Jump to content

БТР-152

БТР-152
Бывший восточногерманский БТР-152 ( SPW-152 ) на публичной выставке.
Тип Бронетранспортер
Место происхождения Советский Союз
История обслуживания
В эксплуатации 24 марта 1950 – настоящее время
Используется См . Операторы
Войны См. историю обслуживания
История производства
Дизайнер Б.М. Фиттерман
Разработанный Ноябрь 1946 – 1949 гг. [ 1 ]
Производитель Automotive Factory No. 2 Zavod imeni Stalina (until 1956) [ 1 ]
Automotive Factory No. 2 Zavod imeni Likhacheva (from 1956 to 1962) [ 1 ]
Стоимость единицы 39 000 долларов США (цена экспорта в Ирак , 1964-1969 гг.) [ 2 ]
Произведено 1950–1959
построено около 15 000
Варианты См . варианты
Технические характеристики
Масса 9,91 тонны [ 3 ]
Длина 6,55 м
6,83 м для БТР-152В
Ширина 2,32 м
Высота 2,04 м (без мг) [ 3 ]
2,36 м (с мг) [ 1 ]
2,41 м (БТР-152В с мг) [ 1 ]
Экипаж 2 (+18 пассажиров) [ 4 ]

Броня сварная сталь [ 5 ]
15 мм спереди [ 3 ]
9 мм по бокам и сзади [ 5 ]
крыша 10 мм [ 5 ]
дно 4 мм [ 5 ]
Основной
вооружение
7,62-мм СГМБ ручной пулемет ДШК 1938/46 (500 патронов)) (1250 патронов) ( вместо него можно использовать 12,7-мм крупнокалиберный пулемет [ 3 ]
вторичный
вооружение
2×7,62-мм ручных пулемета СГМБ (1250–1750 патронов) на боковых шпиндельных установках (опция) [ 3 ]
Двигатель ЗИС-123 6-цилиндровый рядный бензиновый с водяным охлаждением (для вариантов на базе ЗИС-151)
ЗИЛ-137К 6-цилиндровый рядный бензиновый (для вариантов на базе ЗИЛ-157) [ 6 ]
110 л.с. (82 кВт) при 3000 об/мин. (для вариантов на базе ЗИС-151)
107 л.с. (80 кВт) (для вариантов на базе ЗИЛ-157) [ 6 ]
Мощность/вес 11,1 л.с./тонну (8,3 кВт/тонну)
10,8 л.с./тонну (8,1 кВт/тонну) для БТР-152В [ 1 ]
Приостановка колесный 6х6
спереди – 2 листовые рессоры и гидравлические амортизаторы.
задняя — уравнительного типа с 2-мя листовыми рессорами и торсионами.
Дорожный просвет 300 мм
Запас топлива 300 л (79 галлонов)
Оперативный
диапазон
650 км (404 мили) [ 3 ]
Максимальная скорость 75 км/ч [ 7 ]
65 км/ч для БТР-152В [ 1 ]

БТР -152 — шестиколесный советский бронетранспортер (БТР), построенный на шасси и трансмиссии грузового автомобиля ЗИС-151 . Он поступил на вооружение ряда государств-членов Варшавского договора , начиная с 1950 года, и составлял основу советских мотострелковых батальонов до появления серии амфибийных БТР-60 в 1960-х годах. [ 8 ] BTR stands for bronetransportyor ( Russian : бронетранспортёр, БТР , lit. 'armoured carrier'). [ 9 ]

БТР-152 были доступны в нескольких марках и производились в больших количествах для советской армии и на экспорт. В поздних моделях использовались автомобильные компоненты от более надежного грузовика ЗИЛ-157 . [ 10 ] В период с 1950 по 1959 год появились три основных варианта БТР-152: базовый бронетранспортер с одним цапфовым пулеметом калибра 7,62 или 12,7 мм, невооруженная командирская машина с более высокой линией крыши и зенитный вариант, вооруженный установка ЗПУ -2 . [ 10 ] БТР-152 могли нести по одному пехотному отделению или специализированным вооруженным группам вместе с минометами и противотанковым оборудованием. На советской службе некоторые из них также использовались в качестве артиллерийских тягачей . [ 11 ]

Разработка

[ редактировать ]

Во время мировой войны Второй Красной Армии тактики отдавали предпочтение общевойсковым наступлениям, в которых особое внимание уделялось использованию легкой пехоты совместно с танками. Однако советским пехотинцам не хватало броневой защиты и быстрой подвижности танков, и они оставались сравнительно уязвимыми для огня противника. [ 12 ]

К концу войны первоначальная советская тактика танкового десантирования , при которой пехота вступала в бой на танках, которые она поддерживала, была заменена появлением полугусеничных машин M3 и M3 White . броневиков [ 13 ] Они широко использовались для перевозки войск, что положило начало новой доктрине, согласно которой бронетехника, способная идти в ногу с танками, выводила пехоту в бой. Затем пехотинцы высаживались и вступали в бой пешком. [ 14 ]

