Марк Биркигт
Марк Биркигт | |
---|---|
Рожденный | Женева | 8 марта 1878 г.
Умер | 15 марта 1953 г. Версуа | (75 лет)
Марк Биркигт (8 марта 1878, Женева — 15 марта 1953, Версуа ) был швейцарским инженером , пионером автомобилестроения и авиации , а также соучредителем Hispano-Suiza в 1904 году.
Он жил в Барселоне , Испания, когда в 1898 году Эмилио де ла Куадра нанял его на работу автомобильным инженером в фирму Куадры La Cuadra. После нескольких банкротств и смены владельцев фирма возродилась в 1904 году как компания по производству роскошных автомобилей Hispano-Suiza с Биркигтом в качестве главного инженера. стал соучредителем компании Dewoitine Позже он вместе с Эмилем Девуатин . [ 1 ] Биркигт был номинирован на премию «Автомобильный инженер века» за роскошный автомобиль Hispano-Suiza H6 1920-х годов. Он также получил известность благодаря авиационным двигателям и пушкам, которые он разработал в качестве главного инженера в Hispano-Suiza, включая двигатель V8 с жидкостным охлаждением , который использовался на знаменитых французских истребителях SPAD VII и SPAD XIII времен Первой мировой войны, а также на британских Sopwith Dolphin и SE 5a , а в области артиллерийского вооружения создал Hispano-Suiza HS.404 20-мм автопушку , имевшую большое значение во Второй мировой войне как основную истребительная пушка ВВС Великобритании с 1941 г.
Биография
[ редактировать ]Детство
[ редактировать ]Марк родился 8 марта 1878 года в Женеве , Швейцария . Сын портного с улицы Руссо, его мать умерла, когда ему было 2 года, а отец, когда ему было 12. Его воспитывала бабушка.
Образование и первые годы работы
[ редактировать ]Марк поступил в Женевскую механическую школу в 17 лет, которую окончил по специальности инженер в 20 лет, а затем работал в компании, производящей машины и инструменты для часового дела. Во время военной службы в Швейцарии он работал оружейником.
В возрасте 21 года он присоединился к Карлосу Веллино (другу по инженерной школе) в 1899 году в Барселоне (промышленная столица Каталонии ) и безуспешно работал над прототипом электрического омнибуса для Барселоны для компании «La Cuadra». Затем он спроектировал и изготовил две модели тележек с бензиновым двигателем: одноцилиндровую мощностью 4,5 л.с. и двухцилиндровую Cuadra Centauroune мощностью 7,5 л.с., которые в 1901 году без происшествий проехали 1000 км. Он подал свои первые механические патенты, но компания обанкротилась.
Испано-Швейцария
[ редактировать ]Ранние годы в Испании и международное развитие
[ редактировать ]Марк Биркигт вместе с финансистом Хуаном Кастро де ла Куадра в ноябре 1902 года основал компанию Juan Castro s.en.c Fabrica Hispano-Suiza de Automóviles в Барселоне. Они производили автомобили с двигателями внутреннего сгорания, двухцилиндровым двигателем мощностью 10 л.с., объемом 1873 куб.см и четырехцилиндровым шасси мощностью 14 л.с., объемом 2535 куб.см. В начале 1904 года производство вновь было приостановлено из-за нехватки денег. Затем 14 июня 1904 года испанские бизнесмены Дамиан Матеу и Франсиско Сейкс финансируют новую компанию Hispano-Suiza Fabrica de Automóviles SA в Барселоне.
Король Испании Альфонсо XIII заказал шасси Hispano-Suiza мощностью 20/24 л.с. и заверил компанию в своей полной поддержке. В 1908 году он присвоил Биркигту титул рыцаря Изабеллы Католической .
был построен новый завод В Сагрере , а офисы продаж были открыты в Женеве и Париже , а затем и в остальной Европе. [ нужна ссылка ] .
Лицензию на продажу получила швейцарская компания SAG (Société d'automobiles à Genève) Люсьена Пикте и Поля Пиккара . Последний продавал модели Hispano-Suiza под этим названием до 1908 года. [ нужна ссылка ] .
Марк Биркигт представил на выставке 1907 года два новых шасси: 4-цилиндровый 40/45 л.с. и внушительный 6-цилиндровый 60/75 л.с. рабочим объемом 11 л, украшенный эмблемой бренда: двумя крыльями (символом скорости) в расположите белый крест (символ Швейцарии) на испанских цветах.
