Латиноамериканец HA-200
ХА-200 Саэта | |
---|---|
Роль | Двухместный усовершенствованный реактивный учебно-тренировочный самолет |
Производитель | Испаноязычная авиация |
Дизайнер | Рафаэль Рубио Элола |
Первый полет | 12 августа 1955 г. |
Введение | 1962 |
Основные пользователи | Испанские ВВС Египетские ВВС |
Количество построенных | 212 (90 в Египте) |
Разработано на основе | ХА-100 Триана |
Hispano HA-200 Saeta (англ. Arrow ) — двухместный реактивный учебно-тренировочный самолет, разработанный и произведенный испанской авиастроительной компанией Hispano Aviación . Он известен тем, что является первым испанским самолетом, оснащенным реактивной тягой.
Немецкому можно во многом отдать должное за его роль в разработке HA - авиаконструктору Вилли Мессершмитту 200, который повторно использовал значительную часть более раннего с поршневым двигателем HA-100 Triana . 12 августа 1955 года первый прототип совершил свой первый полет . Лишь в 1962 году первый серийный самолет совершил свой первый полет. В том же году начались поставки учебно-тренировочных самолетов ВВС Испании . В этом качестве он будет использоваться службой в течение нескольких десятилетий.
HA-200 позже был развит в Hispano Aviación Ha-220 «Super Saeta», который функционировал как специализированная платформа для наземных атак , вооруженная ракетами , бомбами и другими боеприпасами. HA-220 служил в ВВС Испании на протяжении 1970-х годов, участвуя в боевых действиях во время восстаний ПОЛИСАРИО против повстанцев . HA-200 также экспортировался , этот тип производился по лицензии в Египте , где он получил обозначение Helwan HA-200B Al-Kahira . В 1980-х годах на вооружение Испании был введен более мощный CASA C-101 , дополнивший и, в конечном итоге, заменивший более старый HA-200 как в учебных, так и в легких штурмовых целях.
Разработка
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Истоки HA-200 Saeta тесно связаны с именем немецкого авиаконструктора Вилли Мессершмитта , который отвечал за создание значительной части его конструкции. После окончания Второй мировой войны Мессершмитт эмигрировал из Германии и начал предлагать свои услуги различным другим странам, включая Южную Африку . В 1951 году он поселился во франкистской Испании и вскоре после этого начал проектировать самолеты для правительства совместно с местным производителем самолетов Hispano Aviación . В начале 1950-х годов Мессершмитт работал над HA-100 Triana , учебно-тренировочного самолета с поршневым двигателем прототипом ; хотя эта конструкция так и не была запущена в производство, впоследствии она послужила основой для HA-200. Фактически, у этих двух самолетов были общие конструктивные особенности, включая крыло, хвостовое оперение и трехопорное шасси ; оригинальные элементы в основном ограничивались областью перед кабиной. [ 1 ] [ 2 ]
Еще в 1951 году Мессершмитт продвигал идею развития Испании независимой авиационной промышленности, а также предлагал заняться созданием местного реактивного истребителя и реактивного двигателя . [ 3 ] На протяжении 1950-х годов ходом реализации программы HA-200 руководил Мессершмитт из офиса Hispano в Севилье . [ 4 ] Это будет первый самолет собственной разработки в Испании, оснащенный турбореактивным двигателем. 12 августа 1955 года первый прототип совершил свой первый полет под управлением майора Фернандо де Хуана. Валиенте, главный летчик-испытатель компании. [ 5 ] Позже Валиенте похвалил управляемость прототипа, назвав его легким и отзывчивым, включая «безупречные и простые» сваливания . характеристики [ 2 ]
Вначале французский турбореактивный двигатель Turbomeca Marboré для этого типа был выбран ; Испания успешно провела переговоры о лицензии на местное производство этого двигателя. [ 6 ] Разработка была длительной, первый серийный самолет, получивший обозначение производителя как HA-200A , совершил первый полет в октябре 1962 года . Вскоре после этого первоначальный вариант самолета был доставлен в ВВС Испании ; на вооружении он эксплуатировался под служебным обозначением E.14 .
