OT-64 SKOT
OT-64 SKOT | |
---|---|
![]() ОТ-64А СКОТ-2А | |
Тип | Колесный амфибия бронетранспортер- |
Место происхождения | ![]() ![]() |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1963 – настоящее время [1] |
Используется | См . Операторы |
Войны | Индо-Пакистанская война 1971 года. Война в Западной Сахаре Ирано-иракская война Операция Голубая Звезда Сирийская гражданская война Российское вторжение в Украину |
История производства | |
Разработанный | 1959 |
Производитель | Завод грузовых автомобилей (FSC) (Польская Народная Республика) [1] |
Стоимость единицы | 53 000 долларов (цена единицы автомобиля для Марокко в 1967 году) [2] |
Произведено | 1963 – начало 1970-х гг. [1] |
№ построено | 4,500 [1] |
Варианты | См . варианты |
Технические характеристики | |
Масса | 14,5 т |
Длина | 7,44 м |
Ширина | 2,55 м |
Высота | 2,71 м |
Экипаж | 2 + 18 пассажиров [1] 2+10 пассажиров (ОТ-64А и СКОТ-2А) [1] |
Броня | 6-13 мм |
Основной вооружение | 7,62-мм пулемет ПКТ и 14,5-мм КПВ . пулемет |
Двигатель | с воздушным охлаждением Tatra Т-928-14 V-8 дизельный 177 л.с. |
Мощность/вес | 12,4 л.с./тонну |
Приостановка | 8x8 или 8x4 |
Оперативный диапазон | 710 км |
Максимальная скорость | 94 км/ч (на воде 9 км/ч) |
OT -64 SKOT ( чешский акроним: Štřední Kolový Obrnény Transportér и/или польский Średni Kołowy Opancerzony Transporter — средний колесный бронетранспортёр) — амфибия бронетранспортер- ( 8x8 ), разработанный совместно Польской Народной Республикой ( ПРЛ ) и Чехословакией. ( Чехословакия ) вплоть до 1960-х годов.
До начала 1970-х годов Чехословакия и Польская Народная Республика произвели около 4500 ОТ-64 СКОТ всех вариантов, чуть менее трети из которых пошли на экспорт. [3] [4] [5] [6] В 2002 году в Польше началась модернизация транспортера СКОТ. Результатом работы стал КТО Рысь , подготовленный Войскове Механическими Заводами № 1. 5 из Познани.
История
[ редактировать ]ОТ-64 предназначался для замены полугусеничного ОТ-810 , который был практически идентичен немецкому Sd.Kfz. 251 времен Второй мировой войны . Первый прототип был построен в 1959 году. В 1961 году была построена первая серия образцов. С октября 1963 года автомобили производились в Люблине , Польша, на заводе Samochodów Ciężarowych . Польский завод выполнял функции сборочного производства. Компоненты двигательной установки и силовой передачи, двигатель «Татра», трансмиссия и шасси «Прага» были импортированы из Чехословакии. [4] [5] [6]
Бронекорпуса и башни (Huta в Островце-Свентокшиском и Huta Częstochowa), элементы системы подвески (Huta Stalowa Wola) и бортовое вооружение (Zakłady Mechaniczne в Тарнуве) изготавливались в Польше. Производство закончилось в июле 1971 года. Из 4500 выпущенных ОТ-64 2500 достались польской армии, а 2000 - чехословацкой. [4] [5] [6] Их также приобрела венгерская армия. В дальнейшем, после принятия на вооружение боевых машин пехоты БМП-1 , транспортеры СКОТ стали экспортироваться в другие страны. Сегодня их постепенно заменяют более новые автомобили.
Технология
[ редактировать ]
Двигатель, трансмиссия, подвеска и мосты ОТ-64 производились в Чехословакии . Двигатель произведен компанией Tatra . Редуктор изготовлен компанией Praga Hostivař . Имеет коробку передач Praga-Wilson с предварительным выбором, 5 передач вперед + 1 назад. Передача выбирается с помощью рычага переключения передач. Когда требуется переключение передачи, левая педаль переключения передач/сцепления прижимается к полу, издавая шипящий звук воздуха. При отпускании педали сухое дисковое сцепление включается примерно после половины хода возвратной пружины.
