БТР-152
БТР-152 | |
---|---|
Бывший восточногерманский БТР-152 ( SPW-152 ) на публичной выставке. | |
Тип | Бронетранспортер |
Место происхождения | Советский Союз |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 24 марта 1950 – настоящее время |
Используется | См . Операторы |
Войны | См. историю обслуживания |
История производства | |
Дизайнер | Б.М. Фиттерман |
Разработанный | Ноябрь 1946 – 1949 гг. [ 1 ] |
Производитель | Automotive Factory No. 2 Zavod imeni Stalina (until 1956) [ 1 ] Automotive Factory No. 2 Zavod imeni Likhacheva (from 1956 to 1962) [ 1 ] |
Стоимость единицы | 39 000 долларов США (цена экспорта в Ирак , 1964-1969 гг.) [ 2 ] |
Произведено | 1950–1959 |
№ построено | около 15 000 |
Варианты | См . варианты |
Технические характеристики | |
Масса | 9,91 тонны [ 3 ] |
Длина | 6,55 м 6,83 м для БТР-152В |
Ширина | 2,32 м |
Высота | 2,04 м (без мг) [ 3 ] 2,36 м (с мг) [ 1 ] 2,41 м (БТР-152В с мг) [ 1 ] |
Экипаж | 2 (+18 пассажиров) [ 4 ] |
Броня | сварная сталь [ 5 ] 15 мм спереди [ 3 ] 9 мм по бокам и сзади [ 5 ] крыша 10 мм [ 5 ] дно 4 мм [ 5 ] |
Основной вооружение | 7,62-мм СГМБ ручной пулемет ДШК 1938/46 (500 патронов)) (1250 патронов) ( вместо него можно использовать 12,7-мм крупнокалиберный пулемет [ 3 ] |
вторичный вооружение | 2×7,62-мм ручных пулемета СГМБ (1250–1750 патронов) на боковых шпиндельных установках (опция) [ 3 ] |
Двигатель | ЗИС-123 6-цилиндровый рядный бензиновый с водяным охлаждением (для вариантов на базе ЗИС-151) ЗИЛ-137К 6-цилиндровый рядный бензиновый (для вариантов на базе ЗИЛ-157) [ 6 ] 110 л.с. (82 кВт) при 3000 об/мин. (для вариантов на базе ЗИС-151) 107 л.с. (80 кВт) (для вариантов на базе ЗИЛ-157) [ 6 ] |
Мощность/вес | 11,1 л.с./тонну (8,3 кВт/тонну) 10,8 л.с./тонну (8,1 кВт/тонну) для БТР-152В [ 1 ] |
Приостановка | колесный 6х6 спереди – 2 листовые рессоры и гидравлические амортизаторы. задняя — уравнительного типа с 2-мя листовыми рессорами и торсионами. |
Дорожный просвет | 300 мм |
Запас топлива | 300 л (79 галлонов) |
Оперативный диапазон | 650 км (404 мили) [ 3 ] |
Максимальная скорость | 75 км/ч [ 7 ] 65 км/ч для БТР-152В [ 1 ] |
БТР -152 — шестиколесный советский бронетранспортер (БТР), построенный на шасси и трансмиссии грузового автомобиля ЗИС-151 . Он поступил на вооружение ряда государств-членов Варшавского договора , начиная с 1950 года, и составлял основу советских мотострелковых батальонов до появления серии амфибийных БТР-60 в 1960-х годах. [ 8 ] BTR stands for bronetransportyor ( Russian : бронетранспортёр, БТР , lit. 'armoured carrier'). [ 9 ]
БТР-152 были доступны в нескольких марках и производились в больших количествах для советской армии и на экспорт. В поздних моделях использовались автомобильные компоненты от более надежного грузовика ЗИЛ-157 . [ 10 ] В период с 1950 по 1959 год появились три основных варианта БТР-152: базовый бронетранспортер с одним цапфовым пулеметом калибра 7,62 или 12,7 мм, невооруженная командирская машина с более высокой линией крыши и зенитный вариант, вооруженный установка ЗПУ -2 . [ 10 ] БТР-152 могли нести по одному пехотному отделению или специализированным вооруженным группам вместе с минометами и противотанковым оборудованием. На советской службе некоторые из них также использовались в качестве артиллерийских тягачей . [ 11 ]
История
[ редактировать ]Разработка
[ редактировать ]Во время мировой войны Второй Красной Армии тактики отдавали предпочтение общевойсковым наступлениям, в которых особое внимание уделялось использованию легкой пехоты совместно с танками. Однако советским пехотинцам не хватало броневой защиты и быстрой подвижности танков, и они оставались сравнительно уязвимыми для огня противника. [ 12 ]
К концу войны первоначальная советская тактика танкового десантирования , при которой пехота вступала в бой на танках, которые она поддерживала, была заменена появлением полугусеничных машин M3 и M3 White . броневиков [ 13 ] Они широко использовались для перевозки войск, что положило начало новой доктрине, согласно которой бронетехника, способная идти в ногу с танками, выводила пехоту в бой. Затем пехотинцы высаживались и вступали в бой пешком. [ 14 ]
Опыт военного времени показал, что Красная Армия после войны остро нуждалась в большем количестве колесной бронетехники, и генеральный штаб определил новую разведывательную машину и бронетранспортер (БТР). [ 13 ] БТР должен был быть способен перевозить не менее восьми военнослужащих. новое конструкторское бюро на Горьковском автомобильном заводе Для соответствующей проработки потенциальных концепций было создано (ГАЗ); их последний прототип, « Изделие 141» ( БТР-40 ), был принят на вооружение, но был сочтен слишком маленьким для использования в роли БТР. [ 13 ] Тем временем были выпущены спецификации для еще одного БТР, способного вместить от 15 до 20 дополнительных пассажиров и вооруженного одним крупнокалиберным пулеметом. [ 15 ] Существующие полугусеницы М3 и трофейные немецкие Sd.Kfz. 251 рассматривались как потенциальные образцы для будущего дизайна. [ 12 ]
