Панар М3
Панар М3 | |
---|---|
M3 VTT "Босбок" в школе доспехов Темпе, Блумфонтейн | |
Тип | Бронетранспортер |
Место происхождения | Франция |
История обслуживания | |
Используется | См . Операторы |
Войны | Португальская колониальная война Гражданская война в Анголе Гражданская война в Ливане Ирано-иракская война Война в Персидском заливе Внутренний конфликт в Бирме Гражданская война в Ираке (2014–2017 гг.) Гражданская война в Йемене (2015 – настоящее время) |
История производства | |
Разработанный | 1968 [ 1 ] |
Производитель | Панар [ 2 ] |
Стоимость единицы | США 166 000 долларов (1986 г.) [ 3 ] |
Произведено | 1971–1986 [ 3 ] [ 4 ] |
№ построено | 1,180 [ 3 ] |
Варианты | См . варианты |
Технические характеристики | |
Масса | 6,1 тонны (6,7 коротких тонн ; 6,0 длинных тонн ) [ 5 ] |
Длина | 4,45 м (14 футов 7 дюймов) [ 1 ] |
Ширина | 2,4 м (7 футов 10 дюймов) [ 1 ] |
Высота | 2 м (6 футов 7 дюймов) (корпус) [ 1 ] |
Экипаж | 2 (командир, водитель) + 10 пассажиров [ 1 ] |
Основной вооружение | Различный |
Двигатель | Panhard Model 4HD, четырехцилиндровый бензиновый двигатель с воздушным охлаждением. [ 1 ] 90 л.с. (67 кВт) при 4700 об/мин [ 1 ] |
Мощность/вес | 14,75 л.с./тонну (10,9 кВт/тонну) [ 2 ] |
Приостановка | Независимый; винтовые пружины [ 4 ] |
Дорожный просвет | 0,35 м [ 5 ] |
Запас топлива | 165 литров [ 5 ] |
Оперативный диапазон | 600 км [ 5 ] |
Максимальная скорость | 90 км/ч (56 миль/ч) [ 5 ] |
Panhard M3 VTT ( французский : Véhicule de Transport de Troupes ) — бронетранспортер- амфибия . Разработанный как частное предприятие для экспортного рынка, M3 был построен с использованием тех же механических компонентов и компонентов шасси, что и Panhard AML . линейка легких броневиков [ 6 ] Взаимозаменяемость автомобильных деталей этих двух типов транспортных средств составляет 95%. [ 3 ] M3 представляет собой чрезвычайно универсальную конструкцию, которую можно настроить для выполнения самых разных вспомогательных боевых задач. [ 2 ] Наиболее популярные варианты базового БТР включали бронированную санитарную машину, мобильный командный пункт и машину внутренней охраны. [ 2 ] Он также мог быть оснащен самыми разнообразными башнями и вооружением, от одного универсального пулемета до автопушки среднего калибра. [ 6 ]
Относительно небольшой вес М3 и расположение воздухозаборников и выхлопных патрубков на крыше корпуса позволили спроектировать его как машину-амфибию. [ 6 ] М3 движется по воде со скромной скоростью 4 км/ч за счет всех четырех колес. [ 2 ] Хотя серия M3 никогда не была принята на вооружение французской армии, она закупалась в огромных количествах иностранными армиями и силами безопасности, особенно в Африке и на Ближнем Востоке. [ 5 ] К моменту прекращения производства в 1986 году это был самый распространенный колесный БТР, производимый любой западной страной в мире. [ 7 ]
История развития
[ редактировать ]Panhard M3 стал результатом исследования 1959 года, проведенного по заказу Direction des Etudes et Fabrications d'Armement (DEFA) для создания БТР-амфибии на базе того же шасси, что и Panhard AML. [ 3 ] Однако проектное предложение не было принято французской армией. [ 3 ] В 1967 году все равно начались проектные работы над единственным прототипом с целью продажи на экспорт. [ 3 ] В то время как программа создания амфибийного БТР находилась в стадии реализации, эта концепция была просто известна как Véhicule Transport de Troupes , или VTT. [ 6 ]