Затем привод передается на вспомогательную коробку передач с низкими, нейтральными и высокими передаточными числами, которую необходимо выбрать перед троганием с места для использования на дороге/нейтрали/бездорожье. Это дает водителю возможность выбора из 10 передач вперед и 2 передач назад. Педаль переключения передач является гидравлической и при нажатии открывает воздушный клапан, который включает выбранную передачу. Бронекорпус и вооружение производились в Польше.
ОТ-64 стал ответом советскому БТР -60 . В отличие от этого, на ОТ-64 вместо бензинового двигателя использовался дизельный двигатель. Это уменьшило опасность возгорания и в то же время увеличило дальность стрельбы. Главным преимуществом по сравнению с российским аналогом стал полностью бронированный салон. Вход находится в задней части автомобиля через двойные двери. ОТ-64 имеет средства защиты от ядерного оружия и приборы ночного видения. Он имеет центральную накачку всех колес, которой может управлять водитель. ОТ-64 является авиатранспортабельным и амфибийным , с двумя гребными винтами, установленными сзади.
Было построено несколько вариантов. Некоторые ОТ-64 были переоборудованы для ПВО или построены как охотники за танками. Последний использовал АТ-3 Sagger в качестве оружия ракету .
История обслуживания
[ редактировать ]ОТ-64 СКОТ поступил на вооружение польской и чехословацкой армий в 1963 году. Выпускался до начала 1970-х годов. Он до сих пор находится на вооружении в Польше и Словакии, в том числе в словацкой полиции. [7] Чешские агрегаты были заменены в 2006 году новыми бронемашинами Pandur II CZ. [3]
В 1990-е годы Словакия закупила сотни таких единиц в Чехии (150 в 1994 году, 100 в 1998 году). Словаки затем продавали их в основном в африканские страны. ОТ-64 СКОТ экспортировался в одиннадцать стран. Общее количество выпущенных автомобилей составило 4500 штук. [1]
Варианты
[ редактировать ]Чехословакия
[ редактировать ]
- ОТ-64 — исходная версия, используемая в роли БТР. Ранние модели не были вооружены, но позже машина была оснащена 7,62-мм ручным пулеметом калибра 7,62 мм или 12,7-мм ДШК 1938/46 г. крупнокалиберным пулеметом Раньше на Западе они были известны как ОТ-64А и ОТ-64Б соответственно . Некоторые БТР ОТ-64, вооруженные 12,7-мм крупнокалиберным пулеметом ДШК 1938/46 г. , имели щиты вокруг крупнокалиберной пулеметной установки. [1] [8]
- ОТ-64 оснащен небольшой башней от ОТ-65А . Однако он вооружен спаренными пулеметами и не имеет 82-мм безоткатного орудия Т-21 «Тараснице». [8]
- DTP-64 ( dilna technicke pomoci ) — чешский ремонтный вариант с фаркопами, сварочным оборудованием и ручным краном грузоподъемностью 1 тонна. Существовало две подверсии: ДТП-64/М для мотострелковых частей и ДТП-64/Т для танковых частей. Фотографии
- ОТ-64 ЗДРАВ или ЗДР-64 ( здравони ): машина скорой помощи. Фотографии
- ОТ-64А - улучшенная версия с башней БПУ-1 от советской бронеразведывательной машины БРДМ-2 , вооруженной 14,5-мм крупнокалиберным пулеметом КПВТ и ПКТ спаренным 7,62-мм пулеметом . В западных источниках эту версию часто называют ОТ-64С . В конце 1990-х годов на некоторых машинах для миротворческих операций башню заменили на цапфовый пулемет. Фотографии ОТ-64А используется в качестве основы для нескольких командирских машин ( velitelsko štábní obrněný Transportér ), оснащенных несколькими радиостанциями, генератором мощностью 1 кВт и антенной мачтой:
- ВСОТ-64/Р2 Р102 — безоружный сигнально-командный вариант.
- ВСОТ-64/Р2 Р105 — безоружный сигнально-командный вариант.
- ВСОТ-64/Р2 Р108 - безоружный сигнально-командный вариант.
