Хокер Фьюри
Ярость | |
---|---|
Hawker Fury K5674 , окрашенный в цвета 43 Squadron. | |
Роль | боец |
Производитель | Хокер Самолет |
Первый полет | 25 марта 1931 г. |
Введение | 1931 |
Ушедший на пенсию | 1949 г. Императорские ВВС Ирана . [ 1 ] |
Основные пользователи | Королевские ВВС |
Количество построенных | 275 |
Hawker Fury — британский биплан истребитель- , использовавшийся Королевскими ВВС в 1930-х годах. Это был быстрый и маневренный самолет и первый перехватчик на вооружении Королевских ВВС, развивавший скорость более 200 миль в час (320 км/ч) в горизонтальном полете. [ 2 ] Это был истребитель-аналог легкого бомбардировщика Hawker Hart .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Hawker Fury был развитием более раннего прототипа истребителя Hawker F.20/27 , в котором радиальный двигатель F.20/27 был заменен новым двигателем Rolls-Royce F.XI V-12 (позже известным как Rolls-Royce). Kestrel ), который также использовался новым легким бомбардировщиком Hawker — Hawker Hart . Новый прототип истребителя, известный как Hawker Hornet , впервые поднялся в воздух в Бруклендсе , графство Суррей, в марте 1929 года. [ 3 ] Hornet представлял собой одномоторный биплан с односекционным крылом, первоначально оснащенный двигателем Rolls-Royce F.XIC мощностью 420 л.с. (310 кВт), заключенным в гладкий обтекаемый капот, но был быстро модернизирован с двигателем мощностью 480 л.с. (360 л.с.). кВт) Кестрел ИС. [ 4 ] Прототип сравнивался с Fairey Firefly II с аналогичной мощностью , и ему было отдано предпочтение из-за его лучшей управляемости и цельнометаллической конструкции по сравнению с преимущественно деревянной конструкцией Firefly. [ 5 ]
Hornet был приобретен Министерством авиации в начале 1930 года и подвергся дальнейшим испытаниям, при этом был размещен небольшой первоначальный производственный заказ на 21 самолет (который должен был называться Hawker Fury - поскольку министерство авиации хотело, чтобы истребители назывались «отражающими свирепость»). в течение 1930 года. [ 3 ] Fury I совершил свой первый полет в Бруклендсе под управлением главного летчика-испытателя Джорджа Булмана 25 марта 1931 года. [ 6 ] Fury был первым действующим истребителем Королевских ВВС, способным развивать скорость более 200 миль в час (320 км/ч) в горизонтальном полете. Он имел высокочувствительное управление, что обеспечивало превосходные пилотажные характеристики. Частично он был разработан для быстрого перехвата бомбардировщиков и с этой целью мог подниматься на высоту 10 000 футов (3 000 м) за 4 минуты 25 секунд, оснащенный двигателем Kestrel мощностью 525 л.с. (391 кВт). [ 7 ]
Экспериментальный прототип High Speed Fury был построен для проверки конструктивных особенностей будущего конкурента Hawker для участия в соревнованиях истребителей F.7/30 ( Hawker PV3 ), а также для более общих разработок. [ 2 ] Хотя PV3 не увенчался успехом из-за использования ненадежного с испарительным охлаждением двигателя Rolls-Royce Goshawk , многие усовершенствования, опробованные на High Speed Fury, были включены в улучшенный Fury II с очищенным планером и уменьшенным лобовым сопротивлением, оснащенным двигателем Двигатель Mk4 Kestrel мощностью 690 л.с. (510 кВт), обеспечивающий улучшенную скорость и скороподъемность. [ 2 ] Сидни Камм разработал версию моноплана Fury в 1933 году. Она не разрабатывалась до тех пор, пока компания Rolls-Royce не выпустила свой знаменитый двигатель Merlin . Затем конструкция была пересмотрена в соответствии со спецификацией Министерства авиации F5/34 и стала прототипом Hawker Hurricane . [ 2 ]
Операционная история
