Испано-Сюиза 12 лет
12 лет | |
---|---|
Тип | V-12 piston aero engine |
Национальное происхождение | Франция |
Производитель | Испано-Швейцария Имел Klimov |
Первый запуск | 1932 |
Основные приложения | |
Разработано на основе | Испано-Сюиза 12X |
Развитый в | Испано-Сюиза 12Z |
Hispano -Suiza 12Y — авиационный двигатель, производившийся компанией Hispano-Suiza для ВВС Франции перед Второй мировой войной . 12Y стал основным французским двигателем класса мощностью 1000 л.с. (750 кВт) и использовался в ряде известных самолетов, включая Morane-Saulnier MS406 и Dewoitine D.520 .
Его конструкция была основана на более ранней и несколько меньшей модели 12X . 12X не получил широкого распространения до того, как его заменил 12Y, став одним из самых мощных французских образцов накануне войны. было Проектирование 12Z прекращено падением Франции и немецкой оккупацией .
12Y производился по лицензии Hispano-Suiza в Советском Союзе как Климов М-100 . Эта конструкция привела к созданию весьма успешной Климов ВК-105 серии , которая использовалась на истребителях Яковлева и Лавочкина , а также на бомбардировщике Петляков Пе-2 . Лицензионное производство ранних моделей также осуществлялось в Чехословакии как Avia HS 12Ydrs и в Швейцарии как HS-77 .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Раннее развитие
[ редактировать ]Модель 12Y имела довольно традиционную конструкцию: 36-литровый двигатель с водяным охлаждением V-12 и двумя рядами цилиндров из литого алюминия, расположенными под углом 60 градусов друг к другу. Головки цилиндров не были съемными, вместо этого оба ряда цилиндров можно было быстро снять из картерной части двигателя. Это сделало его известным благодаря своей герметичности — конструктивной особенности, которая была учтена другими дизайнерами и почти стала частью Rolls-Royce Merlin .
Основным изменением конструкции по сравнению с более ранней моделью 12X было использование системы шатунов с шарнирным соединением вместо вилочно-лопастной. Один верхний распределительный вал (SOHC) приводил в движение клапаны , которые были заполнены жидким натрием для охлаждения. Использовался только один впускной и выпускной клапан, в отличие от большинства конструкций того времени, которые перешли на три или четыре клапана на цилиндр. Одноступенчатый односкоростной нагнетатель был стандартным, хотя искусство проектирования полезного воздухозаборника не было так хорошо развито, как в других странах, и высотных всегда не хватало характеристик.
Первые опытные образцы 12Y были построены в 1932 году, и практически сразу вся французская авиационная промышленность приступила к проектированию самолетов на его основе. В то время двигатель развивал всего 760 л.с. (570 кВт), но было ясно, что у него есть потенциал до класса 1000 л.с. (750 кВт). Ранняя модификация привела к созданию Hispano-Suiza 12Ycrs , в котором использовался полый гребной вал , позволяющий вести огонь из 20-мм пушки через кока гребного винта (комбинация, известная как moteur-canon ). Все более поздние версии имели эту функцию. 12Ydrs степенью был следующей крупной серией с базовой мощностью 836 л.с. (623 кВт) на уровне моря и сжатия 5,8:1.
Armée de l'Air изменила свою номенклатуру, поэтому следующей версией стал Hispano-Suiza 12Y-21 , у которого степень сжатия увеличивалась до 7:1 при работе на 100- октановом бензине . Это увеличило мощность до 867 л.с. (647 кВт). В 1936 году конструкция шатуна была немного изменена, чтобы создать 12Y-31 , но была сохранена более низкая степень сжатия 5,8:1, а мощность увеличилась лишь незначительно по сравнению с моделью Drs до 850 л.с. (630 кВт). Тем не менее, этот двигатель стал одним из наиболее часто используемых в довоенную эпоху и использовался почти во всех конструкциях и прототипах французских истребителей.
