БРДМ-1
БРДМ-1 | |
---|---|
Тип | -амфибия Бронированный разведывательный автомобиль |
Место происхождения | Советский Союз |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1957–1970-е (СССР) |
Используется | См . Операторы |
История производства | |
Дизайнер | V. K. Rubtsov |
Разработанный | конец 1954 – 1957 гг. |
Произведено | 1957–1966 |
№ построено | 11,500 [ 1 ] |
Варианты | См . варианты |
Технические характеристики | |
Масса | 5,63 тонны |
Длина | 5,7 м (18 футов 8 дюймов) |
Ширина | 2,25 м (7 футов 5 дюймов) |
Высота | 2,9 м (9 футов 6 дюймов) |
Экипаж | 3–4 [ примечание 1 ] |
Броня | Сварная сталь 10 мм максимум |
Основной вооружение | нет (БРДМ-1 фото 1957 г. и БРДМ-1 фото 1958 г.) 7,62-мм СГМБ на передней шпиндельной установке (БРДМ-1 обр. 1959 г. и БРДМ-1 обр. 1960 г.) средний пулемет 12,7-мм ДШК 1938/46 г. крупнокалиберный пулемет или 14,5-мм крупнокалиберный пулемет КПВ (Поздний БРДМ-1) |
вторичный вооружение | нет (БРДМ-1 фото 1957 г., БРДМ-1 фото 1958 г. и БРДМ-1 фото 1959 г.) 2 × 7,62-мм СГМБ на боковых шпиндельных установках (опция) (БРДМ-1 обр. 1960 г.) средних пулемета 3 × 7,62-мм СГМБ на штыревых установках (два опционально) (Поздняя БРДМ-1) средних пулемета |
Двигатель | ГАЗ-40ПБ 6-цилиндровый рядный бензиновый 90 л.с. (70 кВт) при 3400 об/мин. |
Мощность/вес | 16 л.с./тонну (12,4 кВт/тонну) |
Приостановка | Листовые рессоры с гидравлическими амортизаторами |
Дорожный просвет | 340 мм [ 2 ] |
Запас топлива | 150 литров |
Оперативный диапазон | Дорога: 750 км (470 миль) [ 2 ] Вода: 120 км (75 миль) [ 2 ] |
Максимальная скорость | Дорога: 90 км/ч (56 миль в час) Вода: 9 км/ч (5,6 миль в час) |
The BRDM-1 ( Bronirovannaya Razvedyvatelnaya Dozornaya Mashina , Бронированная Разведывательная Дозорная Машина, literally "armored reconnaissance/patrol vehicle" [ 3 ] ) — советский -амфибия-разведчик бронеавтомобиль . Это была первая советская разведывательная машина, поступившая на вооружение после БА-64 , построенная на шасси и трансмиссии БТР-40 бронетранспортера . Это первая в мире серийная боевая машина своего класса. [ 1 ]
Основным преимуществом БРДМ-1 на момент ее появления была ее амфибийная способность, что было основным недостатком ее аналога БТР-40. [ 1 ] Еще одной уникальной особенностью конструкции машины были две пары вспомогательных колес с цепным приводом, которые можно было опускать для обеспечения дополнительной тяги на грязной местности. [ 1 ] БРДМ-1 производилась с 1957 по 1966 год, к этому моменту на вооружение Советского Союза и его военных союзников по всему миру поступило 10 000 машин. [ 1 ] Впоследствии на смену ей пришла улучшенная БРДМ-2 , которая обладала большей амфибийностью, более мощным двигателем и полностью закрытой башней.
