Хоукер Торнадо
Торнадо | |
---|---|
![]() | |
Роль | Одноместный истребитель |
Производитель | Хокер Самолет |
Первый полет | 6 октября 1939 г. |
Основной пользователь | Королевские ВВС |
Количество построенных | 4 (3 прототипа и 1 серийный) |
Hawker Tornado — британский одноместный истребитель, разработанный во время Второй мировой войны для Королевских ВВС в качестве замены Hawker Hurricane . Запланированное производство Tornados было отменено после того, как двигатель, для которого он был разработан, Rolls-Royce Vulture , оказался ненадежным в эксплуатации. Параллельный планер, в котором использовался двигатель Napier Sabre, продолжался в производстве под названием Hawker Typhoon .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Вскоре после того, как Hawker Hurricane поступил на вооружение, компания Hawker начала работу над его возможным преемником, спросив министерство авиации, какие проекты следует рассмотреть. Было реализовано два альтернативных проекта: Type N (для Napier ) с двигателем Napier Sabre и Type R (для Rolls-Royce ) с силовой установкой Rolls-Royce Vulture. В июле 1937 года Хокер отправил чертежи и данные истребителя Sabre в министерство авиации, где сообщил, что спецификация такого истребителя, вероятно, будет представлена в ближайшее время. Компания Hawker приступила к разработке двигателя Vulture в октябре. Спецификация была опубликована министерством как Спецификация F.18/37 в начале 1938 года после дальнейших подсказок со стороны Hawker, но полная спецификация и приглашение к участию в тендере поступили только в апреле. [ 1 ] Спецификация предусматривала создание одноместного истребителя для замены Spitfire и Hurricane, вооруженного двенадцатью пулеметами калибра 0,303 дюйма (7,7 мм) , максимальной скоростью не менее 400 миль в час (644 км/ч) на высоте 15 000 футов (4600 м) и Требовался практический потолок 35 000 футов (10 700 м) или более. [ 2 ]
Другие производители отреагировали на спецификацию: Bristol с истребителем с размахом 42 фута, оснащенным двигателями Bristol Centaurus , Sabre или Vulture; Gloster со сдвоенным толкателем стрелы (вооружение сосредоточено в носовой части) и сдвоенным двигателем на базе истребителя F.9/37 ; Supermarine предложила две аналогичные двухмоторные конструкции (один тягачный и один толкачный). [ 3 ] Были выбраны конструкции Hawker, и 3 марта 1938 года были заказаны два прототипа Type N и R.
Контракт на поставку 500 истребителей Vulture и 500 Sabre для F.9/37 был заключен с Hawker 10 июля 1939 года. Официальное название «Торнадо» было присвоено в августе. [ 4 ] [ а ]
Техническое описание
[ редактировать ]Оба прототипа были очень похожи на Hurricane по внешнему виду и использовали некоторые общие технологии строительства. В передней части фюзеляжа использовалась та же , труб, скрепленная болтами конструкция из дюралевых которая была разработана Сиднеем Каммом и Фредом Сигристом в 1925 году. В новой конструкции использовались боковые двери для входа, подобные автомобильным, и использовался большой люк длиной 40 футов (12 м). крыло, которое было намного толще в поперечном сечении, чем у самолетов типа Supermarine Spitfire . Задняя часть фюзеляжа, сзади кабины, отличалась от «Харрикейна» тем, что представляла собой дюралюминиевую полумонококовую конструкцию , заклепанную заподлицо. Цельнометаллические крылья включали в себя стойки и колесные ниши широкой гусеницы, убирающейся внутрь основной ходовой части . Две модели были очень похожи друг на друга; Самолет R имел более закругленный носовой профиль и подфюзеляжный радиатор, тогда как самолет N имел более плоскую палубу и радиатор, установленный на подбородке. Фюзеляж «Торнадо» перед крыльями был на 12 дюймов (30 см) длиннее, чем у «Тайфуна», а крылья располагались на фюзеляже на 3 дюйма (76 мм) ниже. Конфигурация цилиндров X-24 Vulture требовала двух комплектов эжекторных выхлопных труб с каждой стороны капота. [ 5 ] и что двигатель был установлен дальше вперед, чем у Sabre, чтобы освободить место от лонжерона переднего крыла. [ 6 ]
