Хоукер Си Фьюри
Хоукер Си Фьюри | |
---|---|
![]() | |
Роль | Морской истребитель-бомбардировщик |
Национальное происхождение | Великобритания |
Производитель | Хокер Самолет |
Дизайнер | Сидни Камм |
Первый полет | 1 сентября 1944 г. (Фьюри) 21 февраля 1945 г. (Морская ярость) |
Введение | август 1947 г. (RCN); Сентябрь 1947 г. (РН) |
Ушедший на пенсию | 1953 (ФАУ) 1955 (РНВР) 1956 (РКН) 1957 (МЛД) 1968 г. Бирманские ВВС |
Основные пользователи | Королевский флот Королевский флот Австралии Королевский канадский флот Королевский флот Нидерландов |
Произведено | 1945–1955 |
Количество построенных | 864 [1] |
Разработано на основе | Хоукер Темпест |
Hawker Sea Fury — британский истребитель, разработанный и производимый компанией Hawker Aircraft . Это был последний винтовой истребитель, служивший в составе Королевского флота , и один из самых быстрых серийных самолетов с одним поршневым двигателем, когда-либо построенных. [2] Разработанный во время Второй мировой войны , Sea Fury поступил на вооружение через два года после окончания войны. Он оказался популярным самолетом в ряде зарубежных вооруженных сил и использовался во время Корейской войны в начале 1950-х годов, а также кубинскими ВВС во время вторжения в залив Свиней в 1961 году .
Разработка Sea Fury была официально начата в 1943 году в ответ на военные требования Королевских ВВС (RAF), и самолет сначала получил название Fury . Когда Вторая мировая война подошла к концу, ВВС Великобритании отменили заказ на этот самолет. Королевский флот рассматривал этот тип как подходящий самолет-носитель для замены ряда устаревших и временных самолетов, эксплуатируемых авиацией флота . Разработка Sea Fury продолжалась, и этот тип поступил на вооружение в 1947 году.
Sea Fury имеет много общего в конструкции с предыдущим истребителем Tempest компании Hawker , поскольку он возник из требований к «легкому истребителю Tempest». Крылья и фюзеляж Sea Fury произошли от Tempest, но были значительно модифицированы. Серийный самолет Sea Fury был оснащен мощным двигателем Bristol Centaurus и вооружен четырьмя крыльевыми Hispano V. пушками Первоначально Sea Fury FB.11 разрабатывался как чисто воздушный истребитель, но в конечном итоге был истребителем-бомбардировщиком.
Sea Fury привлек международные заказы как авианосец и самолет наземного базирования. Его эксплуатировали такие страны, как Австралия, Бирма, Канада, Куба, Египет, Западная Германия, Ирак и Пакистан. Этот тип хорошо зарекомендовал себя в Корейской войне, эффективно сражаясь даже с МиГ-15 реактивным истребителем . [1] Хотя в конце 1950-х годов большинство военных операторов Sea Fury были сняты с вооружения в пользу реактивных самолетов, значительное количество самолетов использовалось в гражданском секторе, а некоторые остаются годными к полетам в 21 веке в качестве исторических и гоночных самолетов. .
Разработка
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]
Hawker Fury был эволюционным преемником успешных истребителей и истребителей-бомбардировщиков Hawker Typhoon и Tempest времен Второй мировой войны. Процесс проектирования Fury был начат в сентябре 1942 года Сиднеем Каммом , одним из ведущих авиаконструкторов компании Hawker, чтобы удовлетворить требования Королевских ВВС о легкой замене Tempest Mk II; Tempest, хотя и был успешным самолетом, считался тяжелым и слишком большим для типичных истребительных задач. Разработанный как «Легкий истребитель Tempest (Centaurus)», полуэллиптическое крыло Tempest было включено, но было укорочено в размахе за счет исключения центрального отсека центроплана крыла, при этом внутренняя часть ниш шасси теперь простирается почти до осевая линия самолета, а не расположена на уровне бортов фюзеляжа. [3] [4] [5] Фюзеляж по форме во многом напоминал фюзеляж Tempest, но представлял собой полностью монококовую конструкцию, а уровень кабины был выше, что обеспечивало пилоту лучший круговой обзор. [6]
Проект был официально оформлен в январе 1943 года, когда Министерство авиации выпустило спецификацию F.2/42 на истребитель Tempest Light Fighter. [7] За этим последовала Спецификация F.2/43, выпущенная в мае 1943 года, которая требовала высокой скорости набора высоты не менее 4500 футов / мин (23 м / с) от уровня земли до 20 000 футов (6096 м), что хорошо. боевая маневренность и максимальная скорость не менее 450 миль в час (724 км/ч) на высоте 22 000 футов (6 705 м). Вооружение должно было состоять из четырех 20-мм пушек Hispano V общей боекомплектом 600 снарядов плюс возможность нести две бомбы каждая массой до 1000 фунтов (454 кг). [8] В апреле 1943 года компания Hawker также получила спецификацию N.7/43 от Адмиралтейства, которое искало морскую версию разрабатываемого самолета; В ответ Сидни Камм предложил объединить требования обеих служб в соответствии со Спецификацией F.2/43 с изменениями, необходимыми для военно-морских операций, выпущенными на дополнительной основе. Примерно в 1944 году проект самолета наконец получил свое название; Версия Королевских ВВС стала известна как Fury, а версия ВВС флота - Sea Fury. [9]
Было заказано шесть прототипов; два должны были быть оснащены двигателями Rolls-Royce Griffon , два - Centaurus XXII , один - Centaurus XII и один - в качестве испытательной конструкции. Hawker использовал внутренние обозначения P.1019 и P.1020 соответственно для версий Griffon и Centaurus, тогда как P.1018 также использовался для прототипа Fury, который должен был использовать Napier Sabre IV . [10] Первым самолетом Fury, совершившим полет 1 сентября 1944 года, был NX798 с двигателем Centaurus XII с жесткими опорами двигателя и Rotol четырехлопастным винтом . Вторым 27 ноября 1944 года стал LA610 , имевший шестилопастной винт встречного вращения Griffon 85 и Rotol . К этому моменту разработка Fury и Sea Fury была тесно взаимосвязана, так что следующим прототипом стал Sea Fury, SR661 , описанный в разделе «Морская версия». NX802 (25 июля 1945 г.) был последним прототипом Fury, оснащенным двигателем Centaurus XV. [11] LA610 в конечном итоге был оснащен Napier Sabre VII, который мог развивать от 3400 до 4000 л.с. (2535–2983 кВт); этот самолет стал, возможно, самым быстрым самолетом Hawker с поршневым двигателем, достигнув скорости около 485 миль в час (780 км/ч). [12]
Морская версия
[ редактировать ]
