ПТ-76
ПТ-76 | |
---|---|
Тип | амфибия Легкий танк- |
Место происхождения | Советский Союз |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1951 – настоящее время |
История производства | |
Дизайнер | Н. Шашмурин и Ж.Ю. Хлопок |
Разработанный | 1949–1951 |
Производитель | ВТЗ , Кировский завод |
Произведено | 1951–1969 (возможно, шасси еще производится) |
№ построено | Около 12 000 [ 1 ] . (Другие источники указывают, что было построено 5000 экземпляров. См. сноску 3). |
Технические характеристики (ПТ-76 модель 1) | |
Масса | 14,6 т (16,1 коротких тонн ; 14,4 длинных тонн ) |
Длина | 7,63 м (25 футов) (пушка вперед) 6,91 м (22 фута 8 дюймов) (корпус) |
Ширина | 3,15 м (10 футов 4 дюйма) |
Высота | 2,325 м (7 футов 7,5 дюйма) |
Экипаж | 3 (водитель, командир/наводчик, заряжающий) |
Броня | Рэй |
Основной вооружение | 76,2-мм Д-56Т (40 выстр.) нарезная танковая пушка |
вторичный вооружение | 7,62-мм СГМТ (1000 выстрелов) или спаренный пулемет 7,62-мм пулемет ПКТ спаренный пулемет (1000 выстрелов) с 1967 г. |
Двигатель | объемом 19,1 л. 6-цилиндровый рядный дизельный двигатель 180 киловатт (240 л.с.) |
Мощность/вес | 12,3 кВт/т |
Приостановка | торсион |
Дорожный просвет | 370 мм (14,6 дюйма) |
Запас топлива | 250 л (55 имп галлонов ; 66 галлонов США ) |
Оперативный диапазон | 370–400 км (230–250 миль) 480–510 км (300–320 миль) с внешним топливом |
Максимальная скорость | 44 км/ч (27 миль в час) на дороге, 10,2 км/ч (6,3 мили в час) в плавании |
ПТ -76 — советский легкий плавающий танк , который был представлен в начале 1950-х годов и вскоре стал стандартным разведывательным танком Советской Армии и других вооруженных сил Варшавского договора . Он широко экспортировался в другие дружественные государства, такие как Индия , Индонезия , Ирак , Сирия , Северная Корея и Северный Вьетнам .
Полное название танка — Плавающий танк–76 ( плавающий танк , плавающий танк или ПТ-76 ). 76 — калибр основного вооружения: 76,2-мм Д-56Т серии нарезной танковой пушки .
ПТ-76 используется в целях разведки и огневой поддержки. Его шасси послужило основой для ряда других конструкций машин, многие из которых являются амфибиями, в том числе БТР-50 бронетранспортера ЗСУ-23-4 , зенитной самоходной установки АСУ-85 , десантной самоходной артиллерийской установки и Ракета 2К12 Куб -носитель зенитной ракеты .
Разработка
[ редактировать ]После Второй мировой войны в СССР возродилась концепция легких танков. Они должны были использоваться в разведывательных подразделениях, поэтому амфибийные способности были необходимы. В требованиях говорилось, что машина должна иметь возможность преодолевать водные преграды без небольшой подготовки. Многие прототипы таких легких танков были построены в конце 1940-х годов. Наиболее удачным стал «объект 740» (Объект 740), спроектированный инженером Н. Шашмуриным, работавшим в институте ВНИИ-100 в Ленинграде (НИИ Челябинского танкового завода ЧТЗ) в 1949–1950 годах под первоначальным руководством Иосифа Котина . с Кировского завода . [ 2 ] Машина имела успех, поскольку имела простую конструкцию, хорошие навигационные качества и хорошую проходимость. В то время его водоструйная конструкция была новаторской. [ 3 ]
Опытный образец был построен на Кировском заводе в 1950 году, а официально танк был принят на вооружение 6 августа 1951 года под обозначением ПТ-76. [ 4 ] Производство началось на Сталинградском тракторном заводе (СТЗ). Впоследствии танк был модифицирован. В 1957 году орудие Д-56Т заменили на Д-56ТМ - с двухотражательным дульным тормозом и дымососом - приподняли корпус на 13 см, дополнительно танк оснастили новыми приборами обзора и связи. [ 4 ] Танки первой серии впоследствии были модифицированы, получив пушку Д-56ТМ и новое оборудование. В 1959 году был принят на вооружение улучшенный вариант ПТ-76Б, который производился до 1967 года. [ 4 ] (основные доработки: пушка Д-56ТС со стабилизацией и ХБРЯ защитой ).
В 1964 году Соединенные Штаты получили ПТ-76 неизвестным путем. Танк прошел оценку в Танково-автомобильном центре в феврале и был признан уступающим существующим легким американским танкам. [ 5 ]
Дизайн
[ редактировать ]ПТ-76 имеет типичную танковую компоновку: рулевое отделение спереди, боевое отделение в центре и моторное отделение сзади. Экипаж танка состоит из трёх человек, командир одновременно выполняет функции радиста и наводчика. Это снижает его эффективность как наблюдателя. Посты командира и заряжающего расположены внутри башни, командир сидит с левой стороны от основного орудия, а заряжающий - с правой. У них есть большой двойной люк овальной формы, который открывается вперед на крыше башни. Водитель сидит в центре передней части корпуса и имеет цельный люк, открывающийся вправо, с тремя смотровыми блоками и перископами, расположенными под основным орудием в верхней части наклонного лобового листа. Под сиденьем водителя имеется аварийный люк, которым могут воспользоваться все члены экипажа. В ночное время центральный перископ заменяется на прибор ночного видения ТВН-2Б, который обеспечивает водителю хороший обзор на дальность до 60 метров. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ самостоятельно опубликованный источник? ]
Вооружение
[ редактировать ]Его основное вооружение состоит из 76,2-мм нарезной танковой пушки серии Д-56Т, имеющей эффективную дальность стрельбы около 1500 метров и скорострельность от шести до восьми выстрелов в минуту. Длина этого ружья составляет 42 калибра . ПТ-76 имеет боезапас 40 патронов. Типичный боекомплект состоит из 24 снарядов OF-350 Frag-HE, 4 снарядов AP-T, 4 снарядов API-T и 8 снарядов BK-350M HEAT снаряды AP-T заменяются на HVAP ( при наличии ). Орудие установлено в круглой усеченно-конусной башне овальной тарельчатой формы с плоскими наклонными бортами, установленной над второй, третьей и четвертой парой опорных катков. Все ПТ-76 имеют дымосос основного орудия в кормовой части башни. [ 1 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]
Боекомплект спаренного среднего пулемета СГМТ калибра 7,62 мм составляет 1000 патронов. Максимальная эффективная дальность этого оружия составляет 1000 метров днем, когда машина стоит на месте, от 400 до 500 метров днем, когда машина находится в движении, и 600 метров ночью. Максимальная дальность — 1500 метров. Он может стрелять очередями от 2 до 10 выстрелов, имеет практическую скорострельность 250 выстрелов в минуту и циклическую скорострельность 650 выстрелов в минуту. С 1967 года пулемет был заменен на ПКТ того же калибра. [ 4 ] [ 6 ]
Основное орудие, считающееся легким для современного танка, может стрелять снарядами БМ-354П HVAP, API-T, AP-T, BR-350 API-T и OF-350 Frag-HE (как и 76,2-мм снаряды образца 1942 г. ( ЗиС-3) дивизионная пушка) и способна пробивать броню БТР и другой легкобронированной техники.
У командира-наводчика имеется башенка с левой стороны двухстворчатого люка. Башенка имеет прибор наблюдения ТПКУ-2Б и два дневных перископа ТНП и может поворачиваться вручную на 360 градусов. Командир также имеет 4-кратный оптический прицел, установленный слева от основного вооружения, и прицел-дальномер ТШК-66. У заряжающего на крыше башни перед люком установлен прибор наблюдения МК-4.
