изменяемой геометрией). [3]

Межканальные переговоры привели к образованию SEPECAT ( европейской компании по производству учебно-боевых самолетов и самолетов тактической поддержки »). Société Européenne de Production de l’Avion d’École de Combat et d’Appui Tatique – « [4] ) в 1966 году как совместное предприятие Breguet [Н 1] и Британская авиастроительная корпорация для производства планера. Хотя Jaguar частично основан на Breguet Br.121, использует ту же базовую конфигурацию и инновационное шасси французской разработки, он был построен с использованием основных элементов конструкции BAC, в частности, крыла и механизмов механизации. [5]

Производство компонентов будет разделено между Breguet и BAC, а сами самолеты будут собираться на двух производственных линиях; один в Великобритании и один во Франции, [6] Чтобы избежать дублирования работ, каждый компонент самолета имел только один источник. [7] Британские версии легкого удара/тактической поддержки были самой требовательной конструкцией, требующей сверхзвуковых характеристик, превосходной авионики, передовой системы навигации/атаки большей точности и сложности, чем французская версия, отображения движущейся карты , лазерного дальномера и маркировки цели. искатель (ЛРМТС). В результате первоначальная конструкция Бр.121 требовала более тонкого крыла, измененной конструкции фюзеляжа, более высокой задней кабины и двигателей форсажного типа. Создавая улыбающиеся лица для публики и сохраняя иллюзию общего дизайна, британский дизайн отошел от французского дозвукового Breguet 121 до такой степени, что фактически стал новым дизайном. [8]

было заключено отдельное партнерство Между Rolls-Royce и Turbomeca для разработки турбовентиляторного двигателя с форсажной камерой Adour . [9] [10] Br.121 был предложен с двигателем Tourmalet от Turbomeca для ECAT, но Breguet предпочел RR RB.172, и их совместное предприятие будет использовать элементы обоих. Новый двигатель, который также будет использоваться для AFVG, будет производиться в Дерби и Тарносе . [11]

Предыдущие совместные усилия Великобритании и Франции были сложными: программа AFVG закончилась отменой, а вокруг разработки сверхзвукового авиалайнера Concorde возникли разногласия . [12] Хотя техническое сотрудничество между BAC и Breguet прошло хорошо, [13] Когда в 1971 году Dassault взяла на себя управление Breguet, она поощряла принятие своих собственных разработок, таких как Super Étendard военно-морской штурмовик и Mirage F1 , за которые она получала больше прибыли, чем англо-французский Jaguar. [12] [14]

Первоначальный план заключался в том, что Великобритания закупит 150 учебно-тренировочных самолетов Jaguar «B», при этом ее ударные требования будут удовлетворяться усовершенствованными самолетами BAC-Dassault AFVG, а Франция закупит 75 учебно-тренировочных самолетов «E» ( école ) и 75 одноместных самолетов «A». ударный штурмовик ( аппуи ). Dassault отдала предпочтение собственному самолету Mirage G над совместным AFVG, и в июне 1967 года Франция отказалась от AFVG по соображениям стоимости. [15] Это оставило пробел в запланированных ударных возможностях Королевских ВВС на 1970-е годы; [15] В то же время, когда Франция отменила AFVG, Германия выразила серьезный интерес к Jaguar, [16] и, таким образом, конструкция стала более ориентированной на роль удара низкого уровня. [17]

С отменой BAC TSR-2 тактического ударного самолета и сверхзвукового истребителя с возможностью вертикального взлета и посадки Hawker Siddeley P.1154 , ВВС Великобритании все более пристально смотрели на свои будущие потребности в легких ударных самолетах и ​​понимали, что теперь им нужно нечто большее, чем просто усовершенствованные учебно-тренировочные самолеты с некоторыми вторичный потенциал борьбы с повстанцами. На тот момент предлагаемый ударный флот британских ВВС должен был состоять из американских самолетов General Dynamics F-111 и AFVG для более легких ударных целей. Были опасения, что и F-111, и AFVG были проектами с высоким риском, и, поскольку французы уже планировали использовать Jaguar в качестве ударного удара, появилась возможность представить надежный резервный план для будущих ударных нужд Королевских ВВС - Jaguar. В результате к октябрю 1970 года потребности Королевских ВВС изменились до 165 одноместных ударных самолетов и 35 учебно-тренировочных самолетов. [13]

Jaguar должен был заменить McDonnell Douglas Phantom FGR2 в функциях непосредственной воздушной поддержки , тактической разведки и тактического удара, освободив Phantom для использования в целях противовоздушной обороны. [18] Требования как Франции, так и Великобритании к инструкторам значительно изменились, и в конечном итоге вместо них были выполнены Alpha Jet и Hawker Siddeley Hawk соответственно. [19] Тем временем французы выбрали Jaguar для замены Aeronavale Dassault Étendard IV и увеличили свой заказ, включив в него первоначальные 40 морских версий Jaguar, способных перевозить авианосцы, Jaguar M. [20] В результате этих, казалось бы, несопоставимых целей родился один и совершенно другой самолет: относительно высокотехнологичный, сверхзвуковой и оптимизированный для наземных атак в условиях высокой угрозы. [21]

Прототипы

[ редактировать ]

Первый из восьми прототипов поднялся в воздух 8 сентября 1968 года. Это двухместный самолет был оснащен двигателем Adour первой серийной модели. [22] [23] Этот самолет совершил свой третий полет на сверхзвуке, но был потерян при приземлении 26 марта 1970 года из-за возгорания двигателя. [24] Второй прототип поднялся в воздух в феврале 1969 года; Всего в том году на Парижском авиасалоне летали три прототипа . Первый французский прототип «А» поднялся в воздух в марте 1969 года. В октябре свой первый полет совершил британский «S». [7]

Прототип Ягуара М

Прототип Jaguar M поднялся в воздух в ноябре 1969 года. Он имел усиленный планер, тормозной крюк и другую ходовую часть: сдвоенное носовое колесо и одинарное основное колесо. После испытаний во Франции он отправился в RAE в Терли для испытаний по посадке на авианосец с катапульты наземного базирования, после чего в июле 1970 года он прошел серию корабельных испытаний с французского авианосца «Клемансо» . В результате этих испытаний возникли сомнения относительно реакции дроссельной заслонки в случае прерванной посадки. Корабельные испытания также выявили проблемы с управляемостью самолета при полете на одном двигателе, хотя плановые усовершенствования двигателя должны были устранить эти проблемы. [14] «М» считался подходящей заменой Etendard IV, но Aeronavale могла позволить себе только 60 самолетов вместо 100. [25]

В 1971 году компания Dassault предложила Super Étendard, утверждая, что это более простая и дешевая разработка существующего Étendard IV, а в 1973 году ВМС Франции заказали его вместо Jaguar. Однако рост затрат привел к тому, что был куплен только 71 из запланированных 100 Super Étendard. [14] M был отменен французским правительством в 1973 году. [26]

RAF Jaguar GR3 с видом на крылатую ракету AIM-9L Sidewinder.

Jaguar представляет собой одноместный двухмоторный моноплан со стреловидным крылом и высоким трехопорного типа убирающимся шасси . [5] В исходной конфигурации он имел максимальную взлетную массу в классе 15 тонн; [27] с боевым радиусом на внутреннем топливе 850 км (530 миль), что дает Jaguar большую дальность действия, чем у самолетов-конкурентов, таких как МиГ-27 Микояна . [28] На самолете были установлены узлы подвески, рассчитанные на внешнюю боевую нагрузку до 10 000 фунтов (4 500 кг). [27] Типичное вооружение включало ракетную установку Matra LR.F2, 100-мм бомбы BAP, Martel противорадиолокационные ракеты AS.37, ракеты AIM-9 Sidewinder и кассетные бомбы Rockeye . [29] [30] [31] Во время войны в Персидском заливе «Ягуары» ВВС Великобритании получили несколько новых видов вооружения, в том числе CRV7 высокоскоростные ракеты CBU-87 и американские кассетные бомбы . [32] Наконец, «Ягуар» оснащался либо парой 30-мм автопушек — французской пушкой DEFA , либо британской пушкой ADEN . [33] [34]

У Jaguar International был необычный вариант подвесных пилонов, который использовался для ракет класса «воздух-воздух» малой дальности, таких как Matra R550 Magic или Sidewinder. Этот вариант освободил подкрыльевые пилоны для другого вооружения и магазинов. RAF Jaguar получили верхние пилоны в ходе подготовки к операции «Грэнби» в 1990 году. [35] но французские «Ягуары» не были модифицированы. [36]

Двигатель

[ редактировать ]

SEPECAT Jaguar оснащен двигателем Rolls-Royce Turbomeca Adour турбовентиляторным , который разрабатывался параллельно с Jaguar и в первую очередь для него. Между Rolls-Royce и Turbomeca было заключено отдельное партнерство для разработки Adour, двухвального турбовентиляторного двигателя с форсажной камерой . [9] Два двигателя были выбраны из соображений живучести. Главным критерием была простота обслуживания: замена двигателя была возможна в течение 30 минут. Для «Ягуаров» требовался низкий двухконтурный двигатель, способный развивать большую тягу при взлете, сверхзвуковом полете и «перебежках» на малых высотах. [37]

RAF Jaguar GR3 во время дозаправки в воздухе.

