Jump to content

Плановая экономика

Плановая экономика — это тип экономической системы , в которой распределение товаров и услуг или инвестиции , производство и распределение капитальных благ происходит в соответствии с экономическими планами, которые либо охватывают всю экономику, либо ограничиваются определенной категорией товаров и услуг. Плановая экономика может использовать централизованные , децентрализованные , коллективные или советские формы экономического планирования . [1] [2] Уровень централизации или децентрализации в принятии решений и участии зависит от конкретного типа используемого механизма планирования. [3]

Социалистические государства, основанные на советской модели, использовали централизованное планирование, хотя меньшинство, такое как бывшая Социалистическая Федеративная Республика Югославия, в некоторой степени приняло рыночный социализм . Рыночный аболиционистский социализм заменяет рынки факторов производства прямым расчетом как средством координации деятельности различных экономических предприятий, находящихся в общественной собственности , составляющих экономику. [4] [5] [6] Более поздние подходы к социалистическому планированию и распределению исходят от некоторых экономистов и ученых-компьютерщиков, предлагающих механизмы планирования, основанные на достижениях в области компьютерных наук и информационных технологий. [7]

Плановая экономика контрастирует с бесплановой экономикой , особенно с рыночной экономикой , где автономные фирмы, работающие на рынках, принимают решения о производстве, распределении, ценообразовании и инвестициях. Рыночная экономика, использующая индикативное планирование , по-разному называется плановой рыночной экономикой , смешанной экономикой и смешанной рыночной экономикой . Командная экономика следует административно-командной системе и использует экономическое планирование советского типа, которое было характерно для бывшего Советского Союза и Восточного блока до того, как большинство этих стран перешли к рыночной экономике. Это подчеркивает центральную роль иерархического управления и государственной собственности на производство в управлении распределением ресурсов в этих экономических системах. [8] [9] [10]

Обзор [ править ]

В эллинистическом и постэллинистическом мире «принудительное государственное планирование было наиболее характерным условием торговли для египетской сельской местности, для эллинистической Индии и, в меньшей степени, для наиболее варварских регионов Селевкидов , Пергаменского региона , Южной Аравии и Парфянские империи». [11] Ученые утверждали, что экономика инков была гибким типом командной экономики, сосредоточенной вокруг движения и использования рабочей силы, а не товаров. [12] Одна точка зрения на меркантилизм рассматривает его как плановую экономику. [13]

Плановая экономика советского типа в Советской России развивалась в результате продолжающейся Первой мировой войны военной экономики , а также других политик, известных как военный коммунизм (1918–1921), сформированных в соответствии с требованиями Гражданской войны в России 1917 года. –1923. Эта политика начала формальную консолидацию в рамках официального органа власти в 1921 году, когда советское правительство основало Госплан . Однако период Новой экономической политики ( с 1921 по год 1928 плановая система регулярных пятилетних планов ) начался до того, как в 1928 году началась . Лев Троцкий был одним из первых сторонников экономического планирования в период НЭПа . [14] [15] [16] Троцкий утверждал, что специализация , концентрация производства и применение планирования могут «поднять в ближайшем будущем коэффициент промышленного роста не только в два, но даже в три раза выше довоенного уровня в 6%, а, может быть, и выше». ". [17] По словам историка Шейлы Фицпатрик , ученые пришли к единому мнению, что Сталин присвоил позицию левой оппозиции по таким вопросам, как индустриализация и коллективизация . [18]

После Второй мировой войны (1939–1945) Франция и Великобритания практиковали дирижизм – государственное управление экономикой ненасильственными методами. Шведское правительство планировало модели общественного жилья аналогично городскому планированию в проекте под названием «Программа миллиона» , реализуемом с 1965 по 1974 год. Некоторое децентрализованное участие в экономическом планировании имело место по всей революционной Испании, особенно в Каталонии, во время Испанской революции 1936 года. . [19] [20]

с социализмом Отношения

Альберт Эйнштейн выступал за социалистическую плановую экономику в своей статье 1949 года « Почему социализм? »

В майском выпуске Monthly Review за 1949 год под названием « Почему социализм? » Альберт Эйнштейн писал: [21]

Я убеждён, что есть только один путь устранения этих серьёзных зол, а именно через создание социалистической экономики, сопровождаемой системой образования, ориентированной на социальные цели. В такой экономике средства производства принадлежат самому обществу и используются плановым образом. Плановая экономика, которая приспосабливает производство к потребностям общества, распределяет работу между всеми трудоспособными и гарантирует средства к существованию каждому мужчине, женщине и ребенку. Образование человека, помимо развития его собственных врожденных способностей, будет способствовать развитию у него чувства ответственности за своих собратьев вместо прославления власти и успеха в нашем нынешнем обществе.

Хотя социализм не эквивалентен экономическому планированию или концепции плановой экономики, влиятельная концепция социализма предполагает замену рынков капитала некоторой формой экономического планирования для достижения предварительной координации экономики. Целью такой экономической системы было бы достижение сознательного контроля над экономикой со стороны населения, в частности, чтобы использование прибавочного продукта контролировалось производителями. [22] Конкретные формы планирования, предлагаемые для социализма, и их осуществимость являются предметом дискуссий по социалистическому расчету .

