СЗД-9 Аист
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2012 г. ) |
СЗД-9 Аист | |
---|---|
СЗД-9 Аист | |
Роль | класса 2- местный планер |
Национальное происхождение | Польша |
Производитель | СЖД |
Дизайнер | Мариан Василевски Роман Затварницкий Джастин Сандауэр |
Первый полет | 10 марта 1952 г. |
Введение | 1953 |
Статус | в эксплуатации |
Основной пользователь | Польский аэроклуб |
Количество построенных | 616 |
SZD -9 Bocian (польский: «Аист») — многоцелевой двухместный планер , который был спроектирован и построен в Польше на Szybowcowy Zakład Doświadczalny (Экспериментальный завод планеров) в Бельско-Бялой , начиная с 1952 года. Он был спроектирован для быть способным удовлетворить потребности в любой области, от тренировок до полетов на соревнованиях .
История
[ редактировать ]Главным дизайнером был Мариан Василевски вместе с Романом Затварницким и Джастином Сандауэром . Прототип СЗД-9 впервые поднялся в воздух 10 марта 1952 года, пилотируемый Адамом Зиентеком. После завершения летных испытаний предложенные изменения были внесены в конструкцию и началось производство под обозначением СЗД-9бис Боциан-1А (или просто «Боциан А»). Первая серийная единица совершила первый полет 13 марта 1953 года, всего было построено 11 единиц.
Помимо использования в Польше, этот тип экспортировался в 27 стран, включая Австрию, Австралию, Бельгию, Китай, Францию, Грецию, Индию, Норвегию, бывшую Восточную Германию и Западную Германию , Швейцарию, Тунис , Турцию, Венесуэлу , Великобританию и Советский Союз. [ 1 ] Польские пилоты установили множество международных рекордов на СЗД-9. [ 1 ]
Варианты
[ редактировать ]- СЗД-9 Боциан – два прототипа
- СЗД-9бис Боциан-1А - первый вариант, построено 11 штук.
- СЗД-9бис Боциан-1Б - улучшенный вариант (например, хвостовое оперение большего размера ), построено 11 штук.
- СЗД-9бис Боциан-1С - улучшенный вариант 1954 г. ( крылья стреловидности с меньшим углом , измененные поверхности управления и задняя полозья), построено 40 штук.
- СЗД-9бис Bocian-Z - модифицированный вариант соревнований для Всемирных соревнований по планерному спорту 1956 года , построено 3 штуки (2 перестроены из Bocian C)
- СЗД-9бис Боциан-1Д - улучшенный вариант 1958 г. (колеса большего размера и мелкие доработки), построено 186 штук.
- СЗД-9бис Боциан-1Э — модифицированный учебно-тренировочный вариант 1967 года ( законцовки крыла двухчастный прямые, фонарь вместо трёхчастного, шасси с амортизаторами ), построено 366 штук.
- СЗД-33 Боциан 3 - предназначен для замены СЗД-9 и СЗД-10 , но снят с производства в пользу СЗД-9бис Боциан-1Е.
Технические характеристики (СЗД-9бис)
[ редактировать ]Данные из Планеров мира: Планеры мира: Les Planeurs du Monde [ 2 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 8,2 м (26 футов 11 дюймов)
- Размах крыльев: 18,1 м (59 футов 5 дюймов)
- Высота: 1,8 м (5 футов 11 дюймов)
- Площадь крыла: 20 м 2 (220 кв. футов)
- Соотношение сторон : 16,2
- Профиль крыла : корень: NACA 43018A ; наконечник: NACA 43012A [ 3 ]
- Пустой вес: 330 кг (728 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 525 кг (1157 фунтов)
Производительность
- Скорость сваливания: 52 км/ч (32 миль в час, 28 узлов)
- Никогда не превышайте скорость : 200 км/ч (120 миль в час, 110 узлов).
- Максимальная скорость буксировки: 140 км/ч (87 миль в час; 76 узлов)
- Максимальная скорость запуска лебедки: 115 км/ч (71 миль в час; 62 узла)
- g пределы: (предельные)
- + 10,5 при 138 км/ч (86 миль в час; 75 узлов)
- + 5,25 при 250 км/ч (160 миль в час; 130 узлов)
- 0 при 250 км/ч (160 миль в час; 130 узлов)
- - 2,62 при 250 км/ч (160 миль в час; 130 узлов)
- Максимальное качество планирования: 26 при 84 км/ч (52 мили в час; 45 узлов)
- Скорость погружения: 0,8 м/с (160 футов/мин) при скорости 71 км/ч (44 миль в час; 38 узлов)
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Бабейчук, Януш; Гжегожевский, Ежи (1974). Польская авиационная промышленность 1945-1973 гг. (на польском языке). Варшава: Издательство МОН. стр. 120–121.
- ^ Шенстон, бакалавр наук; Уилкинсон, К.Г. (1958). Планеры мира: Die Segelflugzeuge der Welt: Les Planeurs du Monde (на английском, французском и немецком языках) (1-е изд.). Цюрих: Международная научно-техническая организация планеризма (OSTIV) и Schweizer Aero-Revue. стр. 162–165.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Харди, Майкл (1982). Планеры и планеры мира . Шеппертон: Ян Аллан. стр. 125–26.
- Коутс, Эндрю (1978). Планеры и мотопланеры Jane's World . Лондон: Макдональд и Джейн. п. 115.