С приближением окончания Второй мировой войны в Европе ВВС Великобритании начали отменять многие заказы на самолеты; Заказ RAF на Fury был отменен до того, как были построены какие-либо серийные самолеты, поскольку у RAF уже было большое количество поздних Mark Spitfires и Tempests, и они считали Fury ненужным дублированием этих самолетов. Хотя ВВС Великобритании вышли из программы, разработка этого типа продолжилась под названием Sea Fury. Многие из истребителей-носителей ВВС флота были «Сифайр» и полученные по ленд-лизу «Корсары», . Seafire имел значительные недостатки как военно-морской самолет, в частности, узкое шасси, тогда как Corsairs приходилось возвращать или покупать. Адмиралтейство решило приобрести Sea Fury в качестве преемника этих самолетов. [11] [13]
Хотя контракт с RAF был расторгнут, прототипы Fury были завершены и использовались для разработки Sea Fury, а также для экспорта. Первый прототип Sea Fury, SR661 , впервые поднялся в воздух в Лэнгли, Беркшир , 21 февраля 1945 года, оснащенный двигателем Centaurus XII. типа «стингер» Этот прототип имел хвостовой крюк для приземления авианосца, но не имел складных крыльев для хранения. SR666 , второй прототип, поднявшийся в воздух 12 октября 1945 года, был оснащен двигателем Bristol Centaurus XV с новым пятилопастным винтом Rotol и складными крыльями. Спецификация N.7/43 была изменена на N.22/43, что теперь представляет собой заказ на 200 самолетов. Из них 100 должны были быть построены на заводе Boulton-Paul в Вулверхэмптоне. [14]
В 1945 году первоначальный заказ по спецификации N.22/43 был сокращен до 100 самолетов; в результате производственное соглашение с Boulton-Paul было расторгнуто, и все работы над Sea Fury были переданы на заводы Hawker Aircraft в Кингстоне. , построенного компанией Boulton-Paul Это включало в себя постройку прототипа Sea Fury VB857 , который был доставлен в Кингстон в январе 1945 года; этот самолет, построенный по тому же стандарту, что и SR666 , впервые поднялся в воздух 31 января 1946 года. Сразу после завершения строительства первых трех планеров в Кингстоне началась программа летных испытаний. Вскоре было обнаружено, что у раннего двигателя Centaurus часто выходил из строя коленчатый вал из-за плохо спроектированной системы смазки, что приводило к случаям заклинивания двигателя в полете. Проблема была решена, когда улучшенный двигатель Centaurus 18 от Bristol заменил более ранний вариант двигателя. [15]
В производство
[ редактировать ]Первая серийная модель, Sea Fury F Mk X (позже Sea Fury F.10 ), совершила полет в сентябре 1946 года. С завершением летных испытаний в Боскомб-Дауне в 1946 году процесс испытаний был повторен на борту авианосца HMS Victorious . Испытания авианосца выявили проблемы с курсовой устойчивостью, связанные с эффективностью руля направления при посадке, и это было решено путем применения блокировки хвостового колеса, которая также улучшила поведение втягивания колеса. В ответ на отзывы пилотов-испытателей компания Hawker внесла несколько корректирующих изменений в конструкцию, включая использование пятилопастного винта Rotol, чтобы значительно снизить тенденцию к превышению скорости; измененная конструкция руля направления для повышения эффективности руля направления; Подушки двигателя Dynafocal для снижения вибрации на низких скоростях, а также улучшенная ходовая часть с большей гибкостью. Эти изменения значительно улучшили палубные посадочные характеристики самолета. Испытания предохранительного крюка первоначально показали, что Sea Fury склонен к потере проводов; эта проблема была быстро решена путем модификации механизма демпфера крюка. [16] [17]
К марту 1947 года серийные Sea Furies уже производились для авиации флота. Четвертый и шестой серийные самолеты использовались в дальнейших испытаниях с HMS Illustrious ; Основным отличием от более раннего самолета было использование более длинного и жесткого тормозного крюка. Было произведено пятьдесят Mk X Sea Furies. Они были идентичны прототипу SR666 , за исключением двигателя Centaurus 18 и четырехлопастного винта. По крайней мере 20 из 50 самолетов прошли интенсивную программу испытаний. После успешного завершения испытаний оружия на полигоне A&AEE Boscombe Down, Sea Fury был допущен к боевому использованию 31 июля 1947 года. [18]
Компания Hawker Aircraft продолжила разработку и усовершенствование Sea Fury Mk X, в результате чего появился более функциональный Sea Fury Mk 11 , также известный как Sea Fury FB.11 . Эта модернизированная модель имела несколько улучшений, наиболее примечательными из которых были механизм складывания крыла с гидравлическим приводом, который упрощал работу в кабине экипажа, а также использование нового оружия для боя воздух-земля. Ирак заказал двухместную модель Sea Fury, и Британское Адмиралтейство последовало его примеру. Во время испытаний обрушился задний фонарь, что привело к изменению конструкции двухместной кабины этого типа перед поступлением на вооружение. получивших обозначение Sea Fury T.20 . В период с 1950 по 1952 год для ВВС флота было изготовлено в общей сложности 60 учебно-тренировочных самолетов, [19] [20] Королевский флот закупил в общей сложности 615 Sea Furies, в основном стандарта Mk 11. [21]
Экспортный рынок
[ редактировать ]Компания Hawker Aircraft стремилась продать Sea Fury иностранным операторам и провела интенсивную кампанию по продажам своей экспортной версии самолета, получившей обозначение Sea Fury F.50 . 21 октября 1946 года Королевский флот Нидерландов разместил заказ на десять самолетов F.50, которые по сути были идентичны самолетам Sea Fury Mk X ФАУ, для оснащения авианосца HNLMS Karel Doorman (бывший HMS Nairana ). [22] Голландцы также заказали двенадцать более поздних Fury FB.50 в 1948 году, и они были доставлены в 1950 году. Они использовались на авианосце HNLMS Karel Doorman (бывший HMS Venerable ). [22] Также была приобретена лицензия на производство двадцати пяти самолетов Sea Fury FB.51 компанией Fokker Aircraft в Нидерландах, которые поставлялись с 1951 года. [Н 1] [23]

Sea Fury стал успешным на экспорт: его приобрели как для использования на авианосцах, так и для чисто наземного базирования рядом стран, включая Австралию, Западную Германию, Ирак, Египет, Бирму, Пакистан и Кубу. В некоторых странах, у которых не было авианосцев, со своих самолетов часто снимали хвостовые и катапультные крюки.
