FV101 Скорпион
FV101 Скорпион | |
---|---|
![]() Скорпион CVR(T) ирландской армии | |
Тип | Разведывательная машина , легкий танк |
Место происхождения | Великобритания |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1973 – настоящее время |
Используется | Операторы |
Войны | Ирано-иракская война [1] Фолклендская война Попытка государственного переворота на Филиппинах 1989 года. Война в Персидском заливе Кризис в городе Замбоанга |
История производства | |
Производитель | Alvis Vehicles , Ковентри , Англия |
№ построено | в. 3000 (1500 для Великобритании, около 1500 экспортировано) [2] |
Варианты | Скорпион 90 |
Технические характеристики | |
Масса | 17 800 фунтов (8,074 тонны) |
Длина | 5,288 м (17 футов 4,2 дюйма) [3] |
Ширина | 2,134 м (7 футов 0 дюймов) [3] |
Высота | 2,102 м (6 футов 10,8 дюйма) [3] |
Экипаж | 3 [3] |
Броня | Алюминиевая броня, литая сталь и пластина 1318b. 13 мм (спереди и по бокам) [4] |
Основной вооружение | РОФ Л23А1 76-мм пушка 90-мм пушка Cockerill Mk3 M-A1 (в Скорпионе 90) [3] |
вторичный вооружение | Спаренный 7,62-мм пулемет Л43А1 [3] |
Двигатель | Cummins BTA 5,9 л (дизель) [3] 190 л.с. (140 кВт) |
Мощность/вес | 22,92 л.с. (17,3 кВт) на тонну [3] |
Передача инфекции | Самосменные шестерни TN15X [3] |
Приостановка | Торсион |
Оперативный диапазон | 756 км (470 миль) [3] |
Максимальная скорость | 72,5 км/ч (45,0 миль в час) [3] |
FV101 «Скорпион» — британская бронированная разведывательная машина и легкий танк . Это была головная машина и тип огневой поддержки в семействе боевых разведывательных машин (гусеничных) CVR(T), состоящем из семи бронемашин. Произведенный компанией Alvis , он был принят на вооружение британской армии в 1973 году и снят с вооружения в 1994 году. [5] [6] Было произведено более 3000 экземпляров, которые использовались в качестве разведывательной машины или легкого танка .
Он был занесен в Книгу рекордов Гиннеса как самый быстрый серийный танк, зафиксированный на скорости 82,23 км/ч (51,10 миль в час) на QinetiQ испытательном полигоне в Чертси , графство Суррей , 26 января 2002 года. [7]
История
[ редактировать ]Семейство боевых разведывательных (гусеничных) машин возникло в результате потребности британской армии в боевой бронированной машине, которую можно было бы быстро перебросить по воздуху в опасные точки. «Бронированная машина-разведчик» должна была нести как пушку, так и противотанковую ракету, но спроектировать переносную летательную машину в соответствии со спецификациями не удалось. Ограничения по размеру и весу привели к использованию алюминиевого сплава для корпуса и адаптированному автомобильному двигателю по мощности. Противотанковые возможности были переданы специальной машине «Страйкер», а машина, ставшая «Скорпионом», будет использовать 76-мм пушку в качестве огневой поддержки.
В 1967 году компания Alvis получила контракт на производство 30 прототипов CVR(T). Машины P1–P17, прототипы «Скорпионов», были доставлены вовремя и в рамках бюджета. [8] После обширных испытаний в жаркую и холодную погоду в Норвегии , Австралии , Абу-Даби и Канаде , Scorpion был принят британской армией в мае 1970 года с контрактом на 275 машин, который позже увеличился до 313 машин. [9] Первые серийные машины были выпущены в 1972 году, а первым британским полком, оснащенным «Скорпионом», стал « Блюз и королевская семья домашней кавалерии» в 1973 году. [9] [10]
Алвис построил более 3000 машин «Скорпион» для британской армии, полка Королевских ВВС и на экспортный рынок. Все машины CVR(T) должны были быть авиапереносными; а два «Скорпиона» можно было перевозить в самолете Lockheed C-130 Hercules . Еще одним требованием проекта CVR(T) было низкое давление на грунт , подобное давлению пешего солдата; это сослужило бы ему хорошую службу в сложных условиях Фолклендской войны .