Первый прототип VTT был построен в августе 1969 года и имел очень простой коробчатый корпус с вертикальными бортами, плоской линией крыши и одиночный 7,5-мм пулемет АА-52 в башне Creusot-Loire CAFL-38S. [ 3 ] Внешний доступ в корпус осуществлялся через две большие входные двери с каждого борта и сдвоенные двери в корме десантного отделения. [ 3 ] Шасси и трансмиссия AML претерпели некоторые изменения в деталях, но общая конструкция осталась практически неизменной, несмотря на добавление нового корпуса. [ 4 ] Тот же четырехцилиндровый двигатель Panhard мощностью 97 л.с. остался от AML; однако из-за гораздо более тяжелого корпуса он оказался несколько недостаточно мощным для своей весовой категории. [ 3 ] Двигатель также был перенесен из задней части шасси в центр, непосредственно за местом водителя, для размещения заднего десантного отделения. [ 2 ] Колесную базу прототипа также увеличили с 2,5 до 2,7 м, а колею — с 1,6 до 2 м. [ 6 ]
Одной из основных критических замечаний в адрес раннего VTT было то, что у погруженных военнослужащих не было возможности вести огонь из личного оружия изнутри машины, что потребовало незначительной переработки корпуса. [ 3 ] У нового корпуса были наклонные, а не идеально вертикальные борта, расположенные под углом для обеспечения баллистического рикошета; верхняя часть каждого борта корпуса также имела по три люка в крыше. [ 2 ] Крышки люков можно было поднимать для наблюдения и ведения огня из личного оружия по внешним целям. [ 1 ] Две большие двери в задней части десантного отделения также имели огневые иллюминаторы. [ 1 ] Именно эта версия VTT была одобрена к серийному производству как Panhard M3 в апреле 1971 года. [ 3 ] В то время двумя крупнейшими иностранными клиентами военных машин Panhard были Саудовская Аравия и Ирак, оба из которых вложили значительные средства в серию AML и были убеждены закупить большое количество M3 в дополнение к своему уже существующему автопарку. [ 8 ] Первые серийные М3 были изготовлены для Королевской армии Саудовской Аравии , которая заказала 150 машин. [ 8 ] Вскоре после этого Ирак заказал еще 60 самолетов. [ 8 ] К 1972 году больше экспортных заказов было размещено национальными армиями Португалии, Испании, Ирландии, Ливана и Заира. [ 8 ] Армия Объединенных Арабских Эмиратов впоследствии стала крупнейшим оператором M3, заказав 198 машин в 1978 году. [ 8 ] Иракская армия была на втором месте, имея на вооружении 156 человек. [ 8 ] Последние серийные машины были построены для Ирака и Алжира и поставлены к 1985 году. [ 8 ] На тот момент было произведено 1180 M3. [ 3 ] Этот тип машины находился на вооружении в 26 странах мира. [ 4 ]
Конструкция M3 оставалась неизменной на протяжении более двух десятилетий серийного производства, и Панар признал, что ее базовая технология к 1980-м годам сильно устарела. [ 4 ] В 1983 году фирма начала работу над модернизированной версией M3, известной как Panhard Buffalo. [ 4 ] Buffalo имел увеличенную колесную базу и мог оснащаться как дизельным, так и бензиновым двигателем. [ 4 ] Его корпус был оснащен внешними ящиками для хранения вещей, что придавало ему несколько более громоздкий вид, чем у его предшественника; эти ящики также были спроектированы так, чтобы отсоединяться при подрыве фугаса и тем самым сохранять целостность корпуса. [ 4 ] Внутренняя компоновка новой машины была идентична M3, а совместимость деталей с M3 и AML была сохранена. [ 4 ] Panhard Buffalo не пользовался таким же экспортным успехом, как M3, и серийное производство осуществлялось только по мере необходимости. [ 3 ] Очень небольшое количество было приобретено Колумбией и несколькими франкоязычными государствами Африки. [ 3 ]
Описание
