Jump to content

Отто Лилиенталь

Отто Лилиенталь
Лилиенталь, ок. 1895 г.
Рожденный
Карл Вильгельм Отто Лилиенталь

( 1848-05-23 ) 23 мая 1848 г.
Умер 10 августа 1896 г. (10 августа 1896 г.) (48 лет)
Причина смерти Перелом шейки матки получен при крушении дельтаплана
Место отдыха Кладбище Ланквиц , Берлин
Национальность прусский , немецкий
Образование Колледж Инженер-механик Майор
Занятие Инженер
Известный Успешные эксперименты по планированию; «Отец авиации»
Высота 1,88 м (6 футов 2 дюйма)
Супруг
Агнес Фишер
( м. 1878–1896)
Дети 4 [1]
Родственники Густав Лилиенталь (брат)
Подпись

Карл Вильгельм Отто Лилиенталь (23 мая 1848 – 10 августа 1896) был немецким пионером авиации , ставшим известным как «летающий человек». [2] Он был первым человеком, совершившим хорошо задокументированные, неоднократные и успешные полеты на планерах . [3] Таким образом, идея создания самолета тяжелее воздуха стала реальностью. В газетах и ​​журналах были опубликованы фотографии планирующего полета Лилиенталя, что благоприятно повлияло на общественное и научное мнение о возможности практического применения летательных аппаратов.

Работа Лилиенталя привела к разработке концепции современного крыла. [4] [5] Его попытки полета в 1891 году рассматриваются как начало полета человека. [6] а « Lilienthal Normalsegelapparat » считается первым серийным самолетом, что делает Машиненфабрик Отто Лилиенталь в Берлине первой компанией по производству самолетов в мире. [7] Его называли «отцом авиации». [8] [9] [10] или «отец полета». [11]

9 августа 1896 года планер Лилиенталя заглох, и он не смог восстановить управление. Падая с высоты примерно 15 метров (49 футов), он сломал шею и умер на следующий день.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Лилиенталь родился 23 мая 1848 года в Анкламе , Померания , в немецком королевстве Пруссия . Его родителями были Густав и Кэролайн, урожденная Поль. [12] Крестился в евангелическо-лютеранской церкви Св. Николая. [13] и подтверждено в церкви Святой Марии в Анкламе. [14] У родителей Лилиенталя, принадлежащих к среднему классу, было восемь детей, но только трое пережили младенчество: Отто, Густав и Мари. [15] Братья всю жизнь работали вместе над техническими, социальными и культурными проектами. Лилиенталь посещал гимназию и изучал полет птиц вместе со своим братом Густавом (1849–1933). [16] Очарованные идеей пилотируемого полета, Лилиенталь и его брат сделали приставные крылья, но их попытки летать потерпели неудачу. Он два года учился в региональной технической школе в Потсдаме и стажировался в компании Schwarzkopf, прежде чем стал профессиональным инженером-конструктором. Позже он учился в Высшей технической школе в Берлине (ныне Технический университет Берлина ).

В 1867 году Лилиенталь начал всерьез экспериментировать с силой воздуха, но прервал работу из-за участия во франко-прусской войне . Вернувшись к гражданской жизни, он работал штатным инженером в нескольких инжиниринговых компаниях и получил свой первый патент на горную машину. Он основал собственную компанию по производству котлов и паровых двигателей. [17]

6 июня 1878 года Лилиенталь женился на Агнес Фишер, дочери депутата. Музыка свела их вместе; она обучалась игре на фортепиано и вокалу, а Лилиенталь играл на валторне и имел хороший тенор . [18] После свадьбы они поселились в Берлине, у них родилось четверо детей: Отто, Анна, Фриц и Фрида. [1] Лилиенталь опубликовал свою знаменитую книгу «Птичий полёт как основа авиации» в 1889 году.

Эксперименты в полете

[ редактировать ]
Механика полета белого аиста в его «Птичьем полете как основа летного искусства» (1889 г.)

Наибольший вклад Лилиенталя заключался в развитии полета на кораблях тяжелее воздуха. Он совершал полеты с искусственного холма, построенного им недалеко от Берлина , и с естественных холмов, особенно в районе Ринова .

