Поликарпов Р.З.
РЗ | |
---|---|
![]() | |
Поликарпов РЗ «Наташа» Республиканских ВВС Испании. | |
Роль | Разведчик/Легкий бомбардировщик |
Производитель | Поликарпов |
Первый полет | Январь 1935 г. |
Введение | 1935 |
Основной пользователь | Советские ВВС |
Количество построенных | 1,031 |
Разработано на основе | Поликарпов Р-5 |
Поликарпов РЗ — советский бомбардировщик-разведчик 1930-х годов. Это была доработанная версия Поликарпова Р-5 , который производился в больших количествах в период с 1935 по 1937 год. Он использовался в боях во время гражданской войны в Испании, а также в Зимней войне и битве на Халхин-Голе .
Разработка и дизайн
[ редактировать ]РЗ (Государственный авиационный завод № 1) в Москве или Р-Зет был разработан на авиационном заводе ГАЗ № 1 как развитие и замена Поликарпова Р-5 , стандартного легкого бомбардировщика-разведчика советских ВВС . Основанный на Р-5ССС, наиболее совершенном варианте Р-5, РЗ имел новый, более глубокий, монококовый фюзеляж со сдвижным фонарем для пилота и неподвижным остекленным обтекателем для наблюдателя. F мощностью 544 кВт (730 л.с.) Двигатель М-17 (лицензионная копия BMW VI ) был заменен двигателем М-34 мощностью 611 кВт (820 л.с.) . RZ совершил первый полет в январе 1935 года. [ 1 ] и был принят на вооружение советских ВВС вместо конкурирующего Кочеригина LR , также являющегося модификацией Р-5. К моменту завершения производства весной 1937 года был построен 1031 RZ. [ 1 ]
Операционная история
[ редактировать ]Как и его предшественник Р-5, РЗ в больших количествах использовался как советскими ВВС, так и Аэрофлотом .
Его первое боевое применение было во время гражданской войны в Испании был поставлен 61 RZ с 1937 года. В ВВС Испании . [ 2 ] где их прозвали Наташей . [ 3 ] Они активно использовались, летали плотными группами и использовали скоординированный оборонительный огонь для защиты от атак истребителей, возвращаясь индивидуально на малых высотах. [ 2 ] Несмотря на эти защитные меры и сопровождение советских истребителей, R-Z были легкой добычей для FIAT CR.32 , основных истребителей националистов. 14 июля 1937 года в секторе Брунете , на крайнем левом фланге Мадридского армейского корпуса, эскадрилья испанского аса Хоакина Гарсиа Морато перехватила эскадрилью RZ в сопровождении нескольких И-16 Поликарпова « Рата» . Пилоты-националисты прорвались сквозь эскорт истребителей и атаковали RZ, сбив пять. [ 4 ] 24 декабря 1938 года другая группа CR.32, все еще возглавляемая Морато, сопровождая Junkers Ju 52 и Savoia Marchetti SM.79 , заметила строй из одиннадцати RZ «Наташи» из 2ª Escuadrilla, Grupo 30 (в общей сложности имевшего из 60 самолетов) в сопровождении Ратаса над мысом де ла Серра. Пилоты-националисты нырнули в атаку и за несколько минут уничтожили девять RZ. [ 5 ] [ 6 ]
Хотя многие RZ были повреждены огнем с земли, а 2ª Escuadrilla Grupo 30 потеряла 9 из своих 60 самолетов за один день 24 декабря 1938 года. [ 7 ] общие потери были относительно небольшими [ 8 ] 36 из 61 доставленных выжили и были захвачены националистами в конце войны в апреле 1939 года. [ 9 ]
RZ использовались советскими ВВС против Японии над Монголией в битве на Халхин-Голе в 1939 году и в Зимней войне против Финляндии в том же году. [ 1 ] К моменту вторжения Германии в Советский Союз в июне 1941 года РЗ находился в процессе замены на Ил-2 , хотя он оставался на вооружении ряда легких бомбардировочных полков. [ 9 ] Финны назвали самолет Хермосаха («нервная пила») из-за неприятного звука двигателя.