Когда первый прототип Jaguar поднялся в воздух 8 сентября 1968 года, это был также первый полет двигателя. [22] На начальном этапе разработки двигателя Adour были проблемы со стабильностью системы форсажной камеры . [38] а судовые испытания показали медленное время отклика дроссельной заслонки, что проблематично в ситуации прерванной посадки; усовершенствования двигателя устранили эти проблемы до того, как Jaguar поступил на вооружение. [14] На вооружении Франции «Ягуары» были представлены с оригинальным двигателем Mk.101. RAF Jaguar поступили на вооружение с двигателем Mk.102, который в основном отличался лучшим управлением дроссельной заслонкой на форсаже по сравнению с Mk.101. [39] Позже, примерно в 1981 году, ВВС Великобритании модернизировали свои Jaguar с использованием улучшенного Adour Mk.104, а затем снова в 1999 году с Mk.106, каждый из которых обеспечивал более высокие характеристики. [40] [41]

Adour был разработан как модели с форсажным дожиганием, так и без него; [42] Hawk, который опередил Jaguar в выполнении требований учебно-тренировочного самолета Air Staff Target 362, также использовал двигатель Adour без дожигания. [42] Другие варианты применения включают McDonnell Douglas T-45 Goshawk , Mitsubishi T-2 и производную модель Mitsubishi F-1 . [43]

Авионика

[ редактировать ]
Кабина британского самолета Jaguar GR3A.

С самого начала Jaguar был оснащен системой навигации и атаки. В то время как версии A имели надежную двойную гироскопическую систему и доплеровский радар, заимствованный у Mirage IIIE, GR1 имели совершенно новую цифровую систему с инерциальной навигационной системой и проекционным дисплеем , а также систему лазерной локации и маркированного прицеливания (LRMTS). в носу. Эти системы были на шаг выше современной техники того времени, но надежность была достаточно низкой. [ нужна ссылка ]

Со временем было добавлено еще много систем, таких как Atlis II во французских самолетах, а в 1994–95 годах на некоторых GR1 были установлены системы лазерного целеуказания. ракеты типа AS-30 и противокорабельный Sea Eagle Были добавлены . Некоторые самолеты ВВС имели радиолокационную систему «Агава», предназначенную для нанесения ударов с моря. Позже Индия разработала систему DARIN в своем парке Jaguar с современной шиной данных 1553. [ нужна ссылка ]

Хотя на театрах боевых действий, таких как война в Персидском заливе, Jaguar оказался механически более надежным, чем Panavia Tornado , авионика самолета мешала выполнению миссий. [44] Из-за недостатков Jaguar A в навигации и обнаружении целей французским Jaguar пришлось сопровождать самолет-разведчик Mirage F1CR, который выполнял функции гида. «Ягуар» стал ценным компонентом кампании: отряд британских ВВС из 12 «Ягуаров» совершил 612 боевых вылетов, ни один самолет не был потерян. [45]

Значительные изменения были внесены как во время, так и вскоре после войны. [46] Из-за того, что устаревшие навигационные системы не могли обеспечить требуемую точность, как французские, так и британские Jaguar были быстро модифицированы приемниками системы глобального позиционирования (GPS), новейшей в то время технологией. [47] Перед операцией Deliberate Force , бомбардировочной кампанией НАТО в Боснии и Герцеговине в 1995 году , дюжина автомобилей Jaguar была модернизирована с возможностью установки на них TIALD блока лазерного целеуказателя и переименована в Jaguar GR1B или T2B соответственно. [48] Вскоре после этого ВВС Великобритании обновили свой парк Jaguar до общего стандарта, включив в него TIALD и возможность использовать новые разведывательные капсулы. Во временном обновлении GR3 ( Jaguar 96 ) добавлен новый HUD , новый ручной контроллер и верхняя часть джойстика, встроенный GPS и TERPROM . навигация по местности [46] [49] В дальнейшем модернизированном Jaguar GR3A был представлен новый блок цифровой разведки EO GP1 (JRP), нашлемный прицел, улучшенные дисплеи в кабине, канал передачи данных и улучшенная совместимость с очками ночного видения . [50]

Одиночный Jaguar был преобразован в технологию активного управления Jaguar (ACT) с электродистанционным управлением и аэродинамическими изменениями планера; Аэродинамическая нестабильность улучшила маневренность, и данные испытаний были использованы при разработке Eurofighter . [51]

Операционная история

[ редактировать ]

В 1973 году ВВС Франции получили первый серийный Jaguar, один из 160 одноместных Jaguar As. Для обучения переоборудованию типа Франция также взяла 40 двухместных Jaguar E. [52] Хотя «Ягуар» был способен нести одну ядерную бомбу АН-52 , французское правительство не выделило ни одного «Ягуара» для использования в Force de frappe , стратегическом ядерном сдерживании Франции. [53] Вместо этого «Ягуарам» с ядерным вооружением была отведена «предстратегическая» роль, чтобы расчистить путь для стратегических ударных сил. [54] Ядерная бомба АН-52 была снята с вооружения в сентябре 1991 года, когда бывшие ядерные эскадрильи Escadre de Chasse 7 затем сосредоточились на обычных атаках. [55] Французские «Ягуары» также выступали в роли самолетов электронного противодействия (РЭБ), неся противорадиационную ракету «Мартель» , способную оставаться в воздухе для подавления обороны противника в течение длительных периодов времени за счет дозаправки в воздухе. [29]

Реактивный самолет буксируют по рулежной дорожке слева от камеры.
Французский Jaguar на взлетно-посадочной полосе на буксире.

На французской службе Jaguar часто использовался для защиты национальных интересов в Африке в 1970-е годы, и эту политику иногда называют «дипломатией Jaguar» ( la Diplotie du Jaguar ). [56] «Ягуары» дебютировали в боевых действиях против сил Фронта ПОЛИСАРИО в Мавритании в декабре 1977 года в рамках операции «Ламантин» . [9] [57] В августе 1978 года была создана эскадрилья быстрого реагирования с обычным вооружением, предназначенная для развертывания для поддержки французских сил и интересов в любой точке мира. [29]

Франция участвовала в конфликте в Чаде на протяжении многих лет, и 2000 человек Сил вмешательства вместе с вертолетами и «Ягуарами» были задействованы для защиты центрального Чада в 1978 году; дополнительные силы прибыли позже в рамках операции «Тако» . [58] «Ягуары» действовали в мае и июне 1978 года, внеся значительный вклад в остановку наступления Гукуни Уэддея , сил ФРОЛИНАТ которые были разгромлены. Один самолет был сбит, но пилота удалось спасти на вертолете. [59]

Для поддержки дальнейших военных действий в регионе, известных как операция «Манта» , «Ягуары» были переброшены в Банги , Центральноафриканская Республика , в 1983 году, а затем перебазированы внутри Чада в международный аэропорт Нджамены . 25 января 1984 года «Ягуары» атаковали колонну повстанцев, которая отступала после рейда на город Зигей . Один самолет был сбит, а пилот капитан Мишель Крочи погиб. [60] Силы «Манта» были выведены в 1984 году в рамках соглашения о деэскалации, согласно которому как ливийские , так и французские войска должны были быть выведены из Чада. Ливийцы не соблюдали соглашение, и «Ягуары» вернулись в Чад в 1986 году в рамках операции «Эпервье» , на этот раз с более сильной ролью. 16 февраля 1986 года 11 «Ягуаров» в сопровождении истребителей «Мираж F1» и при поддержке «Боинг» C-135F заправщиков и самолетов «Бреге Атлантик» совершили налет на аэродром в Вади-Дум , построенный ливийцами в Северном Чаде, используя противовоздушную оборону BAP-100. - взлетно-посадочные бомбы. [61] В ответ на вторжение ливийцев 7 января 1987 года был нанесен еще один удар, когда «Ягуар» уничтожил ливийский радар ракетой «Мартель». [59] [62] «Ягуары», дислоцированные в Нджамене, были целью ливийских диверсий из-за их эффективности против сил противника, но попытки не увенчались успехом. [63]

Война в Персидском заливе

[ редактировать ]
Вид механиков, обслуживающих розовый реактивный самолет в пустыне.
Ягуар ВВС Великобритании, отправленный на Ближний Восток, дозаправляется на земле.

Франция передала военные ресурсы коалиции, участвующей в войне в Персидском заливе; в октябре 1990 года восемь самолетов Jaguar A вместе с несколькими самолетами-разведчиками Mirage F1CR были отправлены на Ближний Восток. Направляющими для «Ягуаров» выступали «Миражи», имевшие более совершенную авионику. [64] Из-за того, что устаревшие навигационные системы не могли обеспечить требуемую точность, как французские, так и британские «Ягуары» были быстро модифицированы GPS-приемниками, «Торнадо» ВВС Великобритании также требовали адаптации в меньшей степени. [47] Французские силы Jaguar в Саудовской Аравии насчитывали максимум 28 самолетов, которые совершили 615 боевых вылетов, при этом один Jaguar был поврежден иракской ракетой класса «земля-воздух». [65] Типичными целями были иракские бронетанковые подразделения, ракетные комплексы «Скад» и военные корабли. [31]

17 января 1991 года 12 французских «Ягуаров» бомбили авиабазу Ахмад аль-Джабер в Кувейте; трое были повреждены в результате нападения, но все вернулись на базу. [31] 26 января британские ВВС «Ягуары» и «Торнадо» совершили налет на несколько ракетных батарей «Шелкопряд» в Кувейте, чтобы создать впечатление о неизбежном вторжении десанта с целью освобождения страны. [66] 30-го числа два «Ягуара» ВВС Великобритании «Полночный» . уничтожили десантный корабль класса ракетами и пушками [67] Иракская республиканская гвардия , закрепившаяся на границе Кувейта и Саудовской Аравии, в течение нескольких недель подвергалась непрерывным интенсивным бомбардировкам с целью ее деморализации, причем часть самолетов-доставщиков составляли союзные «Ягуары». [68] «Ягуары» также провели ценную разведку района боевых действий коалиционных сил. [68] Ягуары обеих стран были выведены из региона в марте 1991 года, после окончания «Бури в пустыне». [68]

Последующие операции

[ редактировать ]

В ходе операции Deliberate Force в 1995 году шесть «Ягуаров», базирующихся в Италии, выполнили 63 ударных вылета. [34] Последние Jaguar на вооружении Франции были сняты с вооружения в 2005 году, и их заменил в качестве штурмовика Dassault Rafale. [69]

Великобритания

[ редактировать ]
Два темно-зеленых реактивных самолета (один частично не виден) припаркованы на бетонной рампе перед зданием.
2-я эскадрилья Jaguar GR1 на авиабазе ВВС Вильденрат, Германия, 1978 год.

