Союз EE-11
Союз EE-11 | |
---|---|
![]() EE-11 Urutu бразильской армии в | |
Тип | амфибия Колесный бронетранспортер- |
Место происхождения | Бразилия |
История обслуживания | |
Используется | См . Операторы |
Войны | Чадско-ливийский конфликт Ирано-иракская война Война в Персидском заливе Колумбийский конфликт Гражданская война в Ливии (2011) Гражданская война в Ираке (2014–2017 гг.) 2024 Эквадорский конфликт |
История производства | |
Дизайнер | Хосе Луис Уитакер Рибейро [ 1 ] |
Разработанный | 1970 [ 2 ] |
Производитель | Добавлять [ 2 ] |
Стоимость единицы | США 149 100 долларов (новый) [ 3 ] |
Произведено | 1974–1990 [ 2 ] |
№ построено | 1,719 [ 3 ] |
Варианты | См . варианты |
Технические характеристики | |
Масса | 14 тонн (15 коротких тонн ; 14 длинных тонн ) [ 4 ] |
Длина | 6,1 м (20 футов 0 дюймов) [ 4 ] |
Ширина | 2,85 м (9 футов 4 дюйма) [ 4 ] |
Высота | 2,12 м (6 футов 11 дюймов) (корпус) [ 4 ] |
Экипаж | 2 (водитель, наводчик) + 11 пассажиров [ 2 ] |
Основной вооружение | 12,7-мм М2 «Браунинг» (1000 патронов в походном состоянии) пулемет [ 2 ] |
Двигатель | Detroit Diesel 6V-53T 6-цилиндровый дизель с водяным охлаждением [ 2 ] 212 л.с. (158 кВт) [ 5 ] |
Мощность/вес | 18,6 л.с./тонну (13,8 кВт/тонну) [ 4 ] |
Передача инфекции | Аллисон МТ-643 Автомат; 4 передние и 1 задняя передача [ 4 ] |
Приостановка | Независимая подвеска с телескопическими амортизаторами двойного действия (спереди). [ 4 ] Двухосный бумеранг с шагающими балками (задний) [ 4 ] |
Дорожный просвет | 0,38 м (1 фут 3 дюйма) [ 2 ] |
Запас топлива | 380 литров [ 5 ] |
Оперативный диапазон | 850 км [ 2 ] |
Максимальная скорость | 90 км/ч (55 миль/ч), [ 5 ] 8 км/ч (вода) |
EE -11 Urutu — бразильский бронетранспортёр- амфибия . Он был основан на компонентах трансмиссии и шасси броневика EE-9 Cascavel и первоначально возник как часть проекта по разработке амфибийного десантного аналога этой машины для бразильской армии и морской пехоты (CFN). [ 3 ] Первые предсерийные образцы поступили на вооружение CFN в 1973 году. [ 3 ] а серийное производство началось в следующем году. [ 2 ] В то время как CFN отказалась принять на вооружение EE-11 Urutu в больших количествах, бразильская армия оказалась более открытой и закупила 223 экземпляра; [ 6 ] они поступили на вооружение в 1975 году. [ 2 ]
Urutu был первым полностью амфибийным бронированным автомобилем, разработанным в Бразилии: он может двигаться по воде со скоростью 8 км/ч с помощью сдвоенных гребных винтов. [ 5 ] Urutus оказался чрезвычайно популярен на Ближнем Востоке , особенно в Ливии и Ираке , которые закупили большое количество броневиков Cascavel для пополнения своих парков. [ 1 ] Ирак развернул свой Urutus во время ирано-иракской войны , которая, по сути, стала испытательным полигоном для этого типа машины. [ 7 ] Позже был разработан ряд специализированных вариантов для целей внутренней безопасности , эвакуации транспортных средств, противовоздушной обороны, грузовых перевозок и медицинской эвакуации. [ 2 ] Один гибридный вариант был модифицирован для установки той же 90-мм башенной пушки, что и его аналог Cascavel; он безуспешно продавался армии США под названием Uruvel . [ 3 ] Когда-то уруту обслуживали более тридцати национальных армий и сил безопасности по всему миру. [ 3 ]
История развития
