БТР-40
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
БТР-40 | |
---|---|
Тип | Колесный бронетранспортер Распознавание транспортных средств |
Место происхождения | Советский Союз |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1950–1980-е годы |
Используется | См . Операторы |
История производства | |
Дизайнер | V. A. Dedkov |
Разработанный | 1947–1950 |
Производитель | Gorkovsky Avtomobilny Zavod неизвестный китайский производитель |
Стоимость единицы | 30 000 долларов США (экспортная цена в Ливию , 1970-1973 гг.) [ 1 ] |
Произведено | 1950–1960 (БТР-40ЖД выпускался до 1969 г.) |
№ построено | 8,500 [ 2 ] |
Варианты | См . варианты |
Технические характеристики | |
Масса | 5,3 тонны |
Длина | 5 м [ нужна ссылка ] |
Ширина | 1,9 м |
Высота | 2,2 м (1,83 м без вооружения) |
Экипаж | 2+8 пассажиров (БТР-40 и БТР-40В) 2+6 пассажиров (БТР-40Б) |
Броня | 6-8 мм |
Основной вооружение | 7,62 СГМБ Средний пулемет (всего 1250 патронов)) (опция) |
вторичный вооружение | 2×7,62 СГМБ средних пулемета (всего 1250 патронов)) (опция) |
Двигатель | 6-цилиндровый ГАЗ-40 80 л.с. (60 кВт) при 3400 об/мин |
Мощность/вес | 15,1 л.с./тонну (11,3 кВт/тонну) |
Приостановка | Колесо 4x4, листовая рессора |
Дорожный просвет | 400 мм |
Запас топлива | 122 л |
Оперативный диапазон | 430 км (дорога) 385 км (по пересеченной местности) |
Максимальная скорость | 80 км/ч |
БТР -40 (БТР, от Bronetransportër, или Bronetransporter , буквально «бронированный транспортёр». † ) — советский с открытым верхом колёсный бронетранспортёр и разведывательная машина . [ 3 ] ее часто называют Сороковкой . На советской службе [ 4 ] В конечном итоге в роли БТР его заменил БТР-152 , а в роли разведывательной машины - БРДМ-1 .
История развития
[ редактировать ]Разработка БТР-40 началась в начале 1947 года в конструкторском бюро Горьковского автомобильного завода под руководством В.А. Дедкова. Концепция являлась преемником бронеавтомобиля БА-64 Б, снятого с производства в 1946 году. В состав конструкторской группы также входили Л. В. Костыкин и П. И. Музюкин. Два прототипа, получившие обозначение БТР-141, были построены в 1947 году. Первый был вооружен двумя спаренными 14,5-мм крупнокалиберными пулеметами КПВТ на поворотной установке, защищенной броневыми листами спереди и по бокам. Второй не имел постоянного вооружения. Ни один из них не был принят на службу. В 1950 году были изготовлены два новых прототипа. У них была другая форма брони, включая вертикальную заднюю броню. И снова один прототип не имел стационарного вооружения, а второй был вооружен двумя спаренными крупнокалиберными пулеметами КПВТ калибра 14,5 мм. Они были приняты на вооружение как БТР-40 и БТР-40А соответственно. [ нужна ссылка ]
Недостатки машины, такие как плохая проходимость и проблемы с преодолением водных преград, вынудили конструкторский коллектив создать в конце 1954 года планировавшийся амфибийный вариант БТР-40. Он получил обозначение БТР-40П (буква «П» означает плавающий – «плавающий»). В процессе проектирования машина отошла от концепции БТР и стала бронированным разведывательным автомобилем-амфибией. Он получил новое обозначение БРДМ .
Описание
[ редактировать ]Обзор
[ редактировать ]Конструкция БТР-40 была основана на полноприводном грузовике ГАЗ-63 , запущенном в производство в 1946 году, с использованием его шасси и большинства других внутренних механических компонентов, а шестицилиндровый двигатель был основан на конструкции ГАЗ-12 ЗИМ. единица. В конструкции использовался самонесущий кузов, что было новой особенностью советских автомобилей. Корпус имеет две боковые двери для командира и водителя и заднюю дверь. Машина способна перевозить до восьми полностью экипированных солдат или 1 тонну груза.
Защита
[ редактировать ]Броня БТР-40 имеет толщину от 6 до 8 мм, что обеспечивает ему защиту от огня стрелкового оружия и осколков снарядов того времени, но не защищает от осколков современной артиллерии и огня пулеметов 50-го калибра. Шины БТР-40 не защищены броней. Они особенно уязвимы для проколов от огня всех видов. Машина не имеет крыши и обычно покрыта брезентом для защиты экипажа, перевозимого груза или личного состава от дождя и снега. Однако из-за этого на нем невозможно установить ни один из пулеметов СГМБ.