Концептуальная работа над новым БТР началась на «Завод имени Сталина» московском заводе « Изделие 141» (ЗИС) под руководством советского инженера Бориса Михайловича Фиттермана примерно в то же время, когда ГАЗ разрабатывал . Опытные образцы были построены из автомобильных комплектующих с конвейера ЗИС-151; однако шасси APC имело более мощный двигатель и более короткую колесную базу, чем его аналог грузового автомобиля. [ 15 ] Проектные работы проводил коллектив из пяти сотрудников ЗИСа: Фиттермана, К.М. Андросова, А.П. Петренко, В.Ф. Родионова и П.П. Черняева. [ 1 ] Последний прототип прошел испытания в Советских Вооружённых Силах в декабре 1949 года и был принят на вооружение как БТР-152 . [ 15 ] Серийное производство БТР-152 под заводским кодом ЗИС-152 началось примерно в середине 1950 года, что сделало его первым серийным советским БТР. [ 11 ] Несмотря на то, что БТР-40 был спроектирован примерно в то же время, в серийное производство он поступил только в конце года. [ 13 ]
БТР-152 использовался советскими военными в качестве машины управления и связи, машины огневой поддержки, артиллерийского тягача и универсального транспортера. [ 11 ] Имея открытый верх, экипаж БТР-152 был уязвим для огня с закрытых позиций. В последующие годы эта машина также не была идеальной для перспективы крупной войны с использованием обычных вооружений в Европе, поскольку ей не хватало десантных возможностей или средств противодействия РБК . [ 11 ] Тем не менее, эти первые БТР оставались эффективными как недорогой вариант, который позволял Советам быстро моторизировать существующие пехотные дивизии. [ 14 ] В рамках программы конца 1950-х годов рассматривались способы замены БТР-152 более совершенным БТР, использующим специально разработанное плавающее шасси. [ 11 ] Поскольку шестиколесная конфигурация БТР-152 была признана недостаточной для снижения давления на грунт на шины и обеспечения оптимальной проходимости, советские инженеры приступили к программе восьмиколесного БТР, в результате чего появился БТР-60 . [ 14 ]
В Советском Союзе было изготовлено около 8600 БТР-152 всех вариантов. [ 15 ] некоторые нелицензионные копии производятся в Китайской Народной Республике как Type 56 . [ 16 ] Советские БТР-152 производились с 1950 по 1959 год, а с 1960 года их дополнил БТР-60. [ 11 ] Поскольку они все больше устаревали, многие из них были отправлены в страны-клиенты СССР в Африке и на Ближнем Востоке ; Наибольшее количество бывших в употреблении БТР-152 было принято арабскими странами, такими как Ливия , Ирак , Сирия и Египет . [ 14 ] Небольшие количества были также переоборудованы в бронированные машины скорой помощи и боевые инженерные машины для Советской Армии; они оставались в эксплуатации вплоть до 1980-х годов. [ 17 ]
Услуга
[ редактировать ]
БТР-152 впервые приняли участие в боевых действиях во время Венгерской революции 1956 года , когда они были задействованы 12-й моторизованной бригадой советских внутренних войск для подавления молодого восстания в Венгрии. [ 18 ] БТР были дислоцированы в Будапеште и других населенных пунктах, а также на границе Венгрии с Австрией . [ 18 ] Некоторые из них были повреждены или уничтожены повстанцами, вооруженными коктейлями Молотова , которые без видимых затруднений были брошены в открытые десантные отделения. [ 15 ] Поскольку они были колесными, некоторые БТР-152 также оказались обездвиженными из-за возгорания резиновых шин, и их экипажам пришлось бросить их. [ 18 ]
Египет был одним из первых крупных экспортных заказчиков БТР-152 за пределами Восточной Европы; в 1954 году он заказал 200 самолетов из Советского Союза, а в период с 1961 по 1966 год получил еще 600 в подержанном состоянии, возможно, в качестве военной помощи. [ 16 ] Сирия также получила не менее 200 БТР-152 в 1966 году и еще 300 три года спустя. Они были развернуты против Армии обороны Израиля во время Шестидневной войны . [ 14 ] На сирийской службе они использовались как самодельные боевые машины пехоты , а не БТР; пехотинцы остались на борту и использовали БТР-152 в качестве огневой платформы, а не высаживались и сражались пешими. [ 19 ] Тем не менее, неспособность координировать общевойсковые маневры часто приводила к тому, что сирийская мотопехота была отделена от поддерживающих ее танковых соединений и уязвима для израильской тяжелой бронетехники. [ 19 ] Израиль захватил более 1000 БТР-152 у арабских армий во время Шестидневной войны и последующей войны Судного дня . [ 20 ]