- ВСОТ-64/Р2М — сигнально-командный вариант с турелью ОТ-64А. Фотографии
- ВСОТ-64/Р3 - безоружный сигнально-командный вариант.
- ВСОТ-64/Р3МТ - безоружный сигнально-командный вариант. Фотографии
- ВСОТ-64/Р4МТ - безоружный сигнально-командный вариант.
- VSOT-64/R4RT - безоружный сигнально-командный вариант.
- ОТ-64А с установками ПТУР по бортам башни. [8]
- ОТ-64А оснащен новой башней с увеличенным возвышением вооружения. Аналог польского СКОТ-2АП. [8]
- ОТ-93 - экспортный вариант ОТ-64А с заменой оригинальной башни на ОТ-65 М или ОТ-62 Б. Вооружение состоит из одного 7,62-мм пулемета. Фотографии
- Кобра — вариант боевой машины пехоты с новой башней с 30-мм пушкой 2А42. Не поступил в производство
Польская Народная Республика
[ редактировать ]
- СКОТ-1 — ранняя невооруженная модель, аналогичная ОТ-64. [1]
- СКОТ-1А — СКОТ-1 с надстройкой в передней части десантного отделения. Надстройка представляет собой большой двухсекционный люк. [1]
- СКОТ Р-3 — невооруженная командирская машина, используемая полком и вышестоящим командованием. Он оснащен 4 радиостанциями, 1 радиоприемником, 1 микроволновым радиореле и 1 радиотелефоном. Машиной управляет экипаж из семи человек. [1]
- СКОТ Р-3М - Невооруженный вариант сигнализации и управления для саперных частей.
- СКОТ Р-3З — СКОТ Р-3 с модернизированным радиооборудованием, в состав которого входит второе СВЧ-радиореле. [1]
- СКОТ Р-4 — невооруженная командирская машина, используемая командованием дивизии и армии. Он оснащен 4 радиостанциями, 3 радиоприемниками и 3 радиотелефонами. [1]
- СКОТ-БПТ ( автомобиль технической помощи ) — автомобиль технической поддержки с легким краном.
- СКОТ С-260 Арт ( артилерийский ) — артиллерийский тягач и транспортная машина для боеприпасов и минометных или противотанковых отделений.
- СКОТ С-260 Инж ( инженерный ) — оснащен стойками для противотанковых мин и используется для буксировки механических минных заградителей или систем разминирования.
- СКОТ-2 — СКОТ-1А с шкворневой установкой пулемета вокруг люка надстройки. Там устанавливались пулеметы двух типов: ручной 7,62-мм пулемет (сначала СГМТ , затем ПКТ ) или 12,7-мм ДШК 1938/46 г. крупнокалиберный пулемет Борта пулеметной установки защищены броневыми листами. [1]
- СКОТ-2А — польское обозначение варианта с башней БРДМ-2 , разработанного в конце 1960-х годов. На машине установлена коническая башня, вооруженная 14,5-мм крупнокалиберным пулеметом КПВ и спаренным 7,62-мм ручным пулеметом ПКТ на крыше машины. Количество солдат, перевозимых в десантном отделении, сократилось с 18 до 10. В западных источниках эту версию часто называют ОТ-64С . [1]
- СКОТ 2АМ - небольшое количество польских БТР СКОТ-2А было оснащено 9М14 Малютка (АТ-3 Саггер) пусковыми установками ПТУР на бортах башни. Пусковые установки защищались броневыми листами или проволочной сеткой. На Западе они были известны как ОТ-64С(1А) . [1]
- СКОТ Р-2 — командирская машина, используемая командованием батальона и полка. Он оснащен 4 радиостанциями: Р-112, Р-113 и 2 Р-105. Машиной управляет экипаж из семи человек. [1]
- СКОТ Р-2АМ — невооруженный вариант управления и управления огнем артиллерийских частей.
- СКОТ Р-2М - Сигнально-командный вариант с турелью СКОТ-2А.
- СКОТ Р-6 - Невооруженный сигнально-командный вариант.
