Планер (планер)
Планер используемый или планер — это тип самолета-планера, для досуга и занятий планерным спортом (также называемым парящим). [1] [2] Этот самолет без двигателя может использовать естественные потоки восходящего воздуха в атмосфере для набора высоты. Планеры имеют аэродинамическую обтекаемость и поэтому могут лететь на значительное расстояние вперед при небольшом уменьшении высоты.
В Северной Америке для описания этого типа самолета также используется термин «планер». В других частях англоязычного мира слово «планер» встречается чаще.
Типы [ править ]

Планеры выигрывают от очень низкого сопротивления при любой заданной подъемной силе, и этого лучше всего достичь с помощью длинных тонких крыльев , тонкого фюзеляжа и гладких поверхностей без выступов. Самолеты с этими характеристиками способны парить – эффективно набирать высоту в восходящем воздухе, создаваемом потоками потоков или холмами. В неподвижном воздухе планеры могут планировать на большие расстояния на высокой скорости с минимальной потерей высоты.
Планеры имеют жесткие крылья и полозья или ходовую часть . [2] Напротив, в дельтапланах и парапланах для старта и приземления используются ноги пилота. Последние типы описаны в отдельных статьях, а их отличия от планеров описаны ниже. Планеры обычно запускаются с помощью лебедки или аэробуксировки, хотя иногда используются и другие методы, автобуксировка и банджи.
В наши дни почти все планеры являются планерами, но в прошлом многие планеры таковыми не были. Эти типы не взлетели . Это были просто безмоторные самолеты, которые другой самолет буксировал в желаемый пункт назначения, а затем отправлял на посадку. Ярким примером непарящих планеров были военные планеры (например, те, которые использовались во время Второй мировой войны). Их часто использовали всего один раз, а затем обычно бросали после приземления, выполнив свою задачу.
Мотопланеры — планеры с двигателями, которые можно использовать для продления полета и даже, в некоторых случаях, для взлета . Некоторые высокопроизводительные моторные планеры (известные как «самоподдерживающиеся» планеры) могут иметь убирающийся пропеллер с приводом от двигателя, который можно использовать для поддержания полета. Другие моторные планеры имеют достаточную тягу, чтобы взлететь до того, как двигатель будет убран, и они известны как «самозапускающиеся» планеры. Другой тип - самозапускающийся «туристический моторный планер», где пилот может включать и выключать двигатель в полете, не убирая пропеллер. [3]
История [ править ]

сэра Джорджа Кэли совершали короткие прыжки на крыльях примерно с 1849 года. Планеры [4] В 1890-х годах Отто Лилиенталь построил планеры, используя для управления перенос веса. В начале 1900-х годов братья Райт построили планеры, используя для управления подвижные поверхности. В 1903 году успешно добавили двигатель.
После Первой мировой войны планеры впервые были построены для спортивных целей в Германии. Тесная связь Германии с планеризмом во многом объяснялась правилами, принятыми после Первой мировой войны и запрещавшими строительство и полеты моторизованных самолетов в Германии, поэтому любители авиации в стране часто обращались к планерам. [5] и активно поощрялись немецким правительством, особенно на летных площадках, подходящих для планирующего полета, таких как Вассеркуппе . [6]
Спортивное использование планеров быстро развивалось в 1930-х годах и теперь является их основным применением. По мере улучшения их характеристик планеры стали использовать для полетов по пересеченной местности и теперь регулярно пролетают сотни, а то и тысячи километров в день. [7] [8] если погода будет подходящей.
Дизайн [ править ]
Ранние планеры не имели кабины , и пилот сидел на небольшом сиденье, расположенном прямо перед крылом. Они были известны как « основные планеры » и обычно запускались с вершин холмов, хотя они также способны совершать короткие прыжки по земле, буксируясь за транспортным средством. Чтобы планеры могли парить более эффективно, чем обычные планеры, в конструкции было сведено к минимуму сопротивление. Планеры теперь имеют очень гладкие, узкие фюзеляжи и очень длинные, узкие крылья с большим удлинением и винглетами .

