Jump to content

Ильюшин Ил-2

Ил-2
полете . Ил-2М советских ВВС в
Роль Штурмовик
Национальное происхождение Советский Союз
Дизайнерская группа Ильюшин
Построено Фабрика 381
Государственный авиационный завод 18
Первый полет 2 октября 1939 г.
Введение 1941
Ушедший на пенсию 1954 г. ( ВВС Болгарии и ВВС Югославии )
Основные пользователи Советские ВВС
Произведено 1941–1945 [1]
Количество построенных 36,183 [2]
Развитый в Ильюшин Ил-10

Ильюшин Ил-2 ( русский : Илью́шин Ил-2) — штурмовик , производившийся Советским Союзом в больших количествах во время Второй мировой войны . Слово штурмовик ( кириллица : штурмовик), общий русский термин, обозначающий штурмовик, стало синекдохой для Ил-2 в английских источниках, где оно обычно переводится как Штурмовик , Штурмовик. [3] и Штурмовик . [4]

Летчикам Ил-2 этот самолет был известен под уменьшительным именем «Илюша». Солдаты на земле его называли «Горбун», «Летающий танк» или «Летучий пехотинец». Ее послевоенное отчетное имя в НАТО было Барк . [5]

За время войны было выпущено 36 183 единицы Ил-2, а вместе с его преемником Ил-10 — всего 42 330 штук. [6] были построены, что сделало его самым производимым военным самолетом в истории авиации, а также одним из самых производимых пилотируемых самолетов в истории наряду с американским послевоенным гражданским самолетом Cessna 172 и современным немецким Messerschmitt Bf 109 .

Ил-2 сыграл решающую роль на Восточном фронте . Когда заводы отставали от поставок, Иосиф Сталин сказал руководителям заводов, что Ил-2 «так же необходимы Красной Армии , как воздух и хлеб». [7]

Проектирование и разработка

[ редактировать ]

Происхождение

[ редактировать ]
Ил-2М на авиасалоне МАКС

Идея советского бронированного штурмовика возникла в начале 1930-х годов, когда Дмитрий Павлович Григорович сконструировал ТШ-1 и ТШ-2 бронированные бипланы . Однако советским двигателям в то время не хватало мощности, необходимой для обеспечения хороших характеристик тяжелого самолета. Ил-2 был спроектирован Сергеем Ильюшиным и его командой в ЦКБ в 1938 году. ЦКБ-55 представлял собой двухместный самолет с броневой оболочкой массой 700 кг (1500 фунтов), защищавшей экипаж , двигатель , радиаторы и топливный бак . В загруженном состоянии «Ильюшин» весил более 4700 кг (10 400 фунтов). [8] что составляет около 15% полной массы самолета. Броня Ил-2 была разработана специально для штурмовика времен Второй мировой войны и аналогично конструкции передней части фюзеляжа немецкого императорского бронированного цельнометаллического биплана Юнкерс JI времен Первой мировой войны . Броня Ил-2 была спроектирована как несущая часть самолета Ильюшина. монококовая конструкция, позволяющая значительно сэкономить вес. Опытный образец ЦКБ-55, совершивший первый полет 2 октября 1939 года. [8] выиграл государственный конкурс у [ нужна ссылка ] Су -6 и получил ВВС обозначение БШ-2 ( БШ расшифровывалось как « Бронированный штурмовик » или бронированный штурмовик). [9] Опытные образцы - ЦКБ-55 и ЦКБ-57 - были построены на московском заводе №39, в то время являвшемся базой ОКБ Ильюшина.

БШ-2 имел избыточный вес и недостаточную мощность, а оригинальный двигатель Микулина АМ-35 мощностью 1022 кВт (1371 л.с.) был рассчитан на максимальную мощность на большой высоте. Из-за этого он был переработан в ЦКБ-57 , более легкую одноместную конструкцию с более мощным двигателем Микулина АМ-38 мощностью 1254 кВт (1682 л.с.) , развитием АМ-35, оптимизированным для работы на малых высотах. [10] ЦКБ-57 совершил первый полет 12 октября 1940 года. [8] Серийный самолет прошел государственные приемочные испытания в марте 1941 года, а в апреле получил новое обозначение Ил-2 . [11] Поставки в оперативные части начались в мае 1941 года. [12]

На конкурс выставлялось 23-мм (0,91 дюйма) вооружение Ил-2. На одной из первых фотографий Ил-2 1940 года видно, что он оснащен двумя 23-мм автопушками МП-6 разработки Якова Таубина ( Яков Таубин ) в ОКБ-16. Пушка МП-6 весила 70 кг (150 фунтов) и развивала начальную начальную скорость 900 м/с (3000 футов/с). Он работал по принципу короткой отдачи и имел скорострельность около 600 выстр/мин. (Разработку пушки МП-6 можно отнести к 1937 году. Первоначальный вариант был испытан весной 1940 года на купленном в Германии Мессершмитте Bf 110 , поскольку подходящего советского самолета для его установки не было. летом 1940 года его испытывали на Пашининском И-21 .) [ нужна ссылка ] Заводские испытания пушки МП-6 на Ил-2 прошли в августе 1940 года. На ранних прототипах Ил-2 питание этих пушек осуществлялось из обойм на 81 патрон. В полете эти зажимы иногда смещались из-за своей большой поверхности, из-за чего они испытывали значительное аэродинамическое давление. [ нужна ссылка ] Весной 1941 года были проведены конкурсные испытания пушки МП-6, модифицированной для ленточного питания, и недавно разработанной газовой пушки Волкова-Ярцева ВЯ-23 , которая в остальном имела довольно схожие характеристики. В этом испытании победителем был признан ВЯ-23. Впоследствии, в мае 1941 года, разработка пушки МП-6 была прекращена. Таубин был арестован. [13] и казнен без суда и следствия в октябре того же года за заговор с целью продолжения производства его вышедшего из строя оружия. [14]

Техническое описание

[ редактировать ]

Ил-2 — одномоторный винтовой низкоплан смешанной конструкции с экипажем из двух человек (в ранних модификациях — один), специально предназначенный для десантных операций. Его наиболее примечательной особенностью было включение брони в несущую схему планера. Броневые листы заменили каркас и обшивку по всей мотогондоле и средней части фюзеляжа, а бронекорпус из клепаной гомогенной броневой стали АБ-1 (АБ-2) закреплял двигатель самолета, кабину, водяные и масляные радиаторы, топливные баки. .

