PZL.37 Лось
PZL.37 Лось | |
---|---|
PZL.37Абис Лось | |
Роль | Бомбардировщик |
Производитель | Национальный авиационный завод |
Первый полет | 30 июня 1936 г. |
Введение | 1938 |
Ушедший на пенсию | 1944 г. (ВВС Румынии) |
Основные пользователи | Польские ВВС Королевские ВВС Румынии ВВС |
Произведено | 1938–1939 |
Количество построенных | более 120 [ 1 ] |
Варианты | PZL.49 Мишь |
PZL.37 разработанный Łoś («лось») — польский двухмоторный средний бомбардировщик, и изготовленный национальной авиастроительной компанией Państwowe Zakłady Lotnicze (PZL). Иногда его неправильно называют «PZL P.37», но буква «P» была зарезервирована для истребителей конструкции Зигмунта Пулавского (таких как PZL P.11 ). [ 2 ]
После принятия на вооружение он считался не только самым современным и эффективным оружием, имевшимся на тот момент в Польше, но и одним из самых совершенных бомбардировщиков, действовавших на тот момент в мире. [ 3 ] С середины 1938 года различные страны выражали интерес к потенциальным экспортным продажам PZL.37; В ответ на этот весьма благосклонный прием компания PZL, стремясь удовлетворить запросы, разработала дополнительные варианты, предназначенные для экспортного рынка, такие как PZL.37C (который должен был быть оснащен парой Gnome-Rhone 14N -0) . /1 радиальные двигатели ). Усовершенствованная увеличенная модификация, известная как PZL.49 Miś , также была разработана для ВВС Польши.
Лось широко использовался при защите Польши во время вторжения в Польшу нацистской Германии в сентябре 1939 года. [ 3 ] На 1 сентября 1939 года в ВВС Польши было всего около 86 PZL.37, но менее половины из них фактически применялись в боевых действиях из-за того, что самолеты использовались учебными подразделениями, находились на техническом обслуживании или находились в резерве. Бомбардировщики сильно выбыли из-за отсутствия истребительной защиты, и последние польские боевые вылеты были выполнены 19 сентября. В октябре 1940 года около 26–27 самолетов PZL.37, эвакуированных из Польши, были конфискованы румынским правительством, а 23 из этих самолетов впоследствии использовались Королевскими ВВС Румынии , включая наступательные миссии против Советского Союза .
Разработка
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]На протяжении большей части межвоенного периода доминирующая военная философия и практика в руководстве Польши заключалась в том, что авиация имела второстепенное значение, а отдельная авиационная служба в польских вооруженных силах имела бы сомнительную ценность. [ 4 ] Вместо этого было решено развивать авиацию страны, чтобы она в основном функционировала как средство обеспечения воздушной поддержки недавно сформированных Сухопутных войск Польши . Таким образом, на вопросы авиации был выделен относительно минимальный бюджет, в то время как не было разработано никакой специальной доктрины в отношении авиации, а также не существовало эффективных бомбардировочных сил в какой-либо форме на протяжении большей части этого периода, и, когда такие силы были созданы, они были созданы. встретил разногласия и резкую критику со стороны офицеров, которые скептически относились к тому, что Польше вообще нужны бомбардировщики. [ 4 ]
отдельная служба, известная как Wojska Lotnicze ( Польские ВВС ). Несмотря на это бесперспективное отсутствие интереса, в 1918 году была сформирована [ 4 ] Во время советско-польской войны 1919 года обсуждались предложения о формировании специализированной бомбардировочной группы, оснащенной модифицированными Breguet 14 B2 бипланами ; однако они не были быстро реализованы из-за отсутствия понимания и признания среди старших офицеров. [ 4 ] была выставлена первая польская бомбардировочная эскадрилья В апреле 1920 года в аэропорту Познань-Лавица в Великой Польше , оснащенная множеством захваченных бывших немецких самолетов, таких как Gotha G.IV , AEG G.IV и Friedrichshafen G.III . Однако после окончания конфликта с Советским Союзом эта бомбардировочная эскадрилья была объединена с эскадрильей разведывательного назначения. [ 5 ]