Вооружение
[ редактировать ]Вариант БТР не имеет постоянного вооружения, но имеет шкворневые установки для трех СГМБ средних пулеметов калибра 7,62 мм: один в передней части десантного отделения и два других по бокам. Машина также имеет два огневых порта с обеих сторон корпуса, которые позволяют до четырех солдат использовать свое оружие, находясь под защитой брони БТР.
Маневренность
[ редактировать ]Как и грузовик ГАЗ-63, на базе которого он создан, БТР-40 имеет полный привод. Шасси, однако, короче по сравнению с ГАЗ-63. Единственное, что отличает шасси БТР-40 от шасси ГАЗ-63, — это дополнительные амортизаторы. БТР-40 также имеет более мощный двигатель. Угол поворота составляет 7,5 м.
Оборудование
[ редактировать ]Машина оснащена приемно-вещательной радиостанцией 10РТ-12 с радиусом действия 20–25 км и передней лебедкой, максимальной грузоподъемностью 4,5 тонны и 70 м кабеля. У него нет защиты от ядерного, биологического и химического (NBC) оружия. У него также нет приборов ночного видения.
История обслуживания
[ редактировать ]Советский Союз
[ редактировать ]БТР-40 выпускался на Горьковском автомобильном заводе с 1950 по 1960 годы. Впервые публично был показан на военном параде в Москве в 1950 году. В Красную Армию поступил в 1950 году и использовался на БТР-40. , разведка и командный пункт. После нескольких лет службы [ 5 ] стало очевидно, что оно не соответствует современному полю боя. На смену ему пришел БТР-152 .
Дипломатическая служба
[ редактировать ]БТР-40 начал поступать на вооружение двух других членов Варшавского договора в конце 1949 года, а именно Восточной Германии и Польши, где он использовался в качестве стандартного БТР, пока более совершенные машины, такие как БТР-152 не появились . Последние БТР-40 были выведены из стран Варшавского договора в начале 1970-х годов. Автомобиль также продавался во многие арабские и африканские страны в конце 1950-х - начале 1960-х годов.
Китайская Народная Республика (КНР) разработала копию БТР-40 под названием Тип 55. Неизвестно, сколько таких машин поступило на вооружение НОАК . Машина также была экспортирована в Северную Корею, вероятно, в рамках программы военной помощи во время Корейской войны , где она впервые участвовала в боевых действиях. Позже он использовался армией Северного Вьетнама во время войны во Вьетнаме . [ 6 ]
БТР-40 также участвовал в боевых действиях во время гражданской войны в Северном Йемене, во время которой по крайней мере один из них был захвачен у египтян партизанами-роялистами.
Список конфликтов
[ редактировать ]- 1956 – Венгерская революция 1956 года (Советский Союз).
- 1955–1975 – Вьетнамская война (Вьетнам).
- 1961–1962 – Операция Трикора (Индонезия). [ 7 ]
- 1962–1970 – Гражданская война в Северном Йемене (Египет).
- 1966–1991 – Пограничная война в Южной Африке (Ангола, Куба)
- 1967 – Шестидневная война (Египет, Сирия)
- 1968 – Советское вторжение в Чехословакию (Советский Союз).
- 1969 – Советско-китайский пограничный конфликт (Советский Союз).
- 1970–1975 Гражданская война в Камбодже (Камбоджа)
- 1973 – Война Судного дня (Египет, Сирия)
- 1974–1991 - Гражданская война в Эфиопии.
- 1961–1991 - Эритрейская война за независимость.
- 1975–1990 – Гражданская война в Ливане .
- 1975–1991 - Война в Западной Сахаре (ПОЛИСАРИО)
- 1975–2002 – Гражданская война в Анголе (Ангола).
- 1977–1978 - Огаденская война (Сомали).
- 1978–1987 - Чадско-ливийский конфликт.
- 1979–1988 – Советско-афганская война (Советский Союз, Афганистан).
- 1980–1988 гг. – Ирано-иракская война (Иран).
- 1982–1982 гг. Эфиопско-сомалийская пограничная война.
- 2003–2005 – Повстанческое движение в Ачехе (Индонезия). [ 8 ]
Варианты
[ редактировать ]Советский Союз
[ редактировать ]- БТР-141 (1947 г.) - оригинальный прототип с граненой задней частью корпуса имел два варианта. Первый был вооружен спаренными крупнокалиберными пулеметами ЗПТУ-2 калибра 14,5 мм КПВ, размещенными на поворотной платформе с броневой защитой спереди и по бокам. Вторая версия не имела постоянного вооружения и впоследствии стала БТР-40.
- БТР-40 (1950 г.) – оригинальная серийная модель.
