Татра (компания)
![]() | |
Тип компании | Частный |
---|---|
Промышленность | Автомобильная промышленность |
Основан | 1850 г. (оригинал) 1897 г. (как производитель автомобилей) |
Основатель | Игнац Шустала |
Штаб-квартира | Копршивнице , Моравскосилезский край , Чехия |
Обслуживаемая территория | По всему миру (кроме Японии и Северной Америки) [ нужна ссылка ] |
Ключевые люди | Хьюго Фишер из Roeslerstamm (дизайнер) Ганс Ледвинка (дизайнер) Юлиус Маккерл (дизайнер) |
Продукты | Автомобили , вагоны , экипажи , грузовые автомобили |
Доход | ![]() |
562 794 000 чешских крон (2017 г.) ![]() | |
![]() | |
Всего активов | 6 211 396 000 чешских крон (2017 г.) ![]() |
Владелец |
|
Количество сотрудников | 1,658 (2016) |
Веб-сайт | татрагрузовики |

Tatra — чешский производитель автомобилей из Копрживнице . Он принадлежит компании TATRA TRUCKS as и является третьей старейшей компанией в мире по производству автомобилей с непрерывной историей. [а] [1] Компания была основана в 1850 году как Ignatz Schustala & Cie . В 1890 году компания стала акционерным обществом и была переименована в Nesselsdorfer Wagenbau-Fabriksgesellschaft . В 1897 году компания Nesselsdorfer Wagenbau-Fabriksgesellschaft выпустила Präsident , который стал первым автомобилем заводского производства с бензиновым двигателем, производившимся в Центральной и Восточной Европе. Первый грузовик был изготовлен годом позже, в 1898 году. В 1918 году компания была переименована в Kopřivnická vozovka как , а в 1919 году марка Nesselsdorfer сменилась на значок Tatra , [2] назван в честь близлежащих Татр на чехословацко - польской границе (ныне на польско- словацкой границе).
В межвоенный период Tatra приобрела международную известность благодаря линейке доступных автомобилей на базе хребтового трубчатого шасси и двигателей воздушного охлаждения , начиная с Tatra 11 (1923 г.). Компания также стала пионером автомобильной аэродинамики, начиная с Tatra 77 (1934 г.). После немецко-чехословацкой войны 1938 года и Мюнхенского соглашения город Копрживнице был оккупирован нацистской Германией , и производство Tatra было направлено на военное производство. Такие грузовики, как Tatra 111 (1942 г.), сыграли важную роль как в военных действиях Германии нацистов, так и в послевоенном восстановлении Центральной Европы и Советского Союза .
Сегодня производство Tatra сосредоточено на тяжелых внедорожных грузовиках, основанных на многовековой разработке магистральных шасси, качающихся полуосей и двигателей с воздушным охлаждением. Ядро ее производства составляют Tatra 817 , предназначенная в первую очередь для военных операторов, и Tatra Phoenix (шасси Tatra с кабиной DAF и двигателем Paccar с водяным охлаждением), ориентированная в первую очередь на гражданский рынок. В 2023 году компания планирует выпустить более 2000 грузовиков. [3]
Ранние годы
[ редактировать ]



В 1850 году Игнац Шустала основал компанию « Ignatz Schustala & Cie в Копршивнице » , и компания занялась производством конных повозок .
В 1880-х годах компания начала производство железнодорожных вагонов . [ нужна ссылка ]
В 1890 году компания стала акционерным обществом и была переименована в Nesselsdorfer Wagenbau-Fabriksgesellschaft . В том же году техническим директором компании стал Хуго Фишер фон Рёслерстамм. После смерти Шусталы в 1891 году управление бизнесом взял на себя фон Рёслерштамм.
В 1897 году компания приступила к созданию автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. [4] Используя в качестве вдохновения автомобиль Benz, купленный фон Рёслерштаммом, компания построила свой первый автомобиль Präsident под руководством инженеров Ханса Ледвинки и Эдмунда Румплера . Позднее в том же году «Президент» был выставлен в Вене. [5] Компания начала принимать заказы на автомобили, и в период с 1897 по 1900 год было изготовлено девять улучшенных автомобилей на базе Präsident. [6]
Первым автомобилем, полностью разработанным Ледвинкой, был Nesselsdorf A , выпущенный в 1900 году. Nesselsdorf A был оснащен задним расположением двигателя объемом 2714 куб.см и имел максимальную скорость 40 км/ч (25 миль в час). ). Было построено 22 единицы.
За Nesselsdorf A в 1902 году последовал Type B с центральным двигателем.
Затем Ледвинка покинул компанию, чтобы сосредоточиться на разработке паровых двигателей. Он вернулся в 1905 году и спроектировал совершенно новый автомобиль Type S , оснащенный объемом 3308 куб.см. 4-цилиндровым двигателем
В 1912 году производство сильно пострадало из-за забастовки, продолжавшейся 23 недели, и фон Рёслерштамм покинул компанию. В 1916 году Ледвинка снова покинул компанию, на этот раз, чтобы работать на одного из ее конкурентов, Steyr-Werke в Граце . [7]
Концепция Татры
[ редактировать ]В 1919 году компания начала использовать марку Tatra для своих автомобилей.
В 1921 году предприятие было переименовано в « Копрживницка возовка ». В том же году директор компании Леопольд Пашинг убедил Ледвинку вернуться в компанию, чтобы управлять новым автомобильным заводом. [7]
Следующая конструкция Ледвинки, Tatra 11 , выпущенная в 1923 году, имела жесткую хребтовую трубу с качающимися полуосями сзади, обеспечивающими независимую подвеску. Tatra 11 оснащалась передним расположением воздушного охлаждения объемом 1056 куб.см. двухцилиндрового двигателя
В 1924 году компания была переименована в « Заводы Татры ».
Tatra 17 , выпущенная в 1925 году, имела шестицилиндровый двигатель водяного охлаждения объемом 1930 куб.см и полностью независимую подвеску.
В 1926 году на смену Tatra 11 пришла Tatra 12 , которая была похожа на Tatra 11, но была оснащена четырехколесными тормозами.
В 1927 году компания была переименована в « Рингхоффер-Татра ».
Обтекаемые Татры
- Татра В570 1931, 1933 гг.
- Татра 77 1934–1938 гг.
- Татра 87 1936–1950 гг.
- Татра 97 1936–1939 гг.
- Татра 600 Татраплан 1946–1952 гг.
- Татра 603 1956–1975 гг.
