Р-39 Риф
Р-39 РИФ | |
---|---|
![]() Р-39 | |
Тип | БРПЛ |
Место происхождения | Советский Союз |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1983–2004 |
Используется | Советский ВМФ ВМФ России |
История производства | |
Дизайнер | Ракетное конструкторское бюро Макеева |
Производитель | Златоустовский машиностроительный завод |
Технические характеристики | |
Масса | 84 тонны (185 000 фунтов) |
Длина | 16,1 метра (53 фута) [ 1 ] (8,4 метра (28 футов) без боеголовки) |
Диаметр | 2,4 метра (7,9 футов) [ 1 ] |
Боеголовка | 10 термоядерных РГЧ [ 1 ] |
Взрывная мощность | 100–200 кт каждый [ 1 ] |
Двигатель | Трехступенчатая твердотопливная ракета [ 1 ] |
Оперативный диапазон | 8300 километров (5200 миль) [ 1 ] |
Руководство система | Астроинерциальное наведение [ 2 ] |
Точность | 500 метров (1600 футов) CEP [ 2 ] |

Р -39 Риф ( русский : Р-39 Риф , букв. « риф »; отчетное название НАТО : SS-N-20 Sturgeon ; обозначение двустороннего контроля над вооружениями: RSM-52 ) была баллистической ракетой подводного базирования (БРПЛ), которая В составе ВМФ СССР с момента принятия в 1983 году до 1991 года, после чего в составе ВМФ России до 2004 года. Ракета имела ГРАУ индексы 3М65, 3М20 и 3Р65. Его перевозили на борту подводных лодок класса «Тайфун» .
Межконтинентальная ракета Р-39 имела трехступенчатую конструкцию твердотопливного разгонного блока с жидкотопливным доразгонным блоком, несущим до десяти боеголовок разделяющихся боеголовок независимого наведения . Как и у других БРПЛ, первоначальный пуск приводился в действие газогенератором, расположенным в нижней части стреляющей трубы. Во время прохождения ракеты через воду дополнительные двигатели создают вокруг ракеты газовую стенку, снижающую гидродинамическое сопротивление. [ нужна ссылка ] Пусковая система получила обозначение «Д-19».
Разработка
[ редактировать ]Опытно-конструкторские работы начались в НИИ машиностроения в 1971 году, а официальное одобрение конструкция получила в 1973 году. Первые испытательные полеты 1979 года выявили проблемы в твердотопливных наддувных двигателях, более половины первых полетов потерпели неудачу. Более поздние испытания на борту модифицированной подводной лодки класса «Тайфун» оказались более успешными, и в мае 1983 года началось ее развертывание, на каждой подводной лодке было по 20 ракет. При полном развертывании было развернуто 120 ракет с общим количеством боеголовок 1200.
По условиям договоров СНВ-1 и СНВ-2 с 1996 года было уничтожено некоторое количество ракет Р-39. На протяжении 1990-х годов подводные лодки класса «Тайфун» и несенные на них ракеты Р-39 постепенно выводились из эксплуатации. К 2004 году все ракеты были выведены из эксплуатации, а все подводные лодки класса «Тайфун» выведены из эксплуатации, за исключением одной, которая используется в качестве испытательной платформы для РСМ-56 «Булава» .
Проект-преемник Р-39М / РСМ- 52В Гром / СС-Н-28 для пусковой системы Д-19УТТХ потерпел серию неудачных испытаний и был отменен.
Операторы
[ редактировать ]Бывшие операторы
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Р-39М
- R-29 Vysota
- R-29RM Shtil
- R-29RMU Sineva
- R-29RMU2 Layner
- РСМ-56 Булава
- UGM-133 Трайдент II
- М45 (ракета)
- М51 (ракета)
- JL-1
- JL-2
- Семейство K Missile
- Куккоксонг-1
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж «СС-Н-20» . Архивировано из оригинала 2 февраля 2012 г. Проверено 31 января 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с «БРПЛ Р-39/SS-N-20 Sturgeon — Российские/Советские Ядерные Силы» . Фас.орг. 13 июля 2000 г. Проверено 22 августа 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ядерные силы России, 2005 г. , Бюллетень ученых-атомщиков , март/апрель 2005 г.