История развития
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны и в послевоенный период Советский Союз и ряд стран приняли концепцию специальных бронированных разведывательных автомобилей , предназначенных для обеспечения защиты и умеренной боеспособности разведывательных подразделений. [ 4 ] Некоторые страны, такие как Соединенные Штаты, отвергли ту же концепцию, поскольку сочли, что бронированные разведывательные машины контрпродуктивны в плане снижения ситуационной осведомленности и поощрения своих экипажей к подражанию танковой тактике. [ 5 ] Другие, такие как Франция, явно использовали тяжеловооруженные и бронированные разведывательные машины, потому что их соответствующие доктрины поощряли агрессивную разведку. [ 6 ] Советские разведывательные машины, напротив, были легко вооружены и бронированы, что делало их эффективными в роли пассивной разведки, одновременно обеспечивая прикрытие экипажа. [ 4 ] Они по-прежнему были способны проводить более агрессивные формы разведки, когда использовались совместно с более тяжеловооруженными боевыми машинами. [ 4 ]
На протяжении послевоенного времени Советская Армия первоначально использовала БА-64 в качестве разведывательной машины; однако растущее устаревание этой конструкции привело к ее замене на БТР-40 , который проектировался как транспортер общего назначения и бронеавтомобиль. [ 1 ] Неудовлетворенность Советского Союза БТР-40 в качестве разведывательной машины привела к тому, что в 1954 году были начаты работы по проектированию новой специальной разведывательной машины. [ 1 ] Советская Армия заказала бронемашину-амфибию, способную вместить экипаж из пяти человек, развивающую скорость около 80 километров в час и запас хода не менее 500 километров. [ 1 ] В 1956 году ОКБ Дедкова изготовило прототип, в котором использовались автомобильные компоненты и компоненты шасси БТР-40, но имел совершенно новый корпус лодочной формы, способный плавать на амфибиях. [ 1 ] Для размещения нового корпуса также пришлось внести ряд изменений в расположение двигателя, коробки передач, трансмиссии и мостов исходной конструкции БТР-40. [ 1 ] Он получил обозначение БТР-40П и в том же году впервые был испытан Советской Армией на Черном море . [ 1 ] The vehicle was accepted for service in 1957 as the Boyevaya Razvedyvatelnaya Dozornaya Mashina (BRDM). [ 1 ]
История обслуживания
[ редактировать ]На советской службе новые БРДМ придавались на уровне дивизий и использовались для прикрытия и дальнего разведывания. [ 4 ] В 1960-е и 1970-е годы в советских разведывательных батальонах машины-разведчики дополнялись специализированными вариантами боевых машин пехоты БМП-1 , способными вести гораздо более агрессивную разведку и при необходимости поражать бронетехнику противника. [ 4 ] Около 10 000 БРДМ было построено для Советской Армии и еще 1500 — на экспорт, в первую очередь в Восточную Германию , где она получила обозначение SPW-40P , и Польскую Народную Республику . [ 1 ] Машину критиковали за легкое бронирование и уязвимость переднего моторно-трансмиссионного отделения во время боя, а также за открытый верх, который подвергал экипаж огню противника при работе с системами вооружения. [ 1 ] Частично это было исправлено введением в 1958 году улучшенного варианта, имевшего герметичное боевое отделение и систему избыточного давления, снижающую угрозу осколков и позволяющую экипажу вести разведку загрязненной среды. [ 1 ] Однако управлять системой вооружения машины изнутри корпуса по-прежнему было невозможно. [ 1 ] Этот и другие недостатки побудили советских инженеров начать работу над новой моделью БРДМ, способной нести ту же башню, что и БТР-60 . бронетранспортер [ 1 ] У последней марки моторный отсек был смещен назад и стал значительно более мобильным; она поступила на вооружение как БРДМ-2 в середине 1960-х годов. [ 1 ] БРДМ более ранней конструкции была переименована в БРДМ-1 на вооружении СССР и использовалась до конца 1970-х годов, когда была снята с вооружения. [ 1 ]
Советская Армия экспортировала много подержанных БРДМ-1 своим военным союзникам, особенно в Африке, с 1966 по 1980 год. [ 7 ] И Египет , и Сирия использовали БРДМ-1 во время Шестидневной войны ; некоторое количество этих машин было захвачено Армией обороны Израиля (ЦАХАЛ) во время этого конфликта и впоследствии повторно использовалось в нетрадиционных операциях. [ 8 ] Египетские и сирийские БРДМ-1 были снова развернуты во время Войны Судного дня , хотя и в меньшем количестве, будучи в значительной степени заменены более современными БРДМ-2. [ 8 ] Несколько трофейных египетских или сирийских БРДМ-1 были переданы Соединенным Штатам для оценки в конце 1970-х годов правительством Израиля. [ 8 ] Вооруженные силы освобождения Анголы (ФАПЛА) использовали некоторое количество БРДМ-1 во время гражданской войны в Анголе . [ 8 ] Угандийские БРДМ-1 использовались против танзанийских войск в Кампале во время угандо-танзанийской войны . [ 8 ]
К 2000 году БРДМ-1 оставалась на вооружении лишь армий одиннадцати стран и почти полностью находилась на резервном хранении. [ 9 ] Считалось, что в 2016 году на вооружении во всем мире оставалось менее 200 БРДМ-1. [ 10 ]
Описание
[ редактировать ]Самой необычной особенностью машины являются четыре дополнительных нижних колеса с цепным приводом, которые водитель опускает, чтобы можно было пересекать траншеи. Автомобиль также имеет систему регулирования давления в шинах, которая впоследствии стала стандартной для советских колесных военных машин. Первоначальный вариант машины — БРДМ обр. 1957 г., имел открытую крышу, но следующая серийная модель, БРДМ обр. 1958 г. добавлена крыша со сдвоенными люками над местами командира и водителя и два люка в корме.