Дальнейшее развитие
[ редактировать ]За первоначальной учебно-тренировочной моделью самолета вскоре последовала одноместная версия, получившая обозначение HA-220 , которая предназначалась для выполнения штурмовых задач. 25 апреля 1970 года эта новая модель совершила свой первый полет. В начале 1970-х годов на вооружение ВВС Испании поступил штурмовик HA-220, получивший обозначение типа C.10 . [ 7 ] Он оставался в эксплуатации всего десять лет, а к концу 1981 года все C.10 были выведены из эксплуатации в Испании. [ 8 ]
В конце 1950-х годов появившийся HA-200 привлек внимание Египта президента Гамаля Абдель Насера ; [ 9 ] Примерно в это же время Насер был увлечен темой развития как промышленного, так и военного потенциала Египта, включая внутреннее производство современных реактивных самолетов. Переговорам между Испанией и Египтом способствовал Мессершмитт, который выступал в качестве ключевого посредника между двумя сторонами. [ 9 ] В 1959 году была достигнута договоренность, в результате которой HA-200 производился по лицензии в Египте на заводе Helwan Air Works. В поддержку этих усилий Hispano предоставила документацию, касающуюся конструкции и производства самолета. [ 9 ] И планер, и двигатели были местного производства. [ 10 ] По данным аэрокосмического журнала Flight International , в общей сложности в Хелуане в период с 1960 по 1969 год было построено 65 самолетов HA-200. [ 11 ] В ВВС Египта этот тип обычно назывался Helwan HA-200B Al-Kahira . [ 12 ]
По данным Flight International, в начале 1960-х годов Египет и Испания сотрудничали в разработке шестиместного бизнес-джета, созданного на базе HA-200. [ 12 ] Примерно в это же время две страны совместно работали над различными авиационными проектами, в том числе Helwan HA-300 . над снятым с производства сверхзвуковым истребителем [ 11 ] [ 3 ]
Дизайн
[ редактировать ]HA-200 Saeta — учебно-тренировочный самолет с реактивным двигателем. По компоновке это моноплан с низкорасположенным крылом , цельнометаллической конструкцией и убирающимся трехопорным шасси . Конструктивно он был относительно традиционным для того времени и имел полумонококовую конструкцию легкого сплава . из [ 13 ] В кабине НА-200 размещался экипаж из двух человек при тандемной схеме сидения; однако штурмовик HA-220 вместо этого был оснащен одноместной кабиной. Для большего комфорта экипажа эта кабина была герметизирована , и HA-200 стал первым испанским самолетом, оснащенным такой системой. [ 14 ]
Силовая установка HA-200 состояла из пары двигателей Turbomeca Marboré турбореактивных , которые были установлены бок о бок внутри носовой части фюзеляжа и закреплены на конструкции с напряженной обшивкой, образующей внешнюю поверхность нижней части фюзеляжа. [ 15 ] Воздух подавался в двигатели через большой воздухозаборник в передней части носовой части; это конкретное устройство воздухозаборника было описано как уникальное среди реактивных самолетов. [ 13 ] двигателя Выхлопные сопла располагались в нижней части фюзеляжа, сразу за задней кромкой крыла. [ 16 ] Максимум 261 галлон топлива можно было перевезти через пару фюзеляжных баков, два крыльевых бака и два стационарно прикрепленных концевых бака; были предусмотрены меры по сбросу топлива в чрезвычайных ситуациях. [ 15 ] Для целей обучения обращению с оружием на HA-200 были предусмотрены приспособления для перевозки вооружения. [ 6 ]
Операционная история
[ редактировать ]В 1970 году HA-200 заменил устаревший CASA 2.111 (испанская разработка Heinkel He 111 ) в Escuadrón 462 на Канарских островах . Оттуда они часто отрядами летали в Испанскую Сахару .