- БТР-40А (1950 г.) - БТР-40, переделанный в ЗСУ, вооруженный спаренной 14,5-мм спаренной зенитной пушкой ЗПТУ-2 (2400 снарядов) в башне, позже также использовавшейся в БТР-152 А, с ручным управлением одним солдат. Башня размещается внутри десантного отделения. Он может совершать полный поворот, а его орудия могут подниматься на угол от -5 до +80 градусов. Этот вариант не имеет огневых окон в бортах корпуса.
- БТР-40В (1956 г.) - БТР-40 с внешней системой регулирования давления в шинах.
- БТР-40Б (1957 г.) — БТР-40В с броневой крышей с четырьмя люками. Автомобиль оснащен системой фильтрации/вентиляции, системой защиты от ядерного оружия и центральной системой регулирования давления в шинах. Он также имеет цапфовую установку для крупнокалиберного пулемета калибра 12,7 или 14,5 мм, хотя стандартный вариант БТР-40Б не имел фиксированного вооружения. Он был разработан для использования в качестве разведывательной машины. Экипаж сокращен с 2+8 пассажиров до 2+6.
- БТР-40Х – машина РХБ-разведки.
- БТР-40ЖД (1959 г.) - БТР-40 с небольшими рельсовыми колесами, установленными спереди и сзади машины на специальных опорах.
- БРДМ-1 - бронеавтомобиль, в котором использован ряд компонентов БТР-40. Первоначально планировалось, что это будет амфибийный вариант БТР-40, поэтому он получил обозначение БТР-40П .
- БТР-40 (1950 г.) – оригинальная серийная модель.
Китайская Народная Республика
[ редактировать ]Куба
[ редактировать ]- БТР-40А-АА — кубинская машина ПВО. В нем использовано шасси и бронированная передняя часть БТР-40, но десантное отделение было удалено в пользу квадратной платформы с опускающимися бортами и кормой, на которой размещаются спаренные крупнокалиберные пулеметы ЗПТУ-2 калибра 14,5 мм КПВ.
- БТР-40А-ПБ - кубинский БТР-40, вооруженный пусковой установкой противотанковых управляемых ракет (ПТУР). В движении пусковая установка спрятана в надстройке, поэтому издалека машину трудно отличить от обычного БТР-40. Надстройка также обеспечивает пусковую установку броневой защитой. В положении крыша надстройки открывается вбок и пусковая установка приподнимается.
- Джабабли - кубинский БТР-40, оснащенный пусковой установкой ПТУР 3М11 Фаланга (AT-2 Swatter) на пусковой платформе в урезанной надстройке. Было построено лишь ограниченное количество. НАТО присвоило ему обозначение M1975/4 .
Восточная Германия
[ редактировать ]- SPW-40 - восточногерманское обозначение БТР-40.
- SPW-40A - восточногерманское обозначение БТР-40А.
- SPW-40Ch - восточногерманское обозначение БТР-40Х.
- SPW-40 переоборудован в истребитель танков, вооруженный подъемной пусковой установкой ПТУР , способной стрелять шестью ПТУР 9М14 «Малютка» с бронекрышой над ней в урезанном десантном отделении. Этот вариант не имеет огневых окон в бортах корпуса. [ 11 ]
Индонезия
[ редактировать ]- БТР-40 переоборудован в бронеавтомобиль, вооруженный средним пулеметом в башне кубической формы на вершине надстройки внутри десантного отделения. Он также имеет четыре дымовых гранатомета с обеих сторон корпуса.
- БТР-40 переоборудован в бронеавтомобиль, вооруженный 40-мм пушкой в угловой башне на верху надстройки внутри десантного отделения, а также имеет по четыре дымовых гранатомета по обеим сторонам корпуса. На левом борту корпуса имеется прожектор. Предназначен для огневой поддержки.
Израиль
[ редактировать ]- БТР-40 оснащен шкворневыми установками для 7,62-мм ручных пулеметов США M1919A4 , одна в носовой части десантного отделения и две по бокам, а также большое количество держателей для оборудования на корпусе.