Подача заявки на патент США в 1894 году Лилиенталем предписывала пилотам держаться за «штангу» для переноски и полета на дельтаплане. [19] А-образная форма Перси Пилчера и Лилиенталя перекликается с сегодняшней системой управления дельтапланами и сверхлегкими самолетами. Работая вместе со своим братом Густавом, Лилиенталь совершил более 2000 полетов на планерах своей конструкции, начиная с 1891 года со своей первой версией планера, Derwitzer Glider , до своей гибели в результате крушения планера в 1896 году. Его общее время полета составило пять часов. [20]

Лилиенталь в полете, Берлин ок. 1895 г.

Вначале, весной 1891 года, Лилиенталю удалось совершить первые прыжки и полеты на склоне песчаного карьера на холме между деревнями Дервиц и Крилов в Хавелланде , к западу от Потсдама ( 52 ° 24'48 "N 12 ° 49'22" E  /  52,41333 ° N 12,82278 ° E  / 52,41333; 12,82278 ). Это место первого полета человека. [21] Позже он предпринял попытки полета на искусственном холме недалеко от Берлина и, прежде всего, на холмах Риноу. В 1891 году Лилиенталю удалось совершить прыжки и полеты на расстояние около 25 метров (82 фута). Он мог использовать восходящий поток ветра со скоростью 10 метров в секунду (33 фута/с) против холма, чтобы оставаться неподвижным относительно земли, крича фотографу на земле, чтобы тот занял наилучшее положение для фотографии. В 1893 году на холмах Риноу он смог достичь дальности полета до 250 метров (820 футов). Этот рекорд остался непобитым ни для него, ни для кого-либо еще на момент его смерти. [20]

Лилиенталь проводил исследования по точному описанию полета птиц, особенно аистов , и использовал полярные диаграммы для описания аэродинамики их крыльев. Он провел множество экспериментов, пытаясь собрать надежные аэронавигационные данные.

Модели его планеров
Восстановленный планер 1894 года выставлен в Национальном музее авиации и космонавтики в Вашингтоне, округ Колумбия. Это один из пяти сохранившихся планеров Лилиенталя в мире.

За свою недолгую летную карьеру Лилиенталь разработал дюжину моделей монопланов , машущих самолетов и два биплана . [22] Его планеры были тщательно спроектированы так, чтобы распределять вес как можно более равномерно и обеспечивать стабильный полет. Лилиенталь управлял ими, изменяя центр тяжести путем перемещения своего тела, подобно современным дельтапланам . Они были трудны в маневрировании и имели склонность к падению, после чего было трудно оправиться. Одной из причин этого было то, что он держал планер за плечи, а не висел на нем, как современный дельтаплан. Перемещать можно было только его ноги и нижнюю часть тела, что ограничивало возможность перемещения веса, которого он мог достичь.

Лилиенталь предпринял множество попыток улучшить стабильность с разной степенью успеха. Они включали создание биплана, у которого размах крыла уменьшился вдвое для заданной площади крыла, а также наличие шарнирного хвостового оперения, которое могло перемещаться вверх, чтобы облегчить размах крыла в конце полета. Он предположил, что взмахи крыльев птиц могут быть необходимы, и начал работу над самолетом с таким двигателем.

Церемония открытия нового памятника в Берлине. Густав (слева) и Пол Байлих, август 1932 года.

Хотя его пожизненным занятием был полет, Лилиенталь также был изобретателем и изобрел небольшой двигатель, работавший на системе трубчатых котлов . [24] Его двигатель был намного безопаснее, чем другие небольшие двигатели того времени. Это изобретение дало ему финансовую свободу сосредоточиться на авиации . Его брат Густав (1849–1933) в то время жил в Австралии , и Лилиенталь не занимался авиационными экспериментами до возвращения брата в 1885 году. [25]

Известно 25 патентов Лилиенталя. [26]

Тестовые локации

[ редактировать ]

Лилиенталь совершил свои первые попытки планирования весной 1891 года на так называемом «Спитцер Берге» недалеко от деревень Крилов и Дервиц, к западу от Потсдама. [21] [27]

В 1892 году тренировочной площадкой Лилиенталя был холм под названием «Майхёэ» в Штеглице , Берлин. На его вершине он построил сарай высотой 4 метра (13 футов) в форме башни. Таким образом, он получил «трамплин» высотой 10 метров (33 фута). Сарай служил также для хранения его аппарата. [28]