В 1974 году ВВС Великобритании приняли поставку первого из 165 одноместных самолетов Jaguar GR1 ( служебное обозначение Jaguar S) в составе эскадрильи № 54 (F). Они были дополнены 35 двухместными учебно-тренировочными самолетами Jaguar T2 (ранее Jaguar B ). Jaguar S и B имели более комплексную систему навигации и нападения, чем модели A и E, используемые ВВС Франции, состоящую из подсистемы навигации и прицеливания оружия Ferranti/Marconi (NAVWASS) и 10-позиционной системы управления оружием Plessey. RAF Jaguar использовались для быстрого развертывания и регионального усиления. [70] и другие летали в роли тактического ядерного удара, неся бомбу WE.177 . [71]

Начиная с 1975 года с 6-й эскадрильи , за которой следовали 54-я эскадрилья, базирующаяся в RAF Coltishall , и « теневая эскадрилья », 226 OCU, базирующаяся в RAF Lossiemouth , эскадрильи Jaguar были объявлены в боевой готовности SACEUR с WE.177. [72] 14-я и 17-я эскадрильи базировались на базе ВВС Брюгген, а затем в 1977 году. [73] [74] 20-я и 31-я эскадрильи, также базировавшиеся в Королевских ВВС Брюгген, довели силы Королевских ВВС Jaguar до максимальной численности, состоящей из шести эскадрилий плюс OCU, каждая из двенадцати самолетов, оснащенных восемью WE.177. Еще двум эскадрильям, 2-й и 41-й эскадрильям, базирующимся в RAF Laarbruch и RAF Coltishall соответственно, в первую очередь была поручена тактическая разведка. [75] С 1975 года OCU во время войны выполняла функции оперативной эскадрильи на передовой, приписанной к SACEUR, с 12 самолетами Jaguar, восемью ядерными бомбами WE.177 и различными видами обычного оружия. [76]

В апреле 1975 года единственный Jaguar использовался для проверки пропускной способности взлетно-посадочной полосы самолета, несколько раз приземляясь и взлетая с автомагистрали M55 , последний испытательный полет был проведен с полной загрузкой вооружения; эта возможность никогда не использовалась в эксплуатации, но считалась полезной, поскольку импровизированные взлетно-посадочные полосы могли быть единственными взлетно-посадочными полосами, оставшимися доступными в крупномасштабном европейском конфликте. [77] В условиях высокой интенсивности европейской войны роль «Ягуара» заключалась в поддержке сухопутных войск на континенте в сопротивлении советскому нападению на Западную Европу, нанесении ударов по целям за пределами переднего края поля боя в случае эскалации конфликта. Очевидное несоответствие между количеством самолетов и ядерными бомбами было следствием того, что штабные планировщики Королевских ВВС пришли к выводу, что на ранней стадии использования обычных вооружений произойдет сокращение численности Ягуаров на одну треть, в результате чего выжившие будут достаточно сильными численно, чтобы доставить выделенный запас из 56 ядерных бомб. [76]

Серый реактивный самолет летел над пустыней, а белый самолет следовал за другим самолетом.
Три «Ягуара» ВВС Великобритании во время операции «Северный дозор» в сентябре 2002 года.

С декабря 1983 года 75 Jaguar GR1 и 14 T2 были обновлены до стандартов GR1A и T2A с системами навигации и атаки FIN1064, заменившими исходную NAVWASS. Примерно в то же время большинство из них были также модернизированы двигателями Adour 104 и оснащены возможностью нести ракеты «воздух-воздух» Sidewinder или AN-ALQ-101(V)-10 блоки электронного противодействия под крыльями. [40]

Силы Jaguar Королевских ВВС были изменены в конце 1984 года, когда 17-я, 20-я и 31-я эскадрильи обменяли свои Jaguar на Tornado GR1 , хотя их назначение в SACEUR и их роль во время войны остались неизменными. Два других подразделения Королевских ВВС Германии, 14-я и 2-я эскадрильи, последовали этому примеру в 1985 и 1989 годах соответственно, в результате чего оперативные силы Jaguar были сосредоточены в 6, 41 и 54 эскадрилиях в Королевских ВВС Колтишалл. [78] [79]

Война в Персидском заливе 1990 года

[ редактировать ]
Jaguar Королевских ВВС из 41-й эскадрильи, направленный в RAFO Тумрайт на Ближнем Востоке, вылетает для участия в операции «Щит пустыни» .

После иракского вторжения в Кувейт 9 августа 1990 года британское правительство направило на Ближний Восток первые 12 самолетов Jaguar GR1A и 12 самолетов Tornado F3 в рамках операции «Грэнби» . [80] эти самолеты эксплуатировались с баз в Омане и Бахрейне . [81] 23 августа 1990 года в этот регион также была отправлена ​​эскадрилья истребителей Tornado GR1, но Tornado GR1 было трудно поддерживать в рабочем состоянии при высоких температурах. [44] Blackburn Buccaneers были отправлены в январе 1991 года в качестве лазерных целеуказателей для штурмовых самолетов. [82] Во время войны в Персидском заливе «Ягуары» ВВС Великобритании получили несколько новых видов вооружения, в том числе CRV7 высокоскоростные ракеты CBU-87 и американские кассетные бомбы , которые использовались, поскольку существующие бомбы BL755 ВВС Великобритании были предназначены для сброса на малых высотах и, следовательно, непригодны для стрельбы на больших высотах. операции, распространенные в Персидском заливе. [32] Подразделение ВВС Великобритании из 12 «Ягуаров» совершило 612 боевых вылетов, ни один самолет не был потерян. [45] XZ364 «Садман» совершил 47 вылетов; наибольшее количество вылетов среди всех самолетов. [83]

Последующие обновления

[ редактировать ]

В 1994 году, чтобы удовлетворить острую потребность в увеличении количества самолетов, способных обозначать цели для бомб с лазерным наведением , 10 GR1A и два T2A были модернизированы с возможностью нести блок лазерного целеуказателя TIALD и переименованы в Jaguar GR1B и T2B. соответственно. [48] Оборудованные TIALD Jaguar GR1B были переброшены в Италию в августе для участия в операции Deliberate Force против сил боснийских сербов , которая использовалась для обозначения целей для RAF Harrier. [84] Во время боснийской операции самолет «Ягуар» 41-й эскадрильи совершил первый бомбардировочный налет Королевских ВВС в Европе со времен окончания Второй мировой войны пятьдесят лет назад. [85]

RAF Jaguar использовались в качестве наземных учебных планеров в RAF Cosford.

После успеха модернизации GR1B/T2B ВВС Великобритании запустили план модернизации своего парка Jaguar до общего стандарта, включив в него улучшения, внесенные в некоторые самолеты во время войны в Персидском заливе, а также добавив возможность использовать TIALD и новые разведывательные модули. Обновление состояло из двух частей; во временное обновление GR3 ( Jaguar 96 ) добавлен новый HUD , новый ручной контроллер и верхняя часть джойстика, встроенный GPS и навигация по местности TERPROM. Он поставлялся в двух стандартах: для разведки и TIALD. [46] [49] В дальнейшем модернизированном Jaguar GR3A (также известном как Jaguar 97 ) была обеспечена общепарковая совместимость с TIALD и новым блоком цифровой разведки EO GP1 (JRP), прицел, устанавливаемый на шлеме, улучшенные дисплеи в кабине, канал передачи данных и улучшенная совместимость с очками ночного видения . [50] Все GR3A впоследствии были модернизированы с использованием нового ТРДД Adour 106. [41] Jaguar 97 ВВС Великобритании предназначался для установки ASRAAM , но очистка от этого оружия так и не была завершена из-за сокращения финансирования. на крылатых пусковых установках [86] [87]

«Ягуары» не участвовали в войне в Ираке в 2003 году ; планировалось, что они будут действовать с баз в Турции, на севере Ирака, но Турция отказала в доступе к своим авиабазам, и северная атака была отменена. [88]

Требования Министерства финансов Великобритании сократить оборонный бюджет привели к тому, что 21 июля 2004 года министр обороны Джефф Хун подробно описал планы по выводу Jaguar к 2007 году. [ нужна ссылка ] Ожидаемая дата прекращения эксплуатации в октябре 2007 года была перенесена всего за пять дней до 30 апреля 2007 года. [89] 20 декабря 2007 года Jaguar компании QinetiQ совершил последний рейс британских военных Jaguar. [90]

После ухода с летной службы многие Jaguar продолжают служить в качестве наземных учебных самолетов, особенно в RAF Cosford , используемых при обучении слесарей RAF.

