Вы испытываете ТБ-3
ТБ-3 (АНТ-6) | |
---|---|
![]() | |
Роль | Тяжелый бомбардировщик |
Производитель | Воронежское авиационное производственное объединение [1] |
Дизайнер | Андрей Туполев [а] |
Первый полет | 22 декабря 1930 г. |
Введение | 1932 |
Ушедший на пенсию | 1945 г. Советские ВВС. |
Основные пользователи | Советские ВВС (ВВС) Аэрофлот |
Произведено | 1932–1934, 1935–1937 |
Количество построенных | 818 |
Разработано на основе | Вы страдаете ТБ-1 |
Развитый в | Tupolev ANT-16 |
Туполев ТБ-3 [б] Обозначение ОКБ АНТ-6 -моноплан, представлял собой тяжелый бомбардировщик поставленный на вооружение советских ВВС в 1930-х годах и использовавшийся в первые годы Второй мировой войны . Это был один из первых в мире со свободнонесущим крылом . четырехмоторных тяжелых бомбардировщиков [2] [ нужна страница ] Несмотря на моральное устаревание и официальное снятие с вооружения в 1939 году, ТБ-3 выполнял бомбардировочные и транспортные функции на протяжении большей части Второй мировой войны. ТБ-3 также участвовал в боевых действиях как базовый истребитель проекта «Звено» и как легкий транспортный танк.
Разработка
[ редактировать ]В 1925 году советские ВВС обратились в ЦАГИ с требованием создать тяжелый бомбардировщик с суммарной мощностью двигателя 1500 кВт (2000 л.с.) и колесным или поплавковым шасси. Туполева ОКБ приступило к проектированию в 1926 году, а в 1929 году были утверждены государственные эксплуатационные требования. [2] [3] За основу конструкции был взят Туполев ТБ-1 , первоначально самолет оснащался двигателями Curtiss V-1570 «Конкэрор» мощностью 440 кВт (590 л.с.). [4] с намерением перейти на Микулина М-17 (модифицированные BMW VI ). производство [2] [5] Макет был утвержден 21 марта 1930 года, а первый прототип был построен 31 октября 1930 года. [6] Самолет совершил полет 22 декабря 1930 года Михаила Громова под управлением и на лыжном шасси. Несмотря на то, что самолет едва не разбился из-за вибрации, вызвавшей закрывание дроссельной заслонки, испытательный полет прошел успешно. [2] [4] 20 февраля 1931 года советские ВВС одобрили серийное производство АНТ-6 с двигателями М-17. [6]
Прототип был переоборудован двигателями BMW ВИЗ 500 мощностью 540 кВт (720 л.с.), радиаторами большего размера и деревянными винтами фиксированного шага конструкции ЦАГИ. Одноколесное шасси было сочтено слишком слабым и было заменено тандемными тележками с шинами размером 1350 × 300 мм (53 × 12 дюймов). [2] Первый предсерийный ТБ-3 4М-17 поднялся в воздух 4 января 1932 года под Андрея Юмашева управлением и И. Ф. Петрова. Неожиданно выяснилось, что последующие серийные самолеты оказались на 10–12% тяжелее прототипа, что значительно ухудшило характеристики. [2] Было обнаружено, что несоответствие связано с высокими положительными допусками на сырье, в результате чего стальной лист, трубы и проволока оказались намного толще, чем на тщательно построенных прототипах. Самолеты также были окрашены более грубо, покрыты толстым слоем камуфляжа и лака. [2] [7] Заводы запросили у рабочих предложения по снижению веса, заплатив 100 рублей за каждый 1 кг (2,2 фунта), снятый с самолета. В сочетании с усилиями ОКБ это привело к снижению веса почти на 1000 кг (2200 фунтов). Несмотря на это, серийные самолеты могли отличаться друг от друга на целых несколько сотен килограммов. [2] [7] [8]
В 1933 году одиночный ТБ-3 4М-17Ф модернизировали, сняв и бомбодержатели , перекрыв башни все проемы и установив обтекатели. Это привело лишь к увеличению максимальной скорости на 4,5% и такому же увеличению запаса хода. Туполев пришел к выводу, что для больших и медленных самолетов оптимизация минимальна. Для изучения влияния гофрированной обшивки в январе – феврале 1935 года на единственном ТБ-3 4АМ-34Р гофры постепенно закрывали тканью. Это привело к увеличению максимальной скорости на 5,5% и увеличению потолка на 27,5%. Этот же самолет продемонстрировал значительное увеличение скороподъемности при установке экспериментальных четырехлопастных винтов. [2] [9]
- ТБ-3 4М-34Р установил рекорд продолжительности полета - 18 часов 30 минут.
