ЕБРЦ Ягуар
ЕБРЦ Ягуар | |
---|---|
![]() EBRC Jaguar французской армии | |
Тип | Боевая бронированная машина Бронированная разведывательная машина |
Место происхождения | Франция |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 2022 – настоящее время |
Используется | Франция Бельгия |
История производства | |
Дизайнер | Следующий Арка Фалес |
Разработанный | 2009–2021 |
Производитель | Следующий Арка Фалес |
Стоимость единицы | 6 миллионов евро (2019 финансовый год) [ 1 ] |
Произведено | 2020 – настоящее время |
№ построено | 60 единиц по состоянию на 31 декабря 2023 г. [ 2 ] |
Технические характеристики | |
Масса | 25 тонн |
Длина | 7,1 м (23 фута 4 дюйма) (шасси) 7,8 м (25 футов 7 дюймов) (включая 40-мм автоматическую пушку) |
Ширина | 2,99 м (9 футов 10 дюймов) |
Высота | 2,8 м (9 футов 2 дюйма) |
Экипаж | 3 (водитель + наводчик + командир) |
Броня | STANAG 4569 Уровень 4 (стандарт) Дополнительные модульные комплекты брони (опция) |
Основной вооружение | |
вторичный вооружение |
|
Двигатель | Военизированный Volvo D11 6-цилиндровый рядный турбодизель 500 л.с. (370 кВт) [ 3 ] |
Передача инфекции | ZF. Семиступенчатая автоматическая коробка передач |
Приостановка | Шестиколесный привод |
Оперативный диапазон | 800 км (500 миль) [ 3 ] |
Максимальная скорость | 90 км/ч (56 миль/ч) [ 3 ] |
Engin Blindé de Reconnaissance et de Combat Jaguar (англ. Armored Reconnaissance and Combat Vehicle Jaguar) или EBRC Jaguar — шестиколесная боевая бронированная машина, разработанная и производимая компаниями Nexter , Arquus (ранее Renault Trucks Defense ) и Thales . Предназначенная для замены трех машин разведки и/или огневой поддержки на вооружении Франции: AMX-10 RC , ERC 90 Sagaie и VAB HOT , машина поступила на вооружение в 2022 году после двенадцати лет разработки.
Jaguar является частью французской программы SCORPION . Универсальный и оснащенный инновационными технологиями, он предназначен для разведки бронетехники , а также для ведения боя в сложных условиях, таких как городские и горные районы. Ожидается, что 238 единиц будут поставлены французской армии к 2030 году, а все 300 машин запланировано к 2035 году. Ими будут оснащены семь ее бронекавалерийских полков.
Фон
[ редактировать ]
История Jaguar началась в 2009 году, когда французская армия высказала эксплуатационные требования к будущей средней кавалерийской машине. Это привело к созданию программы Enginblindé de reconnaissance et de Fight (EBRC), запущенной для решения четырех ключевых проблем: оперативная мобильность, гибкость использования, защита и агрессия. Около двадцати предварительных и технико-эксплуатационных исследований узлов, проведенных DGA, позволят затем создать «возможные архитектуры». Эти совершенно разные архитектуры являются результатом такого выбора, как «колесная или гусеничная броня», «6×6 или 8×8», «пилотируемая или дистанционно управляемая башня» или «броня целиком или с дополнительными комплектами»; все это при сохранении согласованности с другими столпами SCORPION , программой обновления армейских бронетанковых возможностей средней дальности. [ 4 ]
Диалог между Генеральным управлением вооружений (DGA), армией и производителями, консорциумом, образованным компаниями Nexter , Arquus и Thales , сузил выбор до четырех архитектур, затем двух, прежде чем прийти к эталонной архитектуре: 6×6. машина с обитаемой башней, сочетающей в себе основной комплекс вооружения с ракетой и дистанционно управляемую башню. — Так родился Jaguar амбициозное решение, которое, за некоторыми исключениями, не основывалось на каких-либо существующих компонентах. [ 5 ]
О разработке и закупке этого нового поколения боевых бронированных машин в рамках программы SCORPION (Synergie du CONtact Renforcee par la Polyvalence et l'InfovalorisatiON; английский : Contact Synergy Reinforced by Versatility and Infotainment) было объявлено в декабре 2014 года. [ 6 ] Это было поручено Министерством обороны Франции . [ 7 ] Долгожданный первый этап программы был запущен в октябре 2014 года. Этот первый этап общей стоимостью почти 5,1 миллиарда евро (2017 финансовый год) включает замену AMX-10 RC , ERC-90 Sagaie и VAB HOT на EBRC Jaguar, замена VAB на VBMR Griffon , модернизация танка Leclerc , а также развитие единой боевой информационной сети для обеспечения слаженности находящихся на вооружении систем. [ 8 ]
В рамках этого первоначального инвестиционного плана в размере 5 миллиардов евро до 2025 года 110 бронированных разведывательно-боевых машин ( EBRC ) и 780 многоцелевых бронированных машин ( VBMR ). должны были быть приобретены [ 9 ] Содержание следующих этапов программы должно было быть консолидировано позднее для достижения цели, установленной Законом о военном программировании (LPM) на 2014-2019 годы и обновленной поправками Совета обороны в апреле 2016 года: 1722 тяжелых VBMR Griffon , 522 легкий VBMR (который должен был стать VBMR-L Serval ), 248 EBRC Jaguar и 200 обновленных Leclerc XLR . [ 10 ]
В LPM на 2019-2025 годы, принятом в июле 2018 года, цели программы SCORPION были пересмотрены в сторону увеличения: запланировано приобретение 1872 VBMR Griffon , 978 VMBR-L Serval , 300 EBRC Jaguar , а также модернизация 200 танков Leclerc и 18 DCL. бронированные эвакуационные машины стандарта XLR , которые должны быть поставлены к 2030 году. [ 11 ] Общая стоимость программы оценивалась в 11 миллиардов евро, включая 2 миллиарда евро, предназначенных для 300 Jaguar . [ 12 ] Два заказа на 20 и 42 машины были подписаны в апреле 2017 года и сентябре 2020 года. Поставки первых единиц несколько задержались; То , что Jaguar является «чрезвычайно сложным технологическим объектом», среди причин, в частности, выделил полковник Дэмиен Сандо, офицер программы SCORPION в Генеральном штабе французской армии . [ 13 ]
Из первых 20 машин, полученных DGA в декабре 2021 года, 18 были доставлены в 1-й африканский егерский полк (1er RCA) в Канжуэрсе, отвечающий за подготовку всех полков, которые будут оснащены этими машинами. [ 14 ] В 2022 году к первой партии должны присоединиться еще 18 машин, что позволит начать формирование экипажей семи армейских полков легкой кавалерии. 1- й иностранный кавалерийский полк ( 1er REC ) будет первым, кто будет оснащен « Ягуаром» в мае 2022 года, затем в начале 2023 года — Полк морской пехоты ( RCIM ), за которым без особого порядка последует 1-й полк Спахи . 4-й егерский полк ( 4e RCh ), 3-й гусарский полк ( 3e RH ), 1-й полк морской пехоты ( 1er RIMa ) и 1-й парашютно-гусарский полк ( 1er RHP ). [ 15 ]
