Испано-Швейцария
Промышленность | Производство |
---|---|
Основан | 14 июня 1904 г. |
Основатели | Марк Биркигт Дамиан Матеу Франциско Сикс |
Судьба | Авиация: теперь часть Safran Автомобили: активен в составе Peralada Group. |
Штаб-квартира | , |
Ключевые люди | Мигель Суке Матеу (президент), Серхио Мартинес Кампос (генеральный директор), Хуан Фернандес (технический директор), Франческ Аренас (руководитель отдела дизайна), Виктор Кобос (директор по маркетингу) |
Продукты | Автомобили, ранее также авиационные компоненты |
Родитель | Пералада Групп |
Веб-сайт | hispanosuizacars.com |
Hispano-Suiza ( по-испански «испанско-швейцарский») — испанская автомобильная компания. Она была основана в 1904 году Марком Биркигтом и Дамианом Матеу как производитель автомобилей и со временем имела несколько заводов в Испании и Франции, которые производили роскошные автомобили, авиационные двигатели, грузовики и оружие.
В 1923 году его французское подразделение по производству роскошных автомобилей стало полуавтономным партнерством с испанской материнской компанией. В 1946 году материнская компания продала все свои испанские автомобильные активы Enasa , испанскому государственному производителю автомобилей, а французское подразделение продолжило работу в качестве независимого производителя авиационных двигателей и компонентов под маркой Hispano-Suiza. В 1968 году Hispano-Suiza перешла во владение аэрокосмической компании Snecma , которая сейчас является частью французской группы Safran . Перезапуск Hispano Suiza Cars был осуществлен той же семьей-основателем (4-е поколение семьи Суке-Матеу), компания является частью Peralada Group (также принадлежащей семье Суке-Матеу) в 2019 году с полностью электрическим двигателем 1.119. Гиперкар HP под названием «Hispano Suiza Carmen».
История
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]В 1898 году испанский артиллерийский капитан Эмилио де ла Куадра Альбиоль производство электромобилей начал в Барселоне под названием La Cuadra . В Париже Эмилио де ла Куадра познакомился со швейцарским инженером Марком Биркигтом и нанял его для работы в компании в Испании. Под его руководством были запущены сразу два типа автомобилей La Cuadra с бензиновым двигателем: один оснащен одноцилиндровым двигателем взрыва мощностью 4,5 л.с., а другой — двухцилиндровым двигателем объемом 1,1 л, мощностью 7,5 л.с. В 1900 году эти два двигателя внутреннего сгорания были первыми, спроектированными и построенными в Испании компанией La Cuadra по проекту Биркигта. Эти машины имели четыре колеса, предыдущие два направленных, механизмы сцепления, трехступенчатую коробку передач, цепную передачу и подвеску арбалетами. Было построено две комплектные машины, еще несколько находились в стадии строительства. [1] В какой-то момент в 1902 году право собственности перешло к Хосе Марии Кастро Фернандесу и стало Fábrica Hispano-Suiza de Automóviles (Испанско-швейцарский автомобильный завод), но в декабре 1903 года эта компания обанкротилась .
Еще одна реструктуризация произошла в 1904 году, когда была создана La Hispano-Suiza Fábrica de Automoviles под руководством Кастро , также базирующаяся в Барселоне. В следующие полтора года были представлены четыре новых двигателя – четырехцилиндровые объемом 3,8 и 7,4 литра, а также пара больших шестицилиндровых двигателей. Этой компании удалось избежать банкротства, и ее крупнейшие предприятия оставались в Барселоне до 1946 года, где производились автомобили, грузовики, автобусы, авиационные двигатели и оружие. Другие заводы в Испании находились в Риполе , Севилье и Гвадалахаре .
В 1910 году Жан Шассан соревновался на Hispano-Suiza вместе с заводскими гонщиками Пиллеверидье и Зукарелли в гонках Coupe des Voiturettes Boulogne и Кубка Каталонии, заняв второе и четвертое места соответственно. Вскоре Франция оказалась более крупным рынком для роскошных автомобилей Hispano-Suiza, чем Испания. начала работать сборочная фабрика под названием Hispano France В 1911 году в парижском пригороде Левалуа-Перре . В 1914 году производство было перенесено на более крупные фабрики в Буа-Коломбе под названием Hispano-Suiza, и вскоре оно стало основным заводом Hispano-Suiza по производству самых крупных и дорогих моделей.