Индия была предложена в качестве возможного заказчика Jaguar еще в 1968 году, но она отказалась, отчасти на том основании, что еще не было ясно, примут ли французы и британцы сами этот самолет на вооружение. [91] Индия уже имела свой истребитель-бомбардировщик «Марут» и пыталась модернизировать его новыми двигателями, пока новый проект не провалился. Десять лет спустя IAF стала крупнейшим экспортным заказчиком: в 1978 году заказ на самолет составил 1 миллиард долларов, причем Jaguar был выбран перед Dassault Mirage F1 и Saab Viggen . после долгого и сложного процесса оценки [92] [93] Заказ включал 40 самолетов Jaguar, построенных в Европе на заводе Warton , и 120 построенных по лицензии самолетов, компанией Hindustan Aeronautics Limited (HAL) под местным названием Shamsher («Меч справедливости»). [92] [94]

В качестве временной меры 18 «Ягуаров» ВВС Великобритании были переданы в аренду ВВС, причем первые два самолета, переданные в аренду, вступили в строй Западного авиационного командования 27 июля 1979 года. [95] Второй партией самолетов для ВВС были 40 самолетов Jaguar International, построенных в Уортоне, первый самолет был поставлен в марте 1981 года. [96] Третья партия представляла собой сборку еще 45 самолетов компанией HAL из комплектов, отправленных из Соединенного Королевства, причем первый комплект был отправлен в Индию в мае 1981 года. [96] На следующих этапах в Индии было построено больше самолетов с меньшим европейским содержанием. Всего HAL построила 80 самолетов. [96] [97]

Пара «Ягуаров» ВВС Индии летят в строю вместе с парой ВМС Индии «Си Харриеров» и парой ВМС США истребителей F/A-18 «Супер Хорнетс» , пролетая над авианосцем ВМС Индии INS Viraat во время учений «Малабар» .

Индийские «Ягуары» сильно отличались от «Ягуаров» Королевских ВВС. Двигатели Adour Mk 811 вскоре были приняты на производственную линию HAL (предыдущие Jaguar, произведенные в Великобритании, имели более раннюю модель Mk 804), давая 8400 фунтов силы каждый. стояли Р-550 Мэджик В релингах над крыльями 1 или 2. Но что еще более важно, NAWASS, даже если он был очень современным по своей концепции, был заменен, поскольку оказался совершенно ненадежным. [ нужна ссылка ] Королевские ВВС уже модернизировали систему, установив современную INS Ferranti Type 1024, но Индии была предложена экспортная, менее мощная версия 1024E. Поэтому ВВС вместо этого приступили к разработке новой системы навигационного нападения под названием DARIN, которая объединила в себе несколько технологий из Франции, Великобритании и других источников. Эта система была более надежной и точной, чем более старая NAWASS, и все Jaguar IAF имели ее в стандартной комплектации. Jaguar оказался на вооружении ВВС дальнего, быстрого, стабильного и эффективного ударного самолета. Еще одной важной модернизацией стала версия Maritime Strike, оснащенная радаром (французская «Агава») и мощными британскими противокорабельными ракетами, выпущенная в очень ограниченном количестве (12). Единственная реальная проблема Jaguar — это недостаток мощности на высоте, особенно с тяжелыми артиллерийскими снарядами на борту.

Индийские Ягуары использовались для выполнения разведывательных миссий в поддержку Индийских миротворческих сил в Шри-Ланке в период с 1987 по 1990 год. [98] Позже они сыграли активную роль в Каргильской войне с Пакистаном в 1999 году, сбросив как неуправляемые бомбы, так и бомбы с лазерным наведением. [98] ВВС определяют его роль как «ударный самолет глубокого проникновения». [99] Jaguar также используется в небольших количествах для противокорабельных целей, оснащенный ракетой Sea Eagle . [94] [100] Jaguar остается важным элементом индийской армии, поскольку, наряду с Mirage 2000 , Jaguar описывается как один из немногих самолетов, способных выполнять роль ядерного удара с разумными шансами на успех. [101] Утверждалось, что индийские военные решили не превращать «Ягуар» в активную ядерную платформу из-за отсутствия у него дорожного просвета для размещения индийских ядерных бомб, сбрасываемых под действием силы тяжести. [102]

По мере старения самолета считалось, что в авионике отсутствуют подходящие компоненты для задач наземного нападения, такие как радар слежения за местностью, GPS-навигация или современные системы ночного полета; [103] следовательно, в середине 1990-х годов было проведено несколько модернизаций, включая добавление модуля наведения Litening . [92] Индия разместила заказ на 17 дополнительных модернизированных самолетов Jaguar у компании Hindustan Aeronautics в 1999 году и еще на 20 в 2001–2002 годах. [104] ВВС США планируют модернизировать до 125 самолетов Jaguar, начиная с 2013 года, путем модернизации авионики (включая многорежимный радар, автопилот и другие изменения) в рамках программы DARIN III и рассматривают возможность установки более мощных двигателей Honeywell F125IN для улучшения характеристик. , особенно на средних высотах. [98] Также была одобрена последняя программа модернизации DARIN III (инерциальная навигация по дальности атаки). В дополнение к новой авионике и оборудованию, установленным в рамках модернизации DARIN II, DARIN III отличался измененной архитектурой авионики, новой кабиной с двойным SMD, твердотельным регистратором полетных данных и твердотельной системой видеозаписи, системой автопилота, интеграцией нового многорежимного радар на Jaguar IS (сейчас радарами оснащен только Jaguar IM). Серьезные конструктивные изменения были проведены на планере для размещения радара. Первые Jaguar, поставленные ВВС, были оснащены двумя Adour 804E; дальнейшие поставки осуществлялись на базе Adour Mk811. Все нынешние Jaguar IAF оснащены двигателем Adour Mk811. Модернизация DARIN III вызовет дополнительные проблемы с весом из-за установки новой авионики и радара, в результате чего его мощность станет недостаточной. Позже IAF приняла решение не модернизировать двигатели.из-за проблем с бюджетом. В рамках соглашения о передаче технологий с компанией Israel Aerospace Industries. (IAI) для 54 радаров EL/M-2052 AESA, которые будут производиться подразделением HAL Avionics Division, первая серийная версия будет готова к марту 2021 года для установки на Jaguar IS в рамках стандарта DARIN III UPG. [105]

В 2018 году Индия разобрала 31 планер, закупленный во Франции, по два планера в Великобритании и Омане, несколько двигателей и несколько сотен типов критически необходимых запасных частей для оптимальной работоспособности эскадрильи. [106]

Другие операторы

[ редактировать ]
Черно-белая фотография реактивного самолета с подвесным топливным баком под фюзеляжем, сопровождающего самолет с четырьмя турбовинтовыми двигателями.
Королевские ВВС Омана Jaguar S(O) перехватывают советский Ил-38 в 1987 году.

В 1969 году, когда еще находился на стадии разработки прототип, были сделаны официальные обращения к Швейцарии, Индии, Японии, Австралии, Нидерландам, Бельгии и Германии с предложением выставить самолет на продажу. [107] Япония начала переговоры о лицензионном производстве Jaguar, [108] но эти планы провалились отчасти из-за высоких выплат роялти, которых добивалась SEPECAT. [108] Предложение Турции о производстве Jaguar по лицензии также не было реализовано. [109] Кувейт первоначально заказал 50 Jaguar и 16 Mirage 5 , но вместо этого выбрал F1. [110] Пакистан обратился к SEPECAT после того, как США отказались продавать выбранный ими самолет LTV A-7 Corsair II из-за эмбарго на поставки оружия; В конечном итоге Пакистан остановил свой выбор на Mirage 5. [110]

«Ягуары» успешно продавались в ряд зарубежных стран, крупнейшим оператором была Индия. Jaguar International был экспортной версией, которая продавалась в Эквадор , Нигерию и Оман . Эквадорские ВВС , единственный латиноамериканский экспортный заказчик, закупили 10 одноместных и 2 двухместных варианта, получивших официальное обозначение Jaguar ES и EB соответственно. [110] Первый из двенадцати самолетов прибыл в январе 1977 года. [110] Они использовались в основном для наземных атак, а иногда и для обеспечения превосходства в воздухе во время войны Сенепа с Перу в 1995 году, но основная часть флота находилась в резерве на случай более широкого конфликта с перуанцами. [111] Нигерия заказала 13 одноместных вариантов SN и 5 двухместных BN вариантов ; SEPECAT поставил первый из них в мае 1984 года. [110] Последующий заказ на вторую партию из 18 самолетов был отменен. [110] Некоторые из находящихся в эксплуатации самолетов были выведены из эксплуатации по соображениям экономии, а оставшиеся самолеты выставлены на перепродажу. [110] Королевские ВВС Омана заказали 10 одноместных и 2 двухместных варианта, получивших обозначения Jaguar OS и OB соответственно; первый был доставлен в марте 1977 года. [110] Второй идентичный заказ на 12 самолетов был размещен в середине 1980-х годов; к ним присоединились два подержанных экземпляра Indian и RAF. Последний оманский самолет был списан 6 августа 2014 года. [112]