[ редактировать ]В начале 1960-х годов оборонная промышленность Бразилии была незначительной и ограничивалась в основном производством стрелкового оружия или ремонтом устаревшей военной техники США. [ 8 ] Между 1964 и 1967 годами бразильское правительство запустило программу по оживлению военной промышленности в ответ на растущее нежелание США передавать современные оборонные технологии, которые в противном случае были бы необходимы для их собственных военных усилий во Вьетнаме . [ 8 ] Это послужило толчком к тому, чтобы ряд бразильских машиностроительных фирм приступил к разработке нового оружия для внутренних целей, а именно Engenheiros Especializados SA (Engesa). [ 8 ] В 1967 году начались проектные работы над новым колесным бронеавтомобилем, который заменит устаревший M8 Greyhound , находившийся тогда на вооружении разведывательных подразделений бразильской армии. [ 9 ] Это эволюционировало в EE-9 Cascavel , который был основан на модернизированном Greyhound с новым двигателем и подвеской. [ 9 ] Президент Engesa Хосе Луис Уитакер Рибейро разработал окончательные планы проектирования Cascavel и параллельного проекта, известного как Carro Transporte de Tropas Anfíbio (CTTA), который должен был представлять собой вариант амфибии для перевозки десанта, установленный на аналогичном шасси. [ 9 ] Первый прототип был построен в 1970 году. [ 2 ] В конце 1973 года ВМС Бразилии приняли CTTA для предварительных испытаний в Корпусе морской пехоты. [ 3 ] Позже первый отказался закупать этот тип автомобилей в больших количествах и заказал только 6. [ 6 ] Представители бразильской армии были более откровенны и заказали 217 машин. [ 6 ] Массовое производство CTTA началось в 1974 году. [ 2 ] Автомобили собирались на новом, специально построенном заводе, построенном Engesa в Сан-Жозе-дус-Кампус . [ 10 ] Первые CTTA поступили на вооружение бразильской армии в следующем году как EE-11 Urutu . [ 5 ]
Urutu получил большую выгоду от первоначального успеха экспорта EE-9 Cascavel: ряд национальных армий заказали оба типа машин для упрощения логистики. [ 8 ] Чили приобрела 37 самолетов в 1975 году в дополнение к уже существовавшему флоту Cascavel; за этим последовали аналогичные приказы из Ливии и Ирака. [ 11 ] К концу 1980-х годов и Ливия, и Ирак могли закупить сотни Urutus каждая. [ 8 ] некоторые из них были реэкспортированы в другие штаты и региональные боевые движения. [ 3 ]
В 1980 году армия США выдвинула требование о новой колесной бронетехнике для предлагаемых новых мобильных сил развертывания, способных использовать переносную огневую мощь в случае кризиса на Ближнем Востоке или в Азии. [ 7 ] В ответ Энгеса предложила Уруту с большой башней и той же 90-мм пушкой, что и его аналог Каскавел; этот гибридный автомобиль был известен как Uruvel . [ 3 ] По крайней мере, один модифицированный Urutu был доставлен в США для испытаний. [ 7 ] Если бы армия США приняла на вооружение Uruvel, немногим более половины производства машины было бы осуществлено в США корпорацией FMC . [ 3 ] В ожидании успешного предложения FMC даже приобрела у Engesa лицензии на производство Urutu и Cascavel, а также сопутствующих деталей. [ 8 ] Программа была отложена в конце 1980-х годов, и Uruvel не был принят на вооружение ни одной страной, за исключением Туниса , который заказал 12 самолетов. [ 11 ]
В начале 1990-х годов компания Engesa пережила финансовый кризис, который вынудил ее приостановить все свои производственные линии. [ 3 ] К 1993 году фирма объявила о банкротстве, и производство Urutu было официально прекращено. [ 3 ]
История обслуживания
[ редактировать ]