- ТБ-3 4АМ-34ФРН под управлением Андрея Юмашева установил ряд рекордов по грузоподъемности:
- 11 сентября 1936 г. - от 5000 кг (11 000 фунтов) до 8 116 м (26 627 футов), 28 октября улучшено до 8 980 м (29 460 футов).
- 16 сентября 1936 г. - от 10 000 кг (22 000 фунтов) до 6 605 м (21 670 футов).
- 20 сентября 1936 г. - от 12 000 кг (26 000 фунтов) до 2700 м (8 900 футов).
Дизайн
[ редактировать ]
ТБ-3 представлял собой цельнометаллический самолет стальной конструкции, являвшийся одним из проектов конструкторского бюро Андрея Туполева, основанного на методах и технологиях проектирования цельнометаллических самолетов 1918 года, впервые разработанных Хьюго Юнкерсом . Каркас состоял из балок V-образного сечения , покрытых ненапряженной гофрированной обшивкой толщиной от 0,3 мм (0,012 дюйма) до 0,8 мм (0,031 дюйма). Гофры имели глубину 13 мм (0,51 дюйма) и расстояние между ними 50 мм (1,97 дюйма). Свободнонесущее крыло поддерживалось четырьмя лонжеронами трубчатого сечения . В 1934 году, благодаря разработке более прочных стальных сплавов , размах крыла был увеличен с 39,5 до 41,85 м (от 129 футов 7 дюймов до 137 футов 4 дюйма) с одновременным увеличением площади крыла с 230 до 234,5 м. 2 (от 2476 до 2524 кв. футов). По любой части самолета можно было ходить в мягкой обуви, не повреждая обшивку, а передние кромки крыльев откидывались вниз, образуя проходы для обслуживания двигателей. изменяемого угла наклона Органы управления имели тросовый привод, хвостовое оперение и систему компенсации дифферента на случай отказа двигателя с одной стороны. Неподвижные основные стойки шасси не имели тормозов . Топливные баки не имели защиты от возгорания или протечек, хотя двигатели имели внутреннюю систему пожаротушения. Двигатели М-17 были настроены так, чтобы обеспечить максимальную теоретическую дальность полета 3250 км (1750 миль; 2020 миль) без свечей зажигания или карбюратора загрязнения . Оборонительное вооружение состояло из ручных пулеметов в пяти башнях — одной в носовой части, двух на верху средней части фюзеляжа и по одному выдвижному «мусорному баку» под каждым крылом между мотогондолами . В более поздних вариантах одна из верхних башен фюзеляжа была перемещена за хвостовое оперение. [2]
Операционная история
[ редактировать ]


ТБ-3 использовался в боевых действиях во время битвы на Халхин-Голе против Японии и в Зимней войне с Финляндией . Хотя официально он был выведен из эксплуатации в 1939 году, к началу Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года в советских ВВС было 516 исправных ТБ-3, еще 25 находились на вооружении ВМФ СССР . [11] Находясь вдали от западной границы СССР, ТБ-3 избежали катастрофических потерь во время первых ударов немецкой авиации, после чего 23 июня ТБ-3 из 3-го ТБАП (тяжелого бомбардировочного полка) приступили к ночным бомбардировкам. Нехватка боеспособных самолетов также требовала применения ТБ-3 в дневное время без истребительного сопровождения, и в этой роли бомбардировщики, действуя на малых и средних высотах, несли большие потери от истребителей противника и огня с земли. К августу 1941 года ТБ-3 составляли 25% советских бомбардировщиков и, управляемые элитными экипажами ВВС, выполняли до трех боевых вылетов за ночь. [11] Самолет участвовал во всех крупных сражениях до 1943 года, включая первую Смоленскую битву , битву за Москву , Сталинградскую битву , блокаду Ленинграда и Курскую битву . На 1 июля 1945 года в действующем составе 18-й воздушной армии еще оставалось десять ТБ-3. [11]