Последний вариант, Sea Fury T.20S, был разработан компанией Hawker для Западной Германии в качестве самолета- буксировщика мишеней ; они оставались на вооружении до 1970-х годов. После вывода этого типа из военной службы многие Sea Furies были проданы частным лицам, часто как гоночные самолеты из-за их высокой скорости. [24] Окончательные показатели производства всех марок составили около 860 самолетов. [23]
Дизайн
[ редактировать ]
Sea Fury — это военно-морской самолет, способный действовать с авианосцев Королевского флота. Он был во многом основан на предыдущих истребителях Hawker, особенно на Tempest; такие особенности, как полуэллиптическое крыло и фюзеляж, были заимствованы непосредственно у Tempest, но имели значительные усовершенствования, включая значительное усиление, позволяющее выдерживать нагрузки при посадке авианосца. Хотя Sea Fury был легче и меньше, чем Tempest, усовершенствованные аспекты конструкции Sea Fury, такие как двигатель Centaurus, означали, что он также был значительно мощнее и быстрее, что делало его одним из самых быстрых серийных истребителей с поршневыми двигателями, когда-либо созданных; это был последний и самый быстрый из самолетов с поршневым двигателем компании Hawker. [25]
Sea Fury Mk X был способен развивать максимальную скорость 460 миль в час и подниматься на высоту 20 000 футов менее чем за пять минут. Сообщается, что Sea Fury представлял собой самолет с высоким пилотажем и хорошим летным поведением на всех высотах и скоростях, хотя преднамеренное вращение самолета было запрещено во время военной службы этого типа. [26] Во время полетов Sea Fury мог продемонстрировать свою способность выполнять быстрые крены со скоростью 100 градусов в секунду, что объясняется наличием элеронов с пружинными выступами. [27] Для дополнительной тяги при взлете систему Jet Assisted Take-Off (JATO) . можно было использовать [28] [29]

Sea Fury был оснащен недавно разработанным поршневым двигателем Bristol Centaurus , приводившим в движение пятилопастной винт. [6] Многие подсистемы двигателя, такие как полностью автоматизированная система охлаждения, приборы в кабине и подкачивающий топливный насос, были электрическими и питались от генератора с приводом от двигателя, дополненного двумя независимыми батареями. Гидравлическая система, необходимая для управления убирающейся ходовой частью, хвостовым крюком и закрылками, находилась под давлением 1800 фунтов на квадратный дюйм с помощью насоса с приводом от двигателя. Если это не удастся, ручной насос в кабине также может привести в действие эти системы. Пневматический насос приводился в действие двигателем тормозов. Внутреннее топливо хранилось в пяти самоуплотняющихся топливных баках: два в фюзеляже непосредственно перед кабиной и три в крыльях. [30]
На Sea Furies использовались различные системы авионики; в этом отношении он был необычайно хорошо оборудован для самолета той эпохи. Многие самолеты были оборудованы бортовыми радарами , часто ARI 5307 ZBX, которые могли быть напрямую интегрированы с четырехканальной УКВ-радиосистемой. Некоторые навигационные средства, такие как высотомер и компас G2F, также были усовершенствованы; многие из этих подсистем использовались на последующих реактивных самолетах с небольшими изменениями или без них. [31] Другие аспекты Sea Fury, такие как большая часть органов управления полетом, были обычными. Некоторые органы управления имели электрический привод, например органы управления вооружением, бортовые камеры и гироскопический прицел. [25]
Хотя Sea Fury изначально разрабатывался как истребитель исключительно для завоевания превосходства в воздухе, Королевский флот рассматривал прочную конструкцию и грузоподъемность планера как положительные качества и для наземных атак; соответственно, компания Hawker протестировала и одобрила этот тип для использования широкого спектра вооружения и вспомогательного оборудования. [32] Каждый самолет имел четыре крыльевые 20-мм пушки Hispano V и мог нести до 16 ракет или комбинацию из 500-фунтовых или 1000-фунтовых бомб. Другие нагрузки включали 1000-фунтовые зажигательные бомбы, мины, дымовые поплавки типа 2 или топливные баки емкостью 90 галлонов. [33] Для задач фоторазведки Sea Fury мог быть оснащен как вертикальными, так и наклонными камерами со специальным блоком управления в кабине. Другое вспомогательное оборудование включало солому для уклонения от вражеской атаки с использованием радара и сигнальные ракеты. [34]
Операционная история
[ редактировать ]Великобритания
[ редактировать ]

778-я военно-морская авиационная эскадрилья была первым подразделением морской авиации, получившим Sea Fury, поставки начались в феврале 1947 года в подразделение интенсивной летной разработки эскадрильи, а 787-я эскадрилья , эскадрилья военно-морской авиации, получила Sea Fury в мае. в том году. [35] [36] Первым боевым подразделением, оснащенным Sea Fury, была 803-я военно-морская авиационная эскадрилья Королевского военно-морского флота Канады , которая заменила Seafires на Sea Furies в августе 1947 года, при этом 807-я военно-морская авиационная эскадрилья была первой действующей эскадрильей Sea Fury Королевского флота, когда она получила самолет в сентябре того же года. [35] Seafire плохо подходил для использования на авианосце, поскольку плохой обзор палубы пилотом и узкое шасси самолета затрудняли как посадку, так и взлет. Следовательно, Sea Fury F Mk X заменил Seafire на большинстве авианосцев. [37] В течение нескольких лет Sea Fury и Seafire действовали бок о бок друг с другом: Seafire меньшей дальности использовался в качестве истребителя обороны флота, а Sea Fury использовался в качестве истребителя-бомбардировщика дальнего действия. [38]
Sea Furies поступили в состав 736-й, 738-й, 759-й и 778-й эскадрилий ВВС флота. За F Mk X последовал вариант истребителя-бомбардировщика Sea Fury FB.11, общий объем производства которого в конечном итоге достиг 650 самолетов. реактивные самолеты, такие как Hawker Sea Hawk и Supermarine Attacker . Sea Fury оставался основным истребителем-бомбардировщиком ВВС флота до 1953 года, после чего в строй были введены [39]
Sea Fury FB.11 поступил на вооружение истребительных эскадрилий Королевского военно-морского добровольческого резерва (RNVR) в августе 1951 года. С конца 1950 года подразделения RNVR также использовали двухместную учебно-тренировочную версию Sea Fury T.20, чтобы дать резервным пилотам опыт полетов. этот тип перед отказом от самолетов Supermarine Seafire. Подразделения RNVR, оснащенные Sea Fury, принадлежали эскадрильям № 1831, 1832, 1833, 1834, 1835 и 1836. № 1832, базирующаяся на авиабазе Королевских ВВС в Бенсоне, была последней эскадрильей RNVR, которая в августе 1955 года отказалась от этого типа в пользу реактивного Supermarine Attacker. [40]
Корейская война