- СКОТ-2АП — польская модификация с новой зенитной башней ВАТ, вооруженной 14,5-мм крупнокалиберным пулеметом. Башня имела большую высоту вооружения и поэтому могла использоваться для ведения огня по воздушным целям. В башне установлен новый прицел CGS-90. Эта машина была известна на Западе как ОТ-64С(2) . [1]
- СКОТ-2А — польское обозначение варианта с башней БРДМ-2 , разработанного в конце 1960-х годов. На машине установлена коническая башня, вооруженная 14,5-мм крупнокалиберным пулеметом КПВ и спаренным 7,62-мм ручным пулеметом ПКТ на крыше машины. Количество солдат, перевозимых в десантном отделении, сократилось с 18 до 10. В западных источниках эту версию часто называют ОТ-64С . [1]
- СКОТ Р-3 — невооруженная командирская машина, используемая полком и вышестоящим командованием. Он оснащен 4 радиостанциями, 1 радиоприемником, 1 микроволновым радиореле и 1 радиотелефоном. Машиной управляет экипаж из семи человек. [1]
- КТО WR-02 «Рысь» (КТО расшифровывается как Wheeled Armorer Transporter ) ( Рысь — Рысь ) — сильно модернизированная версия с Iveco двигателем Cursor 8. Работы выполняет 5-й Военно-механический институт в Познани .
- КТО WR-02 «Рысь-2» (КТО — Рысь Колесный Бронетранспортёр) ( -2 — Рысь -2) — экспортный вариант КТО WR-02 «Рысь».
- СКОТ-1А — СКОТ-1 с надстройкой в передней части десантного отделения. Надстройка представляет собой большой двухсекционный люк. [1]
Уругвай
[ редактировать ]- Колесные бронированные машины M64 — уругвайское обозначение ОТ-64, вооруженного цапфовым пулеметом. [8]
- Колесная бронетехника М93 — уругвайское обозначение ОТ-93. [8]
Операторы
[ редактировать ]

Алжир - 151 БТР ОТ-64, вооруженный шкворневым пулеметом, и 75 ОТ-64А (версия с башней БРДМ-2), заказанные в Чехии в 1993 году и поставленные в период с 1994 по 1995 год. Первоначально они были безоружны, однако были проданы через Словакию, где были перевооружены. [9] В настоящее время в эксплуатации находится 150. [10]
Ангола - 9 ОТ-64А (версия с башней БРДМ-2) заказаны из Словакии в 1993 году и поставлены в 1994 году, ранее машины находились на вооружении Словакии. [9]
Камбоджа - 26 БТР ОТ-64, вооруженных шкворневым пулеметом, заказаны из Чехии в 1994 г. и поставлены в 1994 г., ранее машины находились на вооружении Чехии. [9] В настоящее время их 40, однако, вероятно, меньше их находятся в полной боевой готовности, поскольку только 140 из 266 БТР Камбоджи находятся в полной боевой готовности. Все БТР ОТ-64, очевидно, переданы в резервные силы Пномпеня, а некоторые используются военной полицией.
Египет - 200 ОТ-64А (версия с башней БРДМ-2), заказаны в Чехословакии в 1968 году и поставлены в 1969-1970 годах. [9] В настоящее время в эксплуатации находятся 300. [11]
Венгрия - обслуживаемый номер не разглашается. [12]
Индия - 300 ОТ-64А (версия с башней БРДМ-2) заказаны в Чехословакии в 1969 году и поставлены в период с 1971 по 1974 год. [9]
Ливия - 50 ОТ-64А (версия с башней БРДМ-2), заказаны из Чехословакии в 1973 году и поставлены в 1974 году. [9]
Марокко — 95 ОТ-64А (версия с башней БРДМ-2), заказаны в Чехословакии в 1968 году и поставлены в 1968–1970 годах. [9]
Непал - 8 ОТ-64А (версия с башней БРДМ-2) заказаны из Чехии в 2007 году и поставлены в 2008 году, ранее машины находились на вооружении Чехии, они были заказаны для использования непальскими силами ООН в Судане. [9]
Пакистан - 6 ОТ-64А (версия с башней БРДМ-2), заказаны из Словакии в 1993 г. и поставлены в 1993 г., ранее машины находились на вооружении Словакии. [9]
Польша . В начале 1990-х годов БТР SKOT постепенно выводились из состава Войска Польского . В настоящее время на складе осталось около 300-400 единиц, в частности командирские варианты (Р-2АМ/АМТ (для артиллерийских частей) и Р-3М), а также инженерные и учебные варианты.