[ редактировать ]Fury I поступил на вооружение эскадрильи Королевских ВВС в мае 1931 года, переоснастив 43-ю эскадрилью . [ 2 ] Из-за сокращения финансирования во время Великой депрессии было заказано лишь относительно небольшое количество Fury Is, которыми оснащались 1 и 25 эскадрильи; более медленный «Бристольский бульдог» оснастил десятью истребительными эскадрильями. [ 8 ] Fury II поступил на вооружение в 1936–1937 годах, в результате чего общее количество эскадрилий увеличилось до шести. [ 2 ] «Фурии» оставались в составе истребительного командования Королевских ВВС до января 1939 года, и их заменили в основном « Глостерскими гладиаторами» и другими типами, такими как «Харрикейн». [ 8 ] После окончания службы на передовой они продолжали работать в качестве инструкторов. [ 9 ]
Fury экспортировался нескольким клиентам и оснащался различными двигателями, включая Kestrel, Hispano Suiza и Lorraine Petrel V-образные двигатели , радиальные двигатели Armstrong Siddeley Panther , Pratt & Whitney Hornet и Bristol Mercury . [ 10 ] Три «Фурии» были заказаны Испанией в 1935 году и предполагалось произвести еще 50 по лицензии. Испанский вариант имел консольную конструкцию ходовой части с колесами Dowty с внутренней подрессоркой, аналогичную тем, что использовались на Gladiator, и был оснащен двигателем Hispano Suiza 12Xbr мощностью 612 л.с. (456 кВт) , развивая скорость 234 миль в час (377 км/ч). [ 11 ] [ 12 ] Три «Фурии» были доставлены без вооружения 11 июля 1936 года, незадолго до начала гражданской войны в Испании . Они были приняты на вооружение Республиканскими ВВС Испании и оснащены пулеметами, спасенными от разбившегося самолета. [ 2 ] Один «Фьюри» совершил вынужденную посадку в тылу врага из-за нехватки топлива и был отремонтирован националистами, хотя в оперативном порядке не использовался, в то время как республиканцы использовали один из «Фьюри» для защиты Мадрида, пока он не разбился в результате крушения в ноябре 1936 года. . [ 13 ]
Несмотря на то, что Fury был выведен из эскадрилий британских ВВС, он все еще использовался некоторыми иностранными военно-воздушными силами в начале 1940-х годов; Югославские фурии участвовали в боевых действиях против Оси сил во время немецкого вторжения в 1941 году . [ 14 ] 6 апреля 1941 года эскадрилья «Фурий» вылетела против вторгшихся немецких самолетов Messerschmitt Bf 109 Es и Messerschmitt Bf 110 . В завязавшемся воздушном бою было уничтожено 10 «Фурий», почти вся эскадрилья. Командиром 36-го LG был майор Франьо Джал , который с земли наблюдал, как его людей убивали на устаревших бипланах. В неравном бою с превосходящими противниками пять самолетов были уничтожены при взлете и восемь летчиков погибли. Еще две «Фурии» и Bücker Bü 131 были уничтожены на земле. Из атакующих немецких самолетов пять Bf 109 и два Bf 110 не вернулись, хотя большинство из них были небоевыми потерями, по крайней мере один был потерян при таране «Фьюри». Другая эскадрилья югославских «Фурий», действовавшая во время вторжения, обстреливала вражеские танки и наземные войска. [ 2 ] некоторые погибли в результате пожара с земли, а один был уничтожен в воздушном бою с Fiat CR.42 . Остальные югославские «Фурии» были уничтожены, когда они вышли из строя или во время перемирия 15 апреля. [ 15 ] Бывшие ВВС Великобритании «Фьюри» также использовались ВВС ЮАР против итальянских войск в Восточной Африке в 1940 году и, несмотря на их устаревание, уничтожили два бомбардировщика Капрони, а также обстреляли множество аэродромов, уничтожив истребители и бомбардировщики на земле. [ 16 ] Всего было произведено 262 «Фурии», из них 22 служили в Персии , три — в Португалии , не менее 30 — в Южной Африке , три — в Испании, не менее 30 — в Югославии и остальные — в Великобритании . [ нужна ссылка ]
Варианты
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2021 г. ) |
- Хоукер Хорнет
- Прототип одноместного истребителя. Оснащен Rolls-Royce F.XIA, а затем и F.XIS мощностью 480 л.с. (360 кВт). Был построен только один. Этот самолет был немного меньше и легче, чем Fury, и компания Hawker рассматривала его как отдельный тип. [ нужна ссылка ]
- Фьюри Мк I
- Версия одноместного истребителя с поршневым двигателем Rolls-Royce Kestrel IIs мощностью 525 л.с. (391 кВт).