[ редактировать ]После начала Корейской войны 25 июня 1950 года «Морские фурии» были отправлены в регион в составе Сил Британского Содружества в Корее , что стало вкладом Великобритании в многонациональную оперативную группу Организации Объединенных Наций для оказания помощи Южной Корее после вторжения Северной Кореи. Sea Furies использовались на протяжении всего конфликта, в первую очередь в качестве штурмовиков, с лёгких авианосцев Королевского флота HMS Glory , HMS Theyseus , HMS Ocean и австралийского авианосца HMAS Sydney . [41] самолет Fleet Air Arm Seafire был сбит Боингом ВВС США B-29 Superfortress После того, как 28 июля 1950 года , все самолеты Содружества были окрашены в черно-белые полосы вторжения . [42]
Первые «Морские фурии» прибыли в составе 807-й морской авиационной эскадрильи, которая отправилась на борт «Тезея» , сменив HMS Triumph в октябре 1950 года. [42] Операции на «Тезее» были интенсивными: в октябре «Морские фурии» 807-й эскадрильи совершили в общей сложности 264 боевых вылета. Во время короткого периода отдыха в японском порту Ивакуни было обнаружено, что катапульта чрезмерно изношена, что потребовало запуска Sea Furies с помощью RATOG до тех пор, пока она не будет отремонтирована. В декабре 1950 года «Си Фьюриес» нанесли несколько ударов по мостам, аэродромам и железным дорогам, чтобы нарушить логистику Северной Кореи, совершив еще 332 боевых вылета без каких-либо потерь. На этом раннем этапе войны сопротивление с воздуха было незначительным, а самой большой угрозой был наземный зенитный огонь или технические проблемы. [43]
Помимо наземных атак, «Морские фурии» также осуществляли воздушное патрулирование. В этой роли всего было осуществлено 3900 перехватов, хотя ни один из перехваченных самолетов не оказался враждебным. В зимний период «Морские фурии» часто использовались в качестве самолетов-корректировщиков артиллерии ООН в окрестностях Инчхона , Вонсана и Сонгиина . [44] В апреле 1951 года 804-я военно-морская авиационная эскадрилья, действовавшая у Славы , заменила 807-ю эскадрилью, которая, в свою очередь, была заменена Сиднеем в сентябре 1951 года на 805-ю и 808-ю эскадрильи РАН . Австралийская авианосная группа совершила 2366 боевых вылетов. [42] В январе 1952 года «Глори» с 804 NAS вернулся, чтобы сменить Сидней после ремонта в Австралии. До конца войны Слава и Оушен сменяли друг друга при исполнении служебных обязанностей. [42]
первые китайские МиГ-15 реактивные истребители В 1952 году появились . 8 августа 1952 года лейтенанту Питеру «Хоги» Кармайклу из 802-й эскадрильи , летавшему на Sea Fury WJ232 с авианосца HMS Ocean , приписывают сбитие МиГ-15, что делает его одним из немногих пилотов винтовых самолетов, совершивших сбить самолет во время Корейской войны. [45] [Н 2] Бой произошел, когда «Морские фурии» и «Светлячки» были отброшены восемью МиГ-15, в ходе которых один «Светлячок» был серьезно поврежден, а «Морские фурии» остались невредимыми. Некоторые источники утверждают, что это единственное успешное столкновение британского пилота с британским самолетом во время Корейской войны, хотя некоторые источники утверждают, что в том же бою был сбит или поврежден второй МиГ. [46] [47] Королевский флот приписал убийство лейтенанту Питеру «Хоги» Кармайклу, хотя Кармайкл всегда приписывал его всему полету. Один из других пилотов этого рейса, младший лейтенант Брайан «Сму» Эллис, с тех пор взял на себя ответственность за убийство. Он утверждает, что наблюдал столкновение с МиГ-15, когда тот пролетел над его самолетом с включенными воздушными тормозами. На обратном пути на HMS Ocean он заявляет, что Кармайкл стрелял из своих орудий по песчаной отмели на побережье, которую эскадрилья часто использовала для тренировок или испытаний своих пушек. Вернувшись на авианосец, он с удивлением обнаружил, что убийство было присуждено Кармайклу. После проверки у офицера по вооружению выяснилось, что Эллис израсходовал все свои боеприпасы во время боя, в то время как у Кармайкла, с другой стороны, все еще оставалось 90% боеприпасов. Поскольку на обратном пути Кармайкл обстрелял песчаную отмель, это вызывает серьезные сомнения в утверждении о том, что он сбил МиГ-15. [48] [49]
Австралия
[ редактировать ]
Австралия была одной из трех стран Содружества, эксплуатирующих Sea Fury, остальные - Канада и Пакистан. Этот тип эксплуатировался двумя передовыми эскадрильями Королевского военно-морского флота Австралии : 805-й и 808-й эскадрильей; третья эскадрилья, летавшая на Sea Fury, 850-я эскадрилья, также некоторое время действовала. Два австралийских авианосца, HMAS Sydney и HMAS Vengeance , использовали Sea Furies в своих воздушных крыльях. Sea Fury использовался Австралией во время Корейской войны, летая с авианосцев, базировавшихся вдоль побережья Кореи, для поддержки дружественных сухопутных войск. Sea Fury эксплуатировался австралийскими войсками с 1948 по 1962 год. [50]
Бирма
[ редактировать ]В период с 1957 по 1958 год Бирма получила 21 самолет Sea Fury, большинство из которых были самолетами бывшего ФАУ. Sea Fury часто использовался в качестве платформы для борьбы с повстанцами на бирманской службе, а 15 февраля 1961 года ВВС Китайской Республики капер PB4Y был перехвачен и сбит Sea Fury недалеко от тайско-бирманской границы. Из экипажа самолета пятеро погибли и двое попали в плен. Самолет находился на снабжении китайских сил Гоминьдана, сражавшихся на севере Бирмы. [51] Считается, что бирманские Sea Furies были сняты с вооружения в 1968 году и заменены вооруженными Lockheed T-33 Shooting Stars . [52]
Канада
[ редактировать ]
Королевский военно-морской флот Канады (RCN) стал крупным заказчиком Sea Fury, и многие из его самолетов были отключены от существующих контрактов с Королевским флотом. 23 июня 1948 года первый самолет был принят в RCAF Rockcliffe . Этот тип был быстро введен в эксплуатацию, заменив существующий канадский парк Seafires, взяв на себя основную роль в противовоздушной обороне флота, действующей с авианосца HMCS Magnificent . Две канадские эскадрильи эксплуатировали Sea Fury, эскадрильи № 803 и 883, которые позже были переименованы в 870 и 871. Обучение пилотов на Sea Fury обычно проводилось на наземной базе RCN HMCS Shearwater . Трудности с посадкой Sea Fury возникли после решения RCN перейти на процедуры посадки на палубу ВМС США, которые были склонны к перенапряжению и повреждению планеров, поскольку Sea Fury был разработан для посадки с опущенным хвостом. [53] Sea Fury эксплуатировалась RCN в период с 1948 по 1956 год, после чего их заменили McDonnell F2H Banshee с реактивным двигателем . Списанные самолеты были отправлены на хранение, а некоторые впоследствии были куплены гражданскими лицами. [54]
Куба
[ редактировать ]
В 1958 году во время Кубинской революции ВВС Кубинской армии (FAEC) [55] приобрела у Hawker в общей сложности 17 отремонтированных (бывших авиационных сил флота) Sea Furies, в том числе пятнадцать FB.11 и два учебно-тренировочных самолета T.20. Самолеты некоторое время эксплуатировались FAEC до свержения президента Фульхенсио Батисты и прихода к власти Фиделя Кастро . После смены правительства «Морские фурии» остались в составе Fuerza Aérea Revolucionaria («Революционные военно-воздушные силы»; FAR); эти самолеты оказалось трудно поддерживать в рабочем состоянии, отчасти потому, что у новых вооруженных сил не было персонала, имеющего опыт работы с этим типом. [56]