Первая мировая война
[ редактировать ]С началом Первой мировой войны компания Hispano-Suiza обратилась к проектированию и производству авиационных двигателей под руководством Марка Биркигта. Его главным инженером в этот период был другой швейцарец Луи Массугер. Традиционно авиационные двигатели изготавливались путем механической обработки отдельных стальных цилиндров с последующим привинчиванием этих узлов непосредственно к картеру. Новое решение Биркигта, Hispano-Suiza 8 , предполагало, что блок двигателя будет изготовлен из цельного куска литого алюминия и к которому будут прикреплены тонкие стальные гильзы. Изготовление двигателя таким способом упростило конструкцию и привело к созданию более легкого, но при этом более прочного и долговечного двигателя. Таким образом, новый метод строительства Биркигта создал первые практические примеры того, что сегодня широко известно как двигатели с «литым блоком». Его конструкция V-8 с литым алюминиевым блоком также была примечательна тем, что включала верхние распределительные валы, редуктор гребного винта и другие желательные функции, которые не появлялись вместе на двигателях конкурентов до конца 1920-х годов. [ нужна ссылка ] Основной конструктивной особенностью, добавленной к более поздней линейке HS.8B, было использование полого карданного вала как для версий с редуктором 8B, так и для 8C , который при использовании в версиях HS.8C, специально разработанных для его установки, позволял использовать большой калибр ( обычно 37-мм снаряды должны стрелять через полый карданный вал, что позволяет избежать необходимости в синхронизирующем механизме - функции, которая будет использоваться в будущих военных двигателях Hispano-Suiza. Авиационные двигатели Hispano-Suiza, производимые как на собственных заводах, так и по лицензии, стали наиболее часто используемыми авиационными двигателями во французских и британских военно-воздушных силах, на которых установлено более половины истребителей альянса. [2]
1918–1936
[ редактировать ]После Первой мировой войны компания Hispano-Suiza вернулась к производству автомобилей и в 1919 году представила Hispano-Suiza H6 . H6 имел рядный 6-цилиндровый двигатель с верхним распредвалом , основанный на характеристиках алюминиевых авиационных двигателей V8 времен Первой мировой войны, а кузов был выполнен такими известными производителями кузовов, как Hibbard & Darrin и D'Ieteren . [3]
Лицензии на патенты Hispano-Suiza пользовались большим спросом у престижных производителей автомобилей по всему миру. Rolls-Royce использовал ряд патентов Hispano-Suiza. Например, на протяжении многих лет компания Rolls-Royce устанавливала на свои автомобили тормоза с усилителем, разработанные Hispano-Suiza.
В 1923 году французское подразделение Hispano-Suiza было зарегистрировано как Société Française Hispano-Suiza , испанская материнская компания сохранила контроль с 71% акционерного капитала. Французской дочерней компании была предоставлена большая степень финансовой и проектной независимости, чтобы обеспечить более тесный контакт направления проектирования и производства с основными рынками, но общее руководство осталось в Барселоне. Эта договоренность повысила важность завода в Буа-Коломбе недалеко от Парижа как ведущего завода по производству роскошных автомобилей Hispano-Suiza, и хотя испанские предприятия продолжали производить роскошные автомобили (в основном меньшие и менее дорогие модели), производство в Испании все больше перемещалось в производство автобусов, грузовиков и авиационных двигателей на нескольких заводах, расположенных по всей стране.
В период с 1920-х по 1930-е годы компания Hispano-Suiza построила серию роскошных автомобилей с двигателями с верхним расположением распредвала повышенной мощности. С другой стороны, в 1930-х годах автомобильные двигатели Hispano-Suiza V-12 вернулись к приведению в действие толкателя клапана, чтобы снизить шум двигателя.
За это время Hispano-Suiza выпустила автомобиль 37.2 Hispano-Suiza, построенный на заводе Буа-Коломб.