Поздние варианты
[ редактировать ]Реальные усилия по улучшению характеристик двигателя в 1938 году привели к созданию Hispano-Suiza 12Y-45 , в котором использовался нагнетатель S-39-H3, разработанный совместно Андре Планиолем и польским инженером Йозефом Шидловским . Устройство Шидловски-Планиола было крупнее, но гораздо эффективнее посредственных моделей Hispano-Suiza. При использовании топлива с октановым числом 100 нагнетатель повышался до 7:1, как у -21, увеличивая мощность до 900 л.с. (670 кВт). В сочетании с гребным винтом Ratier с постоянной скоростью это позволило D.520 работать так же, как современные конструкции из Германии и Англии.
Еще одно улучшение наддува привело к созданию Hispano-Suiza 12Y-49 , мощность которого увеличилась с 850 л.с. (630 кВт) на уровне моря до 920 л.с. (690 кВт) на высоте чуть более 10 000 футов (3 000 м). Такое улучшение мощности с высотой было общей чертой большинства двигателей той эпохи, результатом того, что нагнетатель «лишал» мощности на малых высотах, но не увеличивал мощность из-за возможности детонации.
Последней основной версией стал Hispano-Suiza 12Y-51 мощностью 1085 л.с. (809 кВт) , производство которого только началось во время перемирия с Германией . -51 был первой версией, которая приблизилась к пределам производительности двигателя, хотя одноступенчатый наддув означал, что он не мог конкурировать с конструкциями из Англии и Германии на высоте более 15 000 футов (5 000 м).
Иностранные деривативы
[ редактировать ]В начале 1930-х годов Чехословакия получила права на производство лицензионной версии HS-12Y. Он был произведен компанией Avia ( Škoda ) в Праге- Чаковице . Двигатель должен был стать стандартной силовой установкой всех чехословацких военных самолетов. И HS-12Ycr, и HS-12Ydrs были построены в больших количествах и были более известны под этими названиями, а не под каким-либо чехословацким обозначением. Среди самолетов с этими двигателями были чехословацкие Avia B-34 , Avia B-534 , Avia B-71 , Avia B-35 , Avia B-135 и югославский Рогожарский ИК-3 .
По лицензии Швейцарии было построено и собрано несколько различных версий базового 12Ycrs для использования на нескольких самолетах: разведывательном биплане EKW C-35 , многоцелевом EKW C-36 швейцарской сборки, , D-3800 копии французского истребителя MS 406 и швейцарской постройке. версии французского истребителя MS412 под названием D.3801 . После падения Франции Заурер доработал двигатель до двигателей YS-2 и YS-3 . Они использовались в более мощных последующих версиях той же базовой конструкции французского истребителя MS450 под названием D.3802 , а затем в окончательной версии под названием D.3803 .
В середине 1930-х годов русский инженер Владимир Климов был командирован во Францию для получения лицензии на местное производство 12У. Был внесен ряд конструктивных изменений, чтобы обеспечить работу в холодную погоду, и в 1935 году в производство поступил двигатель как Климов М-100 мощностью около 750 л.с. (560 кВт). [ 1 ] Однако серия постоянных обновлений увеличила допустимое число оборотов в минуту с довольно низких 2400 до 2700, как у 12Y, тем самым увеличив мощность до 1100 л.с. (820 кВт). Получившаяся в результате конструкция Климов М-105 (ВК-105) стала одним из основных советских двигателей во время войны, устанавливавшимся на все истребители Яковлева .