Производство

[ редактировать ]

В начале 1941 года Ил-2 был заказан в производство на четырех заводах и в конечном итоге был произведен в большем количестве, чем любой другой военный самолет в истории авиации, но к тому времени, когда нацистская Германия вторглась в Советский Союз 22 июня 1941 года, только Государственная авиация Завод 18 в Воронеже и завод 381 в Ленинграде приступили к производству, всего к моменту немецкого нападения было построено 249 заводов. [12] [15]

Производство в начале войны было медленным, потому что после немецкого вторжения авиационные заводы под Москвой и другими крупными городами западной России пришлось переместить на восток от Уральских гор . Ильюшин и его инженеры успели пересмотреть методы производства, и через два месяца после переезда Ил-2 снова начали выпускать. Однако темп не понравился премьер-министру Сталину , и он направил Шенкману и Третьякову следующую телеграмму:

Вы подвели нашу страну и нашу Красную Армию. У вас хватило наглости не производить Ил-2 до сих пор. Самолеты Ил-2 сейчас нужны нашей Красной Армии как воздух, которым она дышит, как хлеб, который она ест. Шенкман производит один Ил-2 в день, а Третьяков строит один или два МиГ-3 ежедневно. Это издевательство над нашей страной и Красной Армией. Прошу вас не испытывать терпения правительства и требовать от вас производства большего количества ИЖ. Это мое последнее предупреждение.

Сталин [7]

В результате «производство штурмовиков быстро набирало обороты. Идея Сталина о том, что Ил-2 «как хлеб» для Красной Армии, прижилась на авиационных заводах Ильюшина, и вскоре армия получила свои штурмовики в большом количестве». [16] [17] [ ненадежный источник? ]

Операционная история

[ редактировать ]
Ил-2 в Музее Войска Польского в Варшаве

Первоначальное использование и путаница в работе

[ редактировать ]

Первое боевое применение Ил-2 произошло в составе 4-го ШАП над рекой Березина через несколько дней после начала немецкого вторжения. [18] Самолет был настолько новым, что пилоты не имели подготовки по летным характеристикам и тактике, а наземный экипаж не имел подготовки по обслуживанию и перевооружению. Полученная подготовка позволила пилотам только взлетать и приземляться; ни один из пилотов не стрелял из оружия, не говоря уже о том, чтобы изучить тактику. [ нужна ссылка ] На 22 июня 1941 года в наличии было 249 Ил-2. За первые три дня 4-й ШАП потерял в результате действий противника 10 Ил-2, еще 19 - по другим причинам, 20 летчиков погибли. [19] К 10 июля в составе 4-го ШАП осталось 10 самолетов из 65. [20]

Новая тактика

[ редактировать ]

Тактика улучшилась по мере того, как советские летные экипажи привыкали к сильным сторонам Ил-2. Вместо низкого горизонтального прямого захода на посадку на высоте 50 метров (160 футов) цель обычно удерживалась слева от пилота, использовался разворот и мелкое пикирование на 30 градусов с использованием эшелонированной атаки от четырех до двенадцати самолетов одновременно. [ нужна ссылка ] Ил-2 хотя и Ракеты РС-82 и РС-132 могли уничтожить бронетехнику одним попаданием, но они были настолько неточными, что опытные пилоты Ил-2 использовали в основном пушки. [21] Еще одним мощным оружием Ил-2 были фугасные противотанковые (кумулятивные) кумулятивные бомбы, получившие название противотанковая авиабомба ( ПТАБ , «противотанковая авиационная бомба»). Они получили обозначение ПТАБ-2,5-1,5, так как имели общий вес 2,5 кг (5,5 фунта) и заряд взрывчатого вещества 1,5 кг (3,3 фунта). До 192 бомб размещалось в четырех внешних разбрасывателях ( кассетных бомбах ) или до 220 во внутренних подфюзеляжных отсеках вооружения внутренних панелей крыла. Заряд легко мог пробить относительно тонкую верхнюю броню всех тяжелых немецких танков. Впервые ПТАБ были применены в больших масштабах в Курской битве, но без особого успеха, возможно, из-за плохой точности бомбометания Ил-2. [ нужна ссылка ]

После этого Ил-2 широко использовался на Восточном фронте. Самолет мог летать в условиях низкой освещенности и имел вооружение, способное пробивать толстую броню танков «Пантера» и «Тигр I» .

Эффективность в качестве штурмовика

[ редактировать ]
Советские самолеты Ил-2 атакуют немецкую колонну во время Курской битвы.

Истинные возможности Ил-2 сложно определить по имеющимся документальным данным. В. Лисс в профиле самолета 88: «Ильюшин Ил-2» упоминает бой во время Курской битвы 7 июля 1943 года, в котором, как утверждалось, 70 танков немецкой 9-й танковой дивизии были уничтожены Ил-2 всего за 20 минут. [22] В другом отчете об акции в тот же день советское штабное издание сообщает следующее:

Сухопутные войска высоко ценили работу авиации на поле боя. В ряде случаев атаки противника были сорваны благодаря действиям нашей авиации. Так, 7 июля танковые атаки противника были сорваны в районе Кашары ( 13-я армия ). Здесь наши штурмовики нанесли три мощные атаки группами по 20–30 человек, в результате которых было уничтожено и выведено из строя 34 танка. Противник был вынужден прекратить дальнейшие атаки и отвести остатки своих сил севернее Кашары.

- Гланц и Оренштейн 1999, с. 260.

В Курской битве применения штурмовой авиации (операция «Цитадель») генерал В. Рязанов стал мастером массового , разрабатывая и совершенствуя тактику действий Ил-2 во взаимодействии с пехотой, артиллерией и бронетанковыми войсками. Ил-2 под Курском использовали тактику «круга смерти»: до восьми штурмовиков образовывали оборонительный круг , каждый самолет защищал впереди идущего своими передними пулеметами, в то время как отдельные Ил-2 по очереди выходили из круга, атакуя цель, и снова присоединяюсь к кругу. [23] Позднее Рязанов был дважды награжден Золотой Звездой Героя Советского Союза, а 1-й штурмовой авиационный корпус под его командованием стал первым подразделением, удостоенным почетного звания «Гвардейский». [24] В 1943 году на каждые 26 боевых вылетов «Штурмовиков» терялся один самолет. Около половины погибших были сбиты истребителями, остальные — от зенитного огня. [24]

Другие исследования боев под Курском показывают, что очень немногие потери немецкой бронетехники были вызваны Ил-2 или любым другим советским самолетом. Фактически общие потери немецких танков в ходе операции «Цитадель» составили 323 уничтоженных, подавляющее большинство из которых — противотанковыми орудиями и боевыми бронированными машинами. [25] Кроме того, трудно найти какие-либо свидетельства немецких танковых экипажей на Восточном фронте из первых рук, описывающие что-либо большее, чем случайные потери от прямых воздушных атак. Подавляющее большинство, около 95–98%, потерь танков произошло из-за вражеских противотанковых орудий, танков, мин, артиллерии и штурма пехоты или просто из-за брошенных боевых потерь (по таким причинам, как механическая поломка или нехватка ресурсов). топлива), что в основном произошло в течение последних одиннадцати месяцев войны.

Ил-2 кренятся на цели в окрестностях Ленинграда, 1943 год.