В 1920 году польские ВВС получили большую выгоду от обширной программы перевооружения и расширения, возглавляемой генералом Влодзимежем Загурским , в рамках которой предусматривалось формирование специализированных бомбардировочных полков. [ 6 ] Соответственно, был размещен заказ на 32 Farman F.68 BN.4 Goliath двухмоторных ночных бомбардировщика французской постройки , которыми предполагалось оснастить и запустить эти эскадрильи. [ 6 ] Вместо этого дополнительная пара эскадрилий армейского сотрудничества была перепрофилирована в легкие бомбардировщики, оснащенные французскими самолетами Potez XV B2 . К сожалению, реформы Загурского были прекращены после майского переворота под руководством Юзефа Пилсудского . [ 6 ]
На протяжении 1920-х и 1930-х годов некоторые официальные лица в Польше по-прежнему были заинтересованы в создании национальных бомбардировочных сил, в некоторых случаях из соображений престижа, а не с точки зрения строгой военной ценности. [ 6 ] В 1927 году Департамент аэронавтики санкционировал разработку Lublin R-VIII , большого одномоторного бомбардировщика-разведчика. В следующем году ведомство приказало польскому авиационному производителю Państwowe Zakłady Lotnicze (PZL) подготовиться к разработке тяжелого многомоторного ночного бомбардировщика; при этом многочисленные предложения и конструкторские разработки были сделаны как ПЗЛ, так и частными заводами, но ни одно из них не было одобрено кафедрой для дальнейшей разработки. [ 7 ] Вместо этого было решено закупить несколько Fokker F.VII голландской постройки для выполнения роли бомбардировщика, первый из которых был поставлен в 1929 году, несмотря на осуждение плохого оборонительного вооружения самолета, ограниченной грузоподъемности и чрезмерного веса. [ 8 ]
Появление
[ редактировать ]Несмотря на отсутствие одобрения на дальнейшую разработку, PZL решила самостоятельно продолжить доработку конструкции многомоторного ночного бомбардировщика. [ 8 ] В ходе этих исследований под руководством авиаинженера Владислава Залевского была разработана усовершенствованная концепция, известная как PZL 3 , цельнометаллического свободнонесущего бомбардировщика- моноплана с низкорасположенным крылом , который должен был оснащаться четырьмя Bristol Jupiter, радиальными двигателями расположенными в тандемные пары и вооружены парой боковых орудийных турелей в дополнение к внутренней бомбовой нагрузке в 3000 кг (6613 фунтов). [ 8 ] Однако в декабре 1930 года все работы над этой концепцией были прекращены из соображений экономии, а строительство прототипа было прекращено. Как сообщается, технические данные на PZL 3 позже получил французский производитель Potez . [ 9 ]
В 1930-е годы велись дискуссии о потенциальной замене польских Fokker F.VII. [ 10 ] Департамент аэронавтики исследовал множество концепций, наиболее впечатляющим из которых считается предложение польского авиационного инженера Ежи Домбровского , который весной 1934 года подготовил первоначальные предложения, которые привели к созданию PZL.37, и представил их в отдел в Июль 1934 года. [ 10 ] Идея заключалась в создании очень скоростного бомбардировщика-моноплана с экипажем из четырех человек, цельнометаллической конструкции с напряженной обшивкой и парой звездообразных двигателей мощностью 800–1200 л.с. Планер был аэродинамически чистым и должен был обладать очень высокими характеристиками, намного превосходящими современные бомбардировщики; Испытания в аэродинамической трубе с использованием масштабных моделей самолетов были чрезвычайно обнадеживающими. [ 10 ]
указание приступить к реализации предложения, первоначально обозначенного как P.37 . В октябре 1934 года PZL получила [ 11 ] Особый приоритет был отдан характеристикам вооружения и техники, а для защиты полагалась их высокая скорость; Таким образом, на каждую позицию башни был выделен только один 7,7-мм пулемет вместо ранее рассматривавшихся спаренных орудий и 20-мм спинной пушки . 14 апреля 1935 года департамент выдал одобрение на полномасштабный деревянный макет самолета, разрешив строительство пары прототипов вместе с структурным испытательным каркасом. [ 12 ]