В апреле 1961 года, во время вторжения в залив Свиней , воздушную поддержку кубинских эмигрантов оказывали бригаде 2506 бывшие ВВС США и ЦРУ самолеты управляемые Douglas B-26B Invaders ; Президент США Джон Ф. Кеннеди принял решение не задействовать самолеты ВМС США. [57] Единственными истребителями FAR, участвовавшими в бою, были три самолета Sea Furies и пять учебно-тренировочных самолетов Lockheed T-33, принадлежащих Escuadrón Persecución y Combate («Эскадрилья преследования и боя»), базирующаяся на Сан-Антонио-де-лос-Баньос и Антонио Масео. авиабазах . [58] [59]

В ходе упреждающих атак 15 апреля две «Морские фурии» были уничтожены на земле: одна в Сьюдад-Либертаде и одна в ангаре недалеко от Моа . [58] [59] В ходе последовавшего воздушного боя во время вторжения был потерян единственный борт Sea Fury. [56]
Рано утром 17 апреля бригада 2506 начала высадку на Плайя-Хирон . Около 06:30 формирование ФАР в составе трех «Си Фьюри», одного Б-26 и двух Т-33 начало атаку кораблей изгнанников. Примерно в 06:50, в 8,0 км (5,0 миль) к югу от Плайя-Ларги, транспортное судно «Хьюстон» было повреждено ракетами и пушками самолетов FAR, в том числе Sea Furies, пилотируемых майором Энрике Каррерасом Рохасом и капитаном Густаво Бурзаком; Хьюстон загорелся и был заброшен. [58] [59] При попытке приземлиться на авиабазе самолет Каррераса Рохаса Sea Fury был атакован и поврежден самолетом ЦРУ B-26; он смог прервать свой подход и сбежать. Позже Каррерас Рохас сбил еще один B-26. [59] Пытаясь сбить транспортный самолет Curtiss C-46 , пилот никарагуанского происхождения Карлос Уллоа разбился в заливе Свиней около 08:30 либо из-за остановки двигателя, либо из-за попадания под зенитный огонь. [58] Около 09:30 несколько самолетов FAR уничтожили корабль с боеприпасами Rio Escondido . [59] Sea Fury, пилотируемый лейтенантом Дугласом Раддом, также уничтожил B-26. [59] [60]
Ирак
[ редактировать ]
Ирак купил свои первые 30 истребителей Fury F.1 и два учебно-тренировочных самолета Fury T.52 в 1946 году. Эти самолеты эксплуатировались в 1-й и 7-й эскадрильях. [61] Иракские фурии не принимали участия в первые недели арабо-израильской войны 1948 года . Однако после того, как недавно полученные израильские Боинги B-17 начали бомбить арабские города, правительства Сирии и Трансиордании потребовали от иракцев развернуть свои «Фурии». [62] Таким образом, шесть самолетов из 7-й эскадрильи были переброшены в Дамаск в конце июля 1948 года; один из них разбился при приземлении по прибытии. В сентябре последовал еще один, пилот которого получил травму. Иракские фурии не участвовали в боевых действиях во время той войны из-за ограниченного количества боеприпасов, поставляемых британцами. Выполнялись только вооруженные разведывательные вылеты, о воздушных боях с израильскими самолетами не сообщалось. [63]
В 1951 году были приобретены еще 20 Fury F.1, что позволило 4-й эскадрилье начать эксплуатацию этого типа. [64] «Иракские фурии» участвовали в боевых действиях во время многочисленных курдских восстаний на севере страны на протяжении 1960-х годов. В частности, они выполняли задачи непосредственной поддержки с воздуха , а также нападения на деревни, контролируемые повстанцами блокпосты и скопления войск. [65] их заменили Су-7 . В конечном итоге в период с 1967 по 1969 год [66]
Нидерланды
[ редактировать ]Нидерланды были первым экспортным заказчиком Sea Fury, а Королевский флот Нидерландов эксплуатировал этот самолет с двух своих авианосцев, оба из которых получили название HNLMS Karel Doorman , поскольку эксплуатировались в разные периоды времени. Корабли Королевского военно-морского флота Нидерландов обычно работали вместе с кораблями Королевского флота, поэтому Dutch Sea Furies также регулярно работали с наземных баз ФАУ и авианосцев RN. В 1947 году голландские «Морские фурии», действовавшие из HNLMS Карела Дормана, использовались для наземной поддержки против повстанческих истребителей в Голландской Ост-Индии . Голландцы закупили и построили по лицензии дополнительные Sea Furies для авианосных операций, хотя с конца 1950-х годов этот тип был в конечном итоге заменен реактивным Hawker Sea Hawk. [67]
Пакистан
[ редактировать ]
Одним из крупнейших экспортных покупателей этого типа был Пакистан. первоначальный заказ на 50 самолетов Sea Fury FB.60 для ВВС Пакистана В 1949 году был размещен . Всего в период с 1950 по 1952 год было закуплено и поставлено 87 новых Sea Furies; Впоследствии были также приобретены некоторые бывшие FAA и иракские Sea Furies. Самолет эксплуатировался тремя фронтовыми эскадрильями: №5, №9 и №14 . В 1955 году на смену Sea Fury начали приходить реактивные North American F-86 Sabre , а последние Sea Fury, находившиеся на вооружении Пакистана, в конечном итоге были сняты с вооружения в 1960 году. [68]
Варианты
[ редактировать ]

- Ярость
- Заказ Королевских ВВС на 200 самолетов размещен 28 апреля 1944 г.; заказ отменен. [69]
- Морская ярость F.10
- Версия одноместного истребителя для Королевского флота , 50 самолетов построила компания Hawker, заказ еще на 300 самолетов, размещенный одновременно на постройке компании Boulton Paul, был отменен. Первый серийный самолет поднялся в воздух 15 августа 1946 года. [69] [70]
- Морская ярость FB.11
- Одноместный истребитель-бомбардировщик для Королевского флота, Королевского флота Австралии , Королевского флота Канады и Королевского флота Нидерландов , построено 615 самолетов, в том числе 31 для RAN и 53 для RCN. [71]
- Морская ярость Т.20
- Двухместный учебный вариант для Королевского флота, построено 61 экземпляр. Десять из них позже были переоборудованы в буксиры-мишени (обозначенные T.20S ) для Западной Германии, эксплуатируемые гражданской компанией Deutscher Luftfahrt-Beratungsdienst (DLB). [72]
- Морская ярость F.50
- Вариант одноместного истребителя для ВМС Нидерландов , построено 10 штук. [67] [73]
- Морская ярость FB.51
- Одноместный истребитель-бомбардировщик для ВМС Нидерландов, построено 25 штук. [67] [74]
- Ярость FB.60
- Одноместный истребитель-бомбардировщик для ВВС Пакистана и Королевского флота Нидерландов, 93 построено для Пакистана и 12 для Нидерландов. [75] [76]
- Ярость Т.61
- Двухместный учебный вариант для ВВС Пакистана, построено пять штук. [75]
- ярость я
- Вариант одноместного наземного истребителя для ВВС Ирака . Неофициально известные как «Багдадские фурии», построено 55 штук. [77]
- Тренер ярости
- Двухместный учебный вариант для ВВС Ирака, построено пять штук. [77]
Операторы
[ редактировать ]Выживший самолет
[ редактировать ]


Поскольку производство продолжалось и после окончания Второй мировой войны, а самолеты оставались на вооружении Королевского флота до 1955 года, десятки планеров сохранились в различных условиях. Sea Furies были отремонтированы компанией Hawker Aircraft на ее заводе в Блэкпуле в 1959 году и поставлены гражданским компаниям в Германии, оснащенные оборудованием для буксировки мишеней для полетов по контракту Люфтваффе. Некоторые из этих самолетов выживают.