Вооружение
[ редактировать ]Пушка Л23А1 | |
---|---|
Место происхождения | Великобритания |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1973 – настоящее время |
История производства | |
Производитель | Королевское артиллерийское вооружение |
Технические характеристики | |
Длина | 2,157 м (7 футов 0,9 дюйма) |
Калибр | 76 мм (3,0 дюйма) |
Высота | +35 градусов/-10 градусов |
Скорострельность | 6 выстрелов в минуту |
Эффективная дальность стрельбы | 2200 м (2400 ярдов) |

«Скорпион» был вооружен низкоскоростной 76-мм пушкой L23A1, которая могла стрелять осколочно-фугасными , HESH , дымовыми и канистровыми снарядами. Хранилище предусматривалось на 40 или 42 патрона. Также был установлен спаренный 7,62-мм пулемет L7 (боезапас 3000 снарядов) и два многоствольных дымовых гранатомета, по одному на каждом борту башни. [3] Основное вооружение имеет угол возвышения 35 градусов и склонения 10 градусов; Башня имеет полный поворот на 360 градусов. [11] Однако поворот приводился вручную, что позволяло экономить средства, что делало поворот башни относительно медленным и трудоёмким по сравнению с другими машинами этого типа. [12] Позднее это орудие было признано неудовлетворительным, поскольку испытания Королевских ВВС показали, что отсутствие системы дымоотвода приводило к попаданию токсичных паров в боевое отделение, ставя под угрозу здоровье экипажа. [12]
Вместо этого некоторые «Скорпионы» использовали 90-мм пушку Cockerill Mk3. Это оружие могло стрелять следующими патронами: [13]
- БПДСДС: начальная скорость 1210 м/с; масса снаряда 2,5 кг; проникновение 100 мм RHA при наклоне 60 градусов
- HE-T: начальная скорость 714 м/с; масса снаряда 5,1 кг с начинкой 1,1 кг;
- HEAT-T: начальная скорость 890 м/с; масса снаряда 4,1 кг; проникновение 250 мм RHA при наклоне 0 градусов
- ХЭШ-Т: начальная скорость 800 м/с; масса снаряда 4,5 кг с начинкой 1,2 кг.
Двигатель
[ редактировать ]Оригинальным двигателем был Jaguar J60 Mk 100b объемом 4,2 литра . бензиновый [14] который был заменен дизельным двигателем Cummins или Perkins . [3] Максимальная скорость составляла около 50 миль в час (80 км/ч), и он мог разгоняться с места до 30 миль в час (48 км/ч) за 16 секунд. Максимальная скорость на воде (с развернутым поплавковым экраном) составляла 3,6 миль в час (5,8 км/ч). [15] Ирландская инжиниринговая компания IED заменила двигатель Jaguar в Скорпионах ирландской армии на двигатель Steyr M16 TCA HD (6-цилиндровый, 145 кВт), что сделало Скорпион более мощным и надежным в критических условиях. [16] [ не удалось пройти проверку ]
Броня
[ редактировать ]FV101 был очень легкой бронетехникой, его масса составляла всего 8 тонн. Это означало, что в вопросах защиты пришлось пойти на некоторые компромиссы. Автомобиль имел 12,7 мм. [17] наклонной алюминиевой брони спереди и по бокам, [18] [19] что дает среднюю эффективную толщину 25 мм. [20]
FV101 имел круговую защиту от осколков снарядов и снарядов калибра 7,62 мм. [21] а сильно наклоненная лобовая дуга была рассчитана на устойчивость к выстрелам 14,5-мм снарядов с расстояния 200 м (660 футов). [22] [23] Первоначальное производство алюминиевой брони со временем и воздействием окружающей среды закончилось неудачей; «Коррозионное растрескивание под напряжением» (SCC), которое серьезно повлияло на все ранние сборки.
Другие системы
[ редактировать ]На машине были установлены системы ядерной, биологической, химической защиты , прицелы с усилением изображения наводчика и водителя и поплавковый экран. [3] Комод [ нужны разъяснения ] располагался под сиденьем командира. Также были предусмотрены внутренний резервуар для воды и кипящая емкость для приготовления пищи и нагрева воды. [24]
История обслуживания
[ редактировать ]Скорпион использовался или используется вооруженными силами Бельгии, Ботсваны, Брунея, Чили, Гондураса, Ирана, Индонезии, Ирландии, Иордании, Малайзии, Новой Зеландии, Нигерии, Омана, Филиппин, Испании, Танзании, Таиланда, Того, США . Арабские Эмираты и Венесуэла. [3] Иранская армия приобрела 250 танков «Скорпион» в конце 1970-х годов, и некоторые из них до сих пор используются после того, как были отремонтированы на месте как танк «Тосан». Время от времени «Скорпион» использовался в основных аэропортах Великобритании в качестве меры против возможных террористических угроз, например, во время операции «Мармион» в аэропорту Хитроу в 1974 году. [25] [ не удалось пройти проверку ] В аналогичных операциях в 2003 году использовался нынешний на тот момент Scimitar .