Боеприпасы
[ редактировать ]) БМ-354П Высокоскоростной бронебойный снаряд ( HVAP имеет максимальную эффективную дальность стрельбы 650 метров днем и 600 метров ночью. Максимальная дальность прицеливания составляет 1060 метров. Он может пробить броню толщиной 127 мм на морде и 50 мм на дистанции 1000 метров. Бронебойный снаряд способен пробить броню толщиной 60 мм под углом 60 градусов на дальности 2000 метров. Осколочно-фугасный противотанковый или кумулятивный снаряд БК-350М имеет максимальную эффективную дальность стрельбы 650 метров днем и 600 метров ночью. Его максимальная дальность составляет 1000 метров. Он способен пробить броню толщиной 280 мм на расстоянии 1000 метров. Снаряд OF-350 Frag-HE имеет максимальную эффективную дальность 600 метров в ночное время и максимальную дальность 4000 метров. Из пушки можно стрелять, пока машина находится на плаву. Орудие также можно опускать и поднимать в диапазоне от -4 до +30 градусов, поэтому, как и большинство советских танков, ПТ-76 имеет ограниченную возможность опускать основное орудие и, следовательно, может испытывать трудности с поиском огневой позиции вниз по корпусу на возвышенности. Одним из самых больших недостатков орудия, использовавшегося на ПТ-76 Модель 1, было то, что оно не имело системы стабилизации и, следовательно, не могло вести эффективный огонь во время движения машины. ПТ-76 Модель 2 имеет одноосную систему стабилизации, а ПТ-76Б — двухосную.
Контрмеры
[ редактировать ]Броня ПТ-76 состоит из однородной холоднокатаной сварной стали. Его башня имеет толщину 20 мм под углом 35° спереди, 16 мм под углом 35° по бокам, 11 мм под углом 33° сзади и 8 мм под углом 0° сверху башни. Корпус состоит из: 10 мм под углом 80° в верхней передней части, 13 мм под углом 80° в передней нижней части, 14 мм под углом 0° по бокам, 7 мм под углом 0° в задней части и 5 мм под углом 0°. под. Это обеспечивает ему защиту от огня стрелкового оружия калибра 7,62 мм и осколков мелких артиллерийских снарядов. Он не защищает его от огня бронебойных крупнокалиберных пулеметов калибра 12,7 мм или .50 или более крупных осколков снарядов. [ 1 ] [ 3 ] [ 6 ] [ 8 ] [ 9 ]
Мобильность
[ редактировать ]Земля
[ редактировать ]Торсионная подвеска состоит из шести равномерно расположенных больших обрезиненных опорных катков с ведущей звездочкой сзади и натяжным колесом спереди. Опорные катки полые, чтобы минимизировать вес. Эти полые опорные катки повышают плавучесть танка на 30%. Опорно-возвратных катков нет. Первый и последний опорные катки оснащены гидравлическим амортизатором, а стальные гусеницы в новом состоянии имеют по 96 звеньев, каждое звено имеет один палец. Над каждой направляющей имеется небольшая тонкая горизонтальная юбка. Его рядный 6-цилиндровый 4-тактный дизель водяного охлаждения был разработан под обозначением «В-6» путем сокращения вдвое двигателя «В-12» от Т-54/55 . Он развивает мощность 240 л.с. (179 кВт) при 1800 об/мин, что обеспечивает скорость по шоссе 44 км/ч и запас хода от 370 до 400 км. Машина способна преодолевать вертикальные препятствия высотой 1,1 м, траншеи шириной 2,8 м и преодолевать уклоны 52°. Двигатель имеет систему охлаждения и предпусковой подогреватель (предназначен для использования при температуре воздуха −20 °С и ниже). На ПТ-76 установлена 5-ступенчатая механическая коробка передач валового типа, аналогичная той, что используется на модели ПТ-76. Т-34/85 . Коробка передач имеет четыре передачи вперед и одну назад. Автомобиль оснащен боковым сцеплением, позволяющим совершать повороты, и ручным тормозом. Танк имеет четыре крепления для дополнительных подвесных топливных баков в кормовой части корпуса. Два по углам предназначены для внешних резервуаров плоского типа, а два в центре — для барабанного типа. Эти дополнительные баки увеличивают дальность действия с 370–400 км до 480–510 км. ПТ-76 — надежная, простая в управлении и высокомобильная разведывательная машина, идеально предназначенная для десантных операций, но как боевая машина имеет множество ограничений. [ 1 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]
Вода
[ редактировать ]ПТ-76 является амфибией, имеет плоский лодкообразный корпус, герметичный и обеспечивающий минимальное сопротивление танку на плаву. Он может плавать после включения двух электрических трюмных помп, подняв дифферентный флюгер, который улучшает устойчивость и водоизмещение автомобиля в воде, а также предотвращает попадание воды в носовую часть танка. Переключение перископа водителя на перископ для плавания позволяет водителю видеть поверх триммерной лопатки. Когда триммерная лопасть не используется, она убирается в передней части носовой части под стволом основного орудия и служит дополнительной броней. Трюмные помпы удерживают танк на плаву, даже если он протекает или поврежден. Для экстренного использования предусмотрена ручная трюмная помпа. Танк движется по воде с помощью двух гидрореактивных двигателей, по одному с каждой стороны корпуса, с входными отверстиями под корпусом и выпускными отверстиями в задней части. Имеются также дополнительные вспомогательные водометные водозаборники по обеим сторонам корпуса над последними опорными катками. Задние выпускные отверстия имеют крышки, которые можно полностью или частично закрывать, перенаправляя поток воды к направленным вперед выпускным отверстиям по бокам корпуса, что позволяет автомобилю поворачивать или двигаться задним ходом. Например, при повороте налево закрывается левый водомет, при повороте направо закрывается правый водомет. При повороте на 180° одна водометная струя засасывает воду, а другая выталкивает ее. Эту систему разработал Н. Коновалов. Это та же система, что и в БТР-50, созданном на базе ПТ-76. Танк может плавать со скоростью до 10,2 км/ч и имеет запас хода 100 км. Он может преодолевать большинство водных преград, а также плавать в море. Однако его амфибийная конструкция делает его непропорционально большим для машины такого веса и обеспечивает меньшую броневую защиту, чем другие легкие танки. [ 1 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 11 ]
Оборудование
[ редактировать ]ПТ-76 оснащен танковым устройством связи, гирокомпасом, радиостанцией 10-РТ-26Э с выдвигающейся при необходимости антенной. Он также имеет две фары в передней части корпуса и прожектор на правой стороне крыши башни. Она отставала от других советских боевых бронированных машин потому, что прибор ночного видения имелся только у водителя, а также потому, что у нее не было систем огневой и РХБ (ядерной, биологической, химической) защиты, что существенно снижало ее эффективность. Отсутствие РБК защиты закончилось на ПТ-76Б, имеющем систему РБК ПАЗ ("противоатомная защита"). Поскольку только у водителя есть приборы ночного видения, дальность обзора экипажа составляет 4000 м (13 000 футов) днем и 600 м (2000 футов) ночью. [ 1 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]
История обслуживания
[ редактировать ]За время существования машины было построено около 5000 ПТ-76. [ 4 ] из них около 2000 было экспортировано [ нужна ссылка ] . Другие источники указывают, что было построено 12 000 штук. (См. сноску 1). Автомобиль использовался более чем в 25 странах, включая Афганистан , Албанию , Анголу , Китай , Конго , Кубу , Египет , Финляндию , Гвинею , Венгрию , Индию , Индонезию , Ирак , Лаос , Мадагаскар , Мозамбик , Северную Корею , Пакистан , Польшу , Северный Вьетнам , и Югославия . [ 1 ]
ПТ-76 использовался в качестве стандартного разведывательного танка армий Советского Союза и Варшавского договора. Он также предназначался для форсирования водных преград и высадки морской пехоты. Служил в разведывательных подразделениях танковых и механизированных дивизий Красной Армии и дивизий советской морской пехоты. Хотя на передовой службе ее заменила БМП -1 , ее все еще можно встретить в разведывательных ротах и батальонах некоторых мотострелковых и танковых полков и дивизий, а также в частях морской пехоты. Помимо разведывательной роли, он также используется для форсирования водных преград в первой волне атаки и для артиллерийской поддержки при создании плацдарма. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] Основным недостатком БМП-1 и БРМ-1 по сравнению с ПТ-76 является отсутствие мощного основного вооружения. Однако БРМ-1 оснащена более современным разведывательным оборудованием. Кроме того, обе машины имеют более прочную лобовую броню и превосходные характеристики мобильности, а БМП-1 может перевозить внутри до 8 полностью экипированных солдат. ПТ-76 до сих пор находится на действительной службе в ряде стран, главным образом развивающихся . Сообщается, что российская армия использовала ПТ-76 в войне в Чечне . [ 1 ] [ 7 ]
ПТ-76 используется/дислоцируется/в следующих российских частях/базах: 61-й танкоремонтный завод (1), 61-я Киркинесская бригада морской пехоты (26) из Спутника, входящая в состав Мурманского военного округа, 175-я бригада морской пехоты (26). из Туманного, входящего в состав Мурманского военного округа, и 336-й Белостокской бригады морской пехоты (26) из Балтийска, входящей в состав Калининградского военного округа. [ 16 ]
В Людове Войско Польском (LWP) ПТ-76 и ПТ-76Б использовались разведывательными подразделениями танковых и механизированных дивизий, а также частями береговой обороны, включая 7-ю Лужицкую десантную дивизию (официально известную как 7-я дивизия береговой обороны). [ 7 ] Польша также эксплуатирует ракеты-носители тактических ракет FROG-3 «Луна». [ 17 ]
ПТ-76 находились на вооружении индийской армии и находились в резерве до вывода из эксплуатации в 2009 году, после чего использовались армией для стрельбы и в качестве статических памятников на различных военных объектах. [ 18 ]
Боевая служба
[ редактировать ]Вьетнамская война
[ редактировать ]Советские ПТ-76 вместе с Т-54 , Т-55 и китайскими танками Тип 59 составляли основную часть бронетанковых сил Народной армии Вьетнама (ПАВН).