Машина представляет собой традиционную конструкцию с колесной формулой 4х4, сварным стальным шасси, двигателем спереди и боевым отделением сзади. Водитель сидит слева, командир – справа. Автомобиль не оснащен системой NBC и по умолчанию не имеет оборудования ночного видения. Автомобиль оснащен четырьмя инфракрасными один прожектор фарами дальнего света, а со стороны водителя установлен белого света. В бою лобовые стекла БРДМ-1 защищаются бронеставнями со встроенными смотровыми блоками. Когда жалюзи находятся в открытом положении, они защищают водителя и командира от ослепления солнечным светом и гарантируют, что ветровые стекла не будут затенены дождем или снегом. двигатель ГАЗ-40ПБ В-8 Бензиновый создан на базе двигателя американского грузовика Dodge и агрегатируется с механической коробкой передач с четырьмя передачами переднего хода и одной передачей заднего хода с одним сухим диском сцепления . Четыре дополнительных опорных колеса, которые можно опустить, улучшают проходимость машины за счет снижения давления на грунт и позволяют ей преодолевать траншеи шириной до 1,2 метра. Водитель также может повышать и понижать давление в основных шинах для повышения производительности.
Машина является полностью амфибийной, перед входом в воду в передней части машины приподнимается обшивка, чтобы улучшить устойчивость и водоизмещение машины в воде, а также предотвратить затопление носовой части машины. В воде машина приводится в движение одним водометом, установленным сзади. Водомет приводится в движение главным двигателем, приводящим в движение четырехлопастной гребной винт. Выход водомета на суше защищен бронезатвором. Эту заслонку необходимо снять перед входом в воду. Пока передняя облицовка находится в походном положении, она служит дополнительной броней.
БРДМ-1 имеет максимальную толщину брони 10 мм. Этого достаточно для защиты от огня стрелкового оружия и мелких осколков снарядов, но не от более крупных артиллерийских осколков и огня пулеметов калибра 0,50 дюйма (13 мм). Шины серии БРДМ-1 небронированы и особенно уязвимы к проколам от огня всех видов. [ 11 ]
БРДМ обр. 1959 г. обычно был вооружен одним средним пулеметом СГМБ калибра 7,62 мм, установленным в передней части корпуса, с боезапасом 1250 патронов. БРДМ-2 обр. 1960 г. также имел крепления для еще двух 7,62-мм средних пулеметов СГМБ по бокам крыши, однако обычно устанавливался только один пулемет, хотя можно было установить пулеметы во всех трех точках крепления. Позже 12,7-мм ДШК 1938/46 г. крупнокалиберный пулемет или 14,5-мм крупнокалиберный пулемет КПВ заменил 7,62-мм средний пулемет СГМБ спереди, а дополнительный 7,62-мм средний пулемет СГМБ был установлен сзади. Два других средних пулемета СГМБ калибра 7,62 мм по-прежнему можно было установить по бортам машины.
