Yakovlev Yak-9
Yak-9 | |
---|---|
![]() | |
Истребитель Як-9У в Центральном музее ВВС , Монино , Россия | |
Роль | боец |
Национальное происхождение | Советский Союз |
Дизайнерская группа | A.S. Yakovlev Design Bureau |
Построено | Завод №153 ( Новосибирск ), Завод №166 ( Омск ), Завод №82 ( Москва ) |
Первый полет | 6 июля 1942 года (Yak-7DI) |
Введение | Октябрь 1942 г. |
Ушедший на пенсию | 1950 ( Советские ВВС ), 1951 ( ВВС и ПВО Корейской Народной Армии ), 1955 ( ВВС Болгарии ) |
Основные пользователи | Советские ВВС |
Произведено | Октябрь 1942 г. - декабрь 1948 г. |
Количество построенных | 16,769 [ 1 ] |
Разработано на основе | Yakovlev Yak-7 |
Яковлев Як-9 ( русский : Яковлев Як-9 ; регистрационное имя НАТО : Франк ) [ 2 ] — одномоторный использовавшийся одноместный многоцелевой истребитель, Советским Союзом и его союзниками во время Второй мировой войны и в начале холодной войны . Это было развитие надежного и успешного истребителя Як-7Б , который, в свою очередь, был основан на усовершенствованном учебно-тренировочном самолете с тандемными сиденьями, известном как Як-7УТИ. Як-9 начал поступать в советские истребительные полки в конце 1942 года и сыграл важную роль в отвоевании превосходства в воздухе у истребителей Люфтваффе новых Focke-Wulf Fw 190 и Messerschmitt Bf 109 G во время великой Курской битвы летом 1943 года.
Як-9 имел урезанную заднюю часть фюзеляжа с незатененным фонарем. Его более легкая металлическая конструкция позволила увеличить запас топлива и вооружение по сравнению с предыдущими моделями, построенными из дерева. [ 3 ] Як-9 был маневренным на высоких скоростях при полете на малых и средних высотах, а также был прост в управлении, что позволило ему стать одним из наиболее выпускаемых советских истребителей времен Второй мировой войны . [ нужна ссылка ] Он выпускался в различных вариантах, включая Як-9Т с 37-мм (1,5 дюйма) пушкой и «крупнокалиберный» Як-9К с 45-мм (1,77 дюйма) пушкой, стреляющей через ступицу винта, которая использовалась для противотанковых целей. в качестве мощного истребителя самолетов - истребитель-бомбардировщик Як-9Б с внутренним бомбовым отсеком за кабиной для размещения бомб массой до 400 кг (880 фунтов), дальнемагистральный Як-9Д и Як-9ДД с дополнительным крыльевые топливные баки для сопровождения бомбардировщиков над Восточной Европой и Як-9У с более мощным двигателем и улучшенной аэродинамикой. Як-9 производился с 1942 по 1948 год, всего было построено 16 769 самолетов (14 579 во время войны). [ 4 ]
После Второй мировой войны Як-9 также использовался ВВС Северной Кореи во время Корейской войны . [ 5 ]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Як-9 представлял собой дальнейшее развитие успешного истребителя Як-7 , серийной версии облегченного Як-7ДИ, в полной мере использовавшего боевой опыт своего предшественника. Большая доступность дюралюминия позволила сделать конструкцию более легкой, что, в свою очередь, позволило внести ряд изменений в базовую конструкцию. Варианты Як-9 использовали два разных крыла, пять разных двигателей, шесть разных конфигураций топливных баков и семь разных вариантов вооружения.