Варианты
[ редактировать ]Табличные данные Lage 2004 г. [ 2 ]
Модель | Год | Сжатие | Мощность (л.с.) | @ об/мин | К мощность (л.с.) | Сокращение выпуска | Оптимальная высота нагнетателя (м) | Вес (кг) | Пушка (да/нет) | Комментарии |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
12Юбр 650 л.с. | 1932 | 6.4 | 785 | 2,200 | 785 | 1.5 | 0 | 415 | н | Номинальная мощность (650 л.с.) менее номинальной 785 л.с. |
12 лет | 1934 | 5.8 | 860 | 2,400 | 835 | 1.0625 | 4,000 | 470 | и | |
12 лет | 1934 | 5.8 | 860 | 2,400 | 835 | 0.67:1 | 4,000 | 470 | и | |
12Ygrs 650 л.с. | 1932 | 5.8 | 850 | 2,400 | 800 | 1.5 | 4,000 | 430 | н | Номинальная мощность (650 л.с.) менее номинальной 850 л.с. |
12 лет | 1934 | 6.4 | 800 | 2,200 | 800 | 1.5 | 0 | 440 | н | Как и 12Юбр, винт изменяемого шага, левого поворота. Для этой и всех последующих записей в обеих таблицах номинальная мощность = номинальная мощность = мощность. |
12 лет | 1934 | 5.8 | 860 | 2,400 | 835 | 1.5 | 4,000 | 470 | н | Как и 12Юбрс, винт изменяемого шага, левый поворот. |
12 лет1 | 1934 | 5.8 | 880 | 2,400 | 890 | 1.5 | 2,400 | 470 | н | Винт изменяемого шага, левый поворот |
12 лет2 | 1934 | 5.8 | 930 | 2,400 | 992 | 1.5 | 900 | 470 | н | Винт изменяемого шага, левый поворот |
12 лет | 1934 | 5.8 | 860 | 2,400 | 835 | 1.5 | 4,000 | 470 | н | В 12 лет, поворот направо |
12 лет1 | 1934 | 5.8 | 880 | 2,400 | 890 | 1.5 | 2,400 | 470 | н | Как 12Ydrs1, поворот направо |
12 лет2 | 1934 | 5.8 | 930 | 2,400 | 992 | 1.5 | 900 | 470 | н | В 12 лет, поворот направо |
12Y-21 | 1935 | 7.0 | 910 | 2,400 | 880 | 1.5 | 3,600 | 470 | н | |
12Y-25 | 1935 | 5.8 | 860 | 2,400 | 943 | 1.5 | 3,600 | н | Начиная с 12Ydrs, регулируемый угол опережения зажигания. | |
12Y-26 | 1935 | 5.8 | 900 | 2,400 | 950 | 1.8 | 850 | 483 | противоположное вращение до -27 | |
12Y-27 | 1935 | 5.8 | 900 | 2,400 | 950 | 1.8 | 850 | 483 | противоположное вращение до -26 | |
12Y-28 | 7.2 | 920 | 2,400 | 910 | 0.67:1 | 3,600 | 475 | и | Левое вращение | |
12Y-29 | 7.2 | 920 | 2,400 | 910 | 0.67:1 | 3,600 | 475 | и | Идентичен -28, но вращение вправо. | |
12Y-30 | 1936 | 5.8 | 860 | 2,400 | 830 | 0.67:1 | 3,250 | 468 | и | Переработанные шатуны, левое вращение. |
12Y-31 | 1936 | 5.8 | 860 | 2,400 | 830 | 0.67:1 | 3,250 | 468 | и | Идентичен -30, но с правым вращением. |
12Y-32 | 1936 | 5.8 | 960 | 2,400 | 955 | 0.67:1 | 2,300 | 468 | и | Переработанные шатуны, левое вращение. |
12И-33 | 1936 | 5.8 | 960 | 2,400 | 955 | 0.67:1 | 2,300 | 468 | и | Идентичен -32, но вращение вправо. |
12И-36 | 1936 | 7.0 | 960 | 2,400 | 1,050 | 0.55:1 | 1,250 | 483 | и | Левое вращение |