Летные испытания
[ редактировать ]6 октября 1939 года первый прототип ( P5219 ) поднялся в воздух П.Г. Лукасом, который сначала был перевезен из Кингстона в Лэнгли для достройки. Дальнейшие летные испытания выявили проблемы с обдувом радиатора, который впоследствии был перенесен в положение подбородка. Более поздние изменения включали увеличение площади руля направления и модернизацию силовой установки до двигателя Vulture Mark V. Производственные линии Hawker сосредоточились на Hurricane, в результате чего завершение второго прототипа ( P5224 ) было значительно задержано. Он отличался подбородочным радиатором, дополнительными оконными панелями в обтекателе за кабиной, а 12 пулеметов калибра .303 были заменены четырьмя 20-мм пушками Hispano . Первый полет он совершил 5 декабря 1940 года и был оснащен двигателем Vulture II, хотя, как и в случае с первым прототипом, позже был установлен Vulture V.
Производство
[ редактировать ]Чтобы избежать сбоев в работе линий Hurricane, производство было передано по субподряду Avro (еще одной компании из группы Hawker) в Манчестере. [ 5 ] и Cunliffe-Owen Aircraft в Истли , заказы на 1760 и 200 самолетов соответственно были размещены в 1939 году. Однако только один из этих самолетов от Avro когда-либо был построен и эксплуатировался, это был серийный R7936 . Вскоре после первого полета в Вудфорде , 29 августа 1941 года, программа «Стервятник» была прекращена, после чего последовала отмена заказа «Торнадо». В то время четыре самолета находились на разных стадиях производства на теневом заводе Avro на аэродроме Йидон , недалеко от Лидса.
Vulture был фактически отменен компанией Rolls-Royce в июле 1941 года, отчасти из-за проблем, возникших при его использовании на Avro Manchester , но в основном для того, чтобы высвободить ресурсы для разработки и производства Merlin. Rolls -Royce Merlin также начал обеспечивать такой же уровень мощности. Однако установка двигателя Vulture на «Торнадо» прошла относительно без проблем. [ 5 ] да и сам самолет имел меньше проблем в полете, чем его аналог с двигателем Sabre.
В феврале 1942 года был выдан контракт на переоборудование одного прототипа «Торнадо» под с золотником радиальный двигатель «Центавр» . Третий прототип ( HG641 ), единственный летавший Tornado, поднялся в воздух 23 октября 1941 года на самолете Centaurus CE.4S. Этот Tornado был построен на основе двух незавершенных серийных планеров ( R7937 и R7938 ), был испытательным стендом для ряда комбинаций двигателя и винта Centaurus и был прародителем Hawker Tempest II.
Операторы
[ редактировать ]Технические характеристики (Торнадо с Стервятником II)
[ редактировать ]
Данные из «Истории тайфунов и бурь» , [ 5 ] Самолеты Hawker с 1920 года. [ 7 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 32 фута 10 дюймов (10,01 м)
- Размах крыльев: 41 фут 11 дюймов (12,78 м)
- Высота: 14 футов 8 дюймов (4,47 м)
- Площадь крыла: 283 кв. футов (26,3 м 2 )
- Профиль профиля : корень: NACA 2219 ; совет: NACA 2213 [ 8 ]
- Пустой вес: 8377 фунтов (3800 кг)
- Полная масса: 9520 фунтов (4318 кг)
- Максимальный взлетный вес: 10 668 фунтов (4839 кг)
- Запас топлива: 140 имп галлонов (168 галлонов США; 636 л)
- Силовая установка: 1 поршневой двигатель Rolls-Royce Vulture II X-24 жидкостного охлаждения, мощностью 1760 л.с. (1310 кВт) [ б ]
- Гребные винты: 3-лопастные гребные винты de Havilland Hydromatic с постоянной скоростью вращения, диаметр 14 футов 0 дюймов (4,27 м).
