СЗД-10 Чапла
СЗД-10 Чапла | |
---|---|
СЖД-10бис в Музее польской авиации | |
Роль | Планерный самолет |
Национальное происхождение | Польша |
Производитель | СЖД |
Дизайнер | Роман Затварницкий, Ирена Каневска, Мариан Грац |
Первый полет | 23 ноября 1953 г. |
Введение | 1955 |
Основной пользователь | Польша |
Количество построенных | 157 |
SZD -10 Czapla ( Szybowcowy Zakład Doświadczalny - Экспериментальный завод по планированию) — двухместный учебный планерный самолет , спроектированный и построенный в Польше с 1953 года.
Разработка
[ редактировать ]«Чапла» ( «Цапля» ) представлял собой тандемный двухместный учебный планер с подкосным, стреловидным вперед, высокорасположенным крылом и сварным фюзеляжем из стальных труб с тканевой обшивкой. Проектирование Czapla началось в 1952 году по заказу военизированной организации «Лига друзей солдата» , чтобы позволить аэроклубам обучать пилотов планеров по двухместной системе стажеров/инструкторов. Главными дизайнерами были Роман Затварницкий , Ирена Каневска и Мариан Грац . Czapla был спроектирован для запуска с помощью тарзанки, лебедки или аэробуксировки, и первый прототип поднялся в воздух 23 ноября 1953 года, что продемонстрировало необходимость ряда усовершенствований, которые были внесены во второй прототип (полет 26 марта 1954 года) и серийное производство. модель СЗД-10бис Чапла. [ 1 ] Производство осуществлялось с 1955 года на ZSLS ( ZSLS — мастерские спортивного авиационного оборудования) в Кросно , Вроцлаве , Бельско и Познани и Военно-ремонтной мастерской в Лодзи , [ 1 ] Чапла использовалась для повседневных клубных полетов до начала 1980-х годов, [ 2 ] и экспортируется в Финляндию и Турцию . [ 1 ]
Варианты
[ редактировать ]- СЗД-10-2 Чапла – два прототипа
- СЗД-10бис Чапла - 19 серийных самолетов.
- СЗД-10бис А Чапла - 136 серийных самолетов, первый полет состоялся в июне 1958 года.
Технические характеристики (СЗД-10бис Чапла)
[ редактировать ]Дата взята с http://muzeumlotnictwa.pl/zbiory_sz.php?ido=90&w=a .
Общие характеристики
- Экипаж: 1 пилот
- Вместимость: 1 пассажир
- Длина: 8,7 м (28 футов 7 дюймов)
- Размах крыльев: 16 м (52 фута 6 дюймов)
- Высота: 1,98 м (6 футов 6 дюймов)
- Площадь крыла: 24 м 2 (258 кв. футов)
- Соотношение сторон : 10,67
- Профиль : Геттинген 549.
- Пустой вес: 280 кг (617 фунтов)
- Полная масса: 435 кг (959 фунтов)
Производительность
- Максимальная скорость: 160 км/ч (99 миль в час, 86 узлов)
- Скорость сваливания: 48 км/ч (30 миль в час, 26 узлов)
- Максимальное качество планирования: 17 при 64 км/ч (40 миль/ч/35 узлов).
- Скорость снижения: 0,96 м/с (189 футов/мин) при скорости 52 км/ч (32 миль в час/28 узлов)
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с (на польском языке) Бабейчук, Януш и Гжегожевский, Ежи. Польская авиационная промышленность 1945-1973 (Польская аэрокосмическая промышленность 1945-197). Варшава: Wydawnictwo MON, 1974, стр. 122.
- ^ (на польском языке) Кшижан, Мариан, Самолеты в польских музеях , Варшава: Wydawnictwa Komunikacji i Connectivity, 1983, ISBN 978-83-206-0432-0 , с. 138
- Тейлор, Дж. Х. (редактор) (1989) Энциклопедия авиации Джейн . Студийные издания: Лондон. п. 29
Внешние ссылки
[ редактировать ]- https://www.youtube.com/watch?v=5mOxE3ZbVbE
- http://www.airplane-pictures.net/type.php?p=2121
- http://muzeumlotnictwa.pl/zbiory_sz.php?ido=90&w=a
- http://www.piotrp.de/SZYBOWCE/pszd10.htm
- http://www.aeroklub.wroc.pl/node/114
- http://www.aeroklub.wroc.pl/node/115
- http://www.aeroklub.wroc.pl/node/38
- http://www.aeroklub.wroc.pl/node/126
- http://www.aeroklub.wroc.pl/node/124