Довоенные обтекатели
[ редактировать ]

Специализацией Tatra были автомобили класса люкс, в которых использовались новейшие технологии: от с воздушным охлаждением двойных оппозитных двигателей до четырехцилиндровых и шестицилиндровых двигателей, кульминацией которых (на короткое время) стал с верхним расположением цилиндров 6-литровый двигатель V12 в 1931 году. [8] В 1930-х годах под руководством австрийского инженера Ганса Ледвинки , его сына Эриха и немецкого инженера Эриха Юбелакера и под защитой высоких тарифов и отсутствия иностранных сборщиков, [9] [10] Tatra начала производство современных, обтекаемых автомобилей после получения лицензии от Пола Джарея , которое началось в 1934 году с большой Tatra 77 , первого в мире серийного аэродинамического автомобиля. [11] [12] Средний коэффициент лобового сопротивления модели фастбэка Tatra 77 в масштабе 1:5 зафиксирован на уровне 0,2455. [13] Он отличался (как и почти все последующие большие Татры) задним расположением с воздушным охлаждением двигателя V8 . [14]
Tatra и концепция Volkswagen Beetle
[ редактировать ]И Адольф Гитлер , и Фердинанд Порше находились под влиянием Татр. [15] Гитлер был страстным автолюбителем и ездил в Татрах во время политических туров по Чехословакии. [9] [15] Он также много раз обедал с Ледвинкой. [15] После одного из таких ужинов Гитлер заметил Порше: «Это машина для моих дорог». [9] [15] [16] Начиная с 1933 года Ледвинка и Порше регулярно встречались, чтобы обсудить свои разработки. [17] и Порше признался: «Ну, иногда я смотрел через его плечо, а иногда он смотрел через мое», проектируя Volkswagen . [15] [16] Нет сомнений, что «Жук» имел поразительное сходство с «Татрами», особенно с « Татрой V570» . [15] Tatra 97 1936 года имела задний привод и четырехцилиндровый оппозитный двигатель с воздушным охлаждением , вмещавший четырех пассажиров и обеспечивающий отделение для багажа под передним капотом и за задним сиденьем. Еще одно сходство этой «Татры» с «Жуком» — центральный структурный тоннель. Tatra подала иск против Volkswagen за нарушение патентных прав, но он был остановлен, когда Германия вторглась в Чехословакию . В то же время Tatra была вынуждена прекратить производство Т97. Дело было возобновлено после Второй мировой войны, и в 1965 году Volkswagen выплатил семье Рингхоффер 1 000 000 немецких марок во внесудебном порядке. [18]
Дизайну кузова Tatra и Volkswagen предшествовали аналогичные разработки венгерского автомобильного инженера Белы Бареньи , чьи эскизы, напоминающие Volkswagen Beetle, датируются 1925 годом. [19]
Военные годы
[ редактировать ]После вторжения нацистской Германии в Чехословакию в 1938 году производство «Татр» продолжалось, главным образом потому, что эти автомобили нравились немцам. Многие немецкие офицеры погибли в автокатастрофах, вызванных тем, что тяжелые « Татры» с задним расположением двигателя проезжали повороты быстрее, чем они могли выдержать . В то время, согласно анекдоту, «Татра» стала известна как «Чешское секретное оружие» из-за множества офицеров, погибших за рулем; в какой-то момент были изданы официальные приказы, запрещающие немецким офицерам управлять Татрами. [9] [20]

Tatra сыграла важную роль в производстве грузовиков и танковых двигателей для военных нужд Германии. [ нужна ссылка ]
Послевоенный менеджмент
[ редактировать ]Завод был национализирован в 1945 году, почти за три года до Коммунистической партии прихода к власти , и в январе 1946 года был переименован в « Татра Народни Подник ». Хотя производство довоенных моделей продолжалось, была разработана новая модель Tatra 600 Tatraplan — название, прославляющее новую коммунистическую плановую экономику и вдохновение самолетов (разговор. Чешский: aeroplan). Он был запущен в производство в 1948 году. В 1951 году государственный плановый департамент решил, что отныне Tatraplan должен производиться на заводе Škoda в Млада-Болеславе , что позволило Tatra сосредоточиться на производстве грузовых автомобилей, автобусов и железнодорожной техники.
Татра 603
[ редактировать ]
В 1953 году, на фоне большого недовольства лидеров Коммунистической партии некачественными служебными автомобилями, импортируемыми из России, Tatra снова получила разрешение на производство роскошного автомобиля Tatra 603 . Как и довоенные автомобили Tatra, он приводился в движение задним двигателем V8 с воздушным охлаждением и имел фирменный аэродинамический стиль компании. Первоначально Tatra 603 имела три фары, а первые прототипы имели центральный задний стабилизатор поперечной устойчивости, хотя на серийных автомобилях эта функция была утеряна. Он также был оснащен почти в американском стиле толстыми хромированными бамперами с пулями (они же бамперы Dagmar ). Почти полностью построенные вручную Татры были недоступны обычным гражданам, поскольку им не разрешалось их покупать. [ нужна ссылка ] Автомобили предназначались для элиты Коммунистической партии и промышленных чиновников. [21] а также экспортировались в большинство других коммунистических стран в качестве официальных государственных автомобилей. Примечательно, что у президента Кубы Фиделя Кастро была белая Tatra 603, оснащенная кондиционером.
Tatra 603 выпускались до 1975 года, в течение двадцати лет правления как один из лучших автомобилей коммунизма. За время его производства были внесены многочисленные улучшения, хотя не все построенные автомобили были фактически новыми, а скорее отремонтированными. В обмен на автомобиль более нового года выпуска старый автомобиль был возвращен на завод. Там он был модернизирован до спецификаций текущего модельного года, отполирован и снова отправлен как предположительно новый автомобиль, чтобы заменить другой старый T603. Это затрудняет прослеживание истории уцелевших машин.
Обновление 1970-х годов — Tatra 613
[ редактировать ]
В 1968 году была разработана замена: Tatra 613 . Он был разработан итальянским дизайнерским домом Vignale и имел более современную, менее округлую форму. В производство автомобиль пошел только в 1973 году, а серийное производство началось только в следующем году. Хотя компоновка осталась прежней, кузов был полностью новым, как и двигатель, который был оснащен четырьмя верхними распределительными валами, двигателем большей мощности (3495 куб.см) и мощностью, близкой к 165 л.с. (123 кВт; 167 л.с.). Кроме того, он был сдвинут несколько вперед для улучшения баланса. Эти автомобили были построены пятью сериями и претерпели несколько модификаций, пока производство не было прекращено в 1996 году. Было построено более 11 000 автомобилей, а к концу производства продажи замедлились до нескольких десятков в год, поскольку Татры стали казаться все более и более дорогими. устаревший.
Татра 700 1990-х годов
[ редактировать ]Tatra 700 — большой автомобиль класса люкс, выпущенный компанией Tatra в 1996 году. По сути, это была сильно рестайлинговая версия модели Tatra 613, которую она заменила, с обновленными панелями кузова и деталями. T700 предлагался как седан, так и купе с бензиновым двигателем V8 с воздушным охлаждением объемом 3,5 или 4,4 литра 90 °.Модель не имела успеха и не производилась в больших количествах: всего было выпущено 69–72 автомобиля. T700 был последним легковым автомобилем, выпущенным Tatra, производство которого было остановлено в 1999 году. На этом этапе Tatra отказалась от производства автомобилей, чтобы сосредоточиться на проектировании и производстве грузовиков.
Татра МТХ V8 1990-х годов
[ редактировать ]Tatra MTX V8 была самой быстрой чешской машиной всех времен. Производство началось в 1991 году в Копршивнице . Он оснащен двигателем Tatra 623 V8 с системой впрыска во впускной коллектор мощностью 225 кВт при 6500 об/мин. Он разгоняется от 0 до 100 км/ч (62 миль в час) за 5,6 секунды. Максимальная скорость составляет 265 километров в час (165 миль в час). Этот автомобиль спроектировал чешский дизайнер Вацлав Крал, всего их было выпущено пять штук.