Однако Советская Армия не любила эту машину по нескольким причинам. Башня отсутствовала, и для управления вооружением наводчику приходилось открывать люк и подвергаться огню противника. Также машина не имела каких-либо специальных прицелов, что ограничивало ее возможности использования в качестве разведывательной машины. Эти очевидные недостатки были отмечены и устранены советскими инженерами при проектировании БРДМ-2. [ 12 ]
Варианты
[ редактировать ]Восточная Германия
[ редактировать ]- SPW-40P - восточногерманское обозначение невооруженной БРДМ-1. [ 13 ]
- SPW-40PA - восточногерманская версия вооруженной БРДМ-1 с более крупными ИК-фарами. [ 13 ]
- 9П111 - восточногерманский вариант 9П110. В отличие от советского 9П110 восточногерманский вариант имеет дополнительную защиту фар и два крепления канистр с топливом в задней части машины. [ 13 ]
Венгрия
[ редактировать ]- FUG - FÚG ( Felderítő Úszó Gépkocsi - «амфибийная разведывательная машина») - из-за сходства с БРДМ-1, D-442 FUG иногда ошибочно принимают за модификацию БРДМ-1, хотя несколько важных отличий отражают независимость конструкции. Он имеет два водомета амфибийной силовой установки вместо одного, как у БРДМ-1, с шестицилиндровым дизелем «Чепель» венгерского производства, моторно-трансмиссионное отделение находится в кормовой части. Он производился в Венгрии на заводе Rába Magyar Vagon és Gépgyár и использовался Венгрией, Польшей и Чехословакией. Он также известен как D-442 . [ 14 ]
СССР
[ редактировать ]- БРДМ-1 обр. 1957 г. — стандартный невооруженный бронеавтомобиль-амфибия с открытым верхом. Он также был известен под обозначением БТР-40П . [ 13 ]
- БРДМ-1 обр. 1958 г. — стандартный невооруженный бронеавтомобиль-амфибия-разведчик с крышей с двумя люками спереди. Он также был известен под обозначением БТР-40П . [ 13 ]
- БРДМ-1 обр. 1959 г. - стандартный бронированный разведывательный автомобиль-амфибия с одной шкворневой установкой для среднего пулемета калибра 7,62 мм в передней части крыши. Он также был известен под обозначением БТР-40П . [ 13 ]
- БРДМ-1 обр. 1960 г. - стандартный бронированный разведывательный автомобиль-амфибия с тремя шкворневыми установками для средних пулеметов калибра 7,62 мм: по одному в передней части крыши и по одному с каждой стороны надстройки. Можно было установить пулеметы на всех трех монтажных позициях одновременно, но это практиковалось редко. Он также был известен под обозначением БТР-40П . [ 13 ]
- БРДМ-2 – дальнейшее развитие БРДМ-1.
- БРДМ-1 обр. 1960 г. - стандартный бронированный разведывательный автомобиль-амфибия с тремя шкворневыми установками для средних пулеметов калибра 7,62 мм: по одному в передней части крыши и по одному с каждой стороны надстройки. Можно было установить пулеметы на всех трех монтажных позициях одновременно, но это практиковалось редко. Он также был известен под обозначением БТР-40П . [ 13 ]
- БРДМ-1 обр. 1959 г. - стандартный бронированный разведывательный автомобиль-амфибия с одной шкворневой установкой для среднего пулемета калибра 7,62 мм в передней части крыши. Он также был известен под обозначением БТР-40П . [ 13 ]
- БРДМ-1 обр. 1958 г. — стандартный невооруженный бронеавтомобиль-амфибия-разведчик с крышей с двумя люками спереди. Он также был известен под обозначением БТР-40П . [ 13 ]
- БРДМ-РХ - машина РХБ-разведки с двумя дозаторами флажков КЗО-2 и несколькими приборами обнаружения, включая дозиметр ДП и полуавтоматический прибор обнаружения ПЧР-54. Он также был известен под обозначением БТР-40П-Рх .