Варианты

[ редактировать ]
Ягуар А
Одноместный всепогодный тактический ударный вариант штурмовика для ВВС Франции , построено два прототипа и 160 серийных самолетов. [52]
Ягуар Б/Ягуар Т2
ЭТПС Ягуар Т2, 2005 г.
Двухместный учебный вариант для Королевских ВВС , построен один прототип и 38 серийных самолетов. [40] Способен выполнять второстепенную роль в нанесении ударов и наземных атак. [113] Два пилотировались Имперской школой летчиков-испытателей (ETPS) и один Институтом авиационной медицины. Оборудован для дозаправки в воздухе и одной пушкой «Аден». [114]
РАФ Т2А
Ягуар Т2А
Обновление Jaguar T2 аналогично GR1A, 14 преобразований из T2. [40]
Ягуар Т2Б
два самолета Jaguar T2A получили возможность TIALD. [84] «Неофициальное» обозначение. [115]
Двухместный учебно-тренировочный самолет Jaguar T4 Королевских ВВС.
Ягуар Т4
Jaguar T2A модернизирован до стандарта Jaguar 96 . [116]
Ягуар Э
Двухместный учебный вариант для ВВС Франции , построено два прототипа и 40 серийных самолетов. [52]
Ягуар С / Ягуар GR1
Одноместный всепогодный тактический ударный вариант штурмовика для Королевских ВВС, построено 165 штук. [40] Оснащен подсистемой навигации и прицеливания оружия (NAVWASS) для атаки без использования радара. Ферранти «лазерный дальнобойщик и целеуказатель» добавлены в носовую часть во время производства. [117] Двигатели заменены на Adour Mk 104 1978 года. [114]
Ягуар GR1A
Jaguar GR1 с навигацией (NAVWASS II), отражателем/сигнальными ракетами, модернизированными возможностями ECM и Sidewinder, 75 преобразований из GR1. [40] [115]
Sepecat Jaguar GR3A из 41-й эскадрильи Королевских ВВС на аэродроме Кембл, Глостершир, Великобритания.
Ягуар GR1B
Десять самолетов GR1 модифицированы для установки модулей TIALD. [84]
Ягуар GR3
Обновление авионики Jaguar 96 до GR1A. [116]
Ягуар GR3A
Обновление авионики Jaguar 97 до GR1B/GR3. [116]
Ягуар М
Одноместный морской ударный прототип для ВМС Франции , построен один. [52]
Технология активного управления Jaguar
Один Jaguar переоборудован в исследовательский самолет.
Ягуар МАКС
Hindustan Aeronautics Limited - разработанная модернизация для парка вариантов S, M и B ВВС Индии. Пакет модернизации был представлен в феврале 2019 года и включает новую авионику, переработанную кабину и интеграцию современного вооружения. [118]
Ягуар Интернэшнл
Экспортные версии на базе Jaguar S или Jaguar B.
Ягуар ES
Экспортная версия Jaguar S для ВВС Эквадора , построено 10 штук. [119]
Ягуар ЭБ
Экспортная версия Jaguar B для ВВС Эквадора, построено два экземпляра. [119]
Ягуар С(О)
Экспортная версия Jaguar S для Королевских ВВС Омана , построено 20 штук. [120]
Ягуар Б(О)
Экспортная версия Jaguar B для Королевских ВВС Омана, построено четыре. [120]
Ягуар ИС
Одноместный всепогодный тактический ударный истребитель для ВВС Индии , построено 35 штук на заводе BAe. [96] и 89 построено компанией HAL (Shamser). [104]
Ягуар ИБ
Двухместный учебный вариант для ВВС Индии, пять построено компанией BAe. [96] и 27 построено HAL. [104]
Ягуар ИМ
Одноместный морской ударный самолет для ВВС Индии. Оснащен радаром Agave и способен нести Sea Eagle . противокорабельную ракету [96] 12 построено HAL. [104] Модернизирован с помощью EL/M-2052 .
Ягуар СН
Экспортная версия Jaguar S для ВВС Нигерии , построено 13 штук. [120]
Ягуар БН
Экспортная версия Jaguar B для ВВС Нигерии, построено пять штук. [120]

Операторы

[ редактировать ]
  Текущий оператор(ы)
  Бывшие операторы
 Индия
Ягуар ВВС Индии.

Бывшие операторы

[ редактировать ]
Реактивные самолеты в преимущественно зеленом камуфляже рулят.
Двухместный Jaguar EB ВВС Эквадора.
 Эквадор
  • ВВС Эквадора - заказали 10 одноместных EB и 2 двухместных ES в 1974 году, самолеты были поставлены в 1977 году. В 1991 году они закупили 3 бывших ВВС Великобритании Jaguar GR.1 в качестве замены изношенных. [119] [124]
    • Боевая эскадрилья 2111 «Агилас» (Орлы) [119]
 Франция
  • Французские ВВС - все в отставке
    • Истребительная эскадрилья 3/3 «Арденны» в Нанси (1977–1987) [55]
    • Эскадрон де Шасс 1/7 «Прованс» в Сен-Дизье. Переоборудован Jaguar в мае 1973 года и введен в эксплуатацию в сентябре 1974 года. [55] В июле 2005 года она отказалась от Jaguar, последней французской эскадрильи, эксплуатирующей Jaguar. [125]
    • Истребительная эскадрилья 2/7 «Аргонна» в Сен-Дизье. Французский Jaguar OCU. Образован в октябре 1974 года. [126] Расформирован в июне 2001 года. [125]
    • Эскадрон де Шасс 3/7 «Лангедок» в Сен-Дизье. Первые Jaguar поступили в марте 1974 года и вступили в строй в июле 1975 года. [127] Расформирована в июле 1997 года. [125]
    • Эскадрон де Шасс 4/7 «Лимузен». Сформирована в апреле 1980 года в Сен-Дизье, но вскоре переехала в Истр . Расформирован в июле 1989 года. [128]
    • Истребительная эскадрилья 1/11 «Руссильон» в Туле . Оперативный март 1976 г. [129] Расформирован в июне 1994 года. [125]
    • Истребительная эскадрилья 2/11 «Вогезы» в Туле. В эксплуатации в июне 1977 г. [130] Расформирован в июле 1996 года. [125]
    • Эскадрон де Шасс 3/11 «Корс» в Туле. Поступил Jaguar в феврале 1975 года. [130] Расформирована в июле 1997 года. [125]
    • Истребительная эскадрилья 4/11 «Юра» в Бордо-Мериньяк . Сформирована в августе 1978 г., расформирована в июне 1992 г. [131]
 Нигерия
  • ВВС Нигерии заказали 13 Jaguar SN и 5 Jaguar BN в 1983 году, поставка началась в 1984 году, они эксплуатировались эскадрильей в Макурди . [120] [124] Выведен из употребления в 1991 году в целях экономии. [120] 14 экземпляров были предложены в виде оптовой закупки компанией Inter Avia Group от имени ВВС Нигерии. (одноместный вариант x11 и 3 тренера) [132]
 Мой собственный
Королевские ВВС Омана Jaguar
  • Королевские ВВС Омана закупили 10 Jaguar OS и два Jaguar OB в 1974 году, аналогичный заказ последовал в 1980 году, дополнив эти самолеты бывшими самолетами RAF Jaguar T2 и GR1 в 1982 и 1986 годах соответственно. [120] [124] Оманские Jaguar были доведены до полного соответствия стандартам GR3A в 1990-х годах. [133] Последние четыре действующих в Омане автомобиля Jaguar были выведены из эксплуатации 6 августа 2014 года. [112]
SEPECAT Jaguar GR1 XX109 из 54-й эскадрильи
 Великобритания
  • Королевские ВВС - все в отставке
    • 2-я эскадрилья . Jaguar GR.1/s заменил «Фантомы» 2-й эскадрильи в ВВС Лаарбрух, Германия, в 1976 году, выполняя основную роль в тактической разведке. В 1988 году он был переоборудован на Tornado GR1A. [40]
    • 6-я эскадрилья Jaguar GR.1A/GR.3/GR.3As сформирована в Королевских ВВС Лоссимаут в октябре 1974 года, а в ноябре 1974 года перешла в Королевские ВВС Колтишолл и выполняла атакующие функции. [134] он перешел в RAF Coningsby и расформировался в мае 2007 года. В апреле 2006 года [135]
    • 14-я эскадрилья Jaguar GR.1/GR.1As заменила свои «Фантомы» на «Ягуары» в 1974 году и базировалась на авиабазе Королевских ВВС Брюгген. В 1985 году на смену «Ягуарам» пришли «Торнадо». [134]
    • 16-я (резервная) эскадрилья , JaguarGR.1/GR.1A/GR.3/T.4s, OCU была сформирована на авиабазе RAF Lossiemouth путем изменения нумерации 226 OCU, [136] позже переехал в Coltishall и окончательно распался в марте 2005 года. [137]
    • 17-я эскадрилья Королевских ВВС Брюгген заменила свои ударные «Фантомы» на JaguarGR.1 с 1975 по 1976 год и перевооружилась на «Торнадо» в 1984–85 годах. [134]
    • 20-я эскадрилья Jaguar GR.1 сформирована на авиабазе Королевских ВВС Брюгген в феврале 1977 года для ударных целей и расформирована в июне 1984 года. [136]
    • 31-я эскадрилья Jaguar GR.1/GR.1As, базирующаяся на базе ВВС Брюгген, заменила свои «Фантомы» в 1976 году в ударных целях. В 1984 году на смену «Ягуарам» пришли «Торнадо». [136]
    • 41-я эскадрилья Jaguar GR.1/GR.1A/GR.3/GR.3As сформирована на авиабазе RAF Coltishall в 1976 году для выполнения разведывательных функций. [136] Расформирована в апреле 2006 года. [138]
    • 54-я эскадрилья Jaguar GR.1/GR.1A/GR.3/GR.3As сформирована в ВВС Великобритании в Лоссимауте в марте 1974 года для выполнения атакующих функций и перешла в ВВС Великобритании Колтишолл в августе 1974 года. [136] Расформирована в марте 2005 года. [137]
    • № 226 OCU (Оперативное переоборудование) GR.1/GR.1A/T.2/T.2A/T.4s, сформированное в ВВС Великобритании в Лоссимауте в октябре 1974 года и переименованное в 16-ю (резервную) эскадрилью в сентябре 1991 года. [136]
    • Группа переоборудования Jaguar в RAF Lossiemouth (первоначальный OCU). [136]
  • Имперская школа летчиков-испытателей . [139]

Выживший самолет

[ редактировать ]
Jaguar XX110, страж ворот RAF Cosford
Jaguar XZ394 в Таттерсетте в Норфолке
Jaguar GR1 XX975 в музее аэродрома Монтроуз, Ангус, Шотландия
На дисплее
Jaguar XX985 на авиасалоне Хермескейль, Германия.