В ходе Курской битвы Ил-2 ВВС уничтожили не менее 270 танков (и 2000 человек) всего за два часа против 3-й танковой дивизии. [26] Однако к 1 июля в 6-м танковом полку 3-й танковой дивизии было всего 90 танков, что на 180 меньше, чем заявлено как уничтоженное. [27] К 11 июля (много позже боя) в 3-й танковой дивизии все еще оставался 41 боеспособный танк. [28] 3-я танковая дивизия продолжала сражаться в течение всего июля, в основном вместе с 48-м танковым корпусом. За этот период не было зафиксировано каких-либо чрезвычайных потерь от воздушных атак. Как и в случае с другими танковыми дивизиями под Курском, подавляющее большинство танковых потерь 3-й танковой дивизии произошло из-за окопавшихся советских противотанковых орудий и танков.

Ил-2 летят в сторону Берлина, 1 мая 1945 года.

Пожалуй, самое необычное заявление Ил-2 ВВС заключается в том, что за четыре часа они уничтожили 240 танков и при этом практически уничтожили 17-ю танковую дивизию. На 1 июля в составе 17-й танковой дивизии был всего один танковый батальон (II./Pz Rgt 39) с 67 танками. [29] На 173 меньше, чем заявлено, уничтожено ВВС. 17-я танковая дивизия находилась даже не на главном направлении удара, а южнее, вместе с 24-м танковым корпусом 1-й танковой армии. Летом 1943 года 17-я танковая дивизия не понесла каких-либо аномальных потерь от авиации и позже в том же году отступила на запад вместе с группой армий «Юг», оставаясь целой.

Основной проблемой Ил-2 была неточность его атак. [ нужна ссылка ] К концу войны Советы смогли сосредоточить большое количество штурмовиков для поддержки своих основных наступлений. Однако эффект зачастую был скорее психологическим, чем фактическое физическое уничтожение целей, особенно против окопавшихся и бронированных целей. [ нужна ссылка ] В наступлении 9 июня на Карельском перешейке в Финляндии финские силы ПВО были слишком малочисленны, чтобы противостоять армадам Пе-2 и Ил-2, но быстро обнаружили, что атаки Ил-2 в целом не достигли цели. , особенно с бомбами. [ нужна ссылка ] Хотя некоторые атаки на крупные незащищенные цели, такие как конные и грузовые конвои и железнодорожные станции, имели разрушительные результаты, атаки на окопанные точечные цели обычно были неэффективными. [ нужна ссылка ] Частые дуэли между окопавшимися 20 и 40-мм зенитными орудиями и атакующими Ил-2 ни разу не привели к полному уничтожению орудия, хотя в этих атаках было сбито немало Ил-2. [30]

Тяжелая броня Ил-2 также означала, что он обычно мог нести только сравнительно легкие бомбовые нагрузки, что вместе с плохой точностью его атак делало его гораздо менее смертоносным штурмовиком, чем современные истребители-бомбардировщики союзников, такие как Republic P. -47 Тандерболт и Хоукер Тайфун . Реактивные снаряды особенно не были эффективны, даже более крупный РС-132 (из которых было четыре) имел боеголовку всего с 0,9 кг (2,0 фунта) взрывчатого вещества, что плохо сравнивалось с типичной нагрузкой Р-47 в десять 5-дюймовых ( 13 см) HVAR , каждая из которых имеет 3,4 кг (7,5 фунта) взрывчатки, или от восьми до двенадцати ракет RP-3 на Hawker Typhoon, каждая из которых содержит 5,5 кг (12 фунтов) взрывчатки. [ нужна ссылка ] Точно так же бомбы «Штурмовика» обычно весили всего 50 кг (110 фунтов) или редко 100 кг (220 фунтов), что было слишком мало, чтобы компенсировать обычно большое отклонение от целевой точки. [ нужна ссылка ] Чтобы компенсировать плохую точность бомбового прицела Ил-2, в 1943 году советское командование приняло решение о применении кумулятивных бронебойных снарядов против бронетехники противника, и ПТАБ-2,5-1,5 СКАП в производство была запущена авиационная бомба . Эти малокалиберные бомбы загружались непосредственно в бомбовые отсеки и сбрасывались на технику противника с высоты до 100 метров (330 футов). Поскольку каждый Ил-2 мог нести до 192 бомб, огненный ковер длиной 70 метров (230 футов) и шириной 15 метров (49 футов) мог прикрывать танки противника, обеспечивая высокую вероятность «поражения». [24] Летчики 291-го ШАП первыми применили бомбы ПТАБ-2,5-1,5. Во время одного боевого вылета 5 июня 1943 года шесть штурмовиков под командованием подполковника А. Витрука за одну атаку уничтожили 15 танков противника, а за пять дней наступления противника 291-я дивизия заявила, что уничтожила или повредила 422 танка противника. [31]

«Летающий танк»

[ редактировать ]

Благодаря тяжелой броневой защите Ил-2 мог выдерживать большие нагрузки, и его было трудно сбить как с земли, так и с самолетов. [ нужна ссылка ]

Серьезной угрозой для Ил-2 был немецкий наземный огонь. В послевоенных интервью пилоты Ил-2 сообщили об артиллерии калибра 20 мм (0,79 дюйма) и 37 мм (1,5 дюйма) как об основной угрозе. [ нужна ссылка ] Хотя легендарная пушка калибра 88 мм (3,5 дюйма) была грозной, низколетящие Ил-2 представляли собой слишком быстродвижущуюся цель для относительно низкой скорострельности 88-го, попадания были зафиксированы лишь изредка. Точно так же попытки финнов противостоять Ил-2 летом 1944 года оказались неэффективными из-за небольшого количества 20- и 40-мм (0,79 и 1,57 дюйма) зенитных установок в действующей армии. Более тяжелые 76-мм (3,0 дюйма) орудия, взятые из оборонной страны, также оказались относительно неэффективными, и несколько Ил-2 было сбито, несмотря на попытки использовать другую тактику с осколочными, контактными и шрапнельными боеприпасами с взрывателем по времени: тяжелым орудиям просто не хватало времени реакции, чтобы воспользоваться короткими возможностями для ведения огня, предоставляемыми атаками Ил-2 на малой высоте. [30] [ нужна страница ] Одноствольные 20-мм зенитные орудия также оказались несколько неадекватными из-за ограниченной огневой мощи: одного-двух снарядов часто было недостаточно для уничтожения Ил-2, и если Ил-2 не атаковал само орудие, тем самым представляя собой эффективное стационарная цель, большее количество попаданий во время стрельбы было редкостью. [30] [ нужна страница ]

Бронированная ванна толщиной от 5 до 12 мм (от 0,20 до 0,47 дюйма), охватывающая двигатель и кабину, могла отражать весь огонь стрелкового оружия и скользящие удары боеприпасов большего калибра. К сожалению, задние стрелки не имели преимущества круговой броневой защиты, особенно сзади и по бокам, и понесли потери примерно в четыре раза больше, чем пилоты. Дополнительные жертвы были вызваны советской политикой не возвращаться домой с неиспользованными боеприпасами, что обычно приводило к повторным попаданиям в цель. [32] [ нужна страница ] Советские войска часто запрашивали дополнительные пропуска даже после того, как у самолетов закончились боеприпасы, чтобы воспользоваться устрашающим эффектом, который Ил-2 оказывал на немецкие сухопутные войска, которые дали ему прозвище «летающий танк». Немецкие войска также называли это «черной смертью». Пилоты Люфтваффе называли его Зементбомбардировщиком ( букв. « бетонный бомбардировщик » ). [33] Финское прозвище maatalouskone ( букв. « сельскохозяйственная машина » или «трактор») произошло от игры слов с maataistelukone «штурмовик» ( букв. « наземный боевой самолет » ), где kone «машина», в свою очередь, является сокращением от lentokone . самолет» ( букв. « летающая машина » ).