В 1893 году Лилиенталь также начал совершать попытки планирования на «Риновер-Берге», в «Хауптмансберге» недалеко от Ринова, а затем, в 1896 году, на «Голленберге» недалеко от Штёльна. [29]

искусственный конический холм В 1894 году Лилиенталь построил возле своего дома в Лихтерфельде , получивший название Флигеберг (букв. Летающий холм). [30] Это позволяло ему запускать планеры против ветра независимо от того, с какой стороны он дул. [22] Холм имел высоту 15 метров (49 футов). Там регулярно собиралась толпа людей, которым было интересно увидеть его эксперименты с планированием. [31]

В 1932 году Флигеберг был перепроектирован берлинским архитектором Фрицем Фреймюллером как памятник Лилиенталю. [32] На вершине холма было построено небольшое храмообразное сооружение, состоящее из столбов, поддерживающих слегка покатую круглую крышу. Внутри помещен серебряный глобус с подробностями знаменитых полетов. [33] Брат Лилиенталя Густав и старый механик и помощник Пауль Байлих присутствовали на церемонии открытия 10 августа 1932 года (через 36 лет после смерти Отто).

Уведомление по всему миру

[ редактировать ]

Сообщения о полетах Лилиенталя распространились в Германии и других странах, а фотографии появились в научных и популярных изданиях. [34] Среди тех, кто его фотографировал, были такие пионеры , как Оттомар Аншюц и американский физик Роберт Уильямс Вуд . Вскоре он стал известен как «отец полета», поскольку успешно управлял самолетом тяжелее воздуха в продолжительном полете.

Лилиенталь был членом Verein zur Förderung der Luftschifffahrt и регулярно подробно описывал свой опыт в статьях в его журнале Zeitschrift für Luftschifffahrt und Physik der Atmosphäre , а также в популярном еженедельном издании «Прометей» . Они были переведены в США, Франции и России. В гости к нему приезжало множество людей со всего мира, в том числе Сэмюэл Пирпонт Лэнгли из США, россиянин Николай Жуковский , англичанин Перси Пилчер и австриец Вильгельм Кресс . Жуковский писал, что летательный аппарат Лилиенталя был важнейшим изобретением в области авиации. Лилиенталь переписывался со многими людьми, среди них Октав Шанют , Джеймс Минс, Алоис Вольфмюллер и другие пионеры полетов .

Последний полет

[ редактировать ]

9 августа 1896 года Лилиенталь, как и в предыдущие выходные, отправился на Риноу-Хиллз. День был очень солнечный и не слишком жаркий (около 20 °C или 68 °F). Первые полеты прошли успешно: на его обычном планере он достиг расстояния 250 метров (820 футов). Во время четвертого полета планер Лилиенталя накренился вверх, а затем быстро пошел вниз. (Считается, что его планер заглох.) Лилиенталю ранее было трудно выйти из этого положения, поскольку планер полагался на смещение веса, которого было трудно достичь, когда он был направлен на землю. Его попытки не увенчались успехом, и он упал с высоты около 15 метров (49 футов), еще находясь в планере. [35]

Пауль Бейлих, планерный механик Лилиенталя, перевез его на конной повозке в Штёльн , где его осмотрел врач. Лилиенталь получил перелом третьего шейного позвонка и вскоре потерял сознание. Позже в тот же день его перевезли в грузовом поезде на железнодорожную станцию ​​Лертер в Берлине , а на следующее утро в клинику Эрнста фон Бергмана , одного из самых известных и успешных хирургов Европы того времени. Лилиенталь умер там через несколько часов (примерно через 36 часов после крушения).

Существуют разные версии последних слов Лилиенталя. Популярное сообщение, начертанное на его надгробии, гласит: « Opfer müssen gebracht werden! » («Жертвы должны быть принесены!»). Директор музея Отто Лилиенталя сомневается, что это были его последние слова. [36] Отто Лилиенталь был похоронен на общественном кладбище Ланквиц в Берлине.

Книга рекордов Гиннеса признает Отто Лилиенталя первым человеком, получившим смертельную травму в результате крушения планера. [37]

Наследие

[ редактировать ]

Исследования Лилиенталя были хорошо известны братьям Райт , и они считали его главным источником вдохновения для их решения заняться пилотируемыми полетами. Они отказались от его аэронавигационных данных после двух сезонов планирования и начали использовать собственные данные аэродинамической трубы. [38]

Бронзовая медаль Штёльна, где Лилиенталь попал в аварию со смертельным исходом.
Памятник Лилиенталю, Берлин, 2006 г.