[ редактировать ]Panhard M3 был построен на базе трансмиссии и шасси Panhard AML, хотя и с некоторыми изменениями в деталях, такими как более длинная колесная база и более широкая колея. [ 6 ] Почти все его механические компоненты взаимозаменяемы с теми, которые используются в AML. [ 6 ] Машина является полностью амфибией и может заходить в воду с минимальной подготовкой. [ 3 ] Он приводится в движение и управляется в воде с помощью колес, но был разработан для пересечения озер и небольших рек, а не для развертывания в море. [ 3 ] В M3 отсутствует специализированное оборудование ночного видения, и он обычно не оснащен системой избыточного давления NBC , хотя компания Panhard предлагала ее в качестве опции. [ 2 ]
Корпус М3 представляет собой цельносварную стальную конструкцию толщиной от 8 до 12 мм. [ 1 ] Корпус имеет горизонтальную линию крыши и заостренную, сужающуюся переднюю часть с хорошо наклоненным лобовым листом, как у AML. [ 2 ] Обе стороны корпуса до некоторой степени вертикальны, а затем имеют наклон внутрь для размещения дополнительных люков для экипажа. [ 2 ] Нижняя часть конструкции корпуса приварена к неглубокому V-образному отверстию для частичного отклонения силы взрыва фугаса. [ 3 ]
Водитель сидит в передней части машины и имеет единственную крышку люка в проеме лобового листа справа. [ 1 ] Крышка люка снабжена тремя встроенными перископами для движения в закрытом состоянии. [ 1 ] Двигатель и трансмиссия расположены в отсеке непосредственно за спиной водителя. [ 1 ] Воздух всасывается через воздухозаборники в крыше корпуса, а выхлопные трубы проходят по обе стороны от линии крыши. [ 1 ] Все внутреннее пространство позади двигателя и трансмиссии представляет собой десантное отделение. [ 1 ] Помимо водителя, М3 может перевозить одиннадцать пассажиров. [ 5 ] Двое сидят в центре корпуса, трое по обе стороны корпуса лицом наружу и еще трое — назад. [ 1 ] По бокам корпуса имеется по три люка, которые поднимаются вверх для наблюдения или поражения целей на окружающей местности из личного оружия. [ 1 ] В линии крыши также имеются два вспомогательных люка: один непосредственно за спиной механика-водителя, а другой — в самой задней части десантного отделения. [ 1 ] Пехотное отделение высаживается через две входные двери по обе стороны корпуса или через две входные двери в кормовой части корпуса. [ 1 ] При необходимости десантное отделение может быть переконфигурировано для перевозки до тонны груза. [ 6 ]
M3 оснащен четырехцилиндровым бензиновым двигателем Panhard 4HD с воздушным охлаждением, унаследованным от AML. [ 9 ] Этот двигатель имеет небольшой объем 2 литра и степень сжатия 7:1, что позволяет ему работать на низкооктановом топливе. [ 3 ] Он имел надежную репутацию и был рассчитан на пробег в 26 000 километров, прежде чем нуждался в капитальном ремонте. [ 3 ] Однако двигатель также считался несколько недостаточно мощным для конструкции M3 и непригодным для движения БТР на более высоких скоростях по бездорожью. [ 3 ]
Варианты
[ редактировать ]- M3 VTT : стандартная серийная модель. Обычно он был вооружен одним универсальным пулеметом, установленным снаружи перед командирским люком. [ 3 ] В зависимости от указанного типа на пулемет устанавливались различные орудийные щитки, хотя наиболее распространенными вариантами были FN MAG , Rheinmetall MG3 , AA-52 и Browning M1919 . [ 3 ] Также могла быть установлена спаренная пулеметная установка. [ 1 ]
- М3 НДС : Ремонтно-восстановительный вариант. [ 5 ] В нем находились генератор, инспекционные фонари, фаркопы, тросы и сварочное оборудование. [ 3 ] Число пассажиров сократилось до трех. [ 5 ]