Первые планеры делались в основном из дерева с металлическими креплениями, стойками и тросами управления. Позже фюзеляжи, изготовленные из стальных труб, покрытых тканью, были объединены с деревянными и тканевыми крыльями для придания легкости и прочности. Новые материалы, такие как углеродное волокно , стекловолокно и кевлар, с тех пор используются в компьютерном проектировании для повышения производительности. Первым планером, в котором широко использовалось стекловолокно, был Akaflieg Stuttgart FS-24 Phönix, который совершил первый полет в 1957 году. Этот материал до сих пор используется из-за его высокого соотношения прочности и веса и способности придавать гладкую внешнюю поверхность для уменьшения сопротивления. Сопротивление также было сведено к минимуму за счет более аэродинамических форм и убирающейся ходовой части. закрылки На некоторых планерах на задних кромках крыльев установлены для оптимизации подъемной силы и сопротивления в широком диапазоне скоростей.
С каждым поколением материалов и улучшением аэродинамики характеристики планеров возрастали. Одним из показателей производительности является качество планирования . Соотношение 30:1 означает, что в спокойном воздухе планер может пролететь вперед на 30 метров, теряя при этом всего лишь 1 метр высоты. Сравнивая некоторые типичные планеры, которые можно найти в парке планерного клуба: Grunau Baby 1930-х годов имел передаточное отношение всего 17:1, стекловолоконный Libelle 1960-х годов увеличил это соотношение до 36:1, а современные закрылки 18-метровые планеры, такие как ASG29, имеют качество планирования более 50:1. Самый большой открытого класса планер Eta имеет размах 30,9 метра и качество планирования более 70:1. Сравните это с планером Гимли , Боингом 767 , у которого закончилось топливо в полете и, как выяснилось, имело качество планирования 12:1, или со космическим шаттлом с качеством планирования 4,5:1. [9]

Высокая аэродинамическая эффективность необходима для достижения хороших характеристик планирования, поэтому планеры часто обладают аэродинамическими характеристиками, редко встречающимися в других самолетах. Крылья современного гоночного планера спроектированы компьютерами для создания ламинарного профиля с низким сопротивлением . После того, как поверхности крыльев были с высокой точностью сформированы в пресс-форме, они тщательно полируются. Вертикальные винглеты на концах крыльев уменьшают сопротивление и тем самым повышают эффективность крыла. используются специальные аэродинамические уплотнения, На элеронах , рулях направления и руле высоты предотвращающие попадание воздуха через зазоры рулей. Турбуляторные устройства в виде зигзагообразной ленты или нескольких продувочных отверстий, расположенных по размаху вдоль крыла, используются для переключения ламинарного потока воздуха в турбулентный поток в желаемом месте на крыле. Такое управление потоком предотвращает образование пузырьков ламинарного потока и обеспечивает абсолютно минимальное сопротивление. Могут быть установлены стеклоочистители для протирки крыльев в полете и удаления насекомых, нарушающих плавный поток воздуха над крылом.
Современные планеры для соревнований несут сбрасываемый водяной балласт (в крыльях, а иногда и в вертикальном стабилизаторе). планера Дополнительный вес, обеспечиваемый водяным балластом, полезен, если подъемная сила может быть сильной, а также может использоваться для регулировки центра массы . Перемещение центра масс назад за счет подачи воды в вертикальном стабилизаторе уменьшает требуемую прижимную силу от горизонтального стабилизатора и результирующее сопротивление, создаваемое этой прижимной силой. Хотя более тяжелые планеры имеют небольшой недостаток при наборе высоты в восходящем воздухе, они достигают более высокой скорости при любом заданном угле планирования. Это преимущество в сложных условиях, когда планеры тратят лишь небольшое количество времени на набор высоты в термиках. Пилот может сбросить водяной балласт до того, как он станет недостатком в более слабых тепловых условиях. Другое использование водяного балласта – это ослабление турбулентности воздуха, которая может возникнуть во время парения по гребню . Чтобы избежать чрезмерной нагрузки на планер, планеры должны сбрасывать водяной балласт перед приземлением.
Большинство планеров производятся в Европе и разработаны в соответствии со EASA сертификационными спецификациями CS-22 (ранее — Объединенные авиационные требования -22). Они определяют минимальные стандарты безопасности по широкому спектру характеристик, таких как управляемость и прочность. Например, планеры должны иметь конструктивные особенности, позволяющие свести к минимуму возможность неправильной сборки (планеры часто укладывают в разобранном виде, с отсоединенными хотя бы крыльями). Автоматическое подключение органов управления во время такелажа является распространенным методом достижения этой цели.