Боевое применение
[ редактировать ]
Эскадрилья B, Blues и Royals были переброшены по воздуху и развернуты в Акротири и Декелия районах суверенных баз во время турецкого вторжения на Кипр в 1974 году.
Два солдата из эскадрильи B, Blues и Royals участвовали в Фолклендской войне . Один отряд был оснащен четырьмя «Скорпионами», другой — четырьмя FV107 «Ятаганами» . Это были единственные бронемашины, использовавшиеся британской армией во время конфликта. [26] Скорпионы также участвовали в войне в Персидском заливе . 16-й/5-й полк Королевских улан, развернутый в первой войне в Персидском заливе (операция «Грэнби»), используя все варианты дальности CVR (T), выполняя роль разведывательного подразделения британского передового отряда в направлении Ирака, действуя впереди других официальных подразделений зеленой армии. . В 1- м разведывательном полку Королевских драгунских гвардейцев насчитывалось 32 человека, а в отрядах непосредственной разведки бронетанковых полков — по восемь человек. [27] Они также использовались 1-й эскадрильей полка RAF , приданной 1-й британской бронетанковой дивизии .
Иностранные пользователи
[ редактировать ]Некоторые небольшие армии, такие как Силы обороны Ботсваны , и некоторые более крупные армии, такие как иранская армия и нигерийская армия , продолжают использовать «Скорпионы», в некоторых случаях вооруженные 90-мм «Кокериллами».
Иранская армия использовала свои танки «Скорпион» в ирано-иракской войне с разной степенью успеха . В начале войны иранцы использовали «точный огонь» «Скорпионов» (наряду с ударными вертолетами «Кобра»), чтобы сдержать наступление 2-й иракской пехотной дивизии на город Илам. [1] Ирака Однако «Скорпионы» оказались менее эффективными при столкновении с 9-й танковой дивизией : [1]
Вторая [иракская] колонна устремилась к Сусангерду, который пересекла, не встретив никакого сопротивления, поскольку город, очевидно, остался беззащитным. Колонна продолжила движение в направлении Хамидии. Он вступил в контакт с разведывательным полком [иранской] 92-й бронетанковой дивизии , который встретил его эффективной глубокоэшелонированной обороной. Однако иранцам в конце концов пришлось уступить перед лицом иракского давления. 90-мм орудия их «Скорпионов» не выдерживали сопротивления 115-мм орудиям танков Т-62. Таким образом, иракцы взяли под свой контроль Хамидию, а затем Бозорг.
Британское правительство предоставило Ирану (и Ираку) ограниченное количество деталей для своих «Скорпионов» во время войны: [1]
Что касается военных вопросов, британское правительство установило два строгих правила: контракты, подписанные до войны, будут соблюдаться, но продажа оборудования, которое могло значительно увеличить военный потенциал любой из сторон, была запрещена. Вольно интерпретируя эти правила, британское правительство поставляло и иранцам, и иракцам моторы и запасные части для танков «Чифтен» и «Скорпион», что позволило первым обслуживать танки, приобретенные при шахе, а вторым — ремонтировать танки, захваченные у иранской армии.
Варианты
[ редактировать ]
- Прототип «Скорпиона» с макетом башни. [12]
- Скорпион 90 : Скорпион 90 или Скорпион 2 представлял собой версию, вооруженную длинноствольной 90-мм пушкой Cockerill Mk3 M-A1, предназначенную для экспортного рынка. [28]
- AVGP Cougar : башня «Скорпион» была соединена с шасси MOWAG Piranha I для создания машины огневой поддержки AVGP Cougar , которая использовалась канадскими вооруженными силами .
- Sabre : «Скорпион» был выведен из эксплуатации британской армии, а отремонтированные корпуса были соединены с лишними башнями от колесной разведывательной машины FV 721 Fox CVR(W), чтобы сформировать составную машину — разведывательную машину Sabre . [29]
- Саламандра : Небольшое количество переоборудованных Скорпионов используется в учебном подразделении британской армии в Саффилде в Канаде как часть ОПФОР . С заменой ствола основного вооружения на макет они представляют собой машины типа Т-80 , вооруженные 125-мм пушкой .

