Татра 603
Татра 603 | |
---|---|
![]() Татра Т603 (исходная версия; 1956–1963) | |
Обзор | |
Производитель | Татры |
Производство | 1956–1975 |
Сборка | Копршивнице , Моравия , Чехословакия. |
Дизайнер |
|
Кузов и шасси | |
Сорт | Полноразмерный роскошный автомобиль |
Тип кузова | 4-дверный седан |
Макет | Макет RR |
Силовой агрегат | |
Двигатель |
|
Передача инфекции | 4-ступенчатая механическая |
Размеры | |
Колесная база | 2748 мм (108,2 дюйма) |
Длина | 5065 мм (199,4 дюйма) |
Ширина | 1910 мм (75,2 дюйма) |
Высота | 1529 мм (60,2 дюйма) |
Снаряженная масса | 1400 кг (3086 фунтов) |
Хронология | |
Предшественник | |
Преемник | Татра 613 |
Tatra 603 — большой заднемоторный автомобиль класса люкс , выпускавшийся чехословацкой компанией Tatra с 1956 по 1975 год. Он был продолжением серии обтекаемых седанов Tatra, начавшейся с Tatra 77 . В Социалистической Чехословакии на 603-х ездили только высокопоставленные партийные чиновники и руководители заводов; Автомобиль также экспортировался в ряд других стран.
История
[ редактировать ]Tatra была производителем роскошных автомобилей на чешских землях . Австро-венгерский император Карл I использовал NW типа T ; президент Чехословакии Томаш Гарриг Масарик ездил на двенадцатицилиндровой Tatra 80, а его преемник Эдвард Бенеш - на обтекаемой Tatra 87 . Если Т87 выпускался с 1936 по 1950 год, то послевоенный Т600 можно считать первой машиной нового политического строя. Т600 был намного меньше и имел всего четыре цилиндра, что делало его потомком Т97 , маленькой довоенной Татры. Производство T97 было остановлено нацистами, чтобы скрыть его сходство с их KdF-Wagen (который позже стал известен как VW Beetle). В Чехословакии с 1948 года существовало социалистическое правительство, а позже ее экономика стала предметом некоторого регулирования со стороны Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) , состоящего из восточноевропейских социалистических стран. После прекращения производства Т600 в 1952 году СЭВ решил, что Tatra будет производить только грузовики, а автомобили класса люкс будут импортироваться в Чехословакию из Чехословакии. СССР .
Однако конструкторы «Татры» втайне продолжили работу над новым автомобилем. В 1952 году группа конструкторов под руководством Франтишека Кардауса и Владимира Попеларжа начала секретную разработку нового автомобиля под названием Valuta , официально посвятив свое время разработке нового трехосного автобуса T400 . В 1953 году социалистическое правительство было разочаровано задержками поставок советских автомобилей, а также их низким качеством. [ 1 ] и они заказали разработку новой роскошной Tatra, тем самым придав легитимность предыдущей работе команды. Новая машина должна была иметь 3,5-литровый восьмицилиндровый двигатель воздушного охлаждения и должна была быть готова к производству к концу 1954 года. Хотя шасси было почти готово из-за работ над Валютой, двигатель оставался проблемой. . Даже в их секретных проектах никто не предполагал, что будет такой большой двигатель. Инженер Юлиус Маккерле предложил «временное» решение использования в новом автомобиле уже разработанного 2,5-литрового двигателя Т603 (он уже успешно использовался в гоночных автомобилях Tatra и Tatra 87-603). [ 1 ] ), а более крупный должен был быть готов в ближайшие 4–5 лет. [ 2 ]

Первый управляемый T603 был построен в 1955 году. Ряд конструкций кузовов был испытан в аэродинамических трубах. В конце концов для производства был выбран вариант, предложенный Франтишеком Кардасом и доработанный Владимиром Попеларжем и Йозефом Халупой.
В период с 1956 по 1975 год последовательно производились три версии модели Т603. Эти автомобили получили обозначения Т603, Т 2-603 и Т 3-603, хотя цифра 3- не была официальным обозначением, используемым Tatra.
T603-1 легко отличить по трем фарам , закрытым прозрачным стеклянным колпаком. Боковые были неподвижными, средний вращался вместе с передней осью.
В 1962 году был спущен на воду 2-603 . Четыре фары были установлены внутри длинной овальной решетки радиатора, а также была изменена приборная панель. Заднюю колею увеличили на 55 мм и модернизировали двигатель.
В 1966 году автомобиль получил механические тормоза, а в 1967 году были добавлены и другие изменения: например, высота лобового стекла была увеличена на 66 мм.
