Jump to content

Tupolev SB

(Перенаправлено с Авиа Б-71 )
АНТ-40/СБ
Финский трофейный СБ
Роль Быстрый бомбардировщик
Производитель Туполев
Дизайнер Александр Архангельский
Первый полет 7 октября 1934 г.
Введение 1936
Ушедший на пенсию 1950 ( ВВС Испании )
Основные пользователи Советские ВВС
Чехословацкие ВВС
Китайские националистические ВВС
ВВС
Произведено 1936–1941
Количество построенных 6,656

Туполев АНТ-40 , также известный под служебным названием Туполев СБ ( русский : Скоростной бомбардировщик Скоростной бомбардировщик – скоростной бомбардировщик) и одноимённое название разработки ЦАГИ-40 , был высокоскоростным двухмоторным трёхместным бомбардировщиком монопланом - , первым летал в 1934 году . Конструкция Туполева была передовой, но ей не хватало доработки, к большому разочарованию экипажей, обслуживающего персонала и Сталина , который отмечал, что «в авиации не бывает мелочей».

В численном отношении самый важный бомбардировщик в мире конца 1930-х годов, СБ был первым современным самолетом с усиленной обшивкой , массово производимым в Советском Союзе , и, вероятно, самым грозным бомбардировщиком середины 1930-х годов. Он производился в Советском Союзе, а также строился по лицензии в Чехословакии . Многие версии участвовали в обширных боевых действиях в Испании , Китайской Республике , Монголии , Финляндии и в начале Второй мировой войны против Германии в 1941 году. Он также использовался в различных гражданских вариантах, в качестве тренеров и во многих второстепенных ролях. Успешный в гражданской войне в Испании, поскольку он опередил большинство существующих истребителей (состоящих в основном из бипланов), этот самолет устарел к 1941 году, более быстрые истребители (такие как Bf-109 ). поскольку к тому времени были представлены [ нужны разъяснения ] К июню 1941 года 94 процента бомбардировщиков в ВВС Красной Армии ( ВВС РККА ) составляли СБ.

Разработка

[ редактировать ]
Aeroflot Tupolev ANT-40.

В 1933 году Министерство ВВС СССР (УВВС) выпустило эскизное задание на скоростной бомбардировщик. Работа над этим предложением в ЦАГИ началась в январе 1934 года. СБ был спроектирован и разработан в КБ Туполева («Конструкторское бюро») коллективом под руководством А. А. Архангельского . Планировалось две версии — с Wright Cyclone радиальными двигателями (АНТ-40 РТс) и с Hispano-Suiza 12Y жидкостного охлаждения двигателями V12 (АНТ-40 ИС). навыки, полученные при проектировании самолетов МИ-3 Широко использовались и ДИ-8. Первые два прототипа были спроектированы как АНТ-40.1 и АНТ-40.2. Прототип с двигателем «Циклон» поднялся в воздух первым 7 октября 1934 года, а первый прототип с двигателем Hispano-Suiza (АНТ-40 1 [ 1 ] [ 2 ] ), имевший крыло большего размера, поднялся в воздух 30 декабря 1934 года, продемонстрировав превосходные характеристики. [ 3 ]

Второй самолет с двигателем Hispano-Suiza, АНТ-40 2, считался серийным прототипом, и его характеристики были впечатляющими. Однако у него возникли проблемы с прорезыванием зубов, из-за чего недовольный персонал-испытатель покрыл АНТ-40 2 плакатами с перечислением дефектов самолета перед визитом Серго Орджоникидзе , наркома тяжелой промышленности. Увидев эти плакаты, Орджоникидзе вызвал Туполева на встречу в Кремль, чтобы обсудить эти недостатки. Когда Туполев заявил, что большинство дефектов тривиальны, Иосиф Сталин сказал: [ 4 ]

нет мелочей В авиации ; все серьезно и любая неисправленная "мелочь" может привести к гибели самолета и его экипажа.

Первый серийный самолет, получивший обозначение СБ, сошел с конвейера еще в конце 1935 года, еще до АНТ- 40-2 . завершения программы летных испытаний [ 5 ] В серийное производство самолет поступил в 1936 году и до 1941 года выпускался на двух заводах — Государственном авиазаводе № 22 в Москве и № 125 в Иркутске . [ 6 ]

Несмотря на то, что сборочные линии постоянно подвергались модификациям, к концу 1936 года было поставлено около 400 СБ (некоторые из них были переправлены в Испанию), а 24 эскадрильи ВВС находились в процессе разработки новых моделей. бомбардировщик. [ 7 ] Показав отличные результаты в Гражданской войне в Испании, он получил народное название « Катюша » (Екатерина). [ 8 ]

В 1937 году между советским и чехословацким правительствами были заключены переговоры о поставке бомбардировщиков СБ и лицензии на местное производство в обмен на право производства «Шкода» образца 1936 года 75-мм горной пушки . Версия SB, которая должна была поставляться и впоследствии производиться по лицензии как Avia B-71, представляла собой SB 2M-100A, но оснащенную двигателем Hispano-Suiza 12-Ydrs производства Avia. Одиночный калибр 7,92 мм vz. 30 пулеметы заменил спаренные ШКАС в носовой части, аналогичное вооружение было предусмотрено на спинной и подфюзеляжной станциях. [ 9 ] [ 10 ]

