Jump to content

Yakovlev Yak-38

Yak-38
A Soviet Navy Yak-38 landing aboard Novorossiysk
Роль СВВП Истребитель
Национальное происхождение Советский Союз
Производитель Yakovlev
Первый полет 15 января 1971 г.
Введение 11 августа 1976 г.
Ушедший на пенсию 1991
Статус Ушедший на пенсию
Основной пользователь Советская морская авиация
Произведено 1975–1981
Количество построенных 231, в том числе
Yak-38U – 34
Yak-38M – 52

Як -38 ( русский : Яковлев Як-38 ; кодовое название НАТО : « Форгер ») был посадки советской военно-морской авиации, единственным действующим ударным истребителем вертикального взлета и а также ее первым действующим палубным самолетом. Он был разработан специально для «Киев» класса авианосцев (тяжелый авиационный крейсер в российской классификации) и служил почти исключительно на них.

Проектирование и разработка

[ редактировать ]
Схема, показывающая подъемную силу на Як-38 в режиме вертикального взлета и посадки.
Крупный план воздухозаборников небольших двигателей вертикального взлета и посадки.

Разработанный ОКБ А.С. Яковлева , на первых чертежах был изображен сверхзвуковой самолет, сильно напоминающий Hawker P.1154, находящийся на стадии разработки в Великобритании , но с двумя двигателями Р27-300. Сверхзвуковые характеристики повлекли бы за собой множество трудностей при разработке, и было решено сначала разработать относительно простой самолет с ограниченной скоростью 0,95 Маха . Хотя Як-38 и Як-38М были разработаны на базе наземного Як-36 , самолеты не имели почти ничего общего.

Прототип VM-01 был закончен 14 апреля 1970 года. Хотя внешне он был похож на британский Hawker Siddeley Harrier , он имел совершенно другую конфигурацию. Вместе с двигателем векторной тяги в задней части, используемым во время полета, два двигателя меньшего размера и менее мощные были размещены в передней части фюзеляжа и использовались исключительно для взлета и посадки. [ примечание 1 ]

Як-38 имел автоматическое катапультируемое кресло . Если один из взлетных двигателей вышел из строя или самолет перевернулся более чем на 60 градусов, пилот автоматически катапультировался из самолета.

Операционная история

[ редактировать ]
Як-38М на авиасалоне МАКС в 1993 году.
Сложенное крыло Як-38.

Большая часть первоначальных серийных поставок Як-36М пришлась на 279-й ОКШАП ( Отдельный корабельный штурмовой авиационный полк ), первоначально базировавшийся в Саках, учебном центре АВ-МФ в Крыму .

В июле 1979 года «Минск» прибыл в Японское море , где судно было доставлено в бухту Стрелок, а Як-38 в его авиакрыле после этого был предоставлен 311-м ОКШАП, подчиненным Тихоокеанскому флоту . [ нужны разъяснения ]

В сентябре 1982 года «Новороссийск» – третий авиаперевозчик класса «Киев вступил в строй ». К настоящему времени технология вертикального взлета и посадки была хорошо отработана, и полученное в результате увеличение общих характеристик и возможностей Як-38 было использовано во время перехода Новороссийска из Североморска для присоединения к Тихоокеанскому флоту. Пара вооруженных Як-38, действовавших из Минска, перехватила самолеты американского авианосца «Энтерпрайз » над Аравийским морем 16 декабря 1982 года. Это событие стало первым случаем, когда советские самолеты вертикального взлета и посадки перехватили американские самолеты, вооруженные ракетами. [ 1 ]

В морском контексте Як-38 не ограничивался киевскими палубами . В сентябре 1983 года пилоты АВ-МФ работали с гражданского «Ро-Ро» судна типа «Агостиньо Нето» , а пилоты НИИ-ВВС проводили дальнейшие испытания с другого судна типа «Ро-Ро» — «Николай Черкасов» . В обоих случаях использовалась термостойкая посадочная платформа; дальнейшие наземные испытания проверяли практичность рассредоточенных посадочных платформ по аналогии с операциями Harrier британских Королевских ВВС в Западной Германии . [ 2 ]

Варианты

[ редактировать ]
Советский Як-38 Форгер с опущенным шасси.
Yak-38U
Як-36М «Форгер»

Первоначальный предсерийный вариант, незначительно отличавшийся от Як-38. Он весил 6650 кг (14 660 фунтов) по сравнению с 7 370 кг (16 250 фунтов) Як-38, а двигатели были немного менее мощными.

Як-38 «Форджер-А»

Як-38 был первой серийной моделью, он совершил первый полет 15 января 1971 года и поступил на вооружение Военно-морской авиации СССР 11 августа 1976 года. Всего было выпущено 143 Як-38.

Як-38М «Форджер-А»

Як-38М представлял собой модернизированную версию Як-38, основным отличием которого были новые двигатели Туманский Р-28В-300 и Рыбинский РД-38 . Максимальная взлетная масса в вертикальном взлете была увеличена с 10 300 кг (22 700 фунтов) до 11 300 кг (24 900 фунтов) и составила 12 000 кг (26 000 фунтов) в режиме короткого взлета. Воздухозаборники были немного расширены, а подкрыльевые пилоны усилены, чтобы выдерживать оружейную нагрузку массой 2000 фунтов (910 кг). Як-38М поступил на вооружение Военно-морской авиации СССР после июня 1985 года; Всего было выпущено 50 Як-38М.