Сьерра-Леоне - 10 БТР ОТ-64, вооруженных шкворневым пулеметом, заказаны из Словакии в 1993 году и поставлены в 1994 году, ранее машины находились на вооружении Словакии. [9]
Словакия - будет заменена начиная с 2018 г. [13]
Шри-Ланка - Командирские машины на базе ОТ-64 СКОТ.
Судан — 40 ОТ-64А (версия с башней БРДМ-2), заказаны в Чехословакии в 1969 году и поставлены в 1970 году. [9]
Сирия - 300 ОТ-64А (версия с башней БРДМ-2) заказаны в Чехословакии в 1976 году и поставлены в период с 1977 по 1979 год. [9]
Уганда — 36 ОТ-64А (версия с башней БРДМ-2), заказаны в Чехословакии в 1967 году и поставлены в 1968 году. [9] Видел действие в 1978 году во время войны между Угандой и Танзанией . [14]
Украина -1 Приобретена украинской разведывательной организацией «Пласт» для 103-й отдельной бригады территориальной обороны . [15]
Уругвай - 100 ОТ-64А (версия с башней БРДМ-2) заказаны из Чехии в 1994 году и поставлены в 1995 году. Ранее машины находились на вооружении Чехии и перед поставкой были модернизированы до стандарта ОТ-93. 18 ОТ-64А (версия с башней БРДМ-2) заказаны в Чехии в 1996 году и поставлены в 1999 году. Ранее машины находились на вооружении Чехии и перед поставкой были модернизированы до стандарта ОТ-93. 12 БТР ОТ-64, вооруженных шкворневым пулеметом, заказаны в Словакии в 1999 году и поставлены в 1999 году. Ранее машины находились на вооружении Словакии и были доставлены через Чехию. [9]
Бывшие операторы
[ редактировать ]Народно-Демократическая Республика Алжир
Народная Республика Ангола
Чехословакия - передана государствам-преемникам.
Чехия — чешские подразделения были выведены из эксплуатации в 2006 году и заменены новыми бронемашинами Pandur II CZ. [3] (По состоянию на 1 января 2008 г. в оснащении находилось 28 БТР ОТ-64.) [16]
Федерация арабских республик (1972-1977)
Арабская Республика Египет (1971–1981) /
Арабская Республика Египет (1981–2011 гг.)
Венгерская Народная Республика
Баасистский Ирак - 200 ОТ-64А (версия с башней БРДМ-2), заказаны в Чехословакии в 1980 году и поставлены в 1981 году. [9] Все уничтожено или списано.
Народная Республика Кампучия 1979–1989 гг. /
Государство Камбоджа
Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия
Польская Народная Республика
Демократическая Республика Судан (1969–1985) /
Республика Судан (1985–2019)
Гражданские операторы
[ редактировать ]
- Как минимум 2 БТР SKOT, один в Чехии и один в Польше, были модифицированы и используются в качестве пожарных машин. [17]
- Многие БТР СКОТ в Польше и Чехии были проданы частным владельцам, которые следят за их рабочим состоянием и регулярно демонстрируют их на собраниях военных энтузиастов. [18] Некоторые частные чешские ОТ-64 имеют номерные знаки и могут передвигаться по дорогам общего пользования. [19]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р " "Панцёрни 1" " . Архивировано из оригинала 8 января 2008 г. Проверено 4 января 2008 г.
- ^ " "ИЗБРАННЫЕ ЦЕНЫ НА ВОЕННУЮ ТЕХНИКУ, ЭКСПОРТИРУЕМУЮ КОММУНИСТИЧЕСКИМИ СТРАНАМИ" " ( PDF) . Проверено 24 июля 2024 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: статус URL ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с «ШОТЛАНДСКИЙ – не корова, а чешская дворняга» . Архивировано из оригинала 24 ноября 2015 г. Проверено 6 января 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с БУРИАН, Михал; РЕБЕНОК, Джозеф; ДУБАНЕК, Мартин. ОТ-64 СКОТ: история и развитие бронетранспортера. 1-е изд. Прага: Града, 2010.