В неофициальной модели -3 (или Tatra 2-603 II) решетка отсутствует, а фары расположены заподлицо с передней панелью автомобиля. Автомобиль получил дисковые тормоза на всех четырех колесах и по юридическим причинам был официально изменен на пятиместный (с 1968 года ремни безопасности стали обязательными для пассажиров на передних сиденьях).
В 1973 году Т603 стал первым чехословацким автомобилем с бесконтактным тиристорным зажиганием.
Ситуация усложнялась тем, что, поскольку модель T603 возвращалась на завод для обмена на «новую» модель T603, старые автомобили разбирались и перестраивались в нынешний дизайн. Эти автомобили затем были возвращены для использования как «новые» Т603. В результате большинство T603 имеют более поздний стиль -3, независимо от их первоначальной даты производства.
Официальное использование
[ редактировать ]Модель T603 предназначалась только для высокопоставленных представителей политических и промышленных кругов. Около трети продукции Т603 экспортировалось в большинство стран Центральной и Восточной Европы, являвшихся в то время союзниками Чехословакии, а также на Кубу и Китай . [ 2 ] Продажи частным лицам обычно были невозможны, хотя несколько T603, судя по всему, находились в частной собственности в Восточной Германии . [ нужна ссылка ] За двадцатилетний период производства автомобиля было построено 20 422 автомобиля, в основном вручную. К западу от « железного занавеса» автомобиль был практически неизвестен, хотя некоторые из них использовались посольствами Чехословакии в западных столицах, а в течение короткого периода некоторые экспортировались в Канаду и США, вслед за успехом VW Beetle с задним расположением двигателя. Модель Т603 была заменена на Т613 в 1974 году. В Чехословакии номер 603 интерпретировали так: это был шестиместный автомобиль, ноль людей мог себе его позволить, и обычно в нем ехали три пассажира: партийный босс или другое высокопоставленное должностное лицо, водитель и секретарь. Бывшему президенту Кубы Фиделю Кастро подарили белый Т603 с кондиционером чехословацкой компанией ; Взамен Кастро, как сообщается, отправил Tatra Chevrolet Corvair . [ 3 ]
Первоначально СЭВ издал положение, ограничивающее Чехословакию производством не более 300 роскошных автомобилей в год. Однако Tatra производила их больше. Это стало проблемой в 1957 и 1958 годах, особенно если учесть, что Восточная Германия производила собственный роскошный автомобиль Sachsenring P240 . СЭВ решил, что две страны должны прийти к соглашению, чтобы выбрать, какая страна продолжит производство для поставок другой. В 1958 году министерства внутренних дел обеих стран приняли участие в испытаниях, на которых лично присутствовал министр машин ГДР. Модель 603 победила, и впоследствии высшие коммунистические чиновники Восточной Германии смогли управлять Т603, в то время как низшие должны были управлять импортом из СССР . [ 4 ]
Дизайн
[ редактировать ]Обтекаемые Татры
- Татра В570 1931, 1933 гг.
- Татра 77 1933–1938 гг.
- Татра 87 1936–1950 гг.
- Татра 97 1936–1939 гг.
- Татра 600 1946–1952 гг.
- Татра 603 1956–1975 гг.
Первая модель 603 отличалась тремя фарами. Первоначально три фары находились под одним куском стекла, но позже стали использовать трехсекционные стекла. Под передним капотом располагался большой багажный отсек, под которым находилась запаска. Запасное колесо находилось в отдельном выдвижном ящике, открывавшемся изнутри переднего багажника, что позволяло дотянуться до него, не вынимая багаж. По крайней мере, один прототип имел ветровое стекло, состоящее из двух частей, но серийные автомобили в течение длительного периода производства имели однолистовые экраны двух разной высоты и трех кривизн. В салоне было достаточно места для шести пассажиров. Чтобы освободить место для среднего пассажира на передних сиденьях, рычаг переключения передач находился на рулевой колонке, а не на полу. Передние сиденья можно было сложить, чтобы получилась большая кровать. За задними сиденьями располагался глубокий вещевой отсек, изначально крытый. Задняя часть отличалась большим двухсекционным окном, что делало эту модель первой Tatra с задним расположением двигателя и хорошей обзорностью сзади.
Под передним сиденьем установлен автономный бензиновый обогреватель.
Низкий объем производства и, как следствие, отсутствие автоматизации производства означали, что «разовую» адаптацию было относительно легко осуществить.