Из всех людей, которые занимались проблемой полетов в XIX веке, Отто Лилиенталь был, пожалуй, самым важным. ... Это правда, что попытки планировать делались за сотни лет до него, и что в девятнадцатом веке Кэли , Спенсер , Уэнам , Муйяр и многие другие, как сообщается, предпринимали слабые попытки планировать, но их неудачи были настолько полными, что ничего ценного не получилось.

Уилбур Райт [39]

Перед закрытием в 2020 году в его честь был назван самый загруженный на тот момент аэропорт Берлина - аэропорт Берлин-Тегель «Отто Лилиенталь» . [40]

В сентябре 1909 года Орвилл Райт находился в Германии, совершая демонстрационные полеты на Темпельхоф аэродроме . Он нанес визит вдове Лилиенталя и от своего имени и от имени Уилбура воздал должное Лилиенталю за его влияние на авиацию и на их собственные первоначальные эксперименты в 1899 году.

В 1972 году Лилиенталь был занесен в Международный зал славы авиации и космонавтики . [41]

В 2013 году американский авиационный журнал Flying поставил Лилиенталя на 19-е место в своем списке «51 герой авиации». [42]

Танкер ВВС Германии , Airbus A310 MRTT регистрационный номер 10–24, был назван в его честь «Отто Лилиенталь».

Lilium Jet , прототип немецкого электрического самолета с вертикальным взлетом и посадкой (eVTOL) с электрическим приводом, и компания Lilium GmbH , которая его разработала, были названы в его честь. [43] [44]

Подлинная копия Normalsegelapparat, сделанная Музеем Отто Лилиенталя, была исследована Немецким аэрокосмическим центром в аэродинамической трубе и летных испытаниях. Результаты доказывают, что планер стабилен по тангажу и крену и может безопасно летать на умеренных высотах. [45] [46] [47]

советских времен В 1989 году пассажирский самолет Ил -62 был доставлен в Голленберг и приземлился на близлежащем поле. Сейчас он служит музеем ранних полетов и получил название «Леди Агнес» в честь жены Лилиенталя. Задняя часть самолета служит ЗАГСом, оформленным для заключения браков. Ранее самолет обслуживался государственной авиакомпанией Восточной Германии Interflug . [48]

[ редактировать ]