- M3 VDA : вариант ПВО, вооруженный спаренной 20-мм автоматической пушкой Hispano-Suiza 820 SL в одноместной башне. [ 5 ] Оружие имеет максимальный угол возвышения +85° и склонение -5°, циклическую скорострельность 200 выстрелов в минуту или до 1000 выстрелов в минуту при стабилизации машины четырьмя гидравлическими домкратами. [ 3 ] На борту находится 650 уложенных снарядов калибра 20 мм. [ 1 ] Башня оснащена полным приводом и может поворачиваться на 360° за три секунды или подниматься на максимальную высоту за две секунды. [ 1 ] Он также оснащен доплеровским радаром ESD RA-20, способным одновременно отслеживать четыре приближающиеся цели. [ 3 ] на дальности 8 км. [ 1 ] Это был самый тяжелый вариант M3, когда-либо выпускавшийся в производство, он весил более 7 тонн. [ 5 ]
- M3 VLA : инженерный вариант, оснащенный бульдозерным отвалом шириной 2,2 м для расчистки препятствий. [ 3 ] Он может перевозить пять пассажиров, но большая часть десантного отделения была переконфигурирована для внутреннего хранения. [ 3 ]
- M3 VPC : вариант мобильного командного пункта с картографическими панелями и дополнительным радиооборудованием. [ 5 ] Десантное отделение переконфигурировано для размещения телетайпов и средств ближней и дальней связи. [ 3 ] ВПК имел четыре батареи вместо обычных двух и шести антенных креплений. [ 1 ]
- M3 VTS : вариант бронированной машины скорой помощи, переконфигурированный для перевозки четырех носилок в десантном отделении. [ 3 ] У него необычно большая цельная задняя дверь, а не двойные задние двери меньшего размера, как у VTT. [ 1 ]
- M3 Toucan : вариант ПВО, вооруженный 20-мм автоматической пушкой M963 с двойной подачей или M621 с одинарной подачей и спаренным пулеметом в башенной установке. [ 3 ] Автопушка имеет угол возвышения +50° и угол наклона -13°. [ 3 ]
- M3 VTM : вариант минометного тягача. Это был модифицированный ВТТ с боевым отделением, переоборудованным под размещение боекомплекта и прицепным устройством для буксировки тяжелого миномета. [ 3 ]
- М3 ВПМ : вариант миномета с башенной 81-мм минометной пушкой. [ 1 ] Это был VTT с существенно измененной линией крыши, в которой была удалена большая часть люков для экипажа и добавлен большой подбашенный круг, необходимый для размещения минометной башни. [ 1 ] VPM был самым тяжеловооруженным вариантом M3, когда-либо предложенным. [ 1 ] Он имел экипаж из четырех человек и мог нести 60 минометных снарядов в корпусе. [ 1 ]
- M3 VTT 60 B : вариант миномета с башенной 60-мм минометной пушкой. [ 1 ] Это был VTT, модифицированный для установки того же миномета Brandt Mle CM60A1 , что и Panhard AML-60, хотя и в башне меньшего размера, что позволило отказаться от спаренных пулеметов. [ 1 ] Вместо этого снаружи над самым задним люком в крыше устанавливался единственный пулемет. [ 1 ]
- M3 VTT TH : вариант истребителя танков, вооруженный установкой для четырех HOT . противотанковых управляемых ракет [ 1 ] Ракетная установка имеет максимальный угол возвышения +22° и угол наклона -10°. [ 3 ] Внутри корпуса размещено десять дополнительных ракет. [ 3 ] Экипаж VTT TH состоит из трех человек. [ 1 ] Как и M3 VTS, VTT TH имеет одну цельную заднюю дверь, а не двойные двери меньшего размера, которые обычно встречаются в стандартном VTT. [ 3 ]
- M3 Внутренняя безопасность : вариант внутренней безопасности. Он имел слегка переработанное боевое отделение, способное вместить десять пассажиров, а также спаренные гранатометы, установленные снаружи в самом заднем люке для стрельбы агентами по борьбе с массовыми беспорядками. [ 3 ]
- Босбок : M3 VTT производится в Южной Африке по лицензии. [ 10 ] Bosbok был почти полностью идентичен базовому VTT, но оснащался южноафриканским шестицилиндровым двигателем жидкостного охлаждения. [ 10 ] Всего было произведено только 3 экземпляра, поскольку южноафриканские военные отложили программу по переориентации на разработку боевой машины пехоты Рател . [ 10 ]
Обновления