- Ярость Серия 1А
- Одноместный истребитель для Югославии, аналог Fury Mk I, с поршневым двигателем Kestrel IIS. Шесть построены компанией Hawker. Один был поставлен с двигателем Hispano-Suiza 12 NB мощностью 500 л.с. (370 кВт) с худшими характеристиками и был переоборудован на Kestrel. [ 17 ] [ 18 ] а второй позже использовался для испытаний с двигателем Lorraine Petrel HFrs мощностью 720 л.с. (540 кВт). [ 19 ]
- Промежуточная ярость
- Испытательный и испытательный самолет, использованный в качестве прототипа; один построен, британская регистрация актов гражданского состояния G-ABSE.
- Высокоскоростная ярость
- Частное предприятие. Одноместный высокоскоростной опытно-испытательный самолет, использовавшийся в качестве прототипа, который был развит в Fury Mk II; один построен.
- Ярость Марк II
- Версия одноместного истребителя с поршневым двигателем Rolls-Royce Kestrel VI мощностью 640 л.с. (480 кВт). [ 20 ] Первый полет 3 декабря 1936 года. [ 8 ] Всего построено 112 штук. [ 8 ]
- Югославская ярость
- Переработанный одноместный истребитель для Югославии, оснащенный поршневым двигателем Kestrel XVI мощностью 745 л.с. (556 кВт), оснащенный радиатором с низким лобовым сопротивлением и консольной ходовой частью Dowty с колесами с внутренней подрессоркой. Предусмотрена возможность установки еще двух пулеметов под крылом. Десять производства Hawker, поставленные в 1936–37 гг., [ 21 ] еще 40 лицензионных самолетов построены в Югославии компаниями Ikarus (24) и Zmaj (16). [ 22 ]
- Персидская ярость
- Одноместный истребитель для Персии (ныне Иран). 16 самолетов с радиально-поршневым двигателем Pratt & Whitney Hornet S2B1g с трехлопастным воздушным винтом, заказанные в январе 1933 года. [ 23 ] Еще шесть самолетов с радиально-поршневым двигателем Bristol Mercury VISP мощностью 550 л.с. (410 кВт) с двухлопастным воздушным винтом были заказаны в мае 1934 года, с несколькими модернизированными двигателями Fury с двигателями Hornet. [ 24 ]
- Норвежская ярость
- Один опытный самолет, оснащенный радиально-поршневым двигателем Armstrong-Siddeley Panther IIIA мощностью 530 л.с. (400 кВт); один построен для Норвегии.
- Португальская ярость
- Модифицированная версия Fury Mk.I, три самолета, оснащенные поршневым двигателем Rolls-Royce Kestrel II; три построены для Португалии.
- Испанская ярость
- Усовершенствованная версия Fury Mk.I, три самолета, оснащенные двигателем Hispano-Suiza 12Xbrs мощностью 700 л.с. (520 кВт); три построены для Испании.
Выживший самолет
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2021 г. ) |
Годен к полетам
[ редактировать ]Hawker Fury Mk.I, серийный номер K5674 , принадлежит Коллекции исторических самолетов и находится в Имперском военном музее Даксфорда в Соединенном Королевстве. Этот самолет был доставлен в ВВС Великобритании в 1935 году и передан в состав 43-й эскадрильи, где до 1939 года на нем летал летный офицер Фредерик Розье , позже ставший главным маршалом авиации сэром Фредериком Розье. [ 2 ] В 1940 году его отправили в Южную Африку, где он эксплуатировался в составе 13-й (позже 43-й) эскадрильи ВВС ЮАР. Его списали после вынужденной посадки из-за нехватки топлива. [ 25 ] Он был возвращен в Соединенное Королевство в 2003 году и восстановлен в летном состоянии с гражданской регистрацией G-CBZP . Свой первый полет после восстановления он совершил в июле 2012 года.
На дисплее
[ редактировать ]Hawker Fury Mk.I, серийный номер K1928 , восстанавливается на аэродроме Литл-Грансден для статической демонстрации Кембриджским обществом бомбардировщиков и истребителей. [ 26 ] Самолет входил в первую серийную партию из 21 самолета, построенного в 1930-х годах, и летал в 43-й эскадрилье . Точная копия Hawker Fury, серийный номер K1930 , с оригинальным двигателем Kestrel выставлена в Музее военной авиации Вирджиния-Бич вместе со своим преемником Hawker Hurricane. [ 27 ]
Операторы
[ редактировать ]- Воздушная служба норвежской армии эксплуатировала только один самолет.