Yak-9U
[ редактировать ]В декабре 1943 года новый планер (Як-9У) получил возможность использовать двигатель М-107А, который был более мощным, чем предыдущий ВК-105ПФ. Двигательная установка была новой и включала отдельные выхлопные трубы с обтекателем. Воздухозаборник маслоохладителя был перенесен из-под носа в корневую часть левого крыла, а увеличенная ванна радиатора была перенесена дальше в корму под фюзеляж. Воздухозаборник нагнетателя располагался по центру верхнего настила капота двигателя. Задний антенный кабель был перенесен внутрь удлиненного заднего фонаря, что обеспечивало пилоту лучший обзор назад, при этом задняя часть фюзеляжа была урезана, а горизонтальное оперение немного уменьшено в размерах. Крылья и конструкция фюзеляжа были изготовлены из металла, который затем был покрыт бакелитом . Як-9У обычно был вооружен 20-мм (0,79 дюйма) пушкой ШВАК, стреляющей через полый гребной вал, и двумя 12,7-мм (0,50 дюйма) пулеметами Берензин УБ. [ 6 ]
Государственные испытания проводились с января по апрель 1944 года и показали, что Як-9У имел лучшую максимальную скорость по сравнению с истребителями, находившимися на вооружении на Восточном фронте, на высоте 6000 м (20 000 футов). В отличие от И-185 Як-9У был устойчивым и легким в управлении. Однако двигатель М-107А унаследовал проблемы ВК-105ПФ и был склонен к перегреву, утечкам масла, потере давления в двигателе при наборе высоты, постоянному перегоранию свечей зажигания и сильным вибрациям, которые приводили к утомлению монтажных болтов и приводили к короткому замыканию двигателя. жизнь. Эти дефекты вынудили первые серийные партии, начавшиеся в апреле 1944 года, оснащаться более надежным двигателем М-105 ПФ-3. Были внесены дальнейшие изменения, такие как увеличение запаса топлива до 400 л (88 имп галлонов; 110 галлонов США), а также для повторной балансировки самолета крылья были перемещены на 9,9 см (3,9 дюйма) вперед, а пропеллер самолета Влш-107ЛО был внесен. заменяется более старым ВИШ-105С. Всего к декабрю 1944 года было построено 1134 самолета. [ 6 ]
Операционная история
[ редактировать ]Вторая мировая война
[ редактировать ]
Первый Як-9 поступил на вооружение в октябре 1942 года и в том же году принял участие в боевых действиях. Як-9 имел самое разнообразное вооружение для использования в качестве противотанкового, легкого бомбардировщика и дальнего сопровождения. На малой высоте, на которой он действовал преимущественно, Як-9 был более маневренным, чем Bf 109 . Ряд усовершенствований в характеристиках и вооружении не ухудшил ходовые качества. Советские летчики считали, что характеристики Як-9 сопоставимы с Bf 109G и Fw 190A-3/A-4. [ 7 ] Однако в начале немецкого вторжения в Советский Союз Як-9 плохо проявили себя против Люфтваффе из-за недостаточной подготовки, хотя к Сталинградской битве они стали действовать лучше. [ 8 ] После Смоленской битвы , во второй половине 1943 года, знаменитое подразделение Свободной Франции Нормандия-Неман стало группой и было оснащено Як-9. [ 9 ]
Первым подразделением, применившим Як-9У с 25 октября по 25 декабря 1944 года, был 163.ИАП. Пилотам было приказано не использовать двигатель на боевой скорости, поскольку это сокращало его ресурс до двух-трех полетов. Тем не менее, в ходе 398 боевых вылетов подразделение заявило о 27 Focke-Wulf Fw 190 As и одном Bf 109G-2, потеряв два Яка в воздушных боях, один от зенитной артиллерии и четыре в результате аварий. Як-9У внес большой вклад в завоевание Советским Союзом превосходства в воздухе, а немцы научились избегать Яков «без антенной мачты». [ 10 ]

Крупное соединение варианта Як-9ДД было переброшено в Бари (столица Апулии , в Италии ) для помощи югославским партизанам на Балканах . [ 11 ]
Одним из самых результативных пилотов Як-9 был старший лейтенант А. И. Выборнов . На Типе Т (оснащенном 37-мм пушкой НС-37 в носовой части) он одержал 19 воздушных побед, плюс девять общих и в июне 1945 года был награжден медалью Героя Советского Союза " Золотая Звезда" . [ 12 ] В конце войны, 22 марта 1945 года, лейтенант Л. И. Сивко из 812-го ИАП одержал воздушную победу над реактивным истребителем Ме-262 , но вскоре был убит другим Ме-262, пилотируемым, вероятно, Францом Шаллем , высокопоставленным пилотом. забил Me 262 пилот. [ 13 ]