К середине 1938 года в Чехословакию должно было быть переброшено 60 самолетов. Запланированная программа лицензионного производства проходила явно неторопливо, несмотря на все более опасную политическую ситуацию. К 15 марта 1939 года, когда немецкий Вермахт оккупировал Богемию и Моравию , ни один самолет чешской постройки не был поставлен. [ 9 ] [ 10 ]

Туполев СБ в музее ВВС Монино

Тем временем развитие SB продолжалось с внесением изменений, отражающих уроки ранних операций в Испании. версией SB возникли проблемы Поскольку при переоборудовании пилотов для управления учебно -тренировочной , в сентябре 1937 года был построен USB с модифицированной носовой частью, открытой кабиной для инструктора и двойным управлением. [ 11 ] [ 12 ] Проблемы также возникли с вооружением: носовые орудия имели ограниченный ход и поэтому малопригодны для лобовых атак, а позже самолеты были модифицированы с улучшенной областью обстрела. С 1940 года спинная артиллерийская позиция была заменена закрытой башней, а также была модифицирована подфюзеляжная артиллерийская позиция, которую было трудно использовать. [ 13 ] [ 14 ]

Самолет также постепенно оснащался усовершенствованными двигателями. Сначала он оснащался двигателем «Климов» М-100 — лицензионной версией двигателя Hispano-Suiza 12Ybrs, но вскоре его заменил более мощный М-100А, а с 1938 года — еще более мощный М-103. В то время как двигательная установка СБ 2-М103 изначально сохраняла лобовые радиаторы самолета М-100, создающие лобовое сопротивление, была разработана улучшенная двигательная установка с подвешенными под двигателями радиаторами. [ 15 ] 2 сентября 1937 г. М.Ю. Алексеев установил официальный рекорд высоты 12 246 м (40 177 футов) с нагрузкой 1000 кг (2200 фунтов) на СБ с двигателем М-103. Ранее он установил неофициальный рекорд - 12 695 м (41 650 футов). [ 16 ]

В попытке дальнейшего улучшения характеристик СБ, который к 1939 году устаревал, была разрешена разработка двух версий второго поколения: прямой замены СБ и специализированного пикирующего бомбардировщика. Уровневый бомбардировщик, известный как СН-МН или ММН, имел новое крыло уменьшенной площади и оснащался более мощными двигателями Климов М-105 . Характеристики были немногим лучше, чем у стандартного самолета, и от него отказались. Пикирующий бомбардировщик, получивший обозначение СБ-РК (позже переименованный в Архангельский Ар-2 по имени его конструктора, поскольку Туполев был заключен в тюрьму и находился в опале), был похож на ММН, но был оснащен пикирующими тормозами и был заказан в производство. [ 17 ] [ 18 ]

Несмотря на то, что СБ больше не был современным самолетом, производство продолжало расти в течение 1939 и 1940 годов, поскольку Советский Союз пытался нарастить мощь своих военно-воздушных сил, чтобы конкурировать с растущей угрозой нацистской Германии, насчитывавшей почти 4000 самолетов. строятся за эти два года. [ 19 ] СБ был снят с производства в начале 1941 года, его заменил Петляков Пе-2 . [ 20 ] Всего на заводе № 22 в Москве до его эвакуации в Казань было построено 5695 штук , а на заводе № 125 построено еще 1136 в Иркутске. [ 21 ] Три прототипа построили в ОКБ Туполева. [ 21 ] в то время как Aero Vodochody и Avia в Чехословакии построили 45 и 66 соответственно, [ 9 ] [ 12 ] Всего построено 6945 экземпляров.

СБ представлял собой цельнометаллический моноплан Климов М-100 с двумя 12-цилиндровыми двигателями водяного охлаждения (лицензионная версия двигателя Hispano-Suiza 12-Yrds), приводившими в движение двухлопастные металлические винты фиксированного шага . Двигатели имели сотового типа, лобовые радиаторы закрытые вертикальными с термостатическим охлаждающими заслонками управлением . На ранней стадии производства двигатель М-100 уступил место улучшенному двигателю М-100А с регулируемыми по земле трехшаговыми гребными винтами, скорость которого была увеличена до 423 км / ч (263 миль в час) на высоте 4000 м (13 000 футов). . Из-за широкого крыла с большим удлинением, которое обеспечивало ему хорошие высотные характеристики, советские экипажи прозвали СБ « Птеродактиль ». [ 22 ]

Операционная история

[ редактировать ]

У СБ был ряд иностранных заказчиков. В основном они остались довольны характеристиками самолета. Были претензии к высокому уровню шума, тесноте боевого отделения, жесткой подвеске шасси и, в частности, к положению переднего стрелка, добраться до которого можно было только через люк под фюзеляжем, что не позволяло стрелку спастись в случае квашения или приземление на живот . Чехословакия подписала соглашение о производстве АНТ-40 как Авиа Б-71. [ 23 ]

Гражданская война в Испании

[ редактировать ]

