Рейс 253A авиакомпании Seaboard World Airlines
![]() Самолет участвовал в 1983 году во время полетов компании «Icelandic Airlines». | |
Инцидент | |
---|---|
Дата | 1 июля 1968 г. |
Краткое содержание | Вынужденная посадка |
Сайт | Kuril Islands, Soviet Union |
Самолет | |
Тип самолета | Дуглас DC-8 Супер 63CF |
Оператор | Seaboard World Airlines (зафрахтован как военный транспорт) |
Регистрация | N8631 |
Начало рейса | Сиэтл, Вашингтон |
Место назначения | Авиабаза Йокота , Япония. |
Оккупанты | 238 |
Пассажиры | 214 |
Экипаж | 24 |
Погибшие | 0 |
Травмы | 0 |
Выжившие | 238 |
Рейс 253A Seaboard World Airlines был военным чартерным рейсом, перевозившим 214 американских военнослужащих, направлявшихся в Южный Вьетнам . 1 июля 1968 года самолет был перехвачен советскими самолетами после того, как он непреднамеренно нарушил советское воздушное пространство. Он был вынужден приземлиться на одном из контролируемых Советским Союзом Курильских островов , а все 238 американцев, находившихся на борту, были задержаны на два дня. [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]Днем 1 июля 1968 года самолет компании Seaboard World Airlines Douglas DC-8 Super 63CF вылетел с базы ВВС Маккорд , недалеко от Сиэтла, штат Вашингтон, направляясь на авиабазу Йокота в Японии . Самолет пилотировали Джозеф Д. Тосолини, второй пилот Генри Трегер, бортинженер Эрл Скотт и штурман Лоуренс Гернон. [ 2 ] Поскольку самолет совершал первый полет, в состав экипажа также входили пилот-испытатель и инженер-испытатель. [ 2 ] На борту находились 214 американских военнослужащих и 24 члена экипажа, направлявшихся в Южный Вьетнам через Японию.
Самолет отклонился на запад от запланированного курса, когда вошел в зону досягаемости Японии, проходя вдоль Курильских островов, контролируемых Советским Союзом. Японские радиолокационные диспетчеры уведомили экипаж об ошибке, когда он отклонился от курса примерно на 80 морских миль (150 км). [ 1 ] Мнения расходятся во мнениях относительно того, было ли сообщение непонятным для рейса 253A из-за помех. [ 1 ] или сообщение было получено, но экипаж не успел отреагировать. Два советских истребителя МИГ. [ 1 ] пилотировал Ю. Б. Александров, В. А. Игонин, И. Ф. Евтошенко и И. К. Мороз перехватили DC-8 в 23:20 UTC (8:20). [ нужна ссылка ] и приказал ему следовать, сделав предупредительные выстрелы. [ 1 ] DC-8 был доставлен на аэродром Буревестник на советском острове Итуруп . [ 2 ] приземлился в 23:43 UTC (8:39 утра) на бетонную взлетно-посадочную полосу длиной 2400 метров (7900 футов). [ 3 ] Капитан не сообщил о каких-либо повреждениях самолета, поскольку в 8:42 он выключил двигатели. [ 2 ]
Буревестник был советским аэродромом-перехватчиком, обслуживаемым только военным постом и небольшой деревней. Первоначально всех американцев держали в самолете и выпускали наружу в радиусе около 100 метров (330 футов) от самолета. На следующий день на камбузе закончилась еда, и Советы доставили военные пайки из черного хлеба, консервированного сыра, сливочного масла, слабого кофе, говяжьего бульона, лапши и сигарет. Женскому летному экипажу разрешили ночевать в техническом здании на вторую ночь.
Переговоры
[ редактировать ]Дипломатические переговоры между Соединенными Штатами и Москвой начались почти сразу же, когда посол США Ллевеллин Томпсон уже находился в Москве для переговоров по сокращению ядерных вооружений. [ 2 ] Договор о нераспространении ядерного оружия , переговоры по которому были заключены всего несколькими неделями ранее, был подписан президентом США Линдоном Джонсоном в тот день . Посол Томпсон сообщил советскому премьер-министру Алексею Косыгину , что нарушение воздушного пространства было непреднамеренным. [ 1 ] но Косыгин пояснил, что обстоятельства не позволяют ему поступить так, как он хочет, и что инцидент расследуется.
