Воздушный оркестр
Airband или авиадиапазон — название группы частот в УКВ, радиоспектре выделенных для радиосвязи в гражданской авиации , иногда также называемых УКВ или фонетически «Виктор» . Различные участки полосы используются для радионавигационных средств и управления воздушным движением . [1] [2] [3]
В большинстве стран требуется лицензия на эксплуатацию бортового оборудования, а оператор проверяется на компетентность в процедурах, языке и использовании фонетического алфавита . [2] [4]
Использование спектра
[ редактировать ]В воздушном диапазоне VHF используются частоты от 108 до 137 МГц . Самые низкие 10 МГц диапазона, от 108 до 117,95 МГц, разделены на 200 узкополосных каналов по 50 кГц. Они зарезервированы для навигационных средств, таких как VOR радиомаяки , и систем точного захода на посадку, таких как курсовой маяк ILS . [2] [3]
По состоянию на 2012 год [update]В большинстве стран верхние 19 МГц делят на 760 каналов для передачи голоса с амплитудной модуляцией на частотах от 118 до 136,975 МГц с шагом 25 кГц. В Европе становится обычным делить эти каналы на три (разнос каналов 8,33 кГц), что потенциально позволяет использовать 2280 каналов. Некоторые каналы между 123.100 и 135.950 доступны в США другим пользователям, таким как правительственные учреждения, консультативные коммерческие компании, поисково-спасательные службы , военные самолеты, планеры и воздушные шары класса «воздух-земля», летные испытания и использование национальными авиационными властями. Типичная дальность передачи самолета, летящего на крейсерской высоте (35 000 футов (10 668 м)), составляет около 200 миль (322 км) в хороших погодных условиях. [2] [3] [5] [6]
Другие группы
[ редактировать ]Аэронавигационная голосовая связь также осуществляется в других диапазонах частот, включая спутниковую голосовую связь на Inmarsat , Globalstar или Iridium , [7] и высокочастотный голос. Обычно эти другие диапазоны частот используются только в океанических и отдаленных районах, хотя они работают на более обширных территориях или даже во всем мире. Военные самолеты также используют выделенный диапазон UHF-AM от 225,0 до 399,95 МГц для связи «воздух-воздух» и «воздух-земля», включая связь управления воздушным движением. В этом диапазоне имеется выделенный аварийный и охранный канал 243,0 МГц. [2] [8]
Радиоавиационные навигационные средства ( навигационные средства ) используют другие частоты. Ненаправленные маяки (NDB) работают в диапазонах низких и средних частот 190–415 кГц и 510–535 кГц. Глиссадная система системы посадки по приборам (ILS) работает в диапазоне УВЧ 329,3–335,0 МГц с маркерными маяками на частоте 75 МГц. Дальномерное оборудование (DME) также использует УВЧ от 962 до 1150 МГц. [2]
Расстояние между каналами
[ редактировать ]Разнос каналов для голосовой связи в эфирном диапазоне первоначально до 1947 года составлял 200 кГц . [9] обеспечивая 70 каналов от 118 до 132 МГц. Некоторые радиоприемники того времени обеспечивали покрытие только приема на частотах ниже 118 МГц, всего 90 каналов. С 1947 по 1958 год интервал стал 100 кГц; с 1954 года частота снова была разделена до 50 кГц, а верхний предел расширен до 135,95 МГц (360 каналов), а затем до 25 кГц в 1972 году, чтобы обеспечить 720 используемых каналов. 1 января 1990 года были добавлены частоты от 136 000 до 136,975 МГц, в результате чего получилось 760 каналов. [5]
Увеличение перегруженности воздушного движения привело к дальнейшему разделению на узкополосные каналы 8,33 кГц в европейском регионе ИКАО ; с 2007 года все самолеты, летающие выше эшелона полета 195, должны иметь оборудование связи для этого разноса каналов. [2] [10] [11] [12] За пределами Европы каналы 8,33 кГц разрешены во многих странах, но по состоянию на 2012 год не используются широко.
Канал экстренной связи 121,5 МГц - единственный канал, сохраняющий разнос каналов 100 кГц в США; между 121,4 и 121,5 или между 121,5 и 121,6 нет распределения каналов. [13]
Модуляция
[ редактировать ]В радиосвязи самолетов во всем мире используется амплитудная модуляция , преимущественно A3E двухполосная J3E с полной несущей на ОВЧ и однополосная с подавленной несущей на ВЧ. Помимо простоты, энергоэффективности и совместимости с устаревшим оборудованием, AM и SSB позволяют более сильным станциям подавлять более слабые или мешающие станции. Кроме того, этот метод не страдает от эффекта захвата , обнаруженного в FM. Даже если пилот ведет передачу, диспетчерская вышка может «обговорить» эту передачу, и другие самолеты услышат несколько искаженную смесь обеих передач, а не только одну или другую. Даже если обе передачи принимаются с одинаковой мощностью сигнала, гетеродин будет слышен там, где в FM-системе такого признака блокировки не будет. [14]
Обсуждаются альтернативные схемы аналоговой модуляции, такие как «CLIMAX». [15] система с несколькими несущими и методы смещения несущих, позволяющие более эффективно использовать спектр.
Аудио свойства
[ редактировать ]Качество звука в эфирном диапазоне ограничено радиочастот используемой полосой пропускания . В новой схеме разноса каналов наибольшая полоса пропускания эфирного канала ограничена 8,33 кГц, поэтому максимально возможная звуковая частота составляет 4,166 кГц. [16] В схеме с разносом каналов 25 кГц теоретически возможна верхняя звуковая частота 12,5 кГц. [16] Однако большинство голосовых передач в эфирном диапазоне никогда не достигают этих пределов. Обычно вся передача содержится в полосе пропускания от 6 до 8 кГц, что соответствует верхней звуковой частоте от 3 до 4 кГц. [16] Эта частота, хотя и низкая по сравнению с верхним пределом диапазона человеческого слуха, достаточна для передачи речи . Различные самолеты, диспетчерские вышки и другие пользователи передают данные с разной полосой пропускания и характеристиками звука.