Германия

[ редактировать ]

На дисплее

  • XX985 представлен на авиационной выставке Hermeskeil. [141]

Великобритания

[ редактировать ]
На дисплее

Соединенные Штаты

[ редактировать ]
На дисплее

Технические характеристики (Ягуар А/С)

[ редактировать ]
Орфографическая проекция SEPECAT Jaguar.
Orthographically projected diagram of the SEPECAT Jaguar.
ТРДД Rolls-Royce Turbomeca Adour Mk 102.

Данные Jane's All The World's Aircraft 1980–81, [27]

Общие характеристики

  • Экипаж: 1 (А и С); 2 (Б и Е)
  • Длина: 16,83 м (55 футов 3 дюйма) [б]
  • Размах крыльев: 8,69 м (28 футов 6 дюймов)
  • Высота: 4,89 м (16 футов 1 дюйм)
  • Площадь крыла: 24,18 м 2 (260,3 кв. футов)
  • Соотношение сторон : 3,12
  • Пустой вес: типично 7000 кг (15 432 фунта) (в зависимости от варианта и роли)
  • Полная масса: 10 954 кг (24 149 фунтов) с полным внутренним топливом и 120 снарядов на галлон.
  • Максимальный взлетный вес: 15 700 кг (34 613 фунтов) с внешними магазинами.
  • Запас топлива: 4200 л (1100 галлонов США; 920 имп галлонов) внутренний, с возможностью установки трех подвесных баков емкостью 1200 л (320 галлонов США; 260 имп галлонов) на внутренних и центральных пилонах.
  • Силовая установка: 2 Rolls-Royce Turbomeca Adour Mk.102 с форсажной камерой, тяга 22,75 кН (5110 фунтов силы) каждый всухую, 32,5 кН (7300 фунтов силы) с форсажной камерой. турбовентиляторных двигателя

Производительность

  • Максимальная скорость: 1350 км/ч (840 миль в час, 730 узлов), 1,1 Маха на уровне моря.
1699 км / ч (1056 миль в час; 917 узлов) 1,6 Маха на высоте 11 000 м (36 000 футов)
  • Боевая дальность: 815 км (506 миль, 440 миль) (внутреннее топливо)
575 км (357 миль; 310 миль) ло-ло-ло (внутреннее топливо) [с]
  • Перегоночная дальность: 1902 км (1182 миль, 1027 морских миль) с полными внутренними и внешними баками.
  • Практический потолок: 14 000 м (46 000 футов) [149]
  • Пределы g: +8,6 (предельная нагрузка +12)
  • Время набора высоты: 9145 м (30 003 фута) за 1 минуту 30 секунд. [149]
  • Нагрузка на крыло: 649,3 кг/м 2 (133,0 фунта/кв. фут) максимум
  • Тяга/вес : Adour Mk.102: 0,422. [д]
  • Разбег: 580 м (1900 футов) с типичной тактической нагрузкой.
  • Разбег до 15 м (49 футов): 940 м (3080 футов) с типичной тактической нагрузкой
  • Разбег с 15 м (49 футов): 785 м (2575 футов) с типичной тактической нагрузкой
  • Посадочная длина: 470 м (1540 футов) с типичной тактической нагрузкой.
  • Посадочная скорость: 213 км/ч (132 миль в час; 115 узлов)

Вооружение

Авионика

См. также

[ редактировать ]