ТБ-3 широко использовался в качестве грузового и десантного транспорта, перевозя в последней роли до 35 солдат. [2] За первые пять месяцев войны самолет перевез 2797 т (6 166 000 фунтов) груза и 2300 человек личного состава. [11]
ТБ-3 также использовался в нескольких спецпроектах в качестве базового истребителя в проекте «Звено» и для доставки легких Т-27 , Т-37 и Т-38 танков . 1 августа 1941 года пара ТБ-3 в конфигурации «Звено-СПБ» , каждый с двумя истребителями Поликарпова И-16, несущими пару 250-кг (550 фунтов) бомб, без потерь уничтожила нефтебазу в порту Констанца . Румыния . [11] 11 и 13 августа 1941 года Звено-СПБ успешно повредил мост короля Карола I через Дунай в Румынии. [11] Звенские операции завершились осенью 1942 года из-за уязвимости базовых кораблей. [ нужна ссылка ]
В знак признания роли ТБ-3 во время войны три самолета были включены в первый послевоенный воздушный парад 18 июня 1945 года. [11]
Варианты
[ редактировать ]

Источник: Шавров [2]
- ТБ-3 4М-17Ф
- Первая серийная версия составила около половины всех построенных ТБ-3.
- ТБ-3 4М-34
- Двигатели Микулина АМ-34 с доработанными радиаторами, добавленными маслоохладителями, построено несколько десятков.
- TB-3 4M-34R
- Двигатели Микулина АМ-34Р с редукторами, обеспечивающими существенно улучшенные характеристики, дополнительная турель за хвостовым килем, хвостовые колеса с гидротормозами, аэродинамические доработки стыка крыла с фюзеляжем и радиаторами, убирающиеся ветрогенераторы.
- ТБ-3 4АМ-34РД
- Серия дальнемагистральных демонстрационных самолетов с обтекаемым фюзеляжем и колесными тормозами. Некоторые самолеты имели одинарные главные колеса диаметром 2 м (6 футов 7 дюймов) и трехлопастные металлические гребные винты. Использовался для полетов в Варшаву , Париж и Рим в 1933–1934 годах.
- ТБ-3 4АМ-34РН
- Высотный вариант с двигателями АМ-34РН, четырехлопастными воздушными винтами на бортовых двигателях и двухлопастными на подвесных, одинарными основными колесами длиной 2 м (6 футов 7 дюймов), башнями, модернизированными под пулеметы ШКАС , максимальная скорость 288 км/ч ( 179 миль в час) на высоте 4200 м (13 800 футов), практический потолок 7 740 м (25 390 футов). Испытан в августе – октябре 1935 г., но в производство не поступил, так как базовая конструкция ТБ-3 устаревала.
- ТБ-3 4АМ-34ФРН/ФРНВ
- Двигатели АМ-34ФРН/ФРНВ повышенной мощности и четырехлопастные винты, аэродинамические усовершенствования, включая обтекаемые башни, основные колеса длиной 2 м (6 футов 7 дюймов) с тормозами, максимальная скорость более 300 км/ч (190 миль в час).
- ТБ-3Д
- Предложенный вариант с Чаромского АН-1 дизелями мощностью 550 кВт (740 л.с.) и расчетной дальностью полета 4280 км (2660 миль) в производство не поступил, так как по другим ТТХ уступал ТБ-3 4АМ-34РН.
- Г-2
- Списанные ТБ-3 с двигателями М-17 и М-34 переоборудованы для грузовых перевозок Аэрофлотом.