2000-е
[ редактировать ]В феврале 2008 года Tatra анонсировала первый и единственный в мире двигатель с воздушным охлаждением, соответствующий будущим стандартам выбросов Евро-5 . В пресс-релизе заявлено о снижении выбросов твердых частиц в 7,5 раз и оксидов азота в 3,5 раза по сравнению с предыдущим двигателем. Кроме того, производство двигателей с воздушным охлаждением должно значительно снизить выбросы парниковых газов из-за отсутствия систем жидкостного охлаждения. Все автомобили Tatra, выпущенные с февраля 2008 года, должны использовать новый двигатель. [22]
Месяц спустя генеральный директор Tatra Рональд Адамс заявил The Prague Post , что Tatra может вернуться к производству легковых автомобилей, заявив: «Мы не вернемся, чтобы конкурировать с крупными массовыми производителями автомобилей, такими как Volkswagen, Škoda, Toyota и т. д. Но мы можем вернуться. с копией старых автомобилей Tatra с использованием современной ходовой части и трансмиссии одного из крупнейших производителей автомобилей». [23] Компания запустила технико-экономическое обоснование, надеясь выпустить тысячу копий своего легендарного Tatraplan и 603 автомобиля в 2010 году. [24]
В июле 2008 года были показаны фотографии концептуального автомобиля Tatra 903, спроектированного Майком Елинеком на топливных элементах. [25]
Татры на Западе
[ редактировать ]
В отличие от большинства производителей Восточного блока, Tatra добилась скромных успехов в продажах в Западной Европе, где ее линейка грузовиков имела репутацию простоты и долговечности. Не было предпринято никаких усилий для распространения необычных автомобилей Tatra на Западе, хотя небольшое их количество все же попало к коллекционерам в Западной Европе и даже в Соединенных Штатах. Окончание «холодной войны» не улучшило судьбу Tatra, поскольку компания не смогла проникнуть на и без того переполненный автомобильный рынок Западной Европы. Появление конкурентов, таких как Mercedes-Benz и Peugeot в Чехии , еще больше снизило продажи Tatra. Производство легковых автомобилей закончилось в 1999 году.
Среди западных коллекционеров автомобили Tatra остаются практически неизвестными. Самая большая выставка автомобилей Tatra в США находится в Музее автомобилей Lane Motor в Нэшвилле, штат Теннесси . Эклектичная автомобильная коллекция музея насчитывает 12 моделей «Татр», в том числе машину скорой помощи Т-613. Когда ведущий ток-шоу и коллекционер автомобилей Джей Лено посетил музей, основатель подобрал его на Tatra 87 1947 года выпуска, что побудило Лено купить его самому. Лено вскоре стал защитником бренда. В Соединенных Штатах несколько клубов Tatra тесно связаны с клубами Citroën , поскольку многие коллекционеры Tatra также коллекционируют Citroën DS. автомобили серии [ нужна ссылка ] .
Tatra 87 выставлена в Институте искусств Миннеаполиса . [26]
Грузовики
[ редактировать ]1898–1914 гг. начало
[ редактировать ]
Первый грузовик, изготовленный в Копршивнице в 1898 году. [27] был бортовой [28] с двумя расположенными рядом двухцилиндровыми двигателями Benz с жидкостным охлаждением каждый объемом 2,7 л и общей мощностью 8,8 кВт (12 л.с.), расположенными после заднего моста, и грузоподъемностью 2,5 тонны. Уникальной особенностью установки двигателей было то, что двигатели могли работать последовательно в зависимости от требований по нагрузке. Двигатель № 1 запускался с помощью рукоятки и имел прикрепленный маховик, а двигатель № 2 без маховика был подключен через зубчатую муфту и запускался уже работающим первым двигателем.
Вторым выпущенным грузовиком снова стал бортовой тип R грузоподъемностью 2,5 тонны, построенный в 1909 году. Он оснащен бензиновым четырехцилиндровым двигателем жидкостного охлаждения объемом 4,1 л и мощностью 18,4 кВт (25 л.с.) с расположением двигателя над передней частью. ось, которая является традиционной конструкцией и по сей день. Автомобиль имел цельнорезиновые шины и полуэллиптическую рессорную подвеску. В 1910 году Tatra выпустила свой первый автобус Omnibus типа SO, всего было выпущено пять единиц.
1914–1922 гг. Серийное производство.
[ редактировать ]
Первое по-настоящему серийное производство грузовиков на заводе «Татра» началось с началом Первой мировой войны . В 1914 году было выпущено всего два грузовика типа Т мощностью 14/40 л.с.; однако к концу 1915 года производство подскочило до 105 единиц TL-2 , а в следующем, 1916 году, их количество выросло до 196 TL-2 и 30 TL-4 . Пик производства пришелся на 1917 год, когда было выпущено 19 моделей TL-2 и 303 TL-4, но затем производство снизилось, и аналогичное количество машин одного типа, выпускаемых за год, не было достигнуто или превзойдено до 1936 года с моделью Т 27.
Технически модели ТЛ-2 и ТЛ-4 были практически одинаково спроектированы; Фактически TL-4 произошел от TL-2, оба из которых имели двигатели жидкостного охлаждения с верхним расположением цилиндров и максимальной выходной мощностью 25,7 кВт (35 л.с., 34 л.с.). TL-2 имел GVM 2100 кг (4630 фунтов) и 4000 кг (8818 фунтов) , GCM TL-4 имел GVM 2700 кг (5952 фунта) и GCM 6700 кг (14771 фунт) соответственно. Оба типа производились небольшими сериями до 1927 года. TL-4 считается первым грузовиком, вышедшим из NW (Nesselsdorfer Wagen-bau) и носившим название Tatra в 1919 году. [29]
1923–1938 Концепт Татры
[ редактировать ]После появления автомобилей Tatra 11 и Tatra 12 с их характерной конструкцией хребтовой трубы и поворотными мостами компания Tatra представила свой первый грузовик на той же базе. [30] легкий внедорожник Tatra 13 с 2-цилиндровым бензиновым двигателем воздушного охлаждения мощностью 8,8 кВт (12 л.с.) и грузоподъемностью 1000 кг (2205 фунтов). За этим последовали и другие модели, и в 1926 году были представлены T23 и T24 , получившие прозвище «бульдоги», которые можно было считать предшественниками Tatra грузовиков, спроектированных COE . Усовершенствованная версия Т13 была представлена как Т26 с более мощным 4-цилиндровым оппозитным двигателем воздушного охлаждения и шестиколесным шасси, созданным для легкого внедорожника, который позже превратился в модель Т72 активно использовалась чехословацкой , которая в то время армией, а также была производится по лицензии французской компанией Lorraine-Dietrich. В 1933 году компания «Татра» выпустила ограниченную серию тяжелого артиллерийского тягача Т25 с 4- и 6-цилиндровыми бензиновыми двигателями. Самым популярным грузовиком Tatra перед Второй мировой войной был тип Т27 с 4-цилиндровыми бензиновыми или дизельными двигателями, который производился почти 17 лет (1930–1947 гг.), Общий объем производства составил 7620 единиц. [31] тип T28 Путем добавления дополнительной оси в заднюю часть был создан ; однако он не имел успеха, и лишь ограниченное производство привело к созданию преимущественно автобусного шасси. В период с 1931 по 1938 год компания Tatra также построила небольшой грузовой автомобиль на базе шасси Т30 под названием Tatra T43 , который до сих пор пользуется популярностью среди владельцев малого бизнеса. Модель Т72 успешно продолжила линию Т82 , построенного в основном для военных в грузовом и личном транспорте в период с 1935 по 1938 год, а затем Т92 и Т93, построенных для румынской армии с 1938 по 1941 год, которые были идентичны, за исключением того, что Т93 имел также ведущий передний мост. [32]
1939–1956 Вторая мировая война и далее.
