Рейс 902 Корейских авиалиний
![]() Самолет после приземления в Советском Союзе , с видимыми повреждениями левого крыла. | |
Перестрелка | |
---|---|
Дата | 20 апреля 1978 г. |
Краткое содержание | Сбит Союзом Советским [1] |
Сайт | близ Лоухи , Карельская АССР , РСФСР , Советский Союз. 66 ° 02'54 "с.ш. 33 ° 04'14" в.д. / 66,04833 ° с.ш. 33,07056 ° в.д. |
Самолет | |
Тип самолета | Боинг 707-321Б |
Оператор | Корейские авиалинии |
Номер рейса ИАТА. | КЕ902 |
Номер рейса ИКАО. | КАЛ902 |
Позывной | КОРЕЙСКИЙ ЭЙР 902 |
Регистрация | HL7429 |
Начало рейса | Аэропорт Орли Париж , Франция |
Остановка в пути | Международный аэропорт Анкориджа Анкоридж , Аляска Соединенные Штаты |
Место назначения | Международный аэропорт Кимпо Сеул , Южная Корея |
Оккупанты | 109 |
Пассажиры | 97 |
Экипаж | 12 |
Погибшие | 2 |
Травмы | 88 |
Выжившие | 107 |
Рейс 902 Korean Air Lines ( KAL 902 ) был регулярным рейсом Korean Air Lines из Парижа в Сеул через Анкоридж . 20 апреля 1978 года советская ПВО сбила обслуживающий рейс самолет Боинг 707 недалеко от Мурманска , Советский Союз , после того, как самолет нарушил советское воздушное пространство . [2] [3]
Рейс 902 отклонился от курса над Северным Ледовитым океаном и вошел в советское воздушное пространство вблизи Кольского полуострова , после чего был перехвачен и обстрелян советским истребителем. В результате инцидента погибли двое из 109 пассажиров и членов экипажа, находившихся на борту, и самолет был вынужден совершить вынужденную посадку на замерзшее озеро Корпиярви .
События
[ редактировать ]

Рейс 902 вылетел из Парижа (Франция) в 13:39 по местному времени по курсу в Сеул (Южная Корея). [4] Единственная запланированная остановка самолета была в Анкоридже , Аляска , США, где он должен был дозаправиться и направиться в Сеул, избегая советского воздушного пространства. [4] Им командовал капитан Ким Чан Гю (46 лет), а второй пилот Ча Сун До и бортинженер Ли Кхун Сик составляли другой экипаж кабины. [5] [6] Во время полета на северо-запад самолет регулярно проводил радиопроверки, последняя из которых, через пять часов и двадцать одну минуту после взлета, привела к тому, что он оказался возле системы оповещения CFS на острове Элсмир . [4] Траектория полета самолета проходила почти прямо над Северным магнитным полюсом , что вызвало серьезные ошибки в навигационных системах самолета, основанных на магнитном компасе . Затем его курс повернул на юго-восток, и он пролетел над Баренцевым морем в советское воздушное пространство, достигнув советского побережья примерно через три часа и 1500 миль (2400 км) после поворота на юг. [4]
Советская ПВО
[ редактировать ]Советский радар ПВО заметил самолет в 20:54, когда он находился примерно в 400 километрах (250 миль) от советских территориальных вод . [7] В 21:19 самолет вошел в воздушное пространство СССР. Поскольку самолет не ответил на многочисленные запросы с земли, Су-15 на перехват лайнера был отправлен перехватчик , пилотируемый Александром Босовым. Подойдя к KAL902, Босов несколько раз покачал крыльями Су-15, используя международный сигнал, чтобы авиалайнер следовал за перехватчиком. Вместо этого KAL902 сделал разворот на 90 градусов в сторону советско-финской границы. Босов сообщил о попытке выхода из советского воздушного пространства командующему ПВО Владимиру Царькову, и тот, исходя из внутреннего указания, приказал Босову сбить KAL902. [ нужна ссылка ]
Согласно рассказу Кима об атаке, перехватчик подошел к его самолету с правой стороны, а не с левой, как того требуют правила Международной организации гражданской авиации (ИКАО). [7] Ким снизил скорость и включил навигационные огни, показывая, что он готов следовать за советским истребителем на посадку. [7]
По советским данным, авиалайнер неоднократно игнорировал команды следовать за перехватчиком. [8] Второй пилот рейса 902 С.Д. Ча сообщил, что экипаж пытался связаться с перехватчиком по радио, но не получил ответа. [5]