Истребительные части на этом самолете понесли меньшие потери, чем в среднем. Из 2550 выпущенных к концу 1943 года Як-9 только 383 были потеряны в боях. [ 14 ]
Послевоенная эпоха
[ редактировать ]В начале «холодной войны » истребители Як-9 начали выполнять американские , британские и французские рейсы по воздушным коридорам, ведущим к Западному Берлину . Во время блокады Берлина истребители Як-9 препятствовали воздушной переброске ВВС США — Королевских ВВС . [ 15 ] [ 16 ] В 1949 году Советский Союз предоставил излишки самолетов Як-9П (ВК-107) некоторым государствам-сателлитам советского блока, чтобы помочь им восстановить свои военно-воздушные силы после блокады Западного Берлина. В переводе с русского на некоторые языки случайно был опущен раздел руководства по эксплуатации самолета: перед запуском Як-9 пришлось 25 раз вручную провернуть небольшой масляный насос, установленный в кабине, чтобы обеспечить первоначальную смазку Климова В12 . двигатель, в отличие от немецких и западных истребителей времен Второй мировой войны, оснащен системами принудительной смазки замкнутого цикла. Пропуск этого необычного, но жизненно важного шага приводил к частым остановам двигателя во время разбега и начального набора высоты, что привело к гибели нескольких человек в 1950 году. [ нужна ссылка ]
Варианты
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2016 г. ) |


ОКБ Яковлева создало 22 модификации Як-9, из них 15 поступили в серийное производство. К наиболее примечательным из них относятся:
- Yak-9
Первый серийный вариант с двигателем Климова М-105 ПФ мощностью 930 кВт (1250 л.с.), 1 × 20-мм (0,79 дюйма) пушкой ШВАК с боезапасом 120 снарядов и 1 × 12,7-мм (0,50 дюйма) пулеметом УБС с боекомплектом 200 патронов . .
- Yak-9 (M-106)
Опытный образец с двигателем Климов М- 106-1СК мощностью 1007 кВт (1350 л.с.). В производство он не поступил из-за проблем с двигателем.
- Як-9Т
Як-9 вооружен 37-мм (1,5 дюйма) пушкой Нудельмана-Суранова НС-37 с боезапасом 30 снарядов вместо 20-мм (0,79 дюйма) ШВАК. Кабина была перенесена на 0,4 м (1 фут 4 дюйма) назад, чтобы компенсировать более тяжелый нос. Проблема, исправленная в ходе испытаний прототипа, заключалась в плохом контроле качества, который приводил к многочисленным утечкам масла и охлаждающей жидкости из- за отдачи пушки . [ 17 ] Отдача и ограниченный запас боеприпасов требовали точного прицеливания и двух- или трехзарядных очередей. Як-9Т широко использовался против кораблей противника на Черном море и против танков - пушка могла пробить броню толщиной до 40 мм (1,6 дюйма) с расстояния 500 м (1600 футов), но также был успешен против самолетов: попадание одной пушки обычно было достаточно, чтобы разорвать цель. Время виража (разворота с постоянной высотой и скоростью) составляло 18–19 секунд. Всего выпущено 2748 экземпляров. [ 18 ]

- Як-9К
Як-9Т, модифицированный 45-мм (1,8 дюйма) пушкой НС-45 с боезапасом 29 снарядов и характерным дульным тормозом для борьбы с сильной отдачей . Стрельба из пушки на скорости ниже 350 км/ч (220 миль в час) привела к резкой потере управления и швырнула пилота взад и вперед в кабине; однако точная стрельба была возможна на более высоких скоростях и очередями по два-три патрона. Отдача также вызвала многочисленные утечки масла и охлаждающей жидкости. Тяжелая пушка резко снизила характеристики, особенно на больших высотах, до такой степени, что Як-9К были переведены в категорию тяжелых истребителей и их приходилось сопровождать Як-3. Як-9К использовался лишь ограниченно из-за ненадежности НС-45 и проблем с летными характеристиками планера, вызванных НС-45, а также более крупными топливными баками, использованными на Як-9К; он также не нашел особого применения из-за сокращения количества немецких бомбардировщиков.

- Yak-9D
Дальнемагистральная версия Як-9 с увеличенным запасом топлива с 440 до 650 л (с 97 до 143 имп галлонов; с 120 до 170 галлонов США), что дает максимальную дальность полета 1400 км (870 миль). Его боевая эффективность на полной дальности была ограничена отсутствием радионавигационного оборудования, а ряд самолетов использовался в качестве истребителей ближнего действия с топливом только во внутренних баках крыла. Время прохождения круга составляло 19–20 секунд. Вес огня составлял 2 кг/с (260 фунтов/мин).