Як-38У «Форджер-Б»

Двухместный учебный вариант советской морской авиации. Эта версия отличалась от базового самолета увеличенным фюзеляжем для размещения двухместной кабины. Як-38У поступил на вооружение 15 ноября 1978 года. Всего было выпущено тридцать восемь Як-38У, последний самолет был поставлен в 1981 году.

Незастроенные проекты

[ редактировать ]
Yak-39

Проект многоцелевого истребителя-штурмовика вертикального взлета и посадки 1983 года с использованием одного двигателя Р-28В-300 и двух двигателей РД-48, комплекса авионики ПрНК-39; Многорежимная РЛС С-41Д, увеличенное крыло, увеличенный запас топлива и расширенные возможности вооружения на основе систем обозначения «Шквал» или «Кайра» ПГМ. [ 2 ]

Операторы

[ редактировать ]
 Советский Союз

Specifications (Yakovlev Yak-38M)

[ редактировать ]

Данные боевых самолетов с 1945 года. [ 3 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 1
  • Длина: 16,37 м (53 фута 8 дюймов)
  • Размах крыльев: 7,32 м (24 фута 0 дюймов)
  • Высота: 4,25 м (13 футов 11 дюймов)
  • Площадь крыла: 18,5 м 2 (199 кв. футов)
  • Вес пустого: 7385 кг (16 281 фунт)
  • Максимальный взлетный вес: 11 300 кг (24 912 фунтов)
  • Силовая установка: 1 × Туманский Р-28 В-300 ТРДД векторной тяги, тяга 66,7 кН (15 000 фунтов силы) на подъемной и крейсерской тяге.
  • Силовая установка: 2 рыбинских (РКБМ) ТРД РД-38 с тягой 31,9 кН (7200 фунтов силы) каждый подъемно-реактивный двигатель.

Производительность

  • Максимальная скорость: 1280 км/ч (800 миль в час, 690 узлов)
  • Дальность: 100 км (62 мили, 54 мили) [ 4 ]
  • Практический потолок: 11 000 м (36 000 футов)
  • Скорость набора высоты: 75 м/с (14 800 футов/мин)

Вооружение

  • Орудие: ГШ-23Л 23-мм пушечная установка (ГП-9). Перевозится в одной или двух парах гондол УПК-23-250, закрепленных под внешними пилонами крыльев. [ а ]
  • Узлы подвески: 4 грузоподъемностью 2000 кг (4400 фунтов), с приспособлениями для перевозки комбинаций:
    • Ракеты: различные типы ракет (до 240 мм).
    • Ракеты: 2 противокорабельные или класса «воздух-поверхность» Х-23 (AS-7 «Керри»). [ б ] . Р-60 или Р-60М (АА-8 «Тля»). Под внешними пилонами могли размещаться ракеты класса «воздух-воздух»
    • Бомбы: две бомбы общего назначения ФАБ-500 или четыре бомбы общего назначения ФАБ-250 под пилонами, две зажигательные ЗБ-500 или две ядерные бомбы РН-28.
    • Другое: внешние баки.

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Примечания

[ редактировать ]
  1. Также была разработана центральная подфюзеляжная интегрированная артиллерийская установка, получившая обозначение ВСПУ-36. Здесь также была установлена ​​пушка ГШ-23Л, но ее боекомплект составлял 160 выстрелов вместо 250, как на гондолах УПК-23-250.
  2. Для Х-23 требовался блок наведения «Дельта-В» на одном из внутренних пилонов.
  1. ^ У Harrier только один двигатель, холодная и горячая тяга распределяется через сопла в носовой и кормовой части соответственно.
  1. ^ Вайнрауб, Бернар. «F-14 с авианосца «Нимиц» преследовали два ливийских самолета, заявляют официальные лица США». New York Times, 19 февраля 1983 г. Дата обращения: 3 августа 2017 г.
  2. ^ Jump up to: а б Ньюдик, Томас. «Советский ВМФ «Фальсификатор»: Як-36М, Як-38, Як-38У и Як-38М». Информационная группа воздушного боя, 27 ноября 2004 г. Дата обращения: 16 июля 2008 г.
  3. ^ Уилсон 2000, с. 145.
  4. ^ «Самолет вертикального взлета и посадки: Як-38». ОКБ Яковлева, 16 июля 2008 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Уилсон, Стюарт. Боевой самолет с 1945 года . Фишвик, Австралия: Aerospace Publications, 2000. ISBN   1-875671-50-1 .
  • «Як-36 Форгер — временный В/Стол». Рейс Интернэшнл , 2 мая 1981 года.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: de9dbdd841ff479eca41558fdfb722fa__1716533460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/de/fa/de9dbdd841ff479eca41558fdfb722fa.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yakovlev Yak-38 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)