Jump to content

Tupolev Tu-104

Ту-104
Аэрофлота Ту-104А в аэропорту Арланда в 1972 году.
Роль Узкофюзеляжный реактивный авиалайнер
Производитель ОКБ Туполева , Харьковский авиационный завод, Казанское авиационное производственное объединение , Омский авиационный завод 166
Дизайнер Андрей Туполев
Первый полет 17 июня 1955 г .; 69 лет назад ( 1955-06-17 )
Введение 15 сентября 1956 г. (Аэрофлот)
Ушедший на пенсию 1981
Статус Ушедший на пенсию
Основные пользователи Аэрофлот
CSA
Произведено 1956–1960
Количество построенных 201
Разработано на основе Tupolev Tu-16
Варианты Tupolev Tu-110
Tupolev Tu-124
Аэрофлота Ту-104Б в аэропорту Арланда в 1968 году с раскрытым тормозным парашютом.

Туполев Ту-104 ( название по классификации НАТО : Camel ) — снятый с вооружения среднемагистральный узкофюзеляжный с двумя турбореактивными двигателями советский авиалайнер . Это был второй лайнер, вошедший в регулярные рейсы после британской de Havilland Comet , и единственный реактивный лайнер, работавший в мире с 1956 по 1958 год, когда британский лайнер был остановлен из соображений безопасности. [1]

В 1957 году Чехословацкие авиалинии – ČSA (ныне Czech Airlines ) стали первой авиакомпанией в мире, которая выполняла рейсы исключительно на реактивных авиалайнерах, используя вариант Ту-104А между Прагой и Москвой. На гражданской службе Ту-104 перевез более 90 миллионов пассажиров Аэрофлота (тогда крупнейшей авиакомпании в мире) и меньшее количество пассажиров ČSA, а также эксплуатировался советскими ВВС . Его преемниками стали Ту-124 , Ту-134 и Ту-154 .

Проектирование и разработка

[ редактировать ]

В начале 1950-х годов советской авиакомпании «Аэрофлот» требовался современный авиалайнер с большей вместимостью и характеристиками, чем самолеты с поршневыми двигателями, которые тогда эксплуатировались. Запрос на проектирование выполнило ОКБ Туполева, которое базировало свой новый авиалайнер на базе стратегического бомбардировщика Ту-16 «Барсук» . Крылья, двигатели и хвостовое оперение Ту-16 остались у авиалайнера, но в новой конструкции использовался более широкий гермофюзеляж, рассчитанный на размещение 50 пассажиров. Опытный образец, построенный на ММЗ «Опит», совершил первый полет 17 июня 1955 года, Ю.Л. Алашеев за штурвалом. Он был оснащен тормозным парашютом, позволяющим сократить посадочную дистанцию ​​​​до 400 м (1300 футов), поскольку в то время не во многих аэропортах были достаточно длинные взлетно-посадочные полосы. [1] Первый серийный Ту-104 поднялся в воздух 5 ноября 1955 года. [2]

Ту-104 оснащался двумя турбореактивными двигателями Микулина АМ-3, расположенными в корнях крыла (по конфигурации напоминавшими комету де Хэвилленда). Экипаж состоял из двух пилотов, штурмана (сидел в застекленном носу «бомбардировщика»), бортинженера и радиста (впоследствии ликвидирован). Самолет вызвал большое любопытство своим роскошным «викторианским» интерьером, названным так некоторыми западными обозревателями, благодаря использованным материалам: красному дереву , меди и кружеву . [1]

Пилоты Ту-104 прошли подготовку на бомбардировщике Ил-28 с последующими почтовыми полетами на невооруженном бомбардировщике Ту-16, окрашенном в цвета Аэрофлота, между Москвой и Свердловском . Пилоты, имеющие предыдущий опыт работы на Ту-16, относительно легко перешли на Ту-104. Ту-104 считался трудным в управлении, так как он был тяжелым в управлении и довольно быстрым на конечном заходе на посадку, а на низких скоростях проявлял склонность к сваливанию - особенность, характерную для крыльев с большой стреловидностью. Опыт работы с Ту-104 побудил ОКБ Туполева разработать первый в мире турбовентиляторный серийный авиалайнер Ту-124 , предназначенный для местных рынков, а впоследствии и более коммерчески успешный Ту-134 . [ нужна ссылка ]

Операционная история

[ редактировать ]
Советская марка 1958 года, обозначающая Ту-104 как первый в мире пассажирский реактивный лайнер, с указанием маршрутов.
Ту-104А Чехословацких авиалиний в Музее авиации Кбелы , Прага