- ^ Jump up to: а б с Каетанович Ежи, Бронетранспортер SKOT и его варианты производства Польши, Zeszyty Naukowe WSOWL 2016, № 2.
- ^ Jump up to: а б с Кубячик К., Бронетранспортер СКОТ, А. Карась, В. Стефановска (ред.), Ю. Магнуски, Серия: Виды вооружения и вооружения, том 9, Варшава: Издательство Министерства национальной обороны, 1971.
- ^ «Фото полицейских машин СКОТ, использованных во время неформального саммита ЕС 16 сентября 2016 года в Братиславе» . 16 сентября 2016 г. Архивировано из оригинала 2 февраля 2017 года . Получено 25 января 2017 г. - через http://www.minv.sk/?predsednictvo-eu-mv&sprava=na-bezpecnost-pocas-neformalneho-summitu-eu-v-bratislave-dohliadalo-vyse-4-tisic-policajtov . .
{{cite news}}
: Внешняя ссылка в
( помощь )|via=
- ^ Jump up to: а б с д и ж " "JED Справочник военной техники" " . Архивировано из оригинала 1 мая 2008 г. Проверено 26 декабря 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот «База данных SIPRI о поставках оружия» . Архивировано из оригинала 5 августа 2009 г. Проверено 2 января 2012 г.
- ↑ Алжирская армия. Архивировано 29 мая 2009 г. на сайте Wayback Machine Armyrecognition.com.
- ↑ Египетская армия. Архивировано 14 мая 2009 г. на сайте Wayback Machine Armyrecognition.com.
- ^ «Технические характеристики ОТ-64» . Архивировано из оригинала 07.11.2012 . Проверено 6 января 2012 г.
- ^ Коминек, Иржи (17 мая 2017 г.). «Правительство Словакии одобрило крупную закупку колесных ББМ» . IHS Jane’s 360 . Прага, Чехия. Архивировано из оригинала 18 мая 2017 года . Проверено 18 мая 2017 г.
- ^ Купер, Том; Фонтанеллаз, Адриен (октябрь 2016 г.). «Кагерская война». Битвы и бронетехника (на французском языке). № 75. Характер. стр. 72–81. ISSN 1765-0828 .
- ^ "Пластуны приобрели БТР OT-64 SKOT для ТРО" . Милитарный (in Russian) . Retrieved 2023-02-15 .
- ^ « Министерство обороны Чехии » . Архивировано из оригинала 31 марта 2008 г. Проверено 22 апреля 2008 г.
- ^ «Гражданские версии ОТ-64 СКОТ, www.specops.com.p» . Архивировано из оригинала 7 августа 2008 года.
- ^ МИЛИТАРИУМ - Польская армия - Вооружение. Архивировано 26 августа 2013 г. в Wayback Machine.
- ^ «Чешские фотографии SKOT, www.specops.com.pl» . Архивировано из оригинала 2 августа 2008 года.
- Ежи Каетанович - Польские боевые машины в послевоенный период .
- Януш Магнуски - Издательство «Боевые машины LWP 1943-1983» Министерства национальной обороны - ISBN 83-11-06990-5
- Техника Войска Польского - Издательство Беллона - 1998 г.
Литература
[ редактировать ]- Филип Тервитт, «Танк», издательство New Emperor, жалоба Форда, 2005 г., ISBN 3-7043-3197-X
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Официальный сайт Минобороны Чехии
- Англоязычный сайт российских военных грузовиков
- www.globalsecurity.org: OT-64 (SKOT) (English)
- Сайт Panzermodelkit
- СКОТ (польский)
- KTO Ryś (Polish)
- сайт Бхарат-Ракшак
- OT-64 (Czech)
- Фильм чехословацкой армии - OT 64 (чешский)
- Бронетранспортеры холодной войны
- БТР Польши
- Бронетранспортеры Чехословакии
- Военная техника, представленная в 1960-х годах.
- Бывшие БТР Словакии
- Колесные боевые бронированные машины-амфибии
- Колесные бронетранспортеры
- Восьмиколесные транспортные средства
- Чехословацко-польские отношения
- автомобили Татра