Первые успешные действия бронетехники PAVN во Вьетнаме были против Ланг Вей лагеря спецназа 6/7 февраля 1968 года. [ 19 ] (они уже использовались в предыдущей битве при Бан Хоуэй Сане , которая, однако, проходила прямо за границей с Лаосом ). Тринадцать ПТ-76 из 202-го бронетанкового полка ПАВН возглавили атаку примерно на 24 «зеленых берета» , 500 южновьетнамских нерегулярных формирований и 350 солдат лаосской королевской армии. Защитники отбивались 106-мм безоткатным орудием М40 (одно у входа выбило три ПТ-76, пока не был подбит) и безрезультатно М72 LAW (однозарядное 66-мм легкое противотанковое оружие). Они запросили поддержку у расположенной неподалеку боевой базы Кхесань , которая не смогла помочь, так как тоже находилась в осаде. [ 19 ] Лагерь Ланг Вей был захвачен, а ПТ-76 использовали свои тяжелые пулеметы, установленные на башне и оснащенные прожекторами, чтобы расстреливать всех нерегулярных формирований, которые в панике выбегали из подземных бункеров. Несколько выживших вырвались наружу и были доставлены по воздуху в безопасное место.
Первое столкновение танков произошло в середине 1968 года, когда американский самолет-разведчик заметил ПТ-76, который мылся его экипажем в реке Бон Хой в демилитаризованной зоне (17-я параллель). Пилот передового управления воздушным движением сообщил по радио о местонахождении танка ближайшему танковому подразделению M48 Patton США 3-го танкового батальона . После корректировки огня КВС М48 выпустил три 90-мм выстрела; [ 19 ] получение удара третьим раундом. Экипаж танка покинул свою машину. Вскоре после этого несколько вернувшихся реактивных истребителей-бомбардировщиков F-4 Phantom с израсходованными боеприпасами заметили ПТ-76 и разбомбили оставшуюся часть машины. [ 19 ]
Битва при Ам-Ит
[ редактировать ]Битва при Бен-Хете была единственным танковым сражением армии США и ПАВН во время войны во Вьетнаме. 10 ПТ-76 столкнулись с 3 М48. [ 21 ] спецназа 3 марта 1969 года лагерь Бен-Хет подвергся нападению 202-го бронетанкового полка ПАВН. 202-й дивизии была поставлена задача уничтожить 175-мм самоходные орудия лагеря. [ 19 ] [ 22 ] Один из ПТ-76 подорвался на фугасе, который не только вызвал тревогу в лагере, но и осветил другие ПТ-76, атакующие огневую базу. Были выпущены сигнальные ракеты, обнажившие танки противника, но, заметив дульные вспышки, один ПТ-76 попал прямым попаданием в башню М48, убив двух членов экипажа и ранив еще двоих. Второй М48, используя ту же технику, вторым выстрелом уничтожил ПТ-76. На рассвете на поле боя были обнаружены обломки двух ПТ-76 и одного БТР-50 . [ 19 ]
Первое боевое применение ракеты TOW
[ редактировать ]ПТ-76 стал участником знакового инцидента в бронетанковой войне, став первой жертвой BGM-71 TOW противотанковой ракеты . [ 23 ]
24 апреля 1972 года специальная экспериментальная 1-я боевая авиационная группа США прибыла в Южный Вьетнам. В его состав входили два вертолета UH-1B, на которых устанавливался новый BGM-71 TOW, и специалисты Bell Helicopters и Hughes Aircraft Corporation . Он был развернут в Центральном Хайленде , где начал артиллерийскую подготовку. Со 2 мая отряд совершал ежедневные вылеты в поисках бронетехники противника с ракетами, установленными в трехтрубной пусковой установке XM26. 9 мая бронетанковые подразделения ПАВН атаковали лагерь Бен-Хет; Команда TOW уничтожила 3 ПТ-76 и отразила атаку. [ 24 ]
26 мая ПАВН предприняла еще одну попытку вернуть себе город Контум . Самолеты TOW были доставлены на рассвете и обнаружили танки PAVN, почти произвольно перемещающиеся по частям города. Обычные воздушные удары были бы опасны для дружественных сил, а TOW оказался идеальным средством уничтожения вражеских танков. [ 25 ] По итогам первого дня два вертолета TOW уничтожили 9 танков и повредили еще один. Четыре уничтоженных и один поврежденный были ПТ-76. [ 19 ] [ 26 ] [ 27 ]
Индийский сервис
[ редактировать ]ПТ-76 участвовал в боях с индийскими войсками в индо-пакистанской войне 1965 и 1971 годов . Тактика индийской армии позволила ПТ-76 сыграть жизненно важную роль на восточном театре военных действий 1971 года, где ПТ-76 оказались превосходящими устаревшие пакистанские M24 Chaffee легкие танки , несмотря на их численное превосходство. Хорошим примером такого сражения была битва при Гарибпуре , где индийской армии пехотный батальон , располагавший всего 14 ПТ-76, смог разгромить гораздо более крупное бригадное подразделение пакистанской бронетехники и нанести тяжелые потери. [ 28 ]
В ходе боя было уничтожено 8 пакистанских танков М24 «Чаффи» , 3 захвачено ценой 2 ПТ-76. [ 29 ]
Другой бой
[ редактировать ]ПТ-76 также участвовал в Шестидневной войне (1967 г.), во время которой израильская армия уничтожила или захватила несколько танков ПТ-76. Во время войны Судного дня в 1973 году ПТ-76 использовались при форсировании Великого Горького озера 130-й египетской бригадой морской пехоты. [ 11 ] [ самостоятельно опубликованный источник? ] [ 30 ]
Народные вооруженные силы освобождения Анголы (ФАПЛА) использовали ПТ-76 во время гражданской войны в Анголе , как и Куба во время своей длительной военной интервенции в эту страну. Один ПТ-76 ФАПЛА был уничтожен южноафриканским Racel-90 бронеавтомобилем в ходе операции «Модулер» . [ 31 ] По крайней мере еще шесть человек были захвачены южноафриканскими экспедиционными силами в ходе этого конфликта. [ 32 ]
Во время югославских войн ПТ-76 служил в составе Югославской народной армии , а затем в армии краинских сербов в нескольких сражениях во время Десятидневной войны в Словении (1991 г.) и Хорватской войны за независимость (1991–1995 гг.).
Корпус морской пехоты Индонезии использовал свои ПТ-76Б на индонезийском острове Амбон во время межрелигиозного конфликта Малуку в 1999-2003 годах, а также в середине 1970-х годов во время операции «Лотос» ( Operasi Seroja ). [ 33 ] [ 34 ]
Список конфликтов
[ редактировать ]- 1956 Советское вторжение в Венгрию (Советский Союз)
- 1959–1975 война во Вьетнаме .