[ редактировать ]Ряд оборонных подрядчиков предлагают капитальный ремонт шасси и корпуса М3, чтобы продлить срок службы машины и улучшить ее полезность на современных полях сражений. [ 3 ] Одна особенно амбициозная реконструкция была предложена израильской фирмой Saymar для M3 VTT, а также вариантов VLA и VPC. [ 11 ] Это повлекло за собой замену устаревшего бензинового двигателя модели 4HD на более экономичный дизельный двигатель Toyota 2LT. [ 11 ] Другие обновления включали модифицированную электрическую систему с новым регулятором напряжения и стартером, установку кондиционера, замену барабанных тормозов M3 на новые дисковые тормоза, рулевое управление с усилителем, а также новую систему внутренней связи и телекоммуникаций. [ 11 ] Реконструкция VLA включает добавление 2-тонного подъемного крана к базовому автомобилю, а реконструкция VPC включает новые карты и увеличенное внутреннее освещение. [ 11 ]
Еще одну программу модернизации М3 продвигает дочерняя компания Saudi Military Industries Corporation . [ 12 ] В рамках модернизации в Саудовской Аравии бензиновый двигатель модели 4HD заменяется новым четырехцилиндровым дизельным двигателем жидкостного охлаждения с турбонаддувом мощностью 102 л.с. (75 кВт). [ 13 ] Другие обновления включают гидроусилитель руля, вакуумные тормоза и замену электромагнитного сцепления Панара на более традиционное гидравлическое нажимное сцепление. [ 13 ]
Боевая история
[ редактировать ]Средний Восток
[ редактировать ]Не менее 60 М3 VTT были поставлены ливанской армии в 1970-73 гг. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] и принимал активное участие в боевых действиях во время гражданской войны в Ливане (1975–1990), причем некоторые из них были переданы в аренду Силам внутренней безопасности (ИСБ) в 1976 году. После распада Ливанских вооруженных сил (ЛАФ) в январе того же года значительное количество эти машины попали в руки конкурирующих ополченцев, в частности, Ливанской арабской армии (ЛАА), Армии Свободного Ливана (ВСЛ), [ 17 ] [ 18 ] Народно -освободительная армия (НОАК), [ 19 ] Аль-Мурабитун , [ 20 ] [ 21 ] Регулирующие силы Катаеба (КРФ), [ 22 ] и ополчение «Тигры» . [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] Несколько M3 VTT были снова захвачены ополчением Ливанских сил (LF) у ливанской армии во время войны на уничтожение в 1990 году и оставались на вооружении корпуса военной полиции LF до конца гражданской войны в октябре того же года. [ 26 ]
Ирландия приобрела ряд транспортных средств в начале 1970-х годов в связи с проблемами внутренней безопасности, возникшими в результате военизированной деятельности в Северной Ирландии. Машины не очень подходили для этой роли, поскольку имели очень отчетливый звуковой сигнал, в то время как сдвоенные пулеметы FN MAG в башне Creusot-Loire TL.21.80 не были способны вести точный огонь. [ 27 ] Небольшое их количество было развернуто в составе ирландских сил ООН в Ливане, но считалось маломощным и лишенным маневренности, и в конечном итоге было заменено финскими БТР SISU XA-180 .
Список операторов
[ редактировать ]

Текущие операторы
[ редактировать ]Объединенные Арабские Эмираты : 246 [ 8 ]
Алжир : 55; [ 8 ] 50 в рабочем состоянии. [ 28 ]
Бахрейн : 110 [ 8 ]
Босния и Герцеговина : 11 пожертвовано Абу-Даби. [ 29 ]
Буркина-Фасо : 13 [ 8 ]
Бурунди : 9 [ 8 ]
Чад : 15 [ 8 ]
Республика Конго : 9 [ 8 ]
Демократическая Республика Конго : 58 [ 30 ]
Габон : 7 [ 8 ]
Ирак : 244; [ 8 ] В 2012 году действовало 44. [ 31 ]
Кот-д'Ивуар : 18 [ 32 ]
Кения : 12 [ 8 ]
Ливан : 30; [ 8 ] 15 в рабочем состоянии. [ 33 ]
Мьянма : 10 M3VTT; все модернизировано в Израиле в 2010 году. [ 8 ]
Мавритания : 12 [ 8 ]
Марокко : 54 [ 8 ]
Нигер : 32 [ 8 ]
Нигерия : 18 [ 8 ]
Парагвай [ 9 ]
Руанда [ 2 ] [ 9 ]
Сахарская Республика : 5; [ 34 ] захвачен в Марокко во время войны в Западной Сахаре . [ 35 ]