экономическое Вычислительное планирование

В 1959 году Анатолий Китов предложил распределенную вычислительную систему (проект «Красная книга» . с ) упором на управление советской экономикой Противодействие Минобороны разрушило план Китова. [23]

В 1971 году социалистическая администрация Альенде в Чили запустила проект Cybersyn с целью установить телекс в каждой корпорации и организации в экономике для передачи экономических данных между фирмами и правительством. Данные также вводились в компьютерное моделирование экономики для прогнозирования. Была построена диспетчерская для наблюдения и управления всей экономикой в ​​режиме реального времени. Стадия прототипа проекта оказалась многообещающей, когда ее использовали для перенаправления поставок в обход забастовки дальнобойщиков. [24] поддержанный ЦРУ, но после того, как Аугусто Пиночет, возглавил переворот в 1973 году , который установил военную диктатуру под его правлением, программа была отменена, и Пиночет подтолкнул Чили к более либерализованной рыночной экономике .

В своей книге «На пути к новому социализму» (1993) ученый-компьютерщик Пол Кокшотт из Университета Глазго и экономист Аллин Коттрелл из Университета Уэйк Форест заявляют, что продемонстрировали, как возможна демократически плановая экономика, построенная на современных компьютерных технологиях, и выдвигают тезис о том, что это было бы экономически более стабильно, чем экономика свободного рынка, и также желательно с моральной точки зрения. [7]

Кибернетика [ править ]

Проект Cybersyn был ранней формой вычислительного экономического планирования .

Использование компьютеров для оптимальной координации производства предлагалось по-разному в социалистических экономиках . Польский экономист Оскар Ланге (1904–1965) утверждал, что компьютер более эффективен, чем рыночный процесс, при решении множества одновременных уравнений, необходимых для эффективного распределения экономических ресурсов (либо с точки зрения физических величин, либо с точки зрения денежных цен). [25]

В Советском Союзе Анатолий Китов предложил ЦК КПСС подробный план реорганизации управления советскими вооруженными силами и советской экономикой на основе вычислительной сети. центров в 1959 году. [26] Предложение Китова было отклонено, как и позднее проект сети управления экономикой ОГАС 1962 года . [27] Советский кибернетик утверждал, Виктор Глушков что его информационная сеть ОГАС обеспечила бы пятикратную прибыль от сбережений советской экономики за первые пятнадцать лет инвестиций. [28]

Сальвадора Альенде Социалистическое правительство в 1970 году ввело в Чили распределенную систему поддержки принятия решений Project Cybersyn в попытке продвинуться к децентрализованной плановой экономике с экспериментальной жизнеспособной системной моделью компьютерной организационной структуры автономных оперативных подразделений посредством настройки альгедонической обратной связи и участия снизу вверх. принятие решений в форме партисипативной демократии компонентом Киберфолк. [29]

Вымышленные изображения [ править ]

В романе Взгляд назад» « Эдварда Беллами 1888 года изображена вымышленная плановая экономика в Соединенных Штатах примерно в 2000 году, которая стала социалистической утопией.

« Мировое государство» в Олдоса Хаксли » «О дивном новом мире (1932) и «Взлётная полоса номер один» в Оруэлла Джорджа «Девятнадцать восемьдесят четыре» (1949) представляют собой вымышленные изображения командной экономики, хотя и с диаметрально противоположными целями. Первая представляет собой потребительскую экономику, созданную для обеспечения производительности, тогда как вторая представляет собой экономику дефицита , созданную как агент тоталитарного социального контроля. Взлетно-посадочная полоса One организована организацией с эвфемистическим названием «Министерство изобилия».

К другим литературным изображениям плановой экономики относится произведение Евгения Замятина « Мы » (1924), оказавшее влияние на творчество Оруэлла. Как и «Девятнадцать восемьдесят четыре» , Айн Рэнд антиутопический рассказ «Гимн» 1938 года предлагает художественное изображение командной экономики, находящейся под влиянием « Мы» . Разница в том, что это была примитивистская плановая экономика, а не передовые технологии «Мы» или «О дивный новый мир» .

Централизованное планирование [ править ]

Преимущества [ править ]

Правительство может использовать землю , рабочую силу и капитал для достижения экономических целей государства. Потребительский спрос может быть ограничен в пользу увеличения капиталовложений в экономическое развитие по желаемой схеме. В международных сравнениях государственно-социалистические страны выгодно отличаются от капиталистических стран по таким показателям здравоохранения, как детская смертность и ожидаемая продолжительность жизни. Однако, по словам Майкла Эллмана , реальность этого, по крайней мере в отношении детской смертности, варьируется в зависимости от того, СССР или ВОЗ . используются ли официальные определения [30]