- 1960–1975 Гражданская война в Лаосе
- 1964-1965 Операция Двикора (Индонезия) [ 34 ]
- 1965 г. Индо-Пакистанская война 1965 г. (Индия)
- 1966–1990 гг. Пограничная война с Южной Африкой
- 1967 года Шестидневная война (Египет, Сирия)
- 1968 г. Вторжение Варшавского договора в Чехословакию.
- 1971 г. Индо-Пакистанская война 1971 г. (Индия)
- 1973 Война Судного дня (Египет, Сирия)
- 1975 Операция Сероя (Индонезия) [ 34 ]
- 1975–2002 Гражданская война в Анголе
- 1980–1988 гг. Ирано-иракская война (Ирак)
- 1990–1991 Война в Персидском заливе (Ирак)
- 1991–2001 Югославские войны
- 1991 года Десятидневная война
- 1991–1995 Хорватская война за независимость
- 1992–1995 Боснийская война
- 1999 – Вторая чеченская война (Россия).
- 2000 г. Религиозный конфликт Малуку на индонезийском острове Амбон. [ 33 ]
- 2003–2004 гг. Индонезийское наступление в Ачехе. [ 34 ]
- 2003 г. – Вторая война в Персидском заливе .
Варианты
[ редактировать ]Советский Союз
[ редактировать ]
- ПТ-76 (Обьект 740, 1951 г.) - оригинальный ПТ-76, вооруженный 76,2-мм нарезной танковой пушкой Д-56Т (без эвакуатора ствола, длинный многощелевой дульный тормоз, без дымососа). Выпускался с 1951 по 1957 год. [ 4 ]
- ПТ-76 (Обьект 740, 1957 г.) - ПТ-76, вооруженный 76,2-мм нарезной танковой пушкой Д-56ТМ (двухотражательный дульный тормоз, эвакуатор ствола, дымосос), высота корпуса увеличена на 13 см. . [ 4 ] Имеет водительский прибор ночного видения ТВН-2Б, новые фары, новую радиостанцию Р-113 взамен старой комплектации 10-РТ-26Э (позже ее заменили на Р-123) и термодымогенераторную систему ТДА. [ 4 ] Он также имеет прожектор, прикрепленный к кронштейну на правом краю крыши башни. [ 35 ] Эту версию в западных источниках иногда называют «ПТ-76Б».
- ПТ-76Б (Объект 740Б, 1959 г.) - ПТ-76, вооруженный 76,2-мм нарезной танковой пушкой Д-56ТС (дульный тормоз с двойной перегородкой, гильзоотбрасыватель, дымосос и двухосная система стабилизации СТП-2П «Заря»). ), [ 4 ] система РХБ защиты ПАЗ (противо-атомная защита), автоматическая система пожаротушения, улучшенный прицел ТШК-2-66, фильтрационно-вентиляционная система, улучшенные приборы наблюдения, улучшенное электрооборудование, новый 6-цилиндровый 4-цилиндровый двигатель В-6Б. рядный дизельный двигатель водяного охлаждения мощностью 263 л.с. (196 кВт) при 1800 об/мин и дополнительные внутренние топливные баки, для чего пришлось несколько изменить форму брони. Эти дополнительные внутренние топливные баки увеличили запас топлива с 250 до 400 л. Новый двигатель такой же, как тот, что использовался в одном ряду двигателей, установленных на Т-54 . Благодаря новому двигателю и дополнительным топливным бакам запас хода машины увеличен до 480 км по дороге (590 км с подвесными топливными баками) и до 120 км по воде. 76,2-мм нарезная танковая пушка Д-56ТС способна стрелять новым подкалиберным бронебойным снарядом калибра до 75 мм под углом 60° на дистанции 2000 метров. К штатному боекомплекту ПТ-76Б добавлен один такой снаряд, и теперь он может нести 41 выстрел. [ 1 ] [ 3 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 35 ] Производился в 1959–1967 годах. [ 4 ]
- ПТ-71 (не путать с израильским ПТ-71) - это ПТ-76Б, оснащенный противотанковым управляемым ракетным комплексом 9М14 «Малютка» (код НАТО: AT-3 Sagger), установленным в задней части башни. [ 35 ] Он не дошел до стадии эксплуатации, и название не является официальным.
- ПТ-76А - обозначение различных моделей ПТ-76 и ПТ-76Б, вооруженных 12,7-мм зенитным крупнокалиберным пулеметом ДШК 1938/46 на поворотной установке на крыше башни. [ 35 ]
- ПТ-76К - командирский вариант с дополнительной антенной на правом борту башни и генератором в корме палубы. [ 35 ]
- ПТ-76М (Объект 740М) - ПТ-76 с улучшенными амфибийными характеристиками за счет несколько большего водоизмещения. Этот вариант разрабатывался для морской пехоты России , но не был принят на вооружение из-за отсутствия улучшенных боевых характеристик. Вместо него морская пехота приняла на вооружение ПТ-76Б (с шноркелем). [ 1 ] [ 35 ]
- ПТ-85 (не путать с «Обьектом 906» или северокорейским Типом 82) — ПТ-76 с литой башней и 85-мм пушкой. Он использовался во время вторжения в Чехословакию . [ 35 ]
- ПТ-85 (Объект 906) (не путать с ПТ-85 с литой башней или северокорейским Тип 82) - на базе шасси ПТ-76, вооружен 85-мм танковой пушкой Д-58, двумя были построены прототипы. [ 35 ] [ 36 ]
- ПТ-90 (Объект 906) - на базе шасси ПТ-76, вооруженный 90-мм танковой пушкой Д-62, только на стадии технического проектирования. [ 35 ]
- «Объект 280» — ПТ-76 с многоствольной реактивной установкой калибра 16х130 мм. [ 35 ]
- ПТ-76РХ - ПТ-76 переоборудован в легкий плавающий танк-разведчик РХБ. Он имеет купольный купол и флаговый знак сзади. [ 35 ]
- БТР-50 П — плавающий гусеничный БТР , созданный на базе шасси ПТ-76.
- Объект 911 — опытная БМП , разработанная ОКБ Гавалова. Об.911 имел гусеничную подвеску, а также четыре убирающихся под корпус колеса. Преимущества этой колесно-гусеничной конструкции не оправдали себя и были сочтены слишком сложными. [ 37 ]
- Объект 914 — экспериментальная БМП . Эта машина была разработана в начале 1960-х годов конструкторским коллективом под руководством И.В. Гавалова на Волгоградском тракторном заводе (ВТЗ), а опытный образец был готов к испытаниям в 1964 году. Об.914 был вооружен двумя 7,62-мм универсальными пулеметами ПКТ. установлен в корпусе по обе стороны от водителя. Он имел экипаж из двух человек и мог перевозить до восьми полностью экипированных солдат (двое из которых управляли ПКТ). Его боевая масса составляла 14,4 тонны. После серии испытаний в 1964 году Об.765 был выбран в качестве БМП-1 главным образом из-за расположения двигателя сзади, что обязывало пехоту садиться и спешиваться через единственную дверь в задней части правой стороны машины. и люки на крыше. Также считалось, что Об.765 имел лучшую общую компоновку.
- АСУ-85 — авиадесантный автомат, использующий компоненты ПТ-76.
- СПУ 2П2 (С-119А) – ракета-носитель тактического ракетного комплекса 2К1 «Марс» (С-122А) (FROG-2). [ 1 ] [ 11 ] [ 38 ]
- ТЗМ 2П3 (С-120А) – машина-перегрузчик тактического ракетного комплекса 2К1 «Марс». [ 39 ]
- СПУ 2П16 (С-123А) – ракета-носитель тактического ракетного комплекса 2К6 «Луна» (С-125А) (FROG-3/5). [ 39 ]
- ТЗМ 2П17 (С-124А) – машина-перегрузчик тактического ракетного комплекса 2К6 «Луна». Это был всего лишь прототип. [ 39 ]
- ГМ-568 - шасси машины наведения 1С91 зенитно-ракетного комплекса 2К12 Куб. В нем использованы некоторые элементы ПТ-76, включая трансмиссию и колеса. Оно практически идентично шасси ГМ-578. [ 40 ]
- ГМ-575 - шасси зенитной ЗСУ-23-4 самоходной установки . В нем использован ряд компонентов от ПТ-76.