- Yak-9TD
Як-9Д с пушкой НС-37 и возможностью установки 4 бомб ФАБ-50 по 50 кг (110 фунтов) под крыльями.
- Yak-9B
Вариант истребителя-бомбардировщика Як-9Д (заводское обозначение Як-9Л ) с четырьмя вертикальными трубчатыми бомбоотсеками в кормовой части кабины вместимостью до 4 × 100 кг (220 фунтов) ФАБ-100 бомб или 4 кассет ПТАБ с 32 бомбами. × бомбы по 1,5 кг (3,3 фунта) каждая, хотя обычно в передних бомбовых отсеках перевозилось только 200 кг (440 фунтов) вооружения. Плохая управляемость при полной бомбовой и топливной загрузке, а также отсутствие специального прицельного оборудования ограничивали его боевую полезность.
- Yak-9DD
Як-9Д или Як-9Т, модифицированный для увеличения дальности полета за счет увеличения запаса топлива на 845 л (186 имп галлонов; 223 галлона США), что увеличило максимальную дальность полета до 2285 километров (1420 миль). Добавлено радионавигационное оборудование для полетов в ночное время и в плохую погоду. Як-9ДД использовался в основном для сопровождения бомбардировщиков Петляков Пе-2 и Туполев Ту-2, хотя для этой роли он оказался далеко не идеальным из-за недостаточного преимущества в скорости над бомбардировщиками. В 1944 году несколько истребителей Як-9ДД использовались для сопровождения бомбардировщиков B-17 Flying Fortress и B-24 Liberator, атакующих цели в Румынии по маршруту Украина -Румыния- Италия .
- Yak-9M
Як-9Д с кабиной перенесен на 0,4 м (1 фут 4 дюйма) назад, как Як-9Т, а также внесены многочисленные исправления и улучшения, основанные на опыте работы с предыдущими версиями.
- Yak-9M PVO
Як-9М с несколько уменьшенным запасом топлива, двигателем «Климов» ВК-105 ПФ2 мощностью 970 кВт (1300 л.с.), радионавигационным оборудованием для полетов в ночное время и в сложных метеоусловиях для ПВО «Страны» .

- Yak-9 MPVO
Одноместный ночной истребитель, оснащенный прожектором и радиокомпасом РПК-10.
- Yak-9S
Як-9М с двигателем Климов ВК-105 ПФ, новым винтом и вооружением, состоящим из 1 × 23-мм (0,91 дюйма) пушки Нудельмана-Суранова НС-23 с боезапасом 60 снарядов и 2 × 20-мм (0,79 дюйма) пушки Березин . Пушки Б-20 со 120 снарядами. В производство он не пошел из-за плохих характеристик по сравнению с Як-3 и Як-9У.
- Yak-9R
Одноместный тактический разведывательный самолет.
- Yak-9P
Этот самолет был последней и наиболее совершенной версией истребителя Як-9, ставшего вершиной развития среди поршневых истребителей А.С. Яковлева. Появившийся в 1946 году Як-9П (Изделие П) представлял собой модификацию истребителя Як-9У композитной конструкции. В отличие от предшественника он имел цельнометаллическое крыло с эллиптическими законцовками. К этому времени в Советском Союзе было налажено производство высокопрочных алюминиевых сплавов, упрощающих эксплуатацию самолетов и увеличивающих срок их службы.
- Yak-9P (VK-107)
Як-9У с цельнометаллическим крылом. «Як-9П» в данном случае имел заводское обозначение, отличное от описанного выше Як-9П с двумя ШВАКами.
- Yak-9PD
Высотный перехватчик (не имеющий отношения к двум другим описанным выше вариантам Як-9П) с двигателем Климов М-105 ПД, созданный специально для перехвата люфтваффе Junkers Ju 86 высотных самолетов-разведчиков P, пролетавших над Москвой в 1942–1943 годах. Плохие характеристики из-за ненадежного двигателя резко улучшились с принятием на вооружение Климова М-106 ПВ с впрыском воды : во время испытаний самолет достиг высоты 12 500 м (41 000 футов). вооружение сократили до пушки ШВАК Только для экономии веса .