Государство может сразу начать строительство крупной тяжелой промышленности в слаборазвитой экономике, не дожидаясь годами накопления капитала за счет расширения легкой промышленности и не полагаясь на внешнее финансирование. Именно это произошло в Советском Союзе в 1930-е годы, когда правительство снизило долю валового национального дохода , направляемую на частное потребление, с 80% до 50%. В результате такого развития в Советском Союзе произошел массовый рост тяжелой промышленности с одновременным массовым сокращением сельскохозяйственного сектора из-за нехватки рабочей силы. [31]

Недостатки [ править ]

нестабильность Экономическая

Исследования командных экономик Восточного блока в 1950-х и 1960-х годах, проведенные как американскими, так и восточноевропейскими экономистами, показали, что, вопреки ожиданиям обеих групп, они демонстрировали большие колебания объема производства , чем рыночные экономики в тот же период. [32]

ресурсов Неэффективное распределение

Критики плановой экономики утверждают, что плановые органы не могут с достаточной точностью определять потребительские предпочтения, дефицит и излишки и, следовательно, не могут эффективно координировать производство (в рыночной экономике система свободных цен этой цели призвана служить ). Об этой трудности особенно писали экономисты Людвиг фон Мизес и Фридрих Хайек , которые называли тонко различные аспекты проблемы проблемой экономических расчетов и проблемой местных знаний соответственно. [33] [34] Эти различные аспекты также присутствовали в экономической мысли Майкла Поланьи . [35]

В то время как первый подчеркивал теоретическую основу рыночной экономики для субъективной теории стоимости, критикуя при этом трудовую теорию стоимости , второй утверждал, что единственный способ удовлетворить людей, которые имеют постоянно меняющуюся иерархию потребностей и являются единственными, кто обладает своими конкретными потребностями. обстоятельств человека заключается в том, чтобы позволить тем, кто лучше всего знает об их потребностях, иметь возможность использовать свои ресурсы на конкурирующем рынке для наиболее эффективного удовлетворения потребностей большинства потребителей. Это явление признано спонтанным порядком . Кроме того, естественным образом произойдет нерациональное распределение ресурсов из-за перенаправления капитала от людей, обладающих непосредственными знаниями, и его обхода на рынках, где принудительная монополия влияет на поведение, игнорируя рыночные сигналы. По словам Тибора Мачана , «без рынка, на котором распределение может осуществляться в соответствии с законом спроса и предложения, трудно или невозможно направлять ресурсы в соответствии с реальными человеческими предпочтениями и целями». [36]

Историк Роберт Винсент Дэниэлс считал сталинский период резким разрывом с правительством Ленина с точки зрения экономического планирования, в котором продуманная научная система планирования, в которой участвовали бывшие меньшевики экономисты- в Госплане, была заменена поспешным вариантом планирования с нереалистичными целями. бюрократические растраты, узкие места и нехватка . Сталинские формулировки национальных планов с точки зрения физического количества продукции Дэниелс также считал источником застойного уровня эффективности и качества. [37]

самоуправления Подавление и экономической демократии

Экономист Робин Ханель , который поддерживает экономику участия , форму социалистической децентрализованной плановой экономики, отмечает, что даже если центральное планирование преодолеет присущие ему препятствия в отношении стимулов и инноваций, оно, тем не менее, не сможет максимизировать экономическую демократию и самоуправление, которые, по его мнению, являются концепции, которые являются более интеллектуально последовательными, последовательными и справедливыми, чем общепринятые представления об экономической свободе. [38] Более того, Ханель утверждает:

В сочетании с более демократической политической системой и переработанной, чтобы приблизиться к лучшему варианту, централизованно планируемая экономика, несомненно, показала бы лучшие результаты. Но они никогда не смогли бы обеспечить экономическое самоуправление, они всегда медлили бы с инновациями, поскольку апатия и разочарование наносили неизбежный урон, и они всегда были бы восприимчивы к растущему неравенству и неэффективности по мере роста эффектов дифференциальной экономической власти . При централизованном планировании ни планировщики, ни менеджеры, ни рабочие не имели стимулов продвигать социально-экономические интересы. Препятствование развитию рынков готовой продукции для системы планирования также не дало потребителям существенных прав. Но централизованное планирование было бы несовместимо с экономической демократией, даже если бы оно преодолело свои информационные и стимулирующие обязательства. И правда в том, что он выжил так долго только потому, что его поддерживала беспрецедентная тоталитарная политическая власть. [38]

Командная экономика [ править ]

Плановая экономика отличается от командной экономики тем, что плановая экономика — это «экономическая система, в которой правительство контролирует и регулирует производство, распределение, цены и т. д.». [39] тогда как командная экономика обязательно имеет существенную государственную собственность на промышленность, а также имеет такой тип регулирования. [40] В командных экономиках важные решения о распределении принимаются государственными органами и устанавливаются законом. [41]

Это оспаривается некоторыми марксистами . [5] [42] Децентрализованное планирование было предложено в качестве основы социализма и по-разному защищалось анархистами , советскими коммунистами , либертарианскими марксистами и другими демократическими и либертарианскими социалистами, которые защищают нерыночную форму социализма, полностью отвергая тип планирования, принятый в Экономика Советского Союза . [43]