Орнамент на капоте радиатора после Первой мировой войны имел форму аиста , символа французской провинции Эльзас , взятого из эмблемы эскадрильи, нарисованной на борту истребителя Hispano-Suiza, летавшего Французский ас Первой мировой войны Жорж Гинемер .
Hispano -Suiza T49 также был разработан и изготовлен испанским подразделением компании в период с 1924 по 1944 год; это была испанская производственная версия модели H6B с 6-цилиндровым двигателем объемом 8000 см3, мощностью 160 л.с. и максимальной скоростью 177 км/ч. [4]
В 1925 году Карлос Баллестер получил разрешение представлять Hispano-Suiza в Аргентине. Соглашение состояло из этапа импорта шасси с последующим полным внутренним производством в Аргентине. Так родилась компания Hispano Argentina Fábrica de Automóviles (HAFDASA) для производства двигателей и автомобилей Hispano-Suiza, а также производства запасных частей для других производителей легковых автомобилей, грузовиков и автобусов.
Гражданская война в Испании и Вторая мировая война
[ редактировать ]После начала гражданской войны в Испании в 1936 году автономное правительство Каталонии от имени Второй Испанской республики коллективизировало контроль над испанскими фабриками Hispano-Suiza и перевело компанию на военный режим. Компания была разделена на три подразделения:
- авиационные двигатели и пушки
- легковые и грузовые автомобили
- станки
Из-за международной изоляции Испанской республики испанское подразделение компании страдало от нехватки товаров.
В 1937 году французское правительство взяло под свой контроль французскую дочернюю компанию Hispano-Suiza с 51-процентной долей капитала для поставок военной техники, переименовав компанию в La Société d'exploitation des matériels Hispano-Suiza. В 1938 году французская компания прекратила производство автомобилей и сосредоточилась на производстве авиационных двигателей. В то время компания Hispano-Suiza только что представила новую серию V-12 двигателей с водяным охлаждением, а двигатель Hispano-Suiza 12Y пользовался большим спросом практически на всех типах французских самолетов. Однако без испанских заводов у Hispano-Suiza не было возможности поставлять достаточное количество двигателей для быстро растущих французских военно-воздушных сил, и когда началась Вторая мировая война, многие новые французские истребители оставались на земле из-за отсутствия двигателя.
Развитием той эпохи стала серия 20-мм автопушек , сначала Hispano-Suiza HS.9 , а затем Hispano-Suiza HS.404 . Модель 404 имела лицензию на производство в Великобритании и британских во время войны оснащала почти все истребители ВВС. Производство также было налажено в США, но эти версии так и не были доработаны, хотя USAAC и ВМС США хотели использовать их вместо существующего оружия калибра .50 BMG . Менее известным успехом стал Hispano-Suiza HS.820 , более производительная 20-мм конструкция, которая также использовалась в США как M139. Разновидность 20-мм пушек, использовавшихся на самолетах Lockheed P-38 Lightning, производилась компанией International Harvester . [5] В 1970 году компания Hispano-Suiza продала свое подразделение вооружений компании Oerlikon , и HS.820 стал называться KAD.
В 1940 году Hispano-Suiza вместе с испанским банком Banco Urquijo и группой испанских промышленных компаний основали Sociedad Ibérica de Automóviles de Turismo (SIAT). Это привело к появлению первого в Испании производителя автомобилей массового производства SEAT . После гражданской войны Испано-Суиза в Испании серьезно пострадала от разрушенной войной экономики и торгового эмбарго, введенного союзниками. В 1946 году Hispano-Suiza продала свои испанские автомобильные активы Enasa , государственной компании, принадлежащей Instituto Nacional de Industria , которая производила грузовики Pegaso , автобусы и, некоторое время, спортивные автомобили.