Опыт военного времени показал, что Красная Армия после войны остро нуждалась в большем количестве колесной бронетехники, и генеральный штаб определил новую разведывательную машину и бронетранспортер (БТР). [ 13 ] БТР должен был быть способен перевозить не менее восьми военнослужащих. новое конструкторское бюро на Горьковском автомобильном заводе Для соответствующей проработки потенциальных концепций было создано (ГАЗ); их последний прототип, « Изделие 141» ( БТР-40 ), был принят на вооружение, но был сочтен слишком маленьким для использования в роли БТР. [ 13 ] Тем временем были выпущены спецификации для еще одного БТР, способного вместить от 15 до 20 дополнительных пассажиров и вооруженного одним крупнокалиберным пулеметом. [ 15 ] Существующие полугусеницы М3 и трофейные немецкие Sd.Kfz. 251 рассматривались как потенциальные образцы для будущего дизайна. [ 12 ]

Концептуальная работа над новым БТР началась на «Завод имени Сталина» московском заводе « Изделие 141» (ЗИС) под руководством советского инженера Бориса Михайловича Фиттермана примерно в то же время, когда ГАЗ разрабатывал . Опытные образцы были построены из автомобильных комплектующих с конвейера ЗИС-151; однако шасси APC имело более мощный двигатель и более короткую колесную базу, чем его аналог грузового автомобиля. [ 15 ] Проектные работы проводил коллектив из пяти сотрудников ЗИСа: Фиттермана, К.М. Андросова, А.П. Петренко, В.Ф. Родионова и П.П. Черняева. [ 1 ] Последний прототип прошел испытания в Советских Вооружённых Силах в декабре 1949 года и был принят на вооружение как БТР-152 . [ 15 ] Серийное производство БТР-152 под заводским кодом ЗИС-152 началось примерно в середине 1950 года, что сделало его первым серийным советским БТР. [ 11 ] Несмотря на то, что БТР-40 был спроектирован примерно в то же время, в серийное производство он поступил только в конце года. [ 13 ]

БТР-152 использовался советскими военными в качестве машины управления и связи, машины огневой поддержки, артиллерийского тягача и универсального транспортера. [ 11 ] Имея открытый верх, экипаж БТР-152 был уязвим для огня с закрытых позиций. В последующие годы эта машина также не была идеальной для перспективы крупной войны с использованием обычных вооружений в Европе, поскольку ей не хватало десантных возможностей или средств противодействия РБК . [ 11 ] Тем не менее, эти первые БТР оставались эффективными как недорогой вариант, который позволял Советам быстро моторизировать существующие пехотные дивизии. [ 14 ] В рамках программы конца 1950-х годов рассматривались способы замены БТР-152 более совершенным БТР, использующим специально разработанное плавающее шасси. [ 11 ] Поскольку шестиколесная конфигурация БТР-152 была признана недостаточной для снижения давления на грунт на шины и обеспечения оптимальной проходимости, советские инженеры приступили к программе восьмиколесного БТР, в результате чего появился БТР-60 . [ 14 ]

В Советском Союзе было изготовлено около 8600 БТР-152 всех вариантов. [ 15 ] некоторые нелицензионные копии производятся в Китайской Народной Республике как Type 56 . [ 16 ] Советские БТР-152 производились с 1950 по 1959 год, а с 1960 года их дополнил БТР-60. [ 11 ] Поскольку они все больше устаревали, многие из них были отправлены в страны-клиенты СССР в Африке и на Ближнем Востоке ; Наибольшее количество бывших в употреблении БТР-152 было принято арабскими странами, такими как Ливия , Ирак , Сирия и Египет . [ 14 ] Небольшие количества были также переоборудованы в бронированные машины скорой помощи и боевые инженерные машины для Советской Армии; они оставались в эксплуатации вплоть до 1980-х годов. [ 17 ]

БТР-152, подбитый во время Венгерской революции 1956 года .

БТР-152 впервые приняли участие в боевых действиях во время Венгерской революции 1956 года , когда они были задействованы 12-й моторизованной бригадой советских внутренних войск для подавления молодого восстания в Венгрии. [ 18 ] БТР были дислоцированы в Будапеште и других населенных пунктах, а также на границе Венгрии с Австрией . [ 18 ] Некоторые из них были повреждены или уничтожены повстанцами, вооруженными коктейлями Молотова , которые без видимых затруднений были брошены в открытые десантные отделения. [ 15 ] Поскольку они были колесными, некоторые БТР-152 также оказались обездвиженными из-за возгорания резиновых шин, и их экипажам пришлось бросить их. [ 18 ]

Египет был одним из первых крупных экспортных заказчиков БТР-152 за пределами Восточной Европы; в 1954 году он заказал 200 самолетов из Советского Союза, а в период с 1961 по 1966 год получил еще 600 в подержанном состоянии, возможно, в качестве военной помощи. [ 16 ] Сирия также получила не менее 200 БТР-152 в 1966 году и еще 300 три года спустя. Они были развернуты против Армии обороны Израиля во время Шестидневной войны . [ 14 ] На сирийской службе они использовались как самодельные боевые машины пехоты , а не БТР; пехотинцы остались на борту и использовали БТР-152 в качестве огневой платформы, а не высаживались и сражались пешими. [ 19 ] Тем не менее, неспособность координировать общевойсковые маневры часто приводила к тому, что сирийская мотопехота была отделена от поддерживающих ее танковых соединений и уязвима для израильской тяжелой бронетехники. [ 19 ] Израиль захватил более 1000 БТР-152 у арабских армий во время Шестидневной войны и последующей войны Судного дня . [ 20 ]