Большая часть командной экономики организована по нисходящей административной модели центральным органом власти, где решения относительно требований к инвестициям и объему производства принимаются на самом верху командной цепочки с небольшим вкладом со стороны нижних уровней. Сторонники экономического планирования иногда были ярыми критиками командной экономики. Лев Троцкий считал, что те, кто находится на вершине командной цепочки, независимо от их интеллектуальных способностей, действовали без участия и участия миллионов людей, которые участвуют в экономике и которые понимают/реагируют на местные условия и изменения в экономике. Следовательно, они не смогут эффективно координировать всю экономическую деятельность. [44]

Историки связывают плановую экономику с марксистско-ленинскими государствами и советской экономической моделью . С 1980-х годов оспаривалось, что советская экономическая модель на самом деле не представляла собой плановую экономику, поскольку всеобъемлющий и обязательный план не направлял производство и инвестиции. [45] Дальнейшее различие административно-командной системы возникло в некоторых академических кругах как новое обозначение экономической системы, существовавшей в бывшем Советском Союзе и Восточном блоке , подчеркивающее роль централизованного иерархического принятия решений в отсутствие народного контроля над экономика. [46] Возможность цифровой плановой экономики исследовалась в Чили в период с 1971 по 1973 год при разработке проекта Cybersyn и Александром Александровичем Харкевичем , заведующим кафедрой технической физики в Киеве в 1962 году. [47] [48]

Хотя и экономическое планирование, и плановая экономика могут быть либо авторитарными, либо демократическими и основанными на широком участии , критики демократического социализма утверждают, что командная экономика на практике обязательно является авторитарной или недемократической. [49] [50] Индикативное планирование — это форма экономического планирования в рыночной экономике, которая управляет экономикой с помощью методов, основанных на стимулах. Экономическое планирование может осуществляться децентрализованно через различные государственные органы. В некоторых преимущественно рыночно-ориентированных и западных странах со смешанной экономикой государство использует экономическое планирование в стратегических отраслях, таких как аэрокосмическая промышленность. В смешанной экономике обычно применяется макроэкономическое планирование, тогда как микроэкономические вопросы оставляются на усмотрение рынка и ценовой системы.

планирование Децентрализованное

Лев Троцкий был одним из первых советских деятелей, которые поддерживали экономическое планирование и децентрализацию. [14] но выступал против сталинской модели. [51]

Децентрализованно-плановая экономика, иногда называемая горизонтально-плановой экономикой из-за ее горизонтальности , представляет собой тип плановой экономики, в которой инвестиции и распределение потребительских . и капитальных товаров выражаются в соответствии с общеэкономическим планом, построенным и оперативно координируемым через распределенную сеть разрозненных экономических агентов или даже самих производственных единиц. Децентрализованное планирование обычно противопоставляется централизованному планированию, в частности экономическому планированию советского типа в командной экономике Советского Союза , где экономическая информация агрегируется и используется для формулирования плана производства, инвестиций и распределения ресурсов единым центральным органом. власть. Децентрализованное планирование может формироваться как в условиях смешанной экономики , так и в посткапиталистической экономической системе. Эта форма экономического планирования предполагает некоторый процесс демократического и коллективного принятия решений внутри экономики и внутри самих фирм в форме промышленной демократии. . Компьютерные формы демократического экономического планирования и координации между экономическими предприятиями также предлагались различными учеными-компьютерщиками и радикальными экономистами . [25] [7] [24] Сторонники представляют децентрализованное и совместное экономическое планирование как альтернативу рыночному социализму для посткапиталистического общества. [52]

Децентрализованное планирование было характерной чертой анархистской и социалистической экономики . Вариации децентрализованного планирования, такие как экономическая демократия , промышленная демократия и экономика участия, продвигались различными политическими группами, в первую очередь анархистами , демократическими социалистами , гильдийными социалистами , либертарианскими марксистами , либертарианскими социалистами , революционными синдикалистами и троцкистами . [44] Во время Испанской революции некоторые районы, где анархистское и либертарианское социалистическое влияние через НКТ и ВСТ было обширным, особенно сельские регионы, управлялись на основе децентрализованного планирования, напоминающего принципы, изложенные анархо-синдикалистом Диего Абадом де Сантильяном в книге «После». Революция . [53] Троцкий призывал к экономической децентрализации между государством, областными регионами и заводами в период НЭПа , чтобы противостоять структурной неэффективности и проблеме бюрократии. [54]

Модели [ править ]

координация Согласованная

Экономист Пэт Дивайн создал модель децентрализованного экономического планирования, названную «переговорной координацией», которая основана на общественной собственности на средства производства теми, на кого влияет использование задействованных активов, с распределением потребительских осуществляемым и капитальных товаров, посредством совместного участия. форма принятия решений теми, кто находится на наиболее локализованном уровне производства. [55] Более того, организации, использующие модульность в своих производственных процессах, могут распределять решение проблем и принятие решений. [56]

Совместное планирование [ править ]

Плановая структура децентрализованной плановой экономики обычно основана на совете потребителей и совете производителей (или совместно на распределительном кооперативе), который иногда называют потребительским кооперативом . Производители и потребители или их представители договариваются о качестве и количестве того, что должно быть произведено. Эта структура занимает центральное место в гильдейском социализме , экономике участия и экономических теориях, связанных с анархизмом .