15 сентября 1956 года Ту-104 начал коммерческие рейсы Аэрофлота по маршруту Москва — Омск Иркутск , заменив Ил-14 . Время полета сократилось с 13 часов 50 минут до 7 часов 40 минут, а новый самолет резко повысил уровень комфорта пассажиров. [1] К 1957 году Аэрофлот ввел Ту-104 в эксплуатацию на маршрутах из московского аэропорта Внуково в Лондон , Будапешт , Копенгаген , Пекин , Брюссель , Оттаву , Дели и Прагу . [ нужна ссылка ]

В 1957 году компания ČSA Czechoslovak Airlines единственным экспортным заказчиком Ту-104 стала , разместившая самолет на маршрутах в Москву, Париж и Брюссель . ČSA закупила шесть Ту-104А (четыре новых и два подержанных самолета), рассчитанных на 81 пассажира. Три из них были впоследствии списаны (один из-за инцидента с дозаправкой в ​​Индии, а другой - из-за ошибки пилота без человеческих жертв). [1]

В 1959 году Ту-104 был арендован лондонской компанией Sir Henry Lunn Ltd. ( Lunn Poly ), которая использовала этот самолет для перевозки отдыхающих в Россию с продолжительностью полета 4,5 часа. [ нужна ссылка ]

Хотя Ту-104 продолжал использоваться Аэрофлотом на протяжении 1960-х и 1970-х годов, показатели безопасности этого самолета были плохими по сравнению с западными лайнерами (16 из 96 самолетов были потеряны в результате аварий). Ту-104 был ненадежным, тяжелым и очень неустойчивым, с плохой реакцией на управление и склонностью к крену . Плохая аэродинамика конструкции крыльев привела к склонности к сваливанию практически без предупреждения и к опасной тенденции резко подниматься перед сваливанием и переходом в безвозвратное пикирование. Из-за опасений непреднамеренного сваливания экипажи выполняли заходы на посадку со скоростью, превышающей рекомендуемую, приземляясь со скоростью 270–300 км/ч (170–190 миль в час), что почти на 50 км/ч (31 миль в час) быстрее. По крайней мере, две катастрофы были связаны с явлением кабрирования, что повлекло за собой изменения в конструкции самолета и эксплуатационных процедурах, но проблема осталась. Аэрофлот снял Ту-104 с гражданской службы в марте 1979 года после фатальной катастрофы в Москве, но несколько самолетов были переданы советским военным, которые использовали их в качестве штабных транспортных средств и для обучения. космонавты в невесомости . После крушения военного Ту-104 в феврале 1981 года, в результате которого погибло 50 человек (17 были старшими офицерами армии и флота), этот тип был окончательно выведен из эксплуатации. Последним полетом Ту-104 стал перегон до Ульяновского музея авиации 11 ноября 1986 года. [3]

Варианты

[ редактировать ]
Ту-104 возле аэропорта Внуково
Ту-104 хранится в музее Монино : Этот самолет использовался для подготовки космонавтов.

Данные из: [1]