- ГМ-578 - шасси ракеты-носителя 2П25 2К12 Куб зенитно-ракетного комплекса . В нем использованы некоторые элементы ПТ-76, включая трансмиссию и колеса. Оно практически идентично шасси GM-568. [ 40 ]
- ГСП (Обьект 55) или ГСП-55 — это гусеничный самоходный паром-амфибия. Он состоит из двух невзаимозаменяемых левой и правой полублоков с большими внешними понтонами. В агрегатах используются многие компоненты ПТ-76, например детали подвески, (модифицированный) двигатель, электрическая система и система рулевого управления. Паром GSP мог перевозить до 52 тонн и имел скорость 6 км/ч. [ 41 ]
Беларусь
[ редактировать ]- ПТ-76М - модернизированный ПТ-76 с двигателем УТД-20 мощностью 300 л.с. (224 кВт), новыми рулевыми и тормозными системами, разработанными Минотор-Сервисом в Минске. Аналогичная модернизация существует и для серии БТР-50. [ 42 ]
Китайская Народная Республика
[ редактировать ]- Тип 60 - китайцы получили несколько ПТ-76 в середине 1950-х годов. В октябре 1958 года Народно-освободительная армия (НОАК) решила разработать отечественный плавающий танк на базе ПТ-76. Программу развития выполнили 201 институт и 615 завод. Прототип, известный как WZ221, был построен и испытан в 1959 году, но в его конструкции возник ряд проблем, включая перегрев двигателя. НОАК не была удовлетворена характеристиками машины, что привело к разработке новой машины на базе Тип 60, Тип 63 . легкого плавающего танка
Чехословакия
[ редактировать ]- ОТ-62 ТОПАС (ОТ-62 расшифровывается как O brněný T ransportér vzor 62 – «Бронетранспортер модель 62») («ТОПАС» расшифровывается как T ransportér O brněný PÁS ový – «Гусеничный бронетранспортёр») – серия БТР. -50 вариантов, разработанных совместно Польшей и Чехословакией. Они аналогичны БТР-50ПК, но имеют люки в бортах корпуса, более мощный двигатель ПВ-6 мощностью 300 л.с. (224 кВт) и два выступающих отсека, как у БТР-50ПУ. [ 43 ] [ 44 ]
Восточная Германия
[ редактировать ]- К1 — Командирский танк на базе ПТ-76 Модель 2 и ПТ- 76Б . Он оснащен дополнительной радиостанцией Р-112. [ 35 ] [ самостоятельно опубликованный источник? ]
Индонезия
[ редактировать ]- ПТ-76 (М) - ПТ-76Б индонезийской морской пехоты, модернизированный с помощью пакета модернизации ПТ-2000 от Нимды, Израиль, в 1990-х годах. [ 45 ] Оснащен 90-мм пушкой Cockerill Mk 3M-A2 (с многощелевым дульным тормозом), FN MAG спаренными и цапфовыми пулеметами , увеличенным прицелом наводчика и новым двигателем Detroit Diesel 6V92T . [ 46 ] [ 47 ]
- ПТ-76(М) - ПТ-76, используемые индонезийской морской пехотой, были модернизированы компанией PT Lumindo Artha Sejati в мае 2020 года. Новый двигатель Detroit Diesel 6V92T мощностью 300 л.с., 90-мм пушка Cockerill Mk 3M-A2 (с многощелевым дульным срезом) тормоз), новая система управления огнем, новый дневной/ночной прицел, лазерный дальномер и новый стабилизатор орудия. [ 48 ] [ 49 ]
- ПТ-76(М) с LCTS 90 - предложенная модернизация Укрспецэкспортом в сотрудничестве с PT Lumindo Artha Sejati в середине 2020 года. Исходная башня была заменена на башню John Cockerill LCTS 90MP, вооруженную 90-мм пушкой Cockerill Mk 3M-A2 и оснащенную автозагрузчик. [ 50 ] Обновления также включают возможность запуска Falarick 90. [ 51 ] ПТУР, новый дизель Cummins VT400 и трансмиссия Allison, установка системы активной защиты « Заслон-Л », системы управления огнем «Синтез», навигационной системы «Базальт», радиостанций Harris и других доработок. [ 52 ] [ 53 ]
- ТАПИР ( Tank mphibi A -амфибия-зажигательная ракетная установка») - один Peluncur Incendiary Rocket , - « Танк ПТ-76Б был модифицирован 17-трубной 140-мм реактивной установкой БМ -14-17 установленной на вершине башни. и со снятым основным орудием. Изменено PT Также Putra Indonesia в 1995 году. Проект был прекращен из-за недостаточного финансирования. [ 54 ]
Израиль
[ редактировать ]- ПТ-71 (не путать с советским ПТ-71) — модернизация ПТ-76, созданная компанией Nimda Group Ltd. , которая включает в себя 90-мм танковую пушку Кокерилл, новый пулемет, новую систему управления огнем, лазерный дальномер, приборы ночного видения и дизельный двигатель Detroit Diesel 6V71T мощностью 300 л.с. (224 кВт). Единственными известными заказчиками были армии Израиля и Индонезии. [ 55 ] [ 35 ]
Северная Корея
[ редактировать ]- ПТ-85 (Тип 82) (не путать с «Обьектом 906» или ПТ-85 с литой башней) - Северная Корея разработала собственную машину, частично на базе ПТ-76.
Польша
[ редактировать ]- ПТ-76 с дополнительным 12,7-мм зенитным крупнокалиберным пулеметом ДШК образца 1938/46 г. на поворотной установке и отдельными люками для командира и заряжающего.
- ПТ-76 с дополнительными перископами, установленными справа на крыше башни. [ 35 ]
- ПТ-76 без дульного тормоза. [ 35 ]
- ПТ-76Б с дополнительным 12,7-мм зенитным крупнокалиберным пулеметом ДШК образца 1938/46 г. на поворотной установке и отдельными люками для командира и заряжающего. [ 35 ]
- ОТ-62 ТОПАС (ОТ-62 означает O brněný T ransportér vzor 62 - «Бронетранспортер модель 62») («ТОПАС» означает T ransportér O brněný PÁS ový - «Гусеничный бронетранспортер») - серия БТР- 50 вариантов разработаны совместно Польшей и Чехословакией. Они аналогичны БТР-50ПК, но имеют люки в бортах корпуса, более мощный двигатель ПВ-6 мощностью 300 л.с. (224 кВт) и два выступающих отсека, как у БТР-50ПУ. [ 43 ]
- WPT-76 - ракета-носитель FROG 2P16, переоборудованная в машину технического обеспечения (польский: Wóz Pogotowia Technicznych ). [ 35 ]
Российская Федерация
[ редактировать ]- ПТ-76Б оснащен новым дизелем В-6М мощностью 300 л.с. (224 кВт), что позволило увеличить максимальную скорость по шоссе с 44 км/ч до 45 км/ч, а максимальную скорость плавания с 10,2 км/ч до 11. 2 км/ч. Это увеличило удельную мощность с 17,1 л.с./тонну (12,3 кВт/тонну) до 19,5 л.с./тонну (14,5 кВт/тонну). [ 16 ]
- ПТ-76Э - это последняя программа модернизации ПТ-76. Это повышает боевую эффективность машины за счет радикального увеличения огневой мощи, что потребовало новой башни БМ-57 и другого вооружения. Этот вариант вооружен 57-мм автоматической пушкой АУ-220М (на базе 57-мм зенитной пушки L/76,6 С-60 ). [ 56 ] Его разработало КБ «Буревестник» ( Нижний Новгород ). Его бронебойно-трассирующие снаряды, выпущенные с дистанции 1120 м, способны пробить 100 мм стальной брони. Новое оружие способно уничтожить большинство современных БТР и БМП. Он также может поражать воздушные цели на расстоянии до 6 км. В автопушке используются два типа боеприпасов: осколочно-трассирующий и бронебойно-трассирующий. Однако возможна стрельба специальным зенитным снарядом. Оружие может стрелять одиночными выстрелами, короткими очередями (от 2 до 5 патронов) или длинными очередями (до 20 патронов). Он также может вести непрерывный огонь со скоростью до 120 выстрелов в минуту. Эта система функционирует, используя энергию, генерируемую каждым раундом, а не внешний источник питания. Огневая мощь ПТ-76Э увеличена в 5,5 раза по сравнению с ПТ-76Б. На ПТ-76Э установлен более мощный 6-цилиндровый 4-тактный V-образный многотопливный дизель безвоздушного впрыска с водяным охлаждением объемом 15,8 л. Он развивает мощность 300 л.с. (224 кВт) при 2600 об/мин и, как и трансмиссия, взят от БМП-1. Соотношение мощности и веса было улучшено до 20 лошадиных сил (15 кВт) на тонну. Это также увеличивает максимальную скорость по шоссе с 44 км/ч до 60 км/ч, а среднюю скорость по пересеченной местности с 32 км/ч до 42 км/ч. Другие варианты двигателей — УТД-23 или В-6БФ. У машины новые гусеницы. Утомляемость водителя снизилась. Живучесть машины на поле боя повышена за счет внедрения новой быстродействующей системы пожаротушения. Также машина имеет усовершенствования по управлению огнем и оптическому оборудованию, например, новые прицелы 1П67 и «Лига-С». Эта программа модернизации увеличивает характеристики ПТ-76 в 2,7 раза, что пока еще сравнительно невысоко. Машина была принята российской морской пехотой в 2006 году, было заказано около 40–50 машин. [ 57 ] [ 58 ]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]- ПТ -76 использовался армией США для тренировок ОпФор . Они были модифицированы по-разному, включая замену двигателя на дизельный двигатель Caterpillar, изменение люка башни на заднее навесное расположение и установку американских радиостанций и креплений для антенн. Из-за того, что в новых двигателях было другое расположение выхлопных газов, выхлопные трубы были перенаправлены для использования водометных отверстий, а не исходного выхлопа двигателя. [ 35 ]
Вьетнам
[ редактировать ]- ПТ-76 с зенитным пулеметом на крыше башни.
