Yakovlev Yak-11
Yak-11 | |
---|---|
Пусть С-11 | |
Роль | Учебный самолет |
Производитель | Yakovlev , Let |
Первый полет | 10 ноября 1945 г. |
Введение | 1946 |
Ушедший на пенсию | 1962 |
Основной пользователь | Советские ВВС |
Количество построенных | 4,566 |
Яковлев Як-11 ( русский : Яковлев Як-11 ; кодовое название НАТО : « Лось ») — учебно-тренировочный самолет, использовавшийся советскими ВВС и другими военно-воздушными силами, находившимися под советским влиянием, с 1947 по 1962 год .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]ОКБ Яковлева начало работу над перспективным учебно-тренировочным самолетом на базе истребителя Як-3 в середине 1944 года, хотя из-за продолжавшейся Второй мировой войны этот учебно-тренировочный самолет не имел большого приоритета . [ 1 ] Первый прототип нового учебно-тренировочного самолета, получивший обозначение Як-УТИ или Як-3УТИ, поднялся в воздух в конце 1945 года. Он был основан на радиальном Як-3У, но с новым Швецова АШ-21, семицилиндровым радиальным двигателем заменившим АШ-82. Як-3У. [ 2 ] [ номер 1 ] Он использовал те же цельнометаллические крылья, что и Як-3У, с фюзеляжем смешанной металло-деревянной конструкции. Пилот и наблюдатель сидели тандемом под длинным фонарем с отдельными сдвижными капюшонами. один синхронный 12,7-мм пулемет УБС и крыльевые стойки для двух 100-кг (220 фунтов) бомб. Вооружение самолета составляли [ 3 ]
Усовершенствованный прототип поднялся в воздух в 1946 году с измененной кабиной и измененной двигательной установкой, при этом двигатель был установлен на амортизирующих опорах. [ 2 ] Этот самолет прошел государственные испытания в октябре 1946 года, а производство началось на заводах в Саратове и Ленинграде в 1947 году. [ 4 ]
Серийные Як-11 были тяжелее прототипов, а более поздние партии были оснащены неубирающимися хвостовыми колесами и модернизированными воздушными винтами. Вместо УБС иногда устанавливался 7,62-мм пулемет ШКАС , а некоторые оснащались перископами заднего обзора над лобовым стеклом. [ 4 ] В период с 1947 по 1955 год советское производство составило 3859 самолетов, еще 707 самолетов были построены по лицензии компанией Let в Чехословакии как C-11. [ 5 ]
Yak-11U
[ редактировать ]В 1951 году Яковлев пересмотрел конструкцию Як-11, добавив убирающееся трехопорное шасси , и предложил два варианта: базовый учебно-тренировочный Як-11У и учебно-тренировочный Як-11Т, оснащенный оборудованием, аналогичным современным реактивным истребителям. Новый самолет имел уменьшенный запас топлива и был непригоден для полетов на неровных или заснеженных взлетно-посадочных полосах, поэтому был отклонен для советской эксплуатации, хотя несколько самолетов были построены в Чехословакии как C-11U. [ 6 ]
Операционная история
[ редактировать ]Як-11 поступил на вооружение в 1947 году и служил в качестве стандартного учебно-тренировочного самолета в ВВС СССР и ДОСААФ . [ 7 ] И Як-11, и С-11 использовались во всех странах Варшавского договора и экспортировались в восемнадцать стран, включая многие Африки, Ближнего Востока и Азии. страны [ 4 ]
Египтяне широко использовали этот самолет во время вмешательства в гражданскую войну в Йемене. Египетские самолеты были модифицированы неуправляемыми ракетами Сакр калибра 78 мм и двумя пушками калибра 0,303 дюйма в крыльях. и использовались в качестве штурмовиков.
Северокорейские Як-11 использовались в боях во время Корейской войны , причем один Як-11 стал первым северокорейским самолетом, сбитым американскими войсками, когда он был уничтожен североамериканским истребителем F-82 Twin Mustang над аэродромом Кимпо 27 июня 1950 года. . [ 8 ] Восточная Германия использовала Як-11 для перехвата американских аэростатов-разведчиков . [ 7 ]
Выживший самолет
[ редактировать ]Благодаря своей линии Як-3, Як-11 в последнее время завоевал широкую популярность среди любителей боевых птиц . Сильно модифицированные версии Як-11 часто можно увидеть на воздушных гонках . Около 120 Як-11 остаются в летной годности.