Только турель
В конце 1960-х годов, в результате опыта войны во Вьетнаме , австралийская армия осознала необходимость в гибридной гусеничной машине огневой поддержки и разведки.
Эксперименты, в которых существующие БТР M113 были оснащены турелями Saladin (не Skorpion) с 76-мм пушкой M1, оказались успешными. Машина поступила на вооружение как M113A1 FSV (Машина огневой поддержки).
Очень похожая последующая машина, прикрепившая к M113 башню от «Скорпиона», также была известна как FSV. (Это изменение назначения башни должно было стать единственным использованием какой-либо части «Скорпиона» АДС . ) Поступив на вооружение в 1976 году, он позже был переименован в среднюю разведывательную машину M113A1 (MRV). Его разработка также устранила интерес к приобретению совершенно новых, специально созданных транспортных средств (таких как вариант британского CVR(T) или M2/M3 Bradley ). Все эти машины были сняты с эксплуатации в 1996 году. [30]
Операторы
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Март 2023 г. ) |

Текущие операторы
[ редактировать ]
Ботсвана : 25 единиц. [31] Приобретен подержанным в Бельгии и оснащен дизельными двигателями по просьбе Ботсваны. [32]
Бруней : 16 единиц
Чили : 27 единиц; в настоящее время 15 находятся на вооружении чилийской морской пехоты . Бывшие британские автомобили, переоборудованные на дизельные двигатели.
Гондурас : 19 единиц
Иран : Иран заключил с Alvis контракт на поставку 250 машин в 1978 году, а вскоре после этого расширил его дополнительным заказом на 110 «Скорпионов». Участвовал в ирано-иракской войне . К 1997 году иранская армия насчитывала ок. 80 автомобилей в рабочем состоянии. [32]
Индонезия : 90 единиц
Иордания : 26 единиц. Вероятно, получено из Ирака.
Нигерия : 150 единиц. В 1983 году было отобрано 33 машины для модернизации улучшенной 90-мм пушкой Cockerill Mk III, заменившей исходную 76-мм пушку. Эти машины также были оснащены бельгийской системой управления огнем OIP-5. [32]
Оман : 120 единиц. Легкие танки «Скорпион» заменили бронеавтомобиль «Саладин». Поставки осуществлялись в несколько этапов и включали машины «Султан», «Спартан» и «Самсон», а также командирскую машину, построенную на шасси «Штормер», которая должна была использоваться в подразделениях наряду с основным боевым танком Омана «Чифтен». Оманские автомобили оснащены внешними точками крепления топливных канистр и специальными брызговиками, предназначенными для подавления количества поднимаемой во время движения пыли. Система фильтрации NBC и обогреватели были сняты и заменены системой кондиционирования воздуха, а автомобили получили предупреждающую сирену, указывающую на перегрев двигателя. Пол корпуса также был усилен 20-мм плитой для повышения минной устойчивости. [32]
Филиппины : Филиппинская армия : первоначальная поставка — 41 единица, 7 единиц в настоящее время активны и приписаны к бронетанковой дивизии «Памбато» , [33] на замену лёгкому танку Sabrah . [34] [35]
- Группа безопасности президента Филиппин - 4 подразделения [36]
Таиланд : 100 единиц [37]
Танзания : 40 единиц
Того : 12 единиц. Включает один FV106 «Самсон», один FV104 «Самаритянин» и один FV105 «Султан».
Объединенные Арабские Эмираты : 76 единиц, некоторые из которых были модернизированы с помощью Pilkington Optronics TLS (танковый лазерный прицел) от танка Chieftain .
Венесуэла : 78 «Скорпионов» 90-х годов, от четырех до шести FV104 «Самаритян», двух FV105 «Султанов» и четырех FV106 «Самсонов». [3] Автомобили были заказаны в 1988 году на сумму 85 миллионов долларов США с условием установки дизельных двигателей; поставка осуществлена в 1992 году.