Босов пытался убедить начальство, что самолет не представляет военной угрозы, но после получения приказа сбить его [9] [7] в 21:42 он выпустил ракету Р-60 . [ нужна ссылка ] Ракета пролетела мимо цели. [7] Вторая ракета попала в левое крыло, отбив примерно 4 метра (13 футов) его длины. Ракета также пробила фюзеляж, что привело к быстрой декомпрессии и заклиниванию одной из четырех турбин самолета. [7] Корейский пассажир Бах Тайс Хван погиб в результате ракетного удара, в результате чего еще несколько человек получили ранения. [5]
После попадания авиалайнер быстро снизился с высоты 9000 м (30 000 футов). [7] Он упал в облако, исчезнув с радаров советской ПВО. Советы приняли часть крыла, отвалившуюся от рейса 902, за крылатую ракету и направили еще один перехватчик Су-15, чтобы обстрелять ее. [7] Су-15 Босова пришлось вернуться на авиабазу из-за нехватки топлива.
Аварийная посадка
[ редактировать ]Сведения о времени между ракетным ударом и приземлением рейса 902 различаются. По данным советских СМИ, авиалайнер пролетал над всем Кольским полуостровом на малой высоте около 40 минут в поисках места для посадки. попыток приземления Ким посадил самолет на лед замерзшего Корпиярви После нескольких неудачных АССР , расположенного примерно в 140 километрах (87 миль) от финской границы . [7] [10] Согласно дневнику пассажира на борту рейса 902, подтвержденному другими пассажирами, до приземления прошел час и 40 минут. [5] Примерно через два часа после аварийной посадки советские войска достигли самолета, чтобы начать спасательную операцию, к этому времени японский пассажир Ёситако Сугано скончался. [5]
Финские источники заявили, что советская ПВО не располагала никакой информацией о местонахождении самолета после его исчезновения с радаров. [7] Однако Царьков заявил, что другой советский летчик, Анатолий Керефов, обнаружил рейс 902 и привел его на авиабазу Африканда . [7] Далее Царьков сообщил, что Ким отстал и приземлился на озере. [7] Керефов рассказал, что практически заставил самолет приземлиться на лед Корпиярви. [7]
Спасение выживших
[ редактировать ]Советские вертолеты спасли выживших и доставили их в город Кемь в Карелии . Пассажиры разместились в Офицерской ложе гарнизона. [7]
22 апреля выжившие, кроме пилота и штурмана, были доставлены самолетом «Аэрофлота» из Кеми в Мурманск , затем рейсом Pan American World Airways в аэропорт Хельсинки-Вантаа в Финляндии, откуда 23 апреля самолет Korean Air Lines вылетел в Сеул с группа выживших после рейса 902 и тела погибших. [11]
29 апреля были освобождены пилот и штурман рейса 902. [6] ТАСС , официальное информационное агентство Советского Союза, сообщило, что они признались в нарушении советского воздушного пространства и игнорировании приказа самолета-перехватчика приземлиться. [6] По данным ТАСС, пара обратилась с просьбой о помиловании в Президиум Верховного Совета , который помиловал и выслал их. [6]
Советский Союз выставил Южной Корее счет на 100 000 долларов США (467 100 долларов США в ценах 2023 года) за заботу о пассажирах; однако счет так и не был оплачен Южной Кореей. [12]
Последствия
[ редактировать ]» самолета Советский Союз отказался сотрудничать с международными экспертами при расследовании инцидента и не предоставил никаких данных из « черного ящика . [7] Самолет был демонтирован, а все оборудование вертолетом перевезено на баржу в Кандалакшском заливе . [7] Заместитель главнокомандующего советской ПВО Евгений Савицкий лично осмотрел кабину самолета. [7]
Экипаж рейса 902 обвинил в курсе навигационную ошибку. Пассажиры рассказали, что Ким сказал им при приземлении, что он подозревал, что навигационное оборудование самолета работает по ошибке, но все равно проследил за ней. После освобождения из советской тюрьмы штурман Ли также заявил, что навигационный гирокомпас вышел из строя. [6]
В 1983 году, через 5 лет после инцидента с рейсом 902, рейс 007 Korean Air Lines , Боинг 747-230B , также был сбит советской ПВО. Однако, в отличие от рейса 902, после крушения рейса 007 выживших не было.