  • Ту-104 - первоначальная версия, вмещающая 50 пассажиров, использовала два турбореактивных двигателя Микулина АМ-3, каждый с тягой 6735 кгс (66 050 Н; 14 850 фунтов силы ); Было построено 29 планеров.
  • Ту-104 2НК-8 - предлагаемая версия, он должен был быть оснащен двумя Кузнецова НК-8 . ТРДД
  • Ту-104А - улучшенная версия, появившаяся в июне 1957 года. Продолжающиеся усовершенствования двигателей Микулина (Микулин АМ-3М каждый с тягой 8700 кгс (85000 Н; 19000 фунт- сила ) позволили значительно увеличить мощность, что привело к 70-местный вариант. Ту-104А стал окончательным серийным вариантом. 6 сентября 1957 года он совершил полет с 20 тоннами полезной нагрузки на высоте 11 211 метров (36 781 фут) над средним уровнем моря. 24 сентября 1957 года он достиг средней скорости 970,8 км/ч (603,2 миль в час) с полезной нагрузкой 2 тонны. Всего было построено 80 планеров, из них шесть экспортированы в Чехословакию.
  • Ту-104АК - испытательный самолет , использовался для тренировки космонавтов в условиях невесомости и испытаний оборудования советской космической программы.
  • Ту-104А-ТС - пять Ту-104А переоборудованы в грузовые/медицинские самолеты.
  • Ту-104Б - Дальнейшие улучшения были внесены за счет удлинения фюзеляжа на 1,2 метра (3 фута 11 дюймов) и установки новых турбореактивных двигателей Микулина АМ-3М-500 (тяга 9700 кгс (95 000 Н; 21 000 фунтов силы ) каждый). Ту-104Б мог вместить 100 пассажиров. В этом варианте использовался более новый фюзеляж Ту-110 и существующие крылья. Он начал коммерческое обслуживание Аэрофлота 15 апреля 1959 года на маршруте Москва-Санкт-Петербург; Было построено 95 планеров. Большинство из них позже были переоборудованы под стандарт Ту-104В-115.
  • Ту-104Б-ТС - шесть Ту-104Б переоборудованы в грузовые/медицинские самолеты.
  • Ту-104 CSA - шесть самолетов, построенных для CSA.
  • Ту-104Д - VIP-версия имела две спальные кабины в носовой части и 39-местную кабину в кормовой части.
  • Ту-104Д-85 - планер Ту-104А, переоборудованный для размещения 85 пассажиров.
  • Ту-104Д 3НК-8 - проект с тремя двигателями НК-8, предшественник Ту-154.
  • Ту-104Э - Ту-104 с более высокими характеристиками и двигателями РД-16-15, обеспечивающими лучшую экономию топлива и большую тягу. Два прототипа были переоборудованы из Ту-104Б СССР-42441 и СССР-42443. Программа была отменена в середине 1960-х годов в пользу Ту-154 .
  • Ту-104Г - эта VIP-версия предназначалась для федерального правительства, с двумя VIP-каютами в носовой части и 54-местной кабиной в кормовой части.
  • Ту-104ЛЛ - несколько серийных номеров были преобразованы для использования при испытаниях электроники Ту-129 и Ту-22М, а также ракетных комплексов воздух-воздух (включая пуск).
  • Ту-104Ш — учебно-тренировочный штурман в двух модификациях.
  • Ту-104В - первое использование этого обозначения было для проектируемой 117-местной среднемагистральной версии с шестью сиденьями в ряд; проект отменен.
  • Ту-104В - второе использование этого обозначения применялось для планеров Ту-104А, переоборудованных для размещения 100 или 105 пассажиров. Более поздняя версия вмещала 115 пассажиров за счет уменьшения шага сидений и добавления рядов сидений.
  • Ту-104В-115 - Планеры Ту-104Б переоборудованы для размещения 115 пассажиров, оснащены новым радио- и навигационным оборудованием.
  • Ту-107 - прототип военно-транспортной версии с задней погрузочной рампой и оборонительной башней, вооруженной спаренной пушкой. Хотя один самолет был построен, производства не последовало.
  • Ту-110 - четырехмоторная версия, предназначенная для экспорта. До отмены проекта было построено несколько прототипов.
  • Ту-118 - проектируемая версия грузового турбовинтового самолета с четырьмя двигателями Кузнецова ТВ-2Ф .

Бывшие операторы

[ редактировать ]
CSA Чехословацких авиалиний Ту-104А в аэропорту Арланда в 1971 году.
 Чехословакия
 Монголия
 Советский Союз

Аварии и происшествия

[ редактировать ]
Обломки Ту-104 (ОК-МДЕ) Чехословацких авиалиний возле аэропорта Никосии (2015 г.)

По данным Американского фонда безопасности полетов , в период с 1958 по 1981 год в катастрофах из 37 списанных самолетов погибло 16 Ту-104 (коэффициент потери корпуса = 18%), всего погибло 1140 человек. [4]

1950-е годы

[ редактировать ]
19 февраля 1958 г.
Ту-104 Аэрофлота (СССР-Л5414) переправлялся из Свердловска (ныне Екатеринбург) в Москву, когда он совершил вынужденную посадку недалеко от взлетно-посадочной полосы на авиабазе Саваслейка из-за исчерпания топлива; все три члена экипажа выжили. [5]
15 августа 1958 г.
Рейс 04 Аэрофлота , Ту-104А (СССР-Л5442), заглох, развернулся и разбился в Хабаровском районе Хабаровского края после входа в восходящий поток на высоте 12 000 м (39 000 футов), в результате чего погибли все 64 человека, находившиеся на борту, в результате первой катастрофы со смертельным исходом. Ту-104. Более поздние аварии показали, что Ту-104 был склонен к потере продольной устойчивости при полете в определенных атмосферных условиях. [6] [7]
17 октября 1958 г.
Ту-104А Аэрофлота (СССР-42362) накренился, вошел в пикирование, развернулся и разбился недалеко от Канаша , столкнувшись с турбулентностью и восходящим потоком, в результате чего погибли все 80 человек на борту. Самолет доставлял в Москву на официальное мероприятие высокопоставленных дипломатов нескольких советских стран. После этой аварии высота Ту-104 была ограничена 9000 м (30 000 футов), а конструкция стабилизаторов была изменена. [8]