К 1 июля 1936 года в советские ВВС было поставлено всего 54 СБ. [ 24 ] это не помешало новому бомбардировщику Туполева оказаться в числе первых партий военной техники, отправленных Советским Союзом для поддержки испанских республиканцев, когда гражданская война в Испании. 17 июля 1936 года разразилась Первоначальная партия из 31 СБ прибыла в Картахену на борту советского самолета. Грузовой комсомол в октябре 1936 года выполняет свой первый вылет - бомбардировку четырьмя СБ аэродрома Таблада в Севилье 28 октября. СБ использовались для оснащения группы 12-й ВВС Испании , которая поначалу в основном комплектовалась советскими добровольцами и находилась под советским контролем. [ 25 ]

СБ мог превосходить Fiat CR.32 и Heinkel He 51 истребители- бипланы националистических сил, поэтому его было трудно перехватить, а единственным способом перехвата СБ было пикирование с большой высоты. [ 26 ] 29 мая 1937 года два СБ атаковали немецкий карманный линкор «Дойчланд» , приняв его за националистический крейсер «Канариас» , убив 31 и ранив еще 83 немецких моряка. [ 27 ] В июне – июле была получена вторая партия из 31 СБ, что позволило Grupo 12 вернуться в полную численность и новое подразделение Grupo 24. создать [ 28 ] Поставка Мессершмиттов Bf 109 для перевооружения немецкого легиона Кондор означала, что СБ больше не могла уклоняться от истребителей-националистов только за счет скорости, и потери возросли. [ 26 ]

Третья и последняя партия из 31 СБ прибыла в июне 1938 года. [ 29 ] позволяя операциям продолжаться, хотя потери по-прежнему были высокими. К моменту окончания Гражданской войны в апреле 1939 года было потеряно 73 СБ, из них 40 в результате действий противника. [ 26 ] Девятнадцать СБ были захвачены националистами и использованы для формирования эскадрильи бомбардировщиков. Хотя некоторые из них были модернизированы на французские двигатели Hispano-Suiza 12Ybrs для облегчения технического обслуживания, они по-прежнему испытывали нехватку запасных частей, и в апреле 1943 года только три были годны к полетам. Когда в декабре 1943 года были получены Юнкерсы Ju 88 , оставшиеся СБ использовались для периодических тренировочных полетов, пока в 1948 году их не сняли и не сдали на слом. [ 30 ]

Советские авиаторы на аэродроме Ханькоу.

В июле 1937 года Вторая китайско-японская война разразилась . Советский Союз подписал советско-китайский пакт о ненападении 21 августа 1937 года и в рамках этого соглашения поставил большое количество военной техники китайским националистам , а также развернул полные подразделения военно-воздушных сил, номинально укомплектованные советскими добровольцами. Первоначальная поставка 62 СБ была осуществлена ​​в сентябре-октябре 1937 года, а боевые действия советских войск начались в декабре атаками на японские корабли на реке Янцзы . 23 февраля 1938 года, чтобы отпраздновать День Советской Армии , советские СБ совершили дальнюю атаку на японские аэродромы на Тайване, уничтожив 40 японских самолетов, уничтоженных на земле. [ 31 ] [ 32 ]

Еще 60 СБ были доставлены в Китай в начале 1938 года и активно использовались для атак японских войск во время битвы за Ухань . Потери были тяжелыми, что вынудило китайские подразделения СБ быть временно выведены из боя. Советские части, эксплуатирувшие СБ над Китаем, в 1939 году перевооружились на ДБ-3 «Ильюшин» , что позволило передать их СБ китайским частям, но китайцы использовали эти подкрепления ограниченно. [ 33 ]

Советский Союз поставил еще 100 СБ в 1941 году, незадолго до подписания советско-японского Пакта о нейтралитете . СБ постепенно вывели из передовых операций против японцев с поставкой более современных американских бомбардировщиков с 1942 года, частично замененных Lockheed Hudsons и B-25 Mitchells . Ограниченное количество СБ продолжало использоваться в небоевых целях, включая операции против опиумных плантаций, а затем было использовано против коммунистов, когда гражданская война в Китае в 1945 году, и окончательно было выведено из строя в 1946 году. вспыхнула [ 32 ] [ 34 ]

Туполев СБ 2М-103 из 38-го СБАП , лето 1939 г.

Монголия

[ редактировать ]

Помимо самолетов, эксплуатируемых добровольцами против японцев над Китаем, СБ использовались в боях против японцев во время боев у озера Хасан на восточном участке китайско-российской границы в июле – августе 1938 года, при этом один СБ был потерян. [ 35 ] В мае 1939 года бои между советскими и японскими войсками возобновились на Халхин-Голе в Восточной Монголии. Хотя СБ не участвовали в майских воздушных боях, где советские войска понесли тяжелые потери, в июне в Монголию были переброшены два полка СБ, летавшие их первые миссии состоялись 26 июня. [ 36 ] СБ активно использовались против японских войск, когда они атаковали в начале июля. Советские полки СБ состояли из смеси ранних и более поздних СБ, чья разная скорость вызывала проблемы с поддержанием строя, в то время как японские истребители Накадзима Ки-27 умело использовали плохое оборонительное вооружение СБ, при этом радист управлял обеими спинными полками. и вентральные пушки. [ 35 ] Чтобы свести к минимуму потери японских истребителей, Советы изменили тактику, выполняя вылеты СБ на высоте более 6100 м (20 000 футов), где японцам было трудно перехватить. [ 37 ] СБ продолжали использоваться против японцев, поскольку советские и монгольские войска под командованием Георгия Жукова вели успешное наступление, пока в сентябре 1939 года не было подписано соглашение о прекращении огня.