- БТР-40 с ТЦМ-20 . зенитной башней
Операторы
[ редактировать ]Текущие операторы
[ редактировать ]- Бурунди : 20 [ 12 ]
- Гвинея : 16 [ 9 ]
- Гвинея-Бисау : 15 [ 9 ]
- Индонезия : 100; [ 9 ] 85 в рабочем состоянии. [ 8 ]
- Лаос : 10 [ 9 ]
- Северная Корея : 450 [ 9 ]
- Танзания : вариант Тип 55 . [ 3 ] [ 13 ]
- Вьетнам : 100 [ 9 ]
- Йемен [ 3 ] [ 14 ]
Бывшие операторы
[ редактировать ]- Албания : 200( [1] )
- Ангола : 32 [ 9 ]
- Ботсвана : 3 [ 15 ]
- Афганистан : 100 [ 9 ]
- Алжир : 100 [ 9 ]
- Народная Республика Болгария : 150 [ 9 ]
- Китайская Народная Республика : нелицензионный вариант Type 55 ; [ 9 ] вышел на пенсию в 1990-х годах. [ 10 ]
- Народная Республика Конго : 20; Вариант Тип 55 . [ 13 ]
- Восточная Германия : 300 [ 9 ]
- Венгерская Народная Республика : 200 [ 9 ]
- Израиль : Используется Пограничной полицией Израиля . [ 16 ]
- Монгольская Народная Республика : 200 [ 9 ]
- Мозамбик [ 17 ]
- Польская Народная Республика : 400 [ 9 ]
- Сомали : 60 [ 9 ]
- Советский Союз [ 3 ]
- Уганда : 60 [ 9 ]
- Северный Йемен : 70 [ 9 ]
- Южный Йемен : 60 [ 9 ]
- Югославия : 40 [ 9 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эфрат, Моше (1983). «Экономика поставок советского оружия в страны третьего мира. Пример: Египет» . Советские исследования . 35 (4): 437–456. дои : 10.1080/09668138308411496 . ISSN 0038-5859 . JSTOR 151253 .
- ^ Джейнс Доспехи и артиллерия 2005–2006 гг .
- ^ Jump up to: а б с д Кристофер Ф. Фосс (16 мая 2000 г.). Руководство Джейн по распознаванию танков и боевых машин (изд. 2000 г.). Издательство Харпер Коллинз. п. 290 . ISBN 978-0-00-472452-2 .
- ^ Там же.
- ^ Танки и боевые бронированные машины: визуальная энциклопедия . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Chartwell Books. 2012. с. 244. ИСБН 9780785829263 . OCLC 785874088 .
- ^ "Северовьетнамские доспехи"
- ^ «Сегодняшняя история: знакомство с БТР-40, БТР Ранпур, наследием возрожденной операции Трикора» . 11 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «БТР-40: танк, который почти становится железным металлоломом» . ИндоМилитари . Архивировано из оригинала 24 декабря 2014 года . Проверено 24 декабря 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в «Торговые реестры» . Проверено 24 декабря 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Джон Пайк. «Народно-освободительная армия» . Проверено 24 декабря 2014 г.
- ^ Бронетранспортер БТР-40. «Восточногерманская экспериментальная установка SPW-40 ПТУР «Малютка» . Проверено 15 мая 2021 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Военный баланс 2021 , с. 453.
- ^ Jump up to: а б Военный колледж армии США (август 1993 г.). Проблема распространения оружия в Китае: политика США в 1990-е годы (PDF) . Институт стратегических исследований (Отчет). Архивировано (PDF) из оригинала 1 декабря 2022 года.
- ^ «Йемен» (PDF) . Тель-Авив: Институт исследований национальной безопасности. 6 октября 2013 г. Архивировано из оригинала (PDF) 26 июля 2017 г. . Проверено 26 июля 2017 г.
- ^ «Справочник по основным иностранным системам вооружения, экспортированным в страны третьего мира: 1981-86 годы» (PDF) . Лэнгли: Центральное разведывательное управление . Ноябрь 1987 г. Архивировано из оригинала (PDF) 23 января 2017 г. . Проверено 20 июня 2017 г.
- ^ Кордесман, Энтони (октябрь 2016 г.). После бури: изменение военного баланса на Ближнем Востоке . Лондон: Издательство Блумсбери. п. 241. ИСБН 978-1-4742-9256-6 .
- ^ Киган, Джон (1983). Мировые армии (второе изд.). Бейзингсток: Пэлгрейв-Макмиллан. п. 408. ИСБН 978-0333340790 .
- Международный институт стратегических исследований (февраль 2021 г.). Военный баланс 2021 . Том. 121. Рутледж. ISBN 9781032012278 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- БТР-40 фото и форум
- globalsecurity.org
- (на русском языке) Описание и фотогалерея на сайтеarmoured.vif2.ru.
- (на русском языке) Описание и фотогалерея на сайте legion.wplus.net.
- Веб-сайт и изображения
- Бронетранспортеры Советского Союза
- Бронетранспортеры холодной войны
- Боевые бронированные машины Советского Союза времен Холодной войны.
- Военная техника Группы ГАЗ
- Колесные разведывательные машины
- Военная техника, представленная в 1950-х годах.
- Разведывательные машины времен Холодной войны
- Колесные бронетранспортеры
- Автомобильно-железнодорожный транспорт