Финансовые соображения и предполагаемая ненадежность США как внешнего поставщика военной техники послужили толчком к успеху программы Уруту в бразильской армии. [ 12 ] Энгеса установила тесные рабочие отношения с армейскими чиновниками, а личные связи между этой фирмой и последними сыграли важную роль в заключении первоначального контракта на новый бронетранспортер. [ 12 ] Urutu также получил положительную оценку, поскольку армия нуждалась в легких колесных машинах, способных действовать на огромных расстояниях без логистических соображений, которые тогда были необходимы для более тяжелых или гусеничных машин. [ 10 ] В 1972 году бразильская армия и бразильский корпус морской пехоты официально выразили интерес к Urutu, и к концу 1973 года первые предсерийные машины прошли испытания. [ 10 ] Urutus, испытанный бразильскими морскими пехотинцами, был оснащен дифферентными лопатками, закрытыми гребными винтами, двойными рулями направления и четырьмя воздухозаборниками для передвижения в открытом море. [ 10 ] Заказано было всего 6 штук. [ 9 ] Бразильская армия выполнила оставшуюся часть первоначального заказа Engesa, закупив более 200 Urutus. [ 9 ] Urutus были приняты на вооружение пехотных войск поддержки в составе бронекавалерийских взводов и почти всегда использовались совместно с броневиками Cascavel. [ 10 ] Эта практика была упрощена за счет общего логистического поезда транспортных средств и взаимозаменяемости автомобильных запчастей. [ 10 ] Urutu оставался на передовой службе бразильской армии почти сорок лет, после чего его базовая технология сильно устарела, несмотря на постоянные модернизации; с 2014 года его заменил VBTP-MR Guarani . [ 13 ]
Энгеса смогла широко экспортировать Урутус на три континента. [ 11 ] Прочность машин, а также их технологические простота и простота в обслуживании сделали их привлекательными закупками для ряда армий Южной Америки, Ближнего Востока и Африки. [ 12 ] Более того, Engesa финансово зависела от перспектив успешного экспорта; несмотря на крупные заказы на Cascavels и Urutus, размещенные бразильской армией, в противном случае она не смогла бы поддерживать производство. [ 14 ] Внутренний рынок был просто недостаточен для поддержки промышленности бронетехники, поэтому экспортные заказы воспринимались как помощь в достижении экономии за счет масштаба, необходимой для того, чтобы сделать деятельность Engesa жизнеспособной. [ 15 ] В 1973 году компания Engesa безуспешно подала заявку на получение контракта на разработку новой колесной боевой машины пехоты для южноафриканской армии . [ 16 ] Южная Африка была первой иностранной державой, проявившей явный интерес к Уруту и даже опробовавшей модель, оптимизированную для условий Южной Африки, под названием Влакварк . [ 16 ] Engesa проиграла тендер немецкой фирме, которая произвела прототип того, что позже стало Racel . [ 16 ] Следующая попытка вывести Urutu на международный рынок состоялась в Чили и оказалась более успешной. [ 14 ] Из-за политической изоляции чилийского военного режима компания Engesa обнаружила, что у нее мало конкурентов в продаже бронетехники вооруженным силам этой страны. [ 14 ] Чили любезно разместила заказ на 37 Urutus в 1975 году. [ 11 ] Важность, с которой Engesa отнеслась к этому заказу, была подчеркнута тем, что она отдала приоритет чилийским закупкам производства, при этом внутренние заказы для бразильской армии были временно отодвинуты на второй план. [ 14 ] В 1976 году в Чили было поставлено больше Cascavels и Urutus, чем находилось на вооружении всех вооруженных сил Бразилии на тот момент. [ 14 ] Чили вывела из эксплуатации свои Urutus в 2002 году и продала весь свой флот израильскому оборонному подрядчику для реэкспорта. [ 17 ]