Зимняя война

[ редактировать ]
Шведские добровольцы во время Зимней войны осматривают сбитый Туполев СБ.
Шведские добровольцы во время Зимней войны осматривают сбитый Туполев СБ.

30 ноября 1939 года Советский Союз напал на Финляндию в ходе конфликта, который стал известен как Зимняя война , при этом силы, развернутые против Финляндии, включали несколько сотен СБ. Потери были тяжелыми: соединения бомбардировщиков часто оставались без сопровождения и были вынуждены действовать на малых высотах, где они были уязвимы для финского зенитного огня и истребителей. Если в 1936 году в Испании СБ могла опережать истребители противника, то к настоящему времени она была уязвима и плохо вооружена. СБ оснащались лыжами для работы с заснеженных аэродромов, что замедляло самолеты и делало их более уязвимыми, а необходимость носить тяжелую зимнюю одежду еще больше усложняла работу наводчика. [ 20 ] [ 38 ] К концу 15-недельной войны было потеряно не менее 100 СБ, [ 19 ] финны заявляют, что сбито около 200 человек, из них 92 - финские истребители. [ 20 ] [ 39 ]

Восточный фронт

[ редактировать ]
СБ подбит в районе реки Березина, июль 1941 г.

Когда Германия вторглась в Советский Союз переоборудование более современными самолетами, такими как Пе-2 в июне 1941 года, началось . Тем не менее, 94% советских оперативных бомбардировочных сил были оснащены СБ. [ 40 ] вдоль западных приграничных округов Советского Союза было развернуто 1500–2000 СБ. [ 41 ] [ 42 ] Люфтваффе « начали операцию Барбаросса» с скоординированных ударов по 66 крупным советским аэродромам. [ 41 ] уничтожив большую часть советской авиации на земле или в воздухе в первый день вторжения. СБ, пережившие кровавую бойню первого дня, по-прежнему использовались плохо, многие из них были потрачены впустую в несопровождаемых атаках на малых высотах по немецким танкам, где относительно большие размеры СБ и отсутствие брони делали его очень уязвимым для немецких легких зенитных артиллерийских установок . Немецкие истребители продолжали нести тяжелые потери. В течение нескольких дней потери вынудили большинство оставшихся СБ перейти к ночным атакам. [ 42 ]

СБ продолжали применяться при обороне Ленинграда и Москвы , преимущественно ночью, атакуя немецкую артиллерию. К декабрю 1941 года почти все СБ были либо заменены, либо потеряны. [ 41 ] хотя он широко использовался до марта 1942 года на Севере против Финляндии. [ 42 ] [ 43 ] СБ продолжали использоваться для небоевых задач, таких как десантирование припасов, буксировка планеров и обучение, и продолжали использоваться на Дальнем Востоке до 1945 года. [ 41 ]

Финское использование

[ редактировать ]
Туполевские СБ ВВС Финляндии выстроились в шеренгу.

Многие советские СБ разбились или совершили вынужденную посадку на финской земле во время Зимней войны, при этом финны спасли как можно больше самолетов, а те, что в лучшем состоянии, были отправлены в Valtion lentokonetehdas для возможного ремонта для использования финскими ВВС. К моменту войны-продолжения против Советского Союза пять СБ были отремонтированы (еще три добавлены позже), которые использовались для оснащения Lentolaivue 6 , морского патрулирования и штурмовых миссий. [ 19 ] [ 39 ] Эти самолеты были дополнены еще 16 СБ, купленными в Германии, захватившей их в первые недели вторжения в Советский Союз. [ 44 ] Эти СБ использовали первые глубинные бомбы, сбрасываемые с воздуха, применявшиеся в бою. Финляндия потеряла семь СБ в результате аварий во время Войны-продолжения, при этом ни один из них не был потерян в бою, при этом финские СБ уничтожили три советские подводные лодки и 4000-тонное торговое судно. [ 45 ]