В начале 1936 года необходимость пересмотра конструкции конструкции задержала постройку частично собранного первого прототипа. [ 12 ] В мае 1936 года прототип приступил к наземным испытаниям и рулежке; однако 15 июня, когда он готовился к запланированному первому полету, перед попыткой произошел отказ двигателя, что привело к ее задержке. 30 июня 1936 года первый прототип PZL.37/I , оснащенный одним вертикальным стабилизатором, успешно совершил свой первый полет . [ 12 ] В августе 1936 года были завершены первоначальные заводские испытания, после чего первый прототип принял участие в официальных летных и эксплуатационных испытаниях. Они выявили ряд недостатков, в том числе флаттинг задней части фюзеляжа , чрезмерную вибрацию приборной панели, перегрев головок цилиндров и критику нехватки места в кабине, однако летчики-испытатели обычно оставались под большим впечатлением от самолета. [ 12 ]
В ответ на отзывы, полученные в результате испытаний первого прототипа, было внесено несколько улучшений и других модификаций, некоторые из которых были внесены в исходный прототип, а более обширные изменения были внесены во второй прототип. [ 12 ] Этот второй прототип, известный как PZL.37/II , отличался, среди прочего, сдвоенными вертикальными стабилизаторами, переработанной кабиной и измененным подфюзеляжным расположением орудия, функционировал как репрезентативный самолет ожидаемого серийного бомбардировщика и совершил свой первый полет. полет осенью 1936 года. [ 13 ] Впечатленный, департамент принял самолет в производство, разместив первоначальный заказ на 10 предсерийных самолетов, а также присвоив бомбардировщику имя « Лось» . [ 14 ]
Производство
[ редактировать ]Производство «Лось» началось зимой 1936–1937 годов. [ 14 ] В течение 1938 года были изготовлены первые 10 серийных самолетов, получивших обозначение PZL.37A ; они были оснащены одним вертикальным стабилизатором. Следующие 19 промежуточных самолетов были построены по стандарту PZL.37A bis и оснащены новой конфигурацией с двойным хвостовым оперением. британской разработки Bristol Pegasus XII B Все эти самолеты были оснащены радиальным двигателем , который производился в Польше по лицензии . [ 15 ]
Основной серийный вариант, PZL.37B (или: Łoś II), оснащался двойным хвостовым оперением и более новыми двигателями Pegasus XX. Осенью 1938 года началось производство PZL.37B для ВВС Польши . За начальный период эксплуатации в отдельных авариях погибло 2 прототипа и 6 серийных самолетов; это было вызвано несколькими техническими проблемами, большинство из которых были связаны с заклиниванием руля направления (из-за аэродинамической перебалансировки) и, как следствие, полной потерей управления. [ 16 ] После внесения некоторых конструктивных изменений PZL.37B стал высоконадежным самолетом. К началу Второй мировой войны около 92 бомбардировщиков PZL.37 были произведены и поставлены ВВС Польши, а еще 31 находился на разных стадиях производства. [ 15 ]
До Второй мировой войны PZL.37B Łoś считался одним из самых совершенных бомбардировщиков в мире, которые тогда находились на вооружении. [ 3 ] Он мог нести более тяжелую бомбовую нагрузку, чем значительно более крупные самолеты, такие как построенный в Великобритании Vickers Wellington , хотя на меньшую дальность полета и размеры отдельных бомб были ограничены. Будучи меньше большинства современных средних бомбардировщиков, «Лось» был относительно быстрым и простым в управлении. Благодаря удачному расположению шасси , оснащенному двойными колесами, бомбардировщик мог действовать как на суровых взлетно-посадочных полосах, так и на неровных полях и лугах. Типично для бомбардировщиков конца 1930-х годов его защитное вооружение состояло всего из трех пулеметов , которые впоследствии оказались слишком слабыми против истребителей противника в бою. [ 15 ]
Экспортный интерес и дальнейшее развитие