Запуск и полет [ править ]



Двумя наиболее распространенными способами запуска планеров являются буксировка и лебедка. [10] При воздушной буксировке планер буксируется за самолетом с двигателем с помощью троса длиной около 60 метров (200 футов). Пилот планера отпускает веревку после достижения заданной высоты. Однако трос может быть отпущен буксиром и в случае чрезвычайной ситуации. Для запуска с помощью лебедки используется мощный стационарный двигатель, расположенный на земле в дальнем конце зоны запуска. Планер прикрепляется к одному концу троса длиной от 800 до 1200 метров (от 2600 до 3900 футов), и лебедка быстро наматывает его. Планер может набрать высоту от 270 до 910 метров (от 900 до 3000 футов) с помощью лебедки. в зависимости от встречного ветра. Реже автомобили используются для подъема планеров в воздух, тянув их напрямую или с помощью реверсивного шкива, аналогично запуску лебедкой. Эластичные веревки (известные как банджи ) иногда используются на некоторых площадках для запуска планеров со склонов, если в гору дует достаточный ветер. Банджи-запуск был преобладающим методом запуска ранних планеров. Некоторые современные планеры могут самостоятельно запускаться с помощью выдвижных двигателей или просто выдвижных винтов. (видеть моторный планер ). Эти двигатели могут использовать энергию внутреннего сгорания или аккумуляторную энергию. [11]
После запуска планеры пытаются набрать высоту, используя термические потоки , подъемную силу , подветренные волны или зоны конвергенции , и могут оставаться в воздухе часами. Это известно как «парящий». Находя подъемную силу достаточно часто, опытные пилоты летают по пересеченной местности , часто по заранее заявленным задачам, на сотни километров, обычно обратно к исходной стартовой площадке. Полеты по пересеченной местности и высший пилотаж - две формы соревновательного планеризма . Информацию о силах при планирующем полете см. в разделе «Подъемная сила к лобовому сопротивлению» .
Контроль глиссады [ править ]
Пилотам необходима некоторая форма контроля над глиссадой, чтобы посадить планер. В самолетах с двигателем это достигается за счет уменьшения тяги двигателя. В планерах используются другие методы, чтобы либо уменьшить подъемную силу, создаваемую крылом, либо увеличить сопротивление всего планера, либо и то, и другое. Глиссадный уклон — это расстояние, пройденное на каждую потерянную единицу высоты. При устойчивом планировании на уровне крыльев без ветра наклон планирования такой же, как отношение подъемной силы к аэродинамическому сопротивлению (L/D) планера, называемое «L-over-D». Уменьшение подъемной силы крыльев и/или увеличение сопротивления уменьшит L/D, позволяя планеру снижаться под более крутым углом без увеличения воздушной скорости. Простое направление носа вниз только преобразует высоту в более высокую воздушную скорость с минимальным начальным снижением общей энергии. Планеры из-за своих длинных низких крыльев создают эффект высоты над землей , что может значительно увеличить угол планирования и затруднить доставку планера на Землю на короткое расстояние.
- боковое скольжение
- Скольжение выполняется путем пересечения органов управления (например , руль направления вправо и элероны влево), так что планер больше не летит параллельно потоку воздуха. Это приведет к тому, что одна сторона фюзеляжа окажется под воздействием воздушного потока, что значительно увеличит сопротивление. Ранние планеры в основном использовали скольжение для управления глиссадой.
- Спойлеры
- Спойлеры - это подвижные поверхности управления в верхней части крыла, обычно расположенные в середине хорды или рядом с лонжероном, которые поднимаются в поток воздуха, чтобы устранить (испортить) подъемную силу из области крыла за спойлером, нарушив распределение подъемной силы по размаху. и увеличение сопротивления, вызванного подъемной силой . Спойлеры существенно увеличивают лобовое сопротивление.
- Пневматические тормоза
- Пневматические тормоза , также известные как тормоза пикирования, представляют собой устройства, основной целью которых является увеличение сопротивления. На планерах спойлеры действуют как воздушные тормоза. Они расположены сверху крыла, а также под крылом. При небольшом открытии верхние тормоза испортят подъемную силу, но при полном открытии поверхность будет большой, что может привести к значительному лобовому сопротивлению. Некоторые планеры имеют тормоза пикирования на предельной скорости , которые обеспечивают достаточное сопротивление, чтобы поддерживать скорость ниже максимально допустимой, даже если планер был направлен прямо вниз. Эта возможность считается более безопасным способом спускаться через облако без инструментов, чем единственная альтернатива - преднамеренное вращение .