Операторы
[ редактировать ]Текущие операторы
[ редактировать ]- Ангола - 68 заказано в 1975 г. из Советского Союза и поставлено в 1975 г. (ранее машины находились на вооружении СССР). [ 59 ] В 1996 году на вооружении находились 12. [ 60 ] 10 в эксплуатации по состоянию на 2023 г. [ 61 ]
- Бенин [ 35 ] - 20 заказаны в 1981 г. из Советского Союза и поставлены в 1982 г. (машины бывшие в употреблении). [ 59 ] 20 на вооружении в 1996 году. [ 60 ] 18 в эксплуатации по состоянию на 2023 г. [ 62 ]
- Куба [ 11 ] [ 35 ] - 60 куплено в 1970 году из Советского Союза и поставлено в период с 1971 по 1973 год. [ 9 ] [ 59 ] 50 на вооружении морской пехоты в 1996 году. [ 60 ] Неизвестное количество все еще находится в эксплуатации по состоянию на 2023 год. [ 63 ]
- Демократическая Республика Конго - 10 в эксплуатации по состоянию на 2023 г. [ 64 ]
- Гвинея [ 11 ] [ 35 ] - 20 заказаны в 1977 г. из Советского Союза и поставлены в 1977 г. (машины бывшие в употреблении). [ 59 ] 18 на вооружении в 1996 году. [ 60 ] 15 в эксплуатации по состоянию на 2023 г. [ 65 ]
- Гвинея-Бисау - 20 заказаны в 1977 г. из Советского Союза и поставлены в 1978 г. (машины бывшие в употреблении). [ 59 ] 15 в эксплуатации по состоянию на 2023 г. [ 66 ]
- Индонезия [ 11 ] [ 35 ] - 50 ПТ-76Б заказаны в 1962 г. из Советского Союза и поставлены в 1964 г. [ 59 ] В 1996 году на вооружении находилось 60 ПТ-76Б. [ 60 ] 70 в эксплуатации по состоянию на 2023 г. [ 67 ]
- Лаос [ 11 ] [ 35 ] - 30 находились на вооружении в 1996 году. [ 60 ] 10 в эксплуатации по состоянию на 2023 г. [ 68 ]
- Мадагаскар [ 35 ] [ 60 ] - 12 заказаны в 1983 г. из Советского Союза и поставлены в 1983 г. (ранее машины находились на вооружении СССР). [ 59 ] Все остаются в эксплуатации по состоянию на 2023 год. [ 69 ]
- Мали - 2 ПТ-76 по состоянию на 2023 г. [ 70 ]
- Северная Корея [ 11 ] [ 35 ] - 100 заказано в 1965 году из Советского Союза и поставлено в период с 1966 по 1967 год. [ 59 ] 300 на вооружении в 1996 году. [ 60 ] 560 ПТ-76 и ПТ-85 местного производства по состоянию на 2023 год. [ 71 ]
- Республика Конго - 3 заказаны в 1971 г. из Советского Союза и поставлены в 1972 г. (машины бывшие в употреблении). [ 59 ] все они остаются в строю по состоянию на 2023 год. [ 72 ]
- Уганда [ 11 ] [ 35 ] [ 60 ] - 50 заказано в 1973 году из Советского Союза и поставлено в период с 1974 по 1975 год (возможно, машины ранее находились на вооружении СССР). [ 59 ] 20 в эксплуатации по состоянию на 2023 г. [ 73 ]
- Вьетнам [ 11 ] [ 35 ] - 300 в эксплуатации по состоянию на 2023 г. [ 74 ]
- Замбия [ 35 ] [ 60 ] - 50 заказаны в 1983 г. из Советского Союза и поставлены в 1984 г. (ранее машины находились на вооружении СССР). [ 59 ] 30 в эксплуатации по состоянию на 2023 г. [ 75 ]
Бывшие операторы
[ редактировать ]- Афганистан [ 11 ] [ 35 ] - 50 заказаны в 1958 году из Советского Союза и поставлены в период с 1959 по 1961 год. [ 59 ] 60 на вооружении в 1996 г. [ 60 ]
- Беларусь - 8 на вооружении в 1995 г. [ 76 ]
- Босния и Герцеговина - 8 на вооружении в 2005 г. [ 6 ]
- Болгария [ 11 ] [ 60 ] - 250 заказаны в 1959 году из Советского Союза и поставлены в период с 1960 по 1964 год. [ 59 ] Снят с вооружения [ 77 ]
- Камбоджа [ 35 ] - 10 заказаны в 1983 году из Советского Союза и доставлены в 1983 году в качестве военной помощи; Еще 10 были заказаны в 1988 году из Советского Союза и доставлены в 1989 году в качестве помощи (все машины ранее находились на вооружении СССР). [ 59 ] 10 на вооружении в 2005 г. [ 6 ]
- Хорватия [ 35 ] - 1 на вооружении в 1998 г. и 9 в 2003 г. [ 78 ] Все они были захвачены у ЮНА . Списано
- Египет [ 11 ] [ 60 ] - 50 заказаны в 1965 году из Советского Союза и поставлены в 1966 году. 200 заказаны в 1970 году из Советского Союза и поставлены в период с 1970 по 1972 год (машины, вероятно, ранее находились на вооружении СССР) [ 59 ]
- Финляндия [ 11 ] - 12 заказаны из Советского Союза и поставлены в 1964 году. Сняты с вооружения в 1994 году. Некоторые переоборудованы в машины подготовки водителей ПТ-А (без пушек) для БТР-50. Снят в 2001 году.
- Восточная Германия [ 11 ] [ 60 ] - 170 заказано в 1956 году из Советского Союза и поставлено в период с 1957 по 1959 год. [ 59 ] ПТ-76 Модель 2 и ПТ-76Б, переданные единому немецкому государству. [ 35 ]
- Германия — ПТ-76 Модель 2 и ПТ-76Б, принятые из армии ГДР. Все были списаны или проданы в другие страны.