В конце 1970-х годов Дэвид Талличет и Эд Юрист добились закупки 24 «Фьюри» в Ираке, включая ряд запасных частей. Они были перевезены во Флориду для реставрации, и теперь принадлежат и управляются коллекционерами по всему миру. [78] [79]
около дюжины сильно модифицированных Sea Furies регулярно участвуют в гонках Reno Air Races . С 2009 года [update]. Большинство этих примеров были модифицированы для замены оригинального с золотником радиального двигателя Centaurus на двигатель Pratt & Whitney R-4360 Wasp Major или радиальный двигатель Wright R-3350 Duplex-Cyclone . [79] К ним относятся Dreadnought и Furias , на которых установлены двигатели Wasp Major. [79]
Бывший иракский Fury 326 (C/N 41H/643827), восстановленный в Новой Зеландии в 1980-х годах, был окрашен как WJ232 , самолет «Хоги» Кармайкл летал во время боевых действий 9 августа 1952 года, в результате которых ему приписали уничтожение МиГа . -15 реактивный истребитель. [80] Самолет был продан в Австралии с маркировкой Королевского флота и гражданской регистрацией VH-SHF. [81] Оригинальный WJ232 был продан Королевским флотом обратно компании Hawker, отремонтирован и доставлен в Бирму как UB467 в 1958 году. [69]
Многие дополнительные планеры остаются статичными экспозициями в музеях по всему миру. 1 апреля 1957 года лейтенант-коммандер Дерек Праут доставил RCN Hawker Sea Fury WG-565 в Калгари для использования в качестве планера для наземного обучения в Технологическом институте Южной Альберты. Ф/О Линн Гаррисон управляла самолетом, совершив последний официальный канадский военный полет такого типа. Праут погиб в результате крушения F2H-3 Banshee в RCN Shearwater, Новая Шотландия, 31 мая 1957 года. [82] [83] [84] [85]

[ нужна ссылка ] Планер выставлен возле мемориала Гранма, как часть Музея революции в Гаване. Второй планер образует внешнюю часть Музея Хирон на Плайя-Хирон.
Во время авиасалона в Прествике (Глазго) в 1989 году самолет Sea Fury пришлось бросить в море, так как левое шасси застряло. Пилот спрыгнул с парашютом в безопасное место. [86]
31 июля 2014 года самолет Hawker Sea Fury T.20 (VX281), принадлежащий Royal Navy Historic Flight, совершил управляемую аварийную посадку во время Дня авиации RNAS Culdrose . Во время демонстрации был замечен дым, идущий из двигателя самолета. Во время захода на аварийную посадку шасси выдвинулось, но не зафиксировалось, что привело к приземлению на брюшко. 44-летний пилот-лейтенант-командир Крис Готке не получил травм и позже был награжден Крестом ВВС за свое решение продолжать вести самолет в безопасное место, а не прыгать с парашютом и покидать его; Позже он заявил, что «безопасность толпы никогда не имела значения, потому что самолет был полностью управляемым». Этот самолет вернулся в воздух в сентябре 2017 года после ремонта. [87] 28 апреля 2021 года он снова разбился возле авиабазы Йовилтон из-за неисправности двигателя. [88] После того, как страховщик самолета объявил его списанным, владельцы объявили о планах продать разбитый самолет в надежде, что какая-нибудь другая сторона восстановит его снова. [89]
После вывода этого типа из эксплуатации несколько Sea Furies эксплуатировались историческим рейсом Королевского военно-морского флота ; между 1989 и 1990 годами два самолета Sea Furies были потеряны в результате отдельных инцидентов. [90]
Двухместный Sea Fury использовался при создании фильма « Преданность» 2022 года , чтобы актеры могли имитировать пилотирование F8F Bearcat . Заднее сиденье Sea Fury было изменено, чтобы напоминать кабину Bearcat, а видимые части планера были окрашены в цвет VF-32 Bearcat. [91]
Самолет на выставке
[ редактировать ]

- Sea Fury FB.11 WJ231 (RN): Музей авиации флота , Великобритания
- Sea Fury FB.11, серийный номер TG119 (RCN): Канадский музей авиации и космонавтики, Оттава, Канада.
- Sea Fury FB.11, серийный номер WG565 (RCN): Военно-морской музей Альберты, Калгари, Альберта [1]
- Sea Fury FB.11, серийный номер VW232 (обозначается как VX730 ): Австралийский военный мемориал, Канберра, Австралия. [92]
- Sea Fury FB.11: Музей авиации флота , Австралия
- Fury Mk 10 Magnificent Obsession (обозначен как RAN 253 K): Музей авиации War Eagles, Санта-Тереза, Нью-Мексико , США [93]
- Sea Fury FB.51 6-43 , c/n 6310: Национальный военный музей, Состерберг , Нидерланды. [94]
- Sea Fury FB.11 542 : Музей революции, Гавана, Куба.
- Sea Fury FB.11 541 : Музей Хирон, Плайя-Хирон, Куба.
Технические характеристики (ФБ.11)
[ редактировать ]
Внешние видео | |
---|---|
![]() | |
![]() |
Данные из бурного финала Хокера [95] Рейс Интернэшнл [27]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 34 фута 8 дюймов (10,57 м)
- Размах крыльев: 38 футов 4,75 дюйма (11,7031 м)
- Высота: 15 футов 10,5 дюйма (4,839 м)
- Площадь крыла: 280 кв. футов (26 м 2 )
- Пустой вес: 9240 фунтов (4191 кг)
- Полная масса: 12 350 фунтов (5602 кг)
- Максимальный взлетный вес: 14 650 фунтов (6645 кг)
- Силовая установка: 1 × Bristol Centaurus 18, 18-цилиндровый радиально-поршневой двигатель воздушного охлаждения, мощностью 2480 л.с. (1850 кВт) на взлете.
- Гребные винты: 5-лопастной гребной винт постоянной скорости.
Производительность
- Максимальная скорость: 460 миль в час (740 км/ч, 400 узлов) на высоте 18 000 футов (5 500 м)
- Диапазон: 780 миль (1260 км, 680 миль)
- Перегоночная дальность: 904 миль (1455 км, 786 морских миль) с двумя сбрасываемыми баками.
- Практический потолок: 35 800 футов (10 900 м)
- Скорость набора высоты: 4320 футов/мин (21,9 м/с).
Вооружение
- Орудия: 4 × 20-мм (0,79 дюйма) Hispano Mk V автопушки , (145 выстрелов)
- Ракеты: до 16 ракет размером 3 дюйма.
- Бомбы: 2000 фунтов (910 кг) бомб.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- САС Кенгуру
- Фокке-Вульф Fw 190А-9
- Грумман F8F Беаркэт
- Lavochkin La-9
- Каваниси N1K2-J
- Кавасаки Ки-100
- Мартин-Бейкер МБ 5
- Митсубиси А7М
- Накадзима Ки-84
- Республика P-47 Тандерболт
- Супермарин Морской Клык
- Воут F4U Корсар
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ↑ Примечание о голландских сериалах: 10 означало «J», сокращение от «Jager» (англ. Hunter), поскольку истребитель упоминается на голландском языке. В начале 1950-х годов все серийные номера были изменены на 6 или «F» вместо «Истребитель». Реальные цифры остались неизменными.
- ↑ Последний раз это произошло 20 июня 1965 года, когда пилот винтового самолета Douglas A-1 Skyraider сбил МиГ-17 во Вьетнаме.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Уиллер 1992, с. 87.
- ^ Гарольд Скааруп (2012). Калифорнийские военные самолеты . iUniverse. стр. 201. ISBN 9781475901443 .