1960-е годы

[ редактировать ]
20 октября 1960 г.
Самолет Ту-104А (СССР-42452), рейс 05 Аэрофлота, врезался в уклон в районе Усть-Орды при попытке набора высоты после прерванного захода на посадку из-за неисправности передней фары, в результате чего погибли трое из 68 находившихся на борту самолетов. [9] [10]
1 февраля 1961 г.
Ту-104А Аэрофлота (СССР-42357) вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы при посадке в аэропорту Владивостока после слишком поздней посадки; никаких жертв. [11]
16 марта 1961 г.
рейс 068 Аэрофлота Ту-104Б (СССР-42438), , совершил вынужденную посадку на замерзшем Нижнеисетском пруду возле аэропорта Кольцово из-за отказа двух двигателей, в результате чего погибли пять из 51 находившегося на борту самолета. Вскоре после взлета отказал правый двигатель, что вызвало сильную вибрацию фюзеляжа. Из-за вибрации экипаж не смог определить, какой двигатель вышел из строя, так как не мог прочитать показания приборов. Член экипажа отпустил дроссельную заслонку левого двигателя, пытаясь услышать разницу в мощности двигателей и определить, какой двигатель вышел из строя, но двигатель был выключен по ошибке. В результате произошла потеря высоты и была произведена вынужденная посадка. Самолет также врезался в дом возле пруда, в результате чего погибли двое. Причиной отказа двигателя стала поломка лопатки турбины второй ступени турбинной секции. [12] [13]
10 июля 1961 г.
Рейс 381 Аэрофлота, Ту-104Б (СССР-42447), разбился в аэропорту Одесса-Центральный в плохую погоду после того, как во время захода на посадку столкнулся с нисходящим потоком воздуха, в результате чего погиб один из 94 находившихся на борту самолетов. [14] [15]
17 сентября 1961 г.
Ту-104А Аэрофлота (СССР-42388) списан после тяжелой посадки в аэропорту Ташкента ; никаких жертв. [16]
2 ноября 1961 г.
Ту-104Б Аэрофлота (СССР-42504) совершил вынужденную посадку в поле возле аэропорта Владивостока из-за отказа двигателя после удара по радиоантенне при заходе на посадку; никаких жертв. [17]
4 июня 1962 г.
Ту-104Б Аэрофлота (СССР-42491) врезался в склон горы Баба (19 миль к северо-востоку от аэропорта Враждебна) при попытке вернуться в Софию из-за отказа двигателя, в результате чего пять членов экипажа погибли. [18]
30 июня 1962 г.
Рейс 902 Аэрофлота , Ту-104А (СССР-42370), был сбит ошибочной зенитной ракетой и разбился в Березовском районе , в результате чего погибли все 84 человека, находившиеся на борту. Ракета была выпущена во время учений ПВО в районе Маганска, но на грозовом фронте потеряла цель и поразила Ту-104. [19]
3 сентября 1962 г.
Рейс 03 Аэрофлота , Ту-104А (СССР-42366), разбился в болоте недалеко от Куруны Нанайского района из-за необъяснимой потери управления, в результате чего погибли все 86 находившихся на борту самолетов; Виноваты были проблемы с автопилотом. Также высказывалась теория случайного сбития. [20] [21]
25 октября 1962 г.
Ту-104Б Аэрофлота (СССР-42495) разбился вскоре после взлета из аэропорта Шереметьево во время испытательного полета после технического обслуживания, в результате чего погибли все 11 находившихся на борту самолетов. Органы управления рулями направления были подключены наоборот. [22]
18 мая 1963 г.
Ту-104Б Аэрофлота (СССР-42483) заглох и разбился на подходе к аэропорту Смольное; никаких жертв. [23]
13 июля 1963 г.
Рейс 012 Аэрофлота , Ту-104Б (СССР-42492), разбился недалеко от взлетно-посадочной полосы в аэропорту Иркутска после внезапного резкого снижения во время захода на посадку, в результате чего погибли 33 из 35 находившихся на борту самолетов. Вода попала в проводку, что привело к неверным показаниям приборов горизонтальной и вертикальной скорости и высоты. [24] [25]
16 августа 1963 г.
Ту-104А CSA Чехословацких авиалиний (OK-LDB) сгорел во время дозаправки в аэропорту Санта-Крус ; один бортпроводник получил ранения при прыжке с самолета, других пострадавших нет. [26]
9 июня 1964 г.
Ту-104Б (СССР-42476), рейс 35 Аэрофлота, жестко приземлился в аэропорту Толмачево при попытке пролететь мимо; никаких жертв. [27]
28 апреля 1969 г.
Ту-104Б Аэрофлота (СССР-42436) был списан после того, как приземлился на расстоянии 600 м (2000 футов) от взлетно-посадочной полосы в аэропорту Иркутска; никаких жертв. [28]