- Yak-9U (VK-105)
Як-9Т с двигателем Климов ВК-105 ПФ2 и многочисленными аэродинамическими и конструктивными улучшениями, внедренными в Як-3 . Основное визуальное отличие от Як-9Т заключалось в маслорадиаторах в корнях крыла, как на Як-3, и в том, что фюзеляж покрывался фанерой, а не тканью. Визуально от Як-3 он отличался только кожухами основных стоек шасси. Вооружение увеличилось до 1 × 23-мм (0,91 дюйма) пушки ВЯ с боезапасом 60 снарядов и 2 × 12,7-мм (0,50 дюйма) УБС по 170 снарядов каждая. Пушку ВЯ можно было заменить на ШВАК, Б-20 или НС-37, причем последняя требовала снятия правого бортового пулемета УБС. Он не был запущен в производство, поскольку ВЯ считался неудовлетворительным, а также потому, что одно пушечное и одно пулеметное вооружение, имевшееся на предыдущих моделях, обеспечивало значительное увеличение дальности полета.
- Yak-9U (VK-107)
Окончательный вариант Як-9, Як-9У (ВК-105), был оснащен новым двигателем Климов ВК-107 А мощностью 1230 кВт (1650 л.с.) и 20-мм (0,79 дюйма) ШВАК со 120 снарядами, заменившим ВЯ. пушка. Вес огня составлял 2,72 кг/с (6,0 фунта/с). Первые испытательные полеты в 1943 году показали, что единственным сопоставимым советским истребителем был прототип Поликарпова И-185 , который был более трудным в пилотировании и менее маневренным из-за большего веса. Максимальная скорость прототипа 700 км/ч (430 миль в час) на высоте 5600 м (18 400 футов) была выше, чем у любого другого серийного истребителя в мире того времени, за исключением P-51B, который мог развивать скорость до 710 км/ч. (441 миль в час) на военной мощи. [ 19 ] Ранние проблемы с перегревом были устранены за счет увеличения радиаторов, а аэродинамика серийных самолетов еще больше улучшилась. Время прохождения круга составило 23 секунды. Это был лучший советский истребитель на большой высоте.
- Yak-9UV
Двухместный учебно-тренировочный вариант Як-9У (ВК-107) с вооружением, уменьшенным до одной пушки Березин Б-20 со 100 снарядами. В производство он не поступил из-за появления реактивной авиации.
- Yak-9UT
Як-9У (ВК-107), вооруженный 1 пушкой Нудельмана Н-37 калибра 37 мм (1,5 дюйма) с боекомплектом 30 снарядов и двумя пушками Березина Б-20 калибра 20 мм (0,79 дюйма) по 120 снарядов каждая, всего один -масса второго взрыва 6 кг (13 фунтов). Как и Як-9ТК, он мог быть переоборудован для замены Н-37 на 20-мм (0,79 дюйма) Б-20, 23-мм (0,91 дюйма) НС-23 или 45-мм (1,8 дюйма) Н-45 . Серийный самолет носил НС-23 вместо пушки Н-37 в качестве вооружения по умолчанию.
- Yak-9-57
Як-9-57 представлял собой уникальную модификацию Як-9УТ, вооруженного 57-мм пушкой. [ 20 ] Пушка крупного калибра не выступала из конуса кока, как на моделях Як-9-37/45.
- Як-9В
Двухместный учебно-тренировочный вариант Як-9М и Як-9Т с двигателем Климов ВК-105 ПФ2 и уменьшенным до 1 × 20 мм (0,79 дюйма) вооружением ШВАК с боезапасом 90 снарядов.
- Современные реплики
В начале 1990-х годов Яковлев начал ограниченное производство для рынка боевых самолетов реплик самолетов Як-9 и Як-3 с использованием оригинального оборудования времен Второй мировой войны и двигателей Allison V-1710 . Эти современные копии, использующие двигатели Allison, имеют винты, вращающиеся против часовой стрелки, в отличие от оригиналов, в которых использовались советские силовые установки V12, вращающиеся строго по часовой стрелке.
Операторы
[ редактировать ]- В 1947 году ВВС Албании получили 72 самолета, в том числе 12 учебно-тренировочных Як-9В.
- Французские ВВС
- Нормандия-Неман Эскадра
- Венгерские ВВС получили самолеты в 1949 году. Венгерское название этого типа было «Верче» (Пустельга).
Монголия получила 34 самолета. В конце июня 1945 года
Северная Корея
- ВВС Войска Польского
- Польские ВВС эксплуатировали несколько самолетов с 1947 по 1953 год.