БТР-152 использовались Фронтом национального освобождения Чада (FROLINAT) во время Первой гражданской войны в Чаде и сыграли важную роль в моторизованном нападении на Салал в апреле 1978 года. БТРы были подбиты Panhard AML-90. броневиками французскими Иностранный легион . [ 21 ] Ливийские механизированные батальоны также использовали БТР-152 в Чаде во время чадско-ливийского конфликта , часто совместно с танковыми ротами или EE-9 Cascavels . Некоторые из них были уничтожены прямыми попаданиями артиллерийского огня AML-90 или SS.11 . противотанковых ракет [ 21 ]
БТР-152 составляли основу механизированных частей обеих сторон во время Огаденской войны . В конце 1960-х годов Сомалийская национальная армия заказала у Советского Союза достаточное количество БТР-152 для оснащения девяти новых механизированных батальонов. [ 22 ] Около половины сомалийских БТР-152, судя по всему, было потеряно в ходе конфликта в Огадене. [ 23 ] Поставки советского оружия в Эфиопию ускорились после начала войны и, начиная с марта 1977 года, включали 40 БТР-152, ассигнованных из резервных запасов Советской Армии. [ 24 ] В основном это были БТР-152В. [ 25 ] но также включал зенитный вариант БТР-152А. [ 26 ]
Советский Союз подарил Мозамбику как минимум шесть БТР-152 вскоре после обретения этой страной независимости в середине 1970-х годов. [ 16 ] Мозамбикские БТР-152 были задействованы против сил безопасности Родезии, проводивших трансграничные рейды. [ 27 ] а также в по поиску и уничтожению, операциях проводимых вблизи опорных пунктов Мозамбикского национального сопротивления (МНС). [ 28 ] Вполне вероятно, что все БТР-152 Мозамбика были уничтожены фугасами или авиаударами Родезии; [ 28 ] они не были на вооружении задолго до того, как их заменил БТР-60. [ 29 ] Вторая партия БТР-152 была доставлена Народным силам освобождения Мозамбика (FPLM) в 1983 году, но остается неясным, использовались ли они на передовой. [ 16 ]
Во время гражданской войны в Ливане как ливанскими ополченцами, так и сирийской армией . БТР-152 использовались [ 30 ]
Описание
[ редактировать ]
БТР-152 представляет собой модифицированное грузовое шасси с бронекорпусом и открытым верхом десантным отделением. Борта и корма десантного отделения вертикальные, со скошенными внутрь углами для отклонения осколков снаряда. [ 31 ] По бокам десантного отделения имеются огневые порты и две задние двери для быстрой окорки. [ 31 ] Пехотинцы могут вести огонь из индивидуального оружия из-под относительной защиты машины, а выходить через эти двери или перепрыгивая через борта. Экипаж состоит из водителя и одного пассажира, который управляет радиосвязью. [ 31 ]
Имелось два типа расположения сидений: первый состоял из деревянных скамеек по обе стороны десантного отделения, обращенных внутрь; второй состоял из трех рядов сидений, обращенных вперед. [ 11 ] И водитель, и радист, сидящий справа от него, оснащены индивидуальными ветровыми стеклами, а в бою они закрываются сдвоенными бронеставнями со встроенными обзорными блоками. [ 11 ] Члены экипажа выходят из машины через боковые двери, верхние части которых откидываются на петлях и откидываются для целей наблюдения. [ 11 ]
Броневой лист БТР-152 изготовлен из сварной стали и имеет толщину от 4 мм (0,16 дюйма) до 13,5 мм (0,53 дюйма). [ 11 ] Это защищает экипаж и пассажиров от огня стрелкового оружия , осколков снарядов, гранат и противопехотных мин, но неэффективно против более крупных осколков снарядов или даже огня крупнокалиберных пулеметов. Корпуса позднего производства могли быть изготовлены из стального листа толщиной до 15 мм (0,59 дюйма). [ 3 ] Транспортное средство иногда оснащается лебедкой максимальной грузоподъемностью 5 тонн и тросом длиной 70 метров. [ 3 ] [ 5 ] В зависимости от варианта БТР-152 может буксировать полевую артиллерию, перевозить 1,9 тонны груза или перевозить полвзвода пехоты. [ 1 ] [ 5 ] [ 32 ]
Большинство советских БТР-152 оснащались шестицилиндровым рядным бензиновым двигателем водяного охлаждения ЗИЛ-123 мощностью 110 л.с. при 2900 об/мин. [ 11 ] На базе шасси и узлов грузового автомобиля ЗИЛ-157 использовался несколько иной двигатель ЗИЛ-137К. [ 6 ] В передней части корпуса имеется несколько решеток двигателя для предотвращения перегрева; их можно было безопасно закрывать на короткие промежутки времени во время боя, если водитель снижал скорость и избегал перегрузки машины. [ 5 ] Коробка передач БТР-152 имела пять передач переднего хода и одну передачу заднего хода с двухступенчатой раздаточной коробкой. Пятая передача имела повышающую передачу. [ 11 ] Подвеска состояла из обычных рессор с гидравлическими амортизаторами. [ 11 ]
В конце 1950-х годов было выпущено немногим более 200 БТР-152 с закрытым корпусом, в отличие от традиционно открытого типа; они получили обозначение БТР-152К и БТР-152К1 . В некоторых армиях Варшавского договора они также были неофициально известны как «БТР-152 Модель D» или «БТР-152 M1961». [ 11 ] Закрытый корпус снижал ситуационную осведомленность, но позволял установить центральное отопление и систему избыточного давления NBC. [ 15 ] На новой линии крыши установили два люка, открывающиеся вправо. [ 11 ]
