Jump to content

9К31 Стрела-1

9К31 Стрела-1
( Название НАТО : SA-9 Гаскин)
Тип Автомобильный ЗРК
Место происхождения Советский Союз
История обслуживания
В эксплуатации 1968 – настоящее время
Используется Посмотреть список операторов
Войны Арабо-израильские войны , Война в Западной Сахаре , Югославские войны , Пограничная война с Южной Африкой войны , Ирано-иракская война , Война , в Персидском заливе , Вторжение в Ирак в 2003 году Ливанские [ 1 ] Гражданская война в Сирии , Гражданская война в Йемене (2015 – настоящее время)
История производства
Дизайнер Конструкторское бюро ОКБ-16 (ныне КБ КБ Точмаш ) точного машиностроения
Производитель Советские государственные заводы
Произведено 1966
Варианты 9К31, СА-95 [ 2 ]
Технические характеристики (9К31 Стрела-1 [ 2 ] )
Масса 7000 кг (15000 фунтов)
Длина 5,8 м (19 футов)
Ширина 2,4 м (7,9 футов)
Высота 2,3 м (7,5 футов) (в движении)
Экипаж 3 (командир, наводчик и водитель)

Броня 5–14 мм (0,20–0,55 дюйма)
Основной
вооружение
4 × 9М31 (или 9М31М)
Двигатель ГАЗ 41 В-8 бензиновый с водяным охлаждением
140 л.с. при 3400 об/мин
Мощность/вес 20 л.с./т (15 кВт/т)
Дорожный просвет 0,43 м (1,4 фута)
Запас топлива 290 литров (77 галлонов США)
Оперативный
диапазон
750 км (470 миль)
Максимальная скорость 100 км/ч (62 мили в час) (дорога)
10 км / ч (6,2 миль в час) (вода)
Руководство
система
инфракрасное самонаведение

9К31 « Стрела-1» ( русский : 9К31 «Стрела-1» ; английский: стрела ) — высокомобильный комплекс малой дальности и малой высоты с инфракрасным наведением зенитный ракетный . Первоначально разработанный в Советском Союзе под ГРАУ обозначением 9К31 , он широко известен под в отчетах НАТО названием SA-9 « Гаскин » . Система состоит из машины-амфибии БРДМ-2 , на которой установлены две пары готовых к стрельбе ракет 9М31.

История развития

[ редактировать ]

Ракеты, используемые в этой системе, были разработаны вместе с вездесущим советским ПЗРК 9К32М «Стрела-2» (обозначение НАТО SA-7 «Грааль») в 1960-х годах. Первоначально обе ракеты задумывались как переносные, но когда стало очевидно, что «Стрела-2» будет гораздо компактнее, цели разработки «Стрелы-1» изменились. Вместо переносного комплекса батальонного уровня новые критерии предусматривали использование полкового ЗРК для поддержки ЗСУ-23-4 .

В результате изменения роли и более смягченных ограничений по массе бортового ЗРК конструкторская группа сделала 9М31 гораздо более тяжелой ракетой, что позволило добиться меньшего количества конструктивных компромиссов, чем в случае со «Стрелой-2», для достижения приемлемых кинематических характеристик. Наиболее заметным отличием является гораздо больший диаметр ракеты и тупая головка самонаведения, охватывающая всю ширину ракеты. При прочих равных условиях способность оптической ГСН обнаружить цель прямо пропорциональна ее диаметру, но с другой стороны аэродинамическое сопротивление увеличивается пропорционально квадрату диаметра.

«Стрела-1» также имела боеголовку более чем в два раза тяжелее, чем «Стрела-2», неконтактный взрыватель и более эффективную конфигурацию рулевой поверхности, обеспечивающую лучшую маневренность за счет увеличения лобового сопротивления. В результате получилась ракета, в четыре раза тяжелее «Стрелы-2», с лишь немного большей дальностью полета, но в остальном гораздо лучшими характеристиками.

Транспортное средство

[ редактировать ]

Каждый TEL несет четыре готовые к стрельбе ракеты, но обычно нет ракет для перезарядки. Перезарядка выполняется вручную и обычно занимает около 5 минут. Ракетные ящики при транспортировке опускаются, чтобы уменьшить общую высоту машины. Водитель и командир имеют перископы для обзора снаружи машины при закрытых люках.