На следующий день Советы передали Томпсону короткую ноту протеста. [ 1 ] В частично рассекреченном документе ЦРУ указано, что заместитель министра Кузнецов добавил личный комментарий о том, что СССР «не желает делать ничего, что могло бы ухудшить наши отношения». [ 4 ] но выразил мнение, что наиболее важно получить быстрый ответ. США опубликовали короткую ноту с извинениями, и Тосолини также извинился, разрешив самолету улететь. Приземлившись примерно через час на авиабазе Мисава на севере Японии, Тосолини отказался от своих извинений, заявив, что самолет не заходил на советскую территорию. [ 5 ]
Последствия
[ редактировать ]Этот инцидент стал дипломатическим затруднением для всех сторон, сыграв на руку Советскому Союзу, отвлекая США от переговоров о вооружениях. В это время китайско -советский раскол достиг своего пика, когда Китай рассматривал выпуск СССР самолета как помощь американцам в борьбе против Северного Вьетнама , одного из союзников Китая. [ нужна ссылка ]
В декабре 1968 года компания Seaboard была вынуждена выплатить ФАУ гражданский штраф в размере 5000 долларов , поскольку ее бортовой доплеровский радар не был должным образом сертифицирован. [ 6 ]
Самолет продолжал эксплуатироваться в компании Seaboard до 1970 года, когда он был передан в компанию исландских авиалиний и перерегистрирован как TF-FLB. В 1984 году самолет был переоборудован в грузовой и передан авиакомпании UPS, перерегистрирован на N836UP. Самолет эксплуатировался с UPS до тех пор, пока он не был выведен из эксплуатации в 2003 году, а затем списан. [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Дипломатия: Интерлюдия в Итурупе» . Время. 12 июля 1968 года. Архивировано из оригинала 4 февраля 2013 года.
- ^ Jump up to: а б с д и Фокс, Сильван (1 июля 1968 г.). «Самолет с 214 военнослужащими, перехваченный россиянами, вынужден приземлиться на Курилах» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Внизу на Курилах , Билл Иствуд (член экипажа), http://www.seaboardairlines.org/misc/kuriles.htm
- ^ Бюллетень Центральной разведки, 2 июля 1968 г. Архивировано 31 мая 2012 г. в Wayback Machine , Центральное разведывательное управление.
- ^ Трамбалл, Роберт (3 июля 1968 г.). «Пилот Freed Jet отрицает, что летал в советском воздушном пространстве» . Нью-Йорк Таймс.
- ^ Seaboard оштрафован за ошибку в воздушном пространстве , New York Times, 10 декабря 1968 г., стр. 94
- ^ «N836UP United Parcel Service (UPS) Дуглас DC-8-60/70» . www.planespotters.net . Проверено 13 ноября 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Информация о флоте DC-8 Seaboard World Airlines» .
- "Фото аналогичного DC-8 63CF" .
- «США предлагают Москву: вернуть военный самолет» . Нью-Йорк Таймс . 2 июля 1968 года.
- «Два шага вперед, один шаг назад» . Нью-Йорк Таймс. 2 июля 1968 года.
- Рассказ из первых рук, написанный пилотом Seaboard, участвовавшим в полете.
- Запись стюардессы о том, как советские МиГи поймали американский транспорт . Журнал «Жизнь». 19 июля 1968 г. стр. 32–32А.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - Хадсон, Эдвард (7 июля 1968 г.). «Коммерческие самолеты помогают в военных действиях» . Нью-Йорк Таймс .
- Мир Авиации №1(11)'96 (in Russian)
- 1968 год в Советском Союзе.
- Аварии и инциденты с участием Douglas DC-8
- Авиационные происшествия и происшествия в 1968 году
- Авиационные катастрофы и происшествия ХХ века в России
- Авиационные катастрофы и происшествия в Советском Союзе
- Аварии и инциденты Seaboard World Airlines
- Нарушения советского воздушного пространства
- Отношения Советского Союза и США
- События июля 1968 года в Азии