В октябре 2018 года правительство Бельгии официально оформило план покупки 60 EBRC Jaguar и 382 VBMR Griffon за 1,5 миллиарда евро. Эти машины заменят бельгийской армии и Piranha IIIC бронетранспортеры Dingo 2 мобильные пехотные машины . Сделка включает в себя запасные части и оборудование защищенной связи. Поставки планируется начать в 2025 году. [ 16 ]
Дизайн
[ редактировать ]
Когда в 2014 году был запущен первый этап программы, целью было достичь стоимости приобретения в размере 3 миллионов евро на EBRC и 1 миллион евро на VBMR . [ 17 ] Ожидалось, что это будет достигнуто отчасти за счет SCORPION приобретения большого количества автомобилей , что позволит добиться экономии за счет масштаба. Консорциум решил, что VBMR Griffon разделит 70% своих компонентов с Jaguar , чтобы сэкономить на разработке, производстве и обслуживании, а также облегчить логистику. Об этом свидетельствует довольно низкая средняя стоимость единицы Griffon и , следовательно , Serval для транспортных средств с их возможностями. В число общих компонентов входят, например, подвеска, поставляемая страсбургской компанией Quiri , система внутренней связи Elips от Аржантёя из Elno , PILAR V акустическая система обнаружения и локализации огня от лионской , Metravib Defense а также ветроника . [ 18 ] [ 19 ] Благодаря широкому спектру самых современных технологий Jaguar в конечном итоге оказался в два раза дороже, чем ожидалось, при ориентировочной стоимости единицы в 6 миллионов евро (2019 финансовый год). [ 20 ]

как бронированной разведывательной машины Основная задача Jaguar — подобраться как можно ближе к противнику и собрать разведданные, не будучи обнаруженным. Для этого необходимо, чтобы он был мобильным, незаметным, маневренным, хорошо защищенным, хорошо вооруженным и способным видеть далеко днем и ночью. [ 21 ] Машина имеет архитектуру танка, водитель спереди, башня посередине, привод задний, только колесный, а не гусеничный. [ 22 ] будь то трансмиссия, датчики, ветроника или огневая мощь Утверждается, что Jaguar воплощает в себе последние технологические достижения, . Это было описано как эквивалент перехода «от 2G к 5G» для экипажа французской кавалерии. [ 23 ] [ 24 ]
Первой отличительной эволюцией является мобильность. Автомобиль имеет более высокую удельную мощность и большую маневренность, чем предыдущие поколения. Оснащенный семиступенчатой автоматической коробкой передач, независимой ходовой частью, задним рулевым управлением и полным приводом, Jaguar может развивать максимальную скорость 90 км/ч на дорогах и треках, 70 км/ч на бездорожье, а также до 15 км/ч вперед или назад, на очень крутых склонах. Топливный бак емкостью 500 литров имеет запас хода до 800 км. [ 25 ] [ 26 ] Оснащенный регулируемым дорожным просветом, а также системой изменения давления в шинах и устройством Run-Flat, он обеспечивает отличную проходимость на всех типах местности, будь то дорога, камни или грязь. Автомобиль удивительно тихий, несмотря на то, что он оснащен военизированным вариантом Volvo шестицилиндрового рядного турбодизельного двигателя D11 мощностью 500 л.с. Двигатель размещен в звукоизолированном отсеке и способен работать на различных видах топлива, что облегчает пополнение запасов в любой точке мира, где будут развернуты французские войска. [ 27 ] [ 28 ]
Чтобы незаметно приблизиться к «добыче», производители поработали над характерной чертой машины: ее регулируемая подвеска позволяет пилоту укрыться за траншеей, опуская ее, чтобы выступали только системы наблюдения, или поднимая, чтобы вступить в бой с противником. [ 29 ] Высоту кузова можно регулировать с помощью гидросистемы в четырех положениях: «парковое», для погрузки на вагоны или длительной стоянки, затем «дорога», «среднее» и «внедорожье». На бездорожье максимальная высота подъема 47 см позволяет преодолевать реки вброд высотой 1,2 м и препятствия высотой 50 см. Jaguar весит 22 тонны без нагрузки и 25 тонн в боевой готовности. В спецификациях стратегической мобильности предусматривалось, что машина должна транспортироваться по воздуху на самолете А400М . Французская армия сохранила запас веса в 300 кг, необходимый для будущих модернизаций. [ 30 ]

Jaguar бронебойным в стандартной комплектации имеет броневую защиту уровня 4 по стандарту STANAG 4569 , способную противостоять калибра 14,5 мм боеприпасам , осколкам артиллерийских снарядов калибра 155 мм, самодельным взрывным устройствам и взрывам мин . [ 31 ] В дополнение к толщине брони, архитектура днища была спроектирована с учетом жестких точек , которые «отражают» взрывную силу наружу . Лучше защищенный, чем его предшественники, Jaguar сможет дольше оставаться в зоне боевых действий и не обязательно пытаться ее избежать. Уровень бронезащиты можно повысить за пределы 4-го уровня STANAG за счет установки модульного пакета брони. [ 32 ] [ 33 ]
Транспортное средство оснащено системой защиты от избыточного давления , чтобы защитить боевые отделения от химических, биологических, радиологических и ядерных ( ХБРЯ ) угроз. В салоне есть кондиционер и отопление для комфорта, а также электрическое устройство для подогрева еды и нагрева воды для чая или кофе. [ 34 ] Пространство было оптимизировано: в то время как экипаж AMX-10 RC состоит из четырех человек, с заряжающим для размещения снарядов и наводчиком, расположенным между ног командира, экипаж нового Jaguar состоит из трех человек: водителя, наводчика и командира. два из которых находятся в башне. Доступ командира и наводчика в машину осуществляется через два люка, расположенных на крыше башни над своими постами. Доступ механика-водителя в свое отделение в передней части корпуса осуществляется через открывающуюся вправо бронированную моторизованную откидную створку, закрывающую его. [ 35 ] На борту пространство становится просторным и модульным, с регулируемыми и/или шарнирно-сочлененными сиденьями и органами управления. При стрельбе из 40-мм пушки отдача практически отсутствует благодаря вращающемуся затвору, что снижает как риск, так и шум. [ 36 ]
Датчики и ситуационная осведомленность