12И-37 | 1936 | 7.0 | 960 | 2,400 | 1,050 | 0.55:1 | 1,250 | 483 | и | Идентичен -36, но вращение вправо. |
12И-38 | 1936 | 7.0 | 1000 | 2,400 | 1.5 | 3,400 | н | Левое вращение | ||
12И-39 | 1936 | 7.0 | 1000 | 2,400 | 1.5 | 3,400 | н | Идентичен -38, но вращение вправо. | ||
12И-41 | 1936 | 7.0 | 920 | 2,400 | 0.67:1 | 3,600 | 483 | и | ||
12И-45 | 7.0 | 920 | 2,400 | 935 | 0.67:1 | 4,200 | и | Нагнетатель Шидловского-Планиола (SP) | ||
12И-47 | 1936 | 5.8 | 860 | 2,400 | 830 | 0.67:1 | 3,250 | 468 | и | |
12 лет 49 | 7.0 | 910 | 2,400 | 910 | 0.67:1 | 5,250 | и | (SP) нагнетатель, регулируемый угол опережения зажигания | ||
12И-50 | 1939 | 7.0 | 1,000 | 2,500 | 1,100 | 0.67:1 | 3,260 | 492 | и | (SP) Левое вращение нагнетателя |
12И-51 | 1939 | 7.0 | 1,000 | 2,500 | 1,100 | 0.67:1 | 3,260 | 492 | и | Идентичен -50, но с правым вращением. |
Модель | Год | Сжатие | Мощность (л.с.) | @ об/мин | К мощность (л.с.) | Сокращение выпуска | Оптимальная высота нагнетателя (м) | Вес (кг) | Пушка (да/нет) | Комментарии |
Связанный
[ редактировать ]Лицензионные варианты
[ редактировать ]- Чехословакия
- Авиа ХС 12Y
- СССР [ 3 ] [ 4 ]
- Klimov VK-100
- Klimov VK-103 746 kW (1,000 hp)
- Klimov VK-103A 820 kW (1,100 hp) at 2,000 m (6,600 ft)
- Klimov VK-104
- Klimov VK-105P 820 kW (1,100 hp) at take-off
- Klimov VK-106 1,007 kW (1,350 hp) at take-off
- Klimov VK-107 1,342 kW (1,800 hp) at take-off
- Швейцария
- Испано-Сюиза HS-77
- 12 лет
Приложения
[ редактировать ]- АЕККЕА-РААБ Р-29
- ANF Серия Les Mureaux 110-119
- ANF Ле Мюро 113
- Аэро А.104
- Амиот 110-С
- Амиот 143
- Амиот 354
- Амиот 370
- Арсенал ВБ 10
- Арсенал ВГ-33
- Arsenal-Delanne 10
- Ему было 156
- Имел Б-135
- Имел Б-34
- Имел Б-534
- У него был Б.35
- Бернард 260
- Бернард 80 ГР
- Бернар 82
- Блох MB.170
- Блох MB.177
- Блох МБ.200
- Блох MB.210
- Блерио-СПАД S.510
- Бреге 19
- Бреге 270
- Бреге 410
- Бреге 482
- Бреге 521 Бизерта
- КАМС 110
- КАМС 80
- Капрони ок.335
- Д.3800/01/02/03
- Девуатин D.500
- Девуатин D.510
- Девуатин D.513
- Девуатин D.520
- Девуатин D.770
- Дорнье До 22
- ЭКВ С-35
- ЭКВ С-36
- Фейри Призрак
- Фейри Фокс
- Фарман Ф.220
- Фарман NC.223.3
- Фарман NC.223.4
- Фовель АВ.29
- Икарус ИК-2
- Лэтэм 47
- Латекоэр 298
- Латекоэр 300
- Латекоэр 380
- Латекоэр 521
- Лиоре и Оливье ЛеО 25
- Лиоре и Оливье ЛеО H-47
- Луара 130
- Луара-Ньюпор 161
- Луара-Ньюпор LN.401
- Моран-Солнье MS406
- Моран-Солнье MS475
- Моран-Сольнье Ванно
- Ньюпор-Делаж НиД-120
- Переместить 230
- Ход 39
- Move-CAMS 141
- Move-CAMS 160
- Move-CAMS 161
- Ренард Р-36
- Ренар Р.31
- Рогозарский ИК-3