1970-е годы

[ редактировать ]
1 июня 1970 г.
Ту-104А CSA Чехословацких авиалиний (OK-NDD) разбился недалеко от взлетно-посадочной полосы 36 в международном аэропорту Триполи после двух промахов захода на посадку на взлетно-посадочную полосу 18, в результате чего погибли все 13 пассажиров на борту. [29]
25 июля 1971 г.
Рейс 1912 Аэрофлота , Ту-104Б (СССР-42405), разбился после жесткой посадки недалеко от взлетно-посадочной полосы в аэропорту Иркутска после того, как самолет накренился из-за слишком низкой скорости захода на посадку, в результате чего погибли 97 из 126 находившихся на борту самолетов. На показания указателя скорости повлияла герметизация кабины, и они могли завысить скорость самолета. [30] [31]
10 октября 1971 г.
Рейс 773 Аэрофлота , Ту-104Б (СССР-42490), взорвался в воздухе и разбился недалеко от Бараново Наро-Фоминского района после того, как взорвалась бомба, заложенная в салоне, в результате чего погибли все 25 находившихся на борту самолетов. [32] [33]
19 марта 1972 г.
Ту-104Б Аэрофлота (СССР-42408) разбился после того, как врезался в снежную стену недалеко от взлетно-посадочной полосы в аэропорту Омска во время пятой попытки приземлиться; никаких жертв. [34]
24 апреля 1973 г.
Рейс 2420 Аэрофлота, Ту-104Б (СССР-42505), был угнан пассажиром, который требовал, чтобы его доставили в Стокгольм, Швеция. Экипаж вернулся в Ленинград, и пока шасси было выпущено, угонщик взорвал бомбу, убив себя и бортинженера. Хотя в результате взрыва в правой части фюзеляжа образовалась дыра, самолет смог благополучно приземлиться без других жертв. [35] [36]
18 мая 1973 г.
Рейс 109 Аэрофлота , Ту-104А (СССР-42379), был захвачен Чингисом Юнусоглы Рзаевым и потребовал переправить его в Китай. Когда Рзаев попытался войти в кабину, его застрелил сотрудник службы безопасности Владимир Езиков. Несмотря на смертельное ранение, Рзаев сумел взорвать имевшуюся у него с собой бомбу, состоящую из 5,5–6 кг (12–13 фунтов) тротила, взорвав самолет в небе, и он разбился в Бурятской АССР , в результате чего погиб весь 81 человек на борту. . [37] [38]
29 августа 1973 г.
Рейс 531 CSA, Ту-104А (OK-MDE), вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы при приземлении в аэропорту Никосии после того, как пилот не смог вовремя остановить самолет; все 70 находившихся на борту выжили. На месте крушения остались обломки . [39]
30 сентября 1973 г.
Рейс 3932 Аэрофлота , Ту-104Б (СССР-42506), разбился вскоре после взлета из аэропорта Кольцово после того, как авиагоризонты отключились, в результате чего погибли все 108 находившихся на борту самолетов. [40]
13 октября 1973 г.
Рейс 964 Аэрофлота , Ту-104Б (СССР-42486), разбился в 10 милях к северо-западу от аэропорта Домодедово после того, как компас и основные гироскопы потеряли питание, в результате чего погибли все 122 человека в самой смертоносной катастрофе с участием Ту-104. [41]
7 декабря 1973 г.
Рейс 964 Аэрофлота, Ту-104Б (СССР-42503), разбился в аэропорту Домодедово после жесткой посадки после того, как экипаж накренился влево, чтобы исправить правый крен, в результате чего погибли 16 из 75 находившихся на борту самолетов. [42] [43]
5 ноября 1974 г.
Ту-104Б Аэрофлота (СССР-42501) при посадке в аэропорту Читы вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы и врезался в железнодорожную насыпь; никаких жертв. [44]
30 августа 1975 г.
Ту-104Б Аэрофлота (СССР-42472) жестко приземлился в аэропорту Толмачёво , сломав правое шасси; никаких жертв. [45]
9 февраля 1976 г.
Рейс 3739 Аэрофлота , Ту-104А (СССР-42327), разбился при взлете из аэропорта Иркутска после входа в правый берег из-за ошибки пилота, в результате чего погибли 24 из 119 находившихся на борту самолетов. Ту-154 Чосонминхан (Р-551) был поврежден обломками Ту-104. [46] [47]
17 июля 1976 г.
Ту-104А Аэрофлота (СССР-42335) разбился при взлете из аэропорта Читы после того, как врезался в железнодорожную насыпь после слишком медленного и слишком низкого взлета; все 117 находившихся на борту выжили. Самолет был перегружен. [48]
28 ноября 1976 г.
Рейс 2415 Аэрофлота , Ту-104Б (СССР-42471), разбился недалеко от Клушино Солнечногорского района после того, как экипаж потерял ориентацию из-за отказа авиагоризонта, в результате чего погибли все 73 человека, находившиеся на борту. [49] [50]
1976
Ту-104А авиакомпании Аэрофлот (СССР-42371) разбился недалеко от взлетно-посадочной полосы в аэропорту Борисполь после остановки двигателей в полете. [51]
13 января 1977 г.
Рейс 3843 Аэрофлота , Ту-104А (СССР-42369), разбился недалеко от аэропорта Алма-Аты из-за потери управления из-за возгорания левого двигателя, в результате чего погибли все 90 человек, находившиеся на борту. [52] [53]
17 марта 1979 г.
Рейс 1691 Аэрофлота , Ту-104Б (СССР-42444), разбился при попытке вернуться в Москву из-за ложной пожарной тревоги, в результате чего погибли 58 из 119 находившихся на борту самолетов. Пожарная сигнализация была вызвана неподходящими деталями двигателя. После этой аварии Аэрофлот списал Ту-104. [54]