Варианты

[ редактировать ]
  • АНТ-35 - вариант авиалайнера. Также обозначается ПС-35 .
  • АНТ-38 - недостроенный скоростной бомбардировщик 1934 года, возможно, связанный с АНТ-41. [ 46 ]
  • АНТ-40 РЦ ( Райт Циклон ) или СБ : первый прототип с двигателями Райт-Циклон мощностью 545 кВт (730 л.с.) и размахом крыла 19,0 м (62 фута 4 дюйма). Он был завершен в сентябре 1934 года, а свой первый полет совершил 7 октября 1934 года. [ 1 ] [ 3 ] Он был поврежден при вынужденной посадке и переоборудован с двигателями Туманский М-87 мощностью 670 кВт (900 л.с.) , а вторая серия испытательных полетов была произведена с 5 февраля по 31 июля 1935 года. [ 47 ] Разработка не продолжилась, поскольку АНТ-40 ИС был лучше. [ 3 ] Использовалась как экспериментальная (лыжная экипировка и т.п.) модель.
  • АНТ-40 ИС ( Hispano-Suiza ): прототипы с двигателями Hispano-Suiza 12Y мощностью 560 кВт (750 л.с.) и с увеличенным размахом (20,3 м (66 футов) 7 + 1 дюйма ) крыльев. Два построены: первый АНТ-40-1 поднялся в воздух 30 декабря 1934 года, достигнув скорости 378 км/ч (235 миль в час) во время первоначальных испытаний и 402 км/ч (250 миль в час) во время последующих полетов. [ 1 ] [ 48 ] Второй экземпляр, АНТ-40 2 , с измененными крыльями и хвостовым оперением, появился в сентябре 1935 года и послужил серийным прототипом. [ 2 ]
  • АНТ-41 - неродственный бомбардировщик-торпедоносец , схожий по компоновке с СБ, но более крупный и мощный. Один построен в 1936 году, заброшен после того, как был разрушен в результате крушения из-за сильного флаттера . [ 49 ]
  • АНТ-46 — двухместный тяжелый истребитель, аналог АНТ-40 1 , но оснащенный двумя импортными двигателями «Гном-Рон 14К» мощностью 597 кВт (800 л.с.) и вооруженный двумя 100-мм безоткатными орудиями в крайних крыльях, четырьмя стационарными пулеметами в носовая часть и один гибко установленный пулемет в кабине наблюдателя. Один прототип с обозначением ВВС ДИ-8 впервые поднялся в воздух в августе 1935 года, но был заброшен после отказа от Леонида Курчевского и его последующего ареста. проектов безоткатных орудий [ 50 ] [ 51 ]
  • АНТ-48 – проект высокоскоростного спортивного самолета.
  • АНТ-49 - предлагаемый вариант дальней разведки с аэрофотокамерами в бомбоотсеке и топливными баками большего размера; проект отменен до того, как был построен прототип.
  • СБ 2М-100 – первая серийная модель. Площадь крыла увеличена до 56,7 м. 2 (610 футов 2 ). Оснащен двигателями Климов М-100 (Hispano-Suiza 12Y, построенными по лицензии) с двухлопастными воздушными винтами. [ 49 ] [ 52 ]
  • СБ 2М-100А - новые двигатели М-100А мощностью 642 кВт (860 л.с.) с трехлопастными воздушными винтами. [ 52 ] Выпускался с конца 1936 года. [ 7 ] Иногда неофициально называют SBbis .
  • СБ 2М-100А модернизированный — новая кормовая артиллерийская установка с надфюзеляжной башней МВ-3. Испытан в мае 1937 г. Принят, но в производство не поступил. [ 12 ] [ 52 ]
  • СБ-бис - прототип с двигателями Климов М-103 мощностью 716 кВт (960 л.с.) , двойным управлением и винтами регулируемого шага. Он совершил полет в сентябре 1937 года, но увеличение веса привело к снижению характеристик. [ 52 ]
  • СБ-бис2 - прототип двигателя М-103 с полированными крыльями. Небольшой прирост производительности. Никакого производства. [ 12 ] [ 52 ]
  • СБ-бис3 - третий прототип с двигателем М-103, с новыми мотогондолами с радиаторами, перенесенными под двигатели, а не с лобовыми радиаторами, которые были на более ранних самолетах. Испытания проводились с 1 ноября 1937 г. по 17 января 1938 г., при этом испытания показали увеличение максимальной скорости до 446 км/ч (277 миль в час). [ 52 ] Позже усовершенствования были включены в серийные самолеты. [ 12 ]
  • СБ 2М-103 — 10-я серия. Серийный вариант 1938 года с двигателями М-103, оригинальными лобовыми радиаторами и усиленной конструкцией. Оснащен аварийными органами управления полетом для штурмана, возможностью установки убирающихся лыж и двумя внешними топливными баками емкостью 368 литров. [ 12 ] [ 52 ]
  • СБ 2М-103 – 14-я серия. Производство конца 1939 года, с двигателем М-103 и доработанными гондолами и радиаторами, испытанными в СБбис3. [ 12 ] [ 52 ]
  • СБ 2М-103 – 18-я серия. Дальнейшая улучшенная серийная версия с фиксированными воздухозаборниками радиатора и частично полированными крыльями. Трехлопастные винты изменяемого шага ВИШ-22. Оснащен спинной турелью МВ-3. [ 12 ] [ 52 ]
  • СБ 2М-104 — Примерно 30–50. [ 12 ] [ 53 ] Самолеты комплектовались двигателями М-104, но двигатель не выпускался серийно. [ 12 ]
  • СБ 2М-106 — несколько самолетов укомплектованы двигателями М-106, но двигатель не производится. [ 12 ]
  • USB – тренажер с двойным управлением, где инструктор сидит в открытой кабине в носовой части, заменяя штурмана. Построено более 120 машин на базе М-100А или М-103. [ 11 ] [ 12 ]
  • СБ-МН ( Меньше несущие - уменьшенная площадь) или ММН ( Модификация меньше несущие ) — бомбардировщик второго поколения с двигателями М-105 мощностью 783 кВт (1050 л.с.) и с новым крылом с 22 высокоподъемными аэродинамическими профилями NACA , уменьшенными. площадь и размах крыла (18,0 м (59 футов) 0 + 3/4 дюйма . ) Один построен. [ 17 ] [ 54 ]
  • СБ-РК ( Разрезное крыло - щелевое крыло) - пикирующий бомбардировщик, разрабатывавшийся параллельно с СБ-МН. Те же крылья, что и у СБ-МН, но с большими закрылками с прорезями, которые можно использовать в качестве тормозов пикирования. Радиаторы охлаждения были расположены внутри крыльев, воздухозаборник находился в передней части, а выхлопной - на верхней поверхности крыла. Оснащен тремя пулеметами ШКАС и мог нести шесть бомб по 100 кг (220 фунтов) или две бомбы по 250 кг (550 фунтов) внутри или бомбы по 1500 кг (3300 фунтов) снаружи. Запущен в производство как Архангельский Ар-2 . 200 построено до того, как его заменили Пе-2 и Ту-2 . [ 17 ] [ 54 ]
  • СББ-1 - последняя версия СБ Архангельского, основанная на СБ-МН и -РК, с еще меньшими крыльями (16,0 м (52 фута) размах 5 + 7 8 дюймов), двойной хвост и другие изменения. Альтернативное Б. обозначение Один прототип совершил полет в 1940 году, но не производился. [ 54 ]
  • Авиа Б-71 - лицензионный СБ 2М-100А, построенный в Чехословакии. [ 10 ]
  • ПС-40 — грузовая версия для Аэрофлота , с двигателями М-100А и без всего военного оборудования. Способен перевозить груз или шесть пассажиров. 100 поставлено в 1938 году. [ 12 ] [ 55 ]
  • ПС-41 - Переоборудование СБ 2М-103 в грузовой самолет Аэрофлота. ПС-41бис с подкрыльевыми топливными баками. [ 12 ] [ 55 ]
  • Птеродактиль - СБ 2М-103 с неубирающимся трехопорным шасси . Один переоборудованный в 1940 году. [ 18 ]