Задний стрелок

[ редактировать ]
Кабина Ил-2М. Музей авиации в Белграде , Сербия.

Тяжелые потери истребителей противника вынудили вновь ввести в эксплуатацию заднего стрелка; Ранние Ил-2 были модифицированы в полевых условиях путем прорезания отверстия в фюзеляже за кабиной для стрелка, сидящего на брезентовом ремне, вооруженного 12,7-мм (0,50 дюйма) пулеметом УБТ в импровизированной установке. Полубашенная артустановка позволяла вести огонь из пулемета под углами до 35° вверх, 35° по правому борту и 15° по левому борту. Испытания показали, что максимальная скорость снизилась на 10–20 км/ч (от 6 до 12 миль в час) и что двухместным автомобилем стало труднее управлять, поскольку центр тяжести был смещен назад. [34] В начале марта 1942 года приступил к заводским испытаниям серийный двухместный Ил-2 с новой кабиной стрелка. [34] Вторая кабина и вооружение увеличили полную массу на 170 кг (370 фунтов), поэтому закрылки можно было выпускать под углом 17 °, чтобы избежать слишком длительного разбега. Новый вариант имел удлиненный отсек фюзеляжа с удлиненным фонарем, обеспечивающим некоторую защиту от непогоды. В отличие от хорошо бронированной кабины пилотского отделения со стальной обшивкой толщиной до 12 мм (0,47 дюйма) сзади, снизу и с обеих сторон, а также стеклянными секциями толщиной до 65 мм (2,6 дюйма), задний стрелок был снабжен Броня толщиной 6 мм (0,24 дюйма), эффективна только против снарядов винтовочного калибра. [34]

Для повышения характеристик ОКБ Микулина приступило к работам над модернизированным двигателем АМ-38. Новые двигатели производили 1300 кВт (1700 л.с.) на взлете и 1100 кВт (1500 л.с.) на высоте 750 метров (2460 футов). Они обеспечили улучшенные взлетные и малые высотные характеристики. [34] 30 октября 1942 года серийные Ил-2 с двигателями АМ38 впервые были применены на Центральном фронте, успешно атаковав Смоленск оккупированный немцами аэродром . Кормовые орудия «Штурмовика» доказали свою эффективность против истребителей противника: только за время эксплуатационных испытаний артиллеристы сбили семь Bf 109 и отразили множество атак. [35] двухместные штурмовики с форсированными двигателями АМ-38Ф ( «Форсеированный» В январе 1943 года в передовые части начали поступать — форсированный).

Тем не менее, уровень смертности среди воздушных стрелков оставался исключительно высоким, и только для поздних моделей, выпущенных после 1944 года, задняя пластина броневого корпуса толщиной 13 мм (0,51 дюйма) была перемещена назад в (деревянную) заднюю часть фюзеляжа, чтобы стрелок мог сидеть за топливным баком. [ нужна ссылка ] Броня не распространялась назад или вниз, хотя боковые бронепанели были приклепаны к заднему бронелисту для защиты бака с боеприпасами для пулемета УБТ, обеспечивая некоторую степень защиты. Модификации, включая добавление заднего стрелка и орудия, увеличили вес за центром тяжести, что привело к «предельной» устойчивости и характеристикам управляемости, которые были «едва приемлемыми». Необходимость смещения аэродинамического центра самолета вперед из-за веса добавленного заднего стрелка и удлиненной кабины стала причиной стреловидности внешних крыльев на более поздних Ил-2. [36]

, самый результативный немецкий летчик-ас, погибший в бою, В феврале 1945 года Отто Киттель был сбит ответным огнем Ил-2. [37]

Воздушный бой

[ редактировать ]

Из-за нехватки истребителей в 1941–1942 годах Ил-2 изредка использовались в качестве истребителей. [ нужна ссылка ] Несмотря на то, что Ил-2 превосходил таких истребителей, как Мессершмитт Bf 109 и Фокке-Вульф Fw 190 противостоять другим самолетам Люфтваффе . , в воздушных боях Ил-2 мог с некоторым успехом [ нужна ссылка ] немецкие передовые части, оснащенные Henschel Hs 126 Больше всего от разрушительных действий Ил-2 пострадали . Пилоты Ил-2 также часто атаковали тесные соединения Юнкерсов Ju 87 , поскольку 7,92-мм (0,312 дюйма) пулеметы Ju 87 Stukas были неэффективны против тяжелобронированных штурмовиков . Зимой 1941–1942 года Ил-2 использовались против транспортных самолетов Люфтваффе и стали самым опасным противником Юнкерсов Ju 52/3m . Наибольших успехов в этих операциях добились летчики 33-го ГвШАП. Другими успешными подразделениями были те, что в 1942–1943 годах действовали под Сталинградом . Их целями были не только Ju 52, но и бомбардировщики Heinkel He 111 и Focke-Wulf Fw 200 Condor , доставляющие припасы осажденным немецким войскам. [38]

Хотя Ил-2 был мощным оружием класса «воздух-земля» и даже довольно эффективным перехватчиком против медленных бомбардировщиков и транспортных самолетов, его уязвимость к атакам истребителей приводила к тяжелым потерям. Потери были очень высокими, самыми высокими среди всех типов советских самолетов, хотя, учитывая количество находящихся на вооружении, этого вполне следовало ожидать. Потери штурмовиков (в том числе типа Ил-10) в 1941–1945 гг. составили 10762 самолета (533 в 1941 г., 1676 в 1942 г., 3515 в 1943 г., 3347 в 1944 г. и 1691 в 1945 г.). [39] Основная защитная тактика заключалась в том, чтобы лететь низко и снижать мощность при приближении истребителя противника. Это могло заставить истребитель пролететь мимо и попасть в зону обстрела Ил-2. [32]

Во время битвы на Карельском перешейке и Выборгского наступления летом 1944 года эскадрильи Финляндии 24-я и 34-я истребительные и Люфтваффе II./JG 54 нанесли урон советским эскадрильям Ил-2. Всего за 30 дней (10 июня – 9 июля) финские и немецкие летчики-истребители сбили 111 и 53 Ил-2 соответственно. [ нужна ссылка ]

Известный экипаж

[ редактировать ]

Старший лейтенант Анна Егорова совершила 243 вылета самолетов Ил-2 и трижды была награждена наградами. [40] Одной из таких наград стала Золотая Звезда Героя Советского Союза , которую Егорова получила «посмертно» в конце 1944 года, поскольку ее считали погибшей после подстрела. [40] Она пережила заключение в немецком лагере для военнопленных.