1950-е годы – настоящее время
[ редактировать ]После Второй мировой войны французское подразделение Hispano-Suiza продолжало работать в основном как независимая аэрокосмическая фирма. производила Rolls-Royce Nene двигатель с центробежным компрессором турбореактивный В период с 1945 по 1955 год компания по лицензии , проектировала шасси в 1950 году и Martin-Baker катапультные кресла в 1955 году. Внимание компании все больше обращалось на производство турбин, и в 1968 году оно было принято закончилась и стала подразделением SNECMA . В 1999 году Hispano-Suiza перенесла производство турбин на новый завод в Безоне , недалеко от Парижа , используя оригинальные заводы по производству силовых трансмиссий и вспомогательных систем для реактивных двигателей. В 2005 году SNECMA объединилась с SAGEM и образовала SAFRAN .
Бренд стал свидетелем попытки возрождения автомобильного сектора с показом модели на Женевском автосалоне 2010 года фирмой, связанной с Эрвином Лео Химмелем . [6] Однако запланированное производство так и не было реализовано. [7]
Наконец, официальное возрождение автомобильного бренда Hispano-Suiza произошло на Женевском автосалоне 2019 года с дебютом Hispano-Suiza Carmen , полностью электрического гиперкара. [8] Этот автомобиль был представлен компанией Hispano Suiza Cars, которая связана с Peralada Group, принадлежащей семье Суке Матеу, потомкам одного из первых основателей Hispano-Suiza, Дамиана Матеу . [6] На дизайн автомобиля повлияла модель Hispano-Suiza H6B Dubonnet Xenia 1938 года выпуска . [9]
Галерея
[ редактировать ]- 1912 Hispano-Suiza Альфонсо XIII (Испания)
- 1929 г. Испано-швейцарский T49 (Испания)
- 1934 Hispano-Suiza H6B Million-Guiet Phæton с двойным капотом (Франция)
- Hispano-Suiza J12 (Франция)
- Hispano-Suiza K6 (Франция)
- 1936 Hispano-Suiza Pourtout (Франция)
- Hispano Suiza J12 (1933) Carrosserie Kellner - двигатель V12 объемом 9424 куб.см (Кемпталь, недалеко от Цюриха, Швейцария)
- Hispano Suiza J12 (1933) Carrosserie Kellner - двигатель V12 объемом 9424 куб. см крупным планом (Кемпталь, недалеко от Цюриха, Швейцария)
- Hispano Suiza J12 (1933) Carrosserie Kellner - двигатель V12 объемом 9424 куб.см (Кемпталь, недалеко от Цюриха, Швейцария)
- Hispano Suiza 1935 в Музее искусств и ремесел - Париж.
Автомобили
[ редактировать ]Модель | Год | Кол-во цилиндров | Лошадиная сила (л.с.) | Объем двигателя ( куб.см ) | Тормоза | Коробка передач | Максимальная скорость |
---|---|---|---|---|---|---|---|
10 л.с. | 1904 | 6 | 10 | ~ | ~ | ~ | ~ |
14–16 л.с. | 1904 | 6 | С 14 до 16 | ~ | ~ | ~ | ~ |
Бронированный тип Биркигт | 1905 | 4 | 20 | ~ | ~ | ~ | 87 км/ч (54 миль в час) |
20–30 л.с. | 1906 | ~ | От 20 до 24 | ~ | ~ | ~ | 100 км/ч (62 мили в час) |
40 л.с. | 1906 | ~ | 40 | ~ | ~ | ~ | 100 км/ч (62 мили в час) |