- ВВС Испании (3 «Фурии» добрались до Испании, 1 эксплуатировалась Aviación Nacional / Республиканские ВВС Испании )
- Королевские ВВС [ 28 ]
- 1-я эскадрилья RAF - с февраля 1932 г. по ноябрь 1938 г.
- 25-я эскадрилья RAF - с февраля 1932 г. по октябрь 1937 г.
- 41-я эскадрилья RAF - октябрь 1937 г. - январь 1939 г.
- 43-я эскадрилья RAF - с мая 1931 г. по январь 1939 г.
- 73-я эскадрилья RAF - с марта 1937 г. по июль 1937 г.
- 87-я эскадрилья RAF - с марта 1937 г. по июнь 1937 г.
- Королевские ВВС Югославии импортировали 13 «Фьюри» и построили 40 по лицензии на заводах «Змай» (16) и «Икарус» (24). В начале вторжения в Югославию в апреле 1941 года в боевой готовности действовало 25 «Фурий»: [ 29 ]
- 35-я истребительная группа - Косанчич / Лесковац
- 109-я истребительная эскадрилья - 6 фурий
- 110-я истребительная эскадрилья – 5 фурий
- 36-я истребительная группа - Режановачка Коса.
- 111-я истребительная эскадрилья – 7 фурий
- 112-я истребительная эскадрилья – 7 фурий
Технические характеристики (Hawker Fury Mk II)
[ редактировать ]Данные The British Fighter с 1912 года. [ 30 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 26 футов 9 дюймов (8,15 м)
- Размах крыльев: 30 футов 0 дюймов (9,14 м)
- Высота: 10 футов 2 дюйма (3,10 м)
- Площадь крыла: 252 кв. фута (23,4 м 2 )
- Пустой вес: 2734 фунта (1240 кг)
- Максимальный взлетный вес: 3609 фунтов (1637 кг)
- Силовая установка: 1 Rolls-Royce Kestrel IV V12 жидкостного охлаждения двигатель , мощностью 640 л.с. (480 кВт)
Производительность
- Максимальная скорость: 223 миль в час (359 км/ч, 194 узла) на высоте 16 500 футов (5 000 м)
- Дальность: 270 миль (430 км, 230 миль)
- Практический потолок: 29 500 футов (9 000 м)
- Время набора высоты: от 3 минут 50 секунд до 10 000 футов (3 000 м)
Вооружение
- Орудия: 2 пулемета Vickers Mk IV калибра 0,303 дюйма (7,7 мм) с боекомплектом 600 выстрелов.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Исторические списки: Иран (IRN). Архивировано 20 июля 2011 года в Wayback Machine » . Мировые ВВС . Проверено: 19 мая 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Смит, Питер (2014). Боевые бипланы Второй мировой войны . Великобритания: Перо и меч. п. 555. ИСБН 978-1783400546 .
- ^ Jump up to: а б Мейсон 1992, стр.213.
- ^ Гулдинг 1986, стр.37.
- ^ Мейсон 1992, стр.212.
- ^ Гулдинг 1986, стр.38.
- ^ Мейсон 1965 , стр. 3–4.
- ^ Jump up to: а б с д Дельв, Кен (2008). Истребительное командование, 1936–1968: оперативные и исторические данные . Авиация «Перо и меч». стр. 248–253. ISBN 9781844156139 .
- ^ Понедельник 1994, стр. 142.
- ^ Мейсон 1965 , с. 12.
- ^ Air International , июнь 1980 г., стр.286.
- ^ Air International , июнь 1980 г., стр.288.
- ^ Air International , июнь 1980 г., стр. 288–289, 305.
- ^ «Страница Håkans Aviation - использование Югославскими ВВС Hawker Fury во время Второй мировой войны» . Проверено 28 июня 2007 г.
- ^ Винчестер, Джим (2004). Истребитель: лучший в мире боевой самолет с 1914 года по настоящее время . Паррагон. ISBN 1-4054-3842-8 .
- ^ «Страница Håkans Aviation - использование ВВС Южной Африки Hawker Fury во время Второй мировой войны» . Проверено 28 июня 2007 г.
- ^ Мейсон 1991, стр. 196–197.
- ^ Грин и Суонборо, 1977, стр. 10–11.
- ^ Мейсон 1991, стр.205.
- ^ Мейсон 1991, стр.207.
- ^ Мейсон 1991, стр. 205–206.
- ^ Грин и Суонборо, 1977, стр. 12–13.
- ^ Мейсон 1991, стр.199.
- ^ Мейсон 1991, стр.509.