[ редактировать ]Начиная с презентации на салоне в Белграде в июне 1938 года и в ноябре в Париже , PZL.37 вызвал огромный интерес. Для экспортных целей были разработаны новые варианты: PZL.37C с радиальными двигателями Gnome-Rhone 14N -0/1 мощностью 985 л.с. (971 л.с., 724 кВт), максимальной скоростью 445 км/ч и PZL.37D с 14Н-20. /21 мощностью 1065 л.с. (1050 л.с., 783 кВт), максимальная скорость 460 км/ч. В 1939 году 20 PZL.37C были заказаны Югославией , 12 — Болгарией , 30 PZL.37D и лицензией — Румынией и 10 — сырьем и деталями для следующих 25 и лицензией — Турцией и, наконец, 12 самолетов для Греции . [ 17 ]
Бельгийская компания Constructions Aéronautiques G. Renard получила разрешение на лицензионное производство от 20 до 50 самолетов для Второй Испанской республики ; однако от этого предприятия отказались из-за победы противоборствующих националистов в гражданской войне в Испании . Помимо бельгийского предприятия, известно, что Дания , Эстония , Финляндия и Иран находились на разных стадиях переговоров о собственном приобретении этого типа. Польским военным не разрешили заключить соглашение с Ираном из-за «отсутствия производственных возможностей». [ 17 ] Тем не менее, начало войны помешало производству любого из этих самолетов. В то время компания PZL разработала для ВВС Польши следующий вариант — PZL.49 Miś , но до войны он не был завершен. Имея несколько большие размеры, «Мис» («Медведь») должен был быть оснащен радиальными двигателями Bristol Hercules II мощностью 1350 л.с. (1370 л.с., 1007 кВт), способными развивать максимальную скорость 520 км/ч, с добавлением верхнего двигателя. турель. [ 3 ]
Дизайн
[ редактировать ]PZL.37 Łoś — двухмоторный цельнометаллический -моноплан средний бомбардировщик . [ 18 ] Он имел относительно традиционную компоновку: низко посаженное крыло, сдвоенное хвостовое оперение (на большинстве самолетов) и металлическую обшивку снаружи. Самолет был довольно мал для своей бомбовой нагрузки и дальности полета; его мощность была частично достигнута за счет создания подъемной силы фюзеляжа в форме аэродинамического профиля, что было еще одной необычной на тот момент особенностью (ранее использовавшейся, например, на PZL.26 спортивном самолете ). Он был намного короче и имел меньшие крылья, чем многие немецкие и французские аналоги; он был немного больше, чем Lockheed Model 10 Electra Amelia Earhart . Экипаж состоял из четырех человек: пилот, командир-бомбардир, радист и задний стрелок. Бомбардир размещался в застекленной носовой части, с носовым пулеметом. Радист сидел внутри фюзеляжа, над бомбоотсеком , а также управлял подбрюшным задним пулеметом. [ 3 ]
У Łoś была выдвижная основная ходовая часть , которая убиралась в специально построенные ниши, расположенные внутри мотогондол. Ходовая часть была двухколесной, с независимой подвеской каждого колеса. Бомбардировщик был оснащен парой Bristol Pegasus радиальных двигателей ; модель PZL.37A имела двигатели Pegasus XII B (нормальная мощность: 860 л.с. (873 л.с., 642 кВт), максимальная: 940 л.с. (953 л.с., 701 кВт)), вариант PZL.37B имел двигатели Pegasus XX (нормальная мощность: 905 л.с. (918 л.с., 675 кВт), максимальная: 970 л.с. (984 л.с., 723 кВт)). [ 3 ]
Первоначально он предназначался для популярного профиля крыла, разработанного Рышардом Бартелем (также использовавшегося во многих других успешных польских планерах, включая PZL P.11) . [ 2 ] ) для использования на воздушном судне; однако требование обеспечения бомбохранилища внутренним пространством крыльев потребовало внесения изменений в конструкцию. В некоторых публикациях утверждается, что полученный профиль продемонстрировал свойства ламинарного потока (одни из первых в мире), но это оспаривается – его форма, напоминавшая крылья ламинарного потока, развилась в последующие годы, но это было во многом случайностью и, во всяком случае, достигло ламинарный режим течения потребовал бы дополнительных конструктивных особенностей (главным образом, чрезвычайно гладких крыльев чрезвычайно точной формы) [ а ] чего самолету просто не хватало. Однако профиль показал меньшее сопротивление, чем ожидалось, и первоначальная версия PZL.37A имела максимальную скорость на 10 процентов выше первоначально запланированных 360 км/ч. [ 2 ] Модифицированный профиль был сочтен очень успешным и позже был повторно использован для других проектов (иногда в дальнейшей модифицированной форме; например, PZL.46 Sum , PZL.49 Miś , PZL.50 ). [ 3 ]