Операторы

[ редактировать ]
 Болгария
  • Болгарские ВВС эксплуатировали 32 самолета Avia B-71, переименованных в Avia-Katiusza Ě-8.
 Китай
Китай-Нанкин
  • Реорганизованные ВВС Китайской Республики располагали двумя бомбардировщиками Туполевами, на которых пилотировали дезертировавшие пилоты-националисты.
 Чехословакия
  • В апреле и мае 1938 года Чехословацкие ВВС получили 60 СБ российского производства с двигателями Hispano Suiza 12Ybrs. Еще 101 бомбардировщик и 60 самолетов-разведчиков было приказано построить по лицензии как Avia B-71, но был построен только 101.
 Финляндия
  • ВВС Финляндии располагали 24 бомбардировщиками СБ. Первые восемь самолетов (семь с двигателями М-103, один с двигателями М-100) были захвачены во время Зимней войны , еще 16 самолетов были переоборудованы из трофейных немцев материалов в период с 5 ноября 1941 по 27 августа 1942 года. Все самолеты были переоборудованы. с двигателями М-103 и использовались в качестве противолодочных самолетов в составе эскадрильи LeLv 6. Два самолета были восстановлены и использовались в качестве учебно-тренировочных. ВВС Финляндии отозвали все самолеты СБ в 1945 году, и все они были списаны в 1950 году. [ 19 ]
 Германия
  • Люфтваффе эксплуатировало трофейные самолеты, в том числе чешские Avia B-71 и советские СБ.
 Польша
  • Польские ВВС эксплуатировали несколько самолетов УСБ 2М-103 для тренировок после Второй мировой войны.
 Словацкая Республика (1939-1945)
  • Словацкие ВВС эксплуатировали один самолет Avia B-71 до 18 апреля 1943 года, когда ЧТК Антон Ванко и четыре других летчика перебежали вместе с ним в Турцию. [ 31 ] [ 56 ]
 Советский Союз
  • Советские ВВС
  • Аэрофлот получил неизвестное количество снятых с вооружения военных самолетов СБ 2М-100 в 1938 году и после ремонта использовал их под обозначением ПС-40. Еще одна партия снятых с вооружения бомбардировщиков СБбис 3 была перестроена в 1940 году и использовалась под обозначением ПС-41.
 Испанская Республика
  • Республиканские ВВС Испании получили свои первые 31 бомбардировщик СБ 2М-100А 14 октября 1936 года. Вторая партия из 31 самолета была поставлена ​​в июне – июле 1937 года, а последняя партия из 31 самолета - в 1938 году. Всего Советский Союз поставил 93 СБ. в Испанию. [ 30 ]
 Испанское государство
  • Националистические ВВС Испании захватили 19 бомбардировщиков СБ 2М-100А. Все они были отремонтированы, а советские двигатели М-100 были заменены на французские Hispano Suiza 12Ybrs. Эти самолеты использовались в оперативных целях, а затем для учебных целей и были сняты с вооружения в 1950 году. Испанские пилоты называли трофейные бомбардировщики СБ «Катюска» .