В конце 1974 года, во время восстаний ПОЛИСАРИО , HA-200 выполнили свои первые боевые вылеты против Фронта ПОЛИСАРИО . В одном случае партизаны устроили засаду на полицейский патруль, находившуюся на возвышенности и в пещерах, не позволяя им оставаться на защищенных позициях. В ответ несколько истребителей Т-6Д и вертолетов UH-1 обстреляли позиции ПОЛИСАРИО пулеметным огнем, но эффекта не имели; дополнительные воздушные удары пары Saetas, вооруженных 2,75-дюймовыми ПФАР, оказались более успешными. При нырянии под углом 45 градусов у входов в пещеру качества HA-200 оказались наиболее подходящими для этой роли. После этих ракетных обстрелов наземные войска попытались захватить пещеры, но были отброшены. [ нужна ссылка ]
На следующее утро Саэта вернулись, чтобы нанести новые воздушные удары в компании большего количества Т-6 и авианосцев UH-1. Схема атаки снова была успешно повторена при поддержке передового авиадиспетчера , который направлял наземный огонь туда, где он был наиболее эффективен. Несколько ракет вошли в пещеры через входы высотой 5–10 футов, некоторые из них, как сообщается, не попали в цель. Считается, что [ по мнению кого? ] что одна из ракет взорвала несколько хранящихся минометных снарядов, поскольку произошло несколько сильных взрывов. После этого наземные войска снова двинулись к пещерам, на этот раз почти не встретив сопротивления, поскольку большинство партизан были убиты ракетами Саэтаса. [ нужна ссылка ]
Варианты
[ редактировать ]- ХА-200Р Саэта
- Два прототипа самолета
- ХА-200А Саэта
- Первоначальная серийная версия, построено 30 штук.
- ХА-200Б Саэта
- Десять предсерийных самолетов с двигателями Turbomeca Marboré IIA для поставки в Египет, еще 90 построены по лицензии в Египте.
- ХА-200Д Саэта
- Улучшенная версия для ВВС Испании с обновленными системами, построено 55 штук.
- HA-200E Супер Сэта
- HA-200D с модернизированным двигателем Marbore VI, обновленной авионикой и приспособлением для ракет класса «воздух-земля», 40 переоборудований.
- HA-220 Супер Стрела
- Штурмовая версия HA-200E для ВВС Испании, построено 25 штук. [ 7 ]
- E.14 Саэта
- Испанское военное обозначение двухместной версии HA-200.
- C.10 Супер Стрела
- Испанское военное обозначение одноместных штурмовиков HA-220D и HA-220E.
- Хелуан HA-200B Аль-Кахира
- Обозначение 90 самолетов, построенных по египетской лицензии.
Операторы
[ редактировать ]Технические характеристики (ХА-200Е)
[ редактировать ]Данные Jane's All The World's Aircraft, 1965-66 гг. [ 17 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 8,92 м (29 футов 3 дюйма)
- Размах крыла: 11,02 м (36 футов 2 дюйма) (над кончиками баков)
- Высота: 3,26 м (10 футов 8 дюймов)
- Площадь крыла: 17,40 м 2 (187,3 кв. футов)
- Профиль профиля : 6,22:1
- Вес пустого: 1990 кг (4387 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 3450 кг (7606 фунтов)
- Запас топлива: 1389 л (367 галлонов США; 306 имп галлонов) (включая наконечники баков)
- Силовая установка: 2 Turbomeca Marboré VI турбореактивных двигателя с тягой 4,71 кН (1058 фунтов силы) каждый.
Производительность
- Максимальная скорость: 700 км/ч (430 миль в час, 380 узлов) на высоте 8000 м (26000 футов).
- Крейсерская скорость: 600 км/ч (370 миль в час, 320 узлов) на высоте 8000 м (26000 футов).
- Скорость сваливания: 130 км/ч (81 миль в час, 70 узлов) (закрылки опущены)
- Никогда не превышайте скорость : 790 км/ч (490 миль в час, 430 узлов) (максимальная скорость пикирования).
- Дальность: 1400 км (870 миль, 760 миль)
- Практический потолок: 13 000 м (43 000 футов)
- Скорость набора высоты: 16,99 м/с (3345 футов/мин)
Вооружение
- Точки подвески: Два
См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Форсгрен 2017, с. 25.
- ^ Jump up to: а б Ламберт, 3 февраля 1956 г., с. 131.