Бывшие операторы
[ редактировать ]Бельгия : 701 единица (в эту сумму входят все семь вариантов CVR(T)). Заказан в 1971 году на основе исследований, которые показали, что легкий танк наиболее соответствует топографии страны; Бельгия была второй страной, принявшей на вооружение «Скорпион» после британской армии. Первые поставки начались в феврале 1973 года: автомобили были собраны в Мехелене из комплектов для разборки, поставленных из Соединенного Королевства. Заказ был выполнен в 1980 году. В период с 1981 по 1983 год модели «Скорпион» и «Скимитар» были модернизированы, добавив точки крепления для дополнительных модулей брони, бортовой комплект для ремонта брони и другие мелкие улучшения для повышения комфорта экипажа и эргономики. Тридцать шесть «Скорпионов» позже были проданы в Ботсвану в 1994 году. [32]
Ирак : ограниченное количество захвачено в Иране во время ирано-иракской войны. [38]
Ирландия : 14 единиц. [39]
Кувейт
Малайзия : в 1981 году закупила 26 единиц Scorpion 90, оснащенных дымовыми гранатометами у Wegmann , в дополнение к 25 Stormer (12 из которых были поставлены с башней Helio FVT900, вооруженной 20-мм пушкой и 7,62-мм спаренным пулеметом, а также 13 машин). получила башню Thyssen-Henschel TH-1, вооруженную спаренными 7,62-мм пулеметами). [40] [32]
Новая Зеландия : 26 единиц . Заказан между 1982 и 1983 годами; В машинах отсутствует защита от ядерного оружия, прицелы ночного видения и средства для установки плавучих экранов. Двигатели были модернизированы с помощью электронного впрыска топлива и радиоприемников американского производства. Во второй половине 1980-х годов Новая Зеландия решила использовать башни для модернизации своих бронетранспортеров M113. [32] Служил в конных винтовках королевы Александры, среди других подразделений.
Испания : 17 единиц на вооружении до 2009 года в ВМС Испании ( Infantería de Marina Española ). Продан в Чили. По состоянию на 2011 год на статической экспозиции находится несколько единиц.
Великобритания : заказано 1500 единиц. Выведен из действующей службы в 1994 году. Служил в 1, 2, 15, 34 , 51, 58-й эскадрильях полка Королевских ВВС. [41] и бронетанковые разведывательные подразделения Королевского бронетанкового корпуса британской армии , такие как 15-19-й Королевский гусарский полк . [42]
- Бельгийский скорпион
- Скорпион в военном музее Олдершота
См. также
[ редактировать ]- Боевая машина разведки (гусеничная)
- управляемого вооружения FV102 Striker противотанкового Транспортер
- FV103 Спартан Бронетранспортер
- FV104 Самаритянин Бронированная скорая помощь
- FV105 «Султан» Командно-штабная машина
- FV106 Samson Бронированная эвакуационная машина
- Alvis Stormer - более крупная разработка CVR (T), используемая в британской армии для перевозки Starstreak высокоскоростной ракетной системы и системы минных постановок Shielder.
- Тосан , иранская разработка «Скорпионов», поставленная в Иран в 1970-х годах, с 90-мм пушкой и «Туфан» . ПТУР
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Разу (2015) .
- ^ Штатный автор, "Alvis FV101 Scorpion: Легкая бронированная разведывательная машина (1973)" , Military Factory , получено 10 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п «Скорпион» . Информационная группа Джейн . Архивировано из оригинала 21 февраля 2008 года . Проверено 11 января 2009 г.
- ^ Справочник по системам вооружения армии Таиланда .
- ^ «В центре внимания MV: Скорпион CVR (T)» . 21 мая 2021 г.
- ^ «FV101 «Скорпион»: сохраняя актуальность легкого танка» . ИсторияНет . 25 февраля 2015 года . Проверено 17 марта 2018 г.
- ^ «Самый быстрый танк» . Guinnessworldrecords.com. 26 марта 2002 года . Проверено 31 мая 2014 г.
- ^ Фосс и Сарсон (1995) , с. 9.
- ^ Jump up to: а б Фосс и Сарсон (1995) , с. 10.
- ^ Фосс и Сарсон (1995) , с. 4.
- ^ Фосс и Сарсон, с. 14
- ^ Jump up to: а б с «Танковые беседы №109 Скорпион и ТВ15000» . Танковый музей. 30 октября 2020 г. Проверено 19 февраля 2021 г. - через YouTube.
- ^ «БОЕПРИПАСЫ: Каталог Nexter 2018». Страницы 101-109. КНДС Франция. Июль 2018. Проверено 19 июля 2024 года.
- ^ Чант, Кристофер (январь 1987 г.). Сборник вооружений и военной техники . Рутледж и Кеган Пол. ISBN 9780710207203 . Проверено 31 мая 2014 г.
- ^ Фосс и Сарсон (1995) , с. 12.
- ^ Галерея приложений. Архивировано 20 апреля 2016 г. на Wayback Machine : Steyr-Motors.com.