- ANT-6-4M-34R "Aviaarktika"
- ТБ-3, модифицированный для экспедиции на Северный полюс 1937 года , с закрытой кабиной, одинарными основными колесами длиной 2 м (6 футов 7 дюймов), трехлопастными металлическими гребными винтами.
Операторы
[ редактировать ]Аварии и происшествия
[ редактировать ]- 17 марта 1938 г.
- Самолет Полярная авиация Г-2 (CCCP-N210) разбился при посадке в бухте Теплиц; наземный туман вынудил экипаж уйти на второй круг. Из-за плохой CRM самолет снова вошел в туман. Снижение продолжалось до тех пор, пока левая посадочная лыжа не ударилась о снег, оторвало шасси и привело к падению самолета; все семеро находившихся на борту выжили, но самолет списали. [12]
- 14 марта 1941 г.
- Самолет Аэрофлота G-2 (CCCP-L1496) заглох и разбился недалеко от Беговата в Узбекистане после того, как пилот попытался набрать высоту после потери высоты из-за сильной турбулентности, в результате чего погибли шесть членов экипажа. Самолет выполнял грузовое сообщение Ташкент – Фергана. [13]
- 27 августа 1941 г.
- Самолет Аэрофлота G-2 (CCCP-L1996) врезался в холм недалеко от Кызыл-Арвата в Туркменистане при попытке совершить вынужденную посадку после того, как экипаж не смог определить место назначения, в результате чего погибли шесть из девяти находившихся на борту самолетов. Самолет выполнял грузовое сообщение Ташкент – Ашхабад. [14]
- 26 декабря 1941 г.
- Самолет Аэрофлота G-2 (CCCP-L3043) разбился недалеко от Дмитриевки (ныне Байсерке) в Казахстане после того, как самолет потерял высоту при развороте, в результате чего погибли 26 из 34 находившихся на борту самолетов. Самолет выполнял пассажирское сообщение Алма-Ата (ныне Алматы)–Караганда–Казань с высокопоставленными казахстанскими партийными и государственными чиновниками. Эта авария является самой смертоносной с участием G-2. [15]
- 29 декабря 1941 г.
- Самолет Аэрофлота G-2 (CCCP-L2010) разбился в реке Амударья недалеко от аэропорта Чарджоу после того, как самолет быстро потерял высоту из-за пространственной дезориентации пилота, в результате чего погибли семь из 36 находившихся на борту самолетов. Самолет выполнял пассажирское сообщение Чарджоу – Ургенч. [16]
Технические характеристики (ТБ-3 4М-17Ф образца 1934 года)
[ редактировать ]
Данные Шаврова [2] [ нужна страница ]
Общие характеристики
- Экипаж: 8-10 человек
- Длина: 24,4 м (80 футов 1 дюйм)
- Размах крыльев: 41,8 м (137 футов 2 дюйма)
- Высота: 8,5 м (27 футов 11 дюймов)
- Площадь крыла: 234,5 м 2 (2524 кв. фута)
- Профиль крыла : Туполев А0 (20%); совет: Туполев А0 (10%) [17]
- Вес пустого: 11 200 кг (24 692 фунта)
- Полная масса: 17 200 кг (37 920 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 19 300 кг (42 549 фунтов)
- Силовая установка: 4 Микулин М-17Ф В-12 мощностью 715 л.с. (705 л.с., 526 кВт) каждый. поршневых двигателя жидкостного охлаждения
- Гребные винты: 2-лопастные гребные винты фиксированного шага.
Производительность
- Максимальная скорость: 212 км/ч (132 миль в час, 114 узлов)
- Дальность: 2000 км (1200 миль, 1100 миль)
- Практический потолок: 4800 м (15700 футов)
- Скорость набора высоты: 1,25 м/с (246 футов/мин)
- Время набора высоты: 1000 м (3300 футов) за 4 минуты.
