SZD-15 Sroka
SZD-15 Sroka | |
---|---|
![]() | |
SZD-15A Sroka in the Polish Aviation Museum | |
Роль | Планерный самолет |
Национальное происхождение | Польша |
Производитель | ЗСЛС Нет. 5 Кросно |
Дизайнер | Збигнев Бадура |
Первый полет | 25 февраля 1956 г. |
Ушедший на пенсию | 1970-е годы |
Основной пользователь | Польский аэроклуб |
Количество построенных | 22 |
Разработано на основе | ИС-Б Комар |
SZD -15 Sroka ( Szybowcowy Zakład Doświadczalny - Экспериментальный завод планеров) — одноместный планер, спроектированный и построенный в Польше в 1956 году.
Разработка
[ редактировать ]СЗД-15 « Срока » был разработан в качестве замены ИС-Б «Комар» в одноместном учебно-тренировочном исполнении по заказу ЛПЖ (Союза солдатских друзей) с 1955 года. Типовой деревянной конструкции с фанерным или тканевым покрытием. СЗД-15 Срок был типичным для многих современных клубных тренировочных планеров по всей Европе. Главным конструктором проекта был З. Бадура. [ 1 ]
Первый прототип, получивший название «Пионер» (регистрационный номер SP-1598), поднялся в воздух 25 февраля 1956 года Станиславом Скшидлевским в Бельско , что привело к модификациям, направленным на улучшение места в кабине, изменение положения пускового крюка лебедки для увеличения курсовой устойчивости во время работы лебедки. запуска и увеличения прочности носовой части фюзеляжа. Дальнейшим усовершенствованиям подвергся второй прототип СЗД-15-2 «Срока» (регистрационный номер СП-1667), поднявшийся в воздух 1 февраля 1957 года. [ 1 ] Серийные самолеты получили обозначение СЗД-15А, на ЗСЛС в Кросно было построено 20 , помимо двух прототипов.
Летные характеристики СЗД-15А были заметно лучше, чем у ИС-Б «Комар» , включая лучшую скороподъемность в слабых термических потоках. Режим одиночных тренировок, применявшийся польскими аэроклубами до конца 1950-х годов, в конечном итоге оказался неэффективным, поэтому «смысл существования» СЗД-15 «Срока» был устранен, а оставшиеся СЗД-15 использовались в качестве клубных одноместных самолетов. пока в середине 1970-х его не заменили клубные самолеты с более высокими характеристиками. Два, включая первый прототип, хранятся в Музее польской авиации в Кракове. [ 2 ]
Варианты
[ редактировать ]- СЗД-15 Пионер — первый прототип, регистрационный номер СП-1598.
- СЗД-15-2 «Срока» — второй прототип с доработками.
- SZD-15A Sroka - production aircraft, 20 built.
Specifications (SZD-15 Sroka)
[ редактировать ]Дата взята с http://www.piotrp.de/SZYBOWCE/pszd15.htm.
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 6,9 м (22 фута 8 дюймов)
- Размах крыльев: 14,5 м (47 футов 7 дюймов)
- Высота: 1,5 м (4 фута 11 дюймов)
- Площадь крыла: 14,5 м 2 (156 кв. футов)
- Соотношение сторон : 14,5
- Профиль крыла : NACA 43012A.
- Пустой вес: 170 кг (375 фунтов)
- Полная масса: 270 кг (595 фунтов)
Производительность
- Максимальная скорость: 200 км/ч (120 миль в час, 110 узлов)
- Скорость сваливания: 49 км/ч (30 миль в час, 26 узлов)
- Максимальное качество планирования: 19 при 64 км/ч (35 узлов/40 миль в час)
- Скорость снижения: 0,88 м/с (173 фута/мин) при скорости 58 км/ч (31 уз/36 миль в час)
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Бабейчук, Януш и Гжегожевский, Ежи. Польская аэрокосмическая промышленность 1945-1973 гг . Варшава: Wydawnictwo MON, 1974, стр. 123.
- ^ (на польском языке) Кшижан, Мариан, Самолеты в польских музеях , Варшава: Wydawnictwa Komunikacji i Connectivity, 1983, ISBN 978-83-206-0432-0 , с. 139
- Тейлор, Дж. Х. (редактор) (1989) Энциклопедия авиации Джейн . Студийные издания: Лондон. п. 29
Внешние ссылки
[ редактировать ]