Наибольший успех Engesa на экспортном рынке пришелся на 1970-е годы из Ливии, которая заказала 200 Cascavels в рамках сделки по поставкам оружия на сумму 100 миллионов долларов. [ 15 ] Боевой дебют Cascavel во время ливийско-египетской войны 1977 года вызвал международный интерес к бронетехнике Engesa, особенно на Ближнем Востоке, и ряд арабских государств, таких как Ирак, в том же году направили военные миссии в Бразилию для их оценки. [ 15 ] Впоследствии иракская армия разместила заказ на 100 Urutus. [ 11 ] В 1981 году Ливия заказала еще несколько Cascavels и 180 Urutus. [ 11 ] Со временем эти две страны стали крупнейшими операторами этого типа транспортных средств, каждая из которых имеет на вооружении сотни Urutus. [ 8 ]
Ливия широко развернула свои Урутус во время чадско-ливийского конфликта , чаще всего во время механизированных операций в поддержку повстанцев Фронта национального освобождения Чада (ФРОЛИНАТ). [ 18 ] Чтобы преуменьшить масштабы явного участия Ливии, Urutus обычно размещались возле постов ФРОЛИНАТ и представлялись прессе как машины ФРОЛИНАТ. [ 18 ] До гражданской войны в Ливии 2011 года в ливийской армии на вооружении оставалось 100 Urutus, хотя неясно, сколько из них находилось в резерве или в рабочем состоянии. [ 19 ] Некоторые из них, очевидно, были восстановлены в эксплуатации ливийскими ополченцами во время гражданской войны и оснащены реактивными системами залпового огня БМ-11 . [ 20 ]
Уруту использовался обеими сторонами во время ирано-иракской войны . [ 21 ] Во время этого конфликта большая часть иракских уруту была приписана к отдельным бригадам Республиканской гвардии . [ 22 ] Неясно, откуда Иран получил свой флот Уруту; хотя большинство из них, по-видимому, было захвачено в Ираке, французский историк Пьер Разу утверждал, что по крайней мере часть иранских уруту была приобретена непосредственно через Бразилию. [ 23 ] Другая возможность заключается в том, что Urutus были переданы Ирану третьей стороной. [ 3 ] Никаких ограничительных условий не было наложено на перепродажу или передачу продукции Engesa, купленной Ливией, что позволило этой стране реэкспортировать Cascavels и Urutus по своему усмотрению. [ 12 ] Сообщается, что до 1987 года Ливия экспортировала в Иран 130 неопознанных бронемашин бразильского производства. [ 24 ]
Описание
[ редактировать ]Базовая компоновка всех вариантов Urutu одинакова: отделение управления расположено в передней левой части корпуса, моторное отделение - спереди справа, а десантное отделение - непосредственно в корме. [ 2 ] Водитель имеет люк и три водительских перископа в остро наклоненном лобовом стекле машины. [ 3 ] Пассажиры могут высаживаться через двери по обе стороны корпуса или сзади; [ 2 ] им также предоставлены четыре аварийных люка в крыше корпуса. [ 3 ] Десантное отделение в стандартной комплектации оснащено обзорными блоками и огневыми портами, позволяющими пассажирам ориентироваться в ситуации во время посадки. [ 3 ] Корпус Уруту состоит из двух отдельных слоев сваренной баллистической стали, способной противостоять огню стрелкового оружия в упор, включая калибра 7,62 × 39 мм . бронебойные боеприпасы [ 3 ]
Urutu в стандартной комплектации оснащался 12,7-мм Browning M2 . крупнокалиберным пулеметом [ 2 ] Управление пулеметом осуществляет наводчик, сидящий непосредственно за водителем в левой части корпуса. [ 3 ] Во всех моделях позднего выпуска место наводчика также оснащено дневными/ночными прицелами с пятикратным увеличением и стадиаметрическим дальномером. [ 3 ] Некоторые из наиболее распространенных вариантов Уруту заменили крупнокалиберный пулемет Браунинг однобашенным или цапфовым 7,62-мм пулеметом общего назначения. [ 2 ] В зависимости от размеров подбашенного кольца также можно было установить более тяжелые башни с минометами или пушками низкого давления для огневой поддержки прямой наводкой. [ 3 ]