[ редактировать ]Характеристики Jaguar , которые являются его самой сильной стороной, незаметны. За броней около двадцати датчиков служат глазами и ушами экипажа. [ 37 ] [ 38 ] Данные, собранные оптикой, камерами и другими электронными устройствами и системами, передаются в пузырь SCORPION через SICS ( Système d'Information du Combat de SCORPION ; английский : SCORPION Combat Information System), разработанную Atos-Bull и CONTACT ( COMmunications). Numériques TACtiques et de Théâtre ( англ .: Тактическая и театральная цифровая связь), разработанная Thales . Первое представляет собой боевое облако (единая боевая информационная сеть), а второе — программно-определяемую радиосистему ; они есть на всех автомобилях SCORPION . SICS . соединяет всех игроков общевойсковой боевой группы, а CONTACT обеспечивает возможности связи между машинами с одновременной передачей голоса и данных в реальном времени [ 39 ] Между тем, Thales разработанный инерциальный измерительный блок TopAxyz обеспечивает точную локализацию и наведение информации, а также возможности автономной навигации для транспортного средства, в том числе в средах, где отсутствует GNSS . [ 40 ] Одной из дополнительных особенностей Jaguar является его ветроника, то есть архитектура бортовых электронных систем. также разработанная Thales Архитектура, SCORPION , является общей для всех автомобилей . Для этого требуются компактные, но мощные компьютеры, и они связывают все системы навигации, защиты, наблюдения и связи. Он управляет и объединяет все данные внутри автомобиля. [ 41 ] SCORPION Common Vetronics обеспечивает обработку и обмен данными внутри и между транспортными средствами, обеспечивая совместный бой. [ 42 ] Кроме того, решающую роль в защите машины играет ветроника, в частности, благодаря алгоритмам, предлагающим экипажу несколько вариантов борьбы с угрозой, позволяя выбрать тот, который он посчитает наиболее адекватным ситуации. [ 43 ]

Наблюдение и отслеживание обеспечивается Safran от PASEO полностью цифровой панорамной системой прицеливания и управления огнем с оптической стабилизацией , которая, в остальном, выбиралась только для оснащения гораздо более тяжелых машин, чем Jaguar , таких как M10 Booker и особенно Leclerc XLR и AbramsX Основные боевые танки . [ 44 ] [ 45 ] Эта высокопроизводительная электрооптическая/инфракрасная (ЭО/ИК) система представляет собой прицел для наблюдения и стрельбы на большие расстояния. На « Ягуаре» он дублирован для наводчика ( PASEO-T , расположен на левом борту башни и совмещен с 40-мм автопушкой) и командира машины ( PASEO-C , установлен на дистанционно управляемом боевом модуле ). [ 46 ] Пока наводчик сканирует окружающую местность своей системой, оказывающей эффект вращения башни, командир может самостоятельно контролировать другую ось со своей. Это, например, позволяет командиру отправиться на поиск следующих целей для нейтрализации, а наводчик занимается уже обозначенными целями. И если первый заметит агрессивную цель, считающуюся приоритетной, он сможет в любой момент одним нажатием кнопки провести «ралли»; Затем турель автоматически и быстро наводится на эту цель. Осталось только выстрелить. [ 47 ] совместимый с орудиями калибра от 30 до 125 мм и интегрирующий систему наведения противотанковых ракет, PASEO, возможности обнаружения, идентификации, наведения и ведения огня обеспечивает Jaguar , а также позволяет экипажу поражать как статичные, так и движущиеся цели с помощью всего спектра вооружения машины, в дневное время. и ночь. Дальность ее наблюдения составляет 15,4 км по обнаружению целей, 7,6 км по распознаванию целей и 4 км по опознаванию целей. Он включает в себя 6 датчиков, включая камеру дневного света Full HD и SATIS GS, многоцелевой охлаждаемый тепловизор работающий в спектрах 3-5 и 8-12 мкм для направленного (азимутального) наблюдения на 360° и от -30 до +62° по возвышение. [ 48 ] Он также оснащен лазерным дальномером, который обеспечивает точные данные о расстоянии и цели на расстоянии более 7 км, что увеличивает вероятность поражения цели с первого выстрела. Еще одной важной возможностью этой системы является возможность секторного изображения, обеспечивающая качественную панораму и высококонтрастный фон при поиске скрытых целей. PASEO ; также способен к автоматическому отслеживанию он может автоматически захватывать заданную цель, будь то на земле или в воздухе. [ 49 ]

Jaguar , для также оснащен оптронной системой ANTARES , разработанной Thales тщательной ситуационной осведомленности, которая также выполняет функцию приемника лазерного предупреждения. На башне установлены два комплекта (один спереди справа, другой сзади слева) для обеспечения кругового обзора. [ 50 ] Система дополняет PASEO и позволяет воспроизвести изображение местности на экранах экипажа. [ 51 ] ANTARES сочетает в себе возможности точного лазерного предупреждения и местной ситуационной осведомленности в одной электрооптической головке. Модуль обеспечивает поле зрения по азимуту 360° днем и ночью, а также угол обзора от -15° до +75°, что также позволяет обнаруживать снайперов на крышах домов. [ 52 ] [ 53 ] Благодаря разрешению 5 миллионов пикселей он обеспечивает цветное видео для дневных операций и черно-белое видео для ночных операций. Днем система может увидеть бронемашину на расстоянии 500 м или небольшой беспилотник на расстоянии 250 м, а также обнаружить человека на расстоянии до 150 м. Благодаря встроенной системе лазерного предупреждения «АНТАРЕС» также подает сигнал тревоги, если машина наведена на цель лазерным дальномером или целеуказателем. Он может обнаруживать лазерные угрозы с точностью до 1,5 градусов, а также обнаруживать запуск приближающейся ракеты, позволяя экипажу реагировать по своему усмотрению. [ 52 ] [ 53 ] К ним необходимо добавить пять периферийных камер, встроенных по бокам корпуса и сзади. [ 54 ] Кроме того, машина оснащена резервной оптикой для командира машины и наводчика на случай, если у них на поле боя возникнут проблемы с оптико-электронными датчиками: у наводчика имеется прямой оптический канал, расположенный на передней дуге башни (слева от трубка) и командира — цельнооптический панорамный прицел, установленный в верхней части башни (впереди по центру), который не только действует как резервный прицел, но и улучшает восприятие топографии. [ 55 ] [ 56 ] [ 57 ] Кроме того, машина оснащена PILAR V , установленным на крыше устройством, способным обнаруживать, идентифицировать и определять местонахождение выстрелов из стрелкового оружия, оружия среднего калибра, минометных снарядов, кумулятивных ракет или РПГ в режиме реального времени. [ 58 ] Он обеспечивает покрытие на 360° и всегда активен. Он может фильтровать исходящий огонь, чтобы избежать ложных обнаружений и ложных сообщений в боевую информационную систему SICS, а также может определять, ведется ли стрельба одиночными или очередями в направлении машины. PILAR V имеет точность в пределах 2° по азимуту и 3° по углу места с запасом 10% для оценки расстояния. Однако, если Jaguar или SCORPION поблизости находятся другие автомобили , их собственные системы PILAR V также обнаруживают выстрел и могут мгновенно обмениваться данными. Затем ветроника выполнит триангуляцию, чтобы определить положение стрелка и распространить информацию на все транспортные средства. Ветроника также сможет автоматически направлять башню в эту позицию, а также предлагать стрельбу среди других вариантов. Возможность распознавания угроз и точного целеуказания повышает ситуационную осведомленность, немедленную реакцию и эффективность ответного огня. [ 59 ] [ 60 ]