- Романо Р.90
- САБ АВ-80
- СНКАК NC.130
- СНКАК NC.150
- СНКАК NC.4-10
- СНКАО 200
- Вибо 360
- Вибо 366
Klimov powered
[ редактировать ]- Архангельский Ар-2
- Бартини ДАР
- Бериев МБР-7
- Bolkhovitinov S
- Lavochkin-Gorbunov-Goudkov LaGG-1
- Lavochkin-Gorbunov-Goudkov LaGG-3
- Мёркё-Моране
- Petlyakov Pe-2
- Petlyakov Pe-3
- Petlyakov Pe-8
- Polikarpov I-17
- Tupolev SB
- Yakovlev Yak-1
- Yakovlev Yak-2
- Yakovlev Yak-3
- Yakovlev Yak-4
- Yakovlev Yak-7
- Yakovlev Yak-9
- Yermolayev Yer-2
Технические характеристики (12Y-50)
[ редактировать ]Данные авиационных двигателей мира, 1945 г. [ 5 ]
Общие характеристики
- Тип: Двенадцатицилиндровый двигатель V12 с наддувом и жидкостным охлаждением, 60°.
- Диаметр цилиндра : 150 мм (5,9 дюйма)
- Ход : 170 мм (6,69 дюйма)
- Рабочий объем : 36 л (2197 куб. Дюймов)
- Длина: 2137 мм (84,3 дюйма)
- Ширина: 764 мм (29,9 дюйма)
- Высота: 945 мм (37 дюймов)
- Сухой вес : 492 кг (1085 фунтов)
Компоненты
- Клапанный механизм : один впускной и один выпускной клапан, заполненный натрием, на цилиндр, приводимый в действие одним верхним распределительным валом на каждый блок.
- Нагнетатель : односкоростной центробежный нагнетатель с зубчатым приводом , передаточное число 10:1.
- Топливная система: шесть Solex 56 SVC. карбюраторов
- Тип топлива: 87. с октановым числом бензин
- Масляная система: подача под давлением, сухой картер.
- Система охлаждения: под давлением, с жидкостным охлаждением.
- Редуктор : Прямозубый, 0,67:1
Производительность
- Выходная мощность: 820 кВт (1100 л.с.) при 2400 об/мин на взлете.
- Удельная мощность : 22,8 кВт/л (0,38 л.с./дюйм). 3 )
- Степень сжатия : 7:1
- Удельный расход топлива : 0,5 фунта/(л.с.•ч)
- Расход масла: 0,018 фунта/(л.с.•ч)
- Отношение мощности к весу : 1,66 кВт/кг (1,01 л.с./фунт)
См. также
[ редактировать ]Сопоставимые двигатели
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Данель, Раймонд и Жан Кюни. Docavia № 4: Dewoitine D.520 (на французском языке). Париж: Издания Ларивьер, 1966.
- Котельников Владимир. Российские поршневые авиационные двигатели . Мальборо, Уилтшир. Crowood Press Ltd. 2005. ISBN 1-86126-702-9 .
- Hispano-Suiza 12Y-47 Дата обращения: 1 октября 2010 г.
- Уилкинсон, Пол Х. Авиационные двигатели мира, 1945 год . Пол Х. Уилкинсон. Нью-Йорк. 1945 год ОСЛК 766030348
- Ганстон, Билл. Всемирная энциклопедия авиационных двигателей полностью переработанное второе издание . Патрик Стивенс Лимитед. Веллингборо. 1989. ISBN 1-85260-163-9
- Лаге, Мануэль (2004). Латиноамериканская Швейцария в воздухоплавании . Уоррендейл, США: SAE International. стр. 100-1 486–487. ISBN 0-7680-0997-9 .