[ редактировать ]
После нацистской оккупации Чехословакии производство в Копршивнице было аннексировано немцами для поставок грузовиков, необходимых Вермахту . Помимо существующей линейки Т27, Т92/92, начато производство нового тяжелого грузовика Т81 с дизельным двигателем V8 жидкостного охлаждения объемом 12,5 л и мощностью 118 кВт (160 л.с., 158 л.с.) в колесной формуле 6×4. конфигурация оси. В 1942 году этот автомобиль превратился в T111 , производство которого продолжалось до 1962 года, всего было выпущено 33 690 единиц. [33] На T111 также был установлен первый дизельный двигатель воздушного охлаждения Tatra — массивный двигатель V12, первоначально разработанный для бронированного Sd.Kfz. 234 Пума. На последних этапах Второй мировой войны компания Tatra сыграла важную роль в разработке дизельных двигателей воздушного охлаждения для немецких танков. В конце 1944 года генерал Хайнц Гудериан приказал модифицировать производство танка Type 38(t) Hetzer , включив в него дизельный двигатель Tatra Type 928 V-8 с воздушным охлаждением, хотя этот заказ был отложен, чтобы производство могло продолжаться непрерывно. После войны Т111 внес большой вклад в восстановление стран Центральной и Восточной Европы был построен мемориал Магадане ( Сибирь ) за его подвиги на Дальнем Востоке СССР , а в . [34]
1957–1982 гг. Движение вперед
[ редактировать ]
Решение о замене надежного, но устаревшего T111 было принято в 1952 году на основе централизованной плановой экономики социалистического правительства , когда компании Tatra NP было дано указание сосредоточиться на производстве коммерческих автомобилей грузоподъемностью от 7 до 10 тонн, а в 1956 году - первых T137 и T138. чехословацкой техники грузовики были выставлены на выставке в Брно . Производство Т111 продолжалось наряду с серией Т138 до 1962 года. Сам Т138 продолжался в производстве до 1969 года, когда его заменил Т148 , что обеспечило увеличение выходной мощности, надежности и усовершенствование продукции.
В 1967 году компания Tatra начала производство грузовика повышенной проходимости Т813 , используя технологию модульной конструкции; Модель вобрала в себя последние тенденции в дизайне коммерческих автомобилей, такие как расположение кабины над двигателем (COE) и широкопрофильные шины. Он был оснащен новым двигателем V12, и все военные версии имели центральную систему подкачки/спуска воздуха в шинах в качестве стандартного оборудования. T813 был разработан для буксировки грузов массой до 100 тонн GCM , и это было привычное зрелище на дорогах Чехословакии, перевозившее большие, часто негабаритные грузы.
1982–2008 Т815 и далее
[ редактировать ]

Tatra 815 была разработана для экстремального бездорожья, а ее дорожные версии созданы на основе внедорожного оригинала. После 53-го заседания Совета Экономической Взаимопомощи была издана директива, согласно которой Tatra NP будет единственным поставщиком внедорожных коммерческих автомобилей грузоподъемностью <12 тонн для стран Восточного блока, что приведет к модернизации компании и ее производства. модели. После обширных испытаний на различных площадках, включая Сибирь, тип Т815 был представлен в 1982 году, а производство началось в 1983 году. Т815 состоял из 142 основных сборочных компонентов по сравнению с 219 основными сборочными компонентами его предшественника. [35] Выходная мощность двигателя была увеличена на 45%, а также была представлена новая откидывающаяся кабина COE. Модульная конструкция двигателей привела к появлению двигателей V8, V10 или V12 с турбонагнетателем или без него.
T815 был модернизирован до T815-2 с небольшими косметическими изменениями и улучшенной эргономикой и безопасностью - самым большим изменением стало соответствие выбросов двигателя ограничениям «Евро0» и ограничениям Евро I в 1993 году (двигатель V8 с турбонаддувом с этого времени только для полного соответствия законодательству). ) . в качестве альтернативы предлагался двигатель Deutz 513 V8 с воздушным охлаждением TerrNo1, представленный в 1997 году, [36] отличался переработанной кабиной, а также лучшей звуко- и теплоизоляцией, чем предыдущие модели. TerrNo1 был основан на той же раме, что и предыдущие модели, поэтому его кабина могла быть установлена на все модели T815, построенные с 1993 года. [37] В 2000 году кабина Терр№1 вновь была переработана, и впервые появилась возможность установки двигателей жидкостного охлаждения.
В модели TerrNo1 была представлена подвеска заднего моста KingFrame. Еще одним шагом в эволюции двигателя T3B стало введение ограничений на выбросы Евро II . После дальнейших усовершенствований в 2003 году на T815 был установлен новый двигатель T3C V8 стандарта Euro III, работающий в паре с новой 14-ступенчатой коробкой передач с раздельным диапазоном передач, а также в качестве опции для двигателей других поставщиков, таких как Caterpillar , Cummins , Detroit Diesel , Deutz и MTU . быть приспособлены. В сентябре 2006 года Tatra представила свой Евро IV двигатель T3D с турбонаддувом, соответствующий требованиям , и технологией выхлопа SCR , а в феврале 2008 года компания представила первый в мире дизельный двигатель с воздушным охлаждением, соответствующий требованиям Евро V, на базе двигателя T3D. [38]
Т816 (Т815-6) Армакс [39] и сила [40] Серия, производная от Tatra 815, была представлена в 1993 году после участия Tatra в тендерном процессе на поставку тяжелых грузовиков повышенной проходимости для вооруженных сил ОАЭ . После двух лет торгов компания получила контракт на сумму 180 миллионов долларов. [41]

Получившаяся модель стала известна как Т816 «ЛИВА» ( по-арабски «пустыня»). [42] Последней моделью, предназначенной для военных заказчиков, является Т817 (Т815-7). [43] [44] продавался в первую очередь вооруженным силам стран-членов НАТО как высокомобильный тяжелый тактический грузовик с низкопрофильной кабиной для С-130 транспортабельности Hercules.
В 1990-х годах компания Tatra решила выпустить капотный тяжелый внедорожник CBE, чтобы продолжить успешную линию, начатую с T111. В результате появился T163 Jamal , серийное производство которого было запущено в 1999 году. [45] после того, как в 1997 году были построены первые прототипы и прошли обширные испытания. T163 был специально создан в качестве тяжелого самосвала из-за спроса и был основан на фирменной конструкции шасси Tatra с опорной трубой, а кабина была спроектирована Иржи Шпанихелем. [46] Грузовик используется в основном на строительных площадках и в карьерах.