- Венгрия [ 11 ] [ 35 ] [ 60 ] - 100 заказано в 1957 году из Советского Союза и поставлено в период с 1959 по 1960 год. [ 59 ]
- Индия [ 11 ] - 178 заказано в 1962 году из Советского Союза и поставлено в период с 1964 по 1965 год. [ 59 ] 90 на вооружении в 2005 году. [ 6 ] Вышел на пенсию в 2009 году. [ 18 ]
- Ирак [ 11 ] [ 35 ] [ 60 ] - 45 заказано в 1967 году из Советского Союза и поставлено в период с 1968 по 1970 год (вероятно, машины ранее находились на вооружении СССР). 200 заказаны в 1983 году из Советского Союза и поставлены в 1984 году (ранее машины находились на вооружении СССР). [ 59 ] 100 до вторжения в Ирак в 2003 году . [ 6 ] Все уничтожено или списано
- Королевство Лаос - 45 доставлено Советским Союзом в 1961 году и выведено из эксплуатации в 1964 году. Еще 25 захвачены у армии Северного Вьетнама (СВА) в 1969 году и находятся на вооружении до 1970 года. [ 79 ]
- Никарагуа [ 35 ] - 22 заказаны в 1983 г. из Советского Союза и поставлены в 1984 г. (ранее машины находились на вооружении СССР) [ 59 ] 10 на хранении по состоянию на 2023 г. [ 80 ]
- Мозамбик [ 11 ] [ 60 ] - 16, часть куплена в ГДР после замены на БМП-1 в 1973 г. [ 81 ]
- Северный Вьетнам - 150 штук заказаны в 1964 году из Советского Союза и поставлены в период с 1959 по 1960 год (в помощь, машины, возможно, ранее находились на вооружении СССР). 100 штук были заказаны в 1971 году из Советского Союза и поставлены в период с 1971 по 1972 год (в помощь, машины, возможно, ранее находились на вооружении СССР). [ 59 ] Перешел к единому Вьетнамскому государству.
- Пакистан [ 11 ] - 32 заказаны в 1968 году из Индонезии и поставлены в период с 1969 по 1970 год (машины были бывшие в употреблении). [ 59 ] Еще 12 человек были взяты в плен во время индо-пакистанской войны 1965 года. [ 82 ]
- Китайская Народная Республика [ 15 ] - Разработана копия ПТ-76, известная как Тип 60, но она оказалась неудовлетворительной и была заменена китайской разработкой Тип 63.
- Польша - 300 штук заказаны в 1955 году из Советского Союза и поставлены в период с 1957 по 1958 год. [ 59 ] 30 на вооружении в 1996 г. [ 60 ]
- Россия – 150 в 2010 г. [ 83 ]
- Словения - 8 использовались во время Десятидневной войны , сняты с вооружения после [ нужна ссылка ]
- Советский Союз - произведено около 12 000 (около 10 000 для Советской Армии и около 2 000 на экспорт). [ 1 ] В 1990 году на вооружении находилось 1200 человек. [ 84 ] Передано государствам-преемникам.
- Сирия [ 11 ] - 80 заказано в 1971 году из Советского Союза и поставлено в период с 1972 по 1973 год (ранее машины находились на вооружении СССР). [ 59 ] 100 на вооружении в 1996 г. [ 60 ]
- Украина – 40 [ 85 ] унаследовано от бывшего Советского Союза. 5 на вооружении в 1995 г. [ 86 ]
- Соединенные Штаты [ 35 ] – Армия США использовала некоторое количество ПТ-76 в роли ОПФОР для обучения. [ 35 ]
- Югославия [ 11 ] [ 35 ] [ 60 ] — 100 ПТ-76Б [ 87 ] заказан в 1962 году из Советского Союза и поставлен в 1963 году. [ 88 ]
Операторы только для оценки
[ редактировать ]- Чехословакия [ 11 ] – Купил и оценил один экземпляр, но отказался принять его. [ 89 ]
См. также
[ редактировать ]- M551 Sheridan — лёгкий танк США времен Холодной войны.
- СУ-100
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л «Вражеские силы» . Архивировано из оригинала 14 мая 2008 года . Проверено 15 ноября 2014 г.
- ^ Барятинский, стр. 4–8.
- ^ Jump up to: а б с «Современные танки» . Архивировано из оригинала 10 сентября 2015 года . Проверено 15 ноября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Барятинский, стр. 13–15.
- ^ «Американские эксперты изучают 15-тонный советский танк» . Нью-Йорк Таймс . Ассошиэйтед Пресс. 5 декабря 1964 года. Архивировано из оригинала 16 августа 2018 года . Проверено 16 августа 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Фосс, Кристофер Ф. (2005). Jane's Armor & Artillery 2005–06 (26-е изд.). Информационная группа Джейнс. стр. 183–185. ISBN 978-0-7106-2686-8 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Администратор. «ПТ-76» . Панцерни.нет. Архивировано из оригинала 16 октября 2014 года . Проверено 15 ноября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Справочное руководство по боевой машине Гэри». Архивировано 28 октября 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б Рубен Уррибаррес. «Кубинские танки» . Кубинская авиация . Архивировано из оригинала 24 октября 2014 года . Проверено 15 ноября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б "panzersgt". Архивировано 25 марта 2007 г., в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и "softland". Архивировано 17 октября 2007 г. в Wayback Machine (на польском языке).
- ^ Jump up to: а б «Боевая машина легкого плавающего танка ПТ-76» . Военный завод. Архивировано из оригинала 28 ноября 2014 года . Проверено 15 ноября 2014 г.
- ^ Грин, Майкл (30 июня 2022 г.). Танки НАТО и Варшавского договора времен холодной войны . Перо и меч Военный. ISBN 978-1-3990-0432-9 . Проверено 3 сентября 2023 г.
- ^ Догерти, Мартин Дж. (19 сентября 2017 г.). Топ-50 танков . Продажа книг. стр. 102–105. ISBN 978-0-7858-3563-9 . Проверено 3 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Хистанд, Уильям Э. (17 февраля 2022 г.). Танки в пасхальном наступлении 1972 года: крупнейшее боестолкновение войны во Вьетнаме . Издательство Блумсбери. п. 24. ISBN 978-1-4728-4900-7 . Проверено 3 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Война.ру»
- ^ Нельсон, Гарольд Д. (1983). Польша, страновое исследование . Штаб, Департамент армии. п. 314.
- ^ Jump up to: а б Веб-мастер И. «Бхарат Ракшак :: Сайт Сухопутных войск – ПТ-76» . Архивировано из оригинала 29 ноября 2014 года . Проверено 15 ноября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Данстан
- ^ Звездное
- ^ «ЛЕГКИЙ ПЛАВАТЕЛЬНЫЙ ТАНК ПТ-76» . Архивировано из оригинала 31 марта 2019 г. Проверено 31 марта 2019 г.
- ^ Звездное, с. 153
- ^ Звездный с. 215
- ^ Звездное стр. 215
- ^ Звездный С. 216
- ^ Журнал "Czołgi Świata" (Танки мира или Танки мира), выпуск 1
- ^ «Вьетнамская война, битва при Бен-Хете» . Архивировано из оригинала 7 апреля 2008 г. Проверено 13 марта 2008 г.
- ↑ Официальная военная история 1971 года. Архивировано 28 мая 2013 г. в Wayback Machine , Отдел истории Министерства обороны, правительство Индии, опубликовано в Bharat Rakshak.
- ^ «Битва при Гарибпуре: ветераны вспоминают прелюдию к войне 1971 года» . 21 ноября 2017 г. Архивировано из оригинала 31 марта 2019 г. Проверено 31 марта 2019 г.
- ^ Журнал "Czołgi Świata" (Танки мира или Танки мира), выпуск 25.
- ^ Хейтман, Хелмоед-Р. (1990). Война в Анголе: заключительная фаза в Южной Африке . Ашанти Паб. п. 138.
- ^ «СОХРАНЕННЫЕ ТАНКИ В ЮЖНОЙ АФРИКЕ» (PDF) . 13 октября 2006 г. Архивировано из оригинала (PDF) 13 октября 2006 г. . Проверено 10 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Харьяди 2019, с. 383
- ^ Jump up to: а б с д Харьяди 2019, с. 421
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль «JED The Military Equipment Directory». Архивировано 24 декабря 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ «Научный сборник Кубинки НИИБТ – Опытный образец легкого танка» . Архивировано из оригинала 17 декабря 2014 года . Проверено 15 ноября 2014 г.
- ^ Залога, Стивен Дж., Халл, Эндрю В. и Марков, Дэвид Р. (1999). Советская/российская практика проектирования бронетехники и артиллерии: с 1945 года по настоящее время . Дарлингтон Продакшнс. ISBN 1-892848-01-5
- ^ «ЛЯГУШКА-2 3Р-2, Марс» . Архивировано из оригинала 21 июля 2014 года . Проверено 15 ноября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с Solyankin, A.G.; Zheltov, I.G.; Kudryashov, K.N. (2010). Otechestvenniye Bronirovanniye Mashiny – XX Vek, Tom 3: 1946–1965. OOO "Tsejkhgauz". p. 530-533. ISBN 978-5-9771-0106-6
- ^ Jump up to: а б Милитариум Куб. Архивировано 12 июня 2010 г. в Wayback Machine.