Трансмиссия состоит из автоматической коробки передач Allison MT-643 с пятью передаточными числами переднего хода и одним передаточным числом заднего хода. [ 3 ] Ранняя бразильская армия Urutus использовала либо коробку передач Clark с ручным управлением с той же схемой передач, либо механическую коробку передач Mercedes-Benz 63/40. [ 3 ] Urutu имеет независимую подвеску на двойных поперечных рычагах для передних колес, но две задние оси оснащены уникальной подвеской с шагающей балкой типа бумеранга с полуэллиптическими рессорами. [ 3 ]
Внешний
[ редактировать ]Урут имел очень отчетливый корпус с остроугольным гласисом; передняя часть корпуса наклонена назад, прямо перед задними колесами, под углом 60°. [ 2 ] Борта корпуса вертикальны до середины линии крыши, после чего слегка наклонены внутрь. [ 2 ] Двери корпуса видны в задней части первой колесной станции по обе стороны от машины, хотя в последней серийной партии Urutus, произведенной Engesa, дверь справа была удалена, чтобы создать более просторный моторный отсек. [ 2 ]
Варианты
[ редактировать ]Марки производства
[ редактировать ]- Urutu Mk I : первая серийная модель, поступившая на вооружение бразильской армии в 1975 году. Оснащена двигателем Mercedes-Benz мощностью 174 л.с. (130 кВт) и механической коробкой передач Clark. [ 3 ] [ 5 ] В этом варианте также отсутствовали гребные винты; Водное движение осуществлялось с помощью колес. [ 3 ]
- Urutu Mk II : вторая серийная модель, которая заменила коробку передач Clark на коробку передач Mercedes-Benz 63/40, но в остальном была идентична первой марке. [ 3 ]
- Urutu Mk III : третья и, безусловно, самая распространенная серийная модель, оснащенная автоматической коробкой передач Allison MT-643 и Detroit Diesel 6V-53T. 6-цилиндровым дизельным двигателем с водяным охлаждением [ 3 ]
- Urutu Mk IV : последняя серийная модель, представленная Engesa, которая предлагала двигатель Mercedes-Benz OM 352 мощностью 190 л.с. (142 кВт) и автоматическую коробку передач Allison AT-540. [ 5 ] [ 3 ] Другие возможные варианты включали различные комбинации двигателя Mercedes и коробки передач Allison. [ 3 ]
Другие варианты
[ редактировать ]
Engesa выпустила множество вариантов, вносивших модификации в базовые серийные модели; из них Урувел является наиболее известным, но остальные практически не имели названий и часто обозначались в соответствии с их предполагаемой ролью. [ 5 ]
- Uruvel : Также известная как бронированная машина огневой поддержки Urutu , Uruvel была разработана для программы армии США в 1980-х годах, направленной на создание многоцелевой переносной колесной бронированной машины, способной при необходимости оказывать прямую огневую поддержку. [ 3 ] Это был базовый вариант Urutu, модифицированный большим кольцом башни для установки 90-мм пушки Cockerill Mk.III и башни EC-90 от EE-9 Cascavel. [ 3 ] Uruvel был впервые публично представлен в 1985 году; Помимо водителя и двухместного расчета в башне, он мог вместить четырех пехотинцев. [ 3 ]
- Минометоносец EE-11 : Уруту, модифицированный 81-мм минометом в десантном отделении; Стрельба из миномета ведется через люк в крыше корпуса. [ 3 ] Миномет мог подниматься от +40° до +80° и был рассчитан на быструю разборку при необходимости. Для самообороны на крыше корпуса установлен универсальный пулемет калибра 7,62 мм. [ 3 ]
- Машина скорой помощи EE-11 : Уруту оснащен четырьмя носилками, морозильной камерой и медицинским оборудованием, а также приподнятой линией крыши, а десантное отделение перепроектировано для перевозки раненых. [ 3 ]