- закрылки
- Закрылки — это подвижные поверхности на задней кромке крыла, внутри элеронов. Основная цель закрылков - увеличить развал крыла и тем самым увеличить максимальный коэффициент подъемной силы и снизить скорость сваливания . Еще одна особенность, которой обладают некоторые планеры с закрылками, - это отрицательные закрылки , которые также способны немного отклонять заднюю кромку вверх. Эта функция включена в некоторые планеры для соревнований, чтобы уменьшить момент тангажа, действующий на крыло, и, таким образом, уменьшить направленную вниз силу, которая должна создаваться горизонтальным стабилизатором; это уменьшает индуцированное сопротивление, действующее на стабилизатор. На некоторых типах закрылки и элероны соединены между собой, что называется «флапероны». Одновременное их движение обеспечивает большую скорость крена.
- Парашют
- Некоторые высокопроизводительные планеры 1960-х и 1970-х годов были разработаны для установки небольшого тормозного парашюта , поскольку их воздушные тормоза не были особенно эффективными. Во время полета он хранился в хвостовом обтекателе планера. При раскрытии парашют вызывает значительное увеличение лобового сопротивления, но имеет существенный недостаток по сравнению с другими методами управления глиссадой. Это связано с тем, что парашют не позволяет пилоту точно регулировать глиссаду. Следовательно, пилоту, возможно, придется полностью сбросить парашют, если планер не достигнет желаемой зоны приземления.
Посадка [ править ]
В ранних конструкциях планеров для приземления использовались полозья, но современные модели обычно приземляются на колеса. Некоторые из первых планеров использовали для взлета тележку с колесами, и тележку отбрасывали, когда планер отрывался от земли, оставляя только полозья для приземления. Планер может быть сконструирован таким образом, чтобы центр тяжести (CG) находился за основным колесом, поэтому планер располагался носом высоко над землей. В других конструкциях центр тяжести может располагаться впереди основного колеса, поэтому при остановке носовая часть опирается на переднее колесо или скользит. Полозья сейчас в основном используются только на учебных планерах, таких как Schweizer SGS 2–33 . Полозья имеют ширину около 100 миллиметров (4 дюйма) и длину 900 мм (3 фута) и проходят от носовой части к основному колесу. Полозья помогают при торможении после приземления, позволяя пилоту нажимать на ручку управления вперед, создавая тем самым трение между полозьем и землей. Законцовки крыльев также имеют небольшие полозья или колеса для защиты законцовок крыла от контакта с землей.
В большинстве высокопроизводительных планеров шасси можно поднимать, чтобы уменьшить сопротивление в полете, и опускать при посадке. Предусмотрены колесные тормоза, позволяющие остановиться на земле. Их можно включить, полностью выдвинув спойлеры/пневматические тормоза или используя отдельный орган управления. Хотя основное колесо только одно, крыло планера можно удерживать в горизонтальном положении с помощью органов управления полетом, пока оно не станет почти неподвижным.
Пилоты обычно приземляются обратно на аэродром, с которого они взлетели, но приземление возможно на любом ровном поле длиной около 250 метров. В идеале, если позволяют обстоятельства, планер должен летать по стандартной схеме или по кругу при подготовке к приземлению, обычно начиная с высоты 300 метров (1000 футов). Затем используются устройства контроля глиссады для регулировки высоты, чтобы обеспечить приземление в желаемой точке. Идеальная схема приземления располагает планер на конечном этапе захода на посадку так, что раскрытие 30–60% спойлеров/пикирующих тормозов/закрылков приводит его к желаемой точке приземления. Таким образом, пилот имеет возможность открывать или закрывать спойлеры/воздушные тормоза, чтобы увеличить или увеличить скорость снижения и достичь точки приземления. Это дает пилоту широкий запас безопасности в случае возникновения непредвиденных событий. Если таких устройств управления недостаточно, пилот может использовать такие маневры, как скольжение вперед , чтобы еще больше увеличить наклон планера.
Вспомогательные двигатели [ править ]
Большинству планеров для запуска требуется помощь, хотя у некоторых есть двигатель, достаточно мощный, чтобы запустить его без посторонней помощи. Кроме того, большая часть новых планеров имеет двигатель, который поддерживает планер в воздухе, но недостаточно мощный для запуска планера. По сравнению с самостоятельными ракетами-носителями эти двигатели меньшей мощности имеют преимущества в весе, более низких затратах и лицензировании пилотов. Двигатели могут быть электрическими, реактивными или двухтактными бензиновыми.