Внутри машины с правой стороны башни расположено место командира. У него есть семь епископов, дающих ему обзор на 360° снаружи, и два сенсорных экрана. Первый экран представляет собой многофункциональный дисплей, позволяющий управлять транспортным средством в целом. Например, это позволяет ему управлять датчиками и визуализировать различные типы данных, которые они собирают; отображает состояние и параметры машины, вооружения и боеприпасов; и многое другое. В частности, в нем имеется меню для пулемета с дистанционным управлением, которым, как ожидается, командир будет управлять в случае необходимости. Второй экран представляет SICS и предназначен для обмена информацией с другими транспортными средствами SCORPION . Другие инструменты, находящиеся в его распоряжении внутри для выполнения миссии, включают окуляр, связанный с его резервным прицелом, универсальную панель управления безопасностью (по сути, набор органов управления с кнопками с подсветкой) и переключатели разрешения стрельбы, позволяющие наводчику поражать цели. Между тем, у наводчика, сидящего слева, есть два епископа, обеспечивающие ему видимость снаружи. [ 61 ] [ 62 ] [ 63 ] Его станция оснащена панелью управления безопасностью оружия, а также многофункциональным дисплеем, который позволяет ему визуализировать данные, предоставляемые датчиками, такие как видеоизображения целей, которые необходимо поразить, и выбирать способ поражения (например, очередь из 5 выстрелов, очередь из 3-х выстрелов). очередь, одиночный выстрел...), используемые боеприпасы и т. д. Наконец, перед его глазами расположены окулярная линза, связанная с его резервным прицелом, и блок управления (на полпути между джойстиком самолета и джойстиком игровой приставки). сиденье (на уровне глаз и возле ног соответственно). Блок управления позволяет ему быстро поворачивать башню (60° в секунду) и управлять вооружением (т.е. 40-мм автоматической пушкой и ракетами). Таковым оборудован и командирский пост. Шлемы наводчика и командира оснащены микрофоном и наушниками для снижения окружающего шума и облегчения внутренней связи через Elips. [ 64 ]


Водитель, расположенный в передней центральной части корпуса, находится один в своем отсеке впереди двух других членов экипажа, но остается с ними в постоянном контакте через радио, встроенное в его шлем. Он управляет автомобилем со своего сиденья с электрической регулировкой, используя рулевое колесо, расположенное в центре трехчастной приборной панели с экранами; два слева и один справа. [ 65 ] Последний отображает все параметры мобильности, а два сенсорных экрана слева предназначены для дисплея водителя, обеспечивая доступ к таким функциям, как камера заднего вида, навигация, кондиционер, система диагностики для механических или электронных предупреждений в случае проблем с автомобилем. параметры транспортного средства и освещения, чтобы оставаться незаметными во время маневров в ночное время. Теперь ему также предоставлена возможность наблюдения, и его поле зрения обеспечивается из закрытого люка через блоки панорамного обзора (по сути, бронированный моторизованный шарнирный люк, укрывающий его и оснащенный тремя эпископами, которые обеспечивают видимость за счет взаимодействия зеркал). [ 66 ] Центральный эпископ (самый большой) может объединять изображения, предоставляемые оптронной системой, предназначенной для водителя. Эта система, состоящая из теплового датчика и датчика усиления света, встроена слева в створку, закрывающую его отсек (и расположена чуть ниже оптического канала наводчика), и, в частности, обеспечивает возможность вождения в ночное время. Но водитель, тем не менее, сохраняет возможность ездить, вытянув голову наружу, если пожелает. [ 67 ] [ 68 ] [ 69 ]
Таким образом, точность и расстояние обнаружения были значительно улучшены по сравнению с AMX-10 RC благодаря проксимальным камерам, высококачественной оптике и добавлению теплового канала, а также набору эпископов, пять из которых являются дополненной реальностью . [ 70 ] Благодаря последнему цикл принятия решений сокращается. Часть данных, собираемых датчиками и обрабатываемых боевой информационной системой, проецируется непосредственно на эпископы, что позволяет экипажу быть на шаг впереди в понимании тактической обстановки и ускорять определение последовательности действий. [ 71 ] Благодаря SICS и обмену информацией, который она обеспечивает, например, целеуказание дружественной машины или воздушного средства будет отображаться на трех эпископах дополненной реальности для командира машины, одного для наводчика и одного для водителя. [ 72 ]

Помимо средств противодействия, таких как вышеупомянутый детектор лазерного оповещения, детектор запуска ракет и локатор огня, Jaguar также включает в себя, например, инфракрасный глушитель, а также датчик помех для защиты от СВУ, несмотря на то, что в стандартной комплектации он оснащен броней STANAG 4569 уровня 4. [ 73 ] ECLIPSE Thales , интеллектуальный программный глушитель, разработанный , обеспечивает электронную защиту от угроз IED/RCIED. Он мгновенно обнаруживает и реагирует на срабатывание самодельных взрывных устройств путем подавления сигналов радиопульта дистанционного управления в широком диапазоне частот, не создавая помех системам радиосвязи, используемым дружественными силами. [ 74 ] Jaguar в также оснащен системой противодействия GALIX , разработанной и изготовленной компанией Lacroix Defense сотрудничестве с Nexter . Система состоит из 14 80-мм дозаторов дымовых гранат, связанных с установленной на башне ANTARES системой лазерного оповещения . Он работает вместе с детектором запуска ракет, PILAR V , ECLIPSE и инфракрасным генератором помех. [ 75 ] В передней части башни с каждого борта установлено по 4 гранаты, а также по 3 заделаны в броню в корме корпуса с обоих концов. [ 76 ] GALIX — это система самозащиты, которая делает защиту транспортного средства более надежной за счет автоматического обнаружения, что значительно сокращает время срабатывания защиты за счет автоматизации этапа принятия решения. При обнаружении выстрела в радиусе 5 км датчики передают данные об угрозе и угле атаки в систему управления огнем машины. В ответ GALIX менее чем за секунду запустит мультиспектральные контрмеры, способные вывести из строя наводчика противника. [ 77 ] По сути, гранаты создают облако дыма, маскирующее машину в видимом диапазоне, а также во всех диапазонах лазерных волн (целеуказателей, лазерных дальномеров и т.