Практика [ править ]

Керала [ править ]

Некоторое децентрализованное участие в экономическом планировании было реализовано в различных регионах и штатах Индии , особенно в Керале . Агентства по планированию на местном уровне оценивают потребности людей, которые могут внести свой непосредственный вклад через Грам Сабха (деревенские учреждения), и впоследствии планировщики стараются планировать соответствующим образом. [57]

Революционная Каталония [ править ]

Некоторое децентрализованное участие в экономическом планировании было реализовано по всей революционной Испании, особенно в Каталонии, во время Испанской революции 1936 года . [19] [20]

концепции практике на Подобные

сообщества участием с Планирование

Организация Объединенных Наций разработала местные проекты, которые способствуют совместному планированию на уровне общин. Члены сообществ напрямую принимают решения относительно развития сообщества . [ нужна ссылка ]

См. также [ править ]

Тематические исследования (экономики советского типа)
Тематические исследования (со смешанной рыночной экономикой)

Ссылки [ править ]

  1. ^ Алек Нов (1987). «Плановая экономика». Нью-Пэлгрейв: Экономический словарь . том. 3. п. 879.
  2. ^ Дивайн, Пэт (2010). Демократия и экономическое планирование . Политика. ISBN  978-0745634791 .
  3. ^ Грегори, Пол Р.; Стюарт, Роберт С. (2003). Сравнение экономических систем XXI века . Бостон: Хоутон Миффлин. стр. 23–24. ISBN  978-0-618-26181-9 .
  4. ^ Причито, Дэвид Л. (2002). Рынки, планирование и демократия: очерки после краха коммунизма . Издательство Эдварда Элгара. п. 72. ИСБН  978-1840645194 . Традиционный социализм стремится комплексно планировать всю экономическую деятельность как внутри предприятий, так и между ними. По сути, он стремится интегрировать экономическую деятельность общества (координацию общественной собственности) в единый последовательный план, а не полагаться на спонтанное или анархическое упорядочение рыночной системы для координации планов.
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мандель, Эрнест (1986). «В защиту социалистического планирования» (PDF) . Новый левый обзор . 159 : 5–37. Архивировано (PDF) из оригинала 16 мая 2008 г. Планирование не эквивалентно ни «идеальному» распределению ресурсов, ни «научному» распределению, ни даже «более гуманному» распределению. Это просто означает «прямое» распределение ex ante . По существу, это противоположно распределению рынка, которое происходит постфактум .
  6. ^ Эллман, Майкл (1989). Социалистическое планирование . Издательство Кембриджского университета. п. 327. ИСБН  978-0521358668 . «[С] социалистическое планирование» в первоначальном смысле национальной экономики, которая заменила рыночные отношения прямым расчетом и прямым обменом продуктами, нигде не было установлено [...].
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Коттрелл, Аллин; Кокшотт, В. Пол (1993). На пути к новому социализму. Архивировано 27 июня 2018 г. в Wayback Machine . (Ноттингем, Англия: пресс-секретарь. Проверено 17 марта 2012 г.).
  8. ^ Цимбалист, Шерман и Браун, Эндрю, Ховард Дж. и Стюарт (1988). Сравнение экономических систем: политико-экономический подход . Паб колледжа Харкорт. п. 4 . ISBN  978-0-15-512403-5 . Почти вся промышленность в Советском Союзе находится в государственной собственности, и все производство теоретически управляется централизованным планом (хотя на практике многое оставлено на усмотрение местных властей, и многое происходит незапланировано или не находится под контролем правительства). {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  9. ^ Вильгельм, Джон Ховард (1985). «В Советском Союзе управляемая, а не плановая экономика». Советские исследования . 37 (1): 118–130. дои : 10.1080/09668138508411571 .
  10. ^ Эллман, Майкл (2007). «Взлет и падение социалистического планирования». В Эстрине, Саул; Колодко, Гжегож В.; Увалич, Милица (ред.). Переход и за его пределами: Очерки в честь Марио Нути . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. п. 22. ISBN  978-0-230-54697-4 . В СССР в конце 1980-х годов эту систему обычно называли «административно-командной» экономикой. Основополагающим для этой системы был не план, а роль административных иерархий на всех уровнях принятия решений; отсутствие контроля над принятием решений населением [...].
  11. ^ Гейхельхайм, Фридрих Мориц (1949). «Торговля греческая и римская» . В Хаммонде, Николас Г.Л .; Скаллард, Х.Х. (ред.). Оксфордский классический словарь (2-е изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета (опубликовано в 1970 г.). п. 274 . ISBN  0198691173 .
  12. ^ Ла Лоун, Даррелл Э. (1982). «Инки как нерыночная экономика: предложение по команде против предложения и спроса» . Контексты для доисторического обмена : 292. Архивировано из оригинала 19 октября 2020 года . Проверено 17 декабря 2018 г.