- 3000 м (9800 футов) за 22 минуты
- Нагрузка на крыло: 73 кг/м 2 (15 фунтов/кв. футов)
- Мощность/масса : 0,15 кВт/кг (0,091 л.с./фунт)
- Разбег: 300 м (980 футов)
- Посадочный пробег: 330 м (1080 футов)
Вооружение
- Орудия: 6–8 7,62×54 ммR пулеметов DA , 100 магазинов на 63 патрона.
- Бомбы: стандартная нагрузка до 5000 кг (11000 фунтов) бомб.
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
- Список межвоенных военных самолетов
- Список самолетов Второй мировой войны
- Список военных самолетов Советского Союза и СНГ
- Список бомбардировщиков
Ссылки
[ редактировать ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ "Предприятие" . www.vaso.ru. Архивировано из оригинала 2 февраля 2019 года . Проверено 19 июня 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Shavrov, V.B. (1985). Istoriia konstruktskii samoletov v SSSR do 1938 g. (3 izd.) [ History of design aircraft in the USSR until 1938 ] (in Russian) (3rd ed.). Mashinostroenie. ISBN 5-217-03112-3 .
- ^ Ганстон 1995, стр. 384–385.
- ^ Перейти обратно: а б Даффи и Кандалов 1996, стр.42.
- ^ Ванагс-Багинскис 1988, стр.5.
- ^ Перейти обратно: а б Ганстон 1995, стр.385.
- ^ Перейти обратно: а б Даффи и Кандалов 1996, стр.43.
- ^ Ганстон 1995, стр.386.
- ^ Ванагс-Багинскис 1988, стр.12.
- ^ Даффи и Кандалов 1996, стр.211.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «ТБ-3 (АНТ-6)» . ОАО "Туполев" . Архивировано из оригинала 16 июня 2013 года . Проверено 16 апреля 2007 г.
- ^ Описание аварии для CCCP-N210 в Сети авиационной безопасности . Проверено 6 ноября 2016 г.
- ^ Описание аварии для CCCP-L1496 в Сети авиационной безопасности . Проверено 6 ноября 2016 г.
- ^ Описание происшествия для CCCP-L1996 в Сети авиационной безопасности . Проверено 6 ноября 2016 г.
- ^ Описание аварии для CCCP-L3043 в Сети авиационной безопасности . Проверено 6 ноября 2016 г.
- ^ Описание происшествия для CCCP-L2010 в Сети авиационной безопасности . Проверено 6 ноября 2016 г.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Даффи, Пол и Андрей Кандалов. Туполев: Человек и его самолет . Шрусбери, Великобритания: Издательство Airlife, 1996. ISBN 1-85310-728-X .
- Гордон, Ефим и Владимир Ригмант. ОКБ Туполева: история ОКБ и его самолетов . Хинкли, Лестершир, Великобритания: Издательство Midland County Publishing, 2005. ISBN 1-85780-214-4 .
- Ганстон, Билл. «Оспри» Энциклопедия русской авиации 1875–1995 годов . Лондон: Osprey Aerospace, 1995. ISBN 1-85532-405-9 .
- Куликов Виктор и Масслов Михаил Сергеевич. Les Bombardiers Quadrimoteurs Sovjetiques Tupolev TB3 и Петкяков PE8 (на французском языке). Аутро, Франция: Лела Пресс, 2001. ISBN 2-914017-05-7 .
- Лоуренс, Джозеф (1945). Книга самолетов наблюдателя . Лондон и Нью-Йорк: Фредерик Уорн и компания.
- Лесниченко, Владимир (ноябрь – декабрь 1999 г.). «Боевые составы: советское использование «базовых кораблей» для перевозки истребителей, 1939–1941». Любитель воздуха . № 84. С. 4–21. ISSN 0143-5450 .
- Shavrov V.B. Istoriia konstruktskii samoletov v SSSR do 1938 g. (3 izd.) . Mashinostroenie, 1985. ISBN 5-217-03112-3 .
- Ванагс-Багинскис, Алекс (январь – апрель 1988 г.). «Летопись замечательного АНТ-6...прародителя блэкджека». Любитель воздуха . № 35. Бромли, Кент, Великобритания: Pilot Press. стр. 1–18. ISSN 0143-5450 .