Цифровое радио
[ редактировать ]переход на цифровое радио Рассматривается , поскольку это значительно увеличит пропускную способность за счет уменьшения полосы пропускания, необходимой для передачи речи. Другие преимущества цифрового кодирования речевых передач включают снижение восприимчивости к электрическим помехам и помехам. Переход на цифровое радио еще не произошел, отчасти потому, что мобильность самолетов требует полного международного сотрудничества для перехода на новую систему, а также времени для последующего перехода. [17] [18]
Несанкционированное использование
[ редактировать ]В большинстве стран передача на частотах воздушного диапазона без соответствующей лицензии является незаконной, хотя индивидуальная лицензия может и не потребоваться, например, в США, где авиационные станции «лицензируются по правилам». [19] Правила многих стран также ограничивают связь в воздушном диапазоне. Например, в Канаде радиосвязь ограничивается теми, которые необходимы для «безопасности и навигации самолета; общей эксплуатации самолета; и обмена сообщениями от имени общественности. Кроме того, человек может управлять радиоаппаратурой. только для передачи нелишнего сигнала или сигнала, содержащего ненормативную или непристойную радиосвязь». [2]
Прослушивание частот эфирного диапазона без лицензии также является правонарушением в некоторых странах. Однако в некоторых странах, таких как Великобритания, разрешено прослушивание, поскольку это относится к навигационным и погодным передачам. [20] Такая деятельность была предметом международных ситуаций между правительствами, когда туристы привозили аэродинамическое оборудование в страны, которые запрещают владение и использование такого оборудования. [21] [22]
См. также
[ редактировать ]- АКАРС
- Частота аварийных ситуаций для самолетов
- Управление потоками воздушного движения
- Авионика
- Диспетчерская вышка
- Будущая аэронавигационная система
- Распространение в пределах прямой видимости
Ссылки
[ редактировать ]- ^ HP Westman (редактор), Справочные данные для радиоинженеров, пятое издание , Howard W. Sams and Co, 1968, стр. 1-6.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Транспорт Канады (апрель 2014 г.). «Радиосвязь Ком – 5.0» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 16 мая 2013 года . Проверено 27 апреля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Диапазоны и частоты авиационных радиостанций» . Сеть Smeter 2011. Архивировано из оригинала 12 февраля 2004 года . Проверено 16 февраля 2011 г.
- ^ «Программа обучения радиотелефонии» (PDF) . Клуб планерного спорта Котсуолда – дата не разглашается . Проверено 16 февраля 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Требования к 760-канальной УКВ-радиостанции для авиационных операций» (PDF) . Федеральное авиационное агентство 1992 год . Проверено 14 февраля 2011 г.
- ^ «VII. ЭЛЕКТРОННЫЕ ПОМОЩИ ПРИБОРНОМУ ПОЛЕТУ» . Испытательная компания ФАУ – дата не разглашается . Проверено 17 февраля 2011 г.
- ^ «Спутниковая голосовая связь Iridium (SATVOICE) со службами безопасности» (PDF) . Проверено 18 сентября 2016 г.
- ^ DAOT 5: C-12-118-000/MB-000 Инструкция по эксплуатации CH118 Helicopter (несекретный), Изменение 2, 23 апреля 1987 г., стр. 1-51. Департамент национальной обороны
- ^ «Разнос каналов 8,33 кГц – что это?» . Роджер-Вилко. 3 апреля 2010 года. Архивировано из оригинала 3 марта 2011 года . Проверено 10 мая 2012 г.
- ^ Реализация разноса «на частоте 8,33 кГц» ниже эшелона FL 195. Архивировано 6 августа 2016 г. на Wayback Machine.
- ^ «Частоты самолетов для Великобритании и Европы» . Организация Гарфнет 2009г . Проверено 14 февраля 2011 г.
- ^ «Программа 8,33 кГц» . Евроконтроль . Архивировано из оригинала 19 октября 2007 года . Проверено 24 декабря 2007 г.
- ^ 47 CFR 87.173
- ^ Отчет о проекте EECE 252, Применение радиомодуляции в авиации. Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine 17 апреля 2012 г.
- ^ EuroControl, CLIMAX/8.33: Расширить преимущества 8,33 кГц , ИКАО, октябрь 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Пул, Ян. «Амплитудная модуляция, AM-спектр и полоса пропускания» . Радио-Электроника.com . Проверено 26 сентября 2015 г.
- ^ «Доступная цифровая передача голоса в реальном времени с использованием технологии VoIP» . Командование НАВЭР 2 января 2010 г. Проверено 16 февраля 2011 г.
- ^ «Авиационно-ориентированная цифровая ЦНС» . ЦИТА 2010 . Проверено 14 февраля 2011 г.
- ^ 47 CFR 87.18
- ^ Офком. «Руководство по радиосканерам только для приема» (PDF) . ofcom.org.uk . Архивировано из оригинала (PDF) 5 марта 2018 года . Проверено 11 января 2022 г.
- ^ «Греческая драма в столице» . Житель Алгарве, 2011 г. Архивировано из оригинала 16 июля 2012 г. Проверено 16 февраля 2011 г.
- ^ «Наблюдатели за самолетами 'проигнорировали предупреждения'». BBC News , 25 апреля 2002 г. Дата обращения: 14 марта 2007 г. Цитата: «Ведение заметок в сочетании с другими видами деятельности может нанести ущерб (безопасности Греции)».