БТР-152 использовались Фронтом национального освобождения Чада (FROLINAT) во время Первой гражданской войны в Чаде и сыграли важную роль в моторизованном нападении на Салал в апреле 1978 года. БТРы были подбиты Panhard AML-90. броневиками французскими Иностранный легион . [ 21 ] Ливийские механизированные батальоны также использовали БТР-152 в Чаде во время чадско-ливийского конфликта , часто совместно с танковыми ротами или EE-9 Cascavels . Некоторые из них были уничтожены прямыми попаданиями артиллерийского огня AML-90 или SS.11 . противотанковых ракет [ 21 ]

БТР-152 составляли основу механизированных частей обеих сторон во время Огаденской войны . В конце 1960-х годов Сомалийская национальная армия заказала у Советского Союза достаточное количество БТР-152 для оснащения девяти новых механизированных батальонов. [ 22 ] Около половины сомалийских БТР-152, судя по всему, было потеряно в ходе конфликта в Огадене. [ 23 ] Поставки советского оружия в Эфиопию ускорились после начала войны и, начиная с марта 1977 года, включали 40 БТР-152, ассигнованных из резервных запасов Советской Армии. [ 24 ] В основном это были БТР-152В. [ 25 ] но также включал зенитный вариант БТР-152А. [ 26 ]

Советский Союз подарил Мозамбику как минимум шесть БТР-152 вскоре после обретения этой страной независимости в середине 1970-х годов. [ 16 ] Мозамбикские БТР-152 были задействованы против сил безопасности Родезии, проводивших трансграничные рейды. [ 27 ] а также в по поиску и уничтожению, операциях проводимых вблизи опорных пунктов Мозамбикского национального сопротивления (МНС). [ 28 ] Вполне вероятно, что все БТР-152 Мозамбика были уничтожены фугасами или авиаударами Родезии; [ 28 ] они не были на вооружении задолго до того, как их заменил БТР-60. [ 29 ] Вторая партия БТР-152 была доставлена ​​Народным силам освобождения Мозамбика (FPLM) в 1983 году, но остается неясным, использовались ли они на передовой. [ 16 ]

Во время гражданской войны в Ливане как ливанскими ополченцами, так и сирийской армией . БТР-152 использовались [ 30 ]

Описание

[ редактировать ]
Размещение десанта в заднем отделении БТР-152. Солдаты направляют свое индивидуальное оружие через огневые порты.

БТР-152 представляет собой модифицированное грузовое шасси с бронекорпусом и открытым верхом десантным отделением. Борта и корма десантного отделения вертикальные, со скошенными внутрь углами для отклонения осколков снаряда. [ 31 ] По бокам десантного отделения имеются огневые порты и две задние двери для быстрой окорки. [ 31 ] Пехотинцы могут вести огонь из индивидуального оружия из-под относительной защиты машины, а выходить через эти двери или перепрыгивая через борта. Экипаж состоит из водителя и одного пассажира, который управляет радиосвязью. [ 31 ]

Имелось два типа расположения сидений: первый состоял из деревянных скамеек по обе стороны десантного отделения, обращенных внутрь; второй состоял из трех рядов сидений, обращенных вперед. [ 11 ] И водитель, и радист, сидящий справа от него, оснащены индивидуальными ветровыми стеклами, а в бою они закрываются сдвоенными бронеставнями со встроенными обзорными блоками. [ 11 ] Члены экипажа выходят из машины через боковые двери, верхние части которых откидываются на петлях и откидываются для целей наблюдения. [ 11 ]

Броневой лист БТР-152 изготовлен из сварной стали и имеет толщину от 4 мм (0,16 дюйма) до 13,5 мм (0,53 дюйма). [ 11 ] Это защищает экипаж и пассажиров от огня стрелкового оружия , осколков снарядов, гранат и противопехотных мин, но неэффективно против более крупных осколков снарядов или даже огня крупнокалиберных пулеметов. Корпуса позднего производства могли быть изготовлены из стального листа толщиной до 15 мм (0,59 дюйма). [ 3 ] Транспортное средство иногда оснащается лебедкой максимальной грузоподъемностью 5 тонн и тросом длиной 70 метров. [ 3 ] [ 5 ] В зависимости от варианта БТР-152 может буксировать полевую артиллерию, перевозить 1,9 тонны груза или перевозить полвзвода пехоты. [ 1 ] [ 5 ] [ 32 ]

Большинство советских БТР-152 оснащались шестицилиндровым рядным бензиновым двигателем водяного охлаждения ЗИЛ-123 мощностью 110 л.с. при 2900 об/мин. [ 11 ] На базе шасси и узлов грузового автомобиля ЗИЛ-157 использовался несколько иной двигатель ЗИЛ-137К. [ 6 ] В передней части корпуса имеется несколько решеток двигателя для предотвращения перегрева; их можно было безопасно закрывать на короткие промежутки времени во время боя, если водитель снижал скорость и избегал перегрузки машины. [ 5 ] Коробка передач БТР-152 имела пять передач переднего хода и одну передачу заднего хода с двухступенчатой ​​раздаточной коробкой. Пятая передача имела повышающую передачу. [ 11 ] Подвеска состояла из обычных рессор с гидравлическими амортизаторами. [ 11 ]

В конце 1950-х годов было выпущено немногим более 200 БТР-152 с закрытым корпусом, в отличие от традиционно открытого типа; они получили обозначение БТР-152К и БТР-152К1 . В некоторых армиях Варшавского договора они также были неофициально известны как «БТР-152 Модель D» или «БТР-152 M1961». [ 11 ] Закрытый корпус снижал ситуационную осведомленность, но позволял установить центральное отопление и систему избыточного давления NBC. [ 15 ] На новой линии крыши установили два люка, открывающиеся вправо. [ 11 ]

Место водителя в БТР-152.

