Yakovlev Yak-38
Yak-38 | |
---|---|
A Soviet Navy Yak-38 landing aboard Novorossiysk | |
Роль | СВВП Истребитель |
Национальное происхождение | Советский Союз |
Производитель | Yakovlev |
Первый полет | 15 января 1971 г. |
Введение | 11 августа 1976 г. |
Ушедший на пенсию | 1991 |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основной пользователь | Советская морская авиация |
Произведено | 1975–1981 |
Количество построенных | 231, в том числе Yak-38U – 34 Yak-38M – 52 |
Як -38 ( русский : Яковлев Як-38 ; кодовое название НАТО : « Форгер ») был посадки советской военно-морской авиации, единственным действующим ударным истребителем вертикального взлета и а также ее первым действующим палубным самолетом. Он был разработан специально для «Киев» класса авианосцев (тяжелый авиационный крейсер в российской классификации) и служил почти исключительно на них.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Разработанный ОКБ А.С. Яковлева , на первых чертежах был изображен сверхзвуковой самолет, сильно напоминающий Hawker P.1154, находящийся на стадии разработки в Великобритании , но с двумя двигателями Р27-300. Сверхзвуковые характеристики повлекли бы за собой множество трудностей при разработке, и было решено сначала разработать относительно простой самолет с ограниченной скоростью 0,95 Маха . Хотя Як-38 и Як-38М были разработаны на базе наземного Як-36 , самолеты не имели почти ничего общего.
Прототип VM-01 был закончен 14 апреля 1970 года. Хотя внешне он был похож на британский Hawker Siddeley Harrier , он имел совершенно другую конфигурацию. Вместе с двигателем векторной тяги в задней части, используемым во время полета, два двигателя меньшего размера и менее мощные были размещены в передней части фюзеляжа и использовались исключительно для взлета и посадки. [ примечание 1 ]
Як-38 имел автоматическое катапультируемое кресло . Если один из взлетных двигателей вышел из строя или самолет перевернулся более чем на 60 градусов, пилот автоматически катапультировался из самолета.
Операционная история
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2011 г. ) |
Большая часть первоначальных серийных поставок Як-36М пришлась на 279-й ОКШАП ( Отдельный корабельный штурмовой авиационный полк ), первоначально базировавшийся в Саках, учебном центре АВ-МФ в Крыму .
В июле 1979 года «Минск» прибыл в Японское море , где судно было доставлено в бухту Стрелок, а Як-38 в его авиакрыле после этого был предоставлен 311-м ОКШАП, подчиненным Тихоокеанскому флоту . [ нужны разъяснения ]
В сентябре 1982 года «Новороссийск» – третий авиаперевозчик класса «Киев вступил в строй ». К настоящему времени технология вертикального взлета и посадки была хорошо отработана, и полученное в результате увеличение общих характеристик и возможностей Як-38 было использовано во время перехода Новороссийска из Североморска для присоединения к Тихоокеанскому флоту. Пара вооруженных Як-38, действовавших из Минска, перехватила самолеты американского авианосца «Энтерпрайз » над Аравийским морем 16 декабря 1982 года. Это событие стало первым случаем, когда советские самолеты вертикального взлета и посадки перехватили американские самолеты, вооруженные ракетами. [ 1 ]
В морском контексте Як-38 не ограничивался киевскими палубами . В сентябре 1983 года пилоты АВ-МФ работали с гражданского «Ро-Ро» судна типа «Агостиньо Нето» , а пилоты НИИ-ВВС проводили дальнейшие испытания с другого судна типа «Ро-Ро» — «Николай Черкасов» . В обоих случаях использовалась термостойкая посадочная платформа; дальнейшие наземные испытания проверяли практичность рассредоточенных посадочных платформ по аналогии с операциями Harrier британских Королевских ВВС в Западной Германии . [ 2 ]
Варианты
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2011 г. ) |
- Як-36М «Форгер»
Первоначальный предсерийный вариант, незначительно отличавшийся от Як-38. Он весил 6650 кг (14 660 фунтов) по сравнению с 7 370 кг (16 250 фунтов) Як-38, а двигатели были немного менее мощными.
- Як-38 «Форджер-А»
Як-38 был первой серийной моделью, он совершил первый полет 15 января 1971 года и поступил на вооружение Военно-морской авиации СССР 11 августа 1976 года. Всего было выпущено 143 Як-38.
- Як-38М «Форджер-А»
Як-38М представлял собой модернизированную версию Як-38, основным отличием которого были новые двигатели Туманский Р-28В-300 и Рыбинский РД-38 . Максимальная взлетная масса в вертикальном взлете была увеличена с 10 300 кг (22 700 фунтов) до 11 300 кг (24 900 фунтов) и составила 12 000 кг (26 000 фунтов) в режиме короткого взлета. Воздухозаборники были немного расширены, а подкрыльевые пилоны усилены, чтобы выдерживать оружейную нагрузку массой 2000 фунтов (910 кг). Як-38М поступил на вооружение Военно-морской авиации СССР после июня 1985 года; Всего было выпущено 50 Як-38М.
