Рейс 3739 Аэрофлота (1976 г.)
![]() Аэрофлота Ту-104А , похожий на попавший в аварию. | |
Несчастный случай | |
---|---|
Дата | 9 февраля 1976 г. |
Краткое содержание | Разбился при взлете из-за ошибки пилота и асимметричной дозаправки. |
Сайт | Возле Иркутск аэропорт 52 ° 15'42 "N 104 ° 24'37" E / 52,26167 ° N 104,41028 ° E |
Самолет | |
Тип самолета | Туполев Ту-104А |
Оператор | Аэрофлот |
Регистрация | СССР-42327 |
Начало рейса | Иркутский аэропорт |
Остановка в пути | Аэропорт Толмачёво |
Место назначения | Аэропорт Пулково |
Оккупанты | 114 |
Пассажиры | 104 |
Экипаж | 10 |
Погибшие | 24 |
Травмы | 78 |
Выжившие | 90 |
Рейс 3739 Аэрофлота ( русский : Рейс 3739 Аэрофлота Рейс 3739 Аэрофлота ) был регулярным внутренним рейсом России из Иркутска в аэропорт Пулково в Санкт-Петербурге (с остановкой в аэропорту Толмачево в Новосибирске ), который разбился при взлете из международного аэропорта Иркутска 9 февраля 1976 года. Двадцать четыре из 114 человек, находившихся на борту, погибли. несчастный случай. [ 1 ]
Самолет и экипаж
[ редактировать ]Самолетом, попавшим в аварию, был Ту-104А , зарегистрированный на Аэрофлот . Самолет совершил свой первый полет 26 ноября 1956 года и был доставлен в Иркутск в декабре 1957 года после испытательных полетов. Первоначально самолет был рассчитан на 70 пассажиров, но позже был переоборудован на 85 пассажиров. На момент крушения самолет имел налет 22 069 часов и 10 308 циклов наддува. [ 2 ]
Экипаж кабины состоял из следующего: [ 2 ]
- Ivan Nikolaevich Svistunov serving as pilot in command
- Anatoly Fedorovich Grafenkov serving as copilot
- Yuri Mikhailovich Krasnoyarsk serving as navigator
- Владимир Николаевич Дубровский проходил обучение штурманом.
- Николай Ефимович Коншин — бортинженер
- German Vladimirovich Firstov served as radio operator
Экипаж самолета состоял из четырех бортпроводников . [ 2 ]
Последовательность событий
[ редактировать ]Первоначально в самолет в Иркутске погрузились 99 пассажиров. В итоге на борт самолета допустили еще пятерых пассажиров, не включенных в список , четверо из них были с билетами, один - взрослый сын радиста, у которого не было билета. [ 3 ] Двое из сидящих пассажиров разместились в туалетах, двое - в передней части самолета, а сын радиста - в кабине. Ни один из пяти дополнительных пассажиров не был указан в полетных документах. Не совсем понятно, где стояли остальные пассажиры без мест. Рейс 3739 начал взлет из Иркутска в 8:15 по местному времени по пеленгу 116°. При взлете самолет начал крениться вправо, но пилоты с большим усилием перевернули его на 20° влево, пытаясь выровнять самолет. Самолет оторвался от взлетно-посадочной полосы на скорости 300 км/ч (160 узлов; 190 миль в час), когда пилоты смогли временно выровнять самолет только для того, чтобы самолет снова начал крениться вправо на высоте 30 метров (98 футов). Быстро теряя высоту, самолет разбился через восемь секунд после отделения от взлетно-посадочной полосы под углом крена 70 °, всего в 180 метрах (590 футов; 200 ярдов) от юго-восточного конца взлетно-посадочной полосы. ( в Чосонминхане ныне Air Koryo) Ту-154 Ту-154 , зарегистрированный P-551, был поврежден после удара самолета во время крушения. [ 3 ] [ 2 ]
Расследование
[ редактировать ]Первоначально следователи подозревали, что правое крыло было модифицировано во время технического обслуживания таким образом, что это привело к аэродинамическому дисбалансу. Для подтверждения этой гипотезы остатки правого крыла были отправлены в Центральный аэрогидродинамический институт , где инженеры пришли к выводу, что правое крыло было полностью работоспособным до удара. Следователи воссоздали траекторию полета до момента столкновения с другим Ту-104 и опубликовали свои выводы. Летные испытания показали, что Ту-104 склонен к крену при боковом ветре. В ситуации на малой высоте реакция пилота на регулировку элеронов была недостаточной; Правильным ответом было бы резко резко нажать на педаль газа. Они пришли к выводу, что как только самолет отделился от взлетно-посадочной полосы, самолет превысил рекомендованный руководством по летной эксплуатации угол взлета 2–3 °, хотя все еще 3–4 ° от угла сваливания; Считалось, что ветер сбил правое крыло с крена. [ 3 ] Расчеты показали, что правые топливные баки вмещали примерно на 1300–1500 кг (2900–3300 фунтов) больше топлива, чем левый, что способствовало крену. [ 3 ]

Причины
[ редактировать ]Комиссия Министерства авиационной промышленности СССР по расследованию катастрофы пришла к выводу, что причины катастрофы следующие: [ 3 ]
- Самолет был заправлен асимметрично: расчеты показали, что в правых топливных баках было примерно на 1300–1500 кг больше топлива, чем в левом, в результате чего самолет кренился вправо;
- Неадекватная реакция пилота на аварийную ситуацию, игнорирование автоматического сигнала угла атаки и (вертикальной) перегрузки в течение восьми секунд, прежде чем отреагировать;
- Увеличенный правый крен при отрыве от взлетно-посадочной полосы, который невозможно исправить только элеронами. [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «АСН Авиакатастрофа Ту-104А СССР-42327 Аэропорт Иркутск (ИКТ) » Aviation-safety.net . Проверено 2 декабря 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д "Туполев Ту-104А Бортовой №: СССР-42327" . russianplanes.net . Retrieved 2017-03-19 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж "Катастрофа Ту-104А ВС УГА в Иркутске" . airdisaster.ru . Retrieved 2017-03-18 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Авиационные происшествия и происшествия в 1976 г.
- Авиационные катастрофы и происшествия в Советском Союзе
- Авиационные катастрофы и происшествия ХХ века в России
- Аварии и происшествия Аэрофлота
- 1976 год в Советском Союзе.
- 1976 год в России.
- Аварии и инциденты с участием Туполева Ту-104
- Февральские события 1976 года в Советском Союзе.
- История Иркутска