10Х
10Х | |
---|---|
Тип | крылатая ракета |
Место происхождения | СССР |
История производства | |
Дизайнер | Vladimir N. Chelomey |
Разработанный | 1945 |
Производитель | ООН-52 |
Произведено | 1945 |
№ построено | 300 (10Х) |
Варианты | 10Kh Izdeliye 30 10ХН 14х 14ХК1 15Х 16х 17Х 18х Планирующая бомба |
Технические характеристики | |
Двигатель | Chelomey D-3 тяга около 3,924 кН (882 фунта-силы) |
Порох | Бензин |
Оперативный диапазон | 260 - 300 км |
Ускорить время | Твердотопливные ракеты (рамповый запуск) |
Запуск платформа | Petlyakov Pe-8 Tupolev Tu-2 LL |
10Х — обозначение первой серии советских импульсным реактивным двигателем с крылатых ракет воздушного базирования , созданных на основе летающей бомбы Fieseler Fi 103 (Фау-1), разработанной в 1950-х годах ОКБ-52 под руководством Владимира Николаевича. Челомей (Челомей) и отменен в том же десятилетии. [ 1 ] [ 2 ]
История
[ редактировать ]немецких летающих бомб Фау-1 Сообщения об атаках на Лондон побудили Сталина инициировать программу разработки советского аналога, начиная с июня 1944 года. Владимир Челомей , работавший над импульсными реактивными двигателями, был назначен на этот проект в октябре 1944 года и передано в управление ОКБ-52. Программе способствовало частичное восстановление Фау-1 советскими войсками на полигоне Близна в Польше. Первоначальный экземпляр Фау-1 назывался 10Х, а позже «Изделие 10» («Изделие 10»). Серийное производство планировалось начать в марте 1945 года по 100 штук в месяц, а позже в том же году увеличить до 450 штук в месяц. [ 3 ]
К концу 1944 года разработка импульсного двигателя Д-3, приводившего в движение 10Х, находилась на стадии прототипа, и первый серийный 10Х был готов 5 февраля 1945 года. Поскольку пусковые рампы не были построены, первым испытанием стал воздушный запуск. с тяжелого бомбардировщика Петляков Пе-8 20 марта 1945 года под Ташкентом . К 25 июля было запущено 66 ракет, из них 44 перешли в автономный полет, из них 22 достигли дальности цели и 20 удержали необходимый курс. [ 4 ] Была построена партия улучшенных самолетов 10Х ( Изделие 30 ) с деревянными крыльями, а в декабре 1948 года было произведено еще 73 воздушных запуска. В 1948 году также был испытан наземный вариант 10ХН, в котором использовался взлет с помощью ракеты. рампа.
Целью первых испытаний было определить возможность сбросить ракету 10Х с летящего самолета и зажечь импульсную струю примерно в 100 м (330 футов) ниже корабля-базы, но только шесть из 22 ракет сделали это правильно. Вторая, более успешная серия испытаний показала успех 12 из 22 запущенных. Заключительные испытания были проведены для определения точности и эффективности; шесть из 18 выпущенных ракет поразили цель, три успешно взорвались, из четырех выпущенных для определения эффективности. [ 5 ]
Варианты
[ редактировать ]- 10Х
- Первоначальная серийная версия аналога Фау-1, созданного методом реверс-инжиниринга , оснащенная одним двигателем Челомея Д-3 , реверс-инженерным двигателем Argus As014 . [ 4 ]
- 10Kh Izdeliye 30
- Улучшенная версия с деревянными крыльями. [ 4 ]
- 10ХН
- Версия для наземного запуска, в которой используется ракетный взлетный механизм для разгона ракеты по стартовой рампе. [ 4 ]
- 14х
- Дальнейшая разработка с переработанными крыльями нескольких конфигураций и конструкционным материалом, оснащенная одним двигателем Челомея Д-5 . [ 4 ]
- 14ХК1
- Подверсия Х14 с одним двигателем Челомея Д-6 . [ 4 ]
- 15Х
- Версия для запуска с корабля. [ 4 ]
- 16х
- Экспериментальные ракеты на планере Х10 с одними двигателями Челомея Д-6 , позже испытанные с двумя двигателями Челомея Д-3, установленными рядом на V-образных пилонах в хвостовой части фюзеляжа, и удлиненным хвостовым оперением с прямоугольными килями и рулями направления на законцовках хвостового оперения. [ 4 ]
- 17Х
- Версия для запуска с корабля. [ 4 ]
- 18х
- Дальнейшее развитие крылатой ракеты серии 10Х. [ 4 ]
- Планирующая бомба
- Планирующая бомба без двигателя также была заимствована у 10Х и имела сдвоенное хвостовое оперение, аналогичное 16Х, в дополнение к центральному килю, а также сбрасываемую ходовую часть. [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Россия: ВПК НПО машиностроения» . 2008. Архивировано из оригинала 13 января 2010 года . Проверено 3 марта 2010 г.
- ^ Зак, Анатолий (2008). «РАКЕТЫ: Крылатые ракеты» . Проверено 3 марта 2010 г.
- ^ Залога, Стивен Дж.; Джим Лорье (2005). Летающая бомба Фау-1 1942–1952 годов: печально известный «каракуля» Гитлера . Издательство Оспри. п. 41. ИСБН 978-1-84176-791-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Гордон, Ефим (2004). Советское/Российское авиационное вооружение . Хинкли: Мидленд. ISBN 978-1-85780-188-0 .
- ^ Тернер, Брэд (2006). «Советское ракетостроение» . Архивировано из оригинала 23 июля 2011 г. Проверено 4 марта 2010 г.