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Примечания

[ редактировать ]
  1. Позднее компания Breguet объединилась и образовала компанию Dassault-Breguet, впоследствии Dassault Aviation.
  1. ^ в музее также есть кабина T.2A XX830. [143]
  2. ^ (A и S) с небольшими изменениями в зависимости от конфигурации носа; 17,53 м (57,5 футов) (B и E) с небольшими изменениями в зависимости от типа носового зонда (AAR или Пито)
  3. ^ С внешним топливом: 1408 км (875 миль; 760 нм) высокий-низкий и 908 км (564 миль; 490 нм) высокий-низкий.
  4. ^ Adour Mk.104: 0,464, Adour Mk.811: 0,486
  1. ^ Jump up to: а б «Военный самолет Дассо: Ягуар». Архивировано 20 июня 2008 года в Wayback Machine Dassault Aviation. Проверено: 15 ноября 2010 г.
  2. ^ Боуман 2007, стр. 12–13.
  3. ^ Jump up to: а б Джексон 1992, с. 56.
  4. ^ Вагнер 2009, с. 122.
  5. ^ Jump up to: а б Джексон 1992, стр. 58, 71.
  6. ^ Боуман 2007, стр. 14–17.
  7. ^ Jump up to: а б Рейс 16 октября 1969 г., с. 600.
  8. ^ «Гром и молнии — SEPECAT Jaguar — История» .
  9. ^ Jump up to: а б с Тейлор 1980, с. 105.
  10. ^ Тейлор 1980, с. 708.
  11. ^ Боуман 2007. стр. 18-19.
  12. ^ Jump up to: а б Уоллес 1984, с. 27.
  13. ^ Jump up to: а б Джексон 1992, с. 58.
  14. ^ Jump up to: а б с д Джексон 1992, с. 77.
  15. ^ Jump up to: а б Сил 1998, с. 169.
  16. ^ Печать 1998, с. 172.
  17. ^ Джексон 1992, стр. 56, 58.
  18. ^ Хоббс 2008, стр.37.
  19. ^ Уоллес 1984, с. 28.
  20. ^ Боуман 2007, с. 21.
  21. ^ Вагнер 2009, стр. 122–123.
  22. ^ Jump up to: а б Рейс 12 сентября 1968 г., с. 391.
  23. ^ Тейлор 1971, с. 107.
  24. ^ «1970 год» . Ejection-history.org.uk. Архивировано из оригинала 4 октября 2012 года . Проверено 8 июня 2011 г.
  25. ^ Боуман 2007, с. 23-27.
  26. ^ Боуман 2007, с. 26.
  27. ^ Jump up to: а б с Тейлор 1980, стр. 106–107.
  28. ^ Заказан в 2001 г., с. 535.
  29. ^ Jump up to: а б с Гленн 2005, с. 8.
  30. ^ Гленн 2005, с. 9.
  31. ^ Jump up to: а б с Гленн 2005, с. 40.
  32. ^ Jump up to: а б Джексон 1992, стр. 63–66.
  33. ^ Вагнер 2009, с. 123.
  34. ^ Jump up to: а б Оуэн 2000, с. 217.
  35. ^ Джексон 1992, с. 64.
  36. ^ Джексон 1992, с. 69.
  37. ^ Боуман 2007, с. 19-20.
  38. ^ Ганстон, Билл. «Феникс Дерби». Новый учёный , Том. 52, № 773, 9 декабря 1971 г., с. 76.
  39. ^ Форд, Т. «Роллс-Ройс Адур». Авиационная техника и аэрокосмические технологии , 51 (3), 1979, стр. 2–5.
  40. ^ Jump up to: а б с д и ж г Джексон 1992, с. 94.
  41. ^ Jump up to: а б Томас, Джефф. «Больше возможностей для Jaguar с обновленным Adour». Flight Daily News , 16 июня 1999 г.
  42. ^ Jump up to: а б «Адур: Описание продукта». Rolls-Royce , дата обращения: 22 января 2011 г.
  43. ^ Сэкигава 1980, стр. 130.
  44. ^ Jump up to: а б Дональд и Чант 2001, с. 34.
  45. ^ Jump up to: а б Джексон 1992, с. 93.
  46. ^ Jump up to: а б с Barrie Flight International через Flightglobal.com, 8–14 апреля 1998 г., стр. 30–32.
  47. ^ Jump up to: а б Рассел и Хасик 2002, с. 151.
  48. ^ Jump up to: а б Lake Air International , октябрь 1997 г., стр. 226–228.
  49. ^ Jump up to: а б Lake Air International , ноябрь 1997 г., стр. 274–276.
  50. ^ Jump up to: а б Lake Air International , декабрь 2000 г., стр. 359–360.
  51. ^ Демонстратор SEPECAT Jaguar ACT. Архивировано 5 января 2011 года в музее Wayback Machine RAF в Косфорде. Дата обращения: 2 января 2011 г.
  52. ^ Jump up to: а б с д Джексон 1992, с. 99.
  53. ^ Кродди и Вирц 2005, стр. 276, 361.
  54. ^ Джексон 1992, стр. 80, 100.
  55. ^ Jump up to: а б с Джексон 1992, с. 100.
  56. ^ де Леспинуа, Жером. «Воздушная дипломатия: новая дипломатия канонерок» (на французском языке). Архивировано 20 июля 2011 года в Wayback Machine Penser les Ailes françaises, выпуск 24, 2010/2011. Проверено: 19 января 2011 г.
  57. ^ Забудь, Мишель. «Мавритания 1977: Ламантин, внешнее вмешательство преимущественно воздушное» (на французском языке). Архивировано 20 июля 2011 года в журнале Wayback Machine Revue historique des Armys, январь 1992 года. Дата обращения: 19 января 2011 года.
  58. ^ Берр и Коллинз 2008, стр. 119, 124.
  59. ^ Jump up to: а б Леспинуа, Жером. «Применение ВВС в Чаде (1967–1987 гг.)» (на французском языке). Архивировано 5 марта 2009 г. в Wayback Machine Penser les Ailes françaises, выпуск 6, июнь 2005 г., стр. 65–74. Проверено: 19 января 2011 г.
  60. ^ Шакед и Дишион 1984, с. 589.
  61. ^ Берр и Коллинз 2008, с. 201.
  62. ^ Купер, Том. «Ливийские войны, 1980–1989, Часть 6». Информационная группа воздушного боя, 13 ноября 2003 г. Дата обращения: 19 января 2011 г.
  63. ^ Берр и Коллинз 2008, с. 124.
  64. ^ Дональд и Чант 2001, стр. 39–40.
  65. ^ Джексон 1992, с. 92.
  66. ^ Гленн 2005, с. 41.
  67. ^ Боуман 2007, стр. 174–175.
  68. ^ Jump up to: а б с Гленн 2005, с. 44.
  69. ^ "Открытие эскадрильи Rafale". Flight International через Flightglobal.com, 4 июля 2006 г.
  70. ^ Иден 2004, с. 404.
  71. ^ Чиринсионе и др. 2005, с. 199.
  72. ^ "Боевой порядок линии ядерного фронта Королевских ВВС 1975 года". Nuclear-Weapons.info. Проверено: 15 ноября 2010 г.
  73. ^ "Боевой порядок линии ядерного фронта Королевских ВВС 1976 года". Nuclear-Weapons.info. Проверено: 15 ноября 2010 г.
  74. ^ "Боевой порядок на передовой ядерной линии ВВС Великобритании 1977–78". Nuclear-Weapons.info. Проверено: 15 ноября 2010 г.
  75. ^ Вагнер 2009, с. 124.
  76. ^ Jump up to: а б «Карета WE.177». Nuclear-Weapons.info. Проверено: 15 ноября 2010 г.
  77. ^ Гленн 2005, с. 19.
  78. ^ "Боевой порядок линии ядерного фронта Королевских ВВС 1984 года". Nuclear-Weapons.info. Проверено: 15 ноября 2010 г.
  79. ^ "Боевой порядок на линии ядерного фронта Королевских ВВС 1985 года". Nuclear-Weapons.info. Проверено: 15 ноября 2010 г.
  80. ^ Дональд и Чант 2001, с. 32.
  81. ^ Дональд и Чант 2001, с. 33.
  82. ^ Дональд и Чант 2001, с. 35.
  83. ^ Боуман 2007, с. 162.
  84. ^ Jump up to: а б с Lake Air International , октябрь 1997 г., с. 228.
  85. ^ «41-я эскадрилья». Архивировано 4 марта 2016 года в Wayback Machine Royal Air Force, 2011. Дата обращения: 16 января 2011 года.
  86. ^ Lake Air International , декабрь 2000 г., стр. 360.
  87. ^ Рипли, Тим. «Смешанные новости для подрядчиков в планах расходов на оборону Великобритании». Flightglobal.com , 25 июля 2000 г. Дата обращения: 6 января 2011 г.
  88. ^ «Эскадрильи холодной войны: 41-я эскадрилья». Архивировано 27 июля 2011 года в Wayback Machine музее Королевских ВВС . Проверено: 16 января 2011 г.
  89. ^ «Новости RAF: Jaguars RAF покидают службу через 33 года». Архивировано 20 октября 2012 года в Wayback Machine Royal Air Force. Проверено: 4 июня 2011 г.
  90. ^ Миллард, Дуглас. «QinetiQ прощается с последним рейсом Jaguar в Великобритании». Архивировано 29 декабря 2007 года в Wayback Machine Qinetiq. 20 декабря 2007 г. Дата обращения: 15 ноября 2010 г.
  91. ^ Коэн и Дасгупта 2010, с. 77.
  92. ^ Jump up to: а б с Баруа 2005, с. 274.
  93. ^ Air International , октябрь 1988 г., стр. 177–181.
  94. ^ Jump up to: а б Иден 2004, стр. 400–401.
  95. ^ Грин и др. 1982, с. 16.
  96. ^ Jump up to: а б с д и ж Джексон 1992, с. 108.
  97. ^ "BAe Sepecat Jaguar IS/IB/IM "Шамшер" " . www.bharat-rakshak.com .
  98. ^ Jump up to: а б с д Уилсон и МакБрайд 2009, с. 71.
  99. ^ Аббас, Ахмед. «Амбиции Индии по завоеванию аэрокосмического превосходства: варианты для Пакистана». Институт стратегических исследований Исламабада , дата обращения: 2 января 2011 г.
  100. ^ Баруа 2005, с. 378.
  101. ^ Заказан в 2001 г., с. 533.
  102. ^ Заказан в 2001 г., с. 542.
  103. ^ Заказан в 2001 г., с. 546.
  104. ^ Jump up to: а б с д Уилсон и МакБрайд 2009, с. 68.
  105. ^ «HAL запустит серийную версию радара AESA на самолете Jaguar Darin III в марте» . Мир обороны . 3 февраля 2021 г. Проверено 31 марта 2021 г.
  106. ^ «Скоро будет поставлена ​​первая партия рам Jaguar для устаревшего парка ВВС» . Проверено 11 октября 2018 г.
  107. Рейс 16 октября 1969 г., с. 604.
  108. ^ Jump up to: а б Озеро 1994, стр.139.
  109. ^ Печать 1998, с. 168.
  110. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Иден 2004, с. 398.
  111. ^ Купер, Том. «Перу против Эквадора; Война Альто-Сенепа, 1995 год». Информационная группа воздушного боя, 1 сентября 2003 г. Дата обращения: 15 ноября 2010 г.
  112. ^ Jump up to: а б Оман снимает с вооружения последний ударный самолет Jaguar – Flightglobal.com, 12 августа 2014 г.
  113. ^ Боуман 2007, с. 237.
  114. ^ Jump up to: а б Боуман 2007, с. 113.
  115. ^ Jump up to: а б Боуман 2007, с. 117.
  116. ^ Jump up to: а б с Lake Air International , декабрь 2000 г., с. 359.
  117. ^ Боуман 2007, с. 112.
  118. ^ Удоши, Рахул (26 февраля 2019 г.). «HAL демонстрирует модернизированный боевой самолет Jaguar MAX» . Джейн 360 . Бангалор. Архивировано из оригинала 26 февраля 2019 года . Проверено 26 февраля 2019 г.
  119. ^ Jump up to: а б с д Джексон 1992, с. 107.
  120. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Джексон 1992, с. 111.
  121. ^ Пандит, Раджат (23 июля 2018 г.). «ВВС «собирают органы» из самолетов, вышедших из эксплуатации во всем мире» . Таймс оф Индия . Группа Таймс.
  122. ^ Jump up to: а б с д Lake Air International , декабрь 2001 г., стр. 345–346.
  123. ^ Lake Air International , декабрь 2001 г., стр. 346.
  124. ^ Jump up to: а б с Тейлор 1989, с. 143.