1980-е годы

[ редактировать ]
7 февраля 1981 г.
ВМФ СССР Ту-104А СССР-42332 заглох и разбился при взлете из аэропорта Пушкин из-за неправильной погрузки и перемещения груза, в результате чего погибли все 50 находившихся на борту, в том числе 16 советских адмиралов. После этой аварии все оставшиеся военные Ту-104 были остановлены. [55]

Всего смертей

[ редактировать ]

Из этого списка аварий, вызванных механической ошибкой или ошибкой пилота, общее число погибших составляет 939, не считая инцидента в аэропорту Борисполь в 1976 году. Сбитые или разбомбленные самолеты в общее количество не входят.

Технические характеристики (Ту-104Б)

[ редактировать ]

Данные Ту-104: первый самолет Аэрофлота, [56] Tupolew / Tupolev Tu-104 [57]

Общие характеристики

  • Экипаж: 7
  • Вместимость: 50–115 пассажиров.
  • Длина: 40,06 м (131 фут 5 дюймов)
  • Размах крыла: 34,54 м (113 футов 4 дюйма)
  • Высота: 11,9 м (39 футов 1 дюйм)
  • Площадь крыла: 183 м2 2 (1970 кв. футов) без LERX
  • Профиль крыла : корневой: ПР-1-10С-9 (15,7%); совет: ПР-1-10С-9 (12%) [58]
  • Вес пустого: 43 800 кг (96 562 фунта)
  • Полная масса: 78 100 кг (172 181 фунт)
  • Запас топлива: 21 000 кг (46 297 фунтов) нормальный; Максимум 26 500 кг (58 422 фунта)
  • Силовая установка: 2 двигателя Микулин АМ-3М-500 турбореактивных с тягой 95 кН (21400 фунтов силы) каждый.

Производительность

  • Максимальная скорость: 950 км/ч (590 миль в час, 510 узлов)
  • Крейсерская скорость: 750–850 км/ч (470–530 миль в час; 400–460 узлов) на высоте 10 000–12 000 м (32 808–39 370 футов).
  • Дальность: 2120 км (1320 миль, 1140 миль) с полезной нагрузкой 12 000 кг (26 455 фунтов) и запасом топлива 5 650 кг (12 456 фунтов)
2750 км (1709 миль) с полезной нагрузкой 8150 кг (17 968 ​​фунтов) и запасом топлива 5650 кг (12 456 фунтов)
  • Практический потолок: 12 000 м (39 000 футов)
  • Скорость набора высоты: 10 м/с (2000 футов/мин)
  • Разбег при взлете: 2200 м (7218 футов)
  • Разбег при нормальной посадочной массе: 1450–1850 м (4757–6070 футов) без тормозного парашюта.
Ту-104 на советской марке 1958 года.
Ту-104 на советской марке 1969 года.