Помимо новой башни, еще одним важным изменением в шасси БРДМ-2 является удаление нижних колес (предположительно для улучшения внедорожных качеств). Водитель и командир оснащены системами инфракрасного видения. Транспортное средство имеет стандартную защиту от NBC ( ядерной, биологической и химической ), включая защиту от избыточного давления. Ракеты складываются по бокам башни, что значительно уменьшает высоту машины во время движения. Каждый автомобиль весит около 7 тонн (7,7 коротких тонн) и оснащен двигателем мощностью 104 кВт (140 л.с.) и центральной системой контроля давления в шинах.

Ракеты и наведение

[ редактировать ]
Ракета 9М31

По данным ряда российских источников, [ ВОЗ? ] исходная 9М31 ( Министерства обороны США обозначение SA-9A «Гаскин-Мод0» ) имела зону надежного поражения целей от 900 до 4200 метров. Несколько западных, а также некоторые российские источники дают гораздо более высокие оценки дальности - от 800 до 6500 м (от 0,5 до 4 миль); это может относиться к максимальной дальности стрельбы по приближающейся цели и минимальной по удаляющейся цели, что, очевидно, представляет собой больший диапазон, поскольку цель должна достичь зоны перехвата только к тому моменту, когда ракета достигнет ее.

Ракета эффективна против целей, удаляющихся с максимальной скоростью 220 м/с или приближающихся со скоростью 310 м/с.

9М31
Тип Ракета земля-воздух
Место происхождения Советский Союз
История производства
Варианты 9М31, 9М31М
Технические характеристики (9М31 [ 2 ] )
Масса 30 кг (66 фунтов)
Длина 1,803 м (5,92 фута)
Диаметр 120 мм (4,7 дюйма)
Размах крыльев 36 мм (1,4 дюйма)
Боеголовка Фраг-ОН
Вес боеголовки 3 кг (6,6 фунта)
Детонация
механизм
Радиочастотная близость

Порох одноступенчатый твердотопливный ракетный двигатель
Оперативный
диапазон
4200 метров (2,6 миль) [ 3 ] (иногда также указывается как 6,5 км (4,0 мили) для 9М31, 8 км (5,0 миль) для 9М31М.)
Высота полета 3500 метров (11 500 футов) (некоторые источники приводят и более высокие цифры)
Максимальная скорость Маха 1,8
Руководство
система
фотоконтрастная головка на основе сульфида свинца (II) инфракрасная самонаводящаяся . [ 3 ] (иногда упоминается также как ИК-искатель с длиной волны 1–3 мкм и/или 1–5 мкм);

Боеголовка в первую очередь предназначалась для прямого поражения цели и имела контактный и магнитный взрыватели, но также содержала резервный оптический неконтактный взрыватель для подрыва боеголовки в случае близкого попадания. Ракета также имела необычный механизм безопасности на случай промаха; Вместо самоуничтожающегося взрывателя, если оптический взрыватель не обнаружит цель в течение 13–16 секунд, сработает механизм безопасности боеголовки, чтобы предотвратить ее детонацию при ударе.

Ракета приводится в движение одноступенчатым твердотопливным ракетным двигателем, который воспламеняется в нескольких метрах от пусковой трубы. Когда выбрасывающий заряд выбрасывает ракету из контейнера, он тянет за собой провод сзади . Основная ракета воспламеняется, когда ракета достигает конца провода на расстоянии нескольких метров и отсекается от него. Для стабилизации крена ролики используются на хвостовом оперении. В отличие от роликов, используемых на некоторых ракетах класса «воздух-воздух» с ИК-наведением, которые вращаются за счет воздушного потока, в ракете 9М31 используются четыре провода, которые намотаны на диски роликонов, а другой конец соединен с пусковой трубой. При запуске их провода проворачивают диски до скорости. [ 4 ]

Головка искателя представляет собой необычную конструкцию, в которой используются неохлаждаемые детекторные элементы из сульфида свинца (PbS), но с необычным механизмом слежения. Неохлаждаемые элементы PbS обычно используются для обнаружения излучения только на коротких длинах волн менее 2 микрометров. Только очень горячие объекты сильно излучают на таких коротких длинах волн, что ограничивает системы теплового наведения, использующие неохлаждаемые детекторные элементы PbS, для поражения реактивных целей в задней полусфере, хотя винтовые самолеты и вертолеты, конечно, могут быть атакованы с любого направления, с которого выхлопные или видны другие очень горячие части двигателя.