- EE-11 Riot Control : безбашенный Уруту, оснащенный бульдозерным отвалом для расчистки уличных баррикад. [ 4 ]
- Восстановление EE-11 : Urutu модифицирован гидравлическим краном и буксирной лебедкой, портативным генератором и увеличенным внутренним отсеком для размещения электроинструментов и сварочного оборудования. [ 3 ]
- EE-11 Anti-Tank : Urutu оснащен одноместной башней, вмещающей 25-мм автоматическую пушку, способную стрелять 600 выстрелов в минуту, и банком для TOW . противотанковых управляемых ракет [ 25 ] Этот вариант был разработан для Объединенных Арабских Эмиратов ; [ 25 ] При необходимости он также мог быть оснащен MILAN . противотанковыми управляемыми ракетами [ 3 ]
- Грузовой транспортер EE-11 : Urutu спроектирован как универсальный транспортер для перевозки или буксировки тяжелых грузов. Этот вариант имел внутреннюю грузоподъемность до 2000 кг. [ 3 ]
- EE-11 Command and Control : Уруту модифицирован для установки дополнительного радиооборудования. [ 3 ]
- EE-11 ПВО : Уруту несет спаренную 20-мм автоматическую пушку в башне Electronique Serge Dassault TA20/RA20 французской разработки. [ 3 ]
Существовали также прототипы Urutu, модифицированные для установки турелей, вооруженных спаренными универсальными пулеметами, спаренными крупнокалиберными пулеметами, минометом CM60A1 или одной 20-мм автоматической пушкой HS804. [ 3 ]
Колумбийские деривативы
[ редактировать ]В начале 1990-х годов Колумбия начала искать замену своему флоту Уруту отечественного производства. Решение о приобретении уникального колумбийского бронетранспортера было принято потому, что он экономил твердую валюту и способствовал развитию местной промышленности; После закрытия Engesa колумбийские чиновники также были обеспокоены тем, что в будущем запасные части для серии Urutu станут все более дефицитными и дорогими. [ 26 ] В 1993 году Колумбия произвела единственный прототип, получивший обозначение El Zipo , который, по сути, представлял собой упрощенный Urutu, перестроенный с использованием местных деталей и реконструированного корпуса. [ 26 ] В период с 1996 по 2003 год было построено еще три прототипа, получивших обозначение Aymara . [ 26 ] Программа была отложена после того, как колумбийская армия отказалась от Aymara в пользу Dragoon 300 в дополнение к оставшимся на вооружении Urutus. [ 26 ] По крайней мере один прототип был сохранен для учебных целей, а другой, возможно, был переоборудован в машину для обезвреживания боеприпасов. [ 26 ]
Колумбийские модификации Urutu имели ту же трансмиссию, электрическую систему и двигатель, что и базовый Urutu, но использовали четырехколесное шасси, в котором отсутствует шарнирно-сочлененная подвеска-бумеранг. [ 26 ] Их корпуса внешне были идентичны корпусу «Уруту», сохранив ту же конфигурацию люков и дверей; однако внутренние размеры были другими. [ 26 ] Например, моторное отделение Аймары располагалось в центре корпуса, а не спереди и справа, как у Уруту. [ 26 ] Все прототипы были как минимум на пять тонн тяжелее стандартного Urutu и не обладали амфибийными возможностями. [ 26 ]
Операторы
[ редактировать ]Текущие операторы
[ редактировать ]
Ангола : 24 [ 6 ]
Боливия : 12 [ 6 ]
Бразилия : 5 вариантов M2, 50 M6 находятся на вооружении в качестве машин скорой помощи/инженерных машин; в процессе замены на VBTP-MR Guarani . [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ]
Колумбия : 56 [ 6 ]
Кипр : 10 [ 11 ]
Дубай : 60 [ 11 ]
Эквадор : 32 [ 6 ]
Габон : 12 [ 30 ]
Гайана 24 [ 4 ]
Ирак : 148 [ 6 ]
Иран [ 21 ] [ 23 ] [ 32 ]
Иордания : 82 [ 6 ]
Ливия [ 11 ]
Нигерия [ 2 ]
Парагвай : 12 [ 6 ]
Сенегал [ 33 ]
Суринам : 15 [ 11 ]