  13. ^ Блауг, Марк , изд. (1991). Ранние меркантилисты: Томас Ман (1571–1641), Эдвард Миссельден (1608–1634), Жерар де Малин (1586–1623) . Пионеры в экономике. Паб Э. Элгар. Компания р. 136. ИСБН  978-1852784669 . Проверено 7 сентября 2018 г. К этому подходу относится, по крайней мере частично, попытка рассматривать меркантилизм как экономический дириж , плановую экономику с национальными экономическими целями – «богатство», «изобилие» или просто «благосостояние» в рамках нации и за счет других наций. .
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Твисс, Томас М. (2014). Троцкий и проблема советской бюрократии . Брилл. стр. 88–113. ISBN  978-90-04-26953-8 . Архивировано из оригинала 26 июля 2023 г. Проверено 27 октября 2023 г.
  15. ^ Дэй, Ричард Б. (1973). Лев Троцкий и политика экономической изоляции . Издательство Кембриджского университета. п. 109. ИСБН  978-0-521-52436-0 . Архивировано из оригинала 26 июля 2023 г. Проверено 27 октября 2023 г.
  16. ^ Дойчер, Исаак (1965). Пророк безоружный: Троцкий, 1921–1929 . Нью-Йорк, Винтажные книги. п. 468. ИСБН  978-0-394-70747-1 .
  17. ^ Роговин, Вадим Захарович (2021). Была ли альтернатива? Троцкизм: взгляд сквозь годы . Книги Меринга. стр. 404–405. ISBN  978-1-893638-97-6 .
  18. ^ Фитцпатрик, Шейла (22 апреля 2010 г.). «Старик» . Лондонское обозрение книг . 32 (8). ISSN   0260-9592 . Архивировано из оригинала 3 февраля 2024 года . Проверено 3 февраля 2024 г.
  19. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ветцель, Том. «Рабочая власть и испанская революция». Архивировано 7 ноября 2020 г. в Wayback Machine .
  20. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Долгофф, Сэм, изд. (1974). Анархистские коллективы (1-е изд.). Бесплатные издания Life. п. 114. ISBN   978-0914156024 .
  21. ^ Эйнштейн, Альберт (май 1949 г.). «Почему социализм?» Архивировано 17 марта 2011 г. в Wayback Machine , Monthly Review .
  22. ^ Файнштейн, CH (1975). Социализм, капитализм и экономический рост: эссе, представленные Морису Доббу . Издательство Кембриджского университета. п. 174. ИСБН  0-521-29007-4 . Мы представили точку зрения, что планирование и рыночные механизмы являются инструментами, которые можно использовать как в социалистических, так и в несоциалистических обществах. [...] Было важно разрушить примитивное отождествление централизованного планирования и социализма и подчеркнуть инструментальный характер планирования.
  23. ^ Китов Владимир А.; Шилов Валерий Владимирович; Силантьев, Сергей А. (5 октября 2016 г.). «Trente an ou la Vie d'un scientifique». В Гаддуччи, Фабио; Тавосанис, Мирко (ред.). История и философия вычислений: Третья международная конференция HaPoC 2015, Пиза, Италия, 8–11 октября 2015 г., Пересмотренные избранные статьи . Том 487 журнала «ИФИП: Достижения в области информационных и коммуникационных технологий». Чам, Швейцария: Springer (опубликовано в 2016 г.). п. 191. ИСБН  978-3319472867 . ISSN   1868-4238 . Проверено 12 сентября 2021 г. [...] «Меры по преодолению недостатков в разработке, производстве и внедрении ЭВМ в Вооружённых Силах и народном хозяйстве». Сегодня этот проект известен среди специалистов как проект «Красная книга». Это был первый проект в СССР, который предлагал объединить все компьютеры страны в единую сеть вычислительных центров. В мирное время эта сеть должна была решать как народнохозяйственные, так и оборонные задачи [...].
  24. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Иден Медина (2006). «Проектирование свободы, регулирование нации: социалистическая кибернетика в Чили Альенде». Дж. Лат. Являюсь. Стад . 38 (38). Издательство Кембриджского университета: 571–606. дои : 10.1017/S0022216X06001179 . S2CID   26484124 .
  25. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ланге, Оскар (1979). «Компьютер и рынок» . Calculemus.org. Архивировано из оригинала 17 апреля 2021 года . Проверено 12 сентября 2012 г.
  26. ^ Китова О. «Китов Анатолий Иванович. Русский виртуальный компьютерный музей» . компьютер-музей.ру . Перевод Александра Нитусова. Архивировано из оригинала 4 февраля 2023 г. Проверено 11 октября 2021 г.
  27. ^ Питерс, Бенджамин (25 марта 2016 г.). Как не объединять нацию в сеть: непростая история советского Интернета . МТИ Пресс. ISBN  978-0262034180 .
  28. ^ Питерс, Бенджамин (2016). Как не объединить нацию в сеть: непростая история советского интернета . Кембридж, Массачусетс. п. 114. ИСБН  978-0262034180 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  29. ^ "Киберфолк" . Проект Киберсин. Архивировано 12 мая 2011 года в Wayback Machine . Проверено 6 августа 2020 г.