Гвардии младший лейтенант Иван Драченко , еще один пилот Ил-2, был одним из четырех человек, удостоенных звания Героя Советского Союза, а также полного кавалера Ордена Славы как кавалер каждой из трех степеней Ордена Славы . [41] Несмотря на потерю правого глаза в результате ранения, полученного во время боевого вылета 14 августа 1943 года, он вернулся в летный статус и продолжал совершать боевые вылеты до конца войны. [42]

Кавалер звания Героя Советского Союза Т. Кузнецов выжил при крушении своего Ил-2 в 1942 году, сбитого при возвращении с разведывательного задания. Кузнецов сбежал с места крушения и спрятался неподалеку. К его удивлению, недалеко от места крушения приземлился немецкий истребитель Bf 109 , и пилот начал осматривать разбитый Ил-2, возможно, в поисках сувениров. Быстро подумав, Кузнецов подбежал к немецкому истребителю и на нем улетел домой, едва избежав при этом быть сбитым советскими истребителями. [22]

Подполковник Нельсон Степанян летал на Ил-2, участвовал в ряде воздушных боев и бомбардировочных вылетах. Однажды его сбили, но он вернулся на советские позиции. Во время своего последнего вылета в Лиепае , Латвия , 14 декабря 1944 года его самолет был сбит зенитным огнем, и, хотя он был ранен, он направил свой самолет на немецкий военный корабль . Советские источники утверждают, что Степанян совершил не менее 239 боевых вылетов, потопил 53 корабля, тринадцать из которых он сделал в одиночку, уничтожил 80 танков, 600 бронемашин и 27 самолетов. [43]

Космонавт Георгий Береговой совершил на «Ильюшине» 185 боевых вылетов и был удостоен звания Героя Советского Союза в 1944 году. Он был самым ранним космонавтом и единственным космонавтом, удостоенным Героя Советского Союза за более ранние достижения, не связанные с космосом. путешествовать.

Варианты

[ редактировать ]

Ранний двухместный прототип оказался слишком тяжелым для ограниченной мощности раннего двигателя Микулина АМ-35 . Вскоре была разработана модернизированная одноместная версия, которая участвовала в боевых действиях, особенно на раннем этапе войны в Советском Союзе. Хотя Ил-2 оказался смертоносным оружием класса «воздух-земля», большие потери были вызваны его уязвимостью к атакам истребителей. Следовательно, в феврале 1942 года двухместная конструкция была возрождена. Ил -2М с задним стрелком под растянутым фонарем поступил на вооружение в сентябре 1942 года, а уцелевшие одноместные самолеты со временем доработали до этого стандарта. Более поздние изменения включали модернизацию пушек калибра 20 мм (0,79 дюйма) до 23 или 37 мм (0,91 или 1,46 дюйма), аэродинамические улучшения, использование деревянных внешних панелей крыла вместо металлических и увеличенный запас топлива. В 1943 году на самолете Ил-2 Тип 3 или Ил-2м3 появились модернизированные «крылья-стрелы», имевшие передние кромки, загнутые назад на 15 градусов на внешних панелях, и почти прямые задние кромки, в результате чего форма крыла в плане выглядела примерно так: тот Тренажер АТ-6 . Характеристики и управляемость были значительно улучшены в результате смещения аэродинамического центра Ил-2 назад с измененной формой в плане «стрелковое крыло», чтобы исправить более раннюю проблему, и это стало наиболее распространенной версией Ил-2. Вариант Ил-2 с радиальным двигателем с двигателем Швецова АШ-82 был предложен в 1942 году для устранения прогнозируемой нехватки рядных двигателей Микулина. Однако АШ-82 Швецова также использовался в новом истребителе Лавочкина Ла-5 , который фактически закрепил за бюро Лавочкина все имеющиеся двигатели. с радиальным двигателем Штурмовик Су-2 производился в небольших количествах, но в целом был признан непригодным из-за недостаточных характеристик и отсутствия оборонительного вооружения. [32]

ЦКБ-55
Двухместный прототип, двигатель АМ-35, первый полет 2 октября 1939 года.
БШ-2
Обозначение ВВС прототипа ЦКБ-55.
ЦКБ-57
Одноместный прототип, двигатель АМ-38, первый полет 12 октября 1940 года.
Ил-2 (ЦКБ-57П)
Одноместный серийный самолет, двигатель АМ-38, первый полет 29 декабря 1940 г., часть поступила в строевые части в мае – июне 1941 г. В апреле 1941 г. переименован в Ил-2. Пушки 20-мм ШВАК или 23-мм ВЯ-23 (в зависимости от на каком заводе производился Ил-2).
Ил-2 двухместный
Двухместный вариант, двигатель АМ-38, первые действия 30 октября 1942 года под Сталинградом. Максимальная бомбовая нагрузка уменьшена с 600 до 400 кг (от 1300 до 880 фунтов). Используется по краям звеньев для защиты от немецких истребителей. Быстро заменен на «Ил-2 производства 1943 года».
Ил-2 выпуска 1943 года.
Известен на западе как «Ил-2М». Оснащен модернизированным двигателем АМ-38Ф. Поставлялся в части фронта с начала 1943 года. В 1943 году Ил-2 с 20-мм вооружением ШВАК сошли на нет, остался только вариант 23-мм ВЯ.
Ил-2м с пушкой НС-37 в конформных гондолах под крыльями.
Ил-2 с НС-37
На западе именуется «Ил-2 Тип 3М». На базе двухместного Ил-2, вооруженного НС-37 Нудельмана-Суранова в конформных гондолах под крыльями вместо 20/23-мм пушек, этот вариант представляет собой попытку создания противотанкового самолета, впервые использованного в бою во время Курской битвы . Однако боевая эффективность была достаточно низкой, и производство варианта ограничилось примерно 3500 экземплярами. Кроме того, бомбовая нагрузка была уменьшена с 600 до 200 кг (от 1300 до 440 фунтов). На смену ему пришли обычные штурмовики Ил-2, вооруженные кассетами с кумулятивными бомбами.
Ил-2 производства 1944 года "крыло со стрелой"
На Западе именуется «Ил-2М3» или «Ил-2 Тип 3». Поскольку для советской авиационной промышленности стало доступно все больше дюраля , Ил-2 получил комплект цельнометаллических панелей крыла. При этом форма внешнего крыла в плане была стреловидной назад, с прямой задней кромкой, поскольку после добавления стрелка центр тяжести был смещен назад. Изменение формы крыла вернуло управляемость двухместного Ил-2 на уровень одноместного Ил-2.
Ил-2У
Учебная версия, также известная как УИл-2 .
Версия бомбардировщика-торпедоносца для ВМФ СССР со снятыми для экономии веса пушками ВЯ-23 могла нести одну торпеду диаметром 45 см (18 дюймов). [5] [44] Судя по всему, это был всего лишь проект, поскольку 23-й штурмовой авиаполк Черноморского флота летал на штатных Ил-2М-3 с торпедными стойками в полевой модификации, и в журналах боевых вылетов таких самолетов не отмечено. [45]
Ил-2И
Бронированный истребитель, только прототип. Концепция основана на нескольких воздушных боях между Ил-2 и бомбардировщиками Люфтваффе . Оказался невозможным из-за своей низкой скорости, из-за которой он мог перехватывать только старые бомбардировщики Люфтваффе .
Ил-2Р
Ил-2 с ракетным двигателем в задней части, только прототип. Этот проект был частью концепции использования подразделений Ил-2Р в составе сил быстрого реагирования, рассредоточенных по фронту для отражения внезапных контратак . Ракетный двигатель будет способствовать взлету и набору высоты, позволяя Ил-2Р быстрее достичь цели. От этой концепции отказались до того, как в 1945 году было дано добро на производство, так как к тому времени она считалась устаревшей.
Ил-2 с двигателем М-82/М-82ИР
На время эвакуации заводов по производству АМ-35/АМ-38 был подготовлен резервный проект. По сравнению с исходным Ил-2 он имел дополнительную броню, кормового стрелка и двигатель Швецова АШ-82 или редукторный АШ-82ИР. У него ухудшилась скороподъемность и полевые характеристики, однако сохранились те же качества управляемости. Рекомендовано к производству на заводах № 381 и № 135, к 1943 году должно быть поставлено 678 штук. Отменено в связи со стабилизацией производства АМ-38. [46]