Тунис : 18 [ 6 ] [ 34 ]
Уругвай : 29 [ 11 ] [ 35 ]
Венесуэла : 38 [ 6 ]
Зимбабве : 7 [ 6 ]
Бывшие операторы
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Президент Engesa об этике продаж оружия для клиентов на Ближнем Востоке» . Отчет по Латинской Америке . Федеральная служба телерадиовещания, Объединенная служба исследований публикаций: 37–45. 21 марта 1986 г. ISBN. 9780879677077 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Кристофер Ф. Фосс (16 мая 2000 г.). Руководство Джейн по распознаванию танков и боевых машин (изд. 2000 г.). Издательство Харпер Коллинз. стр. 346–347 . ISBN 978-0-00-472452-2 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к «EE-11 Уруту» . Ньютаун, Коннектикут, США: Forecast International, Incorporated. 1998. Архивировано из оригинала 14 января 2018 года . Проверено 29 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Кристофер Ф. Фосс (2001). Доспехи и артиллерия Джейн (изд. 2002 г.). Macdonald and Jane's Publishers Ltd. с. 428. ИСБН 978-0-7106-2309-6 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Чант, Кристофер (1987). Сборник вооружений и военной техники . Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 76–77. ISBN 978-0-7102-0720-3 . OCLC 14965544 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Бастос, Expedito Carlos Stephani (июнь 2006 г.). «Бразильская реальность – экспорт военной техники Engesa». Журнал ДаКультура . 6 (10): 36–41.
- ^ Jump up to: а б с Найроп, Ричард, изд. (1983). Бразилия, страновое исследование . Серия региональных справочников (Четвертое изд.). Вашингтон, округ Колумбия: Департамент армии Американского университета . п. 204. АСИН B008GXUTJ0 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Нето, Рауль де Гувеа (1991). «Как Бразилия конкурирует в глобальной оборонной промышленности» (PDF) . Обзор латиноамериканских исследований . 26 (3): 83–108. дои : 10.1017/S0023879100023943 . S2CID 252930890 . Архивировано из оригинала (PDF) 8 декабря 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Бастос, Expedito Carlos Stephani (декабрь 2004 г.). «Бразильская реальность - Развитие бронетехники на дорогах 1967–1975». Журнал ДаКультура . 4 (7): 36–45.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Джейкобсон, Майкл (май – июнь 1977 г.). «Доспехи в пустынном щите». Пехотный журнал . Форт Беннинг, Джорджия: Пехотная школа армии США: 25–27.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к «Торговые реестры» . Armstrade.sipri.org. Архивировано из оригинала 14 апреля 2010 г. Проверено 20 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д Гупта, Амит (1997). Создание арсенала: эволюция региональных силовых структур . Вестпорт: Прегер. стр. 143–145. ISBN 978-0-275-95787-2 .
- ^ «IVECO поставила первую партию бронеавтомобилей VBTP-MR Guarani бразильской армии» . Армейское признание. 16 декабря 2012 г. Архивировано из оригинала 29 сентября 2013 г. Проверено 25 сентября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Швам-Бэрд, Дэвид (1997). Идеи и вооружения: военные идеологии в создании оружейной промышленности Бразилии . Лэнхэм, Мэриленд: University Press of America, Ltd., с. 117. ИСБН 978-0-7618-0613-4 .
- ^ Jump up to: а б с Ролер, Ларри (23 октября 1987 г.). «Бразилия продает бронемашины Ливии, военные самолеты Чили» . Вашингтон Пост . Вашингтон, округ Колумбия. Архивировано из оригинала 15 января 2018 года.
- ^ Jump up to: а б с Стинкамп, Виллем; Хельмоед-Рёмер, Хайтман (сентябрь 2016 г.). Мобильность побеждает: история 61-й механизированной батальонной группы, 1978–2005 гг . Солихалл: Гелион и компания. стр. 30–33. ISBN 978-1-911096-52-8 .