- ^ Гау ЛР., Плейт Дж., Зигерт Дж. (2001) - Немецкая военная техника - Бундесвер и СВА - Motorbuch Verlag - ISBN 3-613-02152-8
- ^ «Модернизация» . Архивировано из оригинала 28 ноября 2014 года . Проверено 15 ноября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Советская/российская практика проектирования бронетехники и артиллерии: 1945-1995 гг . Разведывательная деятельность морской пехоты. 1995. с. III-21 . Проверено 10 сентября 2023 г.
- ^ Zaloga 1979 , p. 49.
- ^ «НИМДА – БТР-50 и ПТ-76» . nimda.co.il . Архивировано из оригинала 6 июня 2021 года.
- ^ «Разведка и анализ в области обороны и безопасности: IHS Jane's – IHS» . Архивировано из оригинала 26 января 2013 года . Проверено 15 ноября 2014 г.
- ^ Харьяди 2019, с. 421-422
- ^ «Индонезия модернизирует легкий плавающий танк ПТ-76, установив 90-мм пушку John Cockerill Mk III» . www.armyrecognition.com . 23 мая 2020 г. Проверено 5 февраля 2021 г.
- ^ «Характеристики сохраняются, ряд плавающих танков ПТ-76М морской пехоты проходят ремонт» . indomiliter.com (на индонезийском языке). 25 мая 2020 г. Проверено 28 апреля 2022 г.
- ^ "Украина модернизирует индонезийский легкий танк ПТ-76 бельгийской башенной 90-мм пушкой LCTS" . www.armyrecognition.com . 26 декабря 2020 г. Проверено 5 февраля 2021 г.
- ^ [ https://www.luch.kiev.ua/production/antitank-guided-missiles-and-guidance-systems/falarick-90-round-comprising-antitank-guided-missile
- ^ "Украина будет модернизировать ПТ-76 для Индонезии: уникальные фото и подробности" . defence-ru.com (in Russian). 28 мая 2020 . Retrieved 28 апреля 2022 .
- ^ "Индонезийские танки ПТ-76 получат вооружение с украинскими ракетами" . defence-ru.com (in Russian). 12 июня 2020 . Retrieved 28 апреля 2022 .
- ^ «РСЗО ПТ-76: забытый морской пехотой прототип танка-амфибии РСЗО» . indomiliter.com (на индонезийском языке). 18 сентября 2016 г. Проверено 28 апреля 2022 г.
- ^ «Проекты» . Архивировано из оригинала 22 июня 2004 года.
- ^ «Упущенный шанс амфибии» . Tankarchives.ca . 15 февраля 2021 г. Проверено 27 апреля 2022 г.
- ^ «Легкий плавающий танк ПТ-76 – армейская техника» . Архивировано из оригинала 21 августа 2017 г.
- ^ Voyenny Parad, No 3, 2005, pp. 72-74
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х «База данных SIPRI о поставках оружия» . Архивировано из оригинала 5 августа 2009 года . Проверено 15 ноября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Администратор. «ПТ-76» . Pancerni 2. Архивировано из оригинала 29 ноября 2014 года . Проверено 15 ноября 2014 г.
- ^ Военный баланс 2023 , с. 433.
- ^ Военный баланс 2023 , стр. 434–435.
- ^ Военный баланс 2023 , стр. 393–394.
- ^ Военный баланс 2023 , с. 446.
- ^ Военный баланс 2023 , с. 456.
- ^ Военный баланс 2023 , стр. 457–458.
- ^ Военный баланс 2023 , стр. 253–256.
- ^ Военный баланс 2023 , с. 269.
- ^ Военный баланс 2023 , с. 461.
- ^ Военный баланс 2023 , с. 463.
- ^ Военный баланс 2023 , стр. 262–263.
- ^ Военный баланс 2023 , с. 444.
- ^ Военный баланс 2023 , с. 485.
- ^ Военный баланс 2023 , стр. 298–299.
- ^ Военный баланс 2023 , стр. 486–487.
- ^ Military Balance 1995 , стр. 78–79.
- ↑ Военная техника Болгарии. Архивировано 8 октября 2014 г. на Wayback Machine , Soldiering.ru.
- ^ Иван Байло. «Хорватские доспехи» . Архивировано из оригинала 4 июля 2010 года . Проверено 15 ноября 2014 г.
- ^ Грандолини, Доспехи войны во Вьетнаме (2): Азиатские силы (1998), стр. 13; 27.
- ^ Военный баланс 2023 , стр. 407–408.
- ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : «Истории стали. Серия 13: Танк Посейдона — ПТ-76» . Ютуб .
- ^ Клафли, Брэйн (1999). История пакистанской армии (изд. 2000 г.). Карачи: Издательство Оксфордского университета. п. 191. ИСБН 0195795075 .
- ^ Международный институт стратегических исследований (2010 г.). Военный баланс 2010 . Группа Тейлор и Фрэнсис. стр. 222–223. ISBN 978-1-85743-557-3 .
- ^ Институт стратегических исследований (1989). Военный баланс, 1989-1990 гг . Лондон: Брасси. п. 34. ISBN 978-0080375694 .
- ^ Международный институт стратегических исследований (1993). Военный баланс 1993-1994 годов . Издательство Оксфордского университета. стр. 90–91. ISBN 978-1-85753-038-4 .
- ^ Военный баланс 1995 , с. 100.
- ^ Кочевар, Изток (август 2014 г.). «Micmac à ti-larigot chez Tito: Югославская бронетехника во время холодной войны». Битвы и бронетехника (на французском языке). № 62. Характер. стр. 66–79. ISSN 1765-0828 .
- ^ «Торговый реестр 1950-2007 гг.» . Архивировано из оригинала 14 июля 2011 г. Проверено 17 августа 2008 г.
- ^ Ваза. «Верьте, не верьте истории Армии Чехии» . Архивировано из оригинала 29 ноября 2014 года . Проверено 15 ноября 2014 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Международный институт стратегических исследований (1995). Военный баланс 1995-1996 гг . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-828055-2 .
- Альберт Грандолини, Доспехи войны во Вьетнаме (2): Азиатские силы , Concord Publications, Гонконг, 1998. ISBN 978-9623616225
- Baryatynski, Mikhail. "Plavayushchiy tank PT-76", Bronyekollektsia series, special issue 1(5)/2004, (in Russian)
- Кристофер Ф. Фосс, Руководство по распознаванию танков и боевых машин Jane's , HarperCollins Publishers, Лондон, 2002 г. ISBN 0-00-712759-6
- Данстан, Саймон. «Вьетнамские гусеничные доспехи в бою». издание 1982 года; Издательство Оспри. ISBN 0-89141-171-2 .
- Харьяди, Йосафат Роберт. История кавалерии морской пехоты (на индонезийском языке), Karunia Publishers, Сурабая, 2019. ISBN 978-979-9039-97-2
- Старри, Донн А. Генерал. «Конный бой во Вьетнаме». Вьетнамские исследования; Департамент армии. Первое издание: 1978 г., CMH 90–17.
- Стоквелл, Дэвид Б. «Танки в проволоке». Отчет о битве в лагере спецназа США в Ланг Вее в 1968 г. (1990 г.); ISBN 0-515-10333-0 .
- Международный институт стратегических исследований (февраль 2023 г.). Военный баланс 2023 . Рутледж, Чепмен энд Холл, Инкорпорейтед. ISBN 978-1-032-50895-5 .
- Залога, Стив (1979). Современная советская бронетехника: Боевые машины СССР и Варшавского договора сегодня . Оружие и доспехи Пресс. ISBN 978-0-85368-173-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- ПТ-76 на Tanks-Encyclepedia.com
- ПТ-76 на FAS.org
- Обходы ПТ-76 (венгерский)
- Легкий танк ПТ-76 на сайтеenemyforces.com
- Описание ПТ-76 и фотогалерея на сайте Armoured.vif2.ru.
- ПТ-76 Модель 2 на сайте Battletanks.com
- Китайский Тип 63 на sinodefence.com
- Кубинский ПТ-76