Наступательная нагрузка бомбардировщика распределялась по двухсекционному бомбоотсеку, расположенному внутри фюзеляжа (обеспечивавшему место для размещения до 4 бомб), и в общей сложности 8 компактным бомбоотсекам, расположенным в центральной части крыльев (в которых имелось место максимум для 16 бомб). Такое расположение бомбоотсеков накладывало значительные ограничения на типы бомб, которые можно было нести, особенно в крыльевых отсеках, которые были довольно маленькими из-за необходимости помещаться между нервюрами крыла . Максимальная нагрузка составляла 2580 кг (2×300 кг и 18×110 кг). За исключением пары 300-килограммовых бомб в одном из бомбоотсеков фюзеляжа, он не мог нести бомбы массой более 110 кг. При полете с максимальной загрузкой большая часть веса бомб переносилась внутри крыльев. Никаких средств для установки бомб снаружи самолета не предусматривалось. Во время вторжения в Польшу в 1939 году максимальный использованный вес составлял 110 кг, поскольку 300-килограммовые бомбы были доступны только в небольших количествах и их было трудно загрузить на импровизированных аэродромах с небольшой инфраструктурой. Также использовались 50-килограммовые бомбы. Максимальная бомбовая нагрузка, принимаемая с взлетно-посадочных полос с мягким покрытием, была снижена примерно до 800–1200 кг. [ 2 ]
Операционная история
[ редактировать ]Польша
[ редактировать ]В начале 1938 года польские ВВС начали получать вариант Лос А; [ 20 ] за этим последовали поставки улучшенных PZL.37B в оперативные части, которые были замедлены из-за задержек с поставками двигателей Pegasus XX и другого оборудования осенью 1938 года. [ 21 ] [ 22 ] Планировалось, что к апрелю 1939 года в ВВС должно быть 128 самолетов, но на вооружение было принято менее половины, а половина из них была ранней серии и не соответствовала стандартам и была передана в конверсионные учебные подразделения. [ 23 ] На 1 сентября 1939 года в ВВС Польши было около 86 PZL.37, но в бою использовалось менее половины из них. 36 PZL.37B находились в четырех бомбардировочных эскадрах бомбардировочной бригады: 11-й, 12-й, 16-й и 17-й эскадрах (две эскадрильи по девять самолетов в каждой составляли группу, по -польски : dywizjon ; PZL.37 находились в группах X и XV). ). Оставшимися самолетами бомбардировочной бригады были PZL.23 Karaś . Около 50 оставшихся PZL.37 были переданы в резерв XX группы, учебные части или в ремонт. Поскольку на подготовку экипажей и завершение оснащения бомбардировщиков оставалось всего несколько месяцев, к началу войны самолеты не были полностью готовы. Например, дополнительные внутренние топливные баки для этого типа еще не были в эксплуатации, поэтому максимальная дальность бомбардировщика, указанная в характеристиках, на практике была недостижима. [ 3 ]
В обороне Польши активно участвовали только PZL.37 бомбардировочной бригады. К 1 сентября они были переброшены на импровизированные аэродромы в сельской местности, поэтому немцы не были уничтожены на земле во время их первой атаки на основные польские авиабазы. [ 22 ] Однако из-за перехода от развитых аэродромов к коротким полям с плохим покрытием во время кампании самолеты могли взлетать лишь с частью своей максимальной бомбовой нагрузки (обычно 800 кг или 8 х 100 кг бомб), что ограничивало их эффективность. . Во время вторжения в Польшу , начиная с 4 сентября, самолеты бомбардировочной бригады атаковали немецкие бронетанковые колонны в дневных атаках, вынужденные отчаянной ситуацией выполнять эту задачу, для которой они не были предназначены (первоначальные планы бомбить цели внутри Германии были быстро бросил). [ 24 ] В первую очередь они затруднили продвижение XVI армейского корпуса под Ченстоховой и Радомско . [ 3 ]