Первоначально БТР-152 был вооружен одним цапфовым 7,62-мм средним пулеметом СГ-43 Горюнова (СГМБ) с боекомплектом в 1250 патронов. Он был установлен позади водительского места. [ 11 ] Дополнительные 7,62-мм пулеметы общего назначения при необходимости могли устанавливаться по обе стороны крыши корпуса. [ 11 ] Пулемет СГМБ мог поворачиваться на 45 градусов и подниматься от -6 до +24 градусов. [ 5 ] Некоторые БТР были оснащены одиночными крупнокалиберными пулеметами ДШК калибра 12,7 мм или КПВ калибра 14,5 мм вместо СГМБ. [ 11 ] Машины, получившие обозначение БТР-152А, представляли собой машины наземного обеспечения с ограниченными возможностями ПВО. БТР-152А нес спаренные КПВ в ЗПУ-2 . зенитной установке [ 11 ] Вариации включали египетскую модель с чехословацкой установкой M53 Quad для четырех ДШК, которые обычно буксировались на двухколесном прицепе, а также некоторые модифицированные Организацией освобождения Палестины для установки 23-мм ЗУ-23-2 . зенитных орудий [ 33 ]

Поскольку оригинальный БТР-152 использовал шасси и двигатель ЗИС -151 , он разделял проблемы с обслуживанием этого грузовика и плохую проходимость по пересеченной местности. Более поздние варианты, в которых использовались компоненты ЗИЛ-157, имели большую мощность и одинарные шины большего размера, что уменьшало недостатки машины, но не устраняло их. Исправность и надежность оставались низкими. [ 32 ]

Варианты

[ редактировать ]

Советский Союз

[ редактировать ]
Два советских БТР- 152В2 .
  • БТР-152 (1950 г.) - базовый БТР на базе грузовика ЗИС-151 , многие из которых позже будут переоборудованы и переоборудованы для других целей, например, для машин скорой помощи, радиостанций и инженерных машин. Базовый БТР-152 не имеет лебедки, открытого верха и магистралей контроля давления в шинах. [ 3 ]
    • БТР-152А (1951 г.) - БТР-152, переоборудованный в ЗСУ, вооруженный двойными (ЗПТУ-2) или счетверенными (ЗПТУ-4) КПВТ 14,5-мм крупнокалиберными зенитными пулеметами (2400 патронов) в башне, управляемой вручную одним солдатом. . Весь экипаж машины состоял из восьми военнослужащих в варианте с ЗПТУ-2 и пяти солдат в варианте с ЗПТУ-4. Башня размещается внутри десантного отделения и может управляться вручную одним солдатом. Он может совершать полный поворот, а его орудия могут подниматься на угол от -5 до +80 градусов. [ 3 ] [ 5 ] [ 34 ]
    • БТР-152 переоборудован в минный заградитель, оснащенный стойками для противотанковых мин. [ 32 ]
    • БТР-152Б (1952 г.) - артиллерийско-командный вариант с передней лебедкой и внешней системой регулирования давления в шинах. [ 3 ] [ 32 ]
    • БТР-152С - вариант связи на базе БТР-152. [ 34 ]
    • БТР-152В (1955 г.) - вариант на базе грузовика ЗИЛ-157 с внешней системой регулирования давления в шинах, передней лебедкой и приборами ночного видения для водителя. [ 5 ]
      • БТР-152Д (1955 г.) - Вооружение как БТР-152А, но на базе БТР-152В.
      • БТР-152И - вариант БТР-152В для машины управления артиллерией. [ 3 ]
      • БТР-152С — Командно-коммуникационная машина для командиров пехоты. Он имеет значительно более высокую крытую крышу и дополнительные радиоприемники и антенны. [ 1 ] [ 32 ]
      • БТР-152В1 (1957 г.) - получил приборы ночного видения, лебедку, открытый верх и улучшенную систему регулирования давления в внешних шинах. [ 3 ]
        • БТР-152К (1959 г.) - получил броневую крышу с тремя большими люками наверху, два из которых открывались вправо над десантным отделением, систему регулирования внутреннего давления в шинах и фильтро-вентиляционную систему. Масса машины увеличилась, численность экипажа сократилась с 2+18 до 2+13. [ 5 ] [ 32 ] [ 34 ]
          • БТР-152К переоборудован в бронированную санитарную машину.
        • БТР-152Э — Вооружение как БТР-152А, но на базе БТР-152В1.
        • БТР-152У - командирская машина на базе БТР-152В1, оснащенная системой внешнего регулирования давления в шинах. Эта командирская машина имеет значительно более высокую полную крышу и дополнительные радиостанции и антенны. Имеется оборудование для работы персонала. Обычно это транспортное средство буксирует прицеп с дополнительным оборудованием. [ 3 ] [ 5 ] [ 32 ]
          • БТР-152У оснащен системой внутреннего регулирования давления в шинах. [ 32 ]
            • БТР-152У с полностью бронированной крышей и внутренней системой регулирования давления в шинах. [ 32 ]
      • БТР-152В2 - вариант БТР-152В без лебедки. Имеет внутреннюю систему регулирования давления в шинах. [ 3 ]
        • БТР-152Д на базе БТР-152В2. [ 32 ]
        • БТР-152Б1 (1958 г.) - артиллерийский командирский вариант с передней лебедкой, внутренней системой регулирования давления в шинах и прибором ночного видения механика-водителя ТВН-2. [ 35 ]
      • БТР-152В3 - БТР-152В с лебедкой спереди, открытым верхом, инфракрасными фарами дальнего света и внутренней системой регулирования давления в шинах. [ 3 ]
      • БТР-Э152В (1957 г.) – Опытный вариант; вторую пару колес сместили к центру машины для улучшения внедорожных качеств.