Военные операторы

[ редактировать ]
Болгария Народная Республика Болгария
  • Болгарские ВВС - в 1945 году получили 120 Ил-2 и 10 учебных Ил-2У. Этот тип эксплуатировался с 1945 по 1954 год. [47]
 Венгрия
Монголия Монгольская Народная Республика
 Чехословакия
Ильюшин Ил-2 30-го авиаполка 4-й авиадивизии ВВС Чехословакии, 1946 г.
  • ВВС Чехословакии - получили 33 самолета Ил-2 и 2 учебных самолета Ил-2У. Этот тип эксплуатировался с 1944 по 1949 год. [48]
 Польша
 Советский Союз
 Югославия

Выживший самолет

[ редактировать ]

Болгария

[ редактировать ]
На дисплее
Ил-2м3

Чешская Республика

[ редактировать ]
На дисплее
Ил-2м3
На дисплее
Ил-2

Норвегия

[ редактировать ]
На дисплее
Ил-2м3
Восстановленный Ил-2м3 Штурмовик в музее Сёр-Варангера в Киркенесе, Норвегия.
  • 3035560 – в Музее Гренселандс в Киркенесе, Финнмарк . Он был извлечен из озера на норвежской стороне границы в 1985 году и восстановлен в России. [55]
На дисплее
Ил-2м3
Ильюшин Ил-2 серийный номер 21 в Варшаве
Годен к полетам
Ил-2
  • 1872452 — Летная годность фонда «Крылья Победы» в Москве . Он был поднят в 2015 году со дна озера под Мурманском и восстановлен компанией «Авиареставрация» по заказу ОАК . [58] [59]
На дисплее
Ил-2
Носовая часть фюзеляжа Ил-2 б/н 7826 в парке Патриот
Ил-2м3
Восстановленный Ил-2 Штурмовик в Центральном музее ВВС, Монино.
На реставрации или на хранении
Ил-2
  • 1870930 - На восстановлении до летной годности Фондом "Крылья Победы" в Москве. Это единственный сохранившийся одноместный Ил-2, построенный до 1942 года. [65]
На дисплее
Ил-2м3

Великобритания

[ редактировать ]
На реставрации или на хранении
Ил-2
Ил-2м3

Соединенные Штаты

[ редактировать ]
Годен к полетам
Ил-2м3
Годный к полетам Ил-2М3 из коллекции Flying Heritage с силовой установкой Allison V-1710.
На дисплее
Ил-2
На реставрации
Ил-2

Технические характеристики (Ил-2М3)

[ редактировать ]
Ильюшин Ил-2М3

Данные из «Летописей Илюши…» [76]

Общие характеристики

  • Экипаж: 2
  • Длина: 11,65 м (38 футов 3 дюйма)
  • Размах крыльев: 14,60 м (47 футов 11 дюймов)
  • Высота: 4,17 м (13 футов 8 дюймов) (хвост вверх)
  • Площадь крыла: 38,50 м 2 (414,4 кв. футов)
  • Вес пустого: 4425 кг (9755 фунтов)
  • Максимальный взлетный вес: 6360 кг (14021 фунт)
  • Запас топлива: 730 л (190 галлонов США; 160 имп галлонов)
  • Силовая установка: 1 Микулин АМ-38 Ф жидкостного охлаждения двигатель V12 , 1280 кВт (1720 л.с.) (взлетная мощность), 1100 кВт (1500 л.с.) на высоте 750 м (2460 футов)
  • Гребные винты: 3-лопастной винт изменяемого шага АВ-57-158, диаметр 3,60 м (11 футов 10 дюймов).

Производительность

  • Максимальная скорость: 410 км/ч (250 миль в час, 220 узлов) на высоте 1500 м (4900 футов).
  • Дальность: 765 км (475 миль, 413 миль) при скорости 275 км/ч (171 миль в час; 148 узлов) и 1000 м (3300 футов)
  • Выносливость: 2,75 часа.
  • Практический потолок: 4525 м (14 846 футов) (рабочий потолок), 6360 м (20 870 футов) (абсолютный потолок)
  • Время набора высоты: от 15 минут до 5000 м (16000 футов).