В ходе этих боев PZL.37 понес тяжелые потери из-за отсутствия адекватной защиты истребителей, что еще больше усугублялось применяемой оперативной тактикой, обычно вылетающей на вылет подразделениями, состоящими не более чем из трех самолетов одновременно. Последние боевые вылеты состоялись 16 сентября. [ 25 ] В ходе кампании боевые части были усилены еще несколькими самолетами, в боях было использовано около 46 PZL.37. Из самолетов Бомбардировочной бригады десять PZL.37 были сбиты истребителями, пять сбиты зенитной артиллерией противника , два разбомблены на земле и еще десять потеряно другими способами. Некоторое количество недостроенных, учебных или резервных PZL.37 также было уничтожено на аэродромах и на заводах (18 PZL.37 были разбомблены на резервной базе в Малашевичах и на заводе в Варшаве — Окенце ). [ 3 ]
Захваченный самолет
[ редактировать ]Двадцать шесть или двадцать семь PZL.37 ВВС Польши (17 из бомбардировочной бригады и десять учебных) были выведены в 1939 году в Румынию . В октябре 1940 года эти самолеты были конфискованы румынским правительством, и 23 из этих самолетов будут использоваться румынскими ВВС в 4-й группе, состоящей из 76-й и 77-й бомбардировочных эскадрилий. [ 26 ] Некоторые были вооружены четырьмя пулеметами (все еще использовались польские пулеметы PWU). Около трети погибло в авариях из-за отсутствия у румынских пилотов опыта управления PZL.37 и его высокой нагрузкой на крыло, а также из-за неисправностей двигателей. Около 15 из них использовались в боях против Советского Союза с 22 июня 1941 года. Среди прочего, они сначала действовали в Бессарабии , а позже использовались для проведения бомбардировок Киева и Одессы . Некоторые бомбардировщики были потеряны во время этих вылетов, в основном из-за зенитного огня. Из-за нехватки запчастей оставшиеся самолеты в октябре 1941 г. были сняты с фронта; после этого этот тип в основном использовался для тренировок. В апреле 1944 года 76-я эскадрилья вернулась в бой с девятью самолетами, но была выведена с фронта 3 мая 1944 года. После того, как Румыния присоединилась к союзникам, 1 сентября 1944 года немецкая авиация в ходе ответного удара уничтожила на земле пять PZL.37. нападения на румынские объекты.
Кроме того, ряд захваченных самолетов прошли испытания как в нацистской Германии, так и в Советском Союзе. [ 27 ] В руки немцев попало сравнительно немного PZL.37, вероятно, всего два самолета; Частично это связано с усилиями польских заводских рабочих, которые в октябре 1939 года утилизировали около 30 PZL.37, оставшихся на заводах в Окенце и Мелце, под предлогом очистки территории, прежде чем немецкие власти смогли провести разведку.
Консервированные детали и реплики
[ редактировать ]Уцелевших самолетов PZL.37 нет.
Оригинальный двигатель PZL Pegaz 20 того же типа, что использовался в PZL.37 Łoś, находится в коллекции Музея польской авиации в Кракове . Этот двигатель был отправлен из Польши в США весной 1939 года для выставки на Всемирной выставке в Нью-Йорке 1939 года и, таким образом, пережил войну, и был возвращен Польше в 2006 году. [ 28 ]
Нелетающая модель PZL.37 Łoś в масштабе 1:1 была собрана на заводе PZL в Мелеце, в заводском цехе, где до войны строились эти бомбардировщики. Размеры модели были определены только по фотографиям, поскольку оригинальных чертежей самолета сохранилось очень мало; тем не менее, внешняя форма модели очень близко соответствует оригиналу. Он был построен из остатков алюминия и стали от самолетов, строившихся на заводе, и был представлен публике в сентябре 2012 года. [ 29 ] [ 30 ] Интерьер самолета не воспроизведен, кроме положения бомбардира в носовой части. В настоящее время модель экспонируется под открытым небом на территории завода в Мелеце.( 50 ° 18'36 "N 21 ° 27'40" E / 50,31000 ° N 21,46111 ° E )
Установлен ряд мест крушения сбитого в сентябре 1939 года PZL.37 Łoś и извлечены из них части самолетов. На одном месте крушения в виде памятника выставлена простая модель самолета в масштабе 1:1. [ 31 ]
Варианты
[ редактировать ]- ПЗЛ.37/И
- Первый прототип с одним хвостовым килем.
- PZL.37/II
- Первый прототип с двойным хвостовым оперением и улучшениями.
- ПЗЛ.37А
- Первые 10 серийных самолетов с однокилевыми двигателями Bristol Pegasus XIIB.
- PZL.37Абис
- Партия из 19 серийных самолетов версии А с двойным оперением.