  125. ^ Jump up to: а б с д и ж Франсильон 2005, с. 25.
  126. ^ Джексон 1992, стр. 100–101.
  127. ^ Джексон 1992, с. 101.
  128. ^ Джексон 1992, с. 102.
  129. ^ Джексон 1992, с. 103.
  130. ^ Jump up to: а б Джексон 1992, с. 104.
  131. ^ Джексон 1992, с. 105.
  132. ^ «1983 SEPECAT JAGUAR Jets» . trade-a-plane.com . Проверено 7 апреля 2023 г.
  133. ^ «ВВС Омана модернизируют Jaguar». Flight Daily News , 16 ноября 1997 г.
  134. ^ Jump up to: а б с Джексон 1992, с. 95.
  135. ^ «RAF Leuchars приветствует тайфун». Архивировано 8 декабря 2010 года в Wayback Machine Royal Air Force , 7 сентября 2010 года. Дата обращения: 13 января 2011 года.
  136. ^ Jump up to: а б с д и ж г Джексон 1992, с. 96.
  137. ^ Jump up to: а б «Королевские ВВС начинают расформировать эскадрильи Ягуаров в преддверии Тайфуна». Flight International через Flightglobal.com, 15 марта 2005 г. Дата обращения: 16 января 2011 г.
  138. ^ "Ягуары отправляются." Flight International через Flightglobal.com, 11 апреля 2006 г. Дата обращения: 16 января 2011 г.
  139. ^ Джексон 1992, с. 98.
  140. ^ «SEPECAT Jaguar A № 91» . Музей авиации и космонавтики (на французском языке) . Проверено 22 декабря 2021 г.
  141. ^ «Flugausstellung Junior» (на немецком языке) . Проверено 20 июня 2024 г.
  142. ^ «Гром и молнии — SEPECAT Jaguar — Survivor XX108» . www.thunder-and-lightnings.co.uk . Проверено 9 января 2024 г.
  143. ^ Jump up to: а б «Список самолетов» . Городской музей авиации Нориджа . Проверено 27 августа 2023 г.
  144. ^ «SEPECAT Jaguar | Национальный музей авиации» . Национальные музеи Шотландии . Проверено 9 января 2024 г.
  145. ^ «Самолеты | Музей авиации Солуэя» . Солуэйский музей авиации . Проверено 9 февраля 2024 г.
  146. ^ https://www.boscombedownaviationcollection.co.uk/index_files/Page1514.htm . Веб-сайт музея BDAC Old Sarum Проверено 7 мая 2022 г.
  147. ^ «Гром и молнии — SEPECAT Jaguar — Survivor XX741» . www.thunder-and-lightnings.co.uk . Проверено 9 января 2024 г.
  148. ^ «СЕПЕКАТ Ягуар GR3A (GR1)» . Музей авиации и космонавтики Пима . Проверено 16 марта 2024 г.
  149. ^ Jump up to: а б Дональд и Лейк 1996, с. 378.
  150. ^ «Истребители Jaguar ВВС получат ракеты F-35; французские ракеты нового поколения для усиления боевых самолетов, способных иметь ядерное оружие» . Евразийские Таймс. 22 апреля 2024 г. Проверено 6 мая 2024 г.
  151. ^ «ВВС Индии и ВМС внедряют в свой флот ракету класса «воздух-поверхность» Rampage» . Таймс оф Индия. 27 апреля 2024 г. Проверено 28 апреля 2024 г.
  152. ^ «Впервые для ВВС: противокорабельная ракета «Гарпун» выпущена с истребителя» . Индостанские времена . 29 мая 2015 г.
  153. ^ «Скоро пленные летные испытания противорадиационной ракеты» . ИНДУС . 17 февраля 2016 года. Архивировано из оригинала 20 февраля 2016 года . Проверено 18 февраля 2016 г.
  154. ^ «HAL запустит серийную версию радара AESA на самолете Jaguar Darin III в марте» . Мир обороны . 3 февраля 2021 г. Проверено 31 марта 2021 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Барри, Дуглас (8–14 апреля 1998 г.). «Вопрос выживания» . Рейс Интернешнл . стр. 30–32. Архивировано из оригинала 8 марта 2012 года.
  • Баруа, Прадип. Государство в состоянии войны в Южной Азии. Линкольн, Невада: Университет Небраски Press, 2005. ISBN   0-8032-1344-1 .
  • Боуман, Мартин В. СЕПЕКАТ Jaguar. Лондон: Книги о пере и мече, 2007. ISBN   1-84415-545-5 .
  • Берр, Миллард и Роберт Коллинз. Дарфур: долгий путь к катастрофе. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Markus Wiener, 2008. ISBN   1-55876-470-4 .
  • Карбонель, Жан-Кристоф. Французские секретные проекты 1: Послевоенные истребители . Манчестер, Великобритания: Crecy Publishing, 2016 г. ISBN   978-1-91080-900-6
  • Сиринсионе, Джозеф, Джон Б. Вольфстал и Мириам Раджкумар «Смертоносные арсеналы: ядерные, биологические и химические угрозы». Вашингтон, округ Колумбия: Фонд Карнеги за международный мир , второе издание, 2005 г. ISBN   978-0-87003-216-5 .
  • Коэн, Стивен и Сунил Дасгупта. Вооружение без прицеливания: военная модернизация Индии. Вашингтон, округ Колумбия: Brookings Institution Press, 2010. ISBN   0-8157-0402-X .
  • Кродди, Эрик и Джеймс Дж. Вирц. Оружие массового уничтожения: Энциклопедия мировой политики, технологий и истории – Том 2. Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO, 2005. ISBN   1-85109-490-3 .
  • Кюни, Жан и Пьер Лейвастр. Самолеты Бреге (1940/1971) . Париж: Editions Lariviere, 1977. DOCAVIA vol. 6. ОКЛК 440863702
  • «Десятилетие Шамшера: Часть первая». Эйр Интернэшнл , Vol. 35, № 4, октябрь 1988 г., стр. 175–183. ISSN 0306-5634.
  • Делаланд, Арно (апрель 2018 г.). «Jaguar International в Нигерии». Историк авиации (23): 50–55. ISSN   2051-1930 .
  • Дональд, Дэвид и Кристофер Чант. Воздушная война в Персидском заливе, 1991. Лондон: Osprey Publishing, 2001. ISBN   1-84176-295-4 .
  • Дональд, Дэвид и Джон Лейк. Всемирная энциклопедия военной авиации, однотомное издание. Лондон: Аэрокосмическое Издательство, 1996. ISBN   1-874023-95-6 .
  • Иден, Пол. Энциклопедия современных военных самолетов . Лондон, Великобритания: Amber Books, 2004. ISBN   1-904687-84-9 .
  • Франсильон, Рене Ж. «Ягуар: французская связь». Эйр Интернэшнл , Vol. 69 № 3. С. 20–25. ISSN 0306-5634.
  • Гленн, Эшли. SEPECAT Jaguar в действии. Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications Inc., 2005. ISBN   0-89747-491-0 .
  • Грин, Уильям, Гордон Суонборо и Пушпиндер Сингх Чопра, ред. Индийские ВВС и их самолеты . Лондон: Ducimus Books, 1982.
  • Хоббс, Дэвид. «Британские Ф-4 Фантомы». Эйр Интернэшнл , Vol. 74, № 4, май 2008 г., стр. 30–37. ISSN 0306-5634.
  • Джексон, Пол. «СЕПЕКАТ Ягуар». Мировой журнал авиации . Том 11, зима 1992 г., стр. 52–111. Лондон: Аэрокосмическое издательство, 1992. ISBN   1-874023-96-4 . ISSN 0959-7050.
  • Лейк, Джон. «Митсубиси Т-2: Сверхзвуковой самурай». World Air Power Journal , том 18, осень 1994 г. Лондон: Aerospace Publishing. ISBN   1-874023-45-X . ISSN 0959-7050. стр. 136–147.
  • Лейк, Джон. «Ягуар в Индии». Эйр Интернэшнл , Vol. 61, № 6, декабрь 2001. С. 344–347. ISSN 0306-5634.
  • Лейк, Джон. «Ягуар точит когти». Эйр Интернэшнл , Vol. 59, № 6, декабрь 2000 г., стр. 356–360. ISSN 0306-5634.
  • Лейк, Джон. «SEPECAT Jaguar: новейший быстрый реактивный самолет ВВС Великобритании: Часть 1». Эйр Интернэшнл , Vol. 53, № 4, октябрь 1997 г., стр. 220–229. ISSN 0306-5634.
  • Лейк, Джон. «SEPECAT Jaguar: новейший быстрый реактивный самолет ВВС Великобритании: Часть 2». Эйр Интернэшнл , Vol. 53, № 5, ноябрь 1997 г., стр. 273–280. ISSN 0306-5634.
  • Тейлор, Джон В.Р. «Все самолеты мира Джейн», 1971–72 . Лондон: Sampson Low Marston & Co, 1971. ISBN   0-354-00094-2 .
  • Оуэн, Роберт С., изд. Умышленная сила: пример эффективной воздушной кампании, заключительный отчет исследования воздушной кампании Балканского университета авиации. Дарби, Пенсильвания: Diane Publishing, 2000. ISBN   1-58566-076-0 .
  • Рассел Рип, Майкл и Джеймс Хасик. Революция точности: GPS и будущее воздушной войны. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института, 2002. ISBN   1-55750-973-5 .
  • Сегелл, Глен. Поэтапные закупки вооружений. Лондон: Издательство Glen Segell, 1998. ISBN   1-901414-09-4 .
  • Сэкигава, Эйитиро. «Преемник Mitsubishi Sabre». Эйр Интернэшнл , Vol. 18, № 3, март 1980 г., стр. 117–121, 130–131. Бромли, Великобритания: Fine Scroll. ISSN 0306-5634.
  • Шакед, Хаим и Дэниел Дишон, ред. Современный обзор Ближнего Востока, Vol. 8, 1983–84. Тель-Авив: Центр Моше Даяна, 1986. ISBN   965-224-006-0 .
  • Тейлор, Джон В.Р. Самолеты всего мира Джейн, 1980–81 . Лондон: Издательство Джейн, 1980. ISBN   0-7106-0705-9 .
  • Тейлор, Джон В.Р. Самолеты всех стран мира Джейн, 1989–90 . Лондон: Издательство Джейн, 1989. ISBN   0-7106-0896-9 .
  • Теллис, Эшли Дж. Возникающая ядерная политика Индии: между скрытыми средствами сдерживания и готовым арсеналом. Санта-Моника, Калифорния: Rand Corporation, 2001. ISBN   0-8330-2781-6 .
  • Вагнер, Пол Дж. Самолет тактической разведки ВВС: тактический разведывательный самолет ВВС НАТО и неприсоединившихся стран Западной Европы времен холодной войны. Питтсбург, Пенсильвания: Dorrance Publishing, 2009. ISBN   1-4349-9458-9 .
  • Уоллес, Уильям. Двусторонние связи Великобритании в Западной Европе. Лондон: Рутледж и Кеган Пол, 1984. ISBN   0-7102-0298-9 .
  • Уилсон, Майкл (16 октября 1969 г.). «Появление британского Ягуара» . Рейс Интернешнл . стр. 600–604. Архивировано из оригинала 8 марта 2012 года.
  • Уилсон, Шон и Лиам МакБрайд. «Индийские ягуары – все еще на охоте». Эйр Интернэшнл , Vol. 77, № 4, октябрь 2009 г., стр. 66–71. Стэмфорд, Великобритания: Key Publishing. ISSN 0306-5634.
  • «Мировые новости: первый полет Jaguar». Flight International через Flightglobal.com, 12 сентября 1968 г., стр. 391.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Лаказ, Анри (2016). Парижские самолеты Луи Бреге . Полет. 2: царствование моноплана. Ле Вижен, Франция Самолет Луи Бреге, Париж: Éditions Lela presse. ISBN  9782914017886 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ae0020022e538288ccb5e27ec20ad532__1722647460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ae/32/ae0020022e538288ccb5e27ec20ad532.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
SEPECAT Jaguar - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)