Китайская Народная Республика

[ редактировать ]
  • Тип 56 - китайская версия БТР-152.
БТР-152 TCM-20 в Музейон Хайль ха-Авир, Хацерим, Израиль, 2006 г.
  • БТР-152, переоборудованный египтянами в ЗСУ, вооруженный чехословацкими КЛАД (египетское обозначение М58) счетверенными ДШК 1938/46 года 12,7-мм зенитными крупнокалиберными пулеметами , установленными в десантном отделении. Выведен из эксплуатации в середине 1980-х годов. [ 3 ] [ 7 ] [ 32 ]

Восточная Германия

[ редактировать ]
БТР-152, переоборудованный ливанской милицией в БРЭМ, рядом с БТР-60 в музее Яд ла-Ширион, Латрун, 2005 год.
  • SPW-152 - восточногерманская версия БТР-152. [ 32 ]
    • SPW-152 переоборудован в бронированную санитарную машину. [ 32 ]
    • SPW-152U - восточногерманская командирская версия БТР-152. [ 32 ]
  • БТР-152, захваченный у сирийцев или египтян и модифицированный для нужд израильской армии. [ 32 ]
  • БТР-152 TCM-20 - израильская машина ПВО на базе бывшего сирийского или бывшего египетского БТР-152. Вооружен спаренной 20-мм пушкой в ​​механизированной установке ТСМ-20 . [ 32 ]
  • БТР-152, модифицированный ливанскими ополченцами. На нем была установлена ​​23-мм ЗУ-23-2, зенитная установка размещенная внутри десантного отделения. Он использовался для огневой поддержки и противовоздушной обороны. [ 32 ]
  • БТР-152 , модифицированный армией Южного Ливана . Он был оснащен краном внутри разрезанного десантного отделения. Один из сохранившихся примеров находится в музее Яд ла-Ширион в Латруне. [ 32 ]
  • БТР-152 переоборудован в мобильный командный пункт. Есть дополнительные радиоприемники. [ 32 ]
  • БТР-152 переоборудован в инженерную машину. [ 1 ]
  • БТР-152 переоборудован в бронированный артиллерийский тягач. [ 1 ]
  • Неизвестное название модернизированной версии, выполненной Вьетнамским институтом военной автомобильной техники в 2011 году. [ 36 ] В модернизированной версии используется дизельный двигатель с новой коробкой передач, новая система привода с гидротрансмиссией, дополнительный бронекапот, улучшенная подвеска и электрика, фары, оптика и другие модификации. Утверждается, что модернизированный БТР-152 имеет более высокую скорость, меньший расход топлива и более простой в использовании. [ 37 ]
  • Бронированный вариант для медицинской эвакуации представлен в октябре 2018 года. [ 38 ]

Операторы

[ редактировать ]
Операторы
  Текущий
  Бывший
Сирийские БТР-152, уничтоженные во время войны Судного дня в 1973 году.
  •  Сирия — неизвестное количество на вооружении по состоянию на 2024 г. [ 53 ]
  •  Танзания - 10 БТР-40 и БТР-152 по состоянию на 2024 год. [ 54 ]
  •  Вьетнам - 1100 БТР-152, БТР-40 и БТР-60 по состоянию на 2024 год. [ 55 ]