- PZL.37B исполнения I и II
- Основной серийный вариант с двойным оперением и PZL Pegaz XX . двигателями
- ПЗЛ.37С
- Планируется версия с двигателями Gnome-Rhône 14N-01 . [ 32 ]
- ПЗЛ.37Д
- Планируется версия с двигателями Gnome-Rhône 14N-21 . [ 32 ]
Операторы
[ редактировать ]- военное время
- Польша
- Польские ВВС
- Бомбовая бригада
- 10-я бомбардировочная эскадрилья (X бомбардировочная эскадрилья)
- 211th Bomber Escadrille (211. Eskadra Bombowa)
- 212-я бомбардировочная эскадрилья (212-я бомбардировочная эскадрилья)
- 15-я бомбардировочная эскадрилья (XV бомбардировочная эскадрилья)
- 216-я бомбардировочная эскадрилья (216. Eskadra Bombowa)
- 217th Bomber Escadrille (217. Eskadra Bombowa)
- 10-я бомбардировочная эскадрилья (X бомбардировочная эскадрилья)
- Бомбовая бригада
- Люфтваффе использовало два трофейных PZL.37 для испытаний.
- Королевские ВВС Румынии
- 4-я бомбардировочная группа (Grupul 4 Bombardament)
- 76-я эскадрилья
- 77-я эскадрилья
- 4-я бомбардировочная группа (Grupul 4 Bombardament)
- Советские ВВС использовали для испытаний три трофейных PZL.37. [ 33 ]
- Планируется
- Бельгия
- Бельгийские ВВС - Бельгия купила лицензию на строительство неизвестного количества в 1938 году, ни один из них не мог быть построен до падения Бельгии в 1940 году.
- Болгарские ВВС заказали 12 PZL.37C. Начало Великой Отечественной войны не позволило их доставить.
- ВВС Греции заказали 12 самолетов.
- Республиканские ВВС Испании ; не доставлено. [ 34 ]
- ВВС Турции заказали десять PZL.37D, материалы для следующих 25 и лицензионные права.
- Королевские ВВС Югославии заказали 20 PZL.37C.
Технические характеристики (PZL.37B Лось)
[ редактировать ]Данные P.ZLP37 Łoś (Самолет в профиле номер 258) [ 1 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 4
- Длина: 12,92 м (42 фута 5 дюймов)
- Размах крыла: 17,93 м (58 футов 10 дюймов)
- Высота: 5,1 м (16 футов 9 дюймов)
- Площадь крыла: 53,5 м 2 (576 кв. футов)
- Вес пустого: 4280 кг (9436 фунтов)
- Полная масса: 8865 кг (19544 фунта) базовая боевая нагрузка.
- Максимальный взлетный вес: 9105 кг (20073 фунта)
- Силовая установка: 2 PZL Pegasus XX мощностью 723 кВт (970 л.с.) каждый. 9-цилиндровых радиально-поршневых двигателя воздушного охлаждения [ 15 ]
- Гребные винты: 3-лопастные гребные винты изменяемого шага.
Производительность
- Максимальная скорость: 412 км/ч (256 миль в час, 222 узла), 2800 м (9186 футов) с бомбовой нагрузкой 1995 кг (4398 фунтов). [ 15 ]
- Дальность: 2600 км (1600 миль, 1400 миль)
- Боевая дальность: 1000 км (620 миль, 540 миль) с бомбовой нагрузкой 1760 кг (3880 фунтов) и дополнительными топливными баками.
- Практический потолок: 7000 м (23000 футов)
- Скорость набора высоты: 4,7 м/с (930 футов/мин)
- Нагрузка на крыло: 166 кг/м 2 (34 фунта/кв. футов)
Вооружение
- Орудия: 3 x 7,92-мм карабин maszynowy obserwatora wz.37 - 1 в носовой части, 1 в задней верхней станции, 1 в нижней части.
- Бомбы: до 2580 кг (5690 фунтов) бомб (18 x 110 кг + 2 x 300 кг). [ б ]
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Примечания
[ редактировать ]- ^ За трудности достижения этого в первом специально разработанном самолете с ламинарным потоком, P-51 Mustang, [ 19 ]
- ^ Базовая нагрузка 20 x 110 кг 2200 кг (4850 фунтов). Бомбовая нагрузка при действиях с неподготовленных полей составляла 880–1320 кг (1940–2910 фунтов): 8, 10 или 12 х 110 кг. [ 15 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Цинк 1973, стр. 142.