  30. ^ Эллман, Майкл (2014). Социалистическое планирование . Издательство Кембриджского университета. п. 372. ИСБН  978-1107427327 . Архивировано из оригинала 7 февраля 2024 г. Проверено 2 ноября 2020 г. Для СССР официальная советская статистика детской смертности дает слишком благоприятную картину. Для этого есть две причины. Во-первых, в СССР использовалось определение понятия «рождение», отличное от определения ВОЗ (глава 8, стр. 321–322). Процентное увеличение уровня детской смертности, вызванное переходом от советского определения к определению ВОЗ, по-видимому, колебалось от 13 процентов в Молдове до 40 процентов в Латвии. В Польше, население которой гораздо больше, чем в двух ранее упомянутых странах, этот показатель составил около 21 процента. Во-вторых, похоже, имело место значительное занижение регистрации смертей, особенно в некоторых регионах, таких как Центральная Азия и Азербайджан. Оценки «истинной» детской смертности в 1987–2000 годах показывают очень высокий рост по сравнению с официальными данными в Центральной Азии, Азербайджане, Албании, Румынии и Болгарии. В России, которая должна была принять определение «рождения» ВОЗ к 1993 г. и где недорегистрация намного меньше, чем в Центральной Азии или Азербайджане, в 1987–2000 гг. смертность составляет 26,5 процента.
  31. ^ Кеннеди, Пол (1987). Взлет и падение великих держав . Нью-Йорк: Рэндом Хаус. стр. 322–323 . ISBN  0-394-54674-1 .
  32. ^ Зелински, Дж. Г. (1973). Экономические реформы в польской промышленности . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  0-19-215323-4 .
  33. ^ Фон Мизес, Людвиг (1990). Экономический расчет в Социалистическом Содружестве (PDF) . Институт Людвига фон Мизеса . Архивировано из оригинала (PDF) 16 декабря 2014 года . Проверено 8 сентября 2008 г.
  34. ^ Хайек, Фридрих А. (1945). « Использование знаний ». Американский экономический обзор . XXXV: 4. стр. 519–530.
  35. ^ Биро, Габор (2022). «От Red Spirit к неэффективным пирамидам и институтам принуждения: Майкл Поланьи против экономического планирования», «История европейских идей, 2022» . История европейских идей . 48 (6): 811–847. doi : 10.1080/01916599.2021.2009359 . S2CID   225260656 Архивировано . из оригинала 16 августа 2022 г. Проверено 2022 г. 16 августа
  36. ^ Мачан, Тибор (2002). «Некоторые скептические размышления об исследованиях и разработках» (PDF) . Свобода и исследования и разработки: финансирование науки в свободном обществе . Гувер Пресс. ISBN  0-8179-2942-8 . Архивировано (PDF) из оригинала 31 октября 2006 г.
  37. ^ Дэниэлс, Роберт В. (2002). Конец коммунистической революции . Рутледж. стр. 90–92. ISBN  978-1-134-92607-7 . Архивировано из оригинала 07.11.2023 . Проверено 30 октября 2023 г.
  38. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ханель, Робин (2002). Азбука политической экономии . Лондон: Плутон Пресс. п. 262. ИСБН  0-7453-1858-4 .
  39. ^ «Плановая экономика» . Архивировано 28 февраля 2007 г. в Wayback Machine . Словарь.com. Полный (т. 1.1). Random House, Inc. (по состоянию на 11 мая 2008 г.).
  40. ^ «Командная экономика» . Архивировано 24 января 2007 г. в Wayback Machine . Интернет-словарь Мерриам-Вебстера . Проверено 11 мая 2008 г.
  41. ^ Россер, Мариана В.; Россер, Дж. Баркли (2003). Сравнительная экономика в трансформирующейся мировой экономике . МТИ Пресс. п. 7. ISBN  978-0-262-18234-8 . В командной экономике наиболее важные решения о распределении принимаются государственными органами и устанавливаются законом.
  42. ^ Швейкарт, Дэвид; Лоулер, Джеймс; Тиктин, Гилель; Оллман, Бертелл (1998). «Определения рынка и социализма». Рыночный социализм: дебаты среди социалистов . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 58–59. ISBN   978-0-415-91967-8 . «Для марксиста-антисталиниста социализм определяется степенью планированности общества. Планирование здесь понимается как сознательное регулирование общества самими ассоциированными производителями. Иными словами, контроль над прибавочным продуктом возлагается на большинство населения посредством решительно демократического процесса. [...] Продажа рабочей силы отменена, и труд обязательно становится творческим. Каждый участвует в управлении своими институтами и обществом в целом.
  43. ^ Швайкарт, Дэвид (2007). «Демократический социализм» . В Андерсоне, Гэри Л.; Герр, Кэтрин Г., ред. Энциклопедия активизма и социальной справедливости . Публикации Сейджа. п. 448. ISBN   978-1452265650 . Архивировано 17 июня 2012 года в Wayback Machine . Проверено 6 августа 2020 г. «Практически все социалисты дистанцировались от экономической модели, долгое время синонимичной социализму (т. е. советской модели нерыночной, централизованно планируемой экономики. [...] Некоторые поддержали концепцию рыночного социализма , посткапиталистического Экономика, которая сохраняет рыночную конкуренцию, но социализирует средства производства и, в некоторых вариантах, распространяет демократию на рабочие места. Некоторые выступают за нерыночную экономику участия. Все демократические социалисты согласны с необходимостью демократической альтернативы капитализму».