Tatra также стала успешным тендером на замену для чешской армии устаревшего среднего внедорожника Praga V3S (с двигателем Tatra I6 с воздушным охлаждением - половина двигателя T111 V12) на T810 , который технически не является «настоящей» Tatra, поскольку его происхождение восходит к тому моменту, когда бывшая чешская компания ROSS в партнерстве с Renault Trucks получила контракт на поставку в армию внедорожников среднего размера ROSS R210 6×6. Однако в 1998 году компания обанкротилась, и Tatra выкупила полные права на конструкцию, затем модернизировала и повторно представила ее как T810, продолжая сотрудничество с Renault. [47] По условиям сделки Renault поставит кабины и двигатели, а Praga поставит оси и трансмиссии для прототипов; однако весь проект вызывает разногласия из-за того, как Tatra получила контракт, ее отношений с поставщиком Praga и последующего судебного иска, возбужденного против нее Praga. [48]
Серийные автомобили Т810 оснащены жесткими мостами Tatra новой конструкции с дисковыми тормозами WABCO , трансмиссией ZF Ecolite и Steyr раздаточной коробкой .
Навистар и Татра
[ редактировать ]Tatra и Navistar Defense представили на выставке Eurosatory в Париже, Франция (14–18 июня 2010 г.), результаты своего стратегического альянса с октября 2009 г., модели ATX6 (универсальный контейнеровоз) и ATX8 (военный авианосец). [49] Судя по всему, автомобили созданы на базе шасси Tatra 815-7 (T817) 6×6, 8×8. [50] подвеска и кабина при использовании двигателей Navistar и других компонентов. [51] В соответствии с соглашением Navistar Defense и Tatra AS будут продавать автомобили в Северной Америке, что включает в себя продажи вооруженным силам США и продажи военной техники за рубежом, финансируемые правительством США. Tatra будет поставлять детали и компоненты через глобальную сеть запасных частей и поддержки Navistar для грузовиков Tatra, поставляемых на рынки за пределами Северной Америки, а также продавать автомобили Navistar-Tatra по всему миру на их основных рынках. [ нужна ссылка ]
Право собственности
[ редактировать ]Американская компания Terex Corporation приобрела контрольный пакет акций (71%) компании Tatra в конце 2003 года. [52] Однако по состоянию на конец 2006 года контрольный пакет акций (80,51%) находился в руках Tatra Holdings sro, международного консорциума, включающего Vectra Limited из Великобритании, Сэма Эйда из США, KBC Private Equity из Бельгии, Meadowhill sro из Чехии и Рональда. Адамс из США. 15 декабря 2006 года между Tatra и Чешской Республикой был подписан контракт на поставку 556 грузовиков на сумму примерно 130 миллионов долларов, или 2,6 миллиарда чешских крон . Этот контракт был подписан взамен замены старых военных машин.
В апреле 2007 года Tatra объявила, что уже достигла уровня 2006 года и выпустила 1600 автомобилей. В 2007 году Tatra планировала выпустить от 2300 до 2500 автомобилей. В отличие от предыдущих лет, Tatra за последние два квартала увеличила количество рабочих мест на сотни, исправила предыдущие ошибки и снова начала расти. [ нужна ссылка ]
В августе 2011 года DAF Trucks объявила о приобретении 19% акций Tatra для укрепления сотрудничества между компаниями. Кабины и двигатели Paccar от DAF стали основой гражданской модели Tatra 158 Phoenix , а дилерские центры DAF начали продавать грузовики Tatra. [53]
В начале 2013 года «Татра» столкнулась с растущими финансовыми проблемами. Несмотря на то, что у компании было достаточно заказов на новые грузовики, производство было остановлено, поскольку банки отказались предоставлять дальнейшие кредиты, и компании грозило неминуемое банкротство. В марте 2013 года контрольный пакет акций Tatra приобрели крупный чешский оборонный подрядчик Чехословацкая группа и чешская металлургическая компания Promet Group , что обеспечило компании необходимую финансовую стабильность. С новыми владельцами Tatra сосредоточила свое производство в первую очередь на производстве специализированных автомобилей, изготавливаемых по индивидуальным заказам покупателей. Если в 2013 году продажи составили 722 единицы, то в 2023 году компания планирует продать более 2000 грузовиков, а дальнейший рост продаж потребует расширения производственных мощностей. [54]
Текущие модели
[ редактировать ]Tatra в основном поставляет отдельные узкоспециализированные автомобили, изготовленные по индивидуальному заказу, а также продает только магистральные шасси для использования в грузовых автомобилях или специализированных транспортных средствах других производителей. [55] Текущие модели серийного производства:
- Tatra 810 Tactic – средний грузовик повышенной проходимости на базе обычной рамы , портальных мостов и оснащенный двигателем и кабиной водяного охлаждения Renault. В первую очередь предназначен для военных операторов, предлагается также на гражданском рынке.
- Tatra 817 Force – тяжелый грузовик повышенной проходимости на базе магистрального шасси Tatra, двигателей Tatra с воздушным охлаждением (возможны и другие двигатели) и кабины Tatra. В первую очередь предназначен для военных операторов, предлагается также на гражданском рынке.
- Tatra 158 Phoenix – тяжелый грузовик повышенной проходимости на базе магистрального шасси Tatra, оснащенный кабиной DAF и двигателями ZF с водяным охлаждением. В первую очередь предназначен для гражданских операторов, предлагается также на военном рынке.
Распространение по всему миру
[ редактировать ]
Германия
[ редактировать ]Несколько пожарных команд и служб гражданской защиты (THW), в основном в восточной Германии, традиционно используют грузовики Tatra. Собственная конверсионная компания Tatra THT производит автомобили для пожарных и гражданской защиты. В Германии популярен большой тендер и насос для воды на базе Tatra 815. [ нужна ссылка ] Бак для воды автомобиля имеет объем от 4000 литров и отдельный бак для пенообразователя . Трансмиссия 4×4 и глубина преодоления брода 1,20 м делают его подходящим для пересеченной местности. В Германии машина называется TLF4000 (Tanklöschfahrzeug 4000) и в основном используется в аэропортах и для тушения лесных пожаров. [56]
В 2021 году пожарная команда Бундесвера заказала 76 пожарных автомобилей Tatra для тушения лесных пожаров (заказ компании BwFuhrparkService GmbH). Они созданы на базе шасси Tatra T 815-7 4×4 с оборудованием австрийской Rosenbauer Group . [57]
Индия
[ редактировать ]У Tatra было совместное предприятие по производству грузовиков в Индии под названием Tatra Vectra Motors Ltd, ранее называвшееся Tatra Trucks India Ltd. Это совместное предприятие Tatra и Vectra Group из Англии. [58] В 2002 году компания получила заказ на 1070 грузовиков от правительства Индии . [59] Растущее участие Tatra в оборонной промышленности Индии было приведено в качестве примера растущих отношений между Чешской Республикой и Индией. [60]
В 2009 году Vectra объявила о создании нового совместного предприятия с российским КамАЗом , которое создаст Kamaz Vectra Motors Limited для производства грузовиков КамАЗ в Индии. [61] [62] Это совместное предприятие заменило прежнее предприятие Tatra Vectra. [61] Завод-производитель расположен в Хосуре, Тамил Наду. Полностью интегрированный производственный комплекс включает в себя завод по сборке и испытаниям двигателей, цех сварки кабин, цех изготовления рам и испытательный полигон. Большинство грузовиков Tatra, продаваемых в Индии, производятся в сотрудничестве с Bharat Earth Movers Limited (BEML). [63]
Tatra участвовала в расследовании в 2012 году так называемого «мошенничества в сфере закупок» с участием бывшего руководителя BEML VRS Натараджана. [64]
- Эвакуационная машина Tatra индийской армии
- Грузовик Tatra у ворот Индии , Нью-Дели, в День Республики Индия 26 января.