Бывшие негосударственные операторы

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Фосс, Кристофер Ф. , изд. (1979). Доспехи Джейн и артиллерия 1979–80 (1-е изд.). Нью-Йорк: ISBN Франклина Уоттса Inc.  978-0-531-03916-8 .
  • Фосс, Кристофер Ф., изд. (1990). Доспехи и артиллерия Джейн 1990–91 (11-е изд.). Информационная группа Джейн. ISBN  978-0-7106-0909-0 .
  • Фосс, Кристофер Ф., изд. (1994). Доспехи и артиллерия Джейн, 1994–95 (15-е изд.). Информационная группа Джейнс. ISBN  978-0-7106-1154-3 .
  • Фосс, Кристофер Ф., изд. (2011). Доспехи Джейн и артиллерия 2011–2012 (32-е изд.). Информационная группа Джейнс. ISBN  978-0-7106-2960-9 .
  • Международный институт стратегических исследований (2024 г.). Военный баланс 2024 . Тейлор и Фрэнсис. ISBN  978-1-040-05115-3 .
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л «мягкая земля» . Архивировано из оригинала 30 декабря 2007 года.
  2. ^ Эфрат, Моше (1983). «Экономика поставок советского оружия в страны третьего мира. Пример: Египет» . Советские исследования . 35 (4): 437–456. дои : 10.1080/09668138308411496 . ISSN   0038-5859 . JSTOR   151253 .
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д «Бронированный транспортер БТР-152» . Проверено 24 декабря 2014 г.
  4. ^ «БТР-152» . Архивировано из оригинала 10 февраля 2008 года.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Администратор. «БТР 152 [ЗСРР] — Pancerni.net» . Архивировано из оригинала 2 октября 2011 года . Проверено 24 декабря 2014 г.
  6. ^ Jump up to: а б с AMW - Агентство военной собственности. Архивировано 1 марта 2007 г. в Wayback Machine.
  7. ^ Jump up to: а б Администратор. «БТР 152 [ЗСРР]: Строна 2 — Pancerni.net» . Архивировано из оригинала 18 августа 2007 года . Проверено 24 декабря 2014 г.
  8. ^ Грин, Майкл (1997). Бронированная война во Вьетнамской войне: редкие фотографии из архивов военного времени . Южный Йоркшир: Pen & Sword Books Ltd., стр. 68–69. ISBN  978-1-78159-381-3 .
  9. ^ KAT-orygie-0/24-49-soderzanie . Web.archive.org (3 November 2006). Retrieved on 21 September 2011.
  10. ^ Jump up to: а б с Красотка, Рональд (1980). Системы оружия Джейн, 1979–80 (изд. 1979 г.). Macdonald and Jane's Publishers Ltd., стр. 313–368. ISBN  978-0-531-03299-2 .
  11. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Кристофер Ф. Фосс (1976). Боевые бронированные машины Jane's World (изд. 1976 г.). Macdonald and Jane's Publishers Ltd., стр. 262–269 . ISBN  0-354-01022-0 .
  12. ^ Jump up to: а б Перретт, Советская бронетехника с 1945 года (1987), с. 65.
  13. ^ Jump up to: а б с д Киннер, Джеймс (2008). Российские бронеавтомобили 1930-2000 гг . Дарлингтон, Мэриленд (США): Darlington Productions Inc., стр. 189–190 . ISBN  978-1-892848-05-5 .
  14. ^ Jump up to: а б с д и ж Такер, Спенсер. Энциклопедия войн на Ближнем Востоке: Соединенные Штаты в конфликтах в Персидском заливе, Афганистане и Ираке, Том 1 . Санта-Барбара, Калифорния, США: ABC-CLIO, 2010. с. 243
  15. ^ Jump up to: а б с д и ж «Красная Звезда: БТР-152» . Шербур-ан-Котантен, Франция: Elephorm en Alsacréations, Lopez и Houbre. 2010. Архивировано из оригинала 28 октября 2014 года . Проверено 29 октября 2016 г.
  16. ^ Jump up to: а б с д «Торговые реестры» . Armstrade.sipri.org . Проверено 20 июня 2013 г.
  17. ^ Институт оборонного анализа, различные (1995). Советская/российская практика проектирования бронетехники и артиллерии: 1945-1995 гг . Куантико: Разведывательное управление Корпуса морской пехоты США. п. 5. ОСЛК   33890115 .
  18. ^ Jump up to: а б с Шмидл, Эрвин А.; Риттер, Ласло (2006). Венгерская революция 1956 года . Оксфорд: Издательство Osprey. стр. 32-47 . ISBN  978-1-84603-079-6 .
  19. ^ Jump up to: а б Кэмпбелл, Дэвид (2016). Израильский солдат против сирийского солдата: Голанские высоты, 1967–73 гг . Оксфорд: Издательство Osprey. стр. 1–61. ISBN  978-1-4728-1330-5 .
  20. ^ Jump up to: а б Кордесман, Энтони Х. (2006). Арабо-израильские вооруженные силы в эпоху асимметричной войны . Издательская группа Гринвуд. п. 132. ИСБН  0-275-99186-5 .
  21. ^ Jump up to: а б с Том Купер и Альберт Грандолини (19 января 2015 г.). Ливийские воздушные войны: Часть 1: 1973–1985 (изд. 2015 г.). Helion & Co. Ltd., стр. 37–39. ISBN  978-1-909982-39-0 .
  22. ^ Купер, Томас (2015). Крылья над Огаденом: Эфиопско-сомалийская война, 1978–1979 гг . Солихалл: Гелион и компания. стр. 100-1 21–22. ISBN  978-1-909982-38-3 .