- БРДМ-1У - командирская машина с дополнительными радиостанциями Р-112 и тремя штыревыми антеннами. Он также был известен под обозначениями БТР-40ПУ и БРДМ-у . [ 13 ]
- БРДМ-1У модифицирована для использования транспортными частями. Этот вариант имеет задний светофор. [ 13 ]
- 2П27 - Истребитель танков, оснащенный пусковой установкой 2К16 для 3 ПТУР 3М6 «Шмель» (АТ-1 Snapper). Задняя часть автомобиля была полностью переработана. Помещение для разведгруппы и разведывательного оборудования заменено надстройкой, в которой размещена пусковая установка с тремя ракетами 3М6 «Шмель». В движении пусковая установка скрыта внутри надстройки и защищена броней. Благодаря этому в неразвернутой пусковой установке 2П27 выглядит практически так же, как обычная БРДМ-1. У него даже по-прежнему есть четыре огневых порта с обеих сторон машины, хотя управлять ими на этой машине невозможно. Различить эти две машины с большого расстояния практически невозможно. Когда машина остановится, можно будет запустить ракетную установку. Для этого снимаются две стальные панели сверху пускового отсека, открывается створка в задней части надстройки и поднимается пусковая установка. После этого из пусковой установки можно сразу же произвести выстрел. Разработан в 1958 году. [ 13 ]
- 2П32 - истребитель танков, оснащенный пусковой установкой 2К8 для 4 ПТУР 9М11 «Фаланга» (AT-2 Swatter). Машина точно такая же, как 2П27, но имеет другую пусковую установку, в которой используются четыре 9М11 «Фаланга». Является логическим преемником 2П27, принятого на вооружение в 1962 году. [ 13 ]
- 9П110 - истребитель танков, оснащенный пусковой установкой 9К14М для 6 ПТУР 9М14 «Малютка» (АТ-3 Sagger). Производство началось в 1963 году. Эта машина, как и 2П27 и 2П32, имеет надстройку в кормовой части, где спрятана пусковая установка. Однако, поскольку пусковое отделение меньше, машина сохраняет характерную заднюю часть БРДМ-1. Также был упрощен механизм развертывания пусковой установки. Теперь осталось только найти подходящую площадку и поднять лаунчер. Одной из визуально отличительных особенностей этого истребителя танков от 2П27 и 2П32 после развертывания пусковой установки является отсутствие у последних верхней защиты пусковой установки в боевом положении. [ 13 ]
Операторы
[ редактировать ]- Республика Конго [ 9 ] [ 10 ]
- Куба : 50 [ 7 ]
- Эритрея [ 10 ]
- Эфиопия [ 15 ]
- Гвинея : 10 [ 7 ] [ 10 ]
- Мозамбик : 51; [ 7 ] >28 действующих в 2013 году. [ 16 ]
- Судан : 5 [ 7 ] [ 10 ]
- Приднестровье [ 17 ] [ 18 ]
- Вьетнам : 50 [ 7 ] [ 10 ]
- Замбия : 44 [ 7 ] [ 10 ]
Бывшие операторы
[ редактировать ]- Афганистан : 50 [ 7 ]
- Народная Социалистическая Республика Албания : 15 [ 7 ]
- Ангола [ 19 ] [ 8 ]
- Болгария : 150 [ 7 ]
- Чехословакия : 124 [ 20 ]
- Восточная Германия : 150 [ 7 ]
- Египет : 200 [ 7 ]
- Индонезия [ 7 ]
- Израиль [ 8 ]
- Казахстан [ 9 ]
- Ливия : 60 [ 7 ]
- Мой собственный [ 21 ]
- Перу : 12 [ 7 ]
- Польская Народная Республика : 900 [ 7 ]
- Социалистическая Республика Румыния [ 22 ] [ 23 ]
- Советский Союз : 10 000 [ 1 ]
- Сирия : 100, [ 7 ] вышел на пенсию до 2010-х годов [ 24 ]
- Танзания : 30 [ 7 ]
- Уганда : 98 [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Водитель, штурман и командир БРДМ-1 обр. 1957 г. и БРДМ-1 обр. 1958 год
Водитель, штурман, командир и наводчик БРДМ-1 обр. 1959 г., БРДМ-1 обр. 1960 г. и поздняя БРДМ-1
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Киннер, Джеймс (2008). Российские бронеавтомобили 1930-2000 гг . Дарлингтон, Мэриленд (США): Darlington Productions Inc., стр. 210–241 . ISBN 978-1-892848-05-5 .