п.) и больших инфракрасных диапазонах (0,8-14 мкм), охватывающих I, III и IV диапазоны. Это нетоксичное защитное облако существует до 90 секунд и создается от уровня земли до максимальной высоты 7 метров и на расстоянии от 20 до 60 метров от автомобиля. Кроме того, система предназначена не только для самообороны (пассивное действие), но и способна нейтрализовать личный состав противника (поскольку может стрелять различными летальными и несмертельными зарядами). [ 78 ] Меры противодействия, которыми еще предстоит оборудовать машину, включают систему активной защиты ; [ 79 ] одна разрабатывается компаниями Thales и Nexter для интеграции на транспортные средства SCORPION в рамках программы PROMETEUS ( PROtection Multi Effets Terrestre Unifiée ; английский язык : унифицированная наземная многоуровневая защита), целью которой является разработка глобальной системы броневой защиты для транспортных средств SCORPION, сочетающей три технологии: «универсальная пассивная защита», «реактивная защита» и «активная защита». [ 80 ] [ 81 ] Последний, получивший обозначение Диамант , [ 82 ] представляет собой распределенную систему активной защиты от жесткого поражения, разрабатываемую компанией Thales , состоящую из четырех частотно-модулированных радиолокационных датчиков непрерывного действия, установленных по углам машины, а также ряда эффекторных модулей, установленных по периметру машины, на ее крыше и вокруг ее капот, и систему питания блока управления ЭБУ. Система использует радары для обнаружения и отслеживания потенциальных угроз, таких как противотанковые ракеты и противотанковые управляемые ракеты . Как только угроза обнаружена, система дает команду соответствующему эффекторному модулю запустить контрмеру по траектории угрозы, чтобы уничтожить или ухудшить ее настолько, чтобы она больше не могла пробить пассивную броню машины. [ 83 ]
Jaguar . также спроектирован так, чтобы упростить обслуживание Автомобили оснащены датчиками на ключевых компонентах, таких как подвеска, тормозные колодки и коробки передач, что позволяет проводить профилактическое обслуживание. [ 84 ] [ 85 ] Принцип заключается в развертывании систем мониторинга работоспособности и использования (HUMS) для этих ключевых функций для получения непрерывных данных о деятельности транспортных средств. [ 86 ] Эти данные сохраняются и анализируются для определения оставшегося потенциала, прогнозирования сбоев и программного вмешательства в нужный момент. Этот метод, один из нескольких, изучаемых в рамках плана MCO-T 2025 , призван помочь оптимизировать операции поддержки и повысить доступность транспортных средств. Датчики HUMS могут, например, принимать форму динамической системы контроля качества моторного масла. Этот инструмент контроля позволит производить замену масла при необходимости, а не систематически через определенное количество километров. [ 85 ] Внедрение профилактического обслуживания, согласованное в дополнительном документе к контракту SCORPION , означало разработку уровня программного обеспечения, необходимого для координации датчиков и анализа данных. Автомобили SCORPION — первые во французских вооруженных силах, оснащенные датчиками HUMS; Таким образом, добавление этой возможности не является сложной операцией. [ 85 ] Этот маневр также тесно связан со случаями SERUM ( Système d'Entretien et de Réparation Unique du Maintenancier ; английский : Уникальная система технического обслуживания и ремонта), разработанными Arquus . Этот диагностический инструмент представляет собой компьютер, который можно подключить к автомобилю для выполнения операций по техническому обслуживанию или выявления неисправностей. [ 85 ]
В остальном «Ягуар» работает в комплекте. Всего доступно пятнадцать различных комплектов, включая лебедку и дополнительные датчики. [ 87 ]
Вооружение
[ редактировать ]
Будучи прежде всего боевой машиной, «Ягуар» сочетает в себе три типа вооружения; во-первых, двухместная стабилизированная башня 40CTAS (40-мм корпусная телескопическая система вооружения), разработанная CTA International , с 40-мм автоматической пушкой ( 40CTC ) и системой обращения с боеприпасами ( AHS ). Инновационная и компактная благодаря сквозной конструкции, эта пушка не требует большого проникновения в корпус автомобиля и имеет большой угол возвышения в 45°, что дает Jaguar возможность управлять «медленными самолетами», как это необходимо. Если в 2009 году французская армия в основном имела в виду вертолеты или цели в высоких сооружениях в городской местности, то теперь та же логика применима и к БПЛА . [ 88 ] 40CTC . имеет скорострельность 200 выстрелов в минуту и угол наклона от -10° до 45° [ 89 ]
Башня полностью стабилизирована по азимуту и углу места благодаря оборудованию управления артиллерийским вооружением ( GCE ), что позволяет машине вести огонь на ходу. В состав GCE входят приводные двигатели угла места и азимута, энкодеры, гироскопы , акселерометры и электронные блоки управления. [ 90 ] Наводчик имеет на выбор 180 телескопических снарядов , 65 из которых готовы к стрельбе. Французская армия выбрала четыре типа боеприпасов: тренировочные снаряды ( снаряд общего назначения – кинетическая энергия – трассирующий или GPR-KE-T и Target Practice – трассирующий или TP-T ), бронебойный плавник, стабилизированный сбрасываемый подкалиберный трассер ( APFSDS-T ), снаряд общего назначения – точечный детонирующий – трассирующий ( GPR-PD-T ) и снаряд общего назначения – воздушный взрыв – трассирующий ( GPR-AB-T ). Снаряд APFSDS-T имеет эффективную дальность стрельбы до 3 км, остальные три — до 2,5 км. Учебные снаряды ТП -Т и ГПР-КЭ-Т уже прошли квалификацию и находятся на вооружении. GPR - Ожидается, что снаряд GPR-PD-T будет сертифицирован в 2022 году, а четвертый боеприпас, AB-T , в 2023 году. [ 91 ]