Ту-104 изображен на советских почтовых марках 1958 и 1969 годов.

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж Коммерческие реактивные лайнеры (1999a) (в: Коммерческие реактивные лайнеры) (на испанском языке). Agualarga Editores Sl 1999. ISBN  84-95088-87-8 . Проверено 26 сентября 2008 г. {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  2. ^ «Ту-104, положивший начало эпохе реактивных авиалайнеров в СССР» . englishrussia.com . 29 ноября 2011 года . Проверено 17 июня 2020 г.
  3. ^ «История создания Ту 104. Авиация России» . btet.ru. ​Проверено 26 августа 2022 г.
  4. ^ Рантер, Харро. «Сеть авиационной безопасности > База данных авиационной безопасности ASN > Индекс типа воздушного судна > Туполев Ту-104 > Статистика Туполев Ту-104» . Aviation-safety.net . Проверено 26 января 2019 г.
  5. Описание аварии СССР-L5414 на сайте Aviation Safety Network . Проверено 15 декабря 2015 г.
  6. Описание аварии СССР-L5442 на сайте Aviation Safety Network . Проверено 15 декабря 2015 г.
  7. ^ "Катастрофа Ту-104А МУТА ГВФ в 215 км от а/п Хабаровск" [Accident Tu-104 215 km from Khabarovsk Airport] (in Russian). airdisaster.ru . Retrieved 2015-12-28 .
  8. Описание аварии СССР-42362 на сайте Aviation Safety Network . Проверено 15 декабря 2015 г.
  9. Описание аварии СССР-42452 на сайте Aviation Safety Network . Проверено 15 декабря 2015 г.
  10. ^ "Катастрофа Ту-104А Дальневосточного управления ГВФ близ аэр. Усть-Орда" [Accident Tu-104 near Ust-Orda] (in Russian). airdisaster.ru . Retrieved 2015-12-28 .
  11. Описание аварии СССР-42357 на сайте Aviation Safety Network . Проверено 15 декабря 2015 г.
  12. Описание аварии СССР-42438 на сайте Aviation Safety Network . Проверено 15 декабря 2015 г.
  13. ^ "Катастрофа Ту-104Б ЗС УГВФ в Свердловске" [Accident Tu-104 Sverdlovsk] (in Russian). airdisaster.ru . Retrieved 2015-12-28 .
  14. Описание аварии СССР-42447 на сайте Aviation Safety Network . Проверено 15 декабря 2015 г.
  15. ^ "Катастрофа Ту-104Б Северного управления ГВФ в а/п Одессы" [Accident Tu-104 Odessa Airport] (in Russian). airdisaster.ru . Retrieved 2015-12-28 .
  16. Описание аварии СССР-42388 на сайте Aviation Safety Network . Проверено 15 декабря 2015 г.
  17. Описание аварии СССР-42504 на сайте Aviation Safety Network . Проверено 15 декабря 2015 г.
  18. Описание аварии СССР-42491 на сайте Aviation Safety Network . Проверено 15 декабря 2015 г.
  19. ^ Рантер, Харроу. «АСН Авиакатастрофа Туполев Ту-104А СССР-42370 Вознесенка, Красноярский край » Aviation-safety.net . Получено 0 июня 2022 г.
  20. Описание аварии СССР-42366 на сайте Aviation Safety Network . Проверено 15 декабря 2015 г.
  21. ^ "Катастрофа Ту-104А Дальневосточного управления ГВФ близ Хабаровска" [Accident Tu-104 near Khabarovsk] (in Russian). airdisaster.ru . Retrieved 2015-12-28 .
  22. Описание аварии СССР-42495 на сайте Aviation Safety Network . Проверено 15 декабря 2015 г.
  23. Описание аварии СССР-42483 на сайте Aviation Safety Network . Проверено 15 декабря 2015 г.
  24. Описание аварии СССР-42492 на сайте Aviation Safety Network . Проверено 15 декабря 2015 г.
  25. ^ "Катастрофа Ту-104Б Восточно-Сибирского управления ГВФ в районе Иркутска" [Accident Tu-104 near Irkutsk] (in Russian). airdisaster.ru . Retrieved 2015-12-28 .
  26. ^ Описание происшествия для ОК-ЛДБ в Сети авиационной безопасности . Проверено 15 декабря 2015 г.
  27. Описание аварии СССР-42476 на сайте Aviation Safety Network . Проверено 15 декабря 2015 г.
  28. Описание аварии СССР-42436 на сайте Aviation Safety Network . Проверено 15 декабря 2015 г.
  29. ^ Описание происшествия для OK-NDD в Сети авиационной безопасности . Проверено 15 декабря 2015 г.