- Грузовик Tatra индийской армии с БМ-30 «Смерч» ракетой
Израиль
[ редактировать ]
Сообщается, что после одного из израильско-арабских конфликтов Израиль провел испытания некоторых Татр, захваченных у египетских вооруженных сил. Командование Армии обороны Израиля, очевидно, было весьма впечатлено их характеристиками, независимым воздушным охлаждением и их возможностями в качестве военных грузовиков в дальних рейдовых операциях в пустынной местности, и оно заинтересовалось включением этих грузовиков в свой арсенал. Поскольку прямые закупки у Чехословакии были невозможны из-за ее сотрудничества с израильскими противниками, согласно легендам, израильтяне использовали хорошо оплачиваемые услуги Румынии, возглавляемой Николае Чаушеску , в сотрудничестве с американской компанией ATC (American Truck Company) для закупки военной техники. грузовики, в том числе «Татры», оборудованные для пустыни, что привело к шуткам о том, что «в Румынии новая пустыня». На текущих фотографиях различных израильских систем вооружения, в том числе SPYDER, предназначенных для Индии, в качестве транспортных средств-носителей показаны новые «Татры». [ нужна ссылка ]
Несколько грузовиков Tatra поступили на вооружение в различных секторах израильской армии под торговой маркой «American Truck Company», под которой Tatra продавались с рынка США и экспортировались в Израиль.
Соединенные Штаты
[ редактировать ]American Truck Company была квазинезависимой компанией, созданной Terex, когда они контролировали Tatra, для импорта автомобилей Tatra как в разборных комплектах, так и в полностью собранном виде, а также выполнения операций сборки, ремонта и обслуживания, а также сборки кузовов на шасси в Соединенных Штатах. [65] [66] Эти грузовики предлагались военным и другим правительственным организациям, маркировались и продавались в США под брендом ATC. [66] Tatra под маркой ATC были оснащены американскими турбодизельными двигателями Cummins вместо дизеля с воздушным охлаждением Tatra. [66]
Татра самолет
[ редактировать ]
Завод Ringhoffer-Tatra Works Ltd. произвел несколько самолетов и авиационных двигателей в 1930-х и 1940-х годах до аннексии Германии, а также после по заказу RLM . Среди выпущенных самолетов были следующие: [67] -
Построено по лицензии
[ редактировать ]- Татра Т.126 (Авро 626 Авиан)
- Татра Т.131 (Bücker Bü 131 Jungmann)
Татра спроектировала и построила
[ редактировать ]Исторические модели
[ редактировать ]Легковые автомобили
[ редактировать ]До переименования компании в Tatra
[ редактировать ]- Президент Северо-Запада (1897 г.)
- Президент Северо-Запада II (1898 г.)
- NW Elektromobil (1900)
- СЗ А (1900-1902)
- Н.В. Б (1902-1904)
- СЗ С (1902-1905)
- СЗ Д (1902-1905)
- СЗВ (1904-1906)
- СЗ Ф (1906)
- Н.В.Дж. (1906–1911)
- Н.В.Л (1906–1911)
- СЗ Ю (1906-1911)
- СЗТ (1914-1919)
- NW U (1915-1919)
После принятия названия Татра
[ редактировать ]- Татра 10 (1919-1927, переименована в NW U)
- Татра 11 (1923-1926)
- Татра 12 (1926-1934)
- Татра 17 (1925-1929)
- Татра 20 (1919-1926, переименована в NW T)
- Татра 30 (1926-1931)
- Tatra 31 (1928-1930, на базе Т17)
- Татра 52 (1931-1939)
- Татра 54 (1931-1934)
- Татра 57 (1931-1948)
- Татра 70 (1931-1936)
- Татра 75 (1934-1942)
- Татра 77 (1934-1938)
- Татра 80 (1930-1937, на базе Т70)
- Татра 87 (1937-1950)
- Татра 97 (1937-1939)
- Татра 107 (1946 г.; первоначальное обозначение Т600)
- Татра 600 Татраплан (1948-1952)
- Татра 603 (1956-1975)
- Татра 613 (1974-1996)
- Татра 623 (1980-1998)
- Татра 700 (1996-1999)
Грузовики
[ редактировать ]
- Первый грузовик СЗ (1898 г.)
- СЗО (1907-1909)
- СЗР (1908)
- Н. В. К (1909–1911)
- СЗ М (1909-1911)
- СЗ СО (1910-1914)
- СЗ ТЛ-2 (1915-1924)
- СЗ ТЛ-4 (1916-1924)
- СЗТО (1920-1928)
- Татра 13 (1925-1933)
- Tatra 22 (1934-1935, производная от Т27)
- Tatra 23 (1927-1933, первый грузовик Татра с хребтовой рамой)
- Tatra 24 (1929-1939, трехосный вариант Т23)
- Татра 25 (1928, 1933-1934)
- Татра 26 (1926-1933)
- Татра 27 (1930-1947)
- Татра 28 (1932 г., трехосный вариант Т27)
- Татра 43 (1929-1938)
- Татра 49 (1929-1930)
- Татра 72 (1933-1937)
- Татра 74
- Татра 79
- Татра 81 (1939-1942, предшественница Т111)
- Татра 82 (1935-1937)
- Татра 85 (1936-1941)
- Татра 92 (1938-1940, разработана на базе Т82)
- Татра 93 (1937-1941)
- Татра 111 (1942-1962)
- Tatra 114 (1947-1948, разработана на базе Т27)
- Tatra 115 (1948-1949, разработка Т114)
- Татра 128 (1951-1952, производная от Т111)
- Татра 138 (1959-1971)
- OT-64 SKOT Tatra engine powered 8×8 armored personnel carrier
- Tatra 141 (1957-1970, тягач-прицеп вариант Т111)
- Tatra 147 (1957-1961, укороченная версия Т111)
- Татра 148 (1972-1982, улучшенный Т138)
- Татра 158 Феникс (2011 – настоящее время)
- Татра 163 Джамал (1999-2014)
- Татра 805 (1953-1960)
- Татра 809 (1953)
- Татра 810 АНТС (2008 – настоящее время)
- Татра 813 (1967-1982)
- РМ-70 8х8 на базе Татры 813 Бронированная реактивная система залпового огня
- Татра 815, 815-2 и Терр№1 (1983 – настоящее время)
- Татра 816 (1996 – настоящее время)
- Tatra 817 (2008 – настоящее время, разработана на базе Т815)
Автобусы
[ редактировать ]- Татра 500 HB (1950–1957)
Троллейбусы
[ редактировать ]
Прототипы и гоночные автомобили
[ редактировать ]- Северо-западная гоночная пара (1900 г.)
- Второй грузовик северо-запада (1909 г.)
- СЗ Т14/40 (1914 г.)
- Татра 12 Тарга Флорио (1925)
- Татра 30 Спорт (1926 г.)
- Татра 34 (прототип бронеавтомобиля на базе Т31)
- Татра 84 (1935 г., первая полноприводная Татра)
- Татра 90 (1935 г.)
- Татра 112
- Татра 113
- Татра 116/117/120 (1948 г.)
- Татра 118/119/122 (1948 г.)