По его просьбе к Лилиенталю регулярно присоединялись фотографы. Большинство из них хорошо известны, например Оттомар Аншютц . Лилиенталь также делал собственные фотографии своих летательных аппаратов после 1891 года. [52] Известно как минимум 145 фотографий, запечатлевших его испытательные полеты, некоторые из них превосходного качества. Все они доступны онлайн на сайте Музея Отто Лилиенталя. Единственные негативы, сохранившиеся в Немецком музее в Мюнхене, были уничтожены во время Второй мировой войны . [34]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б «Отто Лилиенталь». Энциклопедия мировой биографии, 2004. Дата обращения: 7 января 2012 г.
  2. ^ «Убит при попытке летать» , New York Herald , 12 августа 1896 г. , получено 11 июня 2019 г.
  3. ^ DLR строит первый в мире серийный самолет. Архивировано 26 ноября 2018 года на Wayback Machine 2017. Проверено: 3 марта 2017 года.
  4. ^ Музей Отто Лилиенталя. «Музей Отто Лилиенталя Анклам» . Lilienthal-museum.de . Проверено 4 марта 2022 г.
  5. ^ «Проект планера Лилиенталя – портал DLR» . Dlr.de. ​Архивировано из оригинала 7 марта 2022 года . Проверено 4 марта 2022 г.
  6. ^ Музей Отто Лилиенталя. «Музей Отто Лилиенталя Анклам» . Lilienthal-museum.de . Проверено 4 марта 2022 г.
  7. ^ «Как птица | МТУ АЭРОПОРТ» . Aeroreport.de . Проверено 4 марта 2022 г.
  8. ^ «ДПМА | Отто Лилиенталь» . Dpma.de. ​2 декабря 2021 г. Проверено 4 марта 2022 г.
  9. ^ «В перспективе: Отто Лилиенталь» . Cobaltrecruitment.co.uk . Проверено 5 марта 2022 г.
  10. ^ «Вспоминая первого «летающего человека» Германии » . Экономист . 20 сентября 2011 года . Проверено 5 марта 2022 г.
  11. ^ «Отто Лилиенталь, король планеров» . Блог SciHiБлог SciHi. 23 мая 2020 г. Проверено 4 марта 2022 г.
  12. ^ «Книга де Вол» . Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 года . Проверено 23 февраля 2015 г.
  13. ^ «Церковь Святого Николая» . ИКАРЕУМ Музей авиации Лилиенталя . Проверено 10 августа 2020 г.
  14. ^ «Подтверждающий документ» . Немецкая цифровая библиотека . Проверено 27 ноября 2021 г.
    Тем не менее, некоторые источники утверждают, что он еврей:
  15. ^ Андерсон 2001, с. 156.
  16. ^ Энциклопедия транспорта. Нью-Йорк: Рэнд-МакНелли, 1977.
  17. ^ «Музей Лилиенталя» . Проверено 1 июня 2018 г.
  18. ^ Андерсон 2001, с. 157.
  19. ^ "Летающая машина Отто Лилиенталя. Патенты . Дата обращения: 16 ноября 2012 г.".
  20. ^ Jump up to: а б «От Лилиенталя до Райтов». Музей Отто Лилиенталя. Проверено: 8 января 2012 г.
  21. ^ Jump up to: а б Дахнер, Ханс-Георг (апрель 2015 г.). « Первые попытки полета Отто Лилиенталя в Дервице / Крилове» (PDF) (на немецком языке) . Проверено 29 апреля 2023 г.
  22. ^ Jump up to: а б «Пионеры полета: Отто Лилиенталь». Архивировано 29 ноября 2011 г. на канале Wayback Machine Discovery Channel . Проверено: 8 января 2012 г.
  23. ^ Нитч: Самолеты Отто Лилиенталя. Анклам 2016. ISBN   978-3-941681-88-0
  24. ^ «Документация единственного сохранившегося двигателя Лилиенталя» Музей Отто Лилиенталя. Проверено: 12 февраля 2018 г.
  25. ^ Рунге и Лукас: Жизнь изобретателя. Братья Отто и Густав Лилиенталь. Берлин 2007. ISBN   978-3-8333-0467-5
  26. ^ "Патентный архив музея". Музей Отто Лилиенталя. Проверено: 12 февраля 2018 г.
  27. ^ Зайферт и Вассерман: Отто Лилиенталь. Жизнь и работа. Биография. Гамбург 1992: стр. 62–65. ISBN   3-924562-02-4
  28. ^ Шанют, О. «Летающий человек». Прогресс в летательных аппаратах. Проверено: 16 ноября 2012 г.
  29. ^ Зайферт и Вассерман: Отто Лилиенталь. Жизнь и работа. Биография. Гамбург 1992: стр. 73–80. ISBN   3-924562-02-4
  30. ^ «Человек, который спрыгнул с холма: Флигерберг Отто Лилиенталя». Архивировано 5 ноября 2012 г. на сайте Wayback Machine traveltoberlin.com. Проверено: 8 января 2012 г.
  31. ^ Шломовиц, Нетанель. «Перед началом». Израильские ВВС. Проверено: 8 января 2012 г.
  32. ^ «От Лихтенраде до Лихтерфельде Зюд» (на немецком языке). Архивировано 21 января 2012 г. на Wayback Machine Berlin.de. Проверено: 8 января 2012 г.