Однако головка ГСН 9М31 использует элементы PbS иначе, чем обычно. Воспользовавшись тем фактом, что ясное небо дает сильное и постоянное фоновое излучение в диапазоне менее 2 микрометров, достигающее максимума на длинах волн визуального света (от 0,4 до 0,7 микрометра), на которых PbS при температуре 295 К все еще дает ответ, головка искателя используется для отслеживания отсутствия радиации, когда цель блокирует фон. Метод называется оптическим фотоконтрастным наведением ( рус .: фотоконтрастное наведение). Преимущество фотоконтрастного метода самонаведения перед традиционными головками самонаведения с тепловым наведением, использующими элементы PbS, заключается в том, что он нивелирует наиболее серьезный недостаток ракет раннего поколения с ИК-наведением: полное отсутствие возможности поражения в лобовой части по приближающимся самолетам. Даже ранние охлаждаемые головки самонаведения обычно имели лишь ограниченные возможности поражения передней полусферы, часто сводясь к нулю в случае, если самолеты приближались точно к стрелку.

Новая фотоконтрастная ГСН также имела серьезные ограничения, выражавшиеся в достаточно жестких метеорологических условиях, которые необходимо было соблюдать, чтобы ГСН могла обнаружить и сопровождать цель. Он мог поражать цели только на фоне ясного неба или сплошной облачности, на расстоянии не менее 20 градусов от солнца и не менее 2 градусов над горизонтом. Тем не менее, после изучения условий боя и тактики самолетов в прошлых конфликтах, где использовалась система ПВО ближнего действия, был сделан вывод, что условия, позволяющие использовать такую ​​систему самонаведения, были достаточно распространены, чтобы сделать ее экономически эффективным выбором конструкции и лучший компромисс, чем единственная практическая альтернатива, доступная в то время, которая заключалась в инфракрасном самонаведении, ограниченном боем в задней полусфере.

На решение в пользу столь необычной системы самонаведения, возможно, повлиял тот факт, что «Стрела-1» будет дополнена ИК-ССН «Стрела-2» и радиолокационной самоходной зенитной артиллерийской системой ЗСУ-23-4. Главным преимуществом выбора было то, что он делал «Стрелу-1» единственной системой ПВО в советском танковом или мотострелковом полку, способной поражать приближающиеся цели на дальность в несколько километров – ЗСУ мешала очень малая дальность, а «Стрела-1» 2 из-за ограничения атак штурмовиков в хвосте после того, как самолет уже нанес атаку.

Хотя 9М31 был принят на вооружение после государственных испытаний в 1968 году, комиссия по испытаниям также предложила усовершенствования, которые следует внедрить в оружие как можно скорее. В результате этих усовершенствований в 1970 году на вооружение поступила 9М31М «Стрела-1М» (обозначение Министерства обороны США SA-9B «Гаскин-Mod1» ).

В новой версии было внесено множество дополнительных улучшений в ТТХ ракеты: она имела несколько более тяжелую боевую часть (увеличена с 2,6 кг до 3 кг), более точную систему наведения для увеличения вероятности попадания и увеличенную дальность полета. В ряде западных, а также в некоторых российских источниках дальность снова достигает 8000 м (от 0,35 до 5 миль), тогда как, например, Петухов и Шестов, Лаппи и ряд российских интернет-источников дают гораздо более скромные цифры производительности. ; учитывая характеристики подобных систем, дальность перехвата, по меньшей мере, 8000 м кажется маловероятной для такой маленькой конструкции ракеты с высоким лобовым сопротивлением.

Развертывание

[ редактировать ]

«Стрела-1» применялась в батареях ПВО ближнего действия советских мотострелковых и танковых полков. Батарея состояла из артиллерийского взвода из четырех ЗСУ-23-4 «Шилки» и зенитно-ракетного взвода из четырех машин «Стрела-1».

В состав взвода «Стрела-1», помимо командирской машины, входит один ТЭЛ, оснащенный пассивной системой радиолокационного обнаружения, аналогичной приемнику радиолокационного предупреждения , и еще несколько (обычно три) без какой-либо радиолокационной системы. Система радиолокационного обнаружения представляет собой 9С16 «Плоский ящик» и состоит из четырех датчиков, установленных вокруг машины БРДМ , обеспечивающих ее охват на 360 градусов. Эта система не излучает радиолокационную энергию, но может обнаруживать радиоволны, излучаемые самолетами, предупреждая транспортное средство о приближающихся самолетах и ​​помогая обнаружить целевой самолет с помощью оптической системы. Типичная тактика предполагает запуск двух ракет по каждой цели, чтобы повысить вероятность ее уничтожения.

В России систему 9К31 «Стрела-1» заменила система 9К35 «Стрела-10» .