- Як-38У «Форджер-Б»
Двухместный учебный вариант советской морской авиации. Эта версия отличалась от базового самолета увеличенным фюзеляжем для размещения двухместной кабины. Як-38У поступил на вооружение 15 ноября 1978 года. Всего было выпущено тридцать восемь Як-38У, последний самолет был поставлен в 1981 году.
Незастроенные проекты
[ редактировать ]- Yak-39
Проект многоцелевого истребителя-штурмовика вертикального взлета и посадки 1983 года с использованием одного двигателя Р-28В-300 и двух двигателей РД-48, комплекса авионики ПрНК-39; Многорежимная РЛС С-41Д, увеличенное крыло, увеличенный запас топлива и расширенные возможности вооружения на основе систем обозначения «Шквал» или «Кайра» ПГМ. [ 2 ]
Операторы
[ редактировать ]- Советский ВМФ
- Советская морская авиация
- Украинская военно-морская авиация (бывший оператор, после распада Советского Союза использовался в ограниченном количестве в качестве истребителей наземного базирования, больше не находится на вооружении.)
Specifications (Yakovlev Yak-38M)
[ редактировать ]Данные боевых самолетов с 1945 года. [ 3 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 16,37 м (53 фута 8 дюймов)
- Размах крыльев: 7,32 м (24 фута 0 дюймов)
- Высота: 4,25 м (13 футов 11 дюймов)
- Площадь крыла: 18,5 м 2 (199 кв. футов)
- Вес пустого: 7385 кг (16 281 фунт)
- Максимальный взлетный вес: 11 300 кг (24 912 фунтов)
- Силовая установка: 1 × Туманский Р-28 В-300 ТРДД векторной тяги, тяга 66,7 кН (15 000 фунтов силы) на подъемной и крейсерской тяге.
- Силовая установка: 2 рыбинских (РКБМ) ТРД РД-38 с тягой 31,9 кН (7200 фунтов силы) каждый подъемно-реактивный двигатель.
Производительность
- Максимальная скорость: 1280 км/ч (800 миль в час, 690 узлов)
- Дальность: 100 км (62 мили, 54 мили) [ 4 ]
- Практический потолок: 11 000 м (36 000 футов)
- Скорость набора высоты: 75 м/с (14 800 футов/мин)
Вооружение
- Орудие: ГШ-23Л 23-мм пушечная установка (ГП-9). Перевозится в одной или двух парах гондол УПК-23-250, закрепленных под внешними пилонами крыльев. [ а ]
- Узлы подвески: 4 грузоподъемностью 2000 кг (4400 фунтов), с приспособлениями для перевозки комбинаций:
- Ракеты: различные типы ракет (до 240 мм).
- Ракеты: 2 противокорабельные или класса «воздух-поверхность» Х-23 (AS-7 «Керри»). [ б ] . Р-60 или Р-60М (АА-8 «Тля»). Под внешними пилонами могли размещаться ракеты класса «воздух-воздух»
- Бомбы: две бомбы общего назначения ФАБ-500 или четыре бомбы общего назначения ФАБ-250 под пилонами, две зажигательные ЗБ-500 или две ядерные бомбы РН-28.
- Другое: внешние баки.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Также была разработана центральная подфюзеляжная интегрированная артиллерийская установка, получившая обозначение ВСПУ-36. Здесь также была установлена пушка ГШ-23Л, но ее боекомплект составлял 160 выстрелов вместо 250, как на гондолах УПК-23-250.
- ↑ Для Х-23 требовался блок наведения «Дельта-В» на одном из внутренних пилонов.
- ^ У Harrier только один двигатель, холодная и горячая тяга распределяется через сопла в носовой и кормовой части соответственно.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Вайнрауб, Бернар. «F-14 с авианосца «Нимиц» преследовали два ливийских самолета, заявляют официальные лица США». New York Times, 19 февраля 1983 г. Дата обращения: 3 августа 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Ньюдик, Томас. «Советский ВМФ «Фальсификатор»: Як-36М, Як-38, Як-38У и Як-38М». Информационная группа воздушного боя, 27 ноября 2004 г. Дата обращения: 16 июля 2008 г.
- ^ Уилсон 2000, с. 145.
- ^ «Самолет вертикального взлета и посадки: Як-38». ОКБ Яковлева, 16 июля 2008 г.
Библиография
[ редактировать ]- Уилсон, Стюарт. Боевой самолет с 1945 года . Фишвик, Австралия: Aerospace Publications, 2000. ISBN 1-875671-50-1 .
- «Як-36 Форгер — временный В/Стол». Рейс Интернэшнл , 2 мая 1981 года.