- ^ Jump up to: а б с " "Панцерни 2" " . Архивировано из оригинала 13 марта 2016 г. Проверено 6 февраля 2008 г.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 27 февраля 2008 г. Проверено 3 ноября 2006 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и «Основы советской разведки (разведки)» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 28 апреля 2017 г. Проверено 8 мая 2018 г.
- ^ «Воевать или не воевать? Организационные и доктринальные тенденции в конной маневренной разведке от межвоенных лет до операции «СВОБОДА ИРАКА»» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 10 июня 2010 г. Проверено 8 мая 2018 г.
- ^ Марзлофф, Жан (июль – август 1973 г.). «Легкие бронетанковые части: Тихая революция». Броневой журнал . Форт-Нокс, Кентукки: Центр бронетехники армии США: 7–9.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с «Торговые реестры» . Armstrade.sipri.org . Проверено 20 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Исби, Дэвид (1981). Вооружение и тактика Советской Армии . Лондон: Информационная группа Джейн. п. 377. ИСБН 978-0710603524 .
- ^ Jump up to: а б с Кристофер Ф. Фосс (16 мая 2000 г.). Руководство Джейн по распознаванию танков и боевых машин (изд. 2000 г.). Издательство Харпер Коллинз. стр. 284–285 . ISBN 978-0-00-472452-2 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Международный институт стратегических исследований (МИСИ) (2016). Военный баланс 2016 . Лондон: МИСИ. стр. 297, 438–476. ISBN 978-1857438352 .
- ^ «Панцерни 1» . Архивировано из оригинала 11 марта 2016 г. Проверено 6 февраля 2008 г.
- ^ «БРДМ-2» . www.militarium.net. Архивировано из оригинала 30 сентября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л " "JED Справочник военной техники" " .
- ^ «Типус» . Архивировано из оригинала 25 марта 2016 г. Проверено 2 марта 2016 г.
- ^ Международный институт стратегических исследований (2021). Военный баланс . п. 465. ИСБН 9781032012278 .
- ^ Крюгер, Антон; Мартин, Гай (23 августа 2013 г.). «Вооруженные силы обороны Мозамбика» . Йоханнесбург: DefenceWeb. Архивировано из оригинала 19 марта 2018 года . Проверено 19 марта 2018 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Тирасполь Хостел (13 апреля 2014 г.). «Танки Приднестровской армии в центре Тирасполя!» (на итальянском языке). Тирасполь Хостел. Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 г. Проверено 7 августа 2017 г.
- ^ Орикс. «Борьба за актуальность: Боевые машины Приднестровья» . Орикс . Проверено 25 ноября 2022 г.
- ^ Киган, Джон (1983). Мировые армии (второе изд.). Бейзингсток: Пэлгрейв-Макмиллан. п. 16. ISBN 978-0333340790 .
- ^ «БРДМ-1» . www.militarysource.vojsko.net .
- ^ Хебдич, Дэвид; Коннор, Кен (1997). Как организовать военный переворот: от планирования до реализации . Нью-Йорк: Издательство Skyhorse. п. 164. ИСБН 978-1510729698 .
- ^ Бахман, Рональд, изд. (1991). Румыния, страновое исследование . Серия региональных справочников (второе изд.). Вашингтон, округ Колумбия: Департамент армии Американского университета . п. 269. ИСБН 978-0160333453 .
- ^ Международный институт стратегических исследований (МИСИ) (1981). Военный баланс 1981-82 гг . Нью-Йорк: факты в досье, Incorporated. п. 21. ISBN 978-0517423325 .
- ^ «Прятки, сирийские БРДМ-2» . spioenkop.blogspot.com . Сентябрь 2018.
- Описание и фотографии БРДМ-1 на сайте Армейского признания
- Джейнс Броня и артиллерия 2005–2006 гг.
- Бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