- Польский флот
- СФР Югославских ВВС - 16 Як-9Т, 40 Як-9П, 47 Як-9Д/М и 68 самолетов Як-9В в 1944–1950/1960 гг. [ 21 ]
- 111-й истребительный авиационный полк (1947–1948).
- 112-й истребительный авиационный полк (1947–1948).
- 94-й истребительный авиационный полк (1948–1952).
- 116-й истребительный авиационный полк (1948–1950).
- 117-й истребительный авиационный полк (1948–1950).
- 141-й учебный авиационный полк (1952–1953).
- 2-й учебный авиационный полк (1946–1948).
- 101-й учебно-истребительный авиационный полк (1948–1950).
- 103-й разведывательный авиационный полк (1950–1951).
- 104-й учебный авиационный полк (1948–1950).
- Учебная эскадрилья 32-й авиационной дивизии (1953–1959).
- Учебная эскадрилья 39-й авиационной дивизии (1953–1959).
- Учебная эскадрилья 44-й авиационной дивизии (1953–1954).
Выживший самолет
[ редактировать ]

- Болгария
- Як-9П на выставке в Музее авиации в Крумово, Пловдив . [ 22 ] Это тактический номер 27. [ нужна ссылка ]
- Северная Корея
- Як-9П на выставке в Музее Победоносной войны в Пхеньяне . [ 23 ]
- Польша
- Як-9П на статической экспозиции в Музее Военно-морского флота Польши в Гдыне, Померания . [ 24 ] Это тактический номер 2, он использовался эскадрильей авиации ВМФ до 1956 года. 12 декабря 1956 года он был передан в музей по поручению командования ВМФ. [ нужна ссылка ]
- Як-9П на статической экспозиции в Музее Войска Польского в Варшаве, Мазовия . [ 25 ] [ 26 ] Это тактический номер 23, использовался 1-м истребительным авиационным полком с 1947 по 1950 год. Передан в музей 10 августа 1950 года по поручению командования ВВС. [ нужна ссылка ]
- Россия
- Як-9У на статической экспозиции Центрального музея Военно-воздушных сил в Монино Московской области . [ 27 ]
- Як-9 на статической экспозиции Технологического музея Вадима Задорожного в Красногорском районе Московской области . [ 28 ]
- Як-9 на статической экспозиции Музея Воздушных Сил Северного флота в Сафоново Мурманской области . [ 29 ]
- Сербия
- Як-9П на хранении в Авиационном музее Белграда в Сурчине, Белград . [ 29 ]
- Украина
- Як-9 на статической экспозиции Национального музея истории Украины во Второй мировой войне в Киеве . [ нужна ссылка ]
- Соединенные Штаты
- Як-9У на статической экспозиции в Музее авиации в Сиэтле, штат Вашингтон . [ 30 ]
Технические характеристики (Як-9У)
[ редактировать ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 8,55 м (28 футов 1 дюйм)
- Размах крыльев: 9,74 м (31 фут 11 дюймов)
- Высота: 3,00 м (9 футов 10 дюймов)
- Площадь крыла: 17,15 м 2 (184,6 кв. футов)
- Профиль : корень: Clark YH (14%); совет: Кларк Ю.Х. (10%) [ 33 ]
- Вес пустого: 2512 кг (5538 фунтов)
- Полная масса: 3204 кг (7064 фунта)
- Запас топлива: 355 кг (782,6 фунта)
- Powerplant: 1 × Klimov VK-107 A V-12 liquid-cooled piston engine, 1,230 kW (1,650 hp)
- Гребные винты: 3-лопастной гребной винт изменяемого шага, диаметр 3,00 м (9 футов 10 дюймов).
Производительность
- Максимальная скорость: 690 км/ч (430 миль в час, 370 узлов) на высоте 5900 м (19 400 футов).