Таким образом, 40-мм пушка « Ягуара » способна пробить броню техники противника (в частности, вольфрамовый снаряд APFSDS -T способен пробить более 140 мм брони RHA на расстоянии 1,5 км), пробить более 210 мм двойного армирования. бетона или произвести воздушный разрыв над целью на дальности от 60 м до 2,5 км, образуя залп снарядов, представляющий угрозу как для окопавшегося личного состава, так и для воздушно-десантной техники. Этот программируемый фугасный боеприпас может работать и в режиме точечного подрыва. [ 92 ]

Дополняя систему 40CTAS, ракета Akeron MP , разработанная MBDA France средней дальности , обеспечивает противотанковые и ракеты класса «земля-земля», возможности если Jaguar поразит неподвижные или движущиеся более тяжелые цели, такие как основные боевые танки последнего поколения или хорошо защищенные цели. структуры. [ 93 ] Он может уничтожить танк на расстоянии до 5 км, не мешая ландшафту. Возможность ракеты за пределами прямой видимости позволяет ей поражать цели, находящиеся за препятствием. Ракета также дает возможность менять цель в полете для борьбы с неожиданной угрозой благодаря встроенной системе восстановления прицеливания. [ 94 ] Akeron MP, вооруженный Jaguar , как и 40CTAS наводчика , управляется PASEO . Он имеет три основных режима работы: «выстрелил и забыл »; Прицел перед запуском ( LOBL ), при котором цель фиксируется перед выстрелом; Прицел после запуска ( LOAL ), который фиксируется на цели после выстрела и позволяет наносить удары вне прямой видимости ( NLOS ). [ 95 ] Две ракеты готовы к стрельбе в развертываемой капсуле с правой стороны башни. Еще два патрона хранятся в шейке башни, месте, менее подверженном вибрации. [ 96 ] Это знаменует собой возвращение французской армии к спариванию пушек и ракет, конфигурации, невиданной с 1960-х годов, и принятия на вооружение AMX-13 SS.11 . [ 97 ]
Jaguar разработанным оснащен дистанционно управляемым боевым модулем T3 Hornet S , самым совершенным из семейства Hornet, и изготовленным компанией Arquus . Он вооружен 7,62-мм пулеметом FN MAG 58 , эффективным на дистанции 800 метров и имеющим боекомплект в 550 патронов. [ 98 ] [ 99 ] [ 100 ] [ 101 ] От T1 Hornet и T2 Hornet Lite, установленных на Griffon и Serval , она отличается своей архитектурой, так как в отличие от двух других моделей эта башня с дистанционным управлением оснащена прицелом PASEO, встроенным в независимую головку, которой может управлять как командир машины, так и командир. наводчик (хотя, как правило, первый). Башня T3 Hornet S имеет возможность вращения на 360° с углом возвышения от -20° до +60° и работает по трем осям: одна для PASEO , вторая для пулемета и третья для 40-мм автоматической пушки 40CT . [ 102 ] [ 101 ]
Боевой модуль с дистанционным управлением каждой SCORPION машины вносит свой вклад в цепочку сбора и обмена разведывательными данными. Как обычное снаряжение SCORPION , они являются «глазами» совместного боя. Каждая башня с дистанционным управлением интегрирована в ветронику машины, которая связана с другими элементами ротной команды или GTIA (во французской армии GTIA — это общевойсковая боевая группа, насчитывающая чуть более 1000 человек) через систему SICS. боевую информационная система. Это облегчает обмен тактической информацией в режиме реального времени, позволяя каждому разделу иметь точное представление о ситуации с дружественными транспортными средствами и позволяя транспортному средству SCORPION A (будь то Griffon , Serval , Jaguar или Leclerc XLR ) поразить цель, определенную SCORPION. транспортным средством Б. [ 103 ] Если, например, «Гриффон» заметит вражескую цель, он может мгновенно сообщить о своей позиции «Ягуару» , чтобы тот мог двигаться и уничтожить ее с помощью 40-мм пушки или ракет. [ 104 ]
Чтобы избежать потенциальной дезориентации из-за быстроты движений башни, наводчик и его командир имеют розетку в верхней части своих многофункциональных экранов, указывающую ориентацию каждого орудия/прицела относительно шасси; деталь, которая кажется простой, но, опять же, представляет собой улучшение по сравнению с AMX-10 RC , у которого ее не было. [ 105 ]
Операторы
[ редактировать ]Текущие операторы
[ редактировать ]Французская армия (150 заказано, всего 300 запланировано)
- Французская армия планирует заказать в общей сложности 300 EBRC Jaguar , 150 : на данный момент заказано [ 106 ] [ 107 ]
- Поставки: [ 111 ]
- Впервые доставлен на действительную службу в Иностранный легион в августе 2022 года. [ 112 ]
- 120 планируется к 2025 году
- 200 планируется к 2030 году
- 300 запланировано к 2035 году
Будущие операторы
[ редактировать ]Бельгийский сухопутный компонент (60 под заказ)
- Компания Jaguar заказала в рамках программы сотрудничества CaMo 1, поставка которой запланирована на 2025 год. Akeron MP . Для этой машины была заказана 761 ракета [ 113 ]
- VBMR (Griffon) также является частью заказа: запланировано 382 машины. [ 114 ]
Потенциальные операторы
[ редактировать ]Люксембургская армия (38 под заказ)
- Потенциальный заказ на 38 машин объявлен в мае 2024 года. [ 115 ] Этот приказ последовал за обновлением парка бронетехники. В сентябре 2022 года поступил заказ на 80 CLRV Mowag Eagle V , которые будут оснащены теми же системами, что и бельгийский VBMR. RWS deFNder Medium — от FN Herstal, информационно-боевая система Scorpion (SICS — от ATOS), радиосистема CONTACT SDR — от Thales , а система противовоздушной обороны BARAGE — от Thales Belgium. [ 116 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]EBRC Jaguar представлен в шутере от первого лица Battlefield 2042 2021 года , где он упоминается как EBAA Wildcat. В игре его используют как американская, так и российская фракции. [ 117 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Французский парламент: Одобрение соглашения между правительством Французской Республики и правительством Королевства Бельгия об их сотрудничестве в области наземной мобильности» . 21 мая 2019 г.
- ^ «Парламент Франции: Проект закона о военном программировании на 2024–2030 годы (стр. 93)» (PDF) . 10 июля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Jaguar до отказа оснащен датчиками, вооружением и покраской . Новости обороны . 8 июня 2018 г.
- ^ «В Канжуэре Jaguar открывает новую страницу для французской кавалерии» . 14 февраля 2022 г.