- ^ Гулдинг 1986, стр. 130–131.
- ^ Браун 1980, с. 82.
- ^ Баттлер 2000, с. 46.
- ^ Jump up to: а б Бриджмен 1998, с. 127.
- ^ Дарлинг 2002, стр. 12–13.
- ^ Meekcoms и Morgan 1994, стр. 309.
- ^ Дарлинг 2002, стр. 12–14.
- ^ Дарлинг 2002, с. 13.
- ^ Jump up to: а б Дорогая 2002, с. 14.
- ^ Мейсон 1991, стр. 342–347.
- ^ Маккей 1991, стр. 4–5.
- ^ Дарлинг 2002, стр. 13–15.
- ^ Дарлинг 2002, стр. 15–16.
- ^ Дарлинг 2002, стр. 15–17.
- ^ Маккей 1991, с. 5.
- ^ Дарлинг 2002, стр. 18–19.
- ^ Дарлинг 2002, с. 20.
- ^ Маккей 1991, с. 23.
- ^ Маккей 1991, с. 10.
- ^ Jump up to: а б Дорогая 2003 , с. 129.
- ^ Jump up to: а б Уилсон 1993 г.
- ^ Маккей 1991, стр. 28, 35–37, 41.
- ^ Jump up to: а б Дарлинг 2002, стр. 22–26, 28.
- ^ Дарлинг 2002, стр. 42–43.
- ^ Jump up to: а б Рейс 1946 г., с. 394.
- ^ Дарлинг 2002, стр. 36–38.
- ^ Маккей 1991, с. 16.
- ^ Дарлинг 2002, стр. 22–23, 27.
- ^ Дарлинг 2002, с. 38.
- ^ Маккей 1991, с. 7.
- ^ Дарлинг 2002, с. 19.
- ^ Дарлинг 2002, стр. 23, 36–38.
- ^ Jump up to: а б Williams Airplane Monthly , январь 1986 г., стр. 33.
- ^ Стертивант и Баланс 1994, стр. 98–98, 109.
- ^ «Профиль самолета Hawker Sea Fury» . Fleetairarmarchive.net . Архивировано из оригинала 27 августа 2016 года . Проверено 23 марта 2006 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Дарлинг 2002, стр. 19–20.
- ^ Маккей 1991, стр. 10, 17.
- ^ Маккей 1991, с. 17.
- ^ "История морской ярости" . Архивировано 10 февраля 2009 года на Wayback Machine Unlimited Air Racing . Проверено: 9 марта 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д Хоббс 2011, стр. 30–36.
- ^ Дарлинг 2002, стр. 51–52.
- ^ Дарлинг 2002, стр. 52–53.
- ^ Маккей 1991, с. 2.
- ^ «Победы ООН в воздухе во время Корейской войны, 1950–1953» . Журнал информационной группы воздушного боя , 2002–2003 гг. Проверено: 9 марта 2007 г.
- ^ Уайт, Роуленд. «Морская ярость - новый взгляд на знаменитый воздушный бой». Архивировано 4 июня 2013 года в Wayback Machine Korea, 1950–1953 , 2001. Дата обращения: 24 февраля 2013 года.
- ^ Бивер, Пол (19 января 2018 г.). «Си Фьюри против МиГ-15 — реальная история» . Новости и экспертиза . Королевское аэронавтическое общество . Архивировано из оригинала 11 июня 2019 года . Проверено 13 ноября 2020 г.
За четыре минуты воздушного боя был «убит» МиГ и два или три повреждены, вероятно, не подлежащие ремонту. Это стало знаменитым событием в авиации флота. Многие пилоты Sea Fury были разочарованы Сму Эллисом, который придерживался своего мнения по этому вопросу, даже когда лидер звена Кармайкл был удостоен победы.
- ^ Уайт, Роуленд (2018). «Морская ярость — новый взгляд на знаменитый воздушный бой» . Малые войны Британии . Архивировано из оригинала 6 февраля 2019 года . Проверено 13 ноября 2020 г.
Похоже, флоту нужен был герой – один пилот, одно убийство – и они выбрали самого старшего человека. Кармайклу тоже пришлось нелегко. В ряде случаев он подчеркивал, что заслуга должна принадлежать полету, а не только ему, но это никогда не было сообщением, которое люди хотели услышать. В частности, от него, возможно.
- ^ Маккей 1991, с. 31.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Вторжения, облеты, перестрелки и дезертирство во время холодной войны и после нее». myplace.frontier.com, 17 сентября 2012 г. Дата обращения: 24 сентября 2011 г.
- ^ Маккей 1991, с. 38.
- ^ Дарлинг 2002, стр. 73–74.
- ^ Маккей 1991, с. 28.
- ^ Уррибаррес, Рубен. «ВВС Кубинской армии (FAEC) и Батиста (1952–1955)» . Кубинская авиация . Проверено 26 июля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Маккей 1991, с. 39.
- ^ Феррер 1982, с. 184.
- ^ Jump up to: а б с д Марио Э. «Залив Свиней: В небе над Хироном». Архивировано 18 марта 2014 г. на Wayback Machine 2000 (18 марта 2014 г.).
- ^ Jump up to: а б с д и ж Купер, Том. «Тайные операции США: Куба, 1961 год, залив Свиней». 2007 г., (18 марта 2014 г.)
- ^ «Операция в заливе Свиней, Том 1: Воздушные операции, март 1960 г. - апрель 1961 г., стр. 9–12» (PDF) . Центральное разведывательное управление. 25 июля 2011 г. Архивировано из оригинала (PDF) 11 мая 2012 г. . Проверено 21 октября 2013 г.
- ^ Sipos & Cooper 2020 , с. 34
- ^ Sipos & Cooper 2020 , стр. 36–37
- ^ Sipos & Cooper 2020 , с. 37
- ^ Sipos & Cooper 2020 , с. 38
- ^ Sipos & Cooper 2020 , стр. 51, 63, 80
- ^ Sipos & Cooper 2020 , с. 80
- ^ Jump up to: а б с Маккей 1991, с. 33.
- ^ Маккей 1991, стр. 35–36.
- ^ Jump up to: а б с Стуртивант 2004, стр. 351–412.
- ^ Meekcoms и Morgan 1994, стр. 315.
- ^ Маккей 1991, стр. 10, 28, 31.
- ^ Маккей 1991, стр. 23, 41.
- ^ Морская ярость F 50 . militaireluchtvaartnederland.nl. Проверено: 13 августа 2014 г.
- ^ Морская ярость FB 51 . militaireluchtvaartnederland.nl. Проверено: 13 августа 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Маккей 1991, с. 35.
- ^ Морская ярость FB 60 . militaireluchtvaartnederland.nl. Проверено: 13 августа 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Маккей 1991, с. 25.
- ^ О'Лири, М. Gunfighters: годные к полетам истребители Второй мировой войны и Кореи. Скопа 1986, стр. 114-7 ISBN 0850457238
- ^ Jump up to: а б с "Hawker Sea Fury/Реестр ярости" . warbirdregistry.org. Проверено: 24 сентября 2011 г.
- ↑ Журнал Take Off , часть 84, стр. 2338–2339.