- Планер с пропеллером переднего электрического маршевого двигателя .
- На некоторых типах, таких как этот HPH Shark, стоят небольшие выдвижные реактивные двигатели.
- Выдвижной двухтактный маршевый двигатель с турбонаддувом.
- Турбодвигатель втягивается 1
- Турбодвигатель втягивается 2
- Турбодвигатель втягивается 3
Приборы и другие технические средства [ править ]

В планерах континентальной Европы используются метрические единицы измерения, такие как км/ч для воздушной скорости и м/с для скорости подъема и снижения . В США, Великобритании, Австралии и некоторых других странах планеры используют те же узлы и фут / мин , что и коммерческая авиация во всем мире.
Помимо высотомера , компаса и указателя воздушной скорости , планеры часто оснащаются вариометром и радиодиапазоном ( приемопередатчиком ) , каждый из которых может потребоваться в некоторых странах. Транспондер может быть установлен для помощи диспетчерам , когда планер пересекает занятое или контролируемое воздушное пространство. Это может быть дополнено ADS-B . Без этих устройств доступ к некоторому воздушному пространству в некоторых странах может стать все более ограниченным. В странах, где разрешен полет в облаках, искусственный горизонт или указатель разворота и скольжения при нулевой видимости используется системы предупреждения столкновений, такие как FLARM . Все чаще используются , которые даже являются обязательными в некоторых европейских странах. Радиомаяк , указывающий аварийное положение ( ELT ), также может быть установлен на планере, чтобы сократить время поиска и спасения в случае аварии.
Гораздо больше, чем в других видах авиации, пилоты планеров полагаются на вариометр , который является очень чувствительным индикатором вертикальной скорости , для измерения скорости набора высоты или снижения самолета. Это позволяет пилоту обнаруживать мельчайшие изменения, вызванные попаданием планера в поднимающиеся или опускающиеся воздушные массы. Чаще всего на планер устанавливаются электронные «вариаторы», хотя механические вариации часто устанавливаются в качестве резервных. Электронные вариометры производят модулированный звук различной амплитуды и частоты в зависимости от силы подъема или опускания, так что пилот может сосредоточиться на центрировании потока, наблюдении за другим движением, на навигации и погодных условиях. О подъеме воздуха пилоту сообщается повышающимся тоном, тон которого увеличивается по мере увеличения подъемной силы. И наоборот, о снижении воздуха объявляется понижающим тоном, который советует пилоту как можно скорее покинуть зону снижения. ( о вариометре Дополнительную информацию см. в статье ).
Вариометры иногда оснащаются механическими или электронными устройствами, указывающими оптимальную скорость полета в данных условиях. Настройки MacCready можно ввести электронным способом или отрегулировать с помощью кольца вокруг циферблата. Эти устройства основаны на математической теории, приписываемой Полу Маккриди. [12] хотя впервые он был описан Вольфгангом Шпете в 1938 году. [13] Теория Маккриди решает проблему того, насколько быстро пилот должен двигаться между термическими потоками, учитывая как среднюю подъемную силу, которую пилот ожидает при следующем наборе температур, так и величину подъемной силы или снижения, возникающую в крейсерском режиме. Электронные вариометры автоматически производят те же расчеты с учетом таких факторов, как теоретические характеристики планера , водяной балласт, встречный/попутный ветер и насекомые на передних кромках крыльев.
Парящие компьютеры со специализированным программным обеспечением для парения были разработаны для использования в планерах. Используя технологию GPS в сочетании с барометрическим устройством, эти инструменты могут:
- Обеспечьте положение планера в трех измерениях с помощью движущейся карты.
- Предупредите пилота об ближайшего воздушного пространства. ограничениях
- Укажите положение на маршруте, оставшееся расстояние и направление курса.
- Показать аэропорты в пределах теоретической дистанции планирования.
- Определить направление и скорость ветра на текущей высоте.
- Показать историческую информацию о подъемниках
- Создайте GPS-журнал полета, чтобы предоставить доказательства участия в соревнованиях и значки для планирования.
- Предоставьте «окончательную» информацию о планировании (т. е. покажите, сможет ли планер достичь финиша без дополнительной подъемной силы).
