Jump to content

1961 г., инцидент с F-84 Thunderstreak.

Инцидент с F-84 Thunderstreak
Часть холодной войны
На выставке представлен замаскированный реактивный самолет с красным кольцом вокруг носового воздухозаборника.
F-84 Thunderstreak ВВС Германии ( Люфтваффе )
Дата 14 сентября 1961 г.
Расположение
Результат Западногерманские истребители благополучно приземлились
Воюющие стороны
 Западная Германия  Советский Союз
Командиры и лидеры
Зигфрид Барт Ivan Konev
Задействованные подразделения
ЯБог 32 Западная группа войск

Инцидент с F-84 Thunderstreak 1961 года , произошедший 14 сентября 1961 года, был инцидентом во время Холодной войны , в ходе которого два Republic F-84F Thunderstreak истребителя-бомбардировщика из состава JaBoG 32 ( ВВС Германии Люфтваффе ) пересекли воздушное пространство Восточной Германии, потому что навигационной ошибки перед посадкой в ​​аэропорту Берлин-Тегель . Два самолета успешно уклонились от большого количества советских истребителей, найдя укрытие в тяжелом слое облаков. [ 1 ] но также действиями летчика из ВВС США центра управления воздушным движением (ВВС США) в берлинском аэропорту Темпельхоф , который приказал самолетам лететь в Берлин, вместо того, чтобы заставить их развернуться и повернуться лицом к преследующим истребителям. [ 2 ] Это событие произошло в исторически трудное время в отношениях между Западной Германией и Восточной Германией. Всего за месяц до этого была построена Берлинская стена , которая полностью отрезала Западный Берлин от окружающей Восточной Германии и Восточного Берлина . Это также произошло за три дня до федеральных выборов в Западной Германии , состоявшихся 17 сентября 1961 года. [ 1 ]

В то время нарушения воздушного пространства на границе между Западной и Восточной Германией были обычным явлением: в среднем два самолета в месяц, принадлежащие членам Организации Североатлантического договора (НАТО), пересекали воздушное пространство Восточной Германии, в то время как гораздо большее количество советских самолетов самолеты пересекли самолет Западной Германии. Всего за четыре недели с августа по сентябрь 1961 года советские самолеты совершили 38 нарушений воздушного пространства Западной Германии. Некоторые нарушения были преднамеренными, чтобы определить реакцию противоположной стороны, тогда как другие были совершены по ошибке, вызванной трудностями в определение линии границы с воздуха. [ 3 ]

В период между окончанием Второй мировой войны и воссоединением Германии западногерманским самолетам не разрешалось летать в Западный Берлин, независимо от того, были ли они гражданскими или военными самолетами. Три существовавших воздушных коридора в город были открыты только для самолетов трех западных союзников военного времени : США, Франции и Великобритании. [ 4 ]

Инцидент

[ редактировать ]

14 сентября 1961 года под кодовым названием « Шах и мат» высшее командование НАТО -воздушные силы Франции , Бельгии , Нидерландов , Дании мобилизовало для проведения учений военно и Западной Германии . В рамках этих учений бомбардировщики Jagdbombergeschwader (JaBoG) 32 , базирующиеся на авиабазе Лехфельд , к югу от Аугсбурга , должны были пролететь по треугольному маршруту из Вюрцбурга в Лан , а затем в Мемминген . [ 1 ]

Два истребителя-бомбардировщика F-84 под управлением сержанта Питера Пфефферкорна и старшего сержанта Ханса Эберла. [ 5 ] потеряли курс в процессе полета по этому маршруту: компас на самолете Пфефферкорна отклонился от 40 до 60 градусов. Кроме того, сильный западный ветер оказался сильнее прогнозируемого. По пути из Вюрцбурга в Лан два пилота настолько дезориентировались, что приняли Льеж в Бельгии за Реймс во Франции. [ 1 ]

Вскоре после этого пара была обнаружена радиолокационными станциями НАТО возле Варбурга , на юге Вестфалии , направляясь на восток, в направлении Кёнигс-Вустерхаузен , к югу от Берлина. Два пилота пропустили радиовызов от радиолокационных станций, в котором им советовали развернуться, поскольку они разговаривали друг с другом, пытаясь установить свое местоположение. [ 1 ]