В январе 1911 года Марк Биркигт переехал в Париж, открыв новую фабрику в Левалуа , а затем в 1914 году в Буа-Коломб с представительствами по всему миру. Король Альфонсо XIII был тогда одним из основных акционеров бренда. [ нужна ссылка ] .
Успех авиационных двигателей во Франции
[ редактировать ]В 1914 году, когда разразилась Первая мировая война , заводы перешли под контроль компании Gnome et Rhône . Марк Биркигт затем разработал двигатель для легких самолетов в Барселоне для правительства Испании. с углом поворота 90° V8 мощностью 150 л.с. Двигатель Hispano-Suiza 8 представил инновационную концепцию блоков цилиндров из легкого сплава . С 1915 года французские ВВС успешно оснастили себя 40 000 таких двигателей, что позволило им сражаться на равных с немецкими аналогами. Эта машина была установлена на самолете SPAD S.VII аса Stork эскадрильи Жоржа Гинемера ; и поэтому аист теперь ассоциируется с Испано-Сюизой.
По окончании войны Марк Биркигт вернулся в Париж. Он посвятил себя роскошным автомобилям, таким как Hispano-Suiza H6 , чтобы воспользоваться новыми состояниями, полученными во время войны.
Между двумя войнами до 1950-х годов
[ редактировать ]В 1923 году французская дочерняя компания обрела независимость и получила название Hispano-Suiza . Биркигт объединил усилия с Michelin в 1930-х годах, чтобы создать железнодорожный вагон: знаменитый Micheline .
После производства более 2500 шасси компания Hispano Suiza была национализирована французским государством в 1936 году. Марк Биркигт прекратил производство автомобилей и посвятил себя производству авиационных двигателей и автоматического оружия для национальной обороны Франции. Результатом стал двигатель Hispano-Suiza 12X, созданный на основе V8; один из первых двигателей класса 1000 л.с. (750 кВт) в версии Hispano-Suiza 12Y , выпускавшийся по лицензии и разрабатывавшийся в Чехословакии , Испании , Швейцарии и СССР . Авиационная пушка Hispano -Suiza HS-404 также была разработана и широко принята на вооружение британских и американских вооруженных сил во время Второй мировой войны.
В конце Второй мировой войны фабрики Буа-Коломба и Тарба лежали в руинах и были разграблены. Затем оно возобновило производство авиационных реакторов ( Роллс-Ройс ), авиационных комплектующих (реверсоров тяги, газовых турбин, шасси, дизельных двигателей...)
Частная жизнь
[ редактировать ]Марк Биркигт женился на Эжени Браше в Женеве 23 ноября 1901 года. От их союза родились Луи в 1903 году и Ивонн в 1905 году.
Он жил в Версуа , Женева, Швейцария, с 1930 года в своей роскошной резиденции «Рив-блю» на берегу Женевского озера с видом на массив Монблан .
Он умер 15 марта 1953 года в возрасте 75 лет, подав более 150 патентов.
Он похоронен вместе со своей женой Эжени в Версуа, Женева, Швейцария.
Украшения
[ редактировать ]- 1908: Кавалер ордена Изабеллы Католической.
- 1930 г. «Командир», затем «Грандиозный офицер», в 1939 г. орден Почетного легиона.
- 1923 и 1949: лауреат Аэроклуба Франции.
- Почетный доктор Швейцарского федерального технологического института в Цюрихе.
См. также
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- (на французском языке) Официальный сайт d'Hispano-Suiza. Архивировано 29 мая 2016 г. в Wayback Machine.
- Марк Биркигт : путешествие одного из пионеров Группы Safran
- Бизнес-стратегии и международные инновации: французские производители авиационных двигателей (1918–1940) , История, экономика и общество, 1987, № 6–2 стр. 263-287.
- Hispano-Suiza 1911–1961 , Музей Safran, 1962 (буклет с историческими фотографиями).
- Электронная книга недоступна Боссы под оккупацией , Рено де Рошбрюн, Жан-Клод Хазера, Одиль Жакоб, 1995 (см. стр. 365).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Gens de chez nous , Совет Эны, Франция (на французском языке).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Марком Биркигтом, на Викискладе?