  30. Описание аварии СССР-42405 на сайте Aviation Safety Network . Проверено 15 декабря 2015 г.
  31. ^ "Катастрофа Ту-104Б Толмачевского ОАО в а/п Иркутс" [Accident Tu-104 Irkutsk Airport] (in Russian). airdisaster.ru . Retrieved 2015-12-28 .
  32. Криминальное описание СССР-42490 в Aviation Safety Network . Проверено 15 декабря 2015 г.
  33. ^ "Взрыв на борту Ту-104Б Украинского УГА близ аэропорта Внуково" [Explosion on Tu-104 near Vnukovo] (in Russian). airdisaster.ru . Retrieved 2015-12-28 .
  34. Описание аварии СССР-42408 на сайте Aviation Safety Network . Проверено 15 декабря 2015 г.
  35. ^ "Бортовой №: СССР-42505" . Retrieved 11 November 2011 .
  36. Описание аварии СССР-42505 на сайте Aviation Safety Network . Проверено 15 декабря 2015 г.
  37. Описание угона СССР-42411 на сайте Aviation Safety Network . Проверено 15 декабря 2015 г.
  38. ^ "Взрыв на борту и катастрофа Ту-104А Восточно-Сибирского УГА в районе Читы" [Explosion on Tu-104 Chita region] (in Russian). airdisaster.ru . Retrieved 2015-12-28 .
  39. ^ Описание происшествия для ОК-МДЕ в Сети авиационной безопасности . Проверено 15 декабря 2015 г.
  40. Описание аварии СССР-42506 на сайте Aviation Safety Network . Проверено 15 декабря 2015 г.
  41. Описание аварии СССР-42486 на сайте Aviation Safety Network . Проверено 15 декабря 2015 г.
  42. Описание аварии СССР-42503 на сайте Aviation Safety Network . Проверено 15 декабря 2015 г.
  43. ^ "Катастрофа Ту-104Б Грузинского УГА в а/п Домодедово" [Accident Tu-104 Domodedovo Airport] (in Russian). airdisaster.ru . Retrieved 2015-12-28 .
  44. Описание аварии СССР-42501 на сайте Aviation Safety Network . Проверено 15 декабря 2015 г.
  45. Описание аварии СССР-42472 на сайте Aviation Safety Network . Проверено 15 декабря 2015 г.
  46. Описание аварии СССР-42327 на сайте Aviation Safety Network . Проверено 15 декабря 2015 г.
  47. ^ "Катастрофа Ту-104А ВС УГА в Иркутске" [Accident Tu-104 Irkutsk] (in Russian). airdisaster.ru . Retrieved 2015-12-28 .
  48. Описание аварии СССР-42335 на сайте Aviation Safety Network . Проверено 15 декабря 2015 г.
  49. Описание аварии СССР-42471 на сайте Aviation Safety Network . Проверено 15 декабря 2015 г.
  50. ^ "Катастрофа Ту-104Б Ленинградского ОАО в районе а/п Шереметьево" [Accident Tu-104 Sheremetyevo/Leningrad area] (in Russian). airdisaster.ru . Retrieved 2015-12-28 .
  51. Описание аварии СССР-42371 на сайте Aviation Safety Network . Проверено 15 декабря 2015 г.
  52. Описание аварии СССР-42369 на сайте Aviation Safety Network . Проверено 15 декабря 2015 г.
  53. ^ "Катастрофа Ту-104А Дальневосточного УГА в районе а/п Алма-Ата" [Accident Tu-104 near Alma-Ata Airport] (in Russian). airdisaster.ru . Retrieved 2015-12-28 .
  54. Описание аварии СССР-42444 на сайте Aviation Safety Network . Проверено 15 декабря 2015 г.
  55. Описание аварии СССР-42332 на сайте Aviation Safety Network . Проверено 15 декабря 2015 г.
  56. ^ Гордон, Ефим; Ригмант, Владимир (2007). Туполев Ту-104: первый самолет Аэрофлота . Хинкли: Мидленд. п. 36. ISBN  978-1-85780-265-8 .
  57. ^ «Туполи / Туполев Туполь-104» . www.flugzeuginfo.net . Получено 26 января.
  58. ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.

http://www.airforce.ru/content/english-pages/2344-interview-civil-aviation-pilot-hsu-v-m-yanchenko/

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 98f16efc45b264c29a42d9c0ba00e99c__1722906480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/98/9c/98f16efc45b264c29a42d9c0ba00e99c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tupolev Tu-104 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)