60–75 л.с. | 1907 | 6 | От 60 до 75 | ~ | ~ | ~ | ~ |
12–15 л.с. | 1907 | ~ | С 12 до 15 | ~ | ~ | ~ | ~ |
20–30 л.с. | 1908 | 4 | От 20 до 30 | ~ | ~ | ~ | ~ |
24–30 л.с. | 1908 | 4 | От 24 до 30 | ~ | ~ | ~ | ~ |
30–40 л.с. | 1908 | 4 | От 30 до 40 | ~ | ~ | ~ | ~ |
Альфонсо XIII | 1912 | 4 | 64 | 3620 | Барабанный тормоз на задних колесах (передние колеса без тормозов) | Механическая коробка передач, 3 передачи и задний ход. | 121 км/ч (75 миль/ч) |
15–20 л.с. | 1909 | 4 | От 15 до 20 | ~ | ~ | ~ | ~ |
20–30 л.с. | 1909 | 4 | От 20 до 30 | ~ | ~ | ~ | ~ |
Т21 | 1913–14 | ~ | От 15 до 30 | ~ | ~ | ~ | ~ |
Т22 | 1913–14 | ~ | От 18 до 60 | ~ | ~ | ~ | ~ |
Т23 | 1913–14 | ~ | От 30 до 90 | ~ | ~ | ~ | ~ |
Т26 | 1914–15 | ~ | 20 | ~ | ~ | ~ | ~ |
Т30 | 1915–24 | ~ | 16 | ~ | ~ | ~ | ~ |
32 л.с. | 1916 | ~ | 32 | ~ | ~ | ~ | ~ |
H6B | 1919–29 | 6 | 135 | 6600 | Барабанные тормоза на 4 колесах с усилителем тормозов | Механическая коробка передач, 3 передачи и задний ход. | 137 км/ч (85 миль в час) |
I6 | 1924 | 6 | 3746 | Барабанные тормоза на 4 колесах с усилителем тормозов | Механическая коробка передач, 3 передачи и задний ход. | 145 км/ч (90 миль в час) | |
Т48 | 1924 | 4 | 90 | 2500 | ~ | ~ | ~ |
Т49 | 1924–36 | ~ | ~ | ~ | ~ | ~ | ~ |
Т64 | 1929–33 | ~ | ~ | ~ | ~ | ~ | ~ |
Т60/Т60 РЛ/Т60 | 1932–43 | ~ | ~ | ~ | ~ | ~ | ~ |
H6C | 1924–29 | 6 | 160 | 8000 | Барабанные тормоза на 4 колесах с усилителем тормозов | Механическая коробка передач, 3 передачи и задний ход. | 177 км/ч (110 миль/ч) |
Т56 | 1928–36 | 6 | 46 | ~ | ~ | ~ | ~ |
J12 | 1931–38 | 12 | 220 | 9500 | ~ | Механическая коробка передач, 3 передачи и задний ход. | 150 км/ч (93 миль/ч) [10] [11] |
К6 | 1934–37 | 6 | 120 | 5200 | Барабанные тормоза на 4 колесах с усилителем тормозов | Механическая коробка передач, 3 передачи и задний ход. | 140 км/ч (87 миль в час) |
Н6Б "Ксения" | 1938 | 6 | 160 | 7983 | Барабанные тормоза на 4 колесах с усилителем тормозов | Механическая коробка передач, 4 передачи и задний ход. | 177 км/ч (110 миль/ч) |
Кармен | 2020 | Синхронный электродвигатель с постоянными магнитами мощностью 503 л.с. на каждом заднем колесе. | 1019 | - | Карбон-керамические диски AP Racing размером 380х34 мм с шестипоршневыми суппортами Radi-CAL. | - | 250 км/ч |
Кармен Булонь | 2021 | Синхронный электродвигатель с постоянными магнитами мощностью 503 л.с. на каждом заднем колесе. | 1114 | - | - | 250 км/ч |
Модели H6B (1919–29), H6C (1924–29), I6 (1924), Hispano-Suiza Junior или HS26 (1931–32), J12 (1931–38) и K6 (1934–37) производились Французское подразделение, остальные были произведены в Испании.
Самолет
[ редактировать ]- Испано Баррон , 1919 год.
- Испано-Сюиза Е-30 , 1930 г.
- Испано-Сюиза Е-34 , 1935 г.