- ^ «В Канжуэре Jaguar открывает новую страницу для французской кавалерии» . 14 февраля 2022 г.
- ^ «Армия: 5 миллиардов евро на программу «Скорпион»» . 5 декабря 2014 г.
- ^ Новости, L'Usine (19 февраля 2014 г.). «Скорпион, бронетанковая программа, символизирующая оборону в условиях бюджетных ограничений» .
- ^ «Законопроект о финансах на 2018 год: Оборона: Оснащение сил» . 23 ноября 2017 г.
- ^ «Государство заказывает пять миллиардов новых бронемашин» . 5 декабря 2014 г.
- ^ «Законопроект о финансах на 2018 год: Оборона: Оснащение сил» . 23 ноября 2017 г.
- ^ «Как работает программа «Скорпион», которая сделает «Леклерк» кибертанком» . 14 января 2023 г.
- ^ «Открытие Jaguar, нового армейского бронированного автомобиля» . 19 февраля 2022 г.
- ^ «В Канжуэре Jaguar открывает новую страницу для французской кавалерии» . 14 февраля 2022 г.
- ^ «В Канжуэре Jaguar открывает новую страницу для французской кавалерии» . 14 февраля 2022 г.
- ^ «В Канжуэре Jaguar открывает новую страницу для французской кавалерии» . 14 февраля 2022 г.
- ^ Фассо, Фредерик (26 октября 2018 г.). «БЕЛЬГИЯ ЗАКУПАЕТ 442 БРОНИРОВАНИЯ ВООРУЖЕНИЯ У ФРАНЦУЗСКИХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ» . VIPress.net . Проверено 4 января 2022 г.
- ^ «ВБМР + EBRC = EBMR» . 27 октября 2014 г.
- ^ «Оборона, устойчивые рабочие места во Франции и Европе» (PDF) . июль 2019.
- ^ «Нет Скорпиона без МСП» . 12 августа 2016 г.
- ^ «Одобрение соглашения между Правительством Французской Республики и Правительством Королевства Бельгия об их сотрудничестве в области наземной мобильности» . 21 мая 2019 г.
- ^ «FOCUS VÉHICULES BLINDÉS GRIFFON, JAGUAR ET SERVAL» (PDF) . Май 2022.
- ^ «На подходе к Ягуару!» . 22 мая 2018 г.
- ^ «Открытие Jaguar, нового армейского бронированного автомобиля» . 19 февраля 2022 г.
- ^ «В Канжуэре Jaguar открывает новую страницу для французской кавалерии» . 14 февраля 2022 г.
- ^ «Открытие Jaguar, нового армейского бронированного автомобиля» . 19 февраля 2022 г.
- ^ «В Канжуэре Jaguar открывает новую страницу для французской кавалерии» . 14 февраля 2022 г.
- ^ «Открытие Jaguar, нового армейского бронированного автомобиля» . 19 февраля 2022 г.
- ^ «Оборона Франции: 2019 год, первый бюджет ЛПМ на 2019-2025 годы» . 2018.
- ^ «На подходе к Ягуару!» . 22 мая 2018 г.
- ^ «В Канжуэре Jaguar открывает новую страницу для французской кавалерии» . 14 февраля 2022 г.
- ^ Французская оборонная промышленность представляет первый прототип бронеавтомобиля Jaguar 6x6 . Армейское признание . 16 мая 2018 г.
- ^ «В Канжуэре Jaguar открывает новую страницу для французской кавалерии» . 14 февраля 2022 г.
- ^ «Ягуар EBRC 6х6» . 25 февраля 2024 г.
- ^ «Открытие Jaguar, нового армейского бронированного автомобиля» . 19 февраля 2022 г.
- ^ «Гриффон и Ягуар в сердце СКОРПИОНА» . 20 февраля 2018 г.
- ^ «Эксклюзив: на борту EBRC Jaguar, нового «танка» французской армии» . 12 февраля 2024 г.
- ^ «Открытие Jaguar, нового армейского бронированного автомобиля» . 19 февраля 2022 г.
- ^ «В Канжуэре Jaguar открывает новую страницу для французской кавалерии» . 14 февраля 2022 г.
- ^ «В Канжуэре Jaguar открывает новую страницу для французской кавалерии» . 14 февраля 2022 г.
- ^ «Thales поставит электронику для бельгийских автомобилей Scorpion» . 17 июля 2019 г.
- ^ «Представлена первая бронированная разведывательно-боевая машина «Ягуар»» . 16 мая 2018 г.
- ^ «Представлена первая бронированная разведывательно-боевая машина «Ягуар»» . 16 мая 2018 г.
- ^ «Представлена первая бронированная разведывательно-боевая машина «Ягуар»» . 16 мая 2018 г.
- ^ «Обновленные» танки Leclerc получат прицелы последнего поколения «PASEO» . 8 февраля 2024 г.
- ^ «Бронированная разведывательно-боевая машина Jaguar» . 9 мая 2017 г.
- ^ «На подходе к Ягуару!» . 22 мая 2018 г.
- ^ «Эксклюзив: на борту EBRC Jaguar, нового «танка» французской армии» . 12 февраля 2024 г.
- ^ «Обновленные» танки Leclerc получат прицелы последнего поколения «PASEO» . 8 февраля 2024 г.
- ^ «Jaguar EBRC (Engin Blindé Reconnaissance et de Combat)» . 6 декабря 2021 г.
- ^ «Франция: Представление Jaguar перед выставкой Eurosatory» . 17 мая 2018 г.
- ^ «На подходе к Ягуару!» . 22 мая 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Компания Thales увеличивает производство Antares для ББМ французской армии» . 30 апреля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Автомобильная ситуационная осведомленность» . 23 января 2021 г.
- ^ «На подходе к Ягуару!» . 22 мая 2018 г.
- ^ «Франция: Представление Jaguar перед выставкой Eurosatory» . 17 мая 2018 г.
- ^ «На подходе к Ягуару!» . 22 мая 2018 г.
- ^ «Гриффон и Ягуар в сердце СКОРПИОНА» . 20 февраля 2018 г.
- ^ «На подходе к Ягуару!» . 22 мая 2018 г.
- ^ «Metravib Defence: от акустического обнаружения до объединения данных» . 8 июня 2020 г.
- ^ "Metravib PILAR V" . 8 April 2019.
- ^ «Франция: Представление Jaguar перед выставкой Eurosatory» . 17 мая 2018 г.
- ^ «На подходе к Ягуару!» . 22 мая 2018 г.
- ^ «Гриффон и Ягуар в сердце СКОРПИОНА» . 20 февраля 2018 г.