Операторы
[ редактировать ]- ВВС Афганистана — получено 12 в 1955 году. [ 9 ] Еще в 1981 году работал неизвестный номер. [ 10 ]
- Албанские ВВС - получили 6 в 1953 г. [ 9 ]
- ВВС Алжира — 12 бывших египетских самолетов поставлены в 1964 году, возможно, перед поставкой модернизированы в Чехословакии. [ 9 ]
- Австрийские ВВС [ 11 ] − 4 подарены Советским Союзом в 1955 г. [ 9 ]
- Болгарские ВВС - 30 С-11 получены в 1954 г. [ 9 ]
- ВВС Народно-освободительной армии - 50 поставлено в 1950 г. [ 9 ]
- Чехословацкие ВВС − 120, производятся по лицензии. [ 9 ]
- Малийские ВВС - 4, к 2011 г. выведены из строя. [ 16 ]
- Польские ВВС - получено 40 в 1953 г. [ 9 ]
- Румынские ВВС - получено 20 в период с 1952 по 1953 год. [ 9 ]
- Сомалийский авиационный корпус - 20, выведен из строя к 1991 г. [ 19 ]
- ВВС Северного Йемена — 30 штук, подаренных Советским Союзом в период с 1957 по 1958 год. [ 9 ]
Технические характеристики (Як-11)
[ редактировать ]Общие характеристики
- Экипаж: двое, студент и инструктор.
- Длина: 8,20 м (26 футов 10,5 дюйма)
- Размах крыльев: 9,4 м (30 футов 10 дюймов)
- Высота: 3,28 м (10 футов 5 дюймов)
- Площадь крыла: 15,40 м 2 (166 кв. футов)
- Вес пустого: 1900 кг (4189 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 2440 кг (5379 фунтов)
- Силовая установка: 1 радиально-поршневой двигатель Швецов АШ-21 воздушного охлаждения мощностью 521 кВт (700 л.с.)
Производительность
- Максимальная скорость: 460 км/ч (289 миль в час, 248 узлов)
- Крейсерская скорость: 370 км/ч (230 миль в час, 200 узлов)
- Дальность: 1250 км (795 миль, 691 миль)
- Практический потолок: 7100 м (23295 футов)
- Скорость набора высоты: 8,1 м/с (1600 футов/мин)
- Нагрузка на крыло: 161 кг/м 2 (32,9 фунтов/кв. футов)
- Мощность/масса : 0,17 кВт/кг (0,10 л.с./фунт)
Вооружение
- 1 носовой пулемет 12,7-мм УБС или 7,62-мм ШКАС
- до 200 кг (440 фунтов) бомб на двух подкрыльевых стойках
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Ганстон 1995, с. 469.
- ^ Jump up to: а б Gordon Komissarov and Komissarov 2005, p. 249.
- ^ Ганстон и Гордон 1997, с. 97.
- ^ Jump up to: а б с Ганстон и Гордон 1997, с. 99.
- ^ Gordon Komissarov and Komissarov 2005, pp. 250–251.
- ^ Gordon Komissarov and Komissarov 2005, p. 251.
- ^ Jump up to: а б Gordon Komissarov and Komissarov 2005, p. 250.
- ^ Томпсон 2001, стр. 160–161.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «База данных о поставках оружия» . Стокгольмский международный институт исследования проблем мира . Проверено 16 мая 2024 г.
- ^ Пакстон 2016 , с. 66.
- ^ Рэгг 2011 , с. 63.
- ^ Рэгг 2011 , с. 133.
- ^ Купер 2017 , с. 12.
- ^ Рэгг 2011 , с. 158.
- ^ Рэгг 2011 , с. 145.
- ^ Рэгг 2011 , с. 191.
- ^ Рэгг 2011 , с. 196.
- ^ Рэгг 2011 , с. 176.
- ^ Рэгг 2011 , с. 256.
- ^ Рэгг 2011 , с. 273.
Ссылки
[ редактировать ]- Купер, Том (2017). Жаркое небо над Йеменом, Том 1: Воздушная война над Южно-Аравийским полуостровом, 1962–1994 гг . Солихалл, Великобритания: Издательство Helion & Company. ISBN 978-1-912174-23-2 .
- Гордон, Ефим, Дмитрий Комиссаров и Сергей Комиссаров. ОКБ Яковлева: история ОКБ и его самолетов . Хинкли, Великобритания: Midland Publishing, 2005. ISBN 1-85780-203-9 .
- Ганстон, Билл . Энциклопедия российской авиации «Оспри» 1975–1995 годов . Лондон, Великобритания: Оспри, 1995. ISBN 1-85532-405-9 .
- Ганстон, Билл и Ефим Гордон. Самолет Яковлева с 1924 года . Лондон, Великобритания: Книги по аэронавтике Патнэма, 1997. ISBN 1-55750-978-6 .
- Пакстон, Джон, изд. (2016). Ежегодник государственного деятеля за 1981–82 годы . Спрингер. ISBN 978-0-230-27110-4 .
- Томпсон, Уоррен. «Твин Мустанг в Корее». Международный обзор авиации . Том 3, зима 2001/2002 г. Норуолк, Коннектикут, США: AIRtime Publishing. ISBN 1-880588-36-6 . ISSN 1473-9917 . стр. 156–167.
- Рэгг, Дэвид (2011). Руководство по мировой авиации . Издательство «Каземат». ISBN 978-1-84468-784-8 .