- ^ «Хокер Фьюри» . Ограниченная коллекция исторических самолетов. Архивировано из оригинала 26 января 2022 года . Проверено 2 августа 2017 г.
- ^ Кембриджское общество бомбардировщиков и истребителей
- ^ «Выжившие в боевых самолетах США: Вирджиния, Вирджиния-Бич, Музей военной авиации» .
- ^ Thetford Airplane Monthly , январь 1992 г., стр. 15–16.
- ^ «Hawker Fury Mk II Ю-Пейдж» .
- ^ Мейсон 2002, стр.217.
Библиография
[ редактировать ]- Абалле Р. и Сейлз Дж. М. Хокер Фьюри (Часть 1) . Вальядолид: Хирон, 2005. ISBN 84-96016-41-2
- Андерссон, Леннарт (июль 1998 г.). «История персидских ВВС, 1921–1941: Первый самолет шаха Ирана». Самолеты: Все воздухоплавание и его история (на французском языке) (76): 2–12. ISSN 1243-8650 .
- Бойер, Чез. Энциклопедия британских военных самолетов . Лондон: Bison Books Ltd. ISBN 0-86124-258-0 .
- Кроуфорд, Алекс. Хоукер Фьюри и Нимрод . Сандомир, Польша/Редборн, Великобритания: Публикации моделей грибов, 2007. ISBN 978-83-89450-41-8 .
- «Эль Фьюри Эспаньол». Air International , июнь 1980 г., том 18, № 6. Бромли, Великобритания: Fine Scroll. ISSN 0306-5634. С. 285–289, 305.
- Гулдинг, Джеймс и Джонс, Роберт. Камуфляж и маркировка «Гладиатор, Рукавица, Ярость, Демон»: истребительное командование Королевских ВВС Северной Европы, 1936–1945 годы . Лондон: Ducimus Books Ltd., 1971.
- Гулдинг, Джеймс (1986). Перехватчик — одноместные многоартиллерийские истребители ВВС Великобритании . Ian Allan Ltd. Шеппертон, Суррей: ISBN 0-7110-1583-Х . .
- Грин, Уильям и Суонборо, Гордон. «Ярость, разрушающая барьеры». Ежеквартальный журнал для любителей авиации . Номер три, 1977. стр. 1–17. ISSN 0143-5450
- Ханна, Дональд. Справочная библиотека Hawker FlyPast . Стэмфорд, Линкольншир, Великобритания: Key Publishing Ltd., 1982. ISBN 0-946219-01-X .
- Джеймс, Дерек Н. Хокер, Альбом самолетов № 5 . Нью-Йорк: Издательская компания Arco, 1973. ISBN 0-668-02699-5 . (Впервые опубликовано в Великобритании Яном Алланом в 1972 году.)
- Янич, Чедомир; О. Петрович (2011). Краткая история авиации в Сербии . Белград: Аэрокоммуникацие. ISBN 978-86-913973-2-6 .
- Джаррет, Филип (апрель 2017 г.). «Дилемма Хорнета: Последняя судьба прототипа Hawker Fury». Историк авиации (19): 74–80. ISSN 2051-1930 .
- Мейсон, Фрэнсис К. Хокер Самолеты с 1920 года (Патнэм, 1961)
- Мейсон, Фрэнсис К. Хокер Самолеты с 1920 года . Лондон: Патнэм, 1991. ISBN 0-85177-839-9 .
- Мейсон, Фрэнсис К. (1992). Британский истребитель с 1912 года . Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-082-7 .
- Мейсон, Фрэнсис К. (1965). Хоукер Фьюри . Профильные публикации.
- Монди, Дэвид (1994). Краткий справочник Хэмлина по британским самолетам времен Второй мировой войны . Аэрокосмическое издательство. ISBN 1-85152-668-4 .
- Огневич, Александр (2019). Hawker Hurricane, Fury & Hind: Югославская история: оперативные отчеты 1931–1941 гг . Белград: Книги LeadenSky. ISBN 978-86-917625-3-7 .
- Тетфорд, Оуэн. «На серебряных крыльях. Часть 16». Airplane Monthly , январь 1992 г., том 20, № 1. стр. 10–16. ISSN 0143-7240.
- Уил, Элке К.; Уил, Джон А. и Баркер, Ричард Ф. Боевые самолеты Второй мировой войны . Лионель Левенталь ISBN 0-946495-43-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Хокером Фьюри, на Викискладе?