  23. ^ Кордесман, Энтони (2016). После бури: изменение военного баланса на Ближнем Востоке в 20 веке . Лондон: Bloomsbury Academic. п. 733. ИСБН  978-1-4742-9257-3 .
  24. ^ Портер, Брюс Д. (1986). СССР в конфликтах третьего мира: советское оружие и дипломатия в локальных войнах . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 200–201. ISBN  978-0-521-31064-2 .
  25. ^ Айеле, Фантахун (2014). Эфиопская армия: от победы к краху, 1977–1971 гг. Эванстон, Иллинойс (США): Издательство Северо-Западного университета. стр. 100-1 113–114. ISBN  978-0-8101-3011-1 .
  26. ^ Исби, Дэвид (1981). Вооружение и тактика Советской Армии . Лондон: Информационная группа Джейн. стр. 113–114. ISBN  978-0-7106-0352-4 .
  27. ^ Муркрафт, Пол Л .; Маклафлин, Питер (апрель 2008 г.) [1982]. Родезийская война: военная история . Барнсли: Книги о пере и мече . стр. 96–97. ISBN  978-1-84415-694-8 .
  28. ^ Jump up to: а б Вессельс, Ханнес (2015). Горстка суровых людей: SAS и битва за Родезию (Первое изд.). Филадельфия: Издательство Каземат. стр. 240–241. ISBN  978-1-61200-345-0 .
  29. ^ Эмерсон, Стивен А. (2014). Битва за Мозамбик: борьба Фрелимо-Ренамо, 1977-1992 гг . Гелион и компания. п. 89. ИСБН  978-1-909384-92-7 .
  30. ^ Залога, Стивен Дж. (2003). Танковые сражения Ближневосточных войн (2): Войны с 1973 года по настоящее время . Гонконг: Публикации Concord. п. 10 . ISBN  962-361-613-9 .
  31. ^ Jump up to: а б с Кристофер Ф. Фосс (16 мая 2000 г.). Руководство Джейн по распознаванию танков и боевых машин (изд. 2000 г.). Издательство Харпер Коллинз. п. 376 . ISBN  978-0-00-472452-2 .
  32. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т JED Справочник военной техники
  33. ^ Чант, Кристофер (1987). Сборник вооружений и военной техники . Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 61–68. ISBN  0-7102-0720-4 . OCLC   14965544 .
  34. ^ Jump up to: а б с "-152 (БТР-152 БТР) :: -. (r1a.ru)" . Архивировано из оригинала 28 сентября 2011 года . Проверено 24 декабря 2014 г.
  35. ^ «Бронетранспортёр БТР-152» . Архивировано из оригинала 30 января 2008 года . Проверено 29 января 2008 г.
  36. ^ Обзор некоторых выдающихся программ модернизации вооружения Вьетнама (Часть 3) - 10. Модернизация бронетехники БТР-152 Soha.vn (на вьетнамском языке)
  37. ^ Приемка усовершенствования и модернизации бронемашины БТР-152. Архивировано 22 июня 2014 г. на предприятии Wayback Machine People's Army (на вьетнамском языке).
  38. ^ «Вьетнамская армия разработала вариант бронетранспортера БТР-152 для медицинской эвакуации | Апрель 2018 г., глобальная индустрия новостей оборонной безопасности | Армейская индустрия новостей глобальной оборонной безопасности, 2018 г. | Архив новостей года» .
  39. ^ МИСИ 2024 , с. 471.
  40. ^ МИСИ 2024 , с. 252.
  41. ^ МИСИ 2024 , с. 480.
  42. ^ МИСИ 2024 , с. 483.
  43. ^ МИСИ 2024 , с. 428.
  44. ^ МИСИ 2024 , с. 489.
  45. ^ МИСИ 2024 , с. 490.
  46. ^ МИСИ 2024 , с. 496.
  47. ^ МИСИ 2024 , с. 497.
  48. ^ МИСИ 2024 , с. 290.
  49. ^ МИСИ 2024 , с. 505.
  50. ^ МИСИ 2024 , с. 443.
  51. ^ МИСИ 2024 , с. 282.
  52. ^ МИСИ 2024 , с. 521.
  53. ^ МИСИ 2024 , с. 386.
  54. ^ МИСИ 2024 , с. 523.
  55. ^ МИСИ 2024 , с. 324.
  56. ^ Jump up to: а б с д и Фосс 2011 , с. 637.
  57. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Фосс 1994 , с. 303.
  58. ^ Хенн, Фрэнсис (2004). Горячее дело: Силы ООН на Кипре до и во время турецкого вторжения 1974 года . Издательство «Каземат». стр. 67–68. ISBN  978-1-84415-081-6 . Проверено 16 марта 2015 г.
  59. ^ Jump up to: а б с Фосс 1990 , с. 437.
  60. Армейский журнал, выпуск 8/09.
  61. ^ Jump up to: а б с Фосс 1979 , с. 251.
  62. ^ Jump up to: а б Фосс 2011 , с. 1140.
  63. ^ «Силы народной обороны Сейшельских островов» . defenceweb.co.za. 29 октября 2013 года . Проверено 4 ноября 2016 г.
  64. ^ Эбботт, Питер (20 февраля 2014 г.). Современные африканские войны (4): Конго 1960–2002 гг . Мужчины по оружию 492. Osprey Publishing . п. 33. ISBN  978-1-78200-076-1 .
  65. ^ Саймон Бэйнхэм (1992). Зимбабве в переходный период (изд. октября 1992 г.). Альмквист и Wiksell International. стр. 240. ISBN  978-91-22-01508-6 .
  66. ^ Кассис, 30 лет военной техники в Ливане (2003), с. 66.
  67. ^ Эль-Асад, Гражданские войны, том 1: Грузовики с оружием (2008), стр. 95.
  68. ^ Секс и Аби-Шахин, Современные конфликты 2 - Гражданская война в Ливане, с 1975 по 1991 год и далее (2021), стр. 193.