Korean Air по-прежнему выполняет рейс 902 из парижского аэропорта Шарль де Голль в Сеул . Однако рейс больше не останавливается в Анкоридже и не летит в международный аэропорт Кимпхо , поскольку теперь он летит напрямую в международный аэропорт Инчхон . Korean Air также больше не летает в аэропорт Орли в Париже. Номер отдельного рейса — 504. По состоянию на 3 октября 2023 года пункт назначения обслуживается самолетом Boeing 747-8I . [13]
Карты
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Авиационная безопасность
- Список происшествий и происшествий с участием коммерческих самолетов
- Список инцидентов, связанных со сбитием авиалайнера
- Рейс 007 Корейских авиалиний
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Авиационная катастрофа ASN Boeing 707-321B HL7429 на озере Корпиярви» . Aviation-safety.net . Проверено 17 декабря 2018 г.
- ^ «Худший, но не первый». Время 122.11 (1983): 21. Премьер академического поиска. Веб. 9 ноября 2012 г.
- ^ «Тайна рейса 902. Почему южнокорейский самолет развернулся на 180 ° над Арктикой?» Время 111.18 (1978): 35. Премьер академического поиска. Веб. 9 ноября 2012 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Полет южнокорейского авиалайнера вызвал большое недоумение у официальных лиц США» . Нью-Йорк Таймс . 22 апреля 1978 года . Проверено 20 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и «Агония рейса 902» . Вашингтон Пост . 24 апреля 1978 года . Проверено 20 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и «Советский освободил последних двоих в деле о корейском самолете» . Нью-Йорк Таймс . 30 апреля 1978 года . Проверено 20 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д «Весна 1978-го. Как СССР сбил над Карелией корейский «боинг ». PHOTO]. Украинская Pravda (в Украину). 4 мая 2012 . Retrieved 31 мая 2022 года .
- ^ «Двое погибших на южнокорейском авиалайнере, вынужденном приземлиться в Советском Союзе» . Нью-Йорк Таймс . 22 апреля 1978 года . Проверено 20 апреля 2018 г.
- ^ «Описание криминального происшествия в Сети авиационной безопасности» .
- ^ Увидеть Париж — и не умереть – Константин Сорокин, Артур Берзин Archived 6 September 2009 at the Wayback Machine (in Russian)
- ^ «Южнокорейский самолет упал на 30 000 футов после обстрела» . Нью-Йорк Таймс . 23 апреля 1978 года . Проверено 20 апреля 2018 г.
- ^ «Прошлые нападения на коммерческие авиалайнеры» . Время. 17 июля 2014 года . Проверено 19 апреля 2018 г.
- ^ «Поиск рейсов ✈ Шарль де Голль/Руасси (CDG) – Инчхон (ICN) ✈ FlightAware» . FlightAware . Проверено 5 сентября 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 1978 год в Советском Союзе
- Инциденты сбития авиалайнера
- Авиационные происшествия и происшествия в 1978 г.
- Аварии и инциденты Korean Air
- Нарушения советского воздушного пространства
- Авиационные катастрофы и происшествия ХХ века в России
- Авиационные катастрофы и происшествия в Советском Союзе
- Аварии и инциденты с участием Боинга 707
- 1978 год в Южной Корее.
- 1978 г. в международных отношениях.
- Отношения Кореи и Советского Союза
- Споры 1978 года
- Инциденты со сбитием самолетов 20-го века
- События апреля 1978 года в Азии