Двигатель
[ редактировать ]Татра 603 Ф | |
---|---|
![]() | |
Макет | |
Конфигурация | V8 |
Смещение | 2545 куб.см |
Диаметр цилиндра | 75 мм (2,95 дюйма) |
Ход поршня | 72 мм (2,83 дюйма) |
Клапанный механизм | OHV |
Степень сжатия | 6.5:1 |
Горение | |
Система охлаждения | с воздушным охлаждением |
Выход | |
Выходная мощность | 74 кВт (100 л.с.) |
Выходной крутящий момент | 152 Нм (112 фунт-фут) при 4800 об/мин |
Размеры | |
Сухой вес | 180 кг (397 фунтов) |
Татра 603 Г | |
---|---|
Макет | |
Конфигурация | V8 |
Смещение | 2472 куб.см |
Диаметр цилиндра | 75 мм (2,95 дюйма) |
Ход поршня | 70 мм (2,76 дюйма) |
Клапанный механизм | OHV |
Степень сжатия | 8.2:1 |
Выход | |
Выходная мощность | 77,5 кВт (104 л.с.) |
Выходной крутящий момент | 166 Нм (122 фут-фунт-сила) при 4800 об/мин |
Полудвигатель V8 клапанов с верхним расположением весил всего 180 кг (397 фунтов), что позволяло автомобилю иметь распределение веса между осями 47/53 при полной загрузке. Двигатель уже использовался в последней версии Tatra 87 , а его исключительная надежность была подтверждена предыдущим использованием в гоночном автомобиле Tatra 607 или военном легком грузовике T805 . Система воздушного охлаждения была разработана для более эффективного охлаждения наиболее нагревающихся частей двигателя.
Дальнейшие модификации привели к появлению двигателя T603H , на базе которого T603HB (экспортная модель) и T603HT произошли (модель для тропического климата).
Передача инфекции
[ редактировать ]Синхронизированная коробка передач имела четыре скорости (+реверс). Клиенты могли заказать «горную» передачу вместо стандартных передаточных чисел. Рычаг коробки передач поместили под руль, чтобы освободить место для среднего пассажира передних сидений.
Коробка передач выполнена моноблоком с валом заднего моста.
Приостановка
[ редактировать ]Подвеска представляла собой качающиеся мосты сзади и подвеску МакФерсон спереди. Винтовые пружины использовались с гидравлическими телескопическими амортизаторами.
Первоначально использовалась двухконтурная гидравлическая тормозная система, но позже стала применяться одноконтурная. Все колеса имели барабанные тормоза до 1968 года, когда их заменили дисковыми.
Т603 на соревнованиях
[ редактировать ]T603 приняли участие в 79 гонках (24 международных) с 1957 по 1967 год, в результате чего в общей сложности заняли 60 первых, 56 вторых и 49 третьих мест. В большинстве случаев в гонках участвовали серийные автомобили с минимальными модификациями, но позже появились и более модифицированные версии, в частности с двигателем эжекторного охлаждения.
Начало
[ редактировать ]В 1959 году три машины приняли участие в Кубке Австрии по горным лыжам. Все они были закончены и украшены; Алоис Марк занял первое место в своем классе.
Месяц спустя те же экипажи участвовали в 31-м ралли Висбадена (1231 км); Алоис Марк стал лучшим иностранным гонщиком и занял 3-е место в общем зачете, уступив двум автомобилям Mercedes. Во время закрытия конкурса красоты и элегантности Т603 были украшены золотой лентой. [ 5 ]
Ралли Монте-Карло 1960 г.
[ редактировать ]Tatra намеревалась принять участие в ралли Монте-Карло в 1960 году, но уже с самого начала столкнулась с противодействием со стороны официальных чехословацких учреждений. Сначала спортивная ассоциация хотела разместить в Т603 своих гонщиков вместо фирменных, а позже официально запретила участие как «Татрам», так и «Шкодам» . Это, конечно, привело в ярость людей из моравской компании — они увидели в решении типичный богемный прагоцентризм , особенно после того, как было разрешено участие «Шкоды». Оправданием было то, что Škoda уже экспортировалась на западные рынки. [ 5 ]
Льеж-София-Льеж 1963 г.
[ редактировать ]В соревновании принял участие только один 603-й; он был поврежден в результате крушения из-за лопнувшей шины. [ 6 ]
Спа-София-Льеж 1964 г.
[ редактировать ]Три модели 603 приняли участие в гонке длиной 6100 км. Один из них финишировал первым в своем классе (пятнадцатым в общем зачете), один экипаж сдался, а другой выбыл из-за механической неисправности. Всего приняли участие 97 автомобилей, но до финиша дошла только 21. [ 6 ]
Дорожный марафон 1965 г.