Варианты
[ редактировать ]- РЗ
- Основной серийный бомбардировщик-разведчик. Оснащен двигателем М-34Н.
- Р-ЗШ
- Штурмовик . Одноместный штурмовик, вооруженный четырьмя пулеметами ШКАС в нижнем крыле.
- ПЗ
- Коммерческий вариант с ограниченными изменениями, используемый для перевозки почты и/или двух пассажиров. Произведено в значительном количестве. Оснащен двигателем М-34НБ.
- ПТ
- Попытка усовершенствованной гражданской версии с обтекаемыми контейнерами для груза над нижним крылом. Неудачно, построен только один.
- Р-ЗР
- Преобразование одного сиденья в целях установления рекордов. Один построен. Поднялся на высоту 11 100 м (36 417 футов) 8 мая 1937 г.
Операторы
[ редактировать ] Монгольская Народная Республика
Технические характеристики (РЗ)
[ редактировать ]Данные Энциклопедии русской авиации "Оспри" за 1875 - 1995 гг. [ 1 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 9,72 м (31 фут 11 дюймов)
- Размах крыла: 15,45 м (50 футов 8 дюймов)
- Высота: 3,6 м (11 футов 10 дюймов) [ 9 ]
- Площадь крыла: 42,5 м 2 (457 кв. футов)
- Профиль : Кларк Y (10%) [ 10 ]
- Вес пустого: 2007 кг (4425 фунтов)
- Полная масса: 3150 кг (6945 фунтов)
- Силовая установка: 1 Микулин АМ-34 В-12 мощностью 611 кВт (819 л.с.) поршневой двигатель жидкостного охлаждения
- Гребные винты: 2-лопастной винт фиксированного шага.
Производительность
- Максимальная скорость: 316 км/ч (196 миль в час, 171 узел) на высоте 3500 м (11 500 футов).
- Дальность: 1000 км (620 миль, 540 миль)
- Практический потолок: 8700 м (28500 футов)
- Время набора высоты: 3000 м (9800 футов) за 6 минут 36 секунд.
- Нагрузка на крыло: 74,1 кг/м 2 (15,2 фунта/кв. фута)
- Мощность/масса : 0,19 кВт/кг (0,12 л.с./фунт)
Вооружение
- Орудия: 1 стационарный пулемет ПВ-1, стреляющий вперед , и 1 или 2 пулемета ШКАС в задней кабине.
- Бомбы: бомбы массой до 400 кг (882 фунта).
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Ганстон, 1995, с. чувак.
- ^ Jump up to: а б "Polikarpov R-Z (Zet) Поликарпов Р-Z (Зет)" (in Russian) . Retrieved 2007-07-31 .
- ↑ Ассоциация авиаторов республики - Поликарпов Р.З. Наташа. Архивировано 22 июля 2013 г., archive.today .
- ^ Джексон 1979, с. 18.
- ^ Джексон 1979, стр.24.
- ^ ВВС; История - 1938 г. Архивировано 20 декабря 2014 г. в Wayback Machine.
- ^ ВВС; История - 1938 г. Архивировано 20 декабря 2014 г. в Wayback Machine.
- ^ «Республика — Бомбардировочные самолеты» (на испанском языке) . Проверено 29 июля 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с Дональд, 1997, с. чувак.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Дональд, Дэвид, изд. (1997). Энциклопедия мировых самолетов . Аэрокосмическое издательство. ISBN 1-85605-375-Х .
- Ганстон, Билл (1995). "Скопа" Энциклопедия русской авиации 1875-1995 годов . Лондон: Osprey Aerospace. ISBN 1-85532-405-9 .
- Джексон, Роберт. Боец! История воздушного боя 1936-1945 годов . Лондон, Артур Баркер Лимитед. 1979. ISBN 0-213-16717-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]