- ^ «ФУРИЯ/ВХ-СВФ» . warbirdregistry.org . Проверено 20 марта 2015 г.
- ↑ Смит, Грэм, North Hill News, «SAIT Get's Sea Fury», 4 апреля 1957 г., 19.1957, стр. 1
- ^ Патрик Мартин, Отделка и маркировка Королевского военно-морского флота Канады - 1944–1968, стр. 81.
- ↑ Звезда Феникс, Саскатун, Саск, 1 июня 1957 г., стр. 2.
- ↑ The Leader Post, Регина, Саск, 1 июня 1957 г., страница 5.
- ^ «- Ютуб» . www.youtube.com .
- ^ BBC News Корнуолл - Самолет падает на взлетно-посадочную полосу во время Дня авиации Королевского военно-морского флота, получено 13 августа 2014 года.
- ^ BBC News - Информация о крушении самолета Йовила 28 апреля 2021 г.
- ↑ Navy Wings Hawker Sea Fury T.20 VX281 объявлено о списании, получено 2 августа 2021 г.
- ^ Маккей 1991, с. 43.
- ^ Буша, Джим (ноябрь 2022 г.). «Братьевские узы» (PDF) . ЕАА Спортивная авиация . Ошкош, Висконсин: Ассоциация экспериментальных самолетов . п. 59 . Проверено 7 ноября 2022 г.
- ^ Кемистер, Джон (2004), «Кризис идентичности: Hawker Sea Fury FB11 VX730» (PDF) , Австралийский военный мемориал , заархивировано из оригинала (PDF) 17 июля 2020 г. , получено 18 июля 2020 г.
- ^ «Хокер Фьюри Мк 10» . Музей авиации War Eagles . Проверено 21 ноября 2016 г.
- ↑ Sea Fury / 6-43 " Архивировано 15 октября 2017 года в Wayback Machine. Национальном военном музее Дата обращения: 14 октября 2017 года.
- ^ Браун 1980, с. 97.
Библиография
[ редактировать ]- Брэдли, Пол. Hawker Sea Fury — Королевский флот и экспортные версии . Лондон, Великобритания. Публикации СЭМ, 2016. ISBN 1-906-95940-4 .
- Бриджмен, Леонард, изд. «Ястреб Ястреб и Морская ярость». Боевые самолеты Джейн времен Второй мировой войны . Нью-Йорк: CrescentBooks, 1998. ISBN 0-517-67964-7 .
- Браун, капитан Эрик. «Неистовый финал ... Морская ярость, завершающая эпоху». Эйр Интернэшнл , Vol. 18, № 2, февраль 1980 г., стр. 82–86, стр. 94–98. ISSN 0306-5634 .
- Баттлер, Тони. «У Королевских ВВС нет ярости…» Air Enthusiast , № 86, март/апрель 2000 г., стр. 46–53. ISSN 0143-5450 .
- Дорогой, Кев. Hawker Sea Fury (Warbird Tech Vol. 37). Северный филиал, Миннесота: Voyageur Press, 2002. ISBN 1-58007-063-9 .
- Дорогая, Кев (2003). Хоукер Тайфун, Буря и Морская ярость . Кровуд Пресс. ISBN 1-86126-620-0 .
- Феррер, Эдвард Б. Операция «Пума: воздушный бой в заливе Свиней». Атланта: Джорджия: Международные авиационные консультанты, 1982 г. (английское издание), первое издание 1975 г. (испанский язык). ISBN 0-9609000-0-4 .
- Гельдхоф, Нико и Люк Бурман. Hawker Sea Fury: история, камуфляж и маркировка – Hawker Sea Fury F.(B)Mk.50/60/51 Koninklijke Marine Luchtvaartdienst/Королевские военно-морские службы Нидерландов (голландский профиль 3) ( двуязычный голландский/английский). Цваммердам, Нидерланды: голландская наклейка, 2005 г. Без ISBN.
- «Доброе наследие». Flight International , 10 октября 1946 г., стр. 392–394.
- Гулдинг, Джон. Перехватчик: одноместные многоместные истребители ВВС Великобритании . Шеппертон, Великобритания: Ян Аллан, 1986. ISBN 978-0-71101-583-8 .
- Хоббс, Дэвид. «Корейский воин – ФАУ в Корее». Самолеты (Ian Allan Publishing), октябрь 2011 г. ISSN 2041-2150 .
- Маккей, Рон. Hawker Sea Fury в действии . Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications, 1991. ISBN 0-89747-267-5 .
- Мейсон, Фрэнсис К. Хокер Самолеты с 1920 года (3-е исправленное издание) . Лондон, Великобритания: Патнэм, 1991. ISBN 0-85177-839-9 .
- Миккомс, К.Дж. и Э.Б. Морган. Файл технических характеристик британских самолетов. Тонбридж, Кент, Великобритания: Air-Britain Historians Ltd., 1994. ISBN 0-85130-220-3 .
- Робертсон, Брюс. Серии британских военных самолетов 1878–1987 гг . Лестер, Великобритания: Публикации округов Мидленд, 1987. ISBN 0-904597-61-X .
- DVD «Морская ярость на войне» (кадры IWM) . Проверено: 3 апреля 2008 г.
- Сипос, Милош; Купер, Том (2020). Крылья Ирака, Том 1: ВВС Ирака, 1931–1970 гг . Уорик, Великобритания: Издательство Helion & Company. ISBN 978-1-913118-74-7 .
- Стертивант, Рэй. Самолеты авиации флота с 1946 года . Тонбридж, Кент, Великобритания: Air-Britain , 2004 г., ISBN 0-85130-283-1
- Стертивант, Рэй и Тео Балланс. Эскадрильи авиации флота . Тонбридж, Кент, Великобритания: Air-Britain (Историки), 1994. ISBN 0-85130-223-8 .
- Тетфорд, Оуэн. Британские военно-морские самолеты с 1912 года . Лондон: Патнэм, 1977. ISBN 0-370-30021-1 .
- Томас, Грэм. Ярости и светлячки над Кореей: история людей и машин военно-воздушных сил флота, Королевских ВВС и Содружества, защищавших Южную Корею в 1950–1953 годах . Лондон: Груб-стрит, 2004. ISBN 1-904010-04-0 .
- Уилер, Барри К. Хэмлинский справочник по маркировке военных самолетов. Лондон: Канцлер Пресс, 1992. ISBN 1-85152-582-3 .
- Уильямс, Рэй. «Морская ярость. Часть вторая». Ежемесячник «Аэроплан» , Том. 14, № 1, январь 1986. С. 30–35. ISSN 0143-7240 .
- Уилсон, Стюарт. Sea Fury, Firefly и Sea Venom на австралийской службе. Уэстон-Крик, АКТ, Австралия: Aerospace Publications Pty Ltd., 1993, стр. 23–36. ISBN 1-875671-05-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Руководство: (1950) AP 4018A&B-PN Заметки пилота для Sea Fury 10 и 11. [ постоянная мертвая ссылка ]
- Звук Hawker Sea Fury
- Профиль Hawker Sea Fury, видео обхода, технические подробности и фотографии
- Аллея боевых птиц – Морская ярость
- Hawker Fury и Sea Fury: вершина разработки истребителей с поршневыми двигателями Hawker
- Список самолетов на сайте warbirdregistry.org