- Дальность действия: 675 км (419 миль, 364 миль)
- Практический потолок: 10 850 м (35 600 футов)
- Скорость набора высоты: 18,9 м/с (3720 футов/мин)
- Нагрузка на крыло: 186,82 кг/м 2 (38,26 фунтов/кв. футов)
- Мощность/масса : 0,35 кВт/кг (0,21 л.с./фунт)
Вооружение
- Оружие:
- 1 × 20-мм (0,79 дюйма) пушка ШВАК , 120 патронов
- 2 × 12,7-мм (0,50 дюйма) УБС , 340 патронов пулемета
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Фокке-Вульф Fw 190
- Lavochkin La-5 F
- Макки C.200 Саэтта
- Митсубиси А6М
- Кавасаки Ки-100
- Реджиан Ре.2000
Связанные списки
- Список самолетов Второй мировой войны
- Список военных самолетов Советского Союза и СНГ
- Список истребителей
Ссылки
[ редактировать ]
Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Якубович 2008, с. 101.
- ↑ Jane's All the World's Aircraft 1955-56, с. 188
- ^ Гастин 2003, с. 120.
- ^ Драбкин 2007, с. 146.
- ^ Ангелуччи и Матрикарди 1978, с. 246.
- ^ Jump up to: а б «Як-9У > Оружие Второй Мировой войны» . Оружие Второй мировой войны . 27 февраля 2019 г. Проверено 22 октября 2019 г.
- ^ Морган 1999, с. 52.
- ^ Бивор, Энтони (1999). Сталинград . Лондон: Пингвин. ISBN 0-14-024985-0 . OCLC 40646157 .
- ^ Морган 1999, с. 24.
- ^ Леонард 2005, с. 125.
- ^ Ганстон 1984, с. 256.
- ^ Морган 1999, с. 33.
- ^ Морган 1999, с. 53.
- ^ Бергстрем 2008, с. 32.
- ^ Шредер, Хелена (2010). Прорыватели блокады: Берлинский воздушный транспорт . Страуд: История. ISBN 978-0-7524-5600-3 . OCLC 495598280 .
- ^ Тейлор, Фред (2006). Берлинская стена: разделенный мир, 1961–1989 (1-е изд.). Нью-Йорк: ХарперКоллинз. ISBN 978-0-06-078613-7 . OCLC 76481596 .
- ^ Yakovlev’s Piston-Engined Fighters (Red Star №5) by Yefim Gordon and Dmitriy Khazanov page 65.
- ^ Самолеты СССР - книга 2 . ЦАГИ.
- ^ «Летная часть управления материальным командованием ВВС АРМИИ» . Характеристики самолетов времен Второй мировой войны . Проверено 11 октября 2015 г.
- ^ Dmitriy Khazanov, Yefim Gordon (2002). Red Star Volume 5: Yakovlev's Piston-Engined Fighters . Hersham, Surrey England: Midland Publishing. p. 96. ISBN 1857801407 .
- ^ Югославские ВВС 1942–1992, Боян Димитриевич, Белград, 2006 г.
- ^ «Коллекция самолетов [так в оригинале]» . Музей авиации . Проверено 19 октября 2020 г.
- ^ «Як-9П Белый 12» . airhistory.net . Проверено 15 октября 2022 г.
- ^ "Досье планера - Яковлев Як-9П, серийный номер 2 PMW" . Воздушные визуальные эффекты . Получено 19 октября.
- ^ «Выставка под открытым небом» . Музей Войска Польского . Проверено 19 октября 2020 г.
- ^ "Досье планера - Яковлев Як-9П, серийный номер 23 СПРП, серийный номер 10107" . Воздушные визуальные эффекты . Получено 19 октября.
- ^ «Самолет Як-9У» . Центральный музей ВВС (на русском языке) . Проверено 19 октября 2020 г.
- ^ «Як-9» . Музей техники Вадима Задорожного . Проверено 19 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Гудолл, Джеффри (10 февраля 2020 г.). «Яковлев» (PDF) . Сайт истории авиации Джеффа Гудолла . Проверено 19 октября 2020 г.
- ^ «Яковлев Як-9У Франк» . Музей авиации . Музей авиации . Проверено 27 января 2017 г.
- ^ Шавров 1994, с. 510
- ^ Якубович 2008, с. 87.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Анджелуччи, Энцо и Паоло Матрикарди. Мировые самолеты: Вторая мировая война, Том II (Sampson Low Guides). Мейденхед, Великобритания: Сэмпсон Лоу, 1978. ISBN 0-562-00096-8 .
- Бергстрем, Кристер. Багратион в Берлин – последний воздушный бой на Востоке 1944–45 . Хершам, Великобритания: Classic Publications, 2008. ISBN 978-1-903223-91-8 .