Первоначально БТР-152 был вооружен одним цапфовым 7,62-мм средним пулеметом СГ-43 Горюнова (СГМБ) с боекомплектом в 1250 патронов. Он был установлен позади водительского места. [ 11 ] Дополнительные 7,62-мм пулеметы общего назначения при необходимости могли устанавливаться по обе стороны крыши корпуса. [ 11 ] Пулемет СГМБ мог поворачиваться на 45 градусов и подниматься от -6 до +24 градусов. [ 5 ] Некоторые БТР были оснащены одиночными крупнокалиберными пулеметами ДШК калибра 12,7 мм или КПВ калибра 14,5 мм вместо СГМБ. [ 11 ] Машины, получившие обозначение БТР-152А, представляли собой машины наземного обеспечения с ограниченными возможностями ПВО. БТР-152А нес спаренные КПВ в ЗПУ-2 . зенитной установке [ 11 ] Вариации включали египетскую модель с чехословацкой установкой M53 Quad для четырех ДШК, которые обычно буксировались на двухколесном прицепе, а также некоторые модифицированные Организацией освобождения Палестины для установки 23-мм ЗУ-23-2 . зенитных орудий [ 33 ]
Поскольку оригинальный БТР-152 использовал шасси и двигатель ЗИС -151 , он разделял проблемы с обслуживанием этого грузовика и плохую проходимость по пересеченной местности. Более поздние варианты, в которых использовались компоненты ЗИЛ-157, имели большую мощность и одинарные шины большего размера, что уменьшало недостатки машины, но не устраняло их. Исправность и надежность оставались низкими. [ 32 ]
Варианты
[ редактировать ]Советский Союз
[ редактировать ]- БТР-152 (1950 г.) - базовый БТР на базе грузовика ЗИС-151 , многие из которых позже будут переоборудованы и переоборудованы для других целей, например, для машин скорой помощи, радиостанций и инженерных машин. Базовый БТР-152 не имеет лебедки, открытого верха и магистралей контроля давления в шинах. [ 3 ]
- БТР-152А (1951 г.) - БТР-152, переоборудованный в ЗСУ, вооруженный двойными (ЗПТУ-2) или счетверенными (ЗПТУ-4) КПВТ 14,5-мм крупнокалиберными зенитными пулеметами (2400 патронов) в башне, управляемой вручную одним солдатом. . Весь экипаж машины состоял из восьми военнослужащих в варианте с ЗПТУ-2 и пяти солдат в варианте с ЗПТУ-4. Башня размещается внутри десантного отделения и может управляться вручную одним солдатом. Он может совершать полный поворот, а его орудия могут подниматься на угол от -5 до +80 градусов. [ 3 ] [ 5 ] [ 34 ]
- БТР-152 переоборудован в минный заградитель, оснащенный стойками для противотанковых мин. [ 32 ]
- БТР-152Б (1952 г.) - артиллерийско-командный вариант с передней лебедкой и внешней системой регулирования давления в шинах. [ 3 ] [ 32 ]
- БТР-152С - вариант связи на базе БТР-152. [ 34 ]
- БТР-152В (1955 г.) - вариант на базе грузовика ЗИЛ-157 с внешней системой регулирования давления в шинах, передней лебедкой и приборами ночного видения для водителя. [ 5 ]
- БТР-152Д (1955 г.) - Вооружение как БТР-152А, но на базе БТР-152В.
- БТР-152И - вариант БТР-152В для машины управления артиллерией. [ 3 ]
- БТР-152С — Командно-коммуникационная машина для командиров пехоты. Он имеет значительно более высокую крытую крышу и дополнительные радиоприемники и антенны. [ 1 ] [ 32 ]
- БТР-152В1 (1957 г.) - получил приборы ночного видения, лебедку, открытый верх и улучшенную систему регулирования давления в внешних шинах. [ 3 ]
- БТР-152К (1959 г.) - получил броневую крышу с тремя большими люками наверху, два из которых открывались вправо над десантным отделением, систему регулирования внутреннего давления в шинах и фильтро-вентиляционную систему. Масса машины увеличилась, численность экипажа сократилась с 2+18 до 2+13. [ 5 ] [ 32 ] [ 34 ]
- БТР-152К переоборудован в бронированную санитарную машину.
- БТР-152Э — Вооружение как БТР-152А, но на базе БТР-152В1.
- БТР-152У - командирская машина на базе БТР-152В1, оснащенная системой внешнего регулирования давления в шинах. Эта командирская машина имеет значительно более высокую полную крышу и дополнительные радиостанции и антенны. Имеется оборудование для работы персонала. Обычно это транспортное средство буксирует прицеп с дополнительным оборудованием. [ 3 ] [ 5 ] [ 32 ]
- БТР-152К (1959 г.) - получил броневую крышу с тремя большими люками наверху, два из которых открывались вправо над десантным отделением, систему регулирования внутреннего давления в шинах и фильтро-вентиляционную систему. Масса машины увеличилась, численность экипажа сократилась с 2+18 до 2+13. [ 5 ] [ 32 ] [ 34 ]
- БТР-152В2 - вариант БТР-152В без лебедки. Имеет внутреннюю систему регулирования давления в шинах. [ 3 ]
- БТР-152В3 - БТР-152В с лебедкой спереди, открытым верхом, инфракрасными фарами дальнего света и внутренней системой регулирования давления в шинах. [ 3 ]
- БТР-Э152В (1957 г.) – Опытный вариант; вторую пару колес сместили к центру машины для улучшения внедорожных качеств.
Китайская Народная Республика
[ редактировать ]- Тип 56 - китайская версия БТР-152.

Египет
[ редактировать ]- БТР-152, переоборудованный египтянами в ЗСУ, вооруженный чехословацкими КЛАД (египетское обозначение М58) счетверенными ДШК 1938/46 года 12,7-мм зенитными крупнокалиберными пулеметами , установленными в десантном отделении. Выведен из эксплуатации в середине 1980-х годов. [ 3 ] [ 7 ] [ 32 ]
Восточная Германия
[ редактировать ]
- SPW-152 - восточногерманская версия БТР-152. [ 32 ]
Израиль
[ редактировать ]- БТР-152, захваченный у сирийцев или египтян и модифицированный для нужд израильской армии. [ 32 ]
- БТР-152 TCM-20 - израильская машина ПВО на базе бывшего сирийского или бывшего египетского БТР-152. Вооружен спаренной 20-мм пушкой в механизированной установке ТСМ-20 . [ 32 ]
Ливан
[ редактировать ]- БТР-152, модифицированный ливанскими ополченцами. На нем была установлена 23-мм ЗУ-23-2, зенитная установка размещенная внутри десантного отделения. Он использовался для огневой поддержки и противовоздушной обороны. [ 32 ]
- БТР-152 , модифицированный армией Южного Ливана . Он был оснащен краном внутри разрезанного десантного отделения. Один из сохранившихся примеров находится в музее Яд ла-Ширион в Латруне. [ 32 ]
Польша
[ редактировать ]- БТР-152 переоборудован в мобильный командный пункт. Есть дополнительные радиоприемники. [ 32 ]
- БТР-152 переоборудован в инженерную машину. [ 1 ]
- БТР-152 переоборудован в бронированный артиллерийский тягач. [ 1 ]
Вьетнам
[ редактировать ]- Неизвестное название модернизированной версии, выполненной Вьетнамским институтом военной автомобильной техники в 2011 году. [ 36 ] В модернизированной версии используется дизельный двигатель с новой коробкой передач, новая система привода с гидротрансмиссией, дополнительный бронекапот, улучшенная подвеска и электрика, фары, оптика и другие модификации. Утверждается, что модернизированный БТР-152 имеет более высокую скорость, меньший расход топлива и более простой в использовании. [ 37 ]
- Бронированный вариант для медицинской эвакуации представлен в октябре 2018 года. [ 38 ]
Операторы
[ редактировать ]
Текущий
[ редактировать ]Ангола — 200 БТР-152, БТР-60, БТР-70 и БТР-80 по состоянию на 2024 год. [ 39 ]
Камбоджа - 200 БТР-152 и БТР-60 по состоянию на 2024 год. [ 40 ]
Центральноафриканская Республика - 4 по состоянию на 2024 г. [ 41 ]
Конго — 20 по состоянию на 2024 год. [ 42 ]
Куба — 500 БТР-152, БТР-50 и БТР-60 по состоянию на 2024 год. [ 43 ]
Экваториальная Гвинея - 10 по состоянию на 2024 год. [ 44 ]
Эритрея - 25 БТР-152 и БТР-60 по состоянию на 2024 г. [ 45 ]
Гвинея - 6 по состоянию на 2024 г. [ 46 ]
Гвинея-Бисау : 20 Тип 56 по состоянию на 2024 г. [ 47 ]
Лаос — 20 по состоянию на 2024 год. [ 48 ]
Мозамбик — 100 по состоянию на 2024 г. [ 49 ]
Никарагуа — 41 на вооружении и 61 на хранении по состоянию на 2024 г. [ 50 ]
Северная Корея — неизвестное количество в эксплуатации по состоянию на 2024 г. [ 51 ]
Судан — неизвестный номер в эксплуатации по состоянию на 2024 г. [ 52 ]

Сирия — неизвестное количество на вооружении по состоянию на 2024 г. [ 53 ]
Танзания - 10 БТР-40 и БТР-152 по состоянию на 2024 год. [ 54 ]
Вьетнам - 1100 БТР-152, БТР-40 и БТР-60 по состоянию на 2024 год. [ 55 ]
Бывший
[ редактировать ]Афганистан [ 56 ]
Албания [ 57 ]
Алжир [ 57 ]
Армения − 10 в 2011 г. [ 56 ]
Болгария [ 57 ]
Китай — Тип 56 [ 57 ]
Кипр − 32 [ 58 ]
Восточная Германия [ 59 ]
Египет [ 57 ]
Эстония − 5 [ 60 ]
Эфиопия [ 56 ]
Венгрия [ 57 ]
Индия [ 61 ]
Индонезия [ 57 ]
Иран [ 57 ]
Ирак [ 57 ]
Израиль - 34 на вооружении в 2011 г., [ 56 ] захвачен в Египте и Сирии [ 20 ]
Ливия [ 14 ]
У них было [ 62 ]
Монголия [ 57 ]
Намибия [ 62 ]
Северный Йемен [ 61 ]
Польша [ 57 ]
Румыния [ 57 ]
Сейшельские острова [ 63 ]
Сомали [ 57 ]
Южный Йемен [ 61 ]
Советский Союз [ 59 ]
Шри-Ланка [ 57 ]
Уганда [ 57 ]
Йемен - 60 в 2011 г. [ 56 ]
Югославия [ 59 ]
Заир — небольшое количество [ 64 ]
Зимбабве − 16 [ 65 ]
Бывшие негосударственные операторы
[ редактировать ]Аль-Мурабитун : 5; унаследовано от ООП [ 66 ] [ 67 ] [ 68 ]
ФРОЛИНАТ [ 21 ]
- Стражи Кедров (GoC): переданы Израилем или Сирией. [ 69 ]
Регулирующие силы Катаеба (КРФ): переданы Израилем и Сирией. [ 70 ] [ 71 ]
Ливанские силы : унаследованы от КРФ и ополчения «Тигры». [ 72 ]
Организация освобождения Палестины (ООП): передана Советским Союзом и Сирией. [ 10 ]
Прогрессивная социалистическая партия / Народно-освободительная армия (друзы НОАК): передана Сирией. [ 73 ] [ 74 ]
- Армия Южного Ливана (SLA): передана Израилем [ 75 ] [ 32 ]
СВАПО / Народно-освободительная армия Намибии (ПЛАН): 6; передан Советским Союзом и Анголой [ 76 ]
Ополчение «Тигры» : передано Израилем и Сирией [ 77 ] [ 78 ]
Африканская национально-освободительная армия Зимбабве (ZANLA): неизвестное количество транспортных средств, переданных Мозамбиком. [ 79 ] [ 80 ] [ 81 ] [ 82 ]
Народно-революционная армия Зимбабве (ЗИПРА): 15; передан Советским Союзом. [ 79 ] [ 80 ] [ 81 ] [ 82 ]
- Вольфганг Энгельс : 1, украден при побеге из Восточной Германии. [ 83 ]
См. также
[ редактировать ]- Раунд (APC) – ( Россия )
- Нимда Шот - ( Израиль )
Библиография
[ редактировать ]- Фосс, Кристофер Ф. , изд. (1979). Доспехи Джейн и артиллерия 1979–80 (1-е изд.). Нью-Йорк: ISBN Франклина Уоттса Inc. 978-0-531-03916-8 .
- Фосс, Кристофер Ф., изд. (1990). Доспехи и артиллерия Джейн 1990–91 (11-е изд.). Информационная группа Джейн. ISBN 978-0-7106-0909-0 .
- Фосс, Кристофер Ф., изд. (1994). Доспехи и артиллерия Джейн, 1994–95 (15-е изд.). Информационная группа Джейнс. ISBN 978-0-7106-1154-3 .
- Фосс, Кристофер Ф., изд. (2011). Доспехи Джейн и артиллерия 2011–2012 (32-е изд.). Информационная группа Джейнс. ISBN 978-0-7106-2960-9 .
- Международный институт стратегических исследований (2024 г.). Военный баланс 2024 . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-040-05115-3 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л «мягкая земля» . Архивировано из оригинала 30 декабря 2007 года.
- ^ Эфрат, Моше (1983). «Экономика поставок советского оружия в страны третьего мира. Пример: Египет» . Советские исследования . 35 (4): 437–456. дои : 10.1080/09668138308411496 . ISSN 0038-5859 . JSTOR 151253 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д «Бронированный транспортер БТР-152» . Проверено 24 декабря 2014 г.
- ^ «БТР-152» . Архивировано из оригинала 10 февраля 2008 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Администратор. «БТР 152 [ЗСРР] — Pancerni.net» . Архивировано из оригинала 2 октября 2011 года . Проверено 24 декабря 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с AMW - Агентство военной собственности. Архивировано 1 марта 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б Администратор. «БТР 152 [ЗСРР]: Строна 2 — Pancerni.net» . Архивировано из оригинала 18 августа 2007 года . Проверено 24 декабря 2014 г.
- ^ Грин, Майкл (1997). Бронированная война во Вьетнамской войне: редкие фотографии из архивов военного времени . Южный Йоркшир: Pen & Sword Books Ltd., стр. 68–69. ISBN 978-1-78159-381-3 .
- ^ KAT-orygie-0/24-49-soderzanie . Web.archive.org (3 November 2006). Retrieved on 21 September 2011.
- ^ Jump up to: а б с Красотка, Рональд (1980). Системы оружия Джейн, 1979–80 (изд. 1979 г.). Macdonald and Jane's Publishers Ltd., стр. 313–368. ISBN 978-0-531-03299-2 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Кристофер Ф. Фосс (1976). Боевые бронированные машины Jane's World (изд. 1976 г.). Macdonald and Jane's Publishers Ltd., стр. 262–269 . ISBN 0-354-01022-0 .
- ^ Jump up to: а б Перретт, Советская бронетехника с 1945 года (1987), с. 65.
- ^ Jump up to: а б с д Киннер, Джеймс (2008). Российские бронеавтомобили 1930-2000 гг . Дарлингтон, Мэриленд (США): Darlington Productions Inc., стр. 189–190 . ISBN 978-1-892848-05-5 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Такер, Спенсер. Энциклопедия войн на Ближнем Востоке: Соединенные Штаты в конфликтах в Персидском заливе, Афганистане и Ираке, Том 1 . Санта-Барбара, Калифорния, США: ABC-CLIO, 2010. с. 243
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Красная Звезда: БТР-152» . Шербур-ан-Котантен, Франция: Elephorm en Alsacréations, Lopez и Houbre. 2010. Архивировано из оригинала 28 октября 2014 года . Проверено 29 октября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Торговые реестры» . Armstrade.sipri.org . Проверено 20 июня 2013 г.
- ^ Институт оборонного анализа, различные (1995). Советская/российская практика проектирования бронетехники и артиллерии: 1945-1995 гг . Куантико: Разведывательное управление Корпуса морской пехоты США. п. 5. ОСЛК 33890115 .
- ^ Jump up to: а б с Шмидл, Эрвин А.; Риттер, Ласло (2006). Венгерская революция 1956 года . Оксфорд: Издательство Osprey. стр. 32-47 . ISBN 978-1-84603-079-6 .
- ^ Jump up to: а б Кэмпбелл, Дэвид (2016). Израильский солдат против сирийского солдата: Голанские высоты, 1967–73 гг . Оксфорд: Издательство Osprey. стр. 1–61. ISBN 978-1-4728-1330-5 .
- ^ Jump up to: а б Кордесман, Энтони Х. (2006). Арабо-израильские вооруженные силы в эпоху асимметричной войны . Издательская группа Гринвуд. п. 132. ИСБН 0-275-99186-5 .
- ^ Jump up to: а б с Том Купер и Альберт Грандолини (19 января 2015 г.). Ливийские воздушные войны: Часть 1: 1973–1985 (изд. 2015 г.). Helion & Co. Ltd., стр. 37–39. ISBN 978-1-909982-39-0 .
- ^ Купер, Томас (2015). Крылья над Огаденом: Эфиопско-сомалийская война, 1978–1979 гг . Солихалл: Гелион и компания. стр. 100-1 21–22. ISBN 978-1-909982-38-3 .
- ^ Кордесман, Энтони (2016). После бури: изменение военного баланса на Ближнем Востоке в 20 веке . Лондон: Bloomsbury Academic. п. 733. ИСБН 978-1-4742-9257-3 .
- ^ Портер, Брюс Д. (1986). СССР в конфликтах третьего мира: советское оружие и дипломатия в локальных войнах . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 200–201. ISBN 978-0-521-31064-2 .
- ^ Айеле, Фантахун (2014). Эфиопская армия: от победы к краху, 1977–1971 гг. Эванстон, Иллинойс (США): Издательство Северо-Западного университета. стр. 100-1 113–114. ISBN 978-0-8101-3011-1 .
- ^ Исби, Дэвид (1981). Вооружение и тактика Советской Армии . Лондон: Информационная группа Джейн. стр. 113–114. ISBN 978-0-7106-0352-4 .
- ^ Муркрафт, Пол Л .; Маклафлин, Питер (апрель 2008 г.) [1982]. Родезийская война: военная история . Барнсли: Книги о пере и мече . стр. 96–97. ISBN 978-1-84415-694-8 .
- ^ Jump up to: а б Вессельс, Ханнес (2015). Горстка суровых людей: SAS и битва за Родезию (Первое изд.). Филадельфия: Издательство Каземат. стр. 240–241. ISBN 978-1-61200-345-0 .
- ^ Эмерсон, Стивен А. (2014). Битва за Мозамбик: борьба Фрелимо-Ренамо, 1977-1992 гг . Гелион и компания. п. 89. ИСБН 978-1-909384-92-7 .
- ^ Залога, Стивен Дж. (2003). Танковые сражения Ближневосточных войн (2): Войны с 1973 года по настоящее время . Гонконг: Публикации Concord. п. 10 . ISBN 962-361-613-9 .
- ^ Jump up to: а б с Кристофер Ф. Фосс (16 мая 2000 г.). Руководство Джейн по распознаванию танков и боевых машин (изд. 2000 г.). Издательство Харпер Коллинз. п. 376 . ISBN 978-0-00-472452-2 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т JED Справочник военной техники
- ^ Чант, Кристофер (1987). Сборник вооружений и военной техники . Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 61–68. ISBN 0-7102-0720-4 . OCLC 14965544 .
- ^ Jump up to: а б с "-152 (БТР-152 БТР) :: -. (r1a.ru)" . Архивировано из оригинала 28 сентября 2011 года . Проверено 24 декабря 2014 г.
- ^ «Бронетранспортёр БТР-152» . Архивировано из оригинала 30 января 2008 года . Проверено 29 января 2008 г.
- ^ Обзор некоторых выдающихся программ модернизации вооружения Вьетнама (Часть 3) - 10. Модернизация бронетехники БТР-152 Soha.vn (на вьетнамском языке)
- ^ Приемка усовершенствования и модернизации бронемашины БТР-152. Архивировано 22 июня 2014 г. на предприятии Wayback Machine People's Army (на вьетнамском языке).
- ^ «Вьетнамская армия разработала вариант бронетранспортера БТР-152 для медицинской эвакуации | Апрель 2018 г., глобальная индустрия новостей оборонной безопасности | Армейская индустрия новостей глобальной оборонной безопасности, 2018 г. | Архив новостей года» .
- ^ МИСИ 2024 , с. 471.
- ^ МИСИ 2024 , с. 252.
- ^ МИСИ 2024 , с. 480.
- ^ МИСИ 2024 , с. 483.
- ^ МИСИ 2024 , с. 428.
- ^ МИСИ 2024 , с. 489.
- ^ МИСИ 2024 , с. 490.
- ^ МИСИ 2024 , с. 496.
- ^ МИСИ 2024 , с. 497.
- ^ МИСИ 2024 , с. 290.
- ^ МИСИ 2024 , с. 505.
- ^ МИСИ 2024 , с. 443.
- ^ МИСИ 2024 , с. 282.
- ^ МИСИ 2024 , с. 521.
- ^ МИСИ 2024 , с. 386.
- ^ МИСИ 2024 , с. 523.
- ^ МИСИ 2024 , с. 324.
- ^ Jump up to: а б с д и Фосс 2011 , с. 637.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Фосс 1994 , с. 303.
- ^ Хенн, Фрэнсис (2004). Горячее дело: Силы ООН на Кипре до и во время турецкого вторжения 1974 года . Издательство «Каземат». стр. 67–68. ISBN 978-1-84415-081-6 . Проверено 16 марта 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Фосс 1990 , с. 437.
- ↑ Армейский журнал, выпуск 8/09.
- ^ Jump up to: а б с Фосс 1979 , с. 251.
- ^ Jump up to: а б Фосс 2011 , с. 1140.
- ^ «Силы народной обороны Сейшельских островов» . defenceweb.co.za. 29 октября 2013 года . Проверено 4 ноября 2016 г.
- ^ Эбботт, Питер (20 февраля 2014 г.). Современные африканские войны (4): Конго 1960–2002 гг . Мужчины по оружию 492. Osprey Publishing . п. 33. ISBN 978-1-78200-076-1 .
- ^ Саймон Бэйнхэм (1992). Зимбабве в переходный период (изд. октября 1992 г.). Альмквист и Wiksell International. стр. 240. ISBN 978-91-22-01508-6 .
- ^ Кассис, 30 лет военной техники в Ливане (2003), с. 66.
- ^ Эль-Асад, Гражданские войны, том 1: Грузовики с оружием (2008), стр. 95.
- ^ Секс и Аби-Шахин, Современные конфликты 2 - Гражданская война в Ливане, с 1975 по 1991 год и далее (2021), стр. 193.
- ^ Купер и Сэндлер, Гражданская война в Ливане, том 2: Затишье перед бурей, 1978–1981 (2021), стр. 7.
- ^ Кассис, Véhicules Militaires au Liban/Военная техника в Ливане (2012), стр. 58-60.
- ^ Янн Маэ, Гражданская война в Ливане, неописуемый хаос! (1975–1990) , Журнал Trucks & Tanks, 41, январь – февраль 2014 г., ISSN 1957-4193 , с. 79.
- ^ Кассис, 30 лет военной техники в Ливане (2003), с. 37.
- ^ Кассис, 30 лет военной техники в Ливане (2003), с. 58.
- ^ Аби-Шахин, Народно-освободительная армия глазами объектива, 1975–1991 (2019), стр. 53; 67.
- ^ Секс и Аби-Шахин, Современные конфликты 2 - Гражданская война в Ливане, с 1975 по 1991 год и далее (2021), стр. 179.
- ^ Гай Мартин (3 сентября 2013 г.). «Силы обороны Намибии» . Проверено 24 декабря 2014 г.
- ^ Секс и Аби-Шахин, Современные конфликты 2 - Гражданская война в Ливане, с 1975 по 1991 год и далее (2021), стр. 61.
- ^ «Фотографии модели БТР-152 Lebanese Tigers Militia с 40-мм артустановкой AA QF Bofors, около 1976 года» . Архивировано из оригинала 1 декабря 2017 года . Проверено 18 февраля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Эбботт, Ботэм и Чаппелл, Современные африканские войны (1): Родезия 1965–80 (1986), стр. 10.
- ^ Jump up to: а б Локк и Кук, Боевые машины и вооружение Родезии 1965–80 (1995), стр. 146–147.
- ^ Jump up to: а б Муркрафт и Маклафлин, Родезийская война: военная история (2008), с. 105.
- ^ Jump up to: а б Тушар, Война в кустах! Бронетехника Родезийской армии в бою (1964-1979 гг.) , с. 70.
- ^ «Я кричал: «Не стреляйте!» — Но он все равно выстрелил. | Хроника Стены» . www.chronik-der-mauer.de . Проверено 13 февраля 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бассель Аби-Шахин, Народно-освободительная армия глазами объектива, 1975–1991 , Éditions Dergham, Jdeideh (Бейрут), 2019. ISBN 978-614-459-033-1
- Брайан Перретт, Советская бронетехника с 1945 года , Blandford Press, Лондон, 1987. ISBN 0-7137-1735-1
- Дэвид Марков и Стивен Дж. Залога, Советская/российская практика проектирования бронетехники и артиллерии, с 1945 года по настоящее время , Эндрю Халл. ISBN 1-892848-01-5
- Доспехи и артиллерия Джейн 2005–2006 гг.
- Мустафа Эль-Асад, Гражданские войны, Том 1: Грузовики с оружием , книги Blue Steel, Сидон, 2008 г. ISBN 978-9953-0-1256-8
- Пол Л. Муркрафт и Питер Маклафлин, Родезийская война: военная история , Pen & Sword Books Ltd, Барнсли, Южный Йоркшир, 1983 (изд. 2008 г.). ISBN 978-1-84415-694-8
- Питер Эбботт, Филип Ботэм и Майк Чаппелл, Современные африканские войны (1): Родезия 1965–80 , серия «Люди по оружию» 183, Osprey Publishing Ltd, Лондон, 1986. ISBN 9780850457285
- Питер Джерард Локк и Питер Дэвид Фаркухарсон Кук, Боевые машины и вооружение Родезии 1965-80 гг. , P&P Publishing, Веллингтон (Новая Зеландия), 1995 г. ISBN 0-473-02413-6
- Самер Кассис, 30 лет военной техники в Ливане , Бейрут: Elite Group, 2003. ISBN 9953-0-0705-5
- Самер Кассис, Véhicules Militaires au Liban/Военная техника в Ливане, 1975–1981 гг ., Trebia Publishing, Chyah, 2012. ISBN 978-9953-0-2372-4
- Сэмюэл М. Кац и Рон Волстад, Поле битвы в Ливане (1003), Concord Publications, Гонконг, 1990. ISBN 962-361-003-3
- Том Купер и Ефим Сэндлер, Гражданская война в Ливане, Том 2: Затишье перед бурей, 1978–1981 гг ., Middle East@War No. 41, Helion & Company Limited, Солихалл, Великобритания, 2021 г. ISBN 978-1-914059-04-9
- Лоран Тушар, Война в кустах! Бронетехника Родезийской армии в бою (1964-1979) , Журнал Batailles & Blindés № 72, апрель – май 2016 г., Caraktère, Экс-ан-Прованс, стр. 64–75. ISSN 1765-0828 (на французском языке )
- Международный институт стратегических исследований (февраль 2021 г.). Военный баланс 2021 . Том. 121. Рутледж. ISBN 978-1-032-01227-8 .
- Секс, Закари; Аби-Шахин, Бассель (2021 г.). Современные конфликты 2 – Гражданская война в Ливане, с 1975 по 1991 год и далее . Руководство по профилям современных конфликтов. Том. II. АК Интерактив. ЕАН 8435568306073 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- БТР-152 фото и форум
- FAS.org
- FAS.org
- Фотогалерея на сайте Armyrecognition.com.
- Описание и фотогалерея на сайте Slujba.ru (русский язык)
- Описание и фотогалерея на сайтеarmoured.vif2.ru (русский язык)
- БТР-152 в Мемориальном музее ветеранов США