- Укажите наилучшую скорость полета в текущих условиях.
После полета данные GPS могут быть воспроизведены в компьютерном программном обеспечении для анализа и отслеживания следа одного или нескольких планеров на фоне карты, аэрофотоснимка или воздушного пространства.

Маркировка [ править ]
Чтобы наземные наблюдатели могли идентифицировать планеры в полете или на соревнованиях по планированию , регистрационные знаки («знаки отличия», «номера соревнований» или «идентификатор соревнований») отображаются большими буквами на нижней стороне одного крыла, а также на плавник и руль направления . Регистрационные знаки присваиваются ассоциациями планеристов, такими как Американское общество парения США , и не связаны с национальными регистрациями, выдаваемыми такими организациями, как Федеральное управление гражданской авиации США . [14] Эта потребность в визуальной идентификации была в некоторой степени вытеснена записью местоположения по GPS. Знаки отличия полезны по двум причинам: во-первых, они используются в радиосвязи между планерами, поскольку пилоты используют свой номер соревнования в качестве позывных . Во-вторых, чтобы легко узнать конкурсный идентификатор планера, когда он летит в непосредственной близости друг от друга, чтобы предупредить его о потенциальных опасностях. Например, во время скопления нескольких планеров в термиках (известных как «стаи») один пилот может сообщить: «Шесть-семь-Ромео, я прямо под вами».
Планеры из стекловолокна всегда окрашиваются в белый цвет, чтобы минимизировать температуру их кожи при солнечном свете. Стекловолоконная смола теряет прочность, когда ее температура поднимается до диапазона, достижимого под прямыми солнечными лучами в жаркий день. Цвет не используется, за исключением нескольких небольших ярких пятен на кончиках крыльев; эти нашивки (обычно оранжевые или красные) улучшают видимость планера для других самолетов. Такие нашивки обязательны для полетов в горах во Франции. [15] Планеры из алюминия или дерева, не изготовленные из стекловолокна, не так подвержены разрушению при более высоких температурах и часто довольно ярко окрашены.
Сравнение типов [ править ]
Иногда возникает путаница в отношении планеров/планеров, дельтапланов и парапланов. В частности, парапланы и дельтапланы запускаются с ног. Основные различия между видами заключаются в следующем:
Парапланы | Дельтапланы | Планеры/планеры | |
---|---|---|---|
Ходовая часть | ноги пилота, используемые при взлете и посадке | ноги пилота, используемые при взлете и посадке | самолет взлетает и приземляется с использованием колесного шасси или полозьев |
Конструкция крыла | полностью гибкий, форма которого поддерживается исключительно давлением воздуха, поступающего в крыло и над ним в полете, а также натяжением строп. | обычно гибкий, но опирается на жесткую раму, которая определяет его форму (обратите внимание, что также существуют дельтапланы с жестким крылом) | жесткая поверхность крыла, полностью охватывающая конструкцию крыла |
Позиция пилота | сидя в упряжи | обычно лежит ничком в упряжи, напоминающей кокон, подвешенной к крылу; сидя и лежа также возможны | сидя в кресле с ремнями безопасности, окруженном ударопрочной конструкцией |
Диапазон скоростей (скорость сваливания – максимальная скорость) | самый медленный - обычно от 25 до 60 км/ч для прогулочных планеров (более 50 км/ч требует использования акселератора), [16] следовательно, легче запускать и летать при слабом ветре; наименьшее проникновение ветра; Изменение высоты тона может быть достигнуто с помощью элементов управления | быстрее, чем парапланы, медленнее, чем планеры/планеры | максимальная скорость примерно до 280 км/ч (170 миль в час); [17] скорость сваливания обычно 65 км/ч (40 миль в час); [17] способен летать в более ветреных и турбулентных условиях и опережать плохую погоду; хорошее проникновение при встречном ветре |
Максимальное качество планирования | около 10, относительно плохие характеристики планирования затрудняют полеты на дальние расстояния; текущий (по состоянию на май 2017 г. [update]) мировой рекорд составляет 564 километра (350 миль). [18] | около 17, до 20 для жестких крыльев | планеры открытого класса - обычно около 60:1, но в более распространенных самолетах с размахом 15–18 метров качество планирования составляет от 38:1 до 52:1; [19] высокие характеристики планирования, позволяющие летать на большие расстояния, текущая дальность полета составляет 3000 километров (1900 миль) (по состоянию на ноябрь 2010 г.) [update]) записывать [20] |