Вооружение

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Михулек 1999, стр. 27–28.
  2. ^ Михулек 1999, с. 27.
  3. ^ Стапфер, 1995.
  4. ^ Растренин, 2008.
  5. ^ Jump up to: а б Ганстон 1995, с. 106.
  6. ^ Джейн, 1989, с. 529.
  7. ^ Jump up to: а б Хардести 1982, с. 170.
  8. ^ Jump up to: а б с Ганстон 1995, с. 104.
  9. ^ «Ильюшин Ил 2 Штурмовик» . Century-of-Flight.net . Архивировано из оригинала 13 июня 2010 года . Проверено 8 октября 2018 г.
  10. ^ Грин и Суонборо 1980, с. 2.
  11. ^ Ганстон 1995, стр. 105–106.
  12. ^ Jump up to: а б Грин и Суонборо, 1980, с. 3.
  13. ^ Широкорад А.Б. (2001) История авиационного вооружения Харвест (Shirokorad A.B. (2001) Istorya aviatsionnogo vooruzhenia Harvest. ISBN   985-433-695-6 ) ( История авиационного вооружения ), страницы 110–112.
  14. ^ Евгений Кравченко, Борис Прибылов, " К гранатомёту Таубина Archived 19 October 2013 at the Wayback Machine ", КАЛАШНИКОВ. ОРУЖИЕ, БОЕПРИПАСЫ, СНАРЯЖЕНИЕ 12/2011, p. 90
  15. ^ Gordon, Komissarov and Komissarov 2004, p. 18.
  16. ^ Аустерслотт, Тор Вилли. «Ильюшин Ил-2». Архивировано 9 июня 2011 года на Wikiwixbreak-left.org , 2003. Дата обращения: 27 марта 2010 года.
  17. ^ Гебель, Грег. «Ильюшин Ил-2». www.vectorsite.net , июнь 2006 г. Дата обращения: 27 марта 2010 г. Архивировано 26 мая 2006 г. в Wayback Machine.
  18. ^ Gordon, Komissarov and Komissarov 2004, p. 38.
  19. ^ Бергстрем 2007, с. 26. Цитируется документ «ЦАМО ф. 319, оп.4799д.25». Центральный военный архив России в Подольске.
  20. ^ Шорс 1977, с. 73.
  21. ^ Шорс 1977, стр. 72–82.
  22. ^ Jump up to: а б Лисс 1966 г.
  23. ^ Ральф Веттерхан (май 2015 г.). «Курск» . Журнал «Авиация и космос» . Смитсоновский институт . Проверено 21 января 2016 г.
  24. ^ Jump up to: а б с Гордон 2008, с. 296.
  25. ^ Д. М. Гланц, Дж. М. Хаус. Курская битва. Ian Allan Publishing Ltd, Суррей, Великобритания, 1999 г., с. 349.
  26. ^ Ф. Кросби. Полное руководство по истребителям и бомбардировщикам Второй мировой войны . Anness Publishing Ltd: Hermes House, Лондон, 2006, с. 365.
  27. ^ Кросби, с. 350.
  28. ^ Гланц и Хаус, с. 353.
  29. ^ Т.Л. Йенц. Panzer Truppen: Полное руководство по созданию и боевому использованию танковых войск Германии, 1943–1945 гг . Schiffer Publishing , Атглен, Пенсильвания, 1996, с. 80.
  30. ^ Jump up to: а б с Биоде, Боб. Overshooters: Опыт зенитчиков в войне-продолжении («Опыт зенитчиков в войне-продолжении»). Хельсинки: WSOY, 2002. ISBN   978-951-0-26704-2 .
  31. ^ Гордон 2008, стр. 295–296.
  32. ^ Jump up to: а б с Растренин 2008г.
  33. ^ Михулек 1999, с. 3.
  34. ^ Jump up to: а б с д Гордон 2008, с. 293.
  35. ^ Гордон 2008, с. 294.
  36. ^ Грин и Суонборо 1980, с. 10.
  37. ^ Ханниг, Н. Истребитель-ас Люфтваффе: от Восточного фронта до защиты родины , 2012 г., стр. 148 ISBN 9780753772767
  38. ^ Гордон 2008, с. 297.
  39. ^ Бергстрем 2008, стр. 132.
  40. ^ Jump up to: а б Сакаида 2003, с. 20.
  41. ^ Брюс Э. Эмприк. Вперед на Берлин!: Доблесть Красной Армии во Второй мировой войне - Полные кавалеры советского ордена Славы. Teufelsberg Press, Сиэтл, Вашингтон, 2017, стр. 34.
  42. ^ Эмприк, стр. 107-108.
  43. ^ (на армянском языке) Анон. «Степанян, Нельсон Геворги» (Степанян, Нельсон Геворги). Армянская советская энциклопедия . Ереван: Армянская академия наук , 1985. Том. xi, с. 130.
  44. ^ Грин и Суонборо 1980, с. 76.
  45. ^ Morisov, Miroslav. "Топи их всех" Archived 25 March 2012 at the Wayback Machine История Авиации , No. 4, Part 1, 2000. Retrieved: 18 September 2011.
  46. ^ Gordon, Komissarov and Komissarov 2004, p. 24-25.
  47. ^ Jump up to: а б Михулек 1999, с. 29.
  48. ^ Jump up to: а б Михулек 1999, с. 28.
  49. ^ «КОЛЛЕКЦИЯ АВИАЦИОННЫХ СУДОВ» . Музей авиации . Проверено 9 июня 2020 г.
  50. ^ «Досье на планер — Ильюшин Ил-2М3, серийный номер 425 BBC» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 9 июня 2020 г.
  51. ^ «Ильюшин Ил-2м3 Штурмовик – реактивный истребитель» . Военно-исторический институт Праги (на чешском языке). Военно-исторический институт. Архивировано из оригинала 19 июля 2012 года . Проверено 25 апреля 2017 г.
  52. ^ «Досье на планер — Ильюшин Ил-2М3, серийный номер 38 ВВС, серийный номер 12438» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 9 июня 2020 г.
  53. ^ «Ильюшин Ил-2М-3 «Штурмовик» Штурмовик» . Рептар . Проверено 9 июня 2020 г.
  54. ^ «Досье на планер — Ильюшин Ил-2М, серийный номер Неизвестен ВВС России» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 9 июня 2020 г.
  55. ^ «Ильюшин Ил-2 Штормовик» . DigitaltMuseum (на норвежском языке) . Проверено 9 июня 2020 г.
  56. ^ «Выставка под открытым небом» . Музей Войска Польского (на польском языке). Архивировано из оригинала 5 октября 2023 года . Проверено 8 июня 2020 г.
  57. ^ «Досье на планер — Ильюшин Ил-2М3, серийный номер 21 СПРП» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 9 июня 2020 г.
  58. ^ "Русские реликвии" Classic Wings, том 23 №1, стр.12.
  59. ^ «Штурмовик Ил-2 восстановлен до летного состояния в Новосибирске» . Авиация России . 16 июня 2017 года . Проверено 9 июня 2020 г.
  60. ^ "В Новороссийске состоялась торжественная церемония открытия памятника легендарному штурмовику Ил-2" . Ministry of Defense of the Russian Federation . 14 December 2017 . Retrieved 9 June 2020 .
  61. ^ «Индикация носовой части фюзеляжа Ил-2» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 1 декабря 2020 г.
  62. ^ «Памятник Ил-2» . Авиация Второй мировой войны . AirPages . Проверено 9 июня 2020 г.
  63. ^ КОЗЛОВ, П. Я. " "ШТУРМОВИКИ" " . АВИАБИБЛИОТЕКА (in Russian) . Retrieved 9 June 2020 .
  64. ^ «Досье на планер — Ильюшин Ил-2М3, серийный номер 19 красный ВВС, серийный номер 301060» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 9 июня 2020 г.
  65. ^ «Восстановление штурмовика Ил-2 — обновленная история» . Новости боевых птиц . 21 ноября 2018 года . Проверено 1 декабря 2020 г.
  66. ^ «Ильышин Ил-2м3 Штурмовик» . Музей воздухоплавания Белград . Архивировано из оригинала 2 февраля 2017 года . Проверено 9 июня 2020 г.
  67. ^ «Ильюшин Ил-2 Великобритания» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 1 декабря 2020 г.
  68. ^ «Реставрация Ил-2 Великобритания» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 1 декабря 2020 г.
  69. ^ «Ил-2м3 Великобритания» . АБПик . Проверено 1 декабря 2020 г.
  70. ^ «Ильюшин II-2М3 Штурмовик» . Коллекция летного наследия и Музей боевой брони . Проверено 9 июня 2020 г.
  71. ^ «В коллекцию Flying Heritage добавлена ​​еще одна винтажная боевая птица» . Коллекция летающего наследия . 27 октября 2011 года. Архивировано из оригинала 29 октября 2011 года . Проверено 9 июня 2020 г.
  72. ^ Марш, Эллиотт (23 августа 2017 г.). «Летающий крылатый танк — Современные впечатления от легендарного Ил-2 Штурмовик» . vintageaviationecho.com . Винтажное эхо авиации. Архивировано из оригинала 14 сентября 2017 года . Проверено 14 сентября 2017 г. Оригинальный двигатель Микулина АМ-38Ф восстанавливать было нецелесообразно (в 21 веке ни один такой двигатель не годен к полетам), и вместо него самолет агрегировали с надежным двигателем Allison V-1710-113 , той же силовой установкой, что использовалась на Lockheed P-38. Молния.
  73. ^ «Ильюшин Ил-2 снова летает» . ЕАА . 13 октября 2011 года. Архивировано из оригинала 16 октября 2011 года . Проверено 9 июня 2020 г.
  74. ^ «ИЛЬЮШИН Ил-2М ШТУРМОВИК» . Музей авиации и космонавтики Пима . Проверено 9 июня 2020 г.
  75. ^ Креллин, Эвелин (27 ноября 2016 г.). «Подготовка к восстановлению «Бетонного самолета» » . Национальный музей авиации и космонавтики . Смитсоновский институт . Проверено 9 июня 2020 г.
  76. ^ Грин и Суонборо 1980, с. 72.