- Татра 130 (1951 г., трехосная версия Т128)
- Татра 131 (1951 г., Т128 со сдвоенными задними колесами)
- Tatra 137 (1956 г., двухосная версия Т138, выпускалась как Т138 4х4)
- Tatra 157 (1972 г.; предназначалась для замены Т148, но стала Т815)
- Татра 162 (1987)
- Татра 163 Джамал Эво (2003)
- Татра 201 (1947)
- Татра 600 Дизель (1952)
- Татра 601 Кабриолет (1951 г.)
- Татра 601 Монте-Карло (1949)
- Татра 602 Татраплан Спорт (1949)
- Татра 603 А (1964 г.)
- Татра 603 Б5 (1966)
- Tatra 603 B6 (1967)
- Татра 603 МБ (1961 г.)
- Татра 603 Монте-Карло
- Татра 603 Х (1966)
- Татра 604 (1954 г.)
- Татра 605 (1957)
- Татра 607 Монопост (1950-1954)
- Татра 607-2 (1954-1958)
- Татра 801 (1949)
- Татра 803 (1950 г.)
- Татра 804 (1951 г., легкий Т803)
- Татра 806 (1951 г., на базе Т803)
- Татра Багира (1973)
- Татранский дельфин (1963)
- Татра JK 2500 (1956 г.)
- Татра Т-III (прототип танка 1936 г.)
- Президент Татры (1994)
- МТХ Татра V8 (1991)
- Татра В570 (1931 г.)
- Татра В740 (1937)
- Татра В750 (1935 г.)
- Татра В799 (1938)
- Татра В809 (1940)
- Татра V855 (1942)
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ После Benz & Cie. и Peugeot
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «О компании» . Татрагрузовики .
- ^ Марголиус, Иван и Генри, Джон Г. (2015). Татры – Наследие Ганса Ледвинки . Дорчестер: Издательство Veloce. ISBN 978-1-845847-99-9 .
- ^ «Мы посетили компании Tatra Trucks и Tatra Defense Vehicle» .
- ^ «Первое дальнее путешествие на автомобиле «Татра» 125 лет назад» . Радио Прага Интернешнл . 19 мая 2023 г. Проверено 23 октября 2023 г.
- ^ Мудрый, Дэвид Берджесс. «Рамплер: один самолет, который никогда не летал», в Норти, Том, изд. Мир автомобилей (Лондон: Orbis, 1974), Vol. 17, с.1964.
- ^ «NW Präsident – Как все начиналось» . AutoZine.cz (на чешском языке). 01.03.2015.
- ^ Jump up to: а б https://www.tatratrucks.com/about-the-company/press-and-media/news/hans-ledwinka-1/
- ^ Автомобили GN Georgano : ранние и винтажные, 1886–1930 . (Лондон: Grange-Universal, 1985)
- ^ Jump up to: а б с д Марголиус, Иван и Генри, Джон Г. (1990). Татры – Наследие Ганса Ледвинки . Харроу: СВС. ISBN 0-946719-06-3 .
- ^ Дж. Н. Джоргано .
- ^ «Автомобили и история: Tatra T77 и T77A (1933–1938)» . Татра . НЛ : Демон. Архивировано из оригинала 12 октября 2006 г. Проверено 21 августа 2018 г.
- ^ Росс, Роберт (23 января 2023 г.). «Автомобиль недели: Tatra T77 1934 года — чешское чудо. Теперь можно приобрести полностью отреставрированную модель» . Отчет Робба . Проверено 23 октября 2023 г.
- ^ Богумир Мимра, «Направления развития современного автомобилестроения», SIA 1936, Технические работы в Остраве 1926–1936, Моравска Острава 1936, стр. 593.
- ^ «Удивительно футуристическая Tatra T77 1934 года» . Силодром . 03.03.2023 . Проверено 23 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Уилсон, Квентин. Книга о классических автомобилях . New Your, Нью-Йорк: DK Publishing Inc., 1995. ISBN 0-7894-0159-2 . Страницы 214-215
- ^ Jump up to: а б Автомобильные войны, Джонатан Мантл, Arcade Publishing, 1 997
- ^ «Краткая история Татр» . УККАР . Проверено 27 января 2011 г.
- ^ Шмарбек, Вольфганг (1997). Ганс Ледвинка: Его машины – его жизнь (на немецком языке). Грац: Х. Вейсхаупт Верлаг. п. 174. ИСБН 3-900310-56-4 .
- ^ МАКХЬЮ, ДЭВИД (9 июля 2019 г.). «От нацистов к хиппи: Конец пути Volkswagen Beetle» . АП НОВОСТИ . Проверено 9 июля 2019 г.
- ^ «1961 Corvair/Автомобили с задним расположением двигателя» . time.com . 07.09.2007. Архивировано из оригинала 15 октября 2007 г. Проверено 10 июня 2008 г.
- ^ Андерсон, Брэд (01 февраля 2023 г.). «Tatra 603-2 — седан премиум-класса, о котором вы никогда не слышали» . Автосовки . Проверено 23 октября 2023 г.
- ^ Tatra.cz. Архивировано 29 октября 2008 г. в Wayback Machine (на чешском языке).
- ^ «Пражская почта» . Пражская почта . Проверено 26 декабря 2018 г.
- ^ «Tatra планирует возобновить производство своих легендарных моделей» . Радио Прага Интернешнл. 3 апреля 2008 г. Проверено 16 сентября 2010 г.
- ^ «Концепция Tatra 903 на топливных элементах — Авто Волгограда» . Автосовки. 01 июля 2008 г. Проверено 6 ноября 2020 г.
- ^ «Татра Т87 четырехдверный седан» . Проверено 26 декабря 2018 г.
- ↑ Вехи истории Tatra. Архивировано 19 августа 2010 г. в Wayback Machine.
- ^ Старатель, Золото (27 апреля 2008 г.). «Изображение реплики первого грузовика Tatra» . Flickr.com . Проверено 16 сентября 2010 г.
- ^ NP Tatra Kopřivnice Современные внедорожники Tatra, созданные командой дизайнеров , 1979, Naśe Vojsko, Прага, 1-е издание.
- ↑ Tatra вступает в бой через 78 лет. Архивировано 25 сентября 2009 г., в Wayback Machine.
- ^ «Описание автомобиля Татра 27. Проверено 29 ноября 2008 г.» . Татрапортал.ск . Проверено 16 сентября 2010 г.
- ^ «Технические характеристики Tatra 92. Проверено 29 ноября 2008 г.» . Татрапортал.ск . Проверено 16 сентября 2010 г.
- ^ «Технические характеристики Tatra 111. Проверено 29 ноября 2008 г.» . Татрапортал.ск . Проверено 16 сентября 2010 г.
- ^ Tatratech.wz.cz. Архивировано 18 июля 2011 г. в истории Wayback Machine Tatra 111 (на чешском языке) . Проверено 29 ноября 2008 г.
- ^ Автомобильное ревю, выпуск 10'82, технический ежемесячник Федерального министерства общего машиностроения Чехословакии, текущий ISSN 1211-9555.
- ^ «Описание Татры 815» (на чешском языке). Архивировано из оригинала 5 июня 2010 г. Проверено 29 ноября 2008 г.
- ^ «Каюта Терр№1» (на чешском языке). Архивировано из оригинала 5 июня 2010 г. Проверено 29 ноября 2008 г.