Саудовская Аравия : 150; [ 8 ] все модернизировано Военно-промышленной корпорацией . [ 12 ]
Сенегал : 16 [ 8 ]
Судан : 16 [ 8 ]
Togo : 5 [ 8 ]
Йемен [ 9 ]
Бывшие операторы
[ редактировать ]Ангола : 8; унаследовано от Португалии. [ 8 ]
Ирландия : 44 [ 8 ]
Малайзия : 37 - используется Королевским бронетанковым корпусом Малайзии. [ 8 ]
Португалия : от 6 до 8 куплено во Франции в 1970 году; все заброшено в Анголе после Алворского соглашения . [ 8 ]
Испания : 23 [ 8 ]
Фронт национального освобождения Анголы : 1 [ 36 ]
Южная Африка : Обозначается как Босбок . По крайней мере 3 были построены по лицензии. [ 10 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах Кристофер Ф. Фосс (1976). Боевые бронированные машины Jane's World (изд. 1976 г.). Macdonald and Jane's Publishers Ltd., стр. 209–213 . ISBN 0-354-01022-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Кристофер Ф. Фосс (16 мая 2000 г.). Руководство Джейн по распознаванию танков и боевых машин (изд. 2000 г.). Издательство Харпер Коллинз. стр. 250–251 . ISBN 978-0-00-472452-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль Данстан, Саймон (2019). Бронеавтомобиль Panhard: AML 60, AML 90, Eland . Руководства Хейнса . стр. 33, 85–97. ISBN 978-1-78521-194-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я О'Мэлли, Ти Джей (1996). Боевые машины: БТР и БМП . Механиксбург: Stackpole Books. стр. 74–77 . ISBN 978-1-85367-211-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Чант, Кристофер (1987). Сборник вооружений и военной техники . Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 47–48. ISBN 0-7102-0720-4 . OCLC 14965544 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Огоркевич, Р. М. Профиль вооружения ББМ 039 Бронеавтомобили Panhard (Виндзор, Беркс: профильные публикации).
- ^ Брэдфорд, Джеймс (2006). Международная энциклопедия военной истории (изд. 2006 г.). Книги Рутледжа. стр. 97–98. ISBN 978-0415936613 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из «Торговые реестры» . Armstrade.sipri.org . Проверено 20 июня 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «М3 и Баффало» . Ньютаун, Коннектикут, США: Forecast International, Incorporated. Август 2006 г. Архивировано из оригинала 26 июня 2017 г. Проверено 25 июня 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Лесакенг» . Южноафриканский музей доспехов. 6 декабря 2012 года. Архивировано из оригинала 3 июля 2013 года . Проверено 18 июня 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «БТР М3» . Петах-Тиква: Saymar Ltd. 2005. Архивировано из оригинала 4 января 2008 года . Проверено 29 сентября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Eurosatory 2016 – Региональный фокус: Ближний Восток и Африка [ES2016D1]» . Лондон: Информационная группа Джейн. 13 июня 2016 года. Архивировано из оригинала 14 июня 2016 года . Проверено 29 сентября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Броневик Панар» . Даммам: Military Industries Corporation (Завод бронетехники и тяжелого оборудования). 2010. Архивировано из оригинала 25 декабря 2014 года . Проверено 20 сентября 2016 г.
- ^ «Торговые реестры» .
- ^ Залога, Танковые сражения Ближневосточных войн (2) (2003), с. 52.
- ^ Данстан, Бронеавтомобиль Panhard: 1961 г. и далее (AML 60, AML 90, Eland), Руководство для энтузиастов (2019), стр. 154.
- ^ Кассис, Véhicules Militaires au Liban/Военная техника в Ливане (2012), стр. 57.
- ^ Секс и Аби-Шахин, Современные конфликты 2 - Гражданская война в Ливане, с 1975 по 1991 год и далее (2021), стр. 171-172.
- ^ Секс и Аби-Шахин, Современные конфликты 2 - Гражданская война в Ливане, с 1975 по 1991 год и далее (2021), стр. 21; 53.
- ^ Кассис, Véhicules Militaires au Liban/Военная техника в Ливане (2012), стр. 44.