Радиус поворота | самый малый радиус поворота [ нужна ссылка ] | несколько больший радиус поворота, чем у парапланов, больше, чем у планеров/планеров [ нужна ссылка ] | самый широкий радиус поворота, но при этом способен плотно кружить в термиках [21] |
Посадка | наименьшее пространство, необходимое для приземления, что дает больше возможностей для приземления при полетах по пересеченной местности; также проще всего собрать и нести как сумку до ближайшей дороги | Требуется ровный участок длиной от 15 до 60 м; может быть выгружен одним человеком и доставлен до ближайшей дороги | посадки могут производиться на поле длиной ~250 м. Возможен подъем с воздуха, но в противном случае для подъема по дороге потребуется специальный трейлер. Некоторые планеры имеют двигатели, которые устраняют необходимость приземления при успешном своевременном запуске. |
Обучение | самый простой и быстрый в освоении | обучение проводится на одно- и двухместных дельтапланах | обучение проводится на двухместном планере с двойным управлением. |
Удобство | упаковки меньшего размера (легче транспортировать и хранить) | более неудобно транспортировать и хранить; дольше на установку и демонтаж; часто перевозят на крыше автомобиля | часто хранятся и перевозятся в специально построенных трейлерах длиной около 9 метров, с которых они смонтированы. Хотя приспособления для такелажа позволяют оснастить планер одному человеку, обычно в такелаже участвуют 2 или 3 человека. Некоторые часто используемые планеры хранятся уже снаряженными в ангарах. |
Расходы | стоимость нового от 1500 евро и выше, [22] самый дешевый, но самый короткий срок службы (около 500 часов полета, в зависимости от лечения), активный рынок подержанных товаров. [23] | стоимость нового планера очень высока (максимальная комплектация 18 м с турбонаддувом с приборами и прицепом 200 000 евро), но он долговечен (до нескольких десятилетий), поэтому активен рынок подержанных самолетов; типичная стоимость от 2000 до 145 000 евро. [24] |
Классы соревнований [ править ]

восемь соревновательных классов определила FAI планеров . [25] Они есть:
- Стандартный класс (без закрылков, размах крыла 15 м, допускается водяной балласт)
- Класс 15 метров (разрешены закрылки, размах крыла 15 м, разрешен водяной балласт)
- Класс 18 метров (разрешены закрылки, размах крыла 18 м, разрешен водяной балласт)
- Открытый класс (без ограничений, кроме ограничения максимального общего веса в 850 кг)
- Двухместный класс (максимальный размах крыла 20 м), также известный под немецким названием «Доппельцицер».
- Клубный класс (в этом классе разрешен широкий спектр старых небольших планеров с разными характеристиками, поэтому баллы необходимо корректировать с учетом гандикапа . Водяной балласт не допускается).
- Мировой класс ( Комиссия по планерному спорту FAI , которая является частью FAI, и связанный с ней орган под названием Organization Scientifique et Technique du Vol à Voile (OSTIV) объявили в 1989 году конкурс на недорогой планер, который имел умеренные характеристики и был прост в сборке. и управляться, и был безопасен для пилотов, летающих в нерабочее время. В 1993 году был объявлен победитель как Варшавский политехнический институт PW-5 . Это позволяет проводить соревнования только с одним типом планера.)
- Класс «Сверхлегкий» для планеров с максимальной массой менее 220 кг.
Основные производители [ править ]
Большая часть планеров производилась и до сих пор производится в Германии. [26] родина этого вида спорта. В Германии есть несколько производителей, но тремя основными компаниями являются:
В Германии также есть компании Stemme и Lange Aviation . В других странах мира есть и другие производители, такие как Jonker Sailplanes в Южной Африке, Sportinė Aviacija в Литве, Allstar PZL в Польше, Let Kunovice и HpH в Чехии и AMS Flight в Словении. [27]
См. также [ править ]
- История
- Планеризм как вид спорта
- Другие самолеты без двигателя
- Летающие игрушки и модели без двигателя
Ссылки [ править ]
- ^ «Справочник ФАУ по планерам» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 25 августа 2017 года . Проверено 11 сентября 2014 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Определение планеров, используемых в спортивных целях, в Спортивном кодексе ФАИ.