- ^ Бастос, Карлос Стефани (2016). «EE-9 Cascavel и EE-11 Urutu — обновленные в Израиле» (PDF) . Жуис де Фора: Федеральный университет Жуис де Фора . Архивировано из оригинала (PDF) 15 января 2018 года . Проверено 15 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «История на обложке: Чад» . События Африки . Дар-эс-Салам Лимитед: 14–17. 1986.
- ^ Кордесман, Энтони, Вира, Варун и Арли (20 июня 2011 г.). «Ливийское восстание: неопределенная траектория» (PDF) . Вашингтон: Центр стратегических и международных исследований. Архивировано (PDF) из оригинала 5 марта 2016 года . Проверено 20 декабря 2015 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Олиманс, Йост; Митцер, Стейн (5 января 2015 г.). «Северная Корея и Ливия: дружба посредством артиллерии» . Новости НК . Сеул. Архивировано из оригинала 20 декабря 2017 года . Проверено 15 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Эллиотт, Джеффри (1987). «Бразилия» . Третий мир . Душкин Издательство: 228. ISBN. 9780879677077 .
- ^ «Ирак: крупные поставки оружия и их влияние на потенциал вооруженных сил» . Лэнгли: Центральное разведывательное управление . Февраль 1987 г. Архивировано из оригинала (PDF) 11 декабря 2017 г. . Проверено 20 мая 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Разу, Пьер (2015). Ирано-иракская война . Кембридж, Массачусетс: Belknap Press. п. 294. ИСБН 978-0-674-08863-4 .
- ^ Михаил Бржоска (июль 2006 г.). Оружие и война: эскалация, деэскалация и переговоры (изд. 1994 г.). Издательство Университета Южной Каролины. п. 151. ИСБН 978-1-4223-5296-0 .
- ^ Jump up to: а б Отчет по Латинской Америке [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Бастос, Карлос Стефани (2016). «Упрощенный Уруту, сделанный в Колумбии, Аймара 4x4 - военный транспорт» (PDF) . Жуис де Фора: Федеральный университет Жуис де Фора . Архивировано из оригинала (PDF) 15 января 2018 года . Проверено 15 января 2018 г.
- ^ «Бразилия выводит из эксплуатации 129 бронемашин EE-11 Urutu 6x6» (на испанском языке). Инфозащита. 14 сентября 2022 г.
- ^ IVECO поставляет первую партию автомобилей VBTP-MR бразильской армии. Архивировано 29 сентября 2013 г. на Wayback Machine - Armyrecognition.com, 16 декабря 2012 г.
- ^ «Армия продолжает деактивацию EE-11 Urutu» (на португальском языке). Технозащита. 10 февраля 2024 г. Проверено 11 февраля 2024 г.
- ^ Международный институт стратегических исследований (2021). Военный баланс . п. 467. ИСБН 9781032012278 .
- ^ Хамид Зибари, Абдель (29 апреля 2013 г.). «Эрбиль отправляет войска на окраину Киркука, разозлив Багдад» . Эл Монитор. Архивировано из оригинала 31 января 2017 г. Проверено 30 июня 2017 г.
- ^ «Энгеса EE-11 Уруту (Пит Гадюка)» . www.militaryfactory.com . Проверено 05 марта 2021 г.
- ^ «Сенегал демонстрирует новую военную технику» . DefenceWeb . Йоханнесбург. 11 апреля 2017. Архивировано из оригинала 15 января 2018 года . Проверено 15 января 2018 г.
- ^ Нергизян, Арам; Кордесман, Энтони (2009). Военный баланс Северной Африки: развитие сил в Магрибе . Вашингтон, округ Колумбия: Центр стратегических и международных исследований Press. стр. 44–46. ISBN 978-0-89206-552-3 .
- ^ «Палата депутатов Бразилии одобрила передачу Уругваю 21 бронемашины» . Пукара Дефенса (на испанском языке). 6 августа 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Globalsecurity.org
- Армейская версия включает Boomera Энгесы.