  44. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Троцкий, Леон. Сочинения 1932–33 гг . п. 96.
  45. ^ Вильгельм, Джон Ховард (1985). «В Советском Союзе управляемая, а не плановая экономика». Советские исследования . 37 (1): 118–130. дои : 10.1080/09668138508411571 .
  46. ^ Эллман, Майкл (2007). «Взлет и падение социалистического планирования». В Эстрине, Саул; Колодко, Гжегож В.; Увалич, Милица (ред.). Переход и за его пределами: Очерки в честь Марио Нути . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. п. 22. ISBN  978-0-230-54697-4 . Осознание этих фактов привело в 1970-х и 1980-х годах к разработке новых терминов для описания того, что ранее (и до сих пор называлось в публикациях Организации Объединенных Наций) называлось «централизованно планируемой экономикой». В СССР в конце 1980-х годов эту систему обычно называли «административно-командной» экономикой. Основополагающим для этой системы был не план, а роль административных иерархий на всех уровнях принятия решений; отсутствие контроля над принятием решений населением [...].
  47. ^ «Машина коммунизма. Почему СССР не создал Интернет». Архивировано 8 марта 2022 г. на Wayback Machine .
  48. ^ Харкевич, Александр Александрович (1973). Теория информации. Идентификация изображений. Избранные произведения в трёх томах. Том 3 . Информация и технологии: Москва: Издательство «Наука», 1973. – Академия наук СССР. Институт проблем передачи информации. п. 524.
  49. ^ Баски, Дональд Ф. (2000). Демократический социализм: глобальный обзор . Прегер. стр. 7–8. ISBN   978-0275968861 . «Иногда его называют просто социализмом, но чаще всего прилагательное «демократический» добавляют демократические социалисты, чтобы попытаться отличить себя от коммунистов, которые также называют себя социалистами. Все, кроме коммунистов, или, точнее, марксистов-ленинцев, считают, что современный коммунизм на практике является крайне недемократичным и тоталитарным, а демократические социалисты хотят подчеркнуть своим именем, что они решительно не согласны с марксистско-ленинской разновидностью социализма».
  50. ^ Причито, Дэвид Л. (2002). Рынки, планирование и демократия: очерки после краха коммунизма . Издательство Эдварда Элгара. п. 72. ISBN   978-1840645194 . «Возможно, менее ясно понимается, что сторонники демократического социализма (которые привержены социализму в указанном выше смысле, но противятся сталинскому командному планированию) выступают за децентрализованный социализм, посредством которого сам процесс планирования (интеграция всех производственных единиц в одну огромная организация) будет следовать принципу рабочего самоуправления».
  51. ^ Ван Ри, Эрик (1998). «Социализм в одной стране: переоценка» . Исследования восточноевропейской мысли . 50 (2): 77–117. дои : 10.1023/А:1008651325136 . ISSN   0925-9392 . JSTOR   20099669 . S2CID   146375012 .
  52. ^ Коц, Дэвид (2008). «Какая экономическая структура для социализма?» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 2 января 2011 г. Проверено 12 сентября 2012 г.
  53. ^ «После революции» . Membres.multimania.fr. 7 января 1936 года. Архивировано из оригинала 29 августа 2012 года . Проверено 12 сентября 2012 г.
  54. ^ Твисс, Томас М. (8 мая 2014 г.). Троцкий и проблема советской бюрократии . БРИЛЛ. стр. 105–106. ISBN  978-90-04-26953-8 .
  55. ^ «Совместное планирование посредством координации путем переговоров» (PDF) . 1 марта 2002 г. Архивировано (PDF) из оригинала 17 августа 2011 г. Проверено 30 октября 2011 г.
  56. ^ Костакис, Василис (2019). «Как воспользоваться преимуществами «цифровой революции»? Модульность и общее пространство». Архивировано 19 июня 2023 г. в Wayback Machine . Halduskultuur: Эстонский журнал административной культуры и цифрового управления . 20 (1): 4–19.
  57. ^ Шиварамакришнан, К.К. (2006). Участие людей в городском управлении: сравнительное исследование работы комитетов приходов в Карнатаке, Керале, Махараштре и Западной Бенгалии . Нью-Дели: Издательская компания Concept. п. 140. ИСБН  8180693260 .
  58. ^ Криттенден, Энн (18 декабря 1977 г.). «Кубинская экономика: как она работает» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 29 июня 2018 года . Проверено 29 июня 2018 г.

Дальнейшее чтение [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dfc2f7286f1eb7a553ea926c0a61bd46__1718224620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/df/46/dfc2f7286f1eb7a553ea926c0a61bd46.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Planned economy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)