И только достигнув позиции к северу от Лейпцига , глубоко в воздушном пространстве Восточной Германии, Пфефферкорн послал сигнал маяка , который, к их удивлению, был принят контролируемым французами аэропортом Тегель в Западном Берлине , который дал им разрешение приземлиться. Первоначально самолеты не были замечены оператором радара берлинского аэропорта Темпельхоф, поскольку он сосредоточился на прибывающем Pan Am Douglas DC-6 . К тому времени, когда их заметили, пару безуспешно преследовало большое количество советских истребителей. Летчик из Берлинского центра управления воздушным движением приказал двум пилотам не разворачиваться лицом к преследующим истребителям, а вместо этого направиться в аэропорт Тегель, поскольку у него более длинная взлетно-посадочная полоса, чем у Темпельхофа, и он больше подходит для самолетов. [ 2 ] Благодаря действиям этого летчика и густой облачности, которую использовали два пилота, чтобы скрыться, Пфефферкорн и Эберль ускользнули от преследующих советских самолетов и успешно приземлились без дальнейших происшествий в Тегеле. [ 1 ]

Международный

[ редактировать ]

Сразу после приземления двух самолетов французские власти в аэропорту Тегель объяснили советским властям в Восточном Берлине, что из-за технических трудностей экстренная посадка двух самолетов была абсолютно необходима. [ 1 ]

Тогдашний министр обороны Западной Германии Франц-Йозеф Штраус извинился перед советским послом в Бонне за инцидент, отправив своего государственного секретаря Фолькмара Хопфа . Правительство Советского Союза в течение нескольких дней хранило молчание по поводу инцидента, прежде чем официально выразить протест против западногерманской «провокации» и пригрозить сбить любой задействованный самолет, если инцидент повторится. [ 1 ]

Советское авиационное командование в Восточной Германии было менее чем впечатлено «безнаказанным» пролетом двух западных истребителей через их воздушное пространство. Однако оно предпочло обвинить в инциденте плохую погоду, а не неспособность наземного управления направить советские истребители на западногерманские. [ 6 ]

Одомашненный

[ редактировать ]
Йозеф Каммхубер

Вилли Брандт , лидер оппозиционной Социал-демократической партии на предстоящих федеральных выборах и мэр Западного Берлина, задался вопросом, как два пилота могли оказаться в ситуации, когда они были бы вынуждены нарушать международные конвенции в период напряженных отношений. между Востоком и Западом. Первоначально Штраус объявил о тщательном расследовании инцидента; однако вместо этого он и Йозеф Каммхубер , инспектор ВВС , перевели командира JaBoG 32 оберст -лейтенанта Зигфрида Барта и объявили, что любой командир, чье подразделение совершило нарушение международных границ, будет немедленно заменен. [ 1 ]

Когда Каммхубер объявил об этом приказе в Лехфельде на следующий день, он получил название « Приказ Бира 61» ( Пивной приказ 61 ), поскольку он был сформулирован поздно вечером за выпивкой между Каммхубером и Штраусом. Барт, командир JaBoG 32 , не был допрошен по поводу инцидента, и ему не разрешили говорить во время визита Каммхубера. Вместо этого генерал-лейтенант Мартин Харлингхаузен , старший офицер Барта, который однажды, в 1944 году, выступил против Германа Геринга , выступил от имени Барта и потребовал надлежащего расследования. [ 1 ]

Две недели спустя Харлингхаузен был вынужден досрочно выйти на пенсию. Унтер-офицеры JaBoG 32 направили Штраусу письмо с просьбой сохранить за Бартом свое командование, но не получили никакого ответа. В конце концов, было проведено надлежащее расследование, в результате которого Барт был признан невиновным, что было неприемлемо для Каммхубера, который инициировал второе расследование, в ходе которого была установлена оберстлейтенанта ​​частичная вина . Последовало третье расследование, которое снова признало Барта невиновным. Затем оберст-лейтенант Барт подал официальную жалобу на Франца-Йозефа Штрауса. Штраус, будучи министром обороны, приказал всем свидетелям по делу — генералам Каммхуберу, Харлингхаузену, Вернеру Паницки и Вернеру Штрайбу , а также подполковникам Вальтеру Крупински и Вальтеру Граземану не говорить , поскольку все они были военнослужащими и, следовательно, находились под его командованием. . Тем не менее, его поведение при увольнении Барта было признано неправомерным, и последнего пришлось восстановить в должности. Однако Штраус игнорировал это решение до тех пор, пока Хельмут Хейе , омбудсмен , заставил его принять это. военный [ 1 ] Сам Штраус позже был вынужден уйти в отставку со своего поста министра обороны после со Шпигелем скандала в 1962 году. Каммхубер ушел со своего поста в том же году.