- ^ «Эксклюзив: на борту EBRC Jaguar, нового «танка» французской армии» . 12 февраля 2024 г.
- ^ «Гриффон и Ягуар в сердце СКОРПИОНА» . 20 февраля 2018 г.
- ^ «Эксклюзив: на борту EBRC Jaguar, нового «танка» французской армии» . 12 февраля 2024 г.
- ^ «Франция: Представление Jaguar перед выставкой Eurosatory» . 17 мая 2018 г.
- ^ «Бронированная разведывательно-боевая машина Jaguar» . 9 мая 2017 г.
- ^ «На подходе к Ягуару!» . 22 мая 2018 г.
- ^ «В Канжуэре Jaguar открывает новую страницу для французской кавалерии» . 14 февраля 2022 г.
- ^ «Первый парад на Jaguar — уникальный момент для 1-го RCA» . 13 июля 2022 г.
- ^ «Первый парад на Jaguar — уникальный момент для 1-го RCA» . 13 июля 2022 г.
- ^ «На подходе к Ягуару!» . 22 мая 2018 г.
- ^ «На подходе к Ягуару!» . 22 мая 2018 г.
- ^ «Гриффон и Ягуар в сердце СКОРПИОНА» . 20 февраля 2018 г.
- ^ «Ягуар EBRC 6х6» . 25 февраля 2024 г.
- ^ «Первая автоматизированная система «мягкого уничтожения», сделанная во Франции» . 26 ноября 2018 г.
- ^ «Гриффон и Ягуар в сердце СКОРПИОНА» . 20 февраля 2018 г.
- ^ «На подходе к Ягуару!» . 22 мая 2018 г.
- ^ «Главное управление вооружений провело испытания системы активной защиты «Диамант» с бронемашиной Griffon . 31 января 2023 г.
- ^ «ПРОМЕТЕЙ» . 2022.
- ^ «На подходе к Ягуару!» . 22 мая 2018 г.
- ^ «FAVS 2023: Франция испытывает Diamant APS на Griffon» . 20 ноября 2023 г.
- ^ «В Канжуэре Jaguar открывает новую страницу для французской кавалерии» . 14 февраля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Прогнозное техническое обслуживание скоро появится в Griffon» . 2021.
- ^ «В Канжуэре Jaguar открывает новую страницу для французской кавалерии» . 14 февраля 2022 г.
- ^ «На подходе к Ягуару!» . 22 мая 2018 г.
- ^ «В Канжуэре Jaguar открывает новую страницу для французской кавалерии» . 14 февраля 2022 г.
- ^ «Эксклюзив: на борту EBRC Jaguar, нового «танка» французской армии» . 12 февраля 2024 г.
- ^ «Ягуар EBRC 6х6» . 25 февраля 2024 г.
- ^ «В Канжуэре Jaguar открывает новую страницу для французской кавалерии» . 14 февраля 2022 г.
- ^ «На подходе к Ягуару!» . 22 мая 2018 г.
- ^ «В Канжуэре Jaguar открывает новую страницу для французской кавалерии» . 14 февраля 2022 г.
- ^ «Гриффон и Ягуар в сердце СКОРПИОНА» . 20 февраля 2018 г.
- ^ «Гриффон и Ягуар в сердце СКОРПИОНА» . 20 февраля 2018 г.
- ^ «В Канжуэре Jaguar открывает новую страницу для французской кавалерии» . 14 февраля 2022 г.
- ^ «В Канжуэре Jaguar открывает новую страницу для французской кавалерии» . 14 февраля 2022 г.
- ^ «Франция: Представление Jaguar перед выставкой Eurosatory» . 17 мая 2018 г.
- ^ «На подходе к Ягуару!» . 22 мая 2018 г.
- ^ «Эксклюзив: на борту EBRC Jaguar, нового «танка» французской армии» . 12 февраля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Arquus предлагает полный спектр дистанционно управляемых турелей Hornet» . 21 июля 2016 г.
- ^ «В Канжуэре Jaguar открывает новую страницу для французской кавалерии» . 14 февраля 2022 г.
- ^ «Hornet, актив Arquus, утвердившийся в сегменте телеуправляемых вышек» . 2021.
- ^ «Представлена первая бронированная разведывательно-боевая машина «Ягуар»» . 16 мая 2018 г.
- ^ «Эксклюзив: на борту EBRC Jaguar, нового «танка» французской армии» . 12 февраля 2024 г.
- ^ https://www.assemblee-nationale.fr/dyn/16/textes/l16b1517_texte-adopte-commission.pdf
- ^ Перейти обратно: а б Ланьо, Лоран (10 мая 2022 г.). «Главное управление вооружений уведомило о заказах на 302 Griffon, 88 Jaguar и 54 MEPAC» . Военная зона (на французском языке) . Проверено 26 июня 2024 г.
- ^ Новости, Фабрика (25 апреля 2017). «Первые бронемашины Griffon и Jaguar, заказанные для программы «Скорпион»» . L'Usine Nouvelle (на французском языке).
- ^ archives.defense.gouv.fr https://archives.defense.gouv.fr/dga/actualite/scorpion-commande-des-premiers-vehicules-blindes-vbmr-et-ebrc.html . Проверено 26 июня 2024 г.
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ «Программа «Скорпион»: Министерство Вооруженных Сил заказало 313 бронемашин» . БФМ БИЗНЕС (на французском языке) . Проверено 26 июня 2024 г.
- ^ https://www.opex360.com/2023/05/19/lpm-2024-30-le-ministere-des-armees-revoit-sa-copie-sur-les-livraisons-de-blindes-jaguar-et -грифон/
- ^ «1er REC: Первое оперативное подразделение французской армии, получившее автомобили EBRC Jaguar | Информация Французского Иностранного легиона» . Проверено 10 мая 2024 г.
- ^ «Заказав 761 ракету MMP, Бельгия вновь доверяет Франции» . Meta-defense.fr . 21 сентября 2023 г. Проверено 10 мая 2024 г.
- ^ www.defense.gouv.fr https://www.defense.gouv.fr/eurosatory/actualites/camo-cooperation-europeenne-inedite-entre-france-belgique . Проверено 10 мая 2024 г.
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Ланьо, Лоран (9 мая 2024 г.). «Люксембург закажет 38 разведывательно-боевых бронемашин Jaguar и несколько Griffons» . Военная зона (на французском языке) . Проверено 10 мая 2024 г.
- ^ «Армия Люксембурга закупит новые бронемашины CLRV» . ВПК.имя . 26 сентября 2022 г. Проверено 10 мая 2024 г.
- ^ «Список техники Battlefield 2042 — все игровые машины | GameWatcher» .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Метравиб Защита (на французском языке)