Яковлев УТ-1
УТ-1 | |
---|---|
![]() Яковлев УТ-1 | |
Общая информация | |
Тип | Тренер/тренер-истребитель/пилотаж |
Национальное происхождение | Советский Союз |
Производитель | Yakovlev |
Дизайнер | |
Количество построенных | 1,241 |
История | |
Первый полет | 1936 |
Яковлев УТ-1 ( русский : Яковлев УТ-1 ) — одноместный учебно- тренировочный самолет, использовавшийся ВВС СССР с 1937 года до конца 1940-х годов.
Разработка
[ редактировать ]Яковлев УТ-1 был спроектирован как одноместный перспективный учебно- пилотажный самолет коллективом под руководством Александра Сергеевича Яковлева . Первый прототип, получивший обозначение АИР-14 , поднялся в воздух в начале 1936 года. [ 1 ] АИР-14 представлял собой небольшой низкоплан с неубирающимся хвостовым колесом, сварным стальным фюзеляжем и деревянным крылом.
После некоторых изменений АИР-14 был принят в производство. мощностью 75 кВт (100 л.с.) Швецов М-11 Среди других доработок радиальный был заменен на более мощный М-11Г мощностью 86 кВт (115 л.с.). Самолет получил обозначение УТ-1 ( учебно-тренировочный , учебно-тренировочный); несмотря на такое обозначение, для начальной подготовки он не подходил.
УТ-1 использовался как переходный тип между УТ-2 и истребителями типа И-16 . Летать на нем было непросто, требовалось точное пилотирование, что делало его идеальным промежуточным звеном между базовыми учебно-тренировочными самолетами и маневренным, но трудным в управлении И-16. В 1939 году самолет был модифицирован путем перемещения двигателя на 26 см (10 дюймов) вперед, что улучшило его управляемость. При производстве также использовался двигатель М-11Е мощностью 112 кВт (150 л.с.). советские летчики побили несколько рекордов на УТ-1 Перед Второй мировой войной , в том числе на его варианте гидросамолета . Всего с декабря 1936 по 1940 год был построен 1241 самолёт . [ 1 ]

Во время Великой Отечественной войны, с 1941 года, УТ-1 также использовался для разведки . Некоторые из них использовались как импровизированные боевые машины после установки подкрыльевых пулеметов или даже двух неуправляемых ракет. В феврале 1942 года около 50 УТ-1 были переоборудованы в мастерских в импровизированные УТ-1Б штурмовики (УТ-1б), оснащенные двумя пулеметами и двумя-четырьмя ракетами. В дальнейшем они использовались в авиации Черноморского флота в Севастополе и на Кавказе. Выжившие были разоружены в декабре 1942 года.
Варианты
[ редактировать ]Вариантов было большое количество, наиболее многочисленными и заслуживающими внимания были:
- АИР-14 - прототип УТ-1
- АИР-18 — УТ-1 с Renault Bengali 4 рядным двигателем мощностью 104 кВт (140 л.с.) и закрытым фонарем , убирающейся ходовой частью.
- АИР-21 (Я-21, УТ-21) — УТ-1 с двигателем Renault Bengali 6 мощностью 164 кВт (220 л.с.), испытан в 1938-39 гг., неубирающееся шасси.
- УТ-1Б - ударный вариант военного времени с двумя пулеметами ШКАС и двумя или четырьмя РС-82 . ракетами
- УТ-1Э - (УТ-1(15) Для испытаний в ЦАГИ (иногда путают с АИР-15, который не был вариантом УТ-1).
- Гидросамолет УТ-1 - с двигателем М-11Е , который впоследствии стал стандартным для большинства УТ-1.
Операторы
[ редактировать ]Технические характеристики (УТ-1 с М-11Е)
[ редактировать ]Данные Гордона 2005 г. и Ганстона 1995 г.
Общие характеристики
- Экипаж: один
- Длина: 5,75 м (18 футов 10 дюймов)
- Размах крыльев: 7,3 м (23 фута 11 дюймов)
- Высота: 2,34 м (7 футов 8 дюймов)
- Площадь крыла: 9,58 м 2 (103 кв. фута)
- Пустой вес: 429 кг (946 фунтов)
- Полная масса: 597,5 кг (1317,5 фунтов)
- Powerplant: 1 × Shvetsov M-11 Ye , 111 kW (150 hp)
Производительность
- Максимальная скорость: 257 км/ч (160 миль в час, 140 узлов)
- Дальность: 670 км (419 миль, 364 миль)
- Практический потолок: 7120 м (23360 футов)
- Скорость набора высоты: 7,4 м/с (1457 футов/мин)
Вооружение
- Орудия: 2 х 7,62-мм пулемета ШКАС (штурмовой вариант).
- Rockets: 2 or 4 x RS-82 (Raketniy Snaryad - rocket shell) (Attack Version)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Связанные списки
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Ганстон 1995, 457
Ссылки
[ редактировать ]
- Gordon, Yefim. (1989). OKB Yakovlev . London: Ian Allan. pp. 36 to 45.
- Ганстон, Билл (1995). Энциклопедия русской авиации 1875-1995 годов «Оспри» . Лондон: Оспри.