Производительность
- Максимальная скорость: 398 миль в час (641 км/ч, 346 узлов) на высоте 23 000 футов (7 000 м) (Vulture V)
- Практический потолок: 34 900 футов (10 600 м)
- Время набора высоты: 20 000 футов (6 100 м) за 7 минут 12 секунд.
- Нагрузка на крыло: 37,7 фунтов/кв. футов (184 кг/м). 2 )
- Мощность/масса : 0,1858 л.с./фунт (0,3055 кВт/кг)
Вооружение
- Орудия: предусмотрены 12 пулеметов Browning калибра 0,303 дюйма (7,7 мм) (1-й прототип P5219 ) или 4 пушки Hispano 20 мм калибра . (2-й и прототипы «Центавра» P5224 , HG641 ).
Авионика
TR 9 VHF R/T установлен ( P5224 )
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Официальное название «Тайфун» было присвоено в декабре.
- ^ более поздний Rolls-Royce Vulture V мощностью 1980 л.с. (1476 кВт) или Bristol Centaurus CE 4S мощностью 2210 л.с. (1648 кВт)
- ^ Баттлер, 2004, стр. 14.
- ^ Баттлер 2004 , с. 12.
- ^ Баттлер 2004 , стр. 13–14.
- ^ Баттлер 2004 , с. 15.
- ^ Jump up to: а б с д Томас и Шорс 1988.
- ^ «Хокер Торнадо» , рейс : 391, 13 апреля 1944 г.
- ^ Мейсон 1991
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Баттлер, Тони (2004). Истребители и бомбардировщики 1935–1950 гг . Британские секретные проекты 3. Хинкли, Великобритания: Midland Publishing. ISBN 1-85780-179-2 . .
- Дорогой, Кев. Хоукер Тайфун, Буря и Морская ярость . Рамсгейт, Мальборо, Уилтшир, Великобритания: The Crowood Press Ltd., 2003. ISBN 1-86126-620-0 .
- Ханна, Дональд (1982). Хокер . Справочная библиотека FlyPast. Стэмфорд, Линкольншир, Великобритания: Key Publishing. ISBN 0-946219-01-Х . .
- Джеймс, Дерек Н. Хокер, Альбом самолетов № 5 . Нью-Йорк: Издательская компания Arco, 1973. ISBN 0-668-02699-5 . (Впервые опубликовано в Великобритании Яном Алланом в 1972 году)
- Мейсон, Фрэнсис К. Хокер Самолеты с 1920 года (3-е исправленное издание). Лондон, Великобритания: Патнэм, 1991. ISBN 0-85177-839-9 .
- Мейсон, Фрэнсис К. Тайфун и буря Хоукера . Борн-Энд, Бакингемшир, Великобритания: Aston Publications, 1988. ISBN 0-946627-19-3 .
- Монди, Дэвид. Краткий справочник Хэмилна по британским самолетам времен Второй мировой войны . Лондон: Канцлер Пресс, 1994. ISBN 1-85152-668-4 .
- Майерс, Джеральд. Мать работала в Авро . Страница 27.
- Шарп, Майкл. История Королевских ВВС . Страницы 64–66.
- Томас, Крис и Шорс, Кристофер. История тайфуна и бури . Лондон: Arms and Armor Press, 1988. ISBN 0-85368-878-8 .
- Тауненд, Дэвид Р. Подрезанные крылья – издание времен Второй мировой войны . Маркхэм: Aerofile Publications, 2010. ISBN 978-0-9732020-1-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Hawker Tornado - Справочник британских самолетов
- Hawker Tornado – британский самолет времен Второй мировой войны
- Фотография второго прототипа P5224 с двигателем Vulture.
- Фотография третьего прототипа HG641 с двигателем «Центавр».
- Более поздняя фотография HG641 с другой конфигурацией носовой части.