Библиография

[ редактировать ]
  • Бергстрем, Кристер. Багратион в Берлин: последний воздушный бой на Востоке 1944–45 . Хершам Великобритания, Classic Publications, 2008. ISBN   978-1-903223-91-8 .
  • Бергстрем, Кристер. Барбаросса: Воздушный бой: июль – декабрь 1941 г. Лондон: Chevron/Иэн Аллан, 2007. ISBN   978-1-85780-270-2 .
  • Кросби, Фрэнсис. Полное руководство по истребителям и бомбардировщикам Второй мировой войны. Лондон: Anness Publishing Ltd: Hermes House, 2006. ISBN   978-1-42239-156-3 .
  • Дональд, Дональд и Джон Лейк, ред. Энциклопедия мировой военной авиации . Лондон: Издательство AIRtime, 1996. ISBN   1-880588-24-2 .
  • Эмприк, Брюс Э. Вперед, на Берлин!: Доблесть Красной Армии во Второй мировой войне - Полные кавалеры советского ордена Славы. Сиэтл: Teufelsberg Press, 2017. ISBN   978-1973498605 .
  • Гланц, Дэвид М. и Джонатан М. Хаус . Курская битва. Лондон: Ian Allan Publishing Ltd, Суррей, Великобритания, 1999. ISBN   978-0-70060-978-9 .
  • Гланц, Дэвид М. и Гарольд С. Оренштейн. Курская битва 1943 года: Исследование советского Генерального штаба . Лондон: Фрэнк Касс, 1999. ISBN   0-7146-4493-5 .
  • Гордон, Ефим, Дмитрий Комиссаров и Сергей Комиссаров. ОКБ Ильюшина: история ОКБ и его самолетов . Хинкли, Лестершир, Великобритания: Midland Publishing, 2004. ISBN   1-85780-187-3 .
  • Gordon, Yefim and Sergey Kommissarov. Ilyushin IL-2 and IL-10 Shturmovik . Wiltshire: Crowood Press, 2004. ISBN   1-86126-625-1 .
  • Гордон, Ефим. Советская авиация во Второй мировой войне . Хинкли Великобритания: Midland / Ian Allan Publishing, 2008. ISBN   978-1-85780-304-4 .
  • Грин, Уильям и Гордон Суонборо. «Летопись Илюши: плодовитый штурмовик Ильюшина». Air Enthusiast , выпуск двенадцатый, апрель – июль 1980 г., стр. 1–10, 71–77. Бромли, Кент, Великобритания: Pilot Press. ISSN 0143-5450.
  • Ганстон, Билл . Энциклопедия русской авиации 1875–1995 годов «Оспри» . Лондон: Оспри, 1995. ISBN   1-85532-405-9 .
  • Хардести, фон. Красный Феникс: Расцвет советской авиации, 1941–1945 гг . Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновские книги, 1982. ISBN   1-56098-071-0 .
  • Йенц, TL Panzer Truppen, Полное руководство по созданию и боевому использованию танковых войск Германии: 1943–1945. Атглен, Пенсильвания: Военная история Шиффера, 1996. ISBN   978-0-88740-915-8 .
  • Кривошеев Г.Ф. Советские потери и боевые потери в ХХ веке. Лондон: Greenhill Books, 1997. ISBN   978-1-85367-280-4 .
  • Лисс, Витольд. Ильюшин Ил-2 (Самолет в профиле №88) . Лезерхед, Суррей, Великобритания: Profile Publications Ltd., 1968. Нет ISBN. Переиздано в 1971 и 1982 годах.
  • Людеке, Александр. Оружие Второй мировой войны . Бат, Великобритания: Parragon Books Ltd., 2012. ISBN   978-1-4075-0195-6 .
  • Михулек, Роберт. Ил-2 Ил-10. Авиационные монографии № 22 (на польском языке). Гданьск: АЙ-Пресс, 1999. ISBN   83-86208-33-3 .
  • Ovčáčík, Michal and Karel Susa. Ilyushin Il-2 Shturmovik: Il-2 Type 3, Il-2 Type 3M, Il-2KR, UIl-2 . Prague, Czech Republic: 4+ Publications, 2006. ISBN   80-87045-00-9 .
  • Povinsky, Viktor. Il-2 Shturmovik . Sandomierz, Poland/Redbourn, UK: Mushroom Model Publications, 2014. ISBN   978-83-63678-37-1 .
  • Шавров, В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938–1950 гг. (3 изд.). (in Russisn) Moscow: Машиностроение, 1994. ISBN  5-217-00477-0 . (Shavrov, V.B. Istoriia konstruktskii samoletov v SSSR, 1938–1950 gg. (3rd ed.) . translation: History of Aircraft design in USSR: 1938–1950 . Moscow: Mashinostroenie Publishing House, 1994. ISBN   5-217-00477-0 .)
  • Растренин Олег. Ил-2 гвардейских штурмовиков времен Второй мировой войны (боевой самолет «Оспри», № 71). Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing, 2008. ISBN   978-1-84603-296-7 .
  • Сакаида, Генри. Герои Советского Союза: 1941–45. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing, 2003. ISBN   978-1-84176-598-3 .
  • Шорс, Кристофер. Штурмовики Второй мировой войны . Лондон: Макдональд и Джейн, 1977. ISBN   0-356-08338-1 .
  • Стапфер, Ханс-Хейри. Ил-2 Штурмовик в действии (Самолет № 155). Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications, Inc., 1995. ISBN   0-89747-341-8 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fe9363c716ce569f7359772952d1da0b__1722187860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fe/0b/fe9363c716ce569f7359772952d1da0b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ilyushin Il-2 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)