  33. ^ «Памятник Отто Лилиенталю» . Природа . 130 (3277): 270. 1932. Бибкод : 1932Natur.130R.270. . дои : 10.1038/130270b0 .
  34. ^ Jump up to: а б «Фотоархив Лилиенталя». Музей Отто Лилиенталя. Проверено: 13 января 2012 г.
  35. ^ Харш, Виктор; Бардрам, Бенни; Иллиг, Петра (октябрь 2008 г.). «Смертельная катастрофа планера Лилиенталя в 1896 году: доказательства причины смерти». Авиационная, космическая и экологическая медицина . 79 (101): 993–994. дои : 10.3357/ASEM.2283.2008 . ПМИД   18856192 .
  36. ^ Райххардт, Тони (10 августа 2016 г.). «Последние слова Отто Лилиенталя» . Воздух и космос/Смитсоновский институт . Проверено 27 июня 2018 г.
  37. ^ «Книга рекордов Гиннеса: погиб первый пилот-планерист» .
  38. ^ Крауч 1989, стр. 226–228.
  39. ^ Бюллетень Аэроклуба Америки , сентябрь 1912 г.
  40. ^ Jump up to: а б «Почтовые штемпели: Отто Лилиенталь». Рынок марок и монет . Публикации Warners Group. Февраль 2018. с. 31.
  41. ^ Шпрекельмейер, Линда, редактор. Их мы чтим: Международный зал аэрокосмической славы . Издательство Donning Co., 2006. ISBN   978-1-57864-397-4 .
  42. ^ «51 герой авиации» Летят . Получено: 24 марта 2019 г.
  43. ^ Ходжеттс, Роб (25 апреля 2017 г.). «Успешный испытательный полет приближает электрическое воздушное такси Lilium к реальности» . Си-Эн-Эн.
  44. ^ «Фрайгейст Капитал» . 30 марта 2021 г.
  45. ^ Раффель, Маркус; Венке, Феликс; Диллманн, Андреас (июль 2019 г.). «Летные испытания устойчивости и управляемости конструкции моноплана Отто Лилиенталя 1893 года» . Журнал самолетов . 56 (4): 1735–42. дои : 10.2514/6.2019-2815 . S2CID   197452838 .
  46. ^ [1] Архивировано 5 июля 2022 года в Wayback Machine. Видео первого полета точной копии планера-биплана Отто Лилиенталя. Получено: 15 февраля. 2020.
  47. ^ «Отто Лилиенталь: «ПЕРВЫЙ В ПОЛЕТЕ» – 7 секунд для вечности» . Ютуб . Март 2021.
  48. ^ «Вспоминая первого «летающего человека» Германии » . Экономист . ISSN   0013-0613 . Проверено 23 января 2024 г.
  49. ^ "Дирижабль Летающее Облако, R-505." Архивировано 7 сентября 2011 года на сайте Wayback Machine airships.paulgazis.com. Проверено: 16 ноября 2012 г.
  50. Мей, Рейнхард, слова: «Lilienthals Traum». Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine Reinhard Mey. Проверено: 21 декабря 2016 г.
  51. ^ «Лилиенталь Берлин – дизайнерские часы, отмеченные наградами» . Лилиенталь.Берлин . Проверено 5 марта 2022 г.
  52. ^ Лукаш, Бернд. «Лилиенталь и фотография». Музей Отто Лилиенталя. Проверено: 13 января 2012 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Андерсон, Джон Д. История аэродинамики и ее влияние на летательные аппараты. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета, 2001 г., первое издание 1999 г. ISBN   978-0-521-66955-9 .
  • Крауч, Том Д. Мальчики епископа: жизнь Уилбура и Орвилла Райтов . Нью-Йорк: WW Norton & Company, 1989. ISBN   0-393-30695-X .
  • Джаррет, Филип. «Рост вдохновения: влияние Отто Лилиенталя в Великобритании». Air Enthusiast , № 65, сентябрь – октябрь 1996 г., стр. 2–7. ISSN   0143-5450 .
  • Лилиенталь, Отто. Птичий полет как основа авиации. Первое издание 1911 г., переиздание в 2001 г.: ISBN   0-938716-58-1 . (Перевод с немецкого издания, Берлин, 1889 г.: Полет птиц как основа летного искусства, перепечатано в 2003 г.: ISBN   3-9809023-8-2 .)
  • Нитч, Стефан. От прыжка к полету . Берлин, Бранденбургский Верлагсхаус, 1991. ISBN   3-327-01090-0 . Доработанное второе издание: Самолеты Отто Лилиенталя. Технология – документация – реконструкция. (Самолеты Отто Лилиенталя. Техника – Документация – Реконструкция) . Музей Отто Лилиенталя Анклам, 2016. ISBN   978-3-941681-88-0 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ad2ac2cde113c21732ac66b79aa39798__1722189000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ad/98/ad2ac2cde113c21732ac66b79aa39798.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Otto Lilienthal - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)