- ^ «Tatra On Air — единственный в мире двигатель воздушного охлаждения Евро V» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 29 октября 2008 г. Проверено 29 ноября 2008 г.
- ^ «Татра Армакс» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 9 октября 2006 г. Проверено 29 ноября 2008 г.
- ^ «Татра Форс» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 9 октября 2006 г. Проверено 29 ноября 2008 г.
- ^ «История Т816» (на чешском языке). Архивировано из оригинала 7 февраля 2009 г. Проверено 29 ноября 2008 г.
- ^ «Татра военный спец Т816» . Архивировано из оригинала 22 августа 2008 г. Проверено 29 ноября 2008 г.
- ^ «Военные грузовики Татры» . Архивировано из оригинала 22 августа 2008 г. Проверено 29 ноября 2008 г.
- ^ «Татра 817» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 7 ноября 2006 г. Проверено 29 ноября 2008 г.
- ^ «Татра 163 Джамал» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 9 октября 2006 г. Проверено 19 ноября 2008 г.
- ^ «Иржи Шпанигель» . Проверено 29 ноября 2008 г.
- ^ «Татра Т810» . Проверено 29 ноября 2008 г.
- ^ «Прага проигрывает судебный иск против Татры» . Архивировано из оригинала 15 февраля 2009 г. Проверено 29 ноября 2008 г.
- ^ «Navistar и Tatra представляют на выставке Eurosatory две тактические машины» . Архивировано из оригинала 18 декабря 2010 г. Проверено 27 июня 2010 г.
- ^ «Навистар-Татра-АТХ8-8×8-грузовая система» . Проверено 27 июня 2010 г.
- ^ «Navistar Defense и ATX6 компании Tatra на выставке Eurosatory» . Архивировано из оригинала 16 сентября 2010 г. Проверено 27 июня 2010 г.
- ^ Terex продает свою 80-процентную долю в Tatra. здесь [1] и здесь [2] .
- ^ «DAF Trucks приобретает 19% акций TATRA и поставляет двигатели и кабины для новой линейки! В Biglorryblog есть история...» 03.08.2011. Архивировано из оригинала 28 августа 2011 г. Проверено 3 августа 2011 г.
- ^ "Сейчас мы можем только производить "Татры", - говорит руководитель научно-исследовательского отдела автокомпании" . 15 марта 2023 г.
- ^ «Чешских производителей коммерческого транспорта привлекает Западная Европа» . E15.cz (на чешском языке). 20.11.2017.
- ^ Лёб, Рико (04 мая 2017 г.). «FFW Großschönau: TLF 4000 на Tatra 815-7» . Blaulicht-Magazin.net (на немецком языке) . Проверено 28 июля 2022 г.
- ^ «Закупка транспортных средств – первый заказ от BwFuhrparkService GmbH» (на немецком языке). 2021-08-23 . Проверено 28 июля 2022 г.
- ^ «Знакомство с Tatra Vectra Motors Limited» . Tatraindia.com. Архивировано из оригинала 4 октября 2011 г. Проверено 24 января 2011 г.
- ^ «SDC объявляет о крупном заказе в Индии на свое подразделение грузовиков Tatra; за последний год объем отставания Tatra значительно увеличился. (9 мая 2002 г.) Business Wire» . Доступmylibrary.com. 9 мая 2002 г. Проверено 7 мая 2009 г.
- ^ «Индийский гамбит чехов» . Глобальный политик. 06 января 2003 г. Архивировано из оригинала 15 февраля 2009 г. Проверено 7 мая 2009 г.
- ^ Jump up to: а б «Группа компаний Вектра – Группа компаний – ООО «КАМАЗ Вектра Моторс» . Архивировано из оригинала 21 ноября 2011 г. Проверено 13 октября 2011 г.
- ^ «МАШИНИСТ» . машинист.в . Проверено 26 декабря 2018 г.
- ↑ CBW.cz. Архивировано 18 февраля 2009 г., в Wayback Machine.
- ^ Пионер,. «Афера с грузовиком Tatra: CBI готовится завершить составление обвинительного заключения» . Пионер . Проверено 21 июня 2021 г.
- ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : Даниеру Шидебутеру. «Военная техника [Чехия/США]: 14-тонный тактический грузовик ATC 6x6 (Tatra/Terex)» . Проверено 26 декабря 2018 г. - через YouTube.
- ^ Jump up to: а б с «Тяжелый внедорожник ATC 6x6 — Military-Today.com» . www.military-today.com . Проверено 26 декабря 2018 г.
- ^ * Грей, К.Г. и Бриджмен, Леонард. Самолеты всего мира Джейн, 1938 год. Сэмпсон Лоу, Marston & Company, Ltd. Лондон. 1938 год
- ^ Jump up to: а б с Мюррей, Алан (2000). Всемирная троллейбусная энциклопедия . Йатели, Хэмпшир, Великобритания: Троллейбуки. стр. 99, 148. ISBN. 0-904235-18-1 .
Источники
[ редактировать ]- Профиль компании Tatra, дата обращения 29 ноября 2008 г.
- Современные военные грузовики Татра (Т810, Т815, Т816, Т817)
- История Татр в Tatra World
- Грей, К.Г. и Бриджмен, Леонард. Самолеты всего мира Джейн, 1938 год. Сэмпсон Лоу, Marston & Company, Ltd. Лондон. 1938 год
- Уилсон, Квентин. Книга о классических автомобилях . New Your, Нью-Йорк: DK Publishing Inc., 1995. ISBN 0-7894-0159-2 . Страницы 214-215
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Марголиус, Иван и Генри, Джон Г. (1990). Татры – Наследие Ганса Ледвинки . Харроу: СВС. ISBN 0-946719-06-3 .
- Марголиус, Иван и Генри, Джон Г. (2015). Татры – Наследие Ганса Ледвинки, новое издание . Дорчестер: Издательство Veloce. ISBN 978-1-845847-99-9 .
- Tatra Automobiles - Роскошные автомобили из Копривнице 1920–1940 гг. , Мирослав Гомола, издатель AGM, Чехия
- Список статей в литературе и журналах, связанных с Татрами
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Официальный сайт Татры
- ТАТРА ГЕРМАНИЯ
- Татры Индия
- Сайт автомобилей Tatra и Tatraplan
- Татра Карс Сервис
- Международная модернизированная площадка в Татрах
- История самолетов Tatra (на чешском языке)
- Татранский музей
- «Долгие сумерки Татр исследуются в музее Теннесси» в NY Times, 20 июля 2011 г.
- неофициальные страницы Tatra Automobile - история и фотографии (на английском языке)
- неофициальные страницы истории грузовиков Tatra - история и фотографии (на английском языке)
- Татра (компания)
- Чешские бренды
- Автомобили с задним расположением двигателя
- Производители автомобилей класса люкс
- Автопроизводители Чехословакии
- Авиапроизводители Чехии и Чехословакии
- Производители авиационных двигателей Чехии
- Производители грузовых автомобилей Чехии
- Производители троллейбусов
- Компании по производству автомобилей, основанные в 1850 году.
- Компании по производству автомобилей, основанные в 1897 году.
- Оборонные предприятия Чехии
- Производители автобусов Чехии
- Производители дизельных двигателей
- 1897 заведений в Австро-Венгрии