Последствия

[ редактировать ]

По прибытии в Тегель оба самолета были немедленно спрятаны в ангарах и журналистам запретили их фотографировать. [ 2 ] В течение многих лет считалось, что эти два самолета были перекрашены в самолеты ВВС США и возвращены в Западную Германию пилотами ВВС США или что они были разобраны и перевезены обратно на Запад по частям. [ 4 ] Прибытие двух массивных Douglas C-124 в Тегель из Франкфурта-на-Майне также усилило слухи о том, что два F-84 будут перевезены обратно на этих самолетах. [ 2 ] Другая теория (которая оказалась правдой) заключалась в том, что два самолета были спрятаны французскими властями в Тегеле, а затем захоронены на аэродроме, где они были случайно обнаружены в 1970-х годах. [ 7 ]

На выставке в Люфтваффенмузеуме Берлин-Гатов в 2006 году были показаны фотографии двух похороненных, а затем вновь обнаруженных Тандерстриксов в Тегеле, что окончательно прояснило вопрос о том, что случилось с двумя самолетами. [ 2 ]

Пилотам двух «Тандерстриков», Пфефферкорну и Эберлу, запретили летать и перевели в наземную команду в Лехфельде. [ 3 ] F-84F Thunderstreak, находившийся на вооружении Jagdbombergeschwader 32 с момента создания подразделения 22 июля 1958 года, был выведен из эксплуатации 13 июля 1966 года, поскольку Geschwader налетал на этих самолетах более 80 000 часов. [ 8 ]

Инцидент 1962 года

[ редактировать ]
1-я эскадрилья морской авиации

Через одиннадцать месяцев после инцидента с F-84 советская угроза сбить любой самолет, нарушивший границу, материализовалась, когда самолет Hawker Sea Hawk Бундесмарины , , пилотируемый капитан-лейтенантом Кнутом Антоном Винклером, был обстрелян истребителями МиГ-21 когда он случайно пересек границу. Воздушное пространство Восточной Германии возле Айзенаха . Винклер, возвращавшийся с учений на борту ВМС США авианосца USS Saratoga в Атлантическом океане, был вынужден совершить вынужденную посадку в Альхорне , в 45 км к юго-западу от Бремена . [ 3 ] В конечном итоге самолет был списан. [ 9 ] Сам Винклер погиб менее чем через четыре года в результате крушения истребителя F-104 10 мая 1966 года. [ 10 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к ОРДЕН ШТРАУССА: Пивной Орден 61 (на немецком языке) Der Spiegel , опубликовано: 9 мая 1962 г., по состоянию на 30 ноября 2010 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и 50 лет Jagdbombergeschwader 32. Архивировано 18 июля 2011 года в Wayback Machine (на немецком языке). 50 лет Jagdbombergeschwader 32, доступ; 2 декабря 2010 г.
  3. ^ Jump up to: а б с ВОЗДУШНЫЙ ИНЦИДЕНТ: Дважды в месяц (на немецком языке) Der Spiegel , опубликовано: 29 августа 1962 г., доступ: 30 ноября 2010 г.
  4. ^ Jump up to: а б Высота атаки 800 (на немецком языке) Der Tagesspiegel , опубликовано: 2 марта 2003 г., по состоянию на 30 ноября 2010 г.
  5. ^ Матиас Уль (2008). Война за Берлин?: Советская военная политика и политика безопасности . Ольденбург. п. 141. ИСБН  978-3-486-58542-1 .
  6. ^ Дмитрий Н. Филиппович; Матиас Уль (2004). Перед пропастью: Вооружённые силы США и СССР . Ольденбург. п. 101. ИСБН  978-3-486-57604-7 .
  7. ^ Нарушения воздушного пространства и инциденты над территорией ГДР. [ постоянная мертвая ссылка ] (на немецком языке) , по состоянию на 30 ноября 2010 г.
  8. ^ Веб-сайт Jagdbombergeschwader 32 - История (на немецком языке) , по состоянию на 30 ноября 2010 г.
  9. ^ DDR-Luftwehr.de - Sea Hawk (на немецком языке)
  10. In Memoriam Список немецких пилотов, погибших в результате аварий F-104 Starfighter, доступ: 2 декабря 2010 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1223de91093404bcdde4b2f824829b9d__1719166740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/12/9d/1223de91093404bcdde4b2f824829b9d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
1961 F-84 Thunderstreak incident - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)