- ^ Jump up to: а б «Испано Авиасьон ХА 300» . ЕАДС . 20 июля 2008 года. Архивировано из оригинала 26 июня 2007 года . Проверено 18 августа 2008 г.
- ^ Хиршель, Прем и Маделунг 2012, стр. 342.
- ^ Cruz Air Enthusiast , сентябрь – октябрь 2001 г. , стр. 59
- ^ Jump up to: а б «Военные самолеты мира...» Flight International , 20 июня 1958 г. с. 862.
- ^ Jump up to: а б Cruz Air Enthusiast , март – апрель 2003 г. , с. 42
- ^ Cruz Air Enthusiast , март – апрель 2003 г. , стр. 46
- ^ Jump up to: а б с Хиршель, Прем и Маделунг, 2012, с. 339.
- ^ «Египет: острие развития». Flight International , 13 марта 1975 г. с. 417.
- ^ Jump up to: а б «Саудовская Аравия срывает аэрокосмические планы Египта». Flight International , 26 мая 1979 г. с. 1716.
- ^ Jump up to: а б «Бойцы САР». Flight International , 11 апреля 1963 г., стр. 488–489.
- ^ Jump up to: а б «Испано ХА-200 Каир». Архивировано 20 августа 2019 г. в институте Wayback Machine Смитсоновском , дата обращения: 20 августа 2019 г.
- ^ Cruz Air Enthusiast , сентябрь – октябрь 2001 г. , стр. 58
- ^ Jump up to: а б Ламберт, 3 февраля 1956 г., с. 132.
- ^ Ламберт, 3 февраля 1956 г., стр. 131-132.
- ^ Тейлор 1965 , стр. 119–120.
Библиография
[ редактировать ]- Арраес Серда, Хуан (август 1994 г.). «Les Hispano Aviacion HA-200 et HA-220 «Saetta» et «Supersaetta» (4-я часть)» [The Hispano Aviation Saetta и Supersaetta, Часть 4]. Самолеты: Все воздухоплавание и его история (на французском языке) (18): 21–26. ISSN 1243-8650 .
- Круз, Гонсало Авила (сентябрь – октябрь 2001 г.). «Spain's Arrow HA-200 Saeta: Первый испанский реактивный самолет: Часть первая». Любитель воздуха . № 95. Стэмфорд, Великобритания: Key Publishing. стр. 56–63. ISSN 0143-5450 .
- Круз, Гонсало Авила (ноябрь – декабрь 2001 г.). «Spain's Arrow HA-200 Saeta: Первый испанский реактивный самолет: Часть вторая». Любитель воздуха . № 96. Стэмфорд, Великобритания: Key Publishing. стр. 34–41. ISSN 0143-5450 .
- Круз, Госало Авила (март – апрель 2003 г.). «Тигры над дебилами: латиноамериканец HA-220 Super Saeta». Любитель воздуха . Когда. 104. Стэмфорд, Великобритания: Key Publishing. стр. 100-1 39–47. ISSN 0143-5450 .
- Дауни, Джон (1991). «Первое поколение». Любитель воздуха . № 44. С. 36–49. ISSN 0143-5450 .
- Форсгрен, Ян. Мессершмитт Bf 109. Fonthill Media, 2017. ISBN 9-781-7815-5586-6 .
- Хиршель, Эрнст Генрих, Хорст Прем и Геро Маделунг. Авиационные исследования в Германии: от Лилиенталя до наших дней. Springer Science & Business Media, 2012. ISBN 3-642-18484-7 .
- Уэртас, Сальвадор Мафе (апрель – июнь 1984 г.). «Иберийская стрела». Любитель воздуха . Нет. Двадцать четыре. стр. 22–30. ISSN 0143-5450 .
- Ламберт, КМ «Сделано в Испании». Flight International , 3 февраля 1956 г., стр. 130–133.
- Тейлор, Джон В.Р. (1965). Джейн «Все самолеты мира», 1965–66 гг . Лондон: Сэмпсон Лоу, Марстон.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- (на испанском языке) Учебный самолет Hispano Aviación HA 200 Saeta