Самолет на выставке

[ редактировать ]

После послевоенной сталинской зачистки в 1950-х годах многие АНТ-40, пережившие Вторую мировую войну, были списаны. Однако в конце 1970-х годов советская авиационная газета « Воздушный транспорт » направила экспедицию под руководством Евгения Коноплева для обследования АНТ-40, вынужденного приземлиться во время снежной бури в районе Южно-Муйского хребта в Прибайкалье. Коноплев счел то, что они нашли обнадеживающим, поскольку самолет находился в довольно приличном состоянии, и, в свою очередь, возглавил группу пилотов ВВС для восстановления самолета. Он был возвращен в Москву и восстановлен группой туполевцев-добровольцев. Отреставрированный самолет был представлен в апреле 1982 года в Центральном музее ВВС на аэродроме Монино . Еще один АНТ-40 выставлен в Верхней Пышме. [ 57 ]

Репродукция SB строится Ассоциацией аэродромов Ла-Сения в Ла-Сении, Каталония . [ 58 ]

Технические характеристики (СБ 2М-103)

[ редактировать ]
Туполев АНТ-40, чертеж в 3 видах

Данные СБ:Радикальный Туполев [ 59 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 3
  • Длина: 12,57 м (41 фут 3 дюйма)
  • Размах крыльев: 20,33 м (66 футов 8 дюймов)
  • Высота: 3,6 м (11 футов 10 дюймов)
  • Площадь крыла: 56,7 м 2 (610 кв. футов)
  • Профиль :
    корень: ЦАГИ -6 мод. (16%);
    совет: мод ЦАГИ-6 (12,5%) [ 60 ]
  • Вес пустого: 4768 кг (10 512 фунтов)
  • Полная масса: 6308 кг (13907 фунтов)
  • Максимальный взлетный вес: 7880 кг (17372 фунта)
  • Силовая установка: 2 поршневых Климов М-103 В-12 жидкостного охлаждения мощностью 716 кВт (960 л.с.) каждый. двигателя
  • Гребные винты: 3-лопастные гребные винты изменяемого шага.

Производительность

  • Максимальная скорость: 450 км/ч (280 миль в час, 240 узлов) на высоте 4100 м (13 500 футов).
  • Дальность: 2300 км (1400 миль, 1200 миль)
  • Практический потолок: 9300 м (30 500 футов)
  • Время набора высоты:
    • 1000 м (3300 футов) за 1 минуту 48 секунд
    • 9000 м (30 000 футов) за 32 минуты

Вооружение

  • Орудия: 4 × 7,62-мм пулемета ШКАС (два в носовой, один в спинной и один в подфюзеляжной позиции).
  • Бомбы: 6 бомб по 100 кг (220 фунтов) или шесть бомб по 50 кг (110 фунтов) в бомбоотсеке, 2 бомбы по 250 кг (550 фунтов) на стойках крыла.