- ^ Jump up to: а б с д Например, Цинк (1971, 1973, 1990, 2007)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Мерфи, Джастин Д.; МакНис, Мэтью А. (2009). Военные самолеты, 1919–1945: иллюстрированная история их воздействия . АВС-КЛИО. стр. 38, 162. ISBN. 978-1851094981 .
- ^ Jump up to: а б с д Цинк 1973, стр. 121.
- ^ Цинк 1973, стр. 121-122.
- ^ Jump up to: а б с д Цинк 1973, стр. 122.
- ^ Цинк 1973, стр. 122-123.
- ^ Jump up to: а б с Цинк 1973, стр. 123.
- ^ Цинк 1973, стр. 123-124.
- ^ Jump up to: а б с Цинк 1973, стр. 124.
- ^ Цинк 1973, стр. 124-125.
- ^ Jump up to: а б с д и Цинк 1973, стр. 125.
- ^ Цинк 1973, стр. 125-126.
- ^ Jump up to: а б Цинк 1973, стр. 126.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Джексон, Роберт (2010). 101 великий бомбардировщик . Издательская группа Розен. п. 55. ИСБН 9781435835948 – через Google Книги.
- ^ Air International , октябрь 1988 г., с. 220
- ^ Jump up to: а б Стекло 2008, с. 97.
- ^ Цинк 1973, стр. 141.
- ^ http://www.aviation-history.com/theory/lam-flow.htm [ только URL ]
- ^ Air International , октябрь 1988 г., с. 197.
- ^ Air International , октябрь 1988 г., стр. 216–217.
- ^ Jump up to: а б Цинк 1973, стр. 137.
- ^ Air International , октябрь 1988 г., с. 216
- ^ Цинк 1973, стр. 137-137.
- ^ Цинк 1973, стр. 138.
- ^ Цинк 1973, стр. 138-139.
- ^ Цинк 1973, стр. 139.
- ^ Serce "Łosia" wróciło do Polski. Архивировано 24 сентября 2012 г. в Wayback Machine - страница с веб-сайта Музея польской авиации, включает галереи.
- ^ Видео на YouTube о сборке моделей.
- ^ «Воскресший лось» . Альтаир (на польском языке). 30 сентября 2012 года . Проверено 2 февраля 2021 г.
- ^ Памятник модели самолета в Длутувеке.
- ^ Jump up to: а б Стекло 2008, с. 102.
- ^ Стекло 2008, с. 100.
- ^ Хоусон 1999, с. 113.
Библиография
[ редактировать ]- Цинк, Ежи Б. Польские ВВС в войне: Официальная история, Том. 1, 1939–1943 . Атглен, Пенсильвания: Schiffer Publishing, 1998. ISBN 0-7643-0559-X
- Цинк, Ежи Б. Польские самолеты, 1893–1939 гг . Лондон: Патнэм и компания, 1971. ISBN 0-370-00085-4 .
- Цинк, Ежи Б. PZLP37 Łoś (Самолет в профиль, номер 258). Виндзор, Беркшир, Великобритания: Профильные публикации, 1973. ОСЛК 836675662
- Цинк, Ежи Б. Бомбардировщик PZL P-37 Łoś (на польском языке). Варшава, Польша: Wydawnictwa Kommunikacji i Connectivity, 1990. ISBN 83-206-0836-8 .
- Цинк, Ежи Б.; Бернад, Д.; Браневский; Б; Гласс, А. и Копаньски, Т. PZL P.37 Łoś (на польском языке с аннотацией на английском языке). Гданьск, Польша: AJ-Press, 2007.
- Стекло, Анджей. Polskie Konstrukcje Lotnicze Vol. 3 (на польском языке). Сандомир, Польша: Издательство Stratus, 2008. ISBN 978-83-8945-084-5
- Хоусон, Джеральд, Оружие для Испании: нерассказанная история гражданской войны в Испании . Нью-Йорк: Пресса Св. Мартина, 1999. ISBN 0-31224-177-1
- «Элегантный лось... Неудачный бомбардировщик Польши». Air International , октябрь 1988 г., том 35, № 4, стр. 193–198, 216–218. ISBN 0-903234-61-0