- ^ Справочник по системам вооружения армии Таиланда .
- ^ «Алвис FV107 Ятаган» . www.militaryfactory.com . Военный завод.
- ^ Боклет, Дэвид. «FV101 Скорпион» . танки-энциклопедия.com . Танковая энциклопедия.
- ^ «FV 101 CVR(T) Скорпион» . fas.org . Федерация американских ученых.
- ^ «Скорпион CVRT FV101 Легкая гусеничная бронированная разведывательная машина» . Armyrecognition.com . Армейское признание. Архивировано из оригинала 31 октября 2023 года . Проверено 7 сентября 2019 г.
- ^ «FV101 Скорпион» . Military-today.com . Военные сегодня. Архивировано из оригинала 31 октября 2023 года . Проверено 7 сентября 2019 г.
- ^ Кук, Гэри В. «Боевая разведывательная машина FV101 Scorpion (гусеничная)» . inetres.com . Инетрес.
- ^ Фосс и Сарсон (1995) , с. 11.
- ^ Хьюз, Герайнт (2011). Роль вооруженных сил в борьбе с терроризмом: примеры и последствия для либеральных демократий . Военный колледж армии США , Карлайл, Пенсильвания: Институт стратегических исследований . п. 91. ИСБН 978-1584874898 . Архивировано из оригинала 12 марта 2017 года.
- ^ Фосс и Сарсон (1995) , с. 21.
- ^ Фосс и Сарсон (1995) , стр. 41–44.
- ^ Фосс и Сарсон (1995) , с. 37.
- ^ Фосс и Сарсон (1995) , с. 34.
- ^ «50 лет службы М113 — австралийская армия» . Архивировано из оригинала 2 мая 2016 года . Проверено 20 февраля 2016 г. .
- ^ Международный институт стратегических исследований (2021). Военный баланс . Тейлор и Фрэнсис. п. 451. ИСБН 9781032012278 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Петржак, Веслав Б. (ноябрь – декабрь 2002 г.). «Алвис Скорпион». Военно-техническое и логистическое обозрение (на польском языке). Варшава: Военные журналы. стр. 40.
- ^ «База данных о поставках оружия SIPRI» . Стокгольмский международный институт исследования проблем мира . 17 июня 2011 года. Архивировано из оригинала 14 апреля 2010 года . Проверено 21 июня 2011 г.
- ^ Домингес, Габриэль; Крэнни-Эванс, Сэмюэл (26 января 2021 г.). «Elbit Systems заключила контракт на поставку легких танков Sabrah и машин поддержки прямой наводкой» . www.janes.com . Проверено 29 июня 2021 г.
- ^ «Филиппины заключают контракт на поставку легких танков и колесных БТР с израильской компанией Elbit Systems» . www.armyrecognition.com . 25 октября 2020 г. Проверено 29 июня 2021 г.
- ^ «Переворот 1987 года: узы, связывающие Пноя и Пурисиму» . 2 октября 2014 г.
- ^ «Сделка с Китаем по танкам открывает старые раны для осторожных» . Почта Бангкока .
- ^ «Бывшая техника иракской армии» . Архив.орг . Проверено 17 июля 2018 г.
- ^ Марк Нэш (7 июня 2018 г.). «FV101 Скорпион на ирландской службе» . Танковая энциклопедия . Проверено 3 апреля 2019 г.
- ^ «Скорпионы уйдут на пенсию - оборона Малайзии» . 18 декабря 2018 г.
- ^ Исби и Кампс 1985 , стр. 303.
- ^ Исби и Кампс 1985 , стр. 285–7.
Общие и цитируемые ссылки
[ редактировать ]
- Фосс, Кристофер Ф.; Сарсон, Питер (1995). Разведывательная машина «Скорпион», 1972–94 гг . Издательство Оспри. ISBN 1-85532-390-7 .
- Исби, Дэвид К.; Кампс, Чарльз младший (1985). Армии Центрального фронта НАТО . Информационная группа Джейн. ISBN 0-7106-0341-Х .
- Разу, Пьер (2015). Ирано-иракская война . Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674088634 .
- Автомобили Алвис
- Танки Холодной войны Соединенного Королевства
- Автомобили огневой поддержки
- Легкие танки холодной войны
- Легкие танки Великобритании
- Военная техника, представленная в 1970-х годах.
- Разведывательные машины времен Холодной войны
- Разведывательные машины Соединенного Королевства
- Гусеничные разведывательные машины
- Воздушно-десантные танки