- ^ Управление гражданской авиации: Департамент лицензирования персонала (2 декабря 2005 г.). LASORS 2006: Руководство для пилотов . Канцелярский офис. ISBN 978-0-11-790501-6 .
- ^ « Летный журнал 1954» . Архивировано из оригинала 9 мая 2011 года . Проверено 20 февраля 2009 г.
- ^ «История планирования и парения» (PDF) . Парящая команда США . 7 августа 2004 г. Архивировано из оригинала (PDF) 6 июня 2011 г. . Проверено 23 февраля 2010 г.
- ^ «Журнал планеризма | Особенности» . Архивировано из оригинала 26 июля 2011 года . Проверено 23 февраля 2010 г.
- ^ «Список заявленных и утвержденных ФАИ записей» . Архивировано из оригинала 16 марта 2015 года . Проверено 11 сентября 2014 г.
- ^ «Веб-страница онлайн-конкурса» . Архивировано из оригинала 10 февраля 2010 года . Проверено 3 апреля 2010 г.
- ^ «Техническая конференция космических шаттлов, стр. 258» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 17 декабря 2008 г. Проверено 19 февраля 2009 г.
- ^ Пигготт, Дерек (1 марта 2002 г.). Планеризм: Руководство по парящему полету . А&С Черный. ISBN 978-0-7136-6148-4 .
- ^ «Цифровой выпуск SFPE Europe 30» . www.sfpe.org . Архивировано из оригинала 13 июля 2023 года . Проверено 13 июля 2023 г.
- ^ «Теория Маккриди» . Архивировано из оригинала 17 сентября 2007 года . Проверено 24 августа 2006 г.
- ^ Петтерссон, Оке (октябрь – ноябрь 2006 г.). «Письма». Планер и планеризм . 57 (5). Британская ассоциация планеризма: 6.
- ↑ Ссылка на номера соревнований на веб-сайте FAI. Архивировано 7 октября 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ «Скольжение по Франции» . Архивировано из оригинала 2 февраля 2010 года . Проверено 23 февраля 2010 г.
- ^ «Технические данные Advance Omega 8» . Адванс АГ. Архивировано из оригинала 30 мая 2013 года . Проверено 22 октября 2011 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Руководство по летной эксплуатации Scheicher ASW27b . Александр Шлейхер ГмбХ и Ко. 2003.
- ^ «Рекорд ФАИ по парапланеризму» . Международная авиационная федерация. Архивировано из оригинала 9 мая 2011 года . Проверено 30 ноября 2010 г.
- ^ «Список инвалидов 2008» (PDF) . Чемпионат Германии по планеризму . Немецкий аэроклуб . Архивировано из оригинала (PDF) 24 февраля 2009 г. Проверено 7 августа 2008 г.
- ^ «Рекорды ФАИ» . Международная авиационная федерация. Архивировано из оригинала 11 сентября 2011 года . Проверено 30 ноября 2010 г.
- ^ Стюарт, Кен (1994). Руководство для пилота-планериста . Эйрлайф Паблишинг Лтд. 257. ИСБН 1-85310-504-Х .
- ^ «Брошюры Озон» . Озон Франция. Архивировано из оригинала 27 октября 2013 года . Проверено 21 октября 2011 г.
- ^ «Типичный набор объявлений о парапланах» . Архивировано из оригинала 30 марта 2012 года . Проверено 22 октября 2011 г.
- ^ «Типичный набор объявлений о планерах» . Архивировано из оригинала 6 декабря 2010 года . Проверено 18 января 2011 г.
- ^ Классы соревнований, определенные FAI.
- ^ Фрэнсис Хамблет (ноябрь – декабрь 2011 г.). «Мировое производство планеров». Планерный международный .
- ^ Саймонс, Мартин (2002). Планеры 1965–2000 гг . Экип. ISBN 978-3-9808838-1-8 .
Внешние ссылки [ править ]


- Информация обо всех типах планеров
- Справочник планеров на Wayback Machine (архивировано 21 апреля 2016 г.) - веб-сайт для энтузиастов, на котором перечислены производители и модели планеров прошлого и настоящего.
- Веб-страницы ФАИ
- Записи FAI. Архивировано 17 октября 2021 года на Wayback Machine - странице спортивной авиации с международными мировыми рекордами по расстоянию, скорости, маршрутам и высоте.
- Национальные федерации планеризма на Wayback Machine (архивировано 23 ноября 2010 г.)