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Примечания
  1. ^ Jump up to: а б с Ганстон 1995, стр.405.
  2. ^ Jump up to: а б Air International , январь 1989 г., с. 46.
  3. ^ Jump up to: а б с Maslov 2007, p.64.
  4. ^ Air International , январь 1989 г., стр. 46–47.
  5. ^ Air International , январь 1989 г., стр. 47, 49.
  6. ^ Даффи и Кандалов 1996, стр.80.
  7. ^ Jump up to: а б Air International , январь 1989 г., с. 51.
  8. ^ Maslov 2007, p. 75.
  9. ^ Jump up to: а б с Air International , февраль 1989 г., стр. 100–101.
  10. ^ Jump up to: а б с Maslov 2007, p.78.
  11. ^ Jump up to: а б Air International , февраль 1989 г., с. 81.
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Ганстон 1995, стр. 406.
  13. ^ Air International , февраль 1989 г., стр. 80–81.
  14. ^ Maslov 2007, p.74.
  15. ^ Maslov 2007, pp. 67–70.
  16. ^ Даффи и Кандалов 1996, с. 82.
  17. ^ Jump up to: а б с Air International , март 1989 г., стр. 148–149.
  18. ^ Jump up to: а б Maslov 2007, p. 71.
  19. ^ Jump up to: а б с д Maslov 2007, p. 79.
  20. ^ Jump up to: а б с Air International , март 1989 г., с. 153.
  21. ^ Jump up to: а б Даффи и Кандалов 1996, с. 222.
  22. ^ Джексон 2003 с. 150.
  23. ^ Джексон 2003 с. 151.
  24. ^ Maslov 2007, p. 67.
  25. ^ Мартинес 1986, стр. 45–47.
  26. ^ Jump up to: а б с Maslov 2007, p.76.
  27. ^ Мартинес 1986, с. 49.
  28. ^ Мартинес 1986, стр.51.
  29. ^ Air International , март 1989 г., стр. 151.
  30. ^ Jump up to: а б Мартинес 1987, стр.55.
  31. ^ Jump up to: а б Air International , февраль 1989 г., с. 101.
  32. ^ Jump up to: а б Maslov 2007, pp. 77–78.
  33. ^ Air International , март 1989 г., стр. 150–151.
  34. ^ Air International , февраль 1989 г., стр. 153–154.
  35. ^ Jump up to: а б Maslov 2007, pp. 76–77.
  36. ^ Уолг 1997, стр. 2–3.
  37. ^ Уолг 1997, стр. 4–5.
  38. ^ Maslov 2007, pp. 78–79.
  39. ^ Jump up to: а б Стенман 1982, с. 10.
  40. ^ Даффи и Кандалов 1996, с. 81.
  41. ^ Jump up to: а б с д Maslov 2007, p. 80.
  42. ^ Jump up to: а б с Air International , март 1989 г., с. 154.
  43. ^ Стенман 1985, с. 17.
  44. ^ Стенман 1985, стр. 12–13.
  45. ^ Стенман 1985, стр. 10, 20.
  46. ^ Ганстон 1995, с. 404.
  47. ^ Air International , январь 1989 г., стр. 45.
  48. ^ Maslov 2007, pp. 64, 66.
  49. ^ Jump up to: а б Ганстон 1995, стр. 407.
  50. ^ Ганстон 1995, с. 408.
  51. ^ Даффи и Кандалов 1996, с. 87.
  52. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Maslov 2007, p. 68.
  53. ^ Maslov 2007, p. 70.
  54. ^ Jump up to: а б с Ганстон 1995, стр. 39–40.
  55. ^ Jump up to: а б Air International , март 1989 г., стр. 150.
  56. ^ «АВИА Б 71» . cs-letci.com .
  57. ^ Даффи и Кандалов 1996, стр. 83–84.
  58. ^ «Россия передала испанскому музею части советского бомбардировщика СБ-2» . РИА Новости . 3 марта 2020 г. Проверено 19 апреля 2021 г.
  59. ^ Air International , февраль 1989 г., с. 78.
  60. ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Бивор, Энтони. Сталинград . Лондон: Penguin Books, 1999. ISBN   0-14-024985-0 .
  • Даффи, Пол и Андрей Кандалов. Туполев: Человек и его самолет . Шрусбери, Великобритания: Airlife, 1996. ISBN   1-85310-728-X .
  • Ганстон, Билл . Энциклопедия русской авиации 1875–1995 годов «Оспри» . Лондон: Оспри, 1995. ISBN   1-85532-405-9 .
  • Куликов Виктор и Михулек Роберт. Туполев С.Б., Авиационные монографии 83 . Гданьск, AJ-Press, 2002. ISBN   83-7237-113-X (польское издание).
  • Джексон, Роберт. Самолеты Второй мировой войны – Развитие – Вооружение – Технические характеристики . Лондон, Янтарные книги, 2003. ISBN   978-1-85605-751-6 .
  • Лоуренс, Джозеф (1945). Книга самолетов наблюдателя . Лондон и Нью-Йорк: Фредерик Уорн и компания.
  • Мартинес, Луис Гарсия. «Лос Катюскас». Air Enthusiast , тридцать два, декабрь 1986 г. - апрель 1987 г. Бромли, Великобритания: Pilot Press, 1987. ISSN   0143-5450 . стр. 45–55.
  • Маслов Михаил. «База данных: Бомбардировщики Туполев СБ». Самолет , Январь 2007, Том 35, вып. 1. С. 62–87.
  • Инструкция МПМ (Modely Plastikvym Modelarum) к модельному комплекту СБ 2М-100
  • «СБ: ​​Радикальный Туполев». Air International , январь 1989 г. Том 36 № 1. стр. 44–51. Бромли, Великобритания: Fine Scroll. ISSN   0306-5634 .
  • «СБ: ​​Радикальный Туполев, часть вторая». Air International , февраль 1989 г. Том 36, № 2. стр. 77–89, 100–102. Бромли, Великобритания: Fine Scroll. ISSN   0306-5634 .
  • «СБ: ​​Радикальный Туполев, часть третья». Air International , март 1989 г. Том 36 № 3. стр. 148–155. Бромли, Великобритания: Fine Scroll. ISSN   0306-5634 .
  • Стенман, Кари. «Антисоветские Туполевы: российские бомбардировщики Финляндии». Air Enthusiast , Twenty Seven, март – июнь 1985 г., стр. 9–20. Бромли, Великобритания: Fine Scroll. ISSN   0143-5450 .
  • Уолг, А.Дж. «Крылья над степями: воздушная война в Монголии 1930–45: Часть вторая». Air Enthusiast , № 67, январь/февраль 1997 г., стр. 2–5. Стэмфорд, Великобритания: Key Publishing. ISSN   0143-5450 .
  • https://web.archive.org/web/20110605015707/http://www.aviation.ru/Tu/#ANT-40
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c9bf7830dcfec3ea5f0d2a8021da78e7__1720678020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c9/e7/c9bf7830dcfec3ea5f0d2a8021da78e7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tupolev SB - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)