- ^ Секс и Аби-Шахин, Современные конфликты 2 - Гражданская война в Ливане, с 1975 по 1991 год и далее (2021), стр. 190.
- ^ Кассис, Véhicules Militaires au Liban/Военная техника в Ливане (2012), стр. 57; 59.
- ^ Кассис, 30 лет военной техники в Ливане (2003), с. 24.
- ^ Кассис, Véhicules Militaires au Liban/Военная техника в Ливане (2012), стр. 56.
- ^ Секс и Аби-Шахин, Современные конфликты 2 - Гражданская война в Ливане, с 1975 по 1991 год и далее (2021), стр. 62; 65.
- ^ Кассис, 30 лет военной техники в Ливане (2003), с. 47.
- ^ Данстан, Бронеавтомобиль Panhard: 1961 г. и далее (AML 60, AML 90, Эланд), Руководство для энтузиастов (2019), стр. 126–128; 154.
- ^ Нергизян, Арам; Кордесман, Энтони (2009). Военный баланс Северной Африки: развитие сил в Магрибе . Вашингтон, округ Колумбия: Центр стратегических и международных исследований Press. стр. 25–27. ISBN 978-089206-552-3 .
- ^ Мирный процесс в Боснии: темпы реализации Дейтонского соглашения ускоряются по мере расширения международного участия (PDF) (Отчет) (Первое издание). Вашингтон, округ Колумбия : Счетная палата правительства . Июнь 1998 г. с. 170. Архивировано из оригинала (PDF) 11 декабря 2008 года . Проверено 28 июня 2017 г.
- ^ Военный баланс 2021 , с. 461.
- ^ «Ирак» (PDF) . Тель-Авив: Институт исследований национальной безопасности. 11 мая 2012 г. Архивировано из оригинала (PDF) 25 июня 2017 г. . Проверено 25 июня 2016 г.
- ^ Военный баланс 2021 , с. 459.
- ^ «Ливан» (PDF) . Тель-Авив: Институт исследований национальной безопасности. 30 августа 2011 г. Архивировано из оригинала (PDF) 26 июня 2017 г. . Проверено 29 сентября 2016 г.
- ^ «Марокко» (PDF) . Тель-Авив: Институт исследований национальной безопасности. 1 марта 2016 г. Архивировано из оригинала (PDF) 26 июня 2017 г. . Проверено 25 июня 2016 г.
- ^ Кордесман, Энтони (2001). Трагедия оружия: события в сфере вооруженных сил и безопасности в Магрибе . Вестпорт: Praeger Books. п. 62. ИСБН 978-0275969363 .
- ^ Фицсиммонс, Скотт (2013). Наемники в асимметричных конфликтах . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 157–160. ISBN 978-1107-02691-9 .
Ссылки
[ редактировать ]
- Данстан, Саймон (2019). Бронеавтомобиль Panhard: 1961 г. и далее (AML 60, AML 90, Eland), Руководство для энтузиастов . Сомерсет, Великобритания: Haynes Publishing. ISBN 978-1-78521-194-2 .
- Фосс, Кристофер Ф. (2002). Руководство по распознаванию танков и боевых машин Jane's . Лондон: ХарперКоллинз. ISBN 0-00-712759-6 .
- Международный институт стратегических исследований (февраль 2021 г.). Военный баланс 2021 . Том. 121. Рутледж. ISBN 978-1-032-01227-8 .
- Кассис, Самер (2003). 30 лет военной техники в Ливане . Бейрут: Элитная группа. ISBN 9953-0-0705-5 .
- Кассис, Самер (2012). Военная техника в Ливане 1975-1981 гг. на французском языке ( ). Чья: Издательство Требия. ISBN 978-9953-0-2372-4 .
- Секс, Закари; Аби-Шахин, Бассель (2021 г.). Современные конфликты 2 – Гражданская война в Ливане, с 1975 по 1991 год и далее . Руководство по профилям современных конфликтов. Том. II. АК Интерактив. ЕАН 8435568306073 .
- Залога, Стивен Дж. (2003). Танковые сражения Ближневосточных войн (2): Войны с 1973 года по настоящее время . Гонконг: Публикации Concord. ISBN 962-361-613-9 .