Авиационные двигатели
[ редактировать ]- Hispano-Suiza 6M [12]
- Испано-Сюиза 6P [12]
- Испано-Сюиза 8А
- Испано-Сюиза 8Б
- Испано-Сюиза 8E
- Испано-Сюиза 8F
- Hispano-Suiza 9Q лицензировала Wright R-975 Whirlwind
- Hispano-Suiza 9T дизельный радиальный [12]
- Hispano-Suiza 9V по лицензии Wright R-1820 Cyclone
- Испано-Сюиза 12Б (1945) [12]
- Испано-Сюиза 12G (W-12) [12]
- Испано-Сюиза 12H [12]
- Испано-Сюиза 12J [12]
- Испано-Сюиза 12K [12]
- Испано-Сюиза 12л [12]
- Испано-Сюиза 12М
- Испано-Сюиза 12N
- Испано-Сюиза 12X
- Испано-Сюиза 12 лет
- Испано-Сюиза 12Z
- Hispano-Suiza 14AA радиальный
- Hispano-Suiza 14AB радиальный
- Hispano-Suiza 14H радиальный [12]
- Испано-Сюиза 18R
- Испано-Сюиза 18S [12]
- Испано-Сюиза 24Z [12]
- Испано-Сюиза 48H [12]
- Испано-Сюиза 48Z [12]
- Испано-Сюиза Р.300 [13]
- Испано-Сюиза Р.800 [13]
- Испано-Суиза Тай
- Испано-Сюиза Вердон
- Латекоэр-(Испано-Суиза) 36 лет [12]
См. также
[ редактировать ]- Испаноязычная авиация
- Испано-Аргентина
- Баллестер – Молина
- Хронология самых мощных серийных автомобилей
- Марк Биркигт
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Испано Суиза» . Ассоциация автомобильных исторических исследований | AEHA (на европейском испанском языке) . Проверено 25 февраля 2020 г.
- ^ Браун, TC «Ретроспектива: Hispano-Suiza H6c Speedster 1924 года», Motor Trend , 4/84, стр.118.
- ^ Джорджано, GN Автомобили: ранние и винтажные, 1886–1930 . Лондон: Grange-Universal, 1985.
- ^ «Классика Hispano-Suiza среди самых красивых автомобилей в истории» . abc (на испанском языке). 31 октября 2018 года . Проверено 16 апреля 2020 г.
- ^ Международная корпорация Harvester. «Г-н Дилер планирует будущее сейчас», Harvester World, том 34, номер 11, ноябрь 1943 г., стр.16. Харвестер Пресс, Чикаго, 1943 год.
- ^ Перейти обратно: а б Кто имеет право использовать название Hispano Suiza? , autocar.co.uk , 1 марта 2019 г.
- ^ Либерман, Джонни (2 марта 2010 г.). «Женева 2010: Hispano Suiza дебютирует... Hispano Suiza — Автоблог» . Автоблог.com . Проверено 9 марта 2010 г.
- ^ Глюкер, Джефф (30 октября 2018 г.). «Набор возрождения Hispano-Suiza для Женевского автосалона 2019» . Motorauthority.com . Проверено 5 ноября 2018 г.
- ^ Hispano Suiza Carmen дебютирует в Женеве в стиле 1930-х годов, 1005 л.с. , www.motor1.com .
- ^ «Технические характеристики и размеры Hispano Suiza J12 1934 года» .
- ^ «Испано-Сюиза J12 1934 года» . 6 апреля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Хартманн, Жерар. Hispano-Suiza, Двигатели всех записей.pdf (на французском языке).
- ^ Перейти обратно: а б Ганстон, Билл (2006). Всемирная энциклопедия двигателей Areo (5-е изд.). Страуд: издательство Sutton Publishing. ISBN 0-7509-4479-Х .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт
- La Hispano Switzerland Fábrica de Automóviles, SA (компания, связанная с Peralada Group)
- История компании в RitzSite
- Французский веб-сайт Hispano-Suiza. Архивировано 29 мая 2016 г. в Wayback Machine (теперь часть Safran ).
- Hispano Switzerland Automotive Manufacturing AG
- Галерея автомобилей Hispano-Suiza
- История грузовиков и автобусов Hispano-Suiza. Архивировано 7 июля 2023 года в Wayback Machine (на испанском языке).
- "Hispano-Suiza 12B", 1949 года. летная статья
- Испано-Швейцария
- Производители авиационных двигателей Франции
- Производители авиационных двигателей Испании
- Производители автобусов Испании
- Автопроизводители Испании
- Производственные компании, основанные в 1904 году.
- Компании по производству автомобилей, основанные в 1904 году.
- Несуществующие производители автомобилей Испании
- Производители автомобилей класса люкс
- Производители грузовых автомобилей Испании
- Испанские компании, основанные в 1904 году.
- Производители спортивных автомобилей
- Марки автомобилей