- Бок, Роберт. Як-7, Як-9 (Авиационная монография 14) (английский перевод польского оригинала). Гданьск, Польша: AJ-Press, 1999. ISBN 83-7237-020-6 .
- Драбкин Артем. Красная авиация на войне: Барбаросса и отступление к Москве – воспоминания летчиков-истребителей на Восточном фронте . Барнсли, Южный Йоркшир, Великобритания: Pen & Sword Military, 2007. ISBN 1-84415-563-3 .
- Гордон, Ефим и Дмитрий Хазановы. Советские боевые самолеты Второй мировой войны, Том первый: Одномоторные истребители . Эрл Шилтон, Лестер, Великобритания: Midland Publishing Ltd., 1998. ISBN 1-85780-083-4 .
- Грин, Уильям. Боевые самолеты Второй мировой войны, Том третий: Истребители . Лондон: Macdonald & Co. (Publishers) Ltd., 1961 (седьмое издание, 1973 г.). ISBN 0-356-01447-9 .
- Грин, Уильям и Гордон Суонборо. Факты о самолетах времен Второй мировой войны: истребители советских ВВС, Часть 2 . Лондон: Macdonald and Jane's Publishers Ltd., 1978. ISBN 0-354-01088-3 .
- Ганстон, Билл. Самолеты 2-й мировой войны (на итальянском языке). Милан: Альберто Перуццо Эдиторе, 1984. НЕТ ISBN.
- Ганстон, Билл. Иллюстрированный справочник боевых самолетов Второй мировой войны . Лондон: Salamander Book Limited, 1988. ISBN 1-84065-092-3 .
- Копенгаген, В., изд. Книга по типам больших самолетов (на немецком языке). Штуггарт, Германия: Транспресс, 1987. ISBN 3-344-00162-0 .
- Леонард, Герберт. Энциклопедия советских истребителей 1939–1951 годов . Париж: История и коллекции, 2005. ISBN 2-915239-60-6 .
- Лисс, Витольд. Серия Як 9 (Самолет в профиле № 185) . Лезерхед, Суррей, Великобритания: Profile Publications Ltd., 1967.
- Mellinger, George. Yakovlev Aces of World War 2 . Botley, UK: Osprey Publishing Ltd., 2005. ISBN 1-84176-845-6 .
- Морган, Хью. Советские асы Второй мировой войны (на итальянском языке). Милан: Edizioni del Prado/Osprey Aviation, 1999. ISBN 84-8372-203-8 .
- Морган, Хью. Советские асы Второй мировой войны . Лондон: Reed International Books Ltd., 1997. ISBN 1-85532-632-9 .
- Panek, Robert. Yakovlev Yak-9U & P. Sandomierz, Poland/Redbourn, Hertfordshire, UK: Mushroom Model Publications, 2006. ISBN 83-89450-27-5 .
- Шавров, В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938–1950 гг. (3 изд.) . Kniga: Машиностроение, 1994 (Shavrov, V.B. Istoriia konstruktskii samoletov v SSSR, 1938–1950 gg.,3rd ed. History of Aircraft Design in USSR: 1938–1950 ) . Kniga, Russia: Mashinostroenie, 1994.) ISBN 5-217-00477-0 .
- Стапфер, Ханс-Хейри. Истребители Як в действии (Самолет №78) . Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications, Inc., 1986. ISBN 0-89747-187-3 .
- Степанец, А.Т. Истребители ЯК периода Великой Отечественной войны . Kniga: Машиностроение, 1992. Stepanets, A.T. Istrebiteli Yak perioda Velikoi Otechestvennoi voiny ( Yak Fighters of the Great Patriotic War ) . Kniga, Russia: Mashinostroenie, 1992. ISBN 5-217-01192-0 .
- Уильямс, Энтони Г. и Эммануэль Гастин. Летающие пушки: развитие авиационных орудий, боеприпасов и установок 1933–45 . Рамсбери, Великобритания: Airlife, 2003. ISBN 1-84037-227-3 .
- Якубович, Н.В. Истребитель Як-9. Заслуженный «фронтовик» . Москва: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008. Yakubovich, N.V. Istrebitel’ Yak-9. Zasluzhenny ”frontovik” ( Yak-9 Fighter. A Honored “Veteran” ). Moscow, Russia: Collection, Yauza, EKSMO, 2008. ISBN 978-5-699-29168-7 .