[ редактировать ]В гонке приняли участие три экипажа на автомобилях Татры 2-603ГТ. Соревнования начались в Спа , однако основная часть прошла на Нюрбургринге . После 82 часов (большую часть времени под проливным дождем) «Татры» заняли вторую и третью позицию в своем классе, заняв третье и четвертое место в общем зачете. Третья машина не увидела конца из-за неисправности. Команда Tatra была единственной в категории GT, которая использовала в гонках шины серийного производства. [ 6 ]
Дорожный марафон 1966 г.
[ редактировать ]В соревнованиях снова приняли участие три экипажа, однако на этот раз они вышли в категорию В5 , позволяющую модифицировать машины. «Татра» одержала победу со счетом 1-2-3 в своем классе (3-4-5 в целом), а также заняла первое место для команды в целом. После того, как одна из машин наехала на оленя, у нее были повреждены фары, за что был наложен штраф. Позже у того же экипажа возникли проблемы с заправкой и шиной, что (вместе со штрафом) отбросило его на 22-е место. По итогам этот же экипаж занял 5-е место в общем зачете. [ 6 ]
Дорожный марафон 1967 года
[ редактировать ]В Marathon de la Route приняли участие три экипажа на предсерийных экземплярах модернизированной модели 1968 года. Из-за очень плохой погоды за последние две ночи до финиша добрались только 13 из 43 машин; двое из них были 603-ми, заняв 3-е и 4-е места в классе (4-е и 5-е места в общем зачете). Один из чешских гонщиков впоследствии прокомментировал гонку: «Мне повезло, что я остался жив. [ 7 ]
Гонки в Чехословакии.
[ редактировать ]Татры также принимали участие в ряде национальных соревнований, обычно занимая поул-позиции.
Галерея
[ редактировать ]-
Татра 2-603
-
Татра 2-603 II
-
Т603 вид сзади
-
Татра 603 (603-1); в оригинальной конструкции было три фары
-
Татра 603-2 (также 2-603); обновленная модель с четырьмя близко расположенными фарами
-
Расположение передних фонарей на Т 2-603 II 1969-1975 годов выпуска; установлены дальше друг от друга, чем раньше
-
Воздухозаборник на Т603 и ранних Т2-603
-
Воздухозаборник на поздних Т 2-603 и Т 2-603 II
-
Двигатель Т603 Н
-
Интерьер Т603 (после 1962 г.)
-
В 1961 году филиал Tatra в Братиславе разработал дизайн микроавтобуса T 603 MB. Позже был изготовлен и аналогичный пикап , получивший название Т 603 НП. Оба имели двигатель 603, установленный спереди.
-
В 1967 году в Братиславе был изготовлен еще один прототип, на этот раз это был новый кузов Т603.
-
, Также была предложена версия универсала в первую очередь для использования в качестве машины скорой помощи. Этот тоже никогда не производился; только машина скорой помощи на смену Т 613 , поступившая на вооружение десятилетия спустя.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Татра 603» . aerotatra.czweb.org (на чешском языке) . Проверено 16 сентября 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Довгиалло-Тышка, Иоанна (2010), «Легендарный шестиместный автомобиль», Культовые автомобили Чехословакии (1), ISBN 978-83-248-1853-2
- ^ Микула, Матей (27 февраля 2016 г.). «Татра 603: Легенда с изящными изгибами отметила свое 60-летие» [Татра 603: Легенда с изящными изгибами отмечает свое 60-летие]. Верно: Автомобиль (на словацком языке). Архивировано из оригинала 12 апреля 2022 г.
- ^ М, Яра (17 августа 2009 г.). «Татра 603 – история, развитие, технологии, спорт» . jarmik.pise.cz . Проверено 16 сентября 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б ПЗ (25 ноября 2009 г.). «Татра 603 – Главные спортивные достижения Часть I» [Татра 603 – Главные спортивные достижения Часть I]. tatra-club.com (на чешском языке) . Проверено 1 апреля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д ТОРА (12 декабря 2009 г.). «Татра 603 – Главные спортивные достижения Часть II» [Татра 603 – Главные спортивные достижения Часть II]. tatra-club.com (на чешском языке) . Проверено 1 апреля 2015 г.
- ^ ТОРА (16 декабря 2009 г.). «Татра 603 – Главные спортивные достижения Часть III» [Татра 603 – Главные спортивные достижения Часть III]. tatra-club.com (на чешском языке) . Проверено 1 апреля 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]