Операторы

[ редактировать ]
Операторы
  Текущий
  Бывший
Хорватский 9К31.
Ангольский 9К31, захваченный войсками ЮАР в ходе операции «Аскари» .
Ракетный пуск румынского СА-95 (лицензионной постройки 9К31 «Стрела-1» с использованием машины ТАВС-79 вместо БРДМ-2).

См. также

[ редактировать ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Купер, Том (2017). Жаркое небо над Йеменом, Том 1: Воздушная война над Южно-Аравийским полуостровом, 1962–1994 гг . Солихалл, Великобритания: Издательство Helion & Company. ISBN  978-1-912174-23-2 .
  • Купер, Том (2018). Жаркое небо над Йеменом, Том 2: Воздушная война над Южно-Аравийским полуостровом, 1994-2017 гг . Уорик, Великобритания: Издательство Helion & Company. ISBN  978-1-911628-18-7 .
  • Каллен, Тони; Фосс, Кристофер Ф. (1992). Наземная противовоздушная оборона Джейн 1992–93 (5-е изд.). Информационная группа Джейн. ISBN  978-0710609793 .
  • Международный институт стратегических исследований (1989). Военный баланс 1989-1990 гг . Лондон: Брасси. ISBN  978-0080375694 .
  • Международный институт стратегических исследований (1991). Военный баланс 1991-1992 гг . Лондон: Брасси. ISBN  978-0080413259 .
  • Международный институт стратегических исследований (2011). Военный баланс 2011 . Лондон: Рутледж. п. 321. ИСБН  978-1857436068 .
  • Международный институт стратегических исследований (2024 г.). Военный баланс 2024 . Тейлор и Фрэнсис. ISBN  978-1-040-05115-3 .
  • Лапландия, Ахти: Противовоздушная оборона в Холодной войне
  • О'Халлоран, Джеймс С.; Фосс, Кристофер Ф. , ред. (2002). Наземная противовоздушная оборона Джейн 2002–2003 (15-е изд.). Информационная группа Джейнс. ISBN  978-0-7106-2437-6 .
  • Petukhov, Sergei I., Shestov I.V.: Istorija sozdanija i razvitija vooruzhenija i vojennoi theniki PVO suhoputnyh voisk Rossii
  1. ^ Кордесман, Энтони Х. (7 февраля 2003 г.). Вооруженные силы Ирака на грани войны (PDF) (Отчет). Центр стратегических и международных исследований . п. 9. Архивировано из оригинала (PDF) 9 февраля 2010 года . Проверено 16 июля 2015 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и О'Халлоран и Фосс 2002 , с. 147.
  3. ^ Jump up to: а б "«Стрела-1» (9К31, SA-9, Gaskin), зенитный ракетный комплекс — ОРУЖИЕ РОССИИ, Федеральный электронный справочник вооружения и военной техники" . Archived from the original on 2008-08-01 . Retrieved 2008-08-01 .
  4. ^ «Зенитный ракетный комплекс «Стрела-1» .
  5. ^ МИСИ 2024 , с. 343.
  6. ^ МИСИ 2024 , с. 472.
  7. ^ МИСИ 2024 , с. 428.
  8. ^ МИСИ 2024 , с. 80.
  9. ^ МИСИ 2024 , с. 267.
  10. ^ МИСИ 2024 , с. 372.
  11. ^ О'Халлоран и Фосс 2002 , стр. 138.
  12. ^ МИСИ 2024 , с. 131.
  13. ^ IISS 2024 , стр. 198–199.
  14. ^ Франческо Пальмас (2012). «Спор о Западной Сахаре между прошлым и настоящим» (PDF) . Оборонная информация (на итальянском языке). № 4. с. 50–59. Архивировано (PDF) из оригинала 12 июня 2018 г. Проверено 12 июня 2018 г.
  15. ^ МИСИ 2024 , с. 133.
  16. ^ МИСИ 2024 , с. 386.
  17. ^ Jump up to: а б с Каллен и Фосс 1992 , стр. 134–136.
  18. ^ IISS 1989 , с. 47.
  19. ^ Jump up to: а б с Каллен и Фосс 1992 , с. 136.
  20. ^ МИСИ 2011 , с. 321.
  21. ^ Каллен и Фосс 1992 , с. 122.
  22. ^ Купер 2017 , с. 41
  23. ^ IISS 1991 , с. 38.
  24. ^ Купер 2018 , с. 16
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5b737662401a94358c2c7c663786531f__1716080400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5b/1f/5b737662401a94358c2c7c663786531f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
9K31 Strela-1 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)