  69. ^ Купер и Сэндлер, Гражданская война в Ливане, том 2: Затишье перед бурей, 1978–1981 (2021), стр. 7.
  70. ^ Кассис, Véhicules Militaires au Liban/Военная техника в Ливане (2012), стр. 58-60.
  71. ^ Янн Маэ, Гражданская война в Ливане, неописуемый хаос! (1975–1990) , Журнал Trucks & Tanks, 41, январь – февраль 2014 г., ISSN   1957-4193 , с. 79.
  72. ^ Кассис, 30 лет военной техники в Ливане (2003), с. 37.
  73. ^ Кассис, 30 лет военной техники в Ливане (2003), с. 58.
  74. ^ Аби-Шахин, Народно-освободительная армия глазами объектива, 1975–1991 (2019), стр. 53; 67.
  75. ^ Секс и Аби-Шахин, Современные конфликты 2 - Гражданская война в Ливане, с 1975 по 1991 год и далее (2021), стр. 179.
  76. ^ Гай Мартин (3 сентября 2013 г.). «Силы обороны Намибии» . Проверено 24 декабря 2014 г.
  77. ^ Секс и Аби-Шахин, Современные конфликты 2 - Гражданская война в Ливане, с 1975 по 1991 год и далее (2021), стр. 61.
  78. ^ «Фотографии модели БТР-152 Lebanese Tigers Militia с 40-мм артустановкой AA QF Bofors, около 1976 года» . Архивировано из оригинала 1 декабря 2017 года . Проверено 18 февраля 2018 г.
  79. ^ Jump up to: а б Эбботт, Ботэм и Чаппелл, Современные африканские войны (1): Родезия 1965–80 (1986), стр. 10.
  80. ^ Jump up to: а б Локк и Кук, Боевые машины и вооружение Родезии 1965–80 (1995), стр. 146–147.
  81. ^ Jump up to: а б Муркрафт и Маклафлин, Родезийская война: военная история (2008), с. 105.
  82. ^ Jump up to: а б Тушар, Война в кустах! Бронетехника Родезийской армии в бою (1964-1979 гг.) , с. 70.
  83. ^ «Я кричал: «Не стреляйте!» — Но он все равно выстрелил. | Хроника Стены» . www.chronik-der-mauer.de . Проверено 13 февраля 2023 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бассель Аби-Шахин, Народно-освободительная армия глазами объектива, 1975–1991 , Éditions Dergham, Jdeideh (Бейрут), 2019. ISBN   978-614-459-033-1
  • Брайан Перретт, Советская бронетехника с 1945 года , Blandford Press, Лондон, 1987. ISBN   0-7137-1735-1
  • Дэвид Марков и Стивен Дж. Залога, Советская/российская практика проектирования бронетехники и артиллерии, с 1945 года по настоящее время , Эндрю Халл. ISBN   1-892848-01-5
  • Доспехи и артиллерия Джейн 2005–2006 гг.
  • Мустафа Эль-Асад, Гражданские войны, Том 1: Грузовики с оружием , книги Blue Steel, Сидон, 2008 г. ISBN   978-9953-0-1256-8
  • Пол Л. Муркрафт и Питер Маклафлин, Родезийская война: военная история , Pen & Sword Books Ltd, Барнсли, Южный Йоркшир, 1983 (изд. 2008 г.). ISBN   978-1-84415-694-8
  • Питер Эбботт, Филип Ботэм и Майк Чаппелл, Современные африканские войны (1): Родезия 1965–80 , серия «Люди по оружию» 183, Osprey Publishing Ltd, Лондон, 1986. ISBN   9780850457285
  • Питер Джерард Локк и Питер Дэвид Фаркухарсон Кук, Боевые машины и вооружение Родезии 1965-80 гг. , P&P Publishing, Веллингтон (Новая Зеландия), 1995 г. ISBN   0-473-02413-6
  • Самер Кассис, 30 лет военной техники в Ливане , Бейрут: Elite Group, 2003. ISBN   9953-0-0705-5
  • Самер Кассис, Véhicules Militaires au Liban/Военная техника в Ливане, 1975–1981 гг ., Trebia Publishing, Chyah, 2012. ISBN   978-9953-0-2372-4
  • Сэмюэл М. Кац и Рон Волстад, Поле битвы в Ливане (1003), Concord Publications, Гонконг, 1990. ISBN   962-361-003-3
  • Том Купер и Ефим Сэндлер, Гражданская война в Ливане, Том 2: Затишье перед бурей, 1978–1981 гг ., Middle East@War No. 41, Helion & Company Limited, Солихалл, Великобритания, 2021 г. ISBN   978-1-914059-04-9
  • Лоран Тушар, Война в кустах! Бронетехника Родезийской армии в бою (1964-1979) , Журнал Batailles & Blindés № 72, апрель – май 2016 г., Caraktère, Экс-ан-Прованс, стр. 64–75. ISSN   1765-0828 (на французском языке )
  • Международный институт стратегических исследований (февраль 2021 г.). Военный баланс 2021 . Том. 121. Рутледж. ISBN  978-1-032-01227-8 .
  • Секс, Закари; Аби-Шахин, Бассель (2021 г.). Современные конфликты 2 – Гражданская война в Ливане, с 1975 по 1991 год и далее . Руководство по профилям современных конфликтов. Том. II. АК Интерактив. ЕАН   8435568306073 .
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3398b2cf899e3bd088f426a794d53195